Научная статья на тему 'Роль рефлексии в формировании компетентности'

Роль рефлексии в формировании компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ В КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / REFLECTION / SKILL LEVEL OF THE TEACHING STAFF / THE TRANSLATION OF KNOWLEDGE INTO COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаров Николай Михайлович, Иванова Надежда Владимировна, Сафронов Вячеслав Михайлович

Реализация требований ФГОС ВПО, компетентностный подход в высшем образовании, рефлексия, привлечение практиков к предоставлению образовательных услуг, повышение уровня практической грамотности профессорско-преподавательского состава вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комаров Николай Михайлович, Иванова Надежда Владимировна, Сафронов Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of reflection in the formation of competence

The implementation of the requirements of the федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования, competence approach in higher education, reflection, attracting practitioners to provide educational services, increasing practical literacy teaching staff of universities.

Текст научной работы на тему «Роль рефлексии в формировании компетентности»

Комаров Николай Михайлович

Komarov N.M. д.э.н., профессор Doctor of economic Sciences, professor Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Russian state University of tourism and service, Moscow E-Mail: nikolai_komarov@mail.ru

Иванова Надежда Владимировна

Ivanova N. V., к.п.н., доцент НОУ ВПО ИГУПИТ candidate of the pedagogical sciences E-Mail: nada102@yandex.ru

Сафронов Вячеслав Михайлович

Safronov V.M.

Ст. преподаватель, НОУ ВПО ИГУПИТ, Москва

Lecturer, Moscow E-Mail: saft_102@mail.ru

Роль рефлексии в формировании компетентности

Role of reflection in the formation of competence

Аннотация: Реализация требований ФГОС ВПО, компетентностный подход в высшем образовании, рефлексия, привлечение практиков к предоставлению образовательных услуг, повышение уровня практической грамотности профессорско-преподавательского состава вузов.

Ключевые слова: компетентность, рефлексия, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, преобразование знаний в компетенции.

The Abstract: The implementation of the requirements of the федеральных

образовательных стандартов высшего профессионального образования, competence approach in higher education, reflection, attracting practitioners to provide educational services, increasing practical literacy teaching staff of universities.

Keywords: Competence, reflection, skill level of the teaching staff, the translation of knowledge into competence.

***

Рефлексия (от позднелат. Reflexio- обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия, в конечном счете, есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле рефлексия есть метод философии, а диалектика - рефлексия разума1.

Рефлексия ... - междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной

1БСЭ, 1969-1978

1

активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, -в традиционном смысле- на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т.д.2».

Как видно из приведенных определений рефлексия непосредственно связана с полученными знаниями и с обращением человеком этих знаний на самого себя. По мнению авторов, следует увязать рефлексию с получаемыми знаниями и превращением их в компетенции.

«...И сколько мы ни будем писать лозунги, что надо воспитывать через обучение, реально этого сделать нельзя. Если я прихожу на 45 минут, передо мной класс, и я должен поработать с отстающими, дать задание, рассказать новый материал, - в лучшем случае лишь немного индивидуализации, ничего больше. И я должен передавать им знания3».

И Щедровицкий Г.П. поясняет.. «Какие знания? Это новый интересный вопрос. Смотрите: был учитель, который одновременно выступал и как ученый. И он передавал знания применительно к некоторым ситуациям. А в ситуациях действовал его ученик.

Что происходит дальше? Знания ведь надо вырабатывать. Поэтому появляется совершенно особая позиция. Теперь уже не один человек вырабатывает знания и учит: учит один, а вырабатывает знания другой. Ученый отделяется от учителя и садится в научноисследовательский институт. И там он начинает производить знания, но, обратите внимание, знания не для обучения, а знания сами по себе. Наука отделяется от учебных предметов. Далее, ученый производит знания не для той ситуации, в которой обучает учитель, и не для той ситуации, в которой ученик применяет знания. Он начинает производить «знания вообще4».

Что же происходит? Теория оторвана от практики. Но не только. Она оторвана и от учителя. А, следовательно, и от ученика.

Описанная выше ситуация может быть представлена как модель диады «учитель-теоретик - ученик» (рис. 1).

