УДК 94 (430)
ББК 63.3(0)61 - 63.3(0)62
ОРГАНИЗАЦИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ В ГЕРМАНИИ 1923-1939 ГГ.
Д.А. Бурашников, Е.В. Бурашникова
Аннотация. В статье рассматривается история становления и развития радиовещания в Германии в период Веймарской республики и национал-социалистической диктатуры: создание первых радиостанций в Берлине в 1923 г., их развитие при активном участии государства в лице министерства внутренних дел, национализация и реформа Папена, а также изменение политики в отношении радио после прихода к власти национал-социалистов. При этом авторы обращают внимание на определенную преемственность между политикой правительства Папена и национал-социалистов в отношении целей и задач радио. Отдельно анализируется состав радиоэфира в период национал-социалистической диктатуры, а также его изменение в период 1933-1939 гг. в связи с развитием идей и инструментов национал-социалистической пропаганды, в том числе и для зарубежного вещания.
Ключевые слова: национал-социализм, радиовещание, пропаганда, история, Хадамовски Ойген, Геббельс Йозеф.
D.A. Burashnikov, E.V. Burashnikova
Abstract. The article presents author's opinion about history of formation and development of radio broadcasting in Germany during the Weimar Republic and the Hitler's dictatorship: the creation of the first radio stations in Berlin in 1923, their development with the active participation of the state represented by the Ministry of internal Affairs, the nationalization and reform of Papen, as well as policy changes in relation to the radio after coming to power of the national socialists. The authors draw attention to certain continuity between the policy of the Papen government and national socialists regarding the goals and objectives of the radio. The article also analyzes the makeup of the airwaves during the national socialist dictatorship and its change during the period 1933-1939 due to the changing and developing
246
THE ORGANIZATION OF RADIO BROADCASTING IN GERMANY 1923-1939.
ideas and tools of the national socialist propaganda and propaganda for the foreign broadcast as well.
Keywords: national socializm, broadcasting, propaganda, history, Had-amovsky Eugen, Josef Goebbels.
История развития радиовещания в Германии берет свое начало еще в 1923 г., ровно за 10 лет до прихода национал-социалистов к власти. Именно в этом году, 23 октября, вышла в свет первая радиопередача в Германии, положив, таким образом, начало динамичному развитию отрасли. Транслировала ее государственная радиостанция, одним из соучредителей которой была Имперская почта, «Час Радио Берлин» ("Funkstunde AG Berlin").
Программа передавалась из Берлина из здания Vox-Концерна на средних волнах. Один из первых радиодикторов Альфред Браун вспоминает: «У нас не было своей радиостанции, это была практически радиоточка, размещенная на третьем этаже большого торгового здания, где находились по соседству адвокатские конторы, всевозможные представительства, агентства и различные фирмы. У нас были свои дикторы, хор, оркестр. Так, поначалу, чтобы добиться желаемого эффекта звучания при трансляции, пришлось расставить музыкантов в фойе и на лестнице здания. Радиослушатель и предположить себе не мог, каким хитроумным и в то же время простым способом было достигнуто желаемое крещендо» [1, с. 81]. Однако проблемы были не только у самих радиостанций, но и у их слушателей: издержки первых радио лицензий равнялись 60 золотым маркам или при-
мерно 780 млрд. марок по курсу на октябрь 1923 г.. Тем не менее, уже к концу года нашлось более 1000 оптимистов, которые были готовы отдавать эти чрезмерные суммы за привилегию слышать первые немецкие программы радиопередач.
Если первых слушателей было всего лишь около 400 человек, то уже спустя год их количество возросло до 100 тысяч, а в 1932 г. — до 4 миллионов. В 1924 г. возникает целый ряд радиостанций: «Северное радио» ("Nordische Rundfunk AG"), «Средне-германское радио» ("Mitteldeutscher Rundfunk AG"), «Радио Юго-запад -ной Германии» ("Südwestdeutscher Rundfunk AG"), «Немецкий час в Баварии» ("Deutsche Stunde in Bayern GmbH"), «Южно-немецкое радио» ("Süddeutscher Rundfunk"), «Запад- „.-. но-немецкое радио» ("Westdeutsche Rundfunk AG"), «Радио Силезский час» ("Schlesische Funkstunde AG"), «Радио Восточная Марка» ("Ostmarken-Rundfunk AG"), а 15 мая 1925 г. состоялось торжественное открытие «Радио ассоциации Рейха» ("Reichsfunkverbandes") [2].
Такие темпы развития радиовещания в Германии были вызваны целым рядом причин.
