ТРИАДА «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК - УЧЕБНИК»
В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
А.Л. Назаренко
Аннотация. Традиционная иерархия «учитель - ученик», где имеют место субъектно-объектные отношения, перестраивается в условиях дистанционного обучения. Партнерство преподавателя и обучающегося предполагает, что последний также становится активным субъектом процесса обучения.
Роль преподавателя качественно меняется: из транслятора знаний он превращается в организатора успешного учебного процесса и создателя эффективной обучающей среды.
Ключевые слова: дистанционное обучение, функции тьютора, обучающая среда.
Всегда, во все времена тема «учитель - ученик - учебник» была и остается очень актуальной для всех, имеющих отношение к обучению молодого поколения, поскольку она существует ровно столько, сколько существует сама идея передачи знаний от поколения к поколению.
Иерархически эта триада выстраивалась изначально как «учитель -ученик - учебник», отношения между участниками процесса обучения в начале всех начал выглядели именно так: определяющую, главнейшую роль играл учитель, «человек знающий». Школы типа сократовских, в которых ученики следовали за учителем как единственным и неповторимым источником истины и мудрости, были известны уже и в античном мире, и на Древнем Востоке.
С появлением книгопечатания и, позднее, учебников живое, единое и неделимое знание о мире, которое первоначально передавалось только через непосредственное общение учителя с учеником, было зафиксировано, «отлито в жесткие формы», оно застыло и утратило возможность многообразной интерпретации и многократных уточнений, свойственных живой беседе.
Кроме того, для «удобства» освоения весь континуум знаний искусственно расчленялся на области и далее на разделы, темы и т.д. В результате целостное системное представление об окружающем мире,
о человеке в нем утрачивалось. Разрушалось само единство процесса познания.
Поэтому нужда в учителе не только сохранялась, но, возможно, еще более усиливалась. Учитель был необходим как толкователь того содержания, которое воплотил в учебнике его автор. Рассуждая о своем предмете, автор учебника воплощает в нем собственный умозрительный образ, внутреннюю репрезентацию знания, кодирует информацию так, как ему представляется единственно правильным.
Ученик, основываясь на своем эмпирическом опыте, должен декодировать информацию и создать свой внутренний образ, который обязан соответствовать исходному, созданному автором. Однако эмпирический опыт и многие другие факторы, влияющие на когнитивный процесс каждого отдельного индивидуума, существенно разнятся. Поэтому и внутренняя репрезентация у каждого будет несколько отличной. Задача учителя - привести эти образы к наиболее близкому соответствию. Учитель выступает в роли посредника между учебником и учеником, транслируя преломленный в своем сознании контент учащимся. Таким образом, учащиеся получают новое знание от преподавателя «в готовом виде», окончательно сформулированным и структурированным. Им остается только запомнить, заучить и использовать это новое знание в учебной ситуации для выполнения упражнений, решения задач, написания контрольных работ. Именно контролю умений и навыков в такой системе обучения отводится решающая роль. Степень сформированности умений и навыков служит показателем успешности обучения. В основе такой модели организации обучения лежит бихейвиористская концепция, которую схематично можно представить как «стимул - реакция - подкрепление».
В лингводидактике бихейвиоризм нашел воплощение в структурном подходе. Предполагалось, что создание стойких ассоциаций приведет к автоматизму в употреблении структур речи. Обучение иностранному языку мыслилось как формирование навыка (habit formation), поэтому студенты должны были заучивать парадигмы склонений и спряжений, применять предписанные правила, членить предложения и переводить тексты (грамматико-переводной метод). Они учили наизусть диалоги и различные речевые формулы, поскольку предполагалось, что это автоматически подготовит их к правильному речевому поведению в любой потенциальной коммуникативной ситуации [1].