Рис. 1. Модель диады - парной связи «учитель-теоретик - ученик» в условиях отрыва знаний

Учителя от практики

2 Википедия

3Щедровицкий Г.П.Мышление. Понимание. Рефлексия. - М.: Наследие ММК. 2005. - 800 с. - 18БК 5-

98808-003-0

4 Там же

А как же тогда компетенции? Откуда они возьмутся? «Теоретики» пишут очень «умные» книги, учителя их читают и преобразуют в учебники (зачастую и сами «теоретики» пишут учебники). Ученики с учителями «штудируют» учебники, а где методика преобразования знаний учебников в компетенции? Как это работает? Где те практики, которые должны «увязать» теорию с практикой? Им нет места ни в школе (должно быть педагогическое образование - ведь учителя - воспитывают), ни в институте (какой же практик пойдет на такую зарплату?). Можно констатировать, что сегодня наша система образования делает все, что бы оттолкнуть от себя так необходимых практиков.

Описанная ситуация должна соответствовать триадному уровню инфографического моделирования компонентов системы «ученый - учитель-теоретик - ученик» (рис. 2).

Рис. 2. Модель триады -связи «ученый - учитель-теоретик - ученик» в условиях связи знаний

Учителя с практикой.

Что же должно заменить практиков в формировании компетенций? В мире есть понятие «коучинг» (тьюторство) - в вольном переводе - «дать удочку и научить ловить рыбу» (кстати - ловить рыбу и учить ловить рыбу можно и без ученых степеней).

В современной практике существует много примеров того, как люди достигают незаурядной (гениальной) компетенции не имея не только ученых степеней, но порой и высшего образования (С. Джобс) являют собой кладезь того, что необходимо студенту для приобретения нескольких компетенций. Из сказанного следует, что необходимо пересмотреть существующие сегодня положения о присвоении ученых званий (доцент, профессор). Ибо вызывает большое сомнение: как человек, не имеющий соответствующей практики, сможет давать (воспитывать) компетенции у студентов.

Минобрнауки РФ предлагает найти такую замену самим вузам. Но при этом оно оставляет за собой право надзора (не менее ... докторов, не менее ... кандидатов, если их нет

- нет и аккредитации, а нет аккредитации - нет набора и т.д.) со всеми вытекающими обстоятельствами. А из-за недобросовестных чиновников (а может быть и не только из-за них) возникает не восприятие всех, кто пытается в вузах как-то «увязать» науку с практикой.

Необходимо подвергнуть критике чиновников ВАК, которые считают, что контингент преподавателей вузов соответствует требованиям ВАК для защиты диссертации. А практики должны заниматься практикой, чиновники должны управлять, а если они хотят переосмыслить свой опыт, «обнаучив» его, то, видимо они коррупционеры и хотят «купить» ученую степень.

Подобная позиция чиновников от науки разрушает базу высшей школы и это необходимо похоронить.

Персонал преподавателей вузов безнадежно оторван от реальной практики и поэтому необходимо максимально поощрять специалистов-практиков и чиновников для их работы (по совместительству) в вузах. Они способны дать студентам представление о работе в реальной экономике, при этом готовясь к занятиям практики обязательно осмыслят с научной точки зрения свой практический опыт.

Авторы далеки от мысли, что и дальше необходимо не замечать диссертации «цельнотянутые» или купленные. Наше мнение, что необходимо ответить на вопрос: что виновато в сложившейся обстановке и именно такой подход позволит изменить (исправить) ситуацию.

Другие методы борьбы общество уже «проходило», например, борьба с алкогольной зависимостью привело к тому, что пьянство выросло за счет употребления различной «бормотухи» и «бодяжничества», но были потеряны виноградники и оснащенные западной технологией заводы по производству пива. А в чем их вина?

Так как формировать компетенции? Откуда возьмется рефлексия?

Ответ очень прост: нужно восстанавливать связь науки с производством, естественно, на новом уровне.

На взгляд авторов этот процесс должен быть запущен незамедлительно. «Промедление смерти подобно.5».