Во-первых, радиовещание сразу же попадает в центр внимания государства и становится «в течение короткого промежутка времени государственным радио» [3, с. 24]. Уже в 1926 г. правительством Веймарской
248
Республики была издана «Директива о регулировании радио». Так, один из ее первых пунктов гласил: «Радио не служит партии. Поэтому все сообщения и доклады должны носить надпартийный характер» [4]. Также директивой определялась и ответственность радио перед государством и назначались контролирующие органы. Вещание контролировалось Министерством внутренних дел и правительством земель, посредством создания специальных «контрольных комиссий», вопросы же технического характера передавались в Министерство Почты ("Postministerium"). При этом необходимо отметить тот факт, что полномочия этих комиссий были крайне широки. Например, согласно одному из положений радиостанция должна была связываться с комиссией по поводу того или иного эфира, касающегося политических вопросов, и ожидать решения данной комиссии. В свою очередь, «комиссия могла заявить протест против какой-либо программы или ее частей, но только если речь там не шла о вопросах искусства, науки или народного образования» [4]. Однако стоит отметить, что победа аполитичного подхода была во многом заслугой именно Ганса Бредова, в то время как его оппонент, советник министерства внутренних дел доктор Курт Хантцшель, придерживался диаметрально противоположной точки зрения. В его понимании радио было не столько культурным феноменом, сколько СМИ, имеющим огромное политическое значение. Именно поэтому он выступал за то, чтобы сделать радио проводником политической борьбы, представляя в эфире все точки зрения.
Во-вторых, большое влияние на развитие радиовещания в 20-ые годы XX века в Германии оказывала и внутриполитическая обстановка. Закончившийся экономический кризис и целая череда антиправитель -ственных выступлений открыли путь для налаживания мирной жизни, технического и культурного прогресса. Еще в самом начале радиовещания в Веймарской республике Ганс Бредов, бывший государственный секретарь в Министерстве Почты и будущий председатель правления Радио ассоциации Рейха, заявил: «Во времена тяжелой экономической нужды и политического давления радио должно быть открыто навстречу всеобщему. Оно не должно больше служить только экономическим целям, а должно осуществлять культурный прогресс, чтобы дать немецкому народу стимул и радость жизни». В какой-то мере это сообщение, сделанное задолго до принятия «Директивы о регулировании радио», предопределило его развитие.
Немецкое радио в Веймарской республике характеризовало, в первую очередь, высокий профессионализм всех существовавших радиопрограмм (информационных, публицистических и просветительских), пристальное внимание к акустическим возможностям радиопередачи, его качеству и способности отражать реальную жизнь в звуковых образах. Именно в это время появляются и совершенно новые жанры, рожденные выдающимися немецкими журналистами и литераторами, например, совершенно новые формы радиопьесы — поэтическая (Г. Кессер) и документальная (Э. Толлер, Р. Гуннольд, Р. Леонгард и др.). Развивалось и та-
кое направление, как «акустическии фильм», которое по своеИ сути является разновидностью документальной радиопьесы с различным звуковыми вставками из жизни города, завода, села и т.д. В свою очередь, это привело к развитию и распространению этих жанров и за пределами Германии. Премьера пьесы Эрнста Толлера «Берлинские Новости», в основе которой лежит синтез информационных материалов новостного характера и традиционной театральной пьесы, состоялась в Берлине 4 декабря 1930 г., а уже 25 января 1931 г. звучит по московскому радио в постановке русского режиссера Н.О. Волконского - одного из руководителей советского радио конца 1920-х гг. [5, с. 106].
Помимо этого, стоит отметить и тот факт, что даже в техническом плане Германия опережала остальные европейские страны. В 1926 г. Ганс Бредов отмечал: «Больше чем три года должны были пройти, прежде чем большая часть немецких народных товарищей могла считать давнишнюю надежду осуществленной. Теперь немецкое радио подарит немецким западным землям самую большую радиостанцию, которая, вообще существует в настоящее время в Европе» [6]. По свидетельству современников и специалистов того времени, «Берлинский радиодом» был одним из лучших в своем роде по техническому оснащению.
Таким образом, к началу 1930-х гг. радиовещание в Германии развивалось ускоренными темпами и охватывало все большее количество населения. Однако в 1932 г. издается «Директива для нового порядка радиовещания», получившая назва-
ние «Радио реформа Папена». Безусловно, в данном случае большую роль сыграла внутриполитическая обстановка в стране, находящейся в глубоком кризисе и перед лицом национал-социалистической и коммунистической угрозы. Сам Франц фон Папен позднее так описывал сложившееся положение: «Положение в стране требовало сотрудничества и объединенных усилий всех патриотических пристрастий. Финансовая основа федерального, земельных и местных правительств была разрушена. Планы по реформированию общественной жизни никогда не продвинулись дальше неясных предложений. Безработица угрожала экономической жизни общества, а фонды социального обеспечения были совершенно истощены. Моральные силы нации были подорваны. В целях борьбы с марксистскими и атеистическими учениями следовало перестроить всю общественную жизнь государства на основе христианских принципов» [7, с. 160]. Это мнение нашло отражение и в его радио реформе. Так, первый пункт гла- 249 сил: «Радио работает ради жизненных целей немецкого народа», второй — «Немецкое радио хранит христианский образ мыслей и благонравие. То, что унижает христианство и угрожает обычаю и культуре немецкого народа, должно быть исключено из радиовещания», третий — «Радио служит всем немцам в пределах и вне имперских границ. Он связывает живущих за границей немцев с империей и позволяет германским слушателям участвовать в жизни и судьбе живущих за границей немцев», четвертый — «Радио принимает активное участие в великой задаче
формирования немцев как граждан, и формировании государственного мышления и укреплении воли слушателей» [8, с. 85] и т.д. Реформа радио продолжилась и в экономической плоскости. Имперская радиокомпания была национализирована, более 51% акций оказались у Министерства Почты, 49% — в руках земель. С этого момента начинается и отток частных инвестиций. Таким образом, радио реформа Папена стала предвестником будущего немецкого радио, точно также как в свое время и выступления Бредова. И к 1933 г. радио уже фактически было поставлено под контроль государ -ства и получило достаточно четкую установку относительно своих целей и задач.
