Научная статья на тему 'Роль региональных международных экономических организаций в обеспечении сотрудничества и интеграции на американском континенте'

Роль региональных международных экономических организаций в обеспечении сотрудничества и интеграции на американском континенте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2392
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДСКАЯ ГРУППА / ЛАПЛАТСКАЯ ГРУППА / НАФТА / МЕРКОСУР / КАРИКОМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль региональных международных экономических организаций в обеспечении сотрудничества и интеграции на американском континенте»

Роль региональных международных экономических организаций в обеспечении сотрудничества и интеграции на американском континенте

О.П. Манойлов

(Московский новый юридический институт)

В современном мире, наряду с универсальными международными организациями, существуют и активно проявляют себя региональные организации. Предметом их деятельности являются, как правило, вопросы регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы. В соответствии с Уставом ООН (глава VIII), их создание и деятельность должны отвечать целям и принципам Устава ООН.

Однако все более очевидной становится и другая тенденция - тенденция на создание международных организаций, являющихся основой региональных интеграционных объединений1. Развитые государства Европы приступили к созданию интеграционного объединения в середине ХХ века; развивающиеся государства стали создавать подобные объединения преимущественно лишь в 70-80-ые годы прошлого века.

Рассмотрим некоторые крупные международные региональные экономические организации, существующие в настоящее время на Американском континенте с целью выявления их основных черт и особенностей.

НАФТА. Наиболее крупным и амбициозным проектом, безусловно, является создание зоны сводной торговли (ЗСТ) между тремя государствами Северной Америки -США, Канадой и Мексикой. Достаточно сказать, что численность населения этих стран превышает 373 млн человек (в ЕС - около 345 млн). Суммарный объем ВВП НАФТА равен приблизительно 7 трлн (в ЕС - 6,3 трлн). Правовая основа ЗСТ - Североамериканское соглашение о свободной торговле (далее -НАФТА), которое вступило в силу 1 января 1994 года.

На основании Соглашения сокращен средний уровень таможенного обложения и нетарифные барьеры. Нормы Соглашения содержат также положения, касающиеся ведения бизнеса в зоне свободной торговли, инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуренции, передвижения деловых людей через границы.2 Таким образом, проблематика взаимной торговли прямо и целенаправленно соседствует с вопросами инвестиционного режима.

НАФТА предусматривает поэтапное устранение таможенных пошлин и неторговых ограничений; либерализацию инвестиционного режима; обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности; разработку совместной программы по борьбе с загрязнением окружающей среды. Органами НАФТА являются: Комиссия по свободной торговле, Координирующий секретариат, комитеты и рабочие группы. В Комиссию по свободной торговле входят представители государств-учас-тников на уровне министров торговли. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения, помогает разрешать споры, возникающие при толковании Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.

Работе Комиссии содействует Координирующий секретариат НАФТА (N08). Он исполняет роль рабочего секретариата при Ко -миссии, а также служит официальным архивом. В секретариате работают канадская, американская и мексиканская национальные секции по разрешению споров.

В рамках комитетов и рабочих групп НАФТА осуществляется работа по выработке норм, направленных на совершенствование

созданной зоны свободной торговли, в частности в том, что касается происхождения товаров, таможенных режимов, торговли сельскохозяйственными товарами, субсидий, государственных поставок, трансграничного передвижения физических лиц.

Международная торговля внутри ЗСТ происходит, таким образом, на основе как правил ВТО (Всемирной торговой организации), так и правил НАФТА. Особый интерес представляет механизм разрешения споров в НА-ФТА3. Соглашением предусмотрено дружеское разрешение споров между государствами с участием соответствующего комитета, рабочей группы или консультативного органа. Ряд статей содержит специальные нормы: глава 20 - общие положения о разрешении споров; глава 19 - положения, касающиеся споров по вопросам компенсационных пошлин и антидемпинговых мер; глава 11 посвящена арбитражу в случае инвестиционных споров. Предусмотрены отдельные процедуры разрешения трудовых споров и разногласий по охране окружающей среды.