Альтернативной психолого-педагогической теорией является конструктивизм. Его суть заключается в том, что учащиеся сами строят новое знание, опираясь на уже существующее в их опыте и активно взаимодействуя с обучающей средой. На практике такой принцип реализуется прежде всего через проблемное обучение. Становится очевидным, что должно произойти перераспределение ролей: «центром вселенной» в обучении становится ученик. Он ищет, строит, и, в конце концов, находит новое знание, решая проблемы, проводя исследования, выдвигая гипотезы, верифицируя или отвергая их. Обучающая среда (условно учебник) - это та база, на которой осуществляется его познавательная деятельность. Поэтому она должна быть сконструирована увлекательно, логично, доступно, предусматривая последовательное усложнение заданий и все большую интеллектуальную вовлеченность учащегося, чтобы стимулировать его мотивацию к самостоятельной работе. Миссия создания адекватной обучающей среды и миссия проводника в этой среде для учащихся должны быть отведены учителю.
9G
Как выглядит обучающая среда в дистанционном курсе?
В университете штата Нью-Йорк (SUNY) функционирует огромная система дистанционного обучения SUNY Learning Network (SLN). Все дистанционные курсы в этой системе построены по единому шаблону (template). Слева - информация о курсе, справа - учебная информация, содержание самого курса. Слева можно найти краткое описание целей и задач курса, требований, предъявляемых к студентам, зарегистрировавшихся на курс, а также о критериях оценки деятельности учащихся и их успехов по освоению курса. В информации о курсе есть и раздел «Учебные материалы» (Reading), в котором в качестве основного учебного материала назван печатный учебник. Специфика дистанционного обучения и заключается в том, что обучающая среда включает гораздо больше, чем только учебник, это именно среда, в которой учебник - важный, но далеко не единственный компонент. Создается как бы избыточный образовательный фон в различных видах деятельности, в разнообразных вариантах заданий студент вновь и вновь возвращается к какой-то проблеме (явлению), рассматривая ее под разными углами зрения, все больше вникает в нее и в конце концов осваивает новое знание.
Образовательная среда включает такие компоненты, как мини-лекции, в которых акцентируются наиболее важные моменты изучаемой темы, кейсы (случаи из профессиональной практики, которые предлагается рассмотреть будущим специалистам и предложить подход к решению проблемы), обучающие тесты и направляемая обучающая дискуссия.
Еще один пример из собственной практики - курс английского языка «Bensons», который уже в течение нескольких лет успешно используется в дистанционной программе подготовки абитуриентов к поступлению на факультет иностранных языков и регионоведения.
В нем традиционный учебник предлагается только в качестве справочного материала. Сам курс частично записан на CD-ROM, а частично размещен в Интернете. Обучающая среда состоит из текстовых и звуковых файлов эпизодов курса, многие из которых сопровождаются иллюстрациями, визуализирующими обсуждаемые в эпизодах и текстах понятия; многочисленных обучающих самопроверяющихся тестов, ссылок на дополнительные материалы; текстов и статей, которые учащиеся должны прочитать; и форума, на котором обсуждаются наиболее существенные, с точки зрения образовательной ценности, моменты курса.
Форум - это та условная площадка, на которой происходит взаимодействие, коммуникация участников процесса обучения, виртуального класса. Для обучения на расстоянии это исключительно важно. Все теоретики и ведущие специалисты в области дистанционного обучения подчеркивают исключительное значение интерактивного общения. Человек живет и реализует себя в социуме, вне которого любые целенаправленные усилия теряют смысл. Любые практики, известные человечеству, реализуются в социальном контексте, включая образование. В формате дистан-
ционного обучения участники процесса разобщены, они реально существуют как отдельные субъекты, не связанные такими физическими факторами, как единовременное присутствие в одном месте, личное знакомство, симпатии и антипатии, возможность вербальной и невербальной коммуникации, общие взгляды, причастность к общему делу и многими другими. Отсутствие чувства коллектива, стремления к достижению одной цели, чувства доверия и «чувства локтя», если хотите, уверенности в возможности получения помощи и поддержки в случае каких-то затруднений, т.е. всего того, что создает здоровую атмосферу обучающегося сообщества, может породить чувство одиночества, неуверенности, страха потерпеть неудачу, что негативно сказывается на мотивации и, соответственно, на успехах и может привести к прекращению занятий.