Январь 1933 г. ознаменовался захватом власти в Германии национал-социалистами. Несмотря на то, что действующим президентом оставался Гинденбург, а в правительстве Гитлера большую часть постов занимали его оппоненты из консервативных партий или вовсе беспартийные, 250 во всех сферах жизни общества наметился серьезный переворот. Безусловно, не могло это не отразится и на сфере культуры, и в частности, на радиовещании.
Так, уже в марте 1933 г. был выпущен приказ, заложивший совершенно иной подход к организации всей культурной жизни Германии — «Указ о создании Рейхсминистерства народного просвещения и пропаганды». Главной задачей вновь создаваемого министерства являлось «просвещение и пропаганда политики национального правительства и национальной реконструкции немецкого Отечества», а возглавлял ее
«министр народного просвещения и пропаганды» [9]. Первым и единственным руководителем данного органа стал — Йозеф Геббельс. И именно он крайне точно сформулировал характер свершившейся революции и ее задачи в области культурной политики: «Революция, которую мы совершили, всеобъемлюща. Она затронула все сферы жизни людей и кардинально их перестроила. Она полностью поменяла отношение людей к друг другу, к государству, к насущным вопросам. Революции никогда не ограничиваются одной только областью политики. Отсюда они распространяются на все другие сферы социального существования людей. Экономика и культура, точные и гуманитарные науки, искусство не защищены от ее влияния» [10, с. 82]. Однако включение радио в сферу деятельности Министерства народного просвещения и пропаганды произошло только в июле 1933 г., когда было принято «Предписание о заданиях имперского министерства народного разъяснения и пропаганды». Согласно данному указу, определялась задача Министра народного просвещения и пропаганды — «духовного воздействия на нацию, восхваления государства, культуры и экономики, информации в отечественной и зарубежной общественности и управлении всех учреждений, служащих этим целям». Таким образом, в ведение Министерства просвещения и пропаганды переходило значительное количество различных учреждений, подчиненных ранее другим ведомствам. Так, из области Министерства иностранных дел изымалось все связанное с искусством, художественными выставками, спор-
том за границей. Из сферы Министерства внутренних дел — пресса, радио, театральные дела, кинематограф и даже «Немецкое книгохранилище в Лейпциге». Из сферы Министерства экономики — экономическая реклама, а Министерства Почты — транспортная реклама и т.д. [11].
В рамках проводимой политики унификации 22 сентября 1933 г. была создана «Имперская палата культуры» — корпорация публичного права, объединившая все относящиеся к культурной сфере профессии, регулирующая условия труда и контролирующая производственные предприятия, от их открытия до закрытия. Возглавляли ее исключительно высшие партийные чины, имеющие научные степени, полученные еще до Первой мировой войны или же в Веймарской республике. Ее президентом был сам Йозеф Геббельс — доктор философии, вице-президентами: доктор права Вальтер Функ, педагог Карл Ханке, газетный издатель Леопольд Гутеррер, доктор Вернер Науманн [12]. Ее главной задачей стало формулирование «ответственности немецкой культуры перед народом и Рейхом» и регулирование производственных и социальных условий работы входящих в нее профессиональных Палат, вопросов членства в каждой из них и выработка компромиссных соглашений между различными творческими группами. Имперская палата культуры включала в себя: Имперскую палату кинематографии, Имперскую палату печати, Имперскую палату радиовещания, Имперскую палату театра, имперскую палату литературы, Имперскую палату музыки, Имперскую палату изобразительного искусства.
Стоит отметить тот факт, что каждое из ведомств возглавлял профессионал своего дела: так, первым руководителем Имперской палаты музыки был назначен Рихард Штраус.
Ответственным за новую структурную единицу — «Имперскую палату радиовещания» был назначен Хорст Дресслер-Андресс. О его юности известно крайне мало: родился в семье рабочего, был солдатом в Первую мировую войну, после посещал школу Рейнхардта при немецком театре в Берлине, с 1925 г. по 1928 г. работал в театре в Гере. В 1930 г. вступает в НСДАП, принимает активное участие в деятельности и организации фабричных трудовых ячеек, в этом же году становится членом «Имперского союза немецких радиослушателей». В 1931 г. основал «Национал-социалистическое движение художников и работников умственного труда». В 1932 г. избирается в Прусский Ландтаг как член НСДАП. В 1933 г. возглавил немецкое радио. Занимая независимую позицию, он вступил в конфликт с Геббельсом, к 1939 г. полностью почи- 251 нившим себе всю радиослужбу Германии. В дальнейшем Дресслер-Ан-дресс, оставаясь на высоких постах, не оказывал серьезного влияния на политику в области пропаганды [12]. Возможно, дело здесь и в том, что радио не так сильно занимало Дрес-слера-Андресса, как организация трудовой деятельности. Об этом, в частности, говорят и его короткие, но многочисленные публикации, посвященные в основном вопросам отдыха и досуга немецких рабочих: «Виды отдыха и развлечений в Германии»
[13], «Культурная миссия отдыха»
[14], «Три г. национал-социалистиче-
ского общества «Сила через радость»: Цели и показатели» [15] и т.д.