Процедуры разрешения споров представляют собой некую смесь из правил, которые практикуются при разрешении споров в ВТО, и специфических правил НАФТА, зачастую порожденных англосаксонским правовым менталитетом. На первом этапе разрешения спора проводятся консультации. Если в течение 30 дней они не привели к успеху, любая сторона может потребовать создания арбитражного жюри. С выводами жюри стороны обязаны согласиться. Если в течение 30 дней стороны в споре не смогли договориться о принятии доклада жюри, сторона-истец имеет право прибегнуть к контрмерам. Контрмеры выражаются в приостановлении преимуществ, которые получены второй стороной по договору НАФТА.

В главе 19 Соглашения предусмотрено, что спор между двумя странами по вопросам антидемпинговых и компенсационных пошлин рассматривается экспертами, представляющими эти страны, на основе своих национальных норм и мер. Тем самым разрешение спора в трехстороннем международном договоре принимает характер двустороннего механизма (всего рассмотрено около 80 споров в соответствии с главой 19).4

Что же касается разрешения инвестиционных споров, то для этого в НАФТА используются процедуры “смешанного” арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством. Процессуально-правовой основой для разрешения таких споров служат общие правила, установленные соглашениями о защите иностранных инвестиций и Международным центром по разрешению инвестиционных споров. Зафиксированы также принципы справедливости и прозрачности при разрешении споров.

Новацией является возможность предоставления права частному лицу выступить с иском непосредственно против соответствующего правительства в связи денежными убыт-ками5. Процедуры при этом осуществляются по нормам Конвенции о Международном центре по разрешению инвестиционных споров и по его регламенту либо по нормам ЮНСИТРАЛ.

В 1993 году было принято соглашение о защите рабочих мест и экологии в связи с международной торговлей. Для разрешения споров подобного рода была создана трехсторонняя межгосударственная комиссия. Если она не в состоянии решить спор, он рассматривается арбитражной комиссией, состоящей из независимых экспертов. Подобный механизм свидетельствует, как представляется, о появлении элементов наднационального регулирования в рамках НАФТА.

Интересно, что национальные секции НАФТА разрешают аналогичные споры, которые имеют место у стран-участниц по соглашениям о свободной торговле с третьими странами, т.е. за пределами НАФТА. Так, канадская секция секретариата НАФТА одновременно рассматривает споры, которые могут возникнуть в связи с канадско-израильским соглашением о свободной торговле (глава 8) и канадско-чилийским соглашением о свободной торговле.

НАФТА - это соглашение, которое рассчитано на расширение за счет присоединения к нему новых участников.6 Членство в НАФТА является открытым для всех стран, изъявляющих желание присоединиться и способных принять на себя соответствующие обязательства, включая вопросы труда и окружающей среды.

В 1995 году начались переговоры о присоединении к НАФТА Чили. Эта страна провела существенное снижение тарифов (до среднего 15%-ного уровня), а позднее, столкнувшись с противодействием США, заключила временное двустороннее соглашение о свободной торговле с Канадой. Одновременно были заключены чилийско-канадские двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны труда и окружающей среды. Шли также переговоры о пересмотре двустороннего соглашения о свободной торговле между Мексикой и Чили.

Следует обратить внимание на еще один важный аспект. В рамках НАФТА действует соглашение по сотрудничеству в сфере труда. На основе соглашения была создана Комиссия по сотрудничеству в сфере труда. Ее задача - содействовать сотрудничеству по трудовым вопросам между членами НАФТА, способствовать эффективному исполнению национального трудового законодательства. Комиссия состоит из Совета Министров, в состав которого входят министры труда от каждой из стран-участниц. Секретариат Комиссии располагается в Далласе (штат Техас). Секретариат обеспечивает административную, техническую и производственную помощь Совету, несет ответственность за осуществление ежегодной рабочей программы. В национальных органах по труду каждой страны имеются отделы, которые отвечают за реализацию Соглашения.

