Научная статья на тему 'К вопросу о роли рефлексии в формировании компетентности'

К вопросу о роли рефлексии в формировании компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ В КОМ&SHY / ПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаров Николай Михайлович, Иванова Надежда Владимировна, Сафронов Вячеслав Михайлович

В статье рассматривается компетентностный подход к подготовке персонала, определяющий, в конечном счете, уровень образованности граждан в государстве. Рефлексия рассматривается в статье как один из важных факторов в формировании компетентности. Для реализации компе- тентностного подхода необходимо массово привлекать к образовательному процессу практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комаров Николай Михайлович, Иванова Надежда Владимировна, Сафронов Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF REFLECTION IN THE FORMATION OF COMPETENCE

The article considers the competence-based approach to training, which determines, ultimately, the level of education of the citizens in the state. Reflection is considered as one of the important factors in the formation of competence. For the implementation of competence-based approach practitioners should be involved in the educational process.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли рефлексии в формировании компетентности»

К вопросу о роли рефлексии в формировании компетентности

References

1. Otchety o master-klassah Instituta tuiizma i gostepriimstva (g. Moskva) (filial) FGBOU VPO RGUTiS [jelektronnyj resurs]. URL:http://www.itig.m/news (data obrashhenija 25.07.2013).

2. Pahomova E.M. Izuchenie i obobshhenie pedagogicheskogo opyta. [Learning and generalization of teaching experience] Metodist, № 2, Moscow, 2005.

3. Pautova L. Molodyh krizis tol’ko razzadoril. The crisis only provoked the young. The magazine «Ogonek», № 3 (5082), 08.06.2009.

4. Russkih G.A. Master-klass — tehnologija podgotovki uchitelja k tvorcheskoj professional’noj dejatel’nosti. Nauchno-metodicheskij zhurnal [“ Workshop is technology of teacher s’ training in creative career.] Scientific and methodical journal “ Methodists “ № 1—2002, p. 34—40.

5. Selevko G.K. Al’ternativnye pedagogicheskie tehnologii. [Alternative educational technology]. — Institute of Technology School, Moscow, 2005, p. 224.

УДК 378.2 DOI 10.12737/1829

I К ВОПРОСУ О РОЛИ РЕФЛЕКСИИ В ФОРМИРОВАНИИ I КОМПЕТЕНТНОСТИ

Комаров Николай Михайлович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент», nikolai_komarov@mail.ru,

ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Иванова Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, nada102@yandex.ru, Институт государственного управления, права и информационных технологий, Москва, Российская Федерация

Сафронов Вячеслав Михайлович, доцент, saft_102@mail.ru,

Институт государственного управления, права и информационных технологий, Москва, Российская Федерация

В статье рассматривается компетентностный подход к подготовке персонала, определяющий, в конечном счете, уровень образованности граждан в государстве. Рефлексия рассматривается в статье как один из важных факторов в формировании компетентности. Для реализации компе-тентностного подхода необходимо массово привлекать к образовательному процессу практиков.

Ключевые слова:рефлексия, компетенции, уровень образованности, преобразование знаний в компетенции

Рефлексия — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; ... в конечном счете, есть осознание практики, предметного мира культуры [1].

Рефлексия — обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, . входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д. [2].

Как видно из приведенных определений, рефлексия непосредственно связана с полученными знаниями и с обращением человеком этих знаний на самого себя. По мнению авторов, следует увязать рефлексию с получаемыми знаниями и превращением их в компетенции.

По мнению Г.П. Щедровицкого, «.надо воспитывать через обучение, реально этого сделать нельзя ... я должен поработать с отстающими, дать задание, рассказать новый материал, — в лучшем случае лишь немного ин-

21

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

дивидуализации, ничего больше. И я должен передавать им знания» [3].

И далее Щедровицкий поясняет «... был учитель, который одновременно выступал и как ученый. И он передавал знания применительно к некоторым ситуациям. А в ситуациях действовал его ученик.

.Теперь ... учит один, а вырабатывает знания другой . ученый производит знания не для той ситуации, в которой обучает учитель, и не для той ситуации, в которой ученик применяет знания. Он начинает производить «знания вообще» [3].

Что же происходит? Теория оторвана от практики. Но не только. Она оторвана и от учителя. А следовательно, и от ученика. Описанная выше ситуация может быть представлена как модель диады «учитель-теоретик — ученик» (рис. 1).

А как же тогда компетенции? Откуда они возьмутся? «Теоретики» пишут очень «умные» книги, учителя их читают и преобразуют в учебники (зачастую и сами «теоретики» пишут учебники). Ученики с учителями «штудируют» учебники, а где методика преобразования знаний учебников в компетенции? Как это работает? Где те практики, которые должны «увязать» теорию с практикой?

