Научная статья на тему 'Роль различных факторов в процессе формирования профессиональных компетенций при обучении ювелиров'

Роль различных факторов в процессе формирования профессиональных компетенций при обучении ювелиров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ЮВЕЛИРОВ / ИСКУССТВО / ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / TRAINED JEWELERS / ART / TECHNOLOGY / THE SOCIAL ASPECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Твердынин Николай Михайлович, Никулаева Мария Ивановна, Третьякова Наталья Сергеевна

В статье отражены результаты исследования особенностей подготовки ювелиров в системе среднего профессионального образования с учётом опыта ГОУ СПО Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже №36. Различные стороны профессиональной подготовки рассматриваются в историческом, социальном, экономическом и других аспектах. Особое внимание обращается на гармоничное сочетание технического и художественного начал при формировании будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Твердынин Николай Михайлович, Никулаева Мария Ивановна, Третьякова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of studies of the preparation of jewelers in secondary vocational education provided in this article. Experience Carl Faberge' College was taken. Historical, social, economic and other aspects of the preparation were studied. Particular attention is paid to the harmonious combination of technical and artistic principles in the preparation of future specialists.

Текст научной работы на тему «Роль различных факторов в процессе формирования профессиональных компетенций при обучении ювелиров»

РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

ЮВЕЛИРОВ

ТВЕРДЫНИН Н.М., НИКУЛАЕВА М.И., ТРЕТЬЯКОВА Н.С.

В статье отражены результаты исследования особенностей подготовки ювелиров в системе среднего профессионального образования с учётом опыта ГОУ СПО Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже №36. Различные стороны профессиональной подготовки рассматриваются в историческом, социальном, экономическом и других аспектах. Особое внимание обращается на гармоничное сочетание технического и художественного начал при формировании будущего специалиста.

The results of studies of the preparation of jewelers in secondary vocational education provided in this article. Experience Carl Faberge’ College was taken. Historical, social, economic and other aspects of the

preparation were studied. Particular attention is paid to the harmonious combination of technical and artistic principles in the preparation of future specialists.

Для современного декоративно-прикладного творчества необычайно важным является сочетание традиционных материалов и технологий с новыми процессами, материалами и технологическим оборудованием. При этом часто выясняется, что часто не только студент, но и преподаватель не готовы к подобному симбиозу. Данное обстоятельство является серьёзной помехой для формирования не на словах, а на деле профессиональных компетенций у учащихся в рамках внедрения компетентностного подхода в современное российское образование. Именно поэтому необходима достаточно большая работа со всеми участниками учебного процесса: учащимися, преподавателями, администрацией учебных заведений. В свою очередь, такая работа не может быть достаточно эффективна без всестороннего анализа этих разнообразных факторов, что диктует стремление рассмотреть их не просто в рамках какого-либо одного специализированного (психолого-педагогического, социального и т.д.) подхода, но постараться выйти на более обобщающий социально-философский уровень. Именно такая попытка и предпринята в настоящей статье.

НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Подготовка ювелиров представляет многогранный и многофакторный процесс. Данная профессия на протяжении столетий формировалась как занятие, объединявшее в одном лице ремесленника и художника и требующая значительных практических умений и навыков, получаемых на протяжении многих лет в процессе общения с мастером-наставником. При этом как общие методы, так и частные методики обучения специалистов ювелирного дела формировалась на протяжении многих столетий. Особенностью подготовки ювелира любого уровня (и в давние времена, и сейчас) является наличие компетенций в сфере совмещения практических знаний (приёмов работы, умения владеть разнообразным оборудованием) и интуиции, развитого художественного вкуса, нестандартного мышления. Именно поэтому даже при подготовке специалистов с начальным профессиональным образованием нельзя ограничиваться лишь развитием только (пусть и значительных) практических умений и навыков.

Рассматривая социально историческую составляющую обучения ювелирному делу легко заметить: профессиональные компетенции закладывались таким образом, что основным оказывалось общение с мастерами-наставниками и параллельное сотрудничество (а часто и со-

перничество с другими обучаемыми - в Средние века с учениками и подмастерьями). При этом теоретическая база практически никогда не была основополагающей и, в тоже время, значительное внимание уделялось работе художественной составляющей. Весьма значительную роль играли традиции, этнокультурные особенности, социальные предпочтения той или иной эпохи. Новые технические и художественные приёмы оттачивались годами и передавались непосредственно от учителя к ученику лишь тогда, когда становились общепринятыми. При этом доля семейных предприятий в ювелирном деле во все времена была или подавляющей или весьма значительной и секреты мастерства часто передавались непосредственно от отца к сыну. Именно поэтому обучение ювелирному делу даже в современных условиях сохранило множество черт, присущих системе обучения, характерной для средневекового цеха ремесленников [1,2]. Данное обстоятельство нельзя не учитывать и необходимо брать всё лучшее, что было отработано и сконцентрировано в этой системе на протяжении веков.

Социальные изменения, произошедшие в ходе промышленной революции, привели к тому, что спрос на ювелирные изделия стал расти не только у той части общества, которая составляла его элиту и примыкающие к ней слои во все времена стремившиеся к приобретению наиболее качественной (говоря современном языком эксклюзивной) ювелирной продукции. То есть появилось достаточно большое количество людей обладающих доходами, позволяющими приобретать различные художественные изделия и предметы, относимые к роскоши. Это, в свою очередь, вызвало необходимость постановки ювелирного дела на промышленную основу. В развитых странах Западной Европы такой рост произошел ко второй четверти Х!Х века, а в России он позднее (лишь к началу ХХ века). Именно тогда возникает необходимость подготовки относительно большого числа ювелиров, этой профессии начинают обучать в художественно-промышленных училищах Москвы и Санкт-Петербурга.

Появление со второй половины ХХ века новых материалов и технологий их обработки привело к необходимости качественного изменения профессиональных компетенций в ювелирном деле, появилась необходимость в более детальном изучении ряда предметов естественнонаучной направленности, что не могло не сказаться на изменении учебных программ при подготовке ювелиров любого уровня. Следует отметить, что как и для представителей других прикладных специальностей у ювелиров вследствие практического характера их деятельности достаточно трудно на уровне обыденного сознания воспринять необходимость сколь-нибудь значительной теоретической базы в общем объёме сведений, получаемых при обучении. Иными словами, человек на практике создающий некие артефакты и совершенствующий свою деятельность главным образом за счёт изучения и анализа опыта, работающих рядом профессионалов, а затем в значительной мере и своего собственного, обычно отвергает рассуждения о необходимости изучения теории уже на подсознательном уровне.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КАК

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Естественно возникает вопрос: «Нужен ли вообще при подготовке ювелира значительный пласт теоретических знаний?». К сожалению, на этот вопрос ответ дать простой и однозначный ответ далеко не просто. Причём вместо слова ювелир можно поставить ещё целый ряд наименований различных профессий, но так и не прийти к единому мнению относительно количества дисциплин теоретической направленности и их доли в общем объёме часов, отводимых на профессиональную подготовку в учебном заведении того или иного уровня. Представляется, что причина такой неопределённости лежит совсем не в различиях во взглядах на технологическое образование самих специалистов в этой области и даже не тех лиц, которые определяют образовательную политику в государстве в тот или иной период. По всей вероятности изначальной доминантой является социальный фактор и в первую очередь та его составляющая, которая связана с его системо-ценностной (аксиологической) составляющей.

Иными словами в каждом обществе и в каждый исторический период всякая профессия бывает востребована неодинаково. Соответственно, для прикладных профессий их научность и, соответственно, в определённой мере и статусность во многом зависит от конкретной социально исторической ситуации. Ювелиры всегда в профессиональном плане оказывались и в сфере технологии и в сфере искусства, но, как отмечалось выше, до недавнего времени эти понятия применительно к прикладным технологиям не разделялись.

Удивительно, но впервые на социальность техники и технологии (в то время их объединяли в понятии «ремесло») обратили внимание ещё в доиндустриальную эпоху. Данное утверждение наиболее применимо к европейской цивилизации (именно ею, главным образом, и порождена современная техногенная цивилизация). Причём, на это стали указывать мыслители, анализировавшие вопросы построения идеального государства и условия государственной стабильности. Именно Томасом Мором в его Утопии было отмечено [3], что занятия ремеслом и наукой дополняют друг друга, и необходимо предоставлять любому человеку возможность освоения нескольких ремёсел, учитывая его личные склонности, независимо от того, каким ремеслом занимались его родители. Он также утверждал, что государство должно увязывать эти склонности с собственными интересами. То есть, именно с этого момента можно говорить о наличии не только социального заказа на техническую деятельность, но и об осознании важности в этой деятельности личностного элемента в качестве его важнейшей составляющей.

О том, что всякая работа по созданию ремесленных изделий (сейчас мы сказали бы «техника» и «технология») требует специфических знаний и умений, Жан де Лабрюйер писал: «Чтобы постигнуть какое-нибудь ремесло, ему надо долго учиться; в любом деле, от самого простого до самого сложного, - существуют годы ученичества, подготовки к будущей должности, когда ошибки не столь уж существенны, и, напротив, они помогают совершенствоваться». Далее он отмечал: «Человек умный не станет завидовать кузнецу, выковавшему добрую шпагу, или скульптору, изваявшему красивую статую. Он понимает, что их ремесло требует знания правил и приёмов, о которых он не имеет понятия, и умения обращаться с инструментами, вид, названия и назначение которых ему не известны. Стоит ему вспомнить, что он не учился этому ремеслу, как он перестаёт огорчаться, что не владеет им» [4]. Таким образом, помимо собственно квалификационного аспекта, отмечается и социальный аспект. Следует отметить, что он продолжает сохраняться и поныне, хотя формы этого различия для каждого общества не могут не определяться его стратификационной структурой.

Во времена существования Советского Союза именно социальный фактор, а точнее социально-политический подход определял отношение к профессии ювелира. Это было и полное отрицание («советскому человеку чужда буржуазная любовь к дорогим побрякушкам»), и частичное признание («рост благосостояния советских людей позволяет им приобретать украшения, которые на Западе считаются признаком богатства, а у нас свидетельствуют о повышении уровня культурных и эстетических запросов трудящихся»), и ещё целый ряд оттенков и полутонов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПОДГОТОВКЕ ЮВЕЛИРОВ

В период социальной и экономической нестабильности в девяностые годы многие стали видеть в ювелирных изделиях не их художественную, а в первую очередь материальную ценность. Отсюда стремление получить максимум выгоды от вложения средств и, как следствие, определённое падение художественного уровня, однако в последние годы экономическая стабилизация весьма положительно повлияла на рынок ювелирных украшений. Отсюда и возможность привить учащимся целый ряд истинно художественных и эстетических ценностей, что должно положительно сказаться на росте их творческого потенциала при вхождении в будущую профессию.

В тоже время рыночный характер современной российской экономики ставит в прямую зависимость успешность производства тех или иных видов ювелирных изделий, и их ассортимент от цены на материалы из которых они изготавливаются, стоимости аренды помещения для работы и ряда других факторов, носящих чисто экономический характер. Именно поэтому наличие достаточно серьёзной экономической составляющей в учебных планах и программах не вызывает сомнения. При этом наиболее целесообразно максимально приблизить и адоптировать получаемые экономические знания к будущей профессиональной деятельности. Конечно, это создаст определённые методологические сложности, однако позволит действительно способствовать формированию профессиональных компетенций у будущего ювелира.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПОДГОТОВКЕ ЮВЕЛИРОВ

Понятие красоты во всегда имело как историческую, так и социальную составляющую. Во все эпохи понятие прекрасного, а точнее его конкретного воплощения, было не только подвержено моде, но и различалось в зависимости от того какая социальная группа рассматривала данный объект или явление. Одним из первых в России, кто обратил внимание на этот феномен и достаточно полно проанализировал его был Н.Г. Чернышевский в своей диссертации, которая потом неоднократно выходила отдельными изданиями. Ювелирное искусство в силу достаточно большой стоимости изделий не может существовать отдельно от заказчика, а фигура заказчика во все эпохи была и остаётся фигурой социальной. И формируя будущего творца прекрасного, а не просто ювелира-ремесленника, необходимо постоянно не только формировать его собственный художественный вкус, но и стремиться к тому, чтобы он смог бы раскрыть понятие прекрасного и перед своими будущими заказчиками. Отсюда необходимость решения очень сложной и тонкой задачи по правильному соотношению понятий художественного творчества и экономической выгоды при изготовлении ювелирных изделий.

При формировании содержательной части авторских учебных программ предметов художественной направленности необходимо решать достаточно сложную и противоречивую задачу: сохранить в полной мере развивающую компоненту, знакомя учащихся с достижениями мировой художественной культуры, а с другой стороны ,подчеркнуть художественные возможности и творческий потенциал, который на протяжении многих веков своего развития создало само ювелирное искусство. То есть необходимо рассматривать взаимосвязи и взаимовлияние художественных стилей и технологий на всех этапах развития мировой культуры (обобщающий подход) с художественными особенностями творчества в ювелирном деле (конкретизирующий подход). Только в этом случае процесс обретения профессиональных компетенций будет протекать в направлении формирования не только профессионально подготовленного специалиста, но и гармонично развитой личности.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ

В настоящее время практически во всех видах декоративно-прикладного искусства весьма значительна тенденция к популяризации различных образов, имеющих национальноисторические корни. Особенностью творчества ювелиров применительно к этнокультурным корням является не только воссоздание тех или иных мотивов или развитие соответствующего ремесла, но и реконструкция отдельных технологий и технических приёмов. Иногда это возможно в виде полной исторической реконструкции, иногда в виде исторического моделирования (с применением современных инструментов или материалов), но в любом случае это даёт безусловную пользу как профессиональному, так и общекультурному развитию учащихся. Естественно, при обращении к этнокультурному наследию, как области различных ремёсел, так и в других, нельзя забывать о необходимости знакомства не только с традициями своего, но и других народов. Это обеспечивает и более гармоничному восприятию этно-художественных традиций в целом, и, одновременно не даёт развиваться ложно понимаемо-

му чувству национальной исключительности. (Вопросы, связанные с особенностями обучения технологиям исторической реконструкции в области ювелирного дела выходят за рамки настоящей статьи и представляют тему отдельного исследования).

РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В ПОДГОТОВКЕ ЮВЕЛИРОВ

Поскольку на протяжении ХХ века непрерывно увеличивался поток научно-технических разработок, способствовавших появлению множества новых материалов и технологий, то, естественно ювелирное дело не могло остаться в стороне. Некоторые примеры нового оборудования и современных приёмов работы, внедрённые в учебный процесс в ГОУ СПО Колледж декоративно-прикладного искусства №36 имени Карла Фаберже представлены на прилагаемых к статье фотографиях. Следует отметить, что каждые десять - пятнадцать лет в наиболее развитых «ювелирных» странах (Щвейцария, Франция, Бельгия, Италия и др.) наблюдается качественный скачок в развитии оборудования, которое становится всё более высокоточным и роботизированным.

Естественно, что работа с подобным оборудованием и новыми материалами требует усиливать теоретическую составляющую в учебных планах и программах. При этом увеличение теоретического материала применительно к специальным дисциплинам не может не повлечь значительного внимания к таким предметам (изучаемым на младших курсах колледжа как физика и химия, поскольку именно на них базируется усвоение таких дисциплин как материаловедение, технология обработки материалов и технология инструментов и оборудования (Рис.1,2 и 3) [5,6].

Соответственно, такие предметы как физика и химия обретают в настоящее время новую значимость для профессиональной подготовки специалистов с начальным и средним профессиональным образованием. Однако можно констатировать, что при попытке качественно обновить подход к данным предметам возникает целый ряд трудностей. С одной стороны это определённая инертность со стороны преподавателей, а с другой стороны - недостаточная изначальная подготовка по этим предметам многих учащихся, не уделявшим физике и химии большого внимания в общеобразовательной школе. Именно поэтому представляется целесообразным в рамках элективных авторских программ заполнить те пробелы, которые возникают между базовыми естественнонаучными и специальными дисциплинами, формирующими у учащихся профессиональные компетенции.

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО КАК СИНТЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Современный мир это мир, созданный техногенной цивилизацией. Техника и технология, возникнув на заре развития общества, превратились в его основу. Исчезни из нашей жизни производство металла, добыча и переработка нефти и газа, производство бумаги или стекла и мы уже не сможем существовать в комфортных для себя условиях. И надо научиться существовать в этом мире, понимая все его плюсы и минусы и не только существовать, а постоянно преобразовывать его в лучшую для людей сторону, то есть, делая окружающую нас среду более экологичной, комфортной и безопасной. Ювелирное дело - пример синтеза двух видов творчества: художественного (Рис.4) и технического (Рис.5 и 6).Естественно, что разные люди по-разному относятся и имеют различные способности к этим видам творчества, однако думается, что творческий потенциал любого из нас настолько велик, что каждый ребёнок не может не иметь способностей и к тому, и к другому (как впрочем, и к любому другому виду творчества вообще). Именно поэтому необходимо как можно раньше выявлять эти способности и реализовывать таланты детей и подростков. При этом решаются, по меньшей мере, две задачи, как психологическая, так и социальная. И обе эти задачи вполне успешно решаются при подготовке в рамках единого учебного заведения (в частности, колледжа декоративно-

прикладного искусства №36 имени Карла Фаберже).

Задача психологическая - более понятна. Это раскрытие способностей ребёнка, привитие ему навыков самостоятельной творческой работы, воспитание уверенности в себе, своих силах и возможностях. При этом развитие чисто технических навыков очень часто сочетаются с развитием навыков художественных. Таким образом, личность подростка развивается гармонично и вне зависимости от того, какая профессия будет им избрана, он получает бесценный опыт самостоятельной работы по созданию законченного изделия. Можно говорить при этом о приобретении полезных умениях и навыков, а можно, используя современную педагогическую терминологию заявлять о формировании жизненно важных компетенций в рамках компетентностного подхода к реализации творческой деятельности, суть дела не меняется. Без приобщения в той или иной мере любого учащегося к творческой деятельности задачу по его воспитанию нельзя считать законченной.

Социальная задача, решаемая при обучении техническому и художественному творчеству не менее очевидна. Без знакомства с современными технологиями никакой человек не может чувствовать себя комфортно в окружающей его техногенной среде. Реалии нашего мира, а по существу техномира, таковы, что без правильного восприятия окружающих его многочисленных электронных устройств, машин и механизмов, человеку трудно спокойно существовать. Помимо выполнения задачи социальной адаптации, важной для всех, именно творчество позволяет решить не менее важную задачу профессиональной ориентации. Ведь техническое и художественное творчество не только знакомит ребят с теми или иными технологиями и оборудованием, но и позволяет из множества профессий не просто выбрать ту, в которой в дальнейшем «маленький» человек сможет добиться больших результатов, но и утвердиться в этой профессии непосредственно в процессе обучения. И это последнее обстоятельство делает особо важным и значимым для нашей страны сохранение и развитие системы СПО.

Из всего сказанного следует что популяризации и развития в России технического и художественного творчества задача во многом государственная. Без её немедленного решения возможны значительные негативные последствия. Наша страна всегда славилась, как страна оригинально мыслящих мастеров и умельцев; пользование готовыми технологическими рецептами не располагает к развитию творческого мышления. Последнее же не может быть сформировано без привлечения к техническому и художественному творчеству достаточно большого количества детей и подростков, составляющих своеобразную социальную базу «технологического фундамента» государства. Именно поэтому развитие в России качественно новой многоуровневой системы обучения декоративно-прикладному художественному творчеству, включающему в себя подготовку ювелиров в системе СПО не только желательно, но и, безусловно, необходимо.

Библиографический список:

1. Твердынин Н.М. Технознание и техносоциум: взаимодействие в образовательном пространстве. Изд. «Социальный проект», М.: 2009. - 320 С.

2. Твердынин Н.М. Научно-техническое развитие и общество. Программа курса и учеб.-метод. материалы. - М.: МГПУ, 2006

3. Томас Мор. Утопия.- М.: Наука, 1978.- С. 182--185.

4. Жан де Лабрюйер. О монархе или о государстве / Пер. с фр. Ю. Корнеева и Э. Линецкой.-М.: Издательство АСТ, 2003.- С. 68, 194.

5. Твердынин Н.М., Великанов Е.Ю. Новые технологии проведения лабораторного эксперимента. Журнал Профессиональное образование. Столица. №1 2009 г. С. 42-43

6. Твердынин Н.М., Великанов Е.Ю., Гринь П.В. Совершенствование лабораторного эксперимента при преподавании материаловедения. Журнал Научные исследования в образова-

нии №10 2008 г. С. 53-57 Приложение к журналу Профессиональное образование. Столица. Ключевые слова: обучение ювелиров, искусство, технология, социальный аспект. Keywords: trained jewelers, art, technology, the social aspect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.