Экономическая география
УДК 656.2; 339.9; 327
П. Ш. Оруджев
Аспирант, преподаватель (Бакинский государственный университет, Баку, Азербайджан)
РОЛЬ РАСШИРЕНИЯ ТРАСЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ТЮРКСКОГО МИРА
Аннотация. Рассматриваются трансконтинентальный транспортный коридор ТРАСЕКА (Транс-Европа-Кавказ-Азия), а также его геополитическое и экономическое значение для Турции, Азербайджана и стран Центральной Азии (исключая Таджикистан), принадлежащих к тюркскому миру. Эти страны всегда играли роль природного моста для крупных коммерческих маршрутов между Европой и Азией. Эти маршруты, образованные Великим Шелковым путем, были диверсифицированы и модернизированы на протяжении многих лет. Обсуждается важность создания нового трансконтинентального транспортного проекта ТРАСЕКА, который может конкурировать с морскими перевозками в Центральной Азии, Каспийском и Черноморском регионах, несмотря на то, что большинство коммерческих отношений между Европой и Азией по-прежнему осуществляются морскими перевозками. Тюркские страны ускорили процессы экономической и политической интеграции благодаря транспортно-коммуникационным проектам в регионе, что привело к улучшению геополитической ситуации в Евразии.
Ключевые слова: страны тюркского мира, торговые отношения, ТРАСЕКА, транспортные коридоры, экономическая интеграция.
Актуальность исследования. Страны тюркского мира заинтересованы в подключении к существующим или проектируемым транспортным коридорам. Эта заинтересованность подтверждается подключением тюркских государств к проекту ТРАСЕКА с доставкой грузов в Европу сданным недавно в эксплуатацию железнодорожным путем Баку-Тбилиси-Карс.
Цель исследования - показать важность транспортного фактора и трансконтинентальных транспортных коридоров для Азербайджана, Турции, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Туркменистана, а также изучить проекты их развития в рамках проекта ТРАСЕКА.
ТРАСЕКА и страны тюркского мира. Говоря о тюркском мире, мы, в первую очередь, подразумеваем страны Центральной Азии (исключая Таджикистан), Турцию и Азербайджан. Исторически эта территория была в очень тесных отношениях, и эти страны соединял исторический Шелковый путь. Этот регион тюркского мира имеет богатые природные ресурсы. По этой причине геополитические силы мира всегда ведут борьбу за него.
По словам известного американского геополитика Збигнева Бжезинского, стратегическое положение Центральной Азии, особенно Казахстана и Туркменистана, с точки зрения дешевых и надежных поставок энергии в Северную Америку, Европу и Восточную Азию, имеет особое значение [3].
За последние 20 лет в странах тюркского мира, где имеются богатые углеводородные ресурсы, наблюдается экономический рост. В 2018 году ВВП Азербайджана (по паритету покупательной способности) оценивался в 179 млрд долларов, в 503 млрд долларов в Казахстане, в 112 млрд долларов в Туркменистане и 238 млрд долларов в Узбекистане. В Киргизии, которая имеет относительно слабое экономическое развитие, этот показатель оценивается в 24 млрд долларов.
В целом запасы нефти и газа, обнаруженные в Центральной Азии, оцениваются в 4,2 млрд т и 11,7 трлн м3 соответственно, что составляет 2,4% мировых запасов нефти и 6,2% запасов газа. Через регион прокладываются важные транспортные коридоры, необходимые для вовлечения
Центральной Азии в региональную экономическую интеграцию. Основная цель этих проектов -обеспечить транспортировку богатых нефтегазовых ресурсов Центральной Азии в Европу и снизить энергетическую зависимость Европы от России. ТРАСЕКА является одним из первых таких проектов.
Транспортный коридор Транс-Европа-Кавказ-Азия был создан Европейским союзом для организации международной сети интермодальных перевозок. В мае 1993 года в Брюсселе было подписано соглашение о создании этого проекта с делегациями 7 стран (Азербайджан, Армения, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан). К 2009 году к проекту присоединились Болгария, Молдова, Румыния, Турция, Украина и Иран, и число стран-участниц достигло 14. В качестве наблюдателя к проекту присоединилась Литва.