Им нет места ни в школе (должно быть педагогическое образование — ведь учителя — воспитывают), ни в институте (какой же практик пойдет на такую зарплату?). Можно констатировать, что сегодня наша система образования делает все, чтобы оттолкнуть от себя так необходимых практиков.

Описанная ситуация должна соответствовать триадному уровню инфографического моделирования компонентов системы «ученый — учитель-теоретик — ученик» (рис. 2).

Что же должно заменить практиков в формировании компетенций? В мире есть понятие «коучинг» (тьюторство) — в вольном пере-

воде — «дать удочку и научить ловить рыбу» (кстати, ловить рыбу и учить ловить рыбу можно и без ученых степеней).

В современной практике существует много примеров того, как люди достигают незаурядной (гениальной) компетенции, не имея не только ученых степеней, но порой и высшего образования (примером может послужить С. Джобс), являют собой кладезь того, что необходимо студенту для приобретения нескольких компетенций. Из сказанного следует, что необходимо пересмотреть существующие сегодня положения о присвоении ученых званий (доцент, профессор). Ибо вызывает большое сомнение: как человек, не имеющий соответствующей практики, сможет давать (воспитывать) компетенции у студентов.

Рособрнаука предлагает найти такую замену самим вузам. Но при этом оно оставляет за собой право надзора (не менее . докторов, не менее . кандидатов, если их нет — нет и аккредитации, а нет аккредитации — нет набора и т. д.) со всеми вытекающими обстоятельствами. А из-за недобросовестных чиновников (а может быть и не только из-за них) возникает неприятие всех, кто пытается в вузах как-то «увязать» науку с практикой.

Необходимо подвергнуть критике чиновников ВАК, которые считают, что контингент преподавателей вузов соответствует требованиям ВАК для защиты диссертации. А практики должны заниматься практикой, чиновники должны управлять, а если они хотят переосмыслить свой опыт, «обнаучив» его, то, видимо, они коррупционеры и хотят «купить» ученую степень. Подобная позиция чиновников от науки разрушает базу высшей школы.

Персонал преподавателей вузов безнадежно оторван от реальной практики и поэтому необходимо максимально поощрять специали-стов-практиков и чиновников для их работы (по совместительству) в вузах. Они способны

Ученый (прикладная наука-практика применения знаний)

Учитель-теоретик

Знания

Ученик

Образовательная среда (отсутствие связи «практика - учитель-теоретик»)

Рис. 1. Модель диады — парной связи «учитель-теоретик — ученик» в условиях отрыва знаний

Учителя от практики

22 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

К вопросу о роли рефлексии в формировании компетентности

Образовательная среда (наличие связи «практика-учитель»)

Рис. 2. Модель триады — связи «ученый — учитель-теоретик — ученик» в условиях связи знаний Учителя с практикой

дать студентам представление о работе в реальной экономике, при этом, готовясь к занятиям, практики обязательно осмыслят с научной точки зрения свой практический опыт.

Авторы далеки от мысли, что и дальше необходимо не замечать диссертации «цельнотянутые» или купленные. Наше мнение, что необходимо ответить на вопрос: что виновато в сложившейся обстановке и именно такой подход позволит изменить (исправить) ситуацию.

Другие методы борьбы общество уже «проходило», например, борьба с алкогольной зависимостью привела к тому, что пьянство выросло за счет употребления различной «бормотухи» и «бодяжничества», но были потеряны виноградники и оснащенные западной технологией заводы по производству пива. А в чем их вина?

Так как формировать компетенции? Откуда возьмется рефлексия?

Ответ очень прост: нужно восстанавливать связь науки с производством, естественно, на новом уровне.

На взгляд авторов этот процесс должен быть запущен незамедлительно. «Промедление смерти подобно...».

«В экономическом аспекте знания отдельного человека включают в себя, во-первых, формальное образование и опыт, накопленный в процессе деятельности, во-вторых, находящиеся в собственности этого человека объекты авторского и приравненного к нему права, в-третьих, репутацию личности, известность этого человека в социуме и в профессиональных кругах» [5].

Авторы представляют модель формирования квалификации преподавателя, существующую сегодня (рис. 3).

Чего же не хватает? Не хватает практических навыков у преподавателя, которые можно было бы передать «ученику» — студенту.

«За рубежом активно развиваются новые формы сотрудничества специалистов — сообщества практики . постоянно работающий

Рис. 3. Модель формирования квалификации преподавателя, существующая сегодня

Формирование практических навыков

Рис. 4. Модель формирования квалификации преподавателя на «новом» уровне

23

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

виртуальный семинар для специалистов в достаточно узкой области деятельности.