Одновременно в соответствии с соглашением о сотрудничестве области охраны окружающей среды в НАФТА была создана Комиссия по сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды. В рамках Комиссии работают Совет, Совместный общественный консультативный комитет и Секретариат. Совет -это руководящий орган Комиссии; он состоит из представителей на уровне министров от каждой из трех стран. Совместный общественный консультативный комитет насчитывает пятнадцать членов, по пять представителей от каждой страны. Он консультирует Совет по любым вопросам в рамках Соглашения. Секретариат обеспечивает административную, техническую и оперативную помощь Совету и несет ответственность за осуществление ежегодной рабочей программы. Он также рассмат-

ривает жалобы, поступающие от неправительственных организаций или частных лиц, в связи с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды. Рабочие группы, включающие представителей трех стран, работают над развитием региональных планов действий по запрету использования ряда химикатов.

Таким образом, можно говорить о том, что за годы существования НАФТА, сложилась отлаженная организационно-правовая инфраструктура для реализации Соглашения о свободной торговле. Влияние Соглашения распространяется на другие сферы экономики и политики в Североамериканском регионе.

НАФТА - это пример интеграционного объединения, в котором оказались страны неравного экономического веса (на США приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран). В этом смысле оно может представить интерес как пример для постсоветского пространства, на котором экономически преобладает Россия.

Другие организации и объединения. Помимо НАФТА, в данном регионе мира существует еще несколько важных международных экономических организаций, большинство из которых являются организационной основой определенного интеграционного объединения, находящегося на той или иной стадии развития. К таким организациям можно отнести:

1. Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ); в ее рамках образованы: Андская группа; Лаплатская группа; Амазонский пакт;

2. Карибское сообщество (КАРИ-КОМ), которое раньше называлось Карибской ассоциацией свободной торговли;

3. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР);

4. Латиноамериканскую экономическую систему (ЛАЭС);

5. МЕРКОСУР (интеграция стран южного конуса).

В латиноамериканских странах подру-гому видят цели и предназначение интеграции. Возникла даже теория “периферийной экономи-

ки” (Рауль Пребиш). Суть ее в том, что отсталая экономика развивающихся стран эксплуатируется промышленно развитыми странами через механизм цен, и нужно проводить индустриализацию, в первую очередь в отраслях, способных заменить импорт, чтобы добиться эквивалентного обмена в торговле с развитыми странами. Интеграция видится как средство достижения этих целей.

Интеграция как метод организации международных отношений дополняется различными формами сотрудничества. Так, например, на основе принципа договорной специализации государства континента заключают межгосударственные соглашения о промышленном взаимозамещении и взаимодополнении экономик. Можно сделать вывод, что сама по себе такая практика служит началом интеграции и способна привести к той или иной форме интеграционного объединения. В рамках регионального сотрудничества и интеграции на континенте образуются:

0 зоны свободной торговли классического типа, например, КАРИКОМ;

0 многосторонние организации, ориентированные на промышленно-координационные и консультационные формы сотрудничества, например ЛАЭС;

0 организации, ориентированные на

разработку и реализацию отдельных совместных проектов, например Лаплатская группа (занимается вопросами экономики и экологии бассейна рек Ла-Плата);

0 организации, предметом деятельности и регулирования которых является приграничное сотрудничество (зачастую эта проблематика входит в круг ведения ЗСТ);

0 ассоциации стран-производителей или экспортеров определенного товара, группы товаров, например Латиноамериканская ассоциация производителей мяса, Ассоциация латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна - экспортеров сахара.

Латиноамериканская ассоциация интеграции. Одной из наиболее заметных организаций, после НАФТА, на американском континенте является Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Она была создана в 1980 году и заменила собой Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ), существовавшую с 1961 по 1980 год.

