Научная статья на тему 'Роль радиовещания в развитии международного информационного обмена в 30-е гг. XX в'

Роль радиовещания в развитии международного информационного обмена в 30-е гг. XX в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
558
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Санжиева Людмила Буянтуевна

В условиях формирования информационного общества и возрастания роли межгосударственных коммуникаций в современный период актуальное значение имеет изучение опыта информационного взаимодействия между разными странами в историческом аспекте. Изучение процессов осуществления международного информационного обмена (МИО) приобретает особую важность также в связи с необходимостью обеспечения информационной безопасности Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль радиовещания в развитии международного информационного обмена в 30-е гг. XX в»

Республика Бурятия

Людмила САНЖИЕВА

роль радиовещания в развитии МЕЖДУНАРОДНОГО ИНФОРМАцИОННОГО ОБМЕНА В 30-е гг. ХХ в.

В условиях формирования информационного общества и возрастания роли межгосударственных коммуникаций в современный период актуальное значение имеет изучение опыта информационного взаимодействия между разными странами в историческом аспекте. Изучение процессов осуществления международного информационного обмена (МИО) приобретает особую важность также в связи с необходимостью обеспечения информационной безопасности Российского государства.

Важным этапом в развитии международного информационного обмена явилось предвоенное десятилетие. В 30-е гг. научно-технические достижения в области радио и средств связи обеспечили оперативный сбор, обработку и распространение информации в разных регионах земного шара. Обострение международной напряженности, последовательное продвижение нацистской Германии к войне определили возросший интерес общественности к текущим политическим новостям и требовали оперативного отражения в СМИ. Эти факторы обусловили возрастание информационных потоков, многократное расширение мировой аудитории и интенсивность международного коммуникативного взаимодействия подняли информационный обмен на новый уровень. Они усилили его роль как инструмента целенаправленного политико-пропагандистского воздействия правящих элит на мировое сообщество, определили особенности информационного взаимодействия в изучаемый период и тенденции его развития.

Важнейшим каналом МИО явилось радио, которое обусловило появление новых тенденций в процессе распространения новостей. Эффективность его информационного влияния на мировое сообщество во много раз превышала возможности самой массовой печати. Радиовещание усилило взаимосвязанность мирового сообщества и сопричастность международной аудитории с событиями внешнего мира. Оно расширило геополитические аспекты в коммуникативных процессах, позволило преодолевать географические барьеры, вовлекая в них все большее число участников в разных странах. Радиовещание придало информированию глобальный характер и усилило его социальную значимость. По данным Международного радиосоюза, в 1934 г. в мире насчитывалось по крайней мере 200 млн. слушателей1, и в дальнейшем их число все возрастало.

В большинстве стран мира вещательные радиостанции были созданы в 1920-е гг. В России радиовещание началось с 1919 г. Организация радиопередач в США относилась к 1920 г., в Англии и Франции — к 1922 г., Германии — 1923 г.2 Однако массовое распространение радио получило только в предвоенное десятилетие,

1 Галкин А. А. Германский фашизм / А. А. Галкин. — 2-е изд., перераб. и доп.

- М.: «Наука», 1989, стр. 344

2 ГАРФ. Ф. Р-6903. Оп. 3. Д. 14. Л. 16

САНЖИЕВА Людмила Буянтуевна — к. и. н., н. с. ИМБиТ СО РАН

64_______________________ВЛАСТЬ___________________09’2008

когда серийное производство бытовых радиоприемников сделало их доступными для широких масс. Например, в 1937 г. только в США было зарегистрировано 25 млн. радиоприемников1.

В исследуемые годы произошло тематическое расширение радиопрограмм, усилилась их содержательная и адресная направленность, что повлияло на рост потребления текущей международной информации во внешней и внутренней аудитории. Радиокомпании США, а затем и других стран, наряду с коммер-ческо-развлекательными, музыкальными и рекламными передачами, стали оперативно передавать краткие сводки внутренних и зарубежных новостей, транслировать информационные и пропагандистские программы. Большую аудиторию собирали прямые радиопередачи с места событий, которые происходили за многие тысячи километров. Так, в 1934 г., в дни челюскинской эпопеи весь мир с тревогой и волнением слушал передачи московского радио о жизни ледового лагеря и ходе спасательных работ2. Многомиллионную аудиторию в США и зоне американского информационного влияния собирали радиорепортажи корреспондента СБС У. Ширера из Берлина, Вены, Праги и других кризисных точек Европы3. Значимыми явлениями в указанные годы были трансляции выступлений государственных и политических лидеров, которые стали чаще использовать этот эффективный метод воздействия на внутреннюю и внешнюю аудиторию. Так, 20 ноября 1933 г. состоялось известное радиообращение главы советского государства М. И. Калинина к американскому народу, в котором подчеркивалось огромное значение установления дипломатических отношений между СССР и США4.