Несмотря на его пост и биографию, говорить о сколь-нибудь значимом влиянии на развитие радиовещания и определении его политики в Германии в период национал-социализма не приходится, чего нельзя сказать о его заместителе — Ойегене Хадамовски, бывшим одним из лучших пропагандистов в НСДАП. Именно на его личности, как руководителе интересующего нас направления, стоит остановиться подробнее.
Хадамовски родился в 1904 г. в Берлине в семье в семье инженера Пауля Альфреда Хадамовски и его супруги Эммы Каролины. В 1919 г. окончил среднюю школу в области химии и машиностроения. Потом в течение почти десяти лет Ойген Ха-дамовски постоянно менял то работу, то местожительство, пока в 1928 г. не вернулся в Берлин. В 1930 г. он вступил в НСДАП и начал свою карьеру в области пропаганды. Буквально за несколько лет он смог из рядового члена НСДАП стать одной из самых 252 значительных и влиятельных фигур. В 1931 г. он был назначен руководителем Берлинского отделения «Имперской ассоциации немецких радиовещателей», в 1932 г. он уже начальник отдела в «Имперском управлении пропаганды НСДАП», а 8 июля 1933 г. — вице-президент «Имперской палаты радиовещания». Однако это назначение далось Хада-мовскому нелегко: «На радио старый член партии Ойген Хадамовски получил руководящую должность и горел желанием возглавить все радиовещание рейха. Министр же пропаганды, у которого на примете был совсем другой кандидат, опасался,
как бы Гитлер и впрямь не вздумал поддерживать Хадамовского, поскольку тот в 1933 г. с заметным искусством организовал передачи о ходе избирательной кампании. Ханке, статс-секретарь в министерстве пропаганды, после этого пригласил Хадамовского к себе и официально сообщил, что недавно он был произведен Гитлером в „рейхсинтендан-ты". Восторг Хадамовского по поводу желанного назначения был за обедом доведен до сведения Гитлера в огрубленном и искаженном виде, так что Гитлер понял все произошедшее как интересную шутку. На другой день Геббельс нарочно велел напечатать несколько экземпляров одной газеты, в которой была опубликована ложная информация о назначении, а вновь назначенный осыпался неумеренными похвалами. В таких интригах Геббельс знал толк; теперь он мог доложить Гитлеру, какие преувеличения и восторги содержала газета и с какой радостью Хадамовски все это воспринял. Результатом был новый приступ хохота у Гитлера. В тот же день Ханке попросил вновь назначенного произнести приветственную речь в неподключенный микрофон, и снова это послужило источником бесконечного веселья...» [16, с. 167-168]. В то же самое время необходимо отметить, что иных подтверждений препятствованию Хадамовскому со стороны Геббельса не имеется, и данный эпизод стоит скорее расценивать, как обычную шутку, как и в случае с другим старым членом партии Эрнстом Ханфштенглем, также осуществленную Геббельсом. Во многом оно было заслуженным, так как за предшествующие этому несколько лет Ойген Хадамовски мастерски вы-
полнил целый ряд партийных заданий: 30 января 1933 г., когда Гитлер пришел к власти, он выпустил радиорепортаж о событиях в Берлине — маршах и факельном шествии СА; с 10 февраля по 4 марта организовал прямую трансляцию по радио речей Гитлера на всех проходивших митингах. Позднее сам Хадамовски отмечал: «Такой массированный и ураганный огонь был просто необходим, чтобы привлечь внимание людей к новому правительству Гитлера» [17, с. 17].
Ойген Хадамовски является автором многочисленных работ, посвященных не только пропаганде и радио, но и внешнеполитическим событиям. Во многом его труды показательны и наглядно демонстрируют нам отношение руководства НСДАП к пропаганде и ее методам. В своей первой брошюре «Пропаганда и национальная власть: Организация общественного мнения для национальной политики», вышедшей еще в начале 1933 г., он писал: «Пропаганда и дифференцированное применение силы должны дополнять друг друга в особо продуманной форме. Они никогда не являются абсолютными противоположностями. Применение силы может быть частью пропаганды» [18, с. 22]. В дальнейшем им были выпущены такие труды, как: «Радио на службе руководства народа» [17], «Гитлер захватывает экономику» [19], «Гитлер борется за мир в Европе» [20] и т.д.