Основными задачами сообществ практики являются:

• обмен опытом, знаниями, информацией;

• повышение квалификации, коллективное обучение;

• обмен идеями, повышение креативности сотрудников;

• создание нового знания» [6].

И тогда модель формирования квалификации преподавателя, по мнению авторов, можно представить следующим образом (рис. 4).

Квалификация «теоретик-практик» подразумевает умение «учителя» формировать компетенцию (компетенции) у «ученика».

Так происходит в научных школах, когда «умные идеи» учителя ученики превращают в «конкретные» результаты. Если в научной сфере эти принципы реализуются достаточно просто: нужна «светлая» голова, учитель и соответствующая логика построения, то уже в научно-производственной сфере требуется создание соответствующего оборудования, без которого научная идея не может быть реализована (проверена).

Эти же требования должны реализовываться при соединении науки с практикой в вузе (необходимы средства и методики их использования).

Как формировать практические навыки, соединять науку с практикой?

На взгляд авторов, есть два пути:

• привлечение «практиков» к преподаванию — наличие в штате тьюторов (разделение функций чтения лекций — теоретик, и формирования компетенций — практик — тьютор), создав для них систему мотивации;

• формирование практических навыков у «теоретиков» — совмещение преподавания с тью-торством (о способах их мотивации — ниже). По мнению авторов, применительно к экономическим вузам первый путь мог бы выглядеть следующим образом (рис. 5).

Таблица 1

Матрицы с использованием подхода SWOT-анализа для оценки качества в зависимости от целей

1. Образовательный процесс (оказание образовательных услуг)

Возможности Угрозы

А1 Дружелюбие +

А2 Интриганство +

А3 Дружеские (родственные) отношения с руководителем +

А4 Идеальный работник +

2 — Внеслужебные отношения

Возможности Угрозы

А1 Дружелюбие +

А2 Интриганство +

А3 Дружеские (родственные) отношения с руководителем +

А4 Идеальный работник +

3 — Идеальный коллектив

Возможности Угрозы

А1 Дружелюбие +

А2 Интриганство +

А3 Дружеские (родственные) отношения с руководителем +

А4 Идеальный работник +

К сожалению, в сегодняшних условиях этот путь реализовать практически невозможно — трудно привлечь большого специалиста на сегодняшнюю зарплату. Отсюда задача — формирование «команды» в вузе.

Авторы предлагают сформулировать некие качества преподавателей и требования к целям формирования команды для реализации наиболее эффективного образовательного процесса.

Выделим наиболее распространенные качества преподавателей:

А1 — Дружелюбие;

А2 — Интриганство;

А3 — Дружеские (родственные) отношения с руководителем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А4 — Идеальный работник.

Рис. 5. Привлечение «практиков» к преподаванию

24 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

К вопросу о роли рефлексии в формировании компетентности

Цели формирования команды (коллектива):

1 — Образовательный процесс (оказание об-

разовательных услуг);

2 — Внеслужебные отношения;

3 — Идеальный коллектив.

Авторы предлагают сформировать ряд матриц (моделей), используя подход SWOT-анализа для оценки качества в зависимости от целей (табл. 1).

Как видно из представленных моделей, требования образовательного процесса и идеальности совпадают, из чего можно сделать вывод: идеальный коллектив «заточен» на образовательный процесс.

Как в команде реализовать требования формирования нужного профессионализма (теоретик-практик)?

Если остальные требования к преподавателям можно реализовать путем отбора, то профессионализм, формирующий компетенции, можно сформировать сотрудничеством (как внутри коллектива, так и за его пределами) или ротацией (создание альянса с синергетическим эффектом).

Как организовать сотрудничество?

Хотелось бы, конечно, иметь сообщества российских практиков, но быстро это сделать невозможно, да и потребности в этом у основной массы преподавателей нет. Поэтому, на взгляд авторов, целесообразно организовать обмен опытом, знаниями, информацией в вузе.

Такие формы в практике учебных заведений есть: открытые уроки, обмен опытом путем проведения семинаров. Однако эти формы эффективно смогут работать, если в коллективе есть преподаватели, имеющие опыт работы тьюторами (практически таковые в основной массе вузов отсутствуют).

В таком случае, по мнению авторов, наиболее эффективен вариант повышения квалификации сотрудников.

Применительно к экономическим вузам повышение квалификации преподавателей, по мнению авторов, может проходить в несколько этапов.