Популярность в международной аудитории имели передачи английской радиокорпорации Би-Би-Си (Бритиш Бродкастинг Корпорейшн), американских СБС (Коламбия Бродкастинг Систем) и НБС (Нэйшенэл Бродкастинг Систем),

1 «За рубежом». — 1937. — 15 января. № 2

2 ГАРФ. Ф. Р—6903. Оп. 3. Д. 15. Л. 25

3 Ширер У. Берлинский дневник. Европа накануне второй мировой войны глазами американского корреспондента / У. Ширер / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2002

4 «Известия». — 1933. — 21 ноября

Немецкого радио (Дейче Зендер). Здесь же следует отметить востребованность советских радиопередач в пролетарских и демократических слоях зарубежных стран, либерально настроенных кругах западной интеллигенции. В 1935 г. Советский Союз вышел на первое место в Европе по вещательной сети5.

Специфической особенностью радиовещания в исследуемый период было содействие в формировании альтернативной коммуникативной среды. Массовое использование радиоприемников увеличило возможности приема разных радиостанций, в том числе и иностранных. Оно облегчало населению разных стран доступ не только к официальным, государственным источникам, но и к альтернативным отечественным и зарубежным, предоставляя тем самым аудитории возможности выбора дополнительной информации, соответствующей ее политическим воззрениям. Однако реализация потребления альтернативных сообщений в разных странах зависела от политической системы государства и уровня его социально-экономического развития и в основном была характерна для стран буржуазных демократий. В частности, это было практически недоступным для основной массы советских людей в связи с незнанием ими иностранных языков и недостатком мощных радиоприемников в быту. В Германии, Италии и Японии населению было строжайше запрещено прослушивание иностранных передач.

Заинтересованность ведущих мировых держав в расширении зоны своего информационно-пропагандистского влияния обусловила появление на радиовещании специальных программ для иностранных слушателей. Уже с 20-х гг. ведущие страны мира стали периодически использовать радио для политического, идеологического и культурного воздействия на другие регионы. В числе первых к зарубежному вещанию приступили колониальные страны. Так, Голландия и Франция начали вести радиопередачи на колонии в 1927 г. и 1931 г.6, что было одним из значимых средств сохранения влияния метрополий на свои владения. В дальнейшем их примеру последовали другие страны. В 1928 г.

5 ГАРФ. Ф. Р—69. Оп. 3. Д. 15. Л. 29

6 Артемов В. Л. Би-Би-Си: История, аппарат, методы радиопропаганды / В. Л. Артемов, В. С. Семенов. — Минск, 1984, стр. 7

09’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________65

в Токио была открыта специализированная радиостанция, ставшая самой мощной в восточной Азии, вслед за которой на азиатском континенте стали возникать одна за другой японские радиостанции1.

Постоянная трансляция радиопрограмм на другие страны и регионы началась в 30-е гг., причем вещание уже велось на иностранных языках и имело более широкую сферу воздействия. Так, в конце 1932 г. Би-Би-Си начала регулярно вести зарубежные программы2. Через год Германия открыла иновещание на Северную и Южную Америку, Африку, Азию и Европу на английском и немецком языках, а с 1934 г. — испанском и голландском3. В 1933 г. Италия развернула радиопропаганду на Латинскую Америку, а в 1935 г., со строительством мощной радиостанции в Бари, открыла арабскую службу вещания, охватывающую обширные районы Северной Африки и Ближнего Востока. В том же году США стали вести зарубежные радиопрограммы, а Япония начала трансляцию пропагандистских передач на Латинскую Америку4. СССР также увеличивал зарубежное вещание. С пуском в 1936 г. в Москве мощной коротковолновой вещательной станции расширилась трансляция на европейские страны, Азию, Африку, Северную и Южную Америку. В 1938—1939 гг. московское радио вело иновещание ежедневно на 10 языках5.

В 1930-е гг. западные страны, с целью усиления своего экономического и идеологического воздействия, возводили радиопередающие станции в колониях и зависимых странах, создавали информационные службы, копирующие структуру европейских компаний. Так, например, в Китае Великобритания и США строили свои радиостанции для обработки местного населения. К 1940 г. только в Шанхае

1 Кузнецов С. И. Радиовещание в идеологической кампании японских властей в Маньчжурии (1931—1945 гг.) / С. И. Кузнецов. // Мир центральной Азии. Материалы международ. науч. конф.

— Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. — Том II, часть 1, стр. 101

2 Артемов В. Л. Указ. раб., стр. 7

3 Орлов Ю. Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР / Ю. Я. Орлов.

— М.: «МГУ», 1985., с. 130

4 Артемов В. Л. Би-Би-Си: История, аппарат, методы радиопропаганды / В. Л. Артемов, В. С. Семенов. — Минск, 1984., стр. 13

5 ГАРФ. Ф. Р—6903. Оп. 3. Д. 17. Л. 84

было около 40 английских и американских радиостанций6.