Еще в 80-х гг. прошлого столетия один из основоположников дистанционного обучения Бёрья Холмберг настаивал на включении в любой дистанционный курс интерактивного общения преподавателя с учащимися, которое он называл Guided didactic conversation, и подчеркивал, что это общение должно проходить в дружеском доброжелательном тоне, который поможет создать ненапряженную атмосферу в отношениях учителя и ученика, снимет стрессовые ощущения у последнего, что, безусловно, будет способствовать повышению мотивации, а следовательно, и успехов в обучении.
Надо сказать, что интерактивность рассматривается в дистанционном обучении в трех ипостасях: взаимодействие с обучающей средой, взаимодействие с преподавателем и взаимодействие студентов друг с другом.
Взаимодействие студентов друг с другом - это мощное средство создания единого обучающегося сообщества, а также обучающий ресурс, ибо, вступая в дискуссию по предложенной теме, каждый старается аргументировать свое мнение, ссылаясь на авторитетные источники и нередко привлекая для доказательности дополнительные сведения. По условиям курса каждый обязан следить за обсуждением на форуме и не только вывешивать свое мнение и интерпретацию проблемы, но и вступать в дискуссию со своими коллегами, аргументированно соглашаясь или не соглашаясь с ними.
Возвращаясь к лингводидактике и ее переориентации с установок бихейвиоризма на конструктивизм, следует отметить, что здесь акцент сместился с программирования и имплантирования заранее заданных правильных реакций на когнитивный подход, на выполнение заданий и упражнений, предполагающих эвристические творческие решения, и на обучение в сотрудничестве. В дальнейшем он был развит и дополнен социо-когнитивным измерением, когда американский ученый Д. Хаймз и британский лингвист М. Халлидей обратили внимание научной общественности на тот факт, что язык - это в первую очередь социальный феномен. М. Халлидей впервые ввел в научный обиход термин «коммуникативная компетенция», подчеркивая особо «социальную оправданность/умест-
ность/значимость» (social appropriateness) языкового употребления. Для него правильность употребления грамматических форм была неотделима от социальной приемлемости речеупотребления точно так же, как когни-ция была неотделима от коммуникации. В свете такого подхода процесс коммуникации представляется не менее важным, чем речепроизводство, и лингводидактика концентрируется не только на обучении иностранному языку, но и на формировании социокультурной и межкультурной компетенции.
Участие студентов в обсуждениях на форуме как раз и способствует приобретению ими коммуникативной компетенции, включающей языковую, дискурсивную, социокультурную и кросс-культурную компетенции. Они учатся языку, средству общения, через само общение, несмотря на разделенность временем и пространством.
Таким образом, интерактивность - это «душа и сердце» дистанционного обучения, важнейшее дидактическое и компенсаторное средство обучения на расстоянии.
Роль преподавателя в дистанционном обучении (тьютора) огромна, но качественно иная, чем в традиционном учебном процессе. Как определяют ее зарубежные коллеги, «.. .tuitor is not a sage on the stage, but a guide on the side». Иногда ему даже отводится роль «the ghost in the wings», т.е. невидимая, но существующая. Ведь именно преподаватель, учитель разрабатывает обучающую среду, планирует наиболее оптимальные виды учебной деятельности, предлагает проекты и консультирует по ним, направляет все педагогические усилия на создание обучающегося сообщества, организует дискуссии, предлагая релевантные и актуальные вопросы для обсуждения, «ведет» всех студентов по курсу, проверяя работы, оценивая успехи, указывая на пробелы и недостатки, помогая, поддерживая, подбадривая... Важно подчеркнуть, что одним из основных отличий организации дистанционного обучения от традиционного является то, что преподаватель должен уделить внимание каждому студенту без исключения, учитывая личностные интеллектуально-психологические характеристике, проявляющиеся в процессе обучения.
В книге «Основы деятельности тьютора» [1] на первый взгляд тьютор выглядит неким существом высшего порядка, который должен уметь делать так много, что кажется не под силу обычному человеку. Действительно, в идеале это так, поскольку условия обучения на расстоянии диктуют свои правила и требования, гораздо более широкие, нежели в очном обучении, именно в силу как бы «неполноценности» процесса. Однако при ближайшем рассмотрении мы понимаем, что это те требования (прежде всего профессионализм и компетентность в своей области), которым должен соответствовать любой специалист, в какой бы сфере он ни работал.