Первый этап — заключение договоров с фирмами, оказывающими консалтинговые услуги предприятиям в соответствующих областях:

• реструктуризация предприятия — может использоваться при отработке дисциплин: «Реструктуризация предприятий», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом» и др.;

• формирование команды управления — «Менеджмент», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент» и др.;

• маркетинговые исследования в различных отраслях — «Маркетинг», «Бизнес-планирование», «Инновационный менеджмент» и др.;

• анализ финансово-экономической деятельности предприятий — «Финансовый менеджмент», «Финансы предприятия», «Финансы и кредит» и др.

Обобщающей задачей для преподавателей

будет, например, разработка бизнес-плана развития (создания, реструктуризации и т. д.) предприятия.

Следующий этап — отработка полученных знаний на практических занятиях со студентами и формирование соответствующих опыта и навыков у преподавателей.

Третий этап — после получения соответствующих опыта и навыков — обмен идеями, повышение креативности сотрудников.

Все это позволит, по мнению авторов, создать новое знание у сотрудников и, соответственно, поднять на новый (наверное, именно это и предусматривает ФГОС ВПО) уровень подготовки выпускников вуза — добавить к «знать и уметь» — «владеть».

В работе представлены и впервые прокомментированы следующие положения:

• увязка рефлексии с получаемыми знаниями и превращением их в компетенции путем изменения профессиональных качеств преподавателя;

• отрыв преподавателей вузов от науки и практики, что не позволяет реализовать положения ФГОС ВПО «владеть»;

• необходимость решения проблемы «владеть»;

• необходимость формирования в вузах «команды» и духа сотрудничества.

В работе предложена модель решения проблемы «владеть», как минимум, двумя путями и механизмы ее реализации.

Литература

1. Большая советская энциклопедия.

2. Википедия.

3. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. 800 с.

25

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

4. Карпенко М.П. Монография «Когномика» (глава 5). obr-econ.muh.ru>content/doc/110620_eo_04.doc (дата обращения: 26.05.2013).

5. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2001. 296 с.

6. Комаров Н.М., Иванова Н.В., Сафронов В.М., Комаров К.Н. Инфографическое моделирование конкурентоспособности специалистов. http://naukovedenie.ru/PDF/75evn113.pdf (дата обращения: 26.05.2013).

7. Комаров Н.М., Иванова Н.В., Сафронов В.М., Новожонов С.Г. Влияние высокотехнологичности на формирование требований к профессиональной компетентности специалистов // Науковедение. 2012. № 4 (Экономика и менеджмент).

THE ROLE OF REFLECTION IN THE FORMATION OF COMPETENCE

Nikoly M. Komarov, PhD, Professor of «Management», nikolai_komarov@mail.ru VPO «Russian State University of Tourism and Service», Moscow, Russian Federation Nadezhda Ivanova, PhD, Associate Professor, nada102@yandex.ru,

Institute of Public Administration, Law and Information Technology, Moscow, Russian Federation Vyacheslav M. Safronov, Associate Professor, saft_102@mail.ru,

Institute of Public Administration, Law and Information Technology, Moscow, Russian Federation The article considers the competence-based approach to training, which determines, ultimately, the level of education of the citizens in the state. Reflection is considered as one of the important factors in the formation of competence. For the implementation of competence-based approach practitioners should be involved in the educational process.

Keywords: reflection, competence, level of education, the transformation of knowledge into competence

References

1. Bol’shaja sovetskaja jenciklopedija. [Great Soviet Encyclopedia].

2. Vikipedija [Wikipedia].

3. Shhedrovickij G.P. Myshlenie. Ponimanie. Refleksija. [Thinking. Understanding. Reflection] — Moscow.: Nasledie MMK [Legacy CMI], 2005. P. 800.

4. Karpenko M.P. Monografija «Kognomika» (glava 5) [The monograph Kognomika (Chapter 5)]. obr-econ.muh. ru>content/doc/110620_eo_04.doc 2009 (Accessed May 26, 2013).

5. Plotinskij Ju.M. Modeli social’nyh processov. [Models ofsocial processes]. 2-e izd., pererab. i dop. [2nd ed., Rev. and add] Moscow: Logos, 2001. 296 p.

6. Komarov N.M., Ivanova N.V., Safronov V.M., Komarov K.N. Infograficheskoe modelirovanie konkurento-sposobnosti specialistov [Infographic modeling of competitive experts]/ http://naukovedenie.ru/PDF/75evn113.pdf (Accessed May 26, 2013).

7. Komarov N.M., Ivanova N.V., Safronov V.M., Novozhonov S.G. Vlijame vysokotehnologichnosti na formirovanie trebovanij k professional’noj kompetentnosti specialistov. [Influence on the formation of high-tech requirements for professional competence of experts], Naukovedenie, 2012, № 4 (Economics and Management).

26 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.