Радио позволило нацистской Германии осуществлять свою информационнопропагандистскую экспансию в ближние и отдаленные регионы. Зарубежное вещание стало важнейшим инструментом усиливающегося коммуникативного влияния Германии на другие страны. Радиовещание расширило границы нацистского информационного пространства, сделало возможным использование «грязных» технологий, начиная от вторжения в границы информационного пространства других стран, прямого обмана аудитории и до сравнительно безобидной музыкальной обработки информационно-политических программ для привлечения зарубежных слушателей.

В 1933 г. иновещанию на германском радио отводилось 45 минут в сутки, а в 1937 г. — уже 47 часов 15 минут. В 1940 г. по нацистскому радио передавалось 240 программ на 31 иностранном языке общей продолжительностью 87 часов в сутки7.

В довоенный период все крупные внешнеполитические политические акции Германии, направленные на территориальные приобретения, — плебисцит в Сааре, полное освобождение Рейнской области, аншлюсс Австрии, присоединение Судетской области и Чехословакии, возвращение Мемеля, нападение на Польшу предварялись шумными пропагандистскими кампаниями в прессе и радио, которые мощными информационными потоками направлялись на объект притязаний.

Геббельс первым открыл новый эффективный канал информационной диверсии — использование немецких радиоприемников для активного нацистского проникновения в другие страны. В начале 1935 г., при подготовке проведения плебисцита в Сааре, туда было заброшено большое число дешевых германских радиоприемников, настроенных на немецкие радиостанции и распространявших фашистскую пропаганду, шантаж и нацистские угрозы. Этот прием оказал глубокое психологическое давление на население Саарской области. Его деструк-

6 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 83. Д. 7. Л. 2

7 Орлов Ю. Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР / Ю. Я. Орлов.

— М.: «МГУ», 1985., стр. 130

66_______________________ВЛАСТЬ___________________09’2008

тивное воздействие привело к тому, что 90% участников плебисцита высказались за воссоединение с Германией.

С учетом полученного в Сааре эффекта, такие же приемники были использованы министерством пропаганды в 1938 г. в Австрии. Для пропагандистского обеспечения аншлюсса в стране было распространено 25 тыс. приемников, по которым шла прогерманская обработка радиослушателей1. Новый канал вкупе с официальным германским радио повысил проницаемость немецкой зарубежной радиопропаганды, усилил ее эффективность и расширил ареал распространения. Подготовленные министерством пропаганды радиопередачи, выступая в качестве альтернативного источника, затрагивали национальные чувства немецкого населения в Сааре, Австрии, Судетах, восхваляли Гитлера, пропагандировали тему германского величия, акцентировали внимание на притеснении немецкого населения. Они формировали негативный имидж законного правительства, выпуская о нем поток отрицательной информации.

Германская радиоинформация носила деструктивный, подрывной характер, направленный на формирование «пятой колонны». Призывы к возрождению германской нации, ее объединению повышали действенность этого канала, содействовали привлечению новых сторонников и формированию «пятой колонны». Они соответствовали запросам местных нацистов и немецкого меньшинства, обеспечивая необходимую моральную подготовку последующих агрессивных действий Гитлера. Информационный натиск, шантаж, угрозы пугали остальную часть населения, деморализуя и обезоруживая ее, нацеливая на бездействие и покорность перед агрессором.

Информационные вторжения нацизма были эффективными способами масси-

1 Почепцов Г. Г. Информационные войны / Г. Г. Почепцов. — М.: «Рефл-бук», 2001, стр. 560

рованного информационного воздействия на зарубежную аудиторию, направленными на идеологическую и психологическую обработку населения, с дальнейшими целями оккупации этих стран. В годы Второй мировой войны вторжение воюющих держав в информационное пространство противников стало систематическим, и было одним из эффективных методов ведения войны.

Быстрое развитие иновещания как эффективного метода идеологического и пропагандистского влияния на зарубежную аудиторию было следствием обострения геополитических противоречий между ведущими капиталистическими державами, их борьбы за сферы влияния и овладение стратегически важными регионами мира. Во всех странах иновещание финансировалось и контролировалось правительственными органами. Радиовещание усиливало значимость МИО как инструмента осуществления своих политических и идеологических целей разными государствами, содействовало начальному этапу формирования альтернативной коммуникативной среды, без которой немыслим современный информационный плюрализм.

Таким образом, радио стало важным компонентом в системе международных коммуникаций, придало мощный импульс развитию международного информирования, стало новым эффективным каналом МИО. Оно обеспечило массовость зарубежной аудитории и предопределило начальный этап глобализации в информационной сфере. В то же время оно углубляло противоречия между участниками МИО, приводило к информационным войнам на локальном уровне, требовало постоянного усовершенствования приемов и методов пропагандистского вещания, дифференцированного подхода к зарубежной аудитории. Негативным проявлением этих процессов стало явное и завуалированное использование агрессивными государствами МИО в своих подрывных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.