«В экономическом аспекте знания отдельного человека включают в себя, во-первых,

формальное образование и опыт, накопленный в процессе деятельности, во-вторых,

находящиеся в собственности этого человека объекты авторского и приравненного к нему

права, в третьих, репутацию личности, известность этого человека в социуме и в

профессиональных кругах.Часть знаний человека - формальное образование - приобретается

им на рынке образовательных услуг либо за счет государственного бюджета, либо по ^ 6 рыночной стоимости ».

Авторы представляют модель формирования квалификации преподавателя, существующая сегодня (рис. 3).

Рис. 3. Модель формирования квалификации преподавателя, существующая сегодня

5В.И. Ленин «Письмо к товарищам большевикам, участвующим на областном съезде Советов Северной области» от 8 октября 1917 г.),

6 По материалам монографии «Когномика» (глава 5). obr-econ.muh.ru>соп1епШос/110620 ео 04.doc

Чего же не хватает? Не хватает практических навыков у преподавателя, которые можно было бы передать «ученику» - студенту.

«За рубежом активно развиваются новые формы сотрудничества специалистов -сообщества практики (СоттипіїуоіРгасІісе). Под сообществом практики понимается постоянно работающий виртуальный семинар для специалистов в достаточно узкой области деятельности.

Основными задачами сообществ практики являются:

• обмен опытом, знаниями, информацией;

• повышение квалификации, коллективное обучение;

• обмен идеями, повышение креативности сотрудников;

7

• создание нового знания» .

И тогда модель формирования квалификации преподавателя,по мнению авторов, можно представить следующимобразом (рис. 4).

Квалификация «теоретик-практик» подразумевает умение «учителя» формировать компетенцию (компетенции) у «ученика».

Так происходит в научных школах, когда «умные идеи» учителя ученики превращают в «конкретные» результаты. Если в научной сфере эти принципы реализуются достаточно просто: нужна «светлая» голова, учитель и соответствующая логика построения, то уже в научно-производственной сфере требуется создание соответствующего оборудования, без которого научная идея не может быть реализована (проверена).

Эти же требования должны реализовываться при соединении науки с практикойв вузе (необходимы средства и методики их использования).

Как формировать практические навыки, соединять науку с практикой?

Рис. 4. Модель формирования квалификации преподавателя на «новом» уровне.

7Плотинский Ю.М. - к.т.н., доцент кафедры социальной информатики социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

На взгляд авторов есть два пути:

• Привлечение «практиков» к преподаванию -наличие в штате тьюторов (разделение функций чтения лекций - теоретик, и формирования компетенций - практик -тьютор), создав для них систему мотивации;

• Формирование практических навыков у «теоретиков» - совмещение преподавания с тьюторством (о способах их мотивации - ниже).

По мнению авторов, применительно к экономическим вузам первый путь мог бы выглядеть следующим образом (рис. 5).

Сквозная задача. Комплексное использование средств и методик

Компетенции

Маркетолог

Производственник

Менеджер

Финансист

Тьюторы

Рис. 5. Привлечение «практиков» к преподаванию

К сожалению, в сегодняшних условиях этот путь реализовать практически невозможно

- трудно привлечь большого специалиста на сегодняшнюю зарплату.А отсюда задача -формирование «команды» в вузе.

Авторы предлагают сформулировать некие качества преподавателей и требования к целям формирования команды.

Качества преподавателей:

А1 - Профессионализм;

А2 - Дружелюбие;

А3 -Интриган;

А4 - Дружеские (родственные) отношения с руководителем;

А5-Идеальный работник.

Цели формирования команды (коллектива):

1 - Образовательный процесс (оказание образовательных услуг);

2 - Внеслужебные отношения;

3 - Идеальный коллектив.

Авторы предлагают сформировать ряд матриц (моделей), используя подход SWOT-анализа для оценки качества в зависимости от целей.