Цель ЛАИ - создание и развитие латиноамериканского общего рынка на основе, подготовленной ЛАСТ (ЗСТ). Членами организации были 11 стран, подразделяющиеся на 3 группы: более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика); средний уровень (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили); наименее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор). В 1999 году членом ЛАИ стала Куба. В рамках ЛАИ действует система преференций со стороны более развитых стран применительно к менее развитым странам в сфере торговли.

Органами ЛАИ являются: Совет министров иностранных дел, Конференция; Комитет представителей. Совет министров иностранных дел - высший орган ЛАИ. Комитет представителей - постоянный орган. Конференция собирается 1 раз в год и изучает возможные направления интеграции. Штаб-квартира ЛАИ находится в г. Монтевидео (Уругвай).

Андская группа. На субрегиональном уровне в 1978 году было подписано соглашение о создание группы, получившей название Андской группы (соглашение вступило в силу в 1980 году). Ее целью декларируется совместное изучение, освоение, использование бассейна реки Амазонки и охраны ее ресурсов. Участниками Андской группы являются: Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор.

За прошедшие годы наибольшие успехи в деятельности Группы достигнуты в области экологии. Создана андская система экологической информации. Латиноамериканские страны резко повысили требования по экологической безопасности проектов. Новое название Андской группы - Андское сообщество наций: процесс взаимодействия, начавшийся с совместных проектов и интеграции, перерастает в новую фазу.

Лаплатская группа. В 1969 году в рамках ЛАИ была образована Лаплатская группа. Ее цель - гармонизация развития и охрана природных ресурсов бассейна рек Ла-Плата. Штаб-квартира находится в г. Буэнос-Айрес.

Амазонский пакт. В 1978 году был заключено так называемый Амазонский пакт. Предметом деятельности данной организации является региональное сотрудничество в области экологии, совместное изучение и освоение ресурсов Амазонии.

Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС). Общеконтинентальной экономической организацией, объединяющей 26 из 37 латиноамериканских государств, стала ЛАЭС - Латиноамериканская экономическая система. Ее цель - разработка скоординированной политики в области сельского хозяйства, производства продовольствия, разработка и реализация общих планов развития энергетики, машиностроения, валютно-финансовой интеграции. ЛАЭС выступает за общую стратегию развития внешнеэкономических связей с США. В рамках ЛАЭС образован Латиноамериканский банк.

КАРИКОМ. Наиболее устойчивой следует признать организацию Карибского сообщества - КАРИКОМ, созданную в 1973 году на основе договора, подписанного в Тринидад и Тобаго. КАРИКОМ - преемник Карибской ассоциации свободной торговли, основанной в 1968 году. В организацию входят 16 стран Ка -рибского бассейна, включая зависимые территории.

Составной частью сообщества является Карибский общий рынок. В его рамках полностью ликвидированы торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Гайаной, Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран, т.е. вышли на стадию таможенного союза. Для финансового обеспечения деятельности КАРИКОМ функционирует Карибский банк развития. Созданы также Карибская инвестиционная корпорация, Карибский инвестиционный фонд.

Наименее развитые страны региона объединились в Восточнокарибский общий

рынок. Применительно к ним наблюдается тенденция к созданию общей валюты и совместного Центрального Банка. Целью КАРИ-КОМ, таким образом, является содействие экономической интеграции через создание общего рынка, экономическое сближение стран региона, координацию внешней политики.

В настоящее время в регионе реализуется модель интеграции, основанная на ослаблении государственного вмешательства в экономику; с 1995 года обеспечивается свободное перемещение граждан.

МЕРКОСУР. Истоки создания Южного общего рынка уходят в 1980-е годы ХХ века, когда Аргентина и Бразилия подписали

акт об интеграции; к нему позднее присоединились Парагвай и Уругвай. В 1991 году все эти страны подписали Асунсьонский договор, который и оформил новую организацию. В 2004 году присоединиться к МЕРКОСУР в качестве ассоциированных членов в дополнение к Чили, Боливии, Перу выразили желание Венесуэла и Мексика. Население стран-участниц МЕРКО-СУР составляет порядка 220 млн человек. Суммарный ВВП - 1,1 трлн долл. При этом на Бразилию приходится: 80% населения, 43% торговли, около 60% экспорта и 30% импорта.