В 1935 г. он становится руководителем отдела телевидения в Имперской палате радиовещания, однако с началом войны отправляется на фронт, принимая участие в польской кампании как командир роты. С кон-
ца 1939 по 1943 год он — инспектор радиовещания в Верховном командовании Вермахта, а в 1940 г. руководит отделом радиовещания в Министерстве пропаганды. В 1942 г. по непонятным причинам он отстраняется от управления радио и в 1943 г. опять отправляется на фронт. Погиб 1 марта 1945 г. во время контратаки на село Хелькевизе в Померании, занятое советскими войсками. Его бывший руководитель, узнав о его гибели, сделал в своем дневнике следующую запись: «Я получил печальное известие. Погиб мой старый друг и сотрудник Ойген Хадамовски, ведший в атаку свою роту. Пуля попала ему в сердце, и он тотчас же скончался. В его лице я потерял одного из моих спутников жизни, много лет неустанно и преданно сопровождавших меня. Я сохраню о нем благодарную память» [21, с. 78].
Тем не менее, можно говорить о том, что именно Ойген Хадамовски выступал основным исполнителем и проводником идей Геббельса в сфере радиовещания. После своего назначения он был ответственным за чистку кадров радиосистемы от «нежелательных элементов» и евреев. Так, 16 августа 1933 г. он издал следующее распоряжение, в котором говорилось: «Мы, национал-социалисты, обязаны проявить достаточно динамизма и энтузиазма, чтобы молниеносно завоевать Германию и остальной мир. Партайгеноссе д-р Геббельс поручил мне 13 июля 1933 г. очистить германское радиовещание от влияния противников нашего дела. Теперь я могу сообщить, что эта работа проведена полностью». А годом позже именно он выступил вдохновителем суда над руководителями радиовещания Веймарской респу-
253
блики, который вошел в историю как «процесс вещания». В сентябре 1933 г. начались многочисленные аресты представителей так называемого системного радио. Из-за «коррупции» были задержаны и отправлены в концентрационный лагерь Ораниенбург бывший директор «Берлинского радио Час» ("Funk-Stunde AG Berlin") Ханс Флеш, режиссер Альфред Браун, а также известный социал-демократический политик Эрнст Хайльман. Также после протеста против этого произвола был задержан и сам Ганс Бредов. Тем не менее пресс-служба в Берлине в апреле 1934 г. объявила, что это дело исключительно криминальное, а не политическое. В процессе обвинения задержанным вменялись хищение и подлог документов, разглашение коммерческой тайны и даже предательство партии. Показательный процесс тянулся до июня 1935 г., сопровождаемый постоянными атаками на журналистов и членов радио союзов. Однако так как все пункты обвинения были необоснованны и 254 бездоказательны, Бредову, Флешу и Магнусу удалось избежать тюремного заключения, уплатив денежный штраф [22, с. 27]. В контексте данной чистки крайне показательна судьба одного из радиоработников Йохена Клеппера, жена которого была еврейкой, а сам он имел социал-демократическое прошлое. Он был уволен и несколько лет перебивался случайными заработками, пока, наконец, снова не был принят на работу в радиожурнал издательской компании Ульштейна [23, с. 59-85]. Однако многим другим его коллегам пришлось покинуть страну или же сменить область деятельности.
Именно в этот период существенно меняется и репертуар радиопередач. Все большие акценты ставятся именно на его политической составляющей. Как отмечают некоторые исследователи, одной из главных функций радиовещания в Германии в эти годы была трансляция политических речей руководства НСДАП: «Передача речей Гитлера требовала создания радио, как одной из технологий власти в Национал-социалистическом государстве» [24], которую, находящийся тогда на посту президенте «Имперской палаты радиовещания» Хорст Десслер-Андресс назвал «абсолютной общностью национал-социализма и радио» [25, с. 102]. Это отчетливо видно и при изучении количественных показателей политических речей, так в период февраля — марта 1933 г. было транслировано 45 предвыборных заявлений правительства, в том числе целый ряд речей А. Гитлера и комментариев Йозефа Геббельса к ним [26, с. 300]. Как отмечает Константин Шварцкопф: «Благодаря значительному расширению аудитории эффект любого выступления нацистских лидеров, будь то заявление А. Гитлера о намерениях нового правительства от 1 февраля 1933 г. или его же речь в берлинском Дворце спорта 10 февраля 1933 г., и любой массовой акции, будь то „День Потсдама" 21 марта 1933 г. или „День национального труда" 1 мая, многократно усиливался» [27]. Оценить эффект радиопропаганды (и иной пропаганды национал-социалистов) можно не только исходя из данных о поддержке тех или иных инициатив режима населением, но и по ироничному и вместе с тем очень точному сообще-
нию У. Ширера, бывшего в 30-ые гг. XX века иностранным репортером, работающим на территории Германии: «Тот, кто не жил годами в тоталитарном государстве, просто не в состоянии представить, насколько трудно избежать страшных последствий продуманной и систематической пропаганды господствующего режима. Часто в доме знакомого немца, в конторе или во время случайного разговора с незнакомым человеком в ресторане, в пивной или кафе я слышал довольно странные утверждения от, казалось бы, интеллигентных людей. Было очевидно, что они как попугаи, повторяют разные нелепости, услышанные по радио или вычитанные из газет» [28, с. 360].