Далее, переходя в сферу образования, тьютор, как и каждый преподаватель, «. должен выполнять: управленческую функцию, диагностическую функцию, функцию целеполагания, мотивационную функцию,
функцию планирования, коммуникативную функцию, функцию контроля, функцию рефлексии, методическую функцию» [1. С. 218].
Переходя далее в область дистанционного обучения, у тьютора возникают следующие роли: консультант, наставник, менеджер, педагог, андрагог (педагог, обучающий взрослых), причем все они должны выполняться на фоне партнерских отношений преподавателя и ученика [1. С. 229]. Этот принцип провозглашен как основополагающий в гуманистической педагогике, взятой на вооружение открытым образованием, образованием для XXI в.
В зарубежной педагогике дистанционного образования роль тьютора описывается собирательным термином «facilitator».
Что же собственно должен делать тьютор в реальном взаимодействии с учащимися? Идя от противного (риторический прием), авторы цитируемой книги выводят 10 заповедей, чего не должен делать тьютор:
1. Не демонстрировать свою первостепенную роль в обучении.
2. Не устанавливать цели обучения без согласования с обучающимися.
3. Не оставлять без внимания ни один вопрос обучающегося, даже если на него нельзя ответить немедленно.
4. Не упрекать обучающихся в невыполнении заданий, а указывать на упущенные возможности.
5. Не навязывать свое понимание вопросов учебных дисциплин как единственно верное.
6. Не вводить в дискуссию новые суждения без обоснования.
7. Не препятствовать коммуникации как между обучающимися, так и с тьютором.
8. Не принижать авторитет обучающихся, но конструктивно отстаивать свое мнение.
9. Не оставлять ни одно завершенное учебное действие обучающегося без рефлексивного анализа.
10. Не подменять мыслительную работу обучающихся своим разъяснением трудных предметов.
Безусловно, что непременными ключевыми качествами тьютора как профессионала должны быть также культура общения и культура речи.
В заключение хочу процитировать письмо студентки, обучающейся дистанционно, полученное в ответ на опрос, который мы регулярно проводим с целью получения feedback и усовершенствования курса.
«Hello, dear tutors!
You asked me about my opinion of the Distance course. I think it is the best way to study English and get ready for university entrance exam.
First of all, I appreciate the opportunity of studying the language in this way: it’s very convenient to do it with the help of computer, the Internet and other technical equipment. I can listen to the records, answer the questions in tests, write essays and speak with my tutor though my town is far from Moscow.
Secondly, I really like the tutors of this course. They are professional, friendly, kind and very interesting people! At the same time they are strict but fair. They tell us about our Grammar mistakes, correct them, explain the rules and tell us about the exceptions. They are very hard-working and they become the best friends of each student!
Thirdly, there are many important things in the course. During the course
I am learning idioms and interesting phrases, the facts about English families, how to ask people to do something and many more things. So I really feel my English is building up! There are many advantages!
In conclusion - I like the course! It helps me a lot. At school I get only grammar practice and some knowledge in word usage, but this course gives me much more. So I will recommend it to my friends. Thank you for everything!»
Guseva Svetlana Arkhangelsk. Russia
Это письмо дает нам основания полагать, что в плане освоения новой и непростой области дистанционного обучения мы движемся в правильном направлении.
Литература
1. Основы деятельности тьютора. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2004.
THE TRIAD OF «TEACHER - STUDENT - MANUAL» IN DISTANCE LEARNING Nazarenko A.L.
Summary. The traditional hierarchy of «teacher - student», with its subject-object relationship, is being restructured in a distance learning system. The partnership of the teacher and the student presupposes that the latter also becomes an active participant in a cognitive process. The role of teacher is qualitatively changed from a mere transmitter of knowledge to an organizer of a successful learning process and a creator of an effective learning environment.
Key words: distance learning, tutor’s functions, learning environment.