МЕРКОСУР изначально поставил целью создание зоны свободной торговли и таможенного союза. Однако этим организация не ограничивается; ставится задачи более широкого экономического, а также социально-политического характера. Важным направлением становится инвестиционное сближение с Евро-союзом7.

Закономерности развития интеграции постепенно ведут и к другим шагам: речь идет

о формирование парламента МЕРКОСУР и создании единой валюты8. Усиливаются взаимосвязи между самими интеграционными объединениями Америки. Растет например, сотрудничество между МЕРКОСУРом и Андским сообществом наций; в 2002 году было принято решение о сближении этих организаций в целях укрепления торгово-инвестиционных связей и повышения качества жизни южноамериканских народов.9 В настоящее время рассматриваются проекты объединения НАФТА и МЕРКОСУР, НАФТА и КАРИКОМ в рамках создания Всеамериканской зоны свободной торговли (ВЗАСТ).

Органами МЕРКОСУР являются: Совет общего рынка; Группа общего рынка - исполнительный орган; Арбитражный суд. Специальным протоколом создана система рассмотрения споров о толковании и применении положений Договора, решений Совета и Группы общего рынка. Право обращения к этому механизму имеют как государства-члены, так и частные лица, если в отношении них принято решение одного из органов, нарушающее Договор и заключенные на его основе соглашения.

Процедура рассмотрения спора следующая: если между спорящими сторонами не достигнуто согласие, то любая из сторон может передать спор на рассмотрение Группы

общего рынка. Группа выносит в адрес сторон рекомендации, не имеющие обязательной силы. Если разногласия не разрешены на основе рекомендаций, любая из сторон может просить Группу создать арбитраж из арбитров, включенных в специальный список всеми государствами-членами. Решение принятое арбитражем является окончательным и обязательным для сторон.

В 2002 году между Кубой и Бразилией было подписано соглашение о преференциальных тарифах. Не исключено, что это только первый шаг на пути к преференциальному соглашению между Кубой и всем интеграционным объединением в целом.

Межамериканский банк развития.

В финансовой сфере на американском континенте также созданы и действуют региональные и субрегиональные организации. Наиболее заметным и влиятельным является Межамериканский банк развития (1959 г.). Это подтверждает вывод о том, что процесс интеграции постепенно вбирает в себя не только проблематику международной торговли, но и вопросы финансового и инвестиционного взаимодействия.

Впервые идея создания общего банка была высказана на Первой межамериканской конференции стран Латинской Америки 1889 года в Боготе. США выступили против данного проекта, опасаясь конкуренции со стороны банка частным американским банкам. В 1940 году США подписали Соглашение об учреждении Межамериканского банка, но Сенат не ратифицировал его по той же причине.

В 1958 году Межамериканский экономический и социальный совет Организации американских государств (ОАГ) создал комиссию из представителей правительств государств региона и поручил создать Устав финансового органа, впоследствии получившего название Межамериканский банк развития (МАБР). В следующем году соответствующее Соглашение было подписано США и 19 латиноамериканскими государствами - членами ОАГ. МАБР - региональная межправительственная кредитно-финансовая организация, основанная как дополняющая сложившуюся американскую экономическую систему и возглавляемая ОАГ. Целью МАБР является содействие ускорению процесса социального и экономического развития стран региона инди-

видуально и коллективными усилиями (разд.1, ст. 1 Устава)10.