С 1998 года Европейский союз реализовал около 80 технических, вспомогательных и инвестиционных проектов в рамках этого проекта. Их общая стоимость составляет более 163 млн долларов. ТРАСЕКА был первым транспортным коридором, связавшим страны тюркского мира от порта Констанца на черноморском побережье Румынии до казахстанского города Алматы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Проект ТРАСЕКА и страны тюркского мира. Источник: http://www.traceca-org.org
700 млн долларов США было выделено на реконструкцию портов, участвующих в проекте ТРАСЕКА, для увеличения объема грузовых перевозок. В 2009 году в городе Чолпон-Ате (Кыргызстан) Азербайджан и еще четыре участника ТРАСЕКА - Армения, Грузия, Таджикистан и Кыргызстан подписали дополнительное соглашение о развитии мультимодальных перевозок в рамках проекта ТРАСЕКА. Значение этого соглашения заключается в том, что на этой части маршрута будет развиваться интермодальный транспорт, который представляет собой сочетание железнодорожного, автомобильного и морского транспорта.
Одной из основных задач транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия является преодоление зависимости от транспорта и коммуникаций новых стран региона, а также обеспечение свободного доступа к европейскому рынку углеводородных ресурсов региона. Важным моментом в создании этого транспортного коридора станет стимулирование развития перерабатывающей и производственной сфер в районах его прохождения, что, в свою очередь, создаст новые рабочие места. Например, более 70% населения России проживает вблизи транспортных коридоров, проходящих через страну. Коридор ТРАСЕКА будет служить стабилизирующим фактором в регионе Южного
География жэне геоэкология мэсепеперг / Вопросы географии и геоэкологии /Issues of Geography and Geoecology
Кавказа в течение многих лет для ускорения потока инвестиций в регион и социально-экономического развития стран.
Сеть ТРАСЕКА - самый короткий маршрут из Стамбула (Турция) в Казахстан и Китай. Второй кратчайший путь - дорога через Армению в Центральную Азию. Однако в результате вооруженного конфликта с Арменией этот путь не работает.
С конца XIX века Азербайджан остро заинтересован в создании новых транспортных коридоров для вывоза своей нефти на внешние рынки. После обретения Азербайджаном независимости он в течение 25 лет проводит масштабные работы в области транспортной инфраструктуры, присоединился к новым транспортным коридорам и установил тесные экономические и торговые отношения с тюркским миром.
Перевозка грузов железнодорожным и водным путем в азербайджанской части ТРАСЕКА составляет 73 и 80% от общего объема грузоперевозок в стране [6] (таблица 1).
Таблица 1 - Грузоперевозки в Азербайджанской части транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия*
Показатели 1998 2003 2008 2013 2017
Грузоперевозки, тыс. т: 21,160 40,927 51,371 59,041 52,733
железная дорога 13,084 19,142 25,738 21,370 13,074
море 4,333 10,234 6,803 10,236 7,423
автомобиль 3,743 11,551 18,830 27,435 32,236
Транзитные грузы, тыс. т: 4,383 18,837 11,816 14,757 10,186
железная дорога 806 9,142 6,221 6,632 3,346
море 3,577 9,695 5,595 8,125 6,840
автомобиль
Грузооборот, млн т-км: 6,009 12,394 12,973 13,987 11,427
железная дорога 4,090 7,052 8,217 6,361 4,158
море 1,505 3,793 2,438 4,013 3,020
автомобиль 414 1,549 2,318 3,613 4,249
Транзитный грузооборот, млн т-км: 1,622 8,284 5,350 6,511 4,566
железная дорога 348 4,675 3,318 3,297 1,758
море 1,274 3,609 2,032 3,214 2,808
автомобиль
Источник: Азербайджанский государственный комитет статистики, Транспорт в Азербайджане. Статистический сборник, 2018. С. 48-52.
Основные товары, импортируемые из Азербайджана в страны тюркского мира, а также в другие страны: нефть и нефтепродукты, химические продукты, хлопок, табак, черные металлы, алюминий, фрукты и овощи, растительное и животное масло, алкогольные и мягкие напитки и так далее. Импортируемые товары включают продукты питания (зерно, муку, мясо, сахар, сливочное масло), машины, электрические приборы, оборудование и их части, транспортные средства, черные металлы, древесину, мебель, фармацевтические продукты и т.д. [5].
Турция присоединилась к проекту ТРАСЕКА с 2002 года. Она имеет решающее географическое положение в транспортировке энергоресурсов, добываемых в Центральной Азии и на Южном Кавказе, в Европу и на мировые рынки. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, действующий с 2005 года, дал толчок увеличению транспортировки азербайджанской нефти танкерами из порта Джейхан в Средиземное море. Другой важный энергетический инфраструктурный проект в регионе - газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум укрепит энергетическую безопасность Турции, поможет увеличить инвестиции в новые сектора и решить проблему безработицы.
Железнодорожная линия Баку-Тбилиси-Карс, которая строится в рамках проекта ТРАСЕКА, повысит политическую и экономическую стабильность Турции и геополитическое значение страны.
На маршрутах ТРАСЕКА Турция в основном использует МДП (международные дорожные перевозки). Основными направлениями турецких грузовиков являются страны Центральной Азии, Афганистан и Пакистан.
В течение года товары доставляются из Турции в страны Центральной Азии, особенно в Туркменистан и Казахстан, с помощью МДП. Перевозка МДП в направлении Туркменистана в основном осуществляется по маршруту через Иран (Турция-Иран-Туркменистан). В направлении Казахстана используются маршруты из России (Черное море-Россия-Казахстан или Турция-Грузия-Россия-Казахстан) (таблица 2).
Таблица 2 - Информация о перевозках МДП в направлении Турции, Казахстана и Турции в Туркменистан*
Турция (Стамбул) - Казахстан (Астана), перевозки МДП
Маршрут Расстояние, км Время, день Цена, дол.
Турция - Грузия - Россия - Казахстан 4801 6-7 7000 - 8000
Турция - Черное море - Россия - Казахстан 4229 7-8 7000 - 8000
Турция - Грузия - Азербайджан - Каспийское море - Казахстан 5314 8-10 8000 - 10 000
Турция (Стамбул) - Туркменистан (Ашгабад), перевозки МДП
Маршрут Расстояние, км Время, день Цена, дол.
Турция - Иран - Туркменистан 3831 8-10 5000 - 6000
Турция - Грузия - Азербайджан - Каспийское море - Туркменистан 3073 6-7 6000 - 6500
*Источник: Азербайджанское каспийское морское пароходство, 2017.
Казахстан занимает особое место в создании глобальных трансконтинентальных транспортных коридоров в Центрально-Азиатском регионе. Особое географическое положение этой страны становится важным фактором интеграции тюркских стран, а также для организации европейских и азиатских транспортных маршрутов. Большинство крупнейших и наиболее важных транспортных коридоров, проходящих через Азию в Европу, пересекает территорию Казахстана. Примером этого является ТРАСЕКА и восточный маршрут транспортного коридора север-юг.
Кыргызстан поддерживает реконструкцию дороги Кунград-Бейнеу-Актау и строительство железной дороги Андижан-Кашгар через территорию ТРАСЕКА. Железнодорожная линия Кунград-Бейнеу-Актау является важным маршрутом, обеспечивающим доступ в Центральную Азию из Европы. Строительство трансконтинентальных магистралей Ташкент-Душанбе и Термез-Душанбе позволит Кыргызстану, Туркменистану и Таджикистану выйти на восток Евразии - в Китай и Японию, а также в Южную Азию и на рынок Индии.
В условиях растущей геополитической, геостратегической и геоэкономической значимости региона Центральной Азии, сложной военно-политической ситуации в Афганистане, а также готовности России, Китая, США и ЕС контролировать богатые природные ресурсы этого региона и его намерения обеспечить транспортировку на запад Узбекистан занимает особое положение среди стран тюркского мира. Он считается одной из важнейших стран в решении проблем США и НАТО в Афганистане. Эта страна является транзитной и будет продолжать участвовать в обеспечении стабильности в Афганистане и создании буфера безопасности в будущем.
Узбекистан также принимает активное участие в создании глобальных транспортных коридоров, используя свое выгодное географическое положение. Недавно построенное шоссе Самарканд-Термез стало частью Транс-Афганского коридора. Предполагается, что этот маршрут, соединяющий Узбекистан, Афганистан и Иран, в будущем присоединится к проекту ТРАСЕКА.
Туркменистан, в отличие от других четырех стран Центральной Азии, формально участвует в проекте ТРАСЕКА, но с 2009 года страна пытается укрепить позиции в регионе, превратив свои богатые энергетические ресурсы в реальную геополитику. В результате Туркменистан начал проявлять большой интерес к проекту ТРАСЕКА.
В качестве продолжения ТРАСЕКА проект железной дороги Ляпис-Лазули соединит Афганистан с Баку-Тбилиси-Карс и сыграет важную роль в транспортировке военной техники НАТО из
География жэне геоэкология мэселелерг / Вопросы географии и геоэкологии /Issues of Geography and Geoecology
этой страны в западном направлении. Этот мультимодальный транзитный маршрут, который очень важен для турецкого мира, соединит Афганистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию.
По этому маршруту и Туркменистан, и Афганистан планируют вывести до 80% своих экспортных товаров на мировой рынок. Общая длина составит 3280 км, а продолжительность в пути -7-9 дней от Агины (Афганистан) до Стамбула (Турция), а также 3050 км и 6-7 дней от Торгунди (Афганистан) до Стамбула (Турция) [8] (рисунок 2).
■Транспортный коридор «Ляпиг лэчурь»
4
Каспийское
Чёрное море
Грузия
HoTHjQ
Ei оиУ Тбилиси
_Бак>
. • Азербайджан м © -
Анкара г ТуркЙенбашы гтл
1уркмения
Турция
Агр—
Средиземное мопе
9
|Д)|11
Афганистан
Стамбул (Турция) Ar ни а (Афганргтан) Расстояние: 3280 км; Продолжительность: 7-8 дней
Стамбул (Турции) Торгундн (Афганистан) Расстояние: 3050 км; Продолжительность: 6-7 дней
Рисунок 2 - Транспортный коридор Ляпис-Лазули (Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция).
Источник: VII Региональная конференция по экономическому сотрудничеству по Афганистану, 2017.
Заключение. Основными стратегическими целями программы ТРАСЕКА для тюркского мира являются:
обеспечение доступа к западным рынкам тюркских государств в Центральной Азии и на Южном Кавказе;
развитие торгово-экономического сотрудничества между государствами региона;
ускорение притока инвестиций в государства региона.
Интересы стран тюркского мира, которые находится на путях ТРАСЕКА, можно сгруппировать следующим образом:
1. Экономические выгоды. Благодаря этому коридору увеличится общий объем грузовых и пассажирских перевозок в тюркских странах, будет развиваться сеть транспортных коммуникаций, будут вложены инвестиции международных финансовых институтов в этот регион, а также будет развита транспортная инфраструктура.
2. Социальная выгода. Проблема безработицы в странах, где пройдет коридор, будет частично решена, обмен информацией и материальными доходами населения увеличится.
3. Политическая выгода. Страны тюркского мира будут находиться в центре внимания великих держав мира, что поможет донести информацию об интересах стран региона до мирового сообщества, обеспечить общую безопасность и стабильность в этом регионе.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Годовой отчет "Азербайджанское каспийское морское пароходство". - Баку, 2017.
[2] Гасымов Г.Г. Транспортный фактор в экономическом развитии региона // Международная конференция «Кавказ и Центральная Азия в процессе глобализации». - Баку, 2007. - С. 496-502.
[3] Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска / Пер. О. Ю. Уральской. - 1998. - 112 с.
[4] Https://www.ebrd.com/ - Официальный сайт Ввропейского банка реконструкции и развития.
[5] Https://ady.az/az/content/index/66/42 - Официальный сайт ЗАО "Азербайджанские железные дороги".
[6] Https://www.stat.gov.az/source/transport/ - Официальный сайт Госкомстата Азербайджана.
[7] Https://www.imf.org - Официальный сайт Международного валютного фонда.
[8] Http://recca.af/ - Официальный веб-сайт седьмой Региональной конференции по экономическому сотрудничеству по Афганистану.
[9] Http://www.traceca-org.org/ - Официальный веб-сайт ТРАСЕКА.
[10] Https://www.eia.gov - официальный веб-сайт Управления энергетической информации США, международная энергетическая статистика, 2018.
REFERENCES
[1] Annual report, "Azerbaijan Caspian Shipping Company". Baku, 2017 (in Rus.)
[2] Gasymov E.E. Transport factor in the economic development of the region. International Conference "The Caucasus and Central Asia in the Process of Globalization". Baku, 2007. P. 496-502 (in Rus.)
[3] Zbigniew Brzezinski. The Great Chess Board / Translation by O. Yu. Uralskaya. 1998. 112 p. (inRus.)
[4] Https://www.ebrd.com/ -The official website of the European Bank for Reconstruction and Development.
[5] Https://ady.az/az/content/index/66/42 - Official site of Azerbaijan Railways CJSC.
[6] Https://www.stat.gov.az/source/transport/ - Official site of the State Statistics Committee of Azerbaijan.
[7] Https://www.imf.org - The official site of the International Monetary Fund.
[8] Http://recca.af/ - Official website of the Seventh Regional Conference on Economic Cooperation on Afghanistan.
[9] Http://www.traceca-org.org/ - The official TRACECA website.
[10] Https://www.eia.gov - official website of the US Energy Information Administration, international energy statistics, 2018.
П. Ш. Оруджев
Аспирант, окытушы (Баку мемлекетпк университет^ Баку, Энрбайжан)
TYPKI ЭЛЕМ1 ЕЛДЕР1НЩ ЭКОНОМИКАЛЬЩ Б1РЛЕСТ1Г1НДЕГ1 ТРАСЕКА Р6Л1НЩ КЕЦЕЙТШУ1
Аннотация. Мака лада Еуропа мен Азияны oipiicripcTiH ТРАСЕКА (Транс-Еуропа-Кавказ-Азия) транс-континенталдьщ келйспк долгл. сондай-ак оныц Туркия, Энрбайжан жэне тури элемше тиесш Ортальщ Азия (Тожлкстанды коспаганда) елдер1 унпн гсосаяси жэне экономикальщ мацыздылыгы карастырылуда. Бул елдер Еуропа жэне Азия арасындагы аса ipi коммерцияльщ маршруттар уцпн унс\п табиги кешр релш аткарды. ¥лы Жлбек жолы мен калыптаскан аталмыш маршруттар кептсгсн жылдар бойы эр тараптан-дьфылды жэне жетшд1ршп отырды. Еуропа жэне Азия арасындагы кептсгсн коммерцияльщ катынастар эл1 де болса тещз аркылы тасымалдаумен icKe асырылатындыгына карамастан. Ортальщ Азияньщ, Каспий жэне Кдратещз аудандарындагы тещз аркылы тасымалдау мен бэсекелеспкке тусе алатын жаца ТРАСЕКА трансконтиненталдьщ келпстпс дэл1зш курудыц мацыздылыгы талкылануда. Макалада. сонымен катар тури слдср1 ездершщ экономикальщ жэне саяси б1рлеепгшщ урдютерш аудандагы келпспк-коммуникацияльщ жобалары аркасында жылдамдаткан дарын керсстсдк ол ез кезепнде аталмыш елдердщ Еуразиядагы гсосаяси жагдайдыц жаксартылуына алып кещц.
Tyiiin сездер: тури эле Mi слдсрк сауда катынастары. ТРАСЕКА, кел1кт1к дэл1з, экономикальщ б1рлестщ.
P. Sh. Orujev
PhD student, lecturer (Baku state university, Baku, Azerbaijan)
THE ROLE OF TRACECA EXPANSION IN THE ECONOMIC INTEGRATION OF THE TURKISH WORLD COUNTRIES
Abstract. The article discusses the transcontinental transport corridor TRACECA (Trans-Europe-Caucasus-Asia) connecting Europe and Asia, as well as its geopolitical and economic significance for Turkey, Azerbaijan and Central Asian countries (not including Tajikistan) belonging to the Turkic world. The article discusses the transcontinental transport corridor TRACECA (Trans-Europe-Caucasus-Asia) connecting Europe and Asia, as well as its geopolitical and economic significance for Turkey, Azerbaijan and Central Asian countries (not including Tajikistan) belonging to the Turkic world. These routes, formed by the Great Silk Road, diversified and modernized over the years. Discusses the importance of creating a new transcontinental transport project TRACECA, which can compete with maritime transport in Central Asia, the Caspian and Black Sea regions, despite the fact that most of the commercial relations between Europe and Asia are still maritime transport. The article also emphasizes that the Turkic countries have accelerated their processes of economic and political integration through transport and communication projects in the region, which led to an improvement in the geopolitical situation of these countries in Eurasia.
Keywords: countries of the Turkish world, trade relations, TRACECA, transport corridors, economic integration.