1. Образовательный процесс (оказание образовательных услуг)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможности Угрозы

А1 Профессионализм +

А2 Дружелюбие +

А3 Интриган +

А4 Дружеские (родственные) отношения с руководителем +

А5 Идеальный работник +

2 - Внеслужебные отношения

Возможности Угрозы

А1 Профессионализм +

А2 Дружелюбие +

А3 Интриган +

А4 Дружеские (родственные) отношения с руководителем +

А5 Идеальный работник +

3 - Идеальный коллектив

Возможности Угрозы

А1 Профессионализм +

А2 Дружелюбие +

А3 Интриган +

А4 Дружеские (родственные) отношения с руководителем +

А5 Идеальный работник +

Как видно из представленных моделей, требования образовательного процесса и идеальности совпадают, из чего можно сделать вывод: идеальный коллектив «заточен» на образовательный процесс.

Как в команде реализовать требования формирования нужного профессионализма (теоретик-практик)?

Если остальные требования к преподавателям можно реализовать путем отбора, то профессионализм, формирующий компетенции, можно сформировать сотрудничеством (как внутри коллектива, так и за его пределами) или ротацией (создание альянса с синергетическим эффектом).

Как организовать сотрудничество?

Хотелось бы, конечно, иметь сообщества российских практиков, но быстро этого сделать невозможно, да и потребности в этом у основной массы преподавателей нет. Поэтому, на взгляд авторов, целесообразноорганизовать обмен опытом, знаниями, информацией в вузе.

Такие формы в практике учебных заведений есть: открытые уроки, обмен опытом путем проведения семинаров. Однако, эти формы эффективно смогут работать, если в коллективе есть преподаватели, имеющие опыт работы тьюторами (практически таковые в основной массе вузов отсутствуют).

В таком случае, по мнению авторов, наиболее эффективен вариант повышения квалификации сотрудников.

Применительно к экономическим вузам повышение квалификации преподавателей, по мнению авторов, может проходить в несколько этапов.

Первый этап - заключение договоров с фирмами, оказывающими консалтинговые

услуги предприятиям в соответствующих областях:

• Реструктуризация предприятия - может использоваться при отработке дисциплин: «Реструктуризация предприятий», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом» и др.

• Формирование команды управления - «Менеджмент», «Управление

персоналом», «Инновационный менеджмент» и др.

• Маркетинговые исследования в различных отраслях - «Маркетинг», «Бизнес-планирование», «Инновационный менеджмент» и др.

• Анализ финансово-экономической деятельности предприятий - «Финансовый менеджмент», «Финансы предприятия», «Финансы и кредит» и др.

• И т. д.

Обобщающей задачей для преподавателей будет, например, разработка бизнес-плана развития (создания, реструктуризации и т.д.) предприятия.

Следующий этап - отработка полученных знаний на практических занятиях со студентами и формирование соответствующих опыта и навыков у преподавателей.

Третий этап - после получениясоответствующих опыта инавыков - обмен идеями, повышение креативности сотрудников.

Все это позволит, по мнению авторов,создать новое знание у сотрудников и, соответственно, поднять на новый (наверное, именно это и предусматривает ФГОС ВПО) уровень подготовки выпускников вуза - добавить к «знать и уметь» - «владеть».

В работе представлены и впервые прокомментированыследующие положения:

• Увязка рефлексии с получаемыми знаниями и превращением их в компетенции, путем изменения профессиональных качеств преподавателя.

• Отрыв преподавателей вузов от науки и практики, что не позволяет реализовать положения ФГОС ВПО «владеть».

• Необходимость решения проблемы «владеть».

• Необходимость формирования в вузах «команды» и духа сотрудничества.

В работе предложена модель решения проблемы «владеть», как минимум двумя путями и механизмы ее реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щедровицкий Г.П.Мышление. Понимание. Рефлексия. - М.: Наследие ММК, 2005. - 800 с. - ТББК 5-98808-003-0.

2. По материалам монографии «Когномика» (глава 5). оЬг-

есоп.шик.гц>соп1еп1;Мос/110620 ео 04.doc

3. Комаров Н.М., Иванова Н.В., Сафронов В.М., Комаров К.Н.Инфографическое моделирование конкурентоспособности специалистов

4. Комаров Н.М., Иванова Н.В., Сафронов В.М., Новожонов С.Г.Влияние высокотехнологичности на формирование требований к профессиональной компетентности специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.