В настоящее время приоритетное внимание МАБР уделяет следующим направлениям: становление и развитие частных предприятий; охрана окружающей среды; стимулирование экспорта; укрепление рыночной экономики. Определяющая задача Банка - усиление интеграции латиноамериканских стран.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, можно сделать ряд выводов. Правовые модели интеграции, которые имеют место на американском континенте, существенно отличаются от европейской модели. Так, например, интеграционное взаимодействие в Северной Америке между США, Канадой и Мексикой отличается более комплексным подходом, более широким кругом вопросов, изначально включенных в процесс интеграции. При этом стремление к созданию наднациональных структур значительно менее выражено; Соединенные Штаты, тем самым, оставляют место для одностороннего влияния на принимаемые внутри интеграционного объединения решения.

Различия в уровнях экономического развития заставляет прочие страны континента, с одной стороны, держаться подальше от интеграции, которую инициируют и которой управляют США. Отсюда такое многообразие региональных и субрегиональных интеграционных объединений развивающихся стран. С другой стороны, США стремятся к созданию панамериканской зоны свободной торговли, и многие государства Латинской Америки благосклонно встречают эти устремления.

Региональные экономические организации создают дополнительные условия развития механизмов, стимулов и возможностей для успешной интеграции в мировую экономику, для наибольшего извлечения выгоды из новой системы международного разделения труда.11

Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о возможном вступлении России в МАБР (и в некоторые другие региональные организации). Банк мог бы стать для России дополнительным каналом связей со странами Латинской Америки. Членство в МАБР дает возможность участвовать в экономически выгодных проектах на равных условиях с другими странами, в проводимых Банком международных торгах на поставку оборудования, технологий, услуг, в распределении промышлен-

ных заказов, кредитуемых МАБР для этого региона.

Примечания:

1 Шумилов В.М. Международное право. М.: 2007, с. 131-135, 148-151, 274-276.

2 OAS Overview of the Northern American Free Trade Agreement, -site Organizations of American States, 2005

3 В 2002-2003 гг., например, имели место споры США с Мексикой по поводу антидемпинговых пошлин в Мексике на импорт риса и говядины из США.

4 OAS Overview of the Northern American Free Trade Agreement, -site Organizations of American States, 2004.

5 R. Folson, W.D.Folson. Understanding NAFTA and its international Business Implications. N.Y. 1997.

6 OAS Overview of the Northern American Free Trade Agreement, -site Organizations of American States, 2004.

7 Clarin. Buenos Aires. 11.04. 04.

8 Романова З. Латинская Америка: региональная интеграция на новом витке развития.// “Мировая экономика и международные отношения”, № 10, 2005.

9 Buenos Aires Herald. 07.12.02.

10 Agreement Establishing the Inter-American Development Bank. Art.1.

11 Международная экономическая интеграция /под ред. Н.Н. Ливенцева.-М.: Экономистъ, 2006.

ош» Г.Ю. Касьянова

^ Экспорт и импорт + Сй

- М.: “АБАК”, 2007. - 400 с.

В книге рассматриваются вопросы правового регулирования внешнеторговой деятельности и порядок отражения соответствующих операций в бухгалтерском и налоговом учете. Она может быть полезна как начинающим, так и квалифицированным и опытным экспортерам и импортерам, поскольку, с одной стороны, написана простым и понятным языком и отражает действующий порядок осуществления внешнеторговых сделок, а с другой стороны, в ней рассматриваются сложные ситуации, и приводится много практических примеров, которые будут интересны для тех, кто только осваивает внешнеторговые операции.

Книга снабжена большим справочным материалом - всеми нормативно-правовыми документами, которые могут потребоваться при осуществлении экспортно-импортных операций. Читатель может найти их на СБ-диске, прилагаемом к этой книге. Речь идет о более 3000 документов, в числе которых: конвенции и международные соглашения; российское федеральное законодательство; классификаторы: таможенный, валютный и др.; формы таможенных и налоговых деклараций; документы с разъяснениями ФТС России, ФНС России, Минфина России и др.

Издание адресовано юристам, бухгалтерам и руководителям организаций, осуществляющим внешнеторговые операции, аудиторам, студентам и преподавателям экономических и правовых факультетов и всем заинтересованным лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.