Интересен и тот факт, каким образом достигалось такое влияние на слушателя. Так, Даниэл Гетман отмечает, что Геббельс ставил перед собой задачу «интегрировать слушателя в пространство, откуда идет трансляция и одновременно вербализовать звуковое восприятие развития событий». Этот совершенно новый подход достигался, во-первых, за счет определенного стиля комментирования событий: «В нарастающем шуме они слышат, как лихорадочное напряжение начинает расти! Мужчины и женщины поднялись с мест! Весь спортивный дворец подобен кишащему муравейнику. Вы всюду слышите призывы воодушевления, согласия, ликования!». Притом, во многом решающую роль играл и голос самого оратора. Речи Геббельса заставляют содрогнуться и прислушаться любого человека, даже не владеющего немецким языком. Во-вторых, сказывалась и специфика передачи звука. Так, при трансляци-
ях со стадионов, например, установка различных микрофонов позволяла записывать звук и делать акцент на удаленности событий — близкой, средней и далекой. В дальнейшем, при передаче, это сводилось в единую запись [29].
В то же время Геббельс отлично понимал, что любая пропаганда не только быстро приедается, но и со временем вызывает отторжение. Поэтому уже с середины 1933 г. он начал постепенно менять радиокурс. Так, им было отклонено значительное количество обращений из руководства НСДАП, желавших выступить по радио с той или иной речью [30, с. 150]. В 1934 г. ситуация не изменилась, подавляющее количество радиоэфира еще занимали политические новости. Например, 1 мая 1934 г. трансляция первомайских празднований с речами, песнями, маршами и всем остальным заняла не менее семнадцати часов эфирного времени. Поэтому совсем неудивительно, что немецкие радиослушатели быстро пресытились и начали массово переключаться на зарубеж- 255 ные радиостанции. Это вызвало резкую смену формата радиовещания.
В конце 1936 г. была опубликована «Программа немецкого радио», в которой содержалась информация о заявлении Ойгена Хадамовски по поводу развития радиовещания в Германии. Он отмечал, что главной целью радиовещания является «внедрение в общественное сознание радости и единения общества», поэтому была составлена соответствующая программа для радиоэфира. В ней основные политические передачи отнесены в раздел «Слово предоставляется партии», программа, рассчи-
256
танная на время перерывов на фабриках и заводах, идет под рубрикой «Веселые минуты на работе и дома», первая передача открывается фестивалем под лозунгом «Музыка и танцы на предприятии». Концерты должны были передаваться с 6:00 до 8:00 и с 8:30 до 9:30 утра и с 12:00 до 13:00. Вечерняя музыкальная программа предусматривала выступления первоклассных дирижеров и солистов с наиболее значительными музыкальными произведениями. В разделе «Крестьянство и страна», предназначенном исключительно для крестьянского населения, трансляции начинаются с передачи сельскохозяйственных новостей. Также Ойген Хадамовски отметил, что число музыкальных передач по радио увеличилось с 25 тысяч в 1932 г. до 40 тысяч в 1935 году. А в будущем увертюры, классические музыкальные произведения и крупные драматические произведения мировой литературы должны были потеснить лекции и чтения [31].
Об этом свидетельствуют и программы радиопередач, регулярно издававшиеся в Германии в то время. Согласно одной из таких программ, обычный день, например, в Кенигсберге, состоял из следующих радиопередач: 6:03-6:05 погода, 6:056:30 утренняя зарядка, 6:30-7:00 утренний концерт, 7:00-8:00 новости от Д. Дратла (ведущий), 8:00-8:15 «заутреня», 8:15-8:40 гимнастика для женщин, 8:40-9:30 музыка, 9:3010:15 повтор одной из прошлых передач, 10:15-10:45 «народ на работе», 10:45-10:50 погода, 10:50-11:00 радиомолчание, 11:00-11:30 французское школьное радио для средней школы, 11:30-11:55 радиомолчание, 11:55-
12:00 повторение Веттербера, 12:0013:00 легкая музыка для наших слушателей, 13:00-14:00 время, погода, предварительный обзор от Д. Дратла, 14:00-14:15 новости от Д. Дратла, 14:15-14:30 «Девочка и три гнома в лесу», 14:30-15:00 музыка, фортепьяно и песни, 15:00-15:15 новости экономики, 15:15-15:40 передача для детей, 15:40-16:00 Д. Фрау в Монтене-гро, 16:00-16:25 радиопередача «Как маленькие вещи могут сделать нас счастливее», 16:25-17:10 музыка, 17:10-17:30 историческая передача посвященная графу фон Шлиффену, 17:30-17:50 передача посвященная развитию экономики в 1936 г., 17:5018:00 «ценовые сообщения» (имеется ввиду сводки средних цен в регионе по тем или иным товарам), 18:0018:45 концерт, оркестр, 18:45-19:45 радиопрограмма «Служба отечеству», 19:45-20:00 сообщения от радио редакции, 20:00-20:10 погода, новости, 20:10-22:00 передачи с разных центров: северо-запада, северо-востока, юго-востока, 22:00-22:20 новости, спорт, 22:20-22:30 радиопередача «О чем говорят в Америке», 22:30-23:00 "FehleQuartett" (музыка), 23:00-24:00 народная музыка [32].
Для того чтобы составить реальное представление о характере радио эфира в национал-социалистической Германии, проанализируем состав коллекции грампластинок производства немецкого радио за весь период правления национал-социалистов, являющихся частью фонда № 74 "Deutsche Rundfunk" РГАФД. Все имеющиеся материалы можно разделить на несколько крупных блоков: оперная музыка, симфоническая музыка, камерная музыка, вокально-симфоническая музыка,
легкая танцевальная музыка, народная музыка, записи речей государственных и партийных деятелей, а также записи шумовых эффектов.
Наиболее широко представлены музыкальные произведения оперного жанра. Опера «Оберон» К.М. Вебе-ра [33], «Риголетто» Д. Верди [34], «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Парсифаль» и «Риенцы» Р. Вагнера [35], «Браконьеры» А. Лорцинга [36], оперетта «Калиостро» И. Штрауса [37], «Похищение из Сераля» Моцарта [38] в различных исполнениях, «Йессонда» [39] Л. Шпора и многих других известных авторов.
Также необходимо отметить и аудиозаписи симфонической музыки. Данные аудиозаписи представлены работами З.В. Мюллера «Симфония ветра» [40], Э. Бершеля «Штрауссиа-на» [41], «Симфония № 1» А. Брукнера [42] и т.д.
Однако наиболее широко представлена танцевальная музыка. В основном это записи фокстрота [43], а также фокстрот в исполнении франкфуртского танцевального струнного оркестра [44] и множество иных произведений.
Необходимо отметить, что в данной коллекции содержится очень много записей вальсов [45], пьес [46], в том числе и русских авторов. Например, Римского-Корсакова [47] в исполнении разных оркестров, Чайковского [48], В. Ребикова [49], С.В. Рахманинова [50], С.Э. Бортке-вича [51].
Жанр народной музыки представлен уже намного скромнее. В основном это народные напевы в исполнении Х. Верле [52], швабские народные песни и танцы в обработке Хойс-лера [53] и Менха [54], народные
песни в исполнении А. Шульца [55], Ланге [56], Куше [57], Г. Шуттенхель-ма [58] и т.д. Достаточно много имеется пластинок с народной музыкой разных европейских народов: например, народные песни Южной Франции [59], румынские танцы [60], норвежские сельские танцы в исполнении Г. Шютца [61], музыкальный коллектив профессора Г. Динера и его «польскими народными танцами» [62], а также целой чередой иных польских народных песен [63].
К пропагандистским материалам и записям речей государственных и партийных деятелей можно отнести следующие материалы: аудиозаписи выступления Г. Геринга на одном из собраний [64], аудиозаписи, посвященные академии германского права [65], а также аудиозаписи, посвященные 10-летию со дня первого съезда партии, на которой выступили президент академии Г. Франк, ректор Мюнхенского университета Л. Кельб, бургомистр Мюнхена К. Филер и Рейхсминистр внутренних дел Германии В. Фрик [66], речи Руста на открытии одной из выставок в Берлин- 25' ском музее [67], а также речь Рудольфа Гесса на открытии заседания олимпийского комитета в Берлине и запись самого заседания [68].
Завершая обзор данного фонда можно отметить и такие записи, как «шумовые эффекты». Представляется наиболее логичным разделить их на природные и технические звуки. В свою очередь, к природным звукам можно отнести записи шума ветра, воды, плач новорожденного ребенка [69], голоса животных, щебетания птиц (соловья, кукушки), рычание льва, стрекотание кузнечиков [70]. К техническим звукам можно
отнести записи шума уличного движения, шум идущего поезда [71], работающей техники, различные звоны, например, колокола [72], а также звуки военных сражений [73] и фанфар [74].
Данное на сайте РГАФД заключение о том, что «все записи, находящиеся в этом фонде отражают историю страны в годы нацизма и носят явно выраженный политико-пропагандистский характер» [75], неверно характеризует документы данного фонда. Об этом говорит не только превалирующее количество аудиозаписей развлекательного характера над различными политическими выступлениями, но также и их характер: можно отметить, что в составе всех выделенных групп встречаются исполнители разных стран мира, в том числе польские, румынские, а также русские.
Также одним из наиболее интересных аспектов радиовещания в Германии в период национал-социалистической диктатуры является радиовещание, рассчитанное на за-258 рубежную аудиторию. Первые тестовые радиопрограммы для зарубежной аудитории были запущены в Германии еще в середине 1920-х гг. из радио центра в "Sender Königs Wusterhausen", располагавшегося в небольшой городке недалеко от Берлина. Однако ввиду целого ряда причин постоянные радиопередачи для заграничной аудитории начались только в 1929 г. с запуском станции «Мировое радиовещание» ("Weltrundfunksender") и передавались на коротковолновой частоте 95600 кГц. По сути, это была ретрансляция внутренних немецких радиопередач на коротких волнах
для зарубежной аудитории. Помимо этого, «Мировое радиовещание» передавало и немецкие новости Берлинской радиостанции "Funk-Stunde Berlin" [76].
С приходом к власти национал-социалистов и при создании новых институтов, а также назначением новых ответственных лиц за развитие радиовещания немецкое радиовещание для зарубежной аудитории также было срочно реформировано. Изменилось не только название, теперь к «Мировому вещанию» прибавилось еще одно «Немецкое коротковолновое вещание» ("Deutscher Kurzwellensender"), но и существенно расширился штат сотрудников. Если в апреле 1933 г. зарубежное радиовещание было рассчитано в основном на жителей Северной Америки, то уже в феврале 1934 г. начались трансляции и для жителей Латинской Америки, Африки и Азии. В дальнейшем мощности постоянно продолжали расширяться. Так в 1935 г. в строй был запущен новый коротковолновый передатчик, позволявший увеличить количество воспроизводимых трансляций. К 1936 г. немецкие радиопередачи транслировались до 22 раз в сути на нескольких иностранных языках: английском, испанском, французском, португальском и нидерландском. В 1936 г. были введены в строй новые передатчики и увеличен штат сотрудников подразделения, составлявший 27 человек. Объем вещания составил 34 часа. А в 1938 отделение "Deutscher Kurzwellensender", возглавляемое Куртом фон Бекманом, насчитывало уже 242 сотрудника. Сам Курт фон Бекман так характеризовал работу и определял задачи своего ведомства:
"Kurzwellensender" разработала собственную ночную программу вещания с первого апреля этого года, которая передает информацию с 3 часов в Северную и Центральную Америку. Ночные часы были выбраны, чтобы выровнять разницу во времени и сделать возможным прослушивание ночных немецких программ в вечернее время в Америке. Содержание этих передач также ориентировано на американскую аудиторию. Дневные сообщения посылаются на немецком, английском и испанском языках. Наряду с сообщениями о развитии Германии также идет вещание художественных и эстрадных программ. Главной задачей этих ночных программ является укрепление любви к родине наших немцев, живущих за рубежом, посредством представления им немецких культурных творений. В течение этого года мощности будут увеличены, что позволит охватить новые важные для Германии части Земли».
Большой интерес представляет и программа вещания для заграницы. Так, изданный в 1938 г. буклет "Nor-damerica Programm" позволяет нам ознакомиться не только с техническими данными радиовещания, но и с тематикой передач. Разворот встречает нас как данными о времени вещания, так и словами Гитлера: «Только немногим, наделенным божественной благодатью, имеющим провидение во все времена, поручена миссия создания чего-то нового и поистине впечатляющего. Однако эти немногие указали путь в далекое будущее. Это часть образования нации вырастила в людях необходимое уважение к ним, начиная с ввода в силу воплощения высочайших наци-
ональных ценностей» [77, с. 2]. Далее подробно описана программа вещания, например, понедельника 2 мая 1938 г.: 4:50 начало вещания, знаменовавшееся фразой "Germany calling" и немецкая народная песня, 4:55 приветствие радиослушателей, 5:00-5:45 разнообразные концерты, 5:45-6:00 экономические новости Германии, 6:00-6:15 сообщения о молодежном движении в Германии, 6:157:15 «Один за другим» вечное движение в музыке, 7:15-7:30 «Сегодня в Германии», 7:30-8:00 «Соната в Д-миноре» Й. Брамса, 8:00-8:15 доклад об исследовательской работе Института физики в Далеме (Берлин), 8:15-8:30 новости и экономический обзор в Британии, 8:30-9:00 концерт легкой музыки и т.д. [77, с. 4]. В середине 1930-х гг. радиопрограмма для зарубежной аудитории лишь немногим отличалась от немецкой, что в общем-то было логичным и понятным, ведь основной функцией зарубежного радиовещания является ознакомление иностранной аудитории с событиями и особенностями жизни страны орга- 259 низатора вещания.
Одним из наиболее важных факторов в развитии и организации радиовещания в Германии в период национал-социализма является решение проблемы с доступом населения к самим радиопередачам. В данном случае необходимо отметить, что эта проблема была успешно решена на совершенно разных уровнях. Во-первых, существовали планы по установке громкоговорителей на всех площадях страны с целью ознакомления народных масс с самыми важными новостями страны, во-вторых, была организована специ-
260
альная программа «радиофикации» страны. Так, к 1939 г. 70% немецких домов было радиофицировано, в стране было 1,8 млн. радиоприемников: самый распространенный «народный приемник» (VE З0Р02 "Volksempfänger") стоил 76 рейхсмарок при средней зарплате в 120 рейхсмарок. Перед самой войной появились приемники за 35 рейхсмарок, их ласково называли «Маленький немец» ("Deutscher Klein"). Эти приемники по одинаковым чертежам и технологии изготовляли 28 заводов [78, с. 345]. Можно сказать, что по количеству приемников на душу населения Германия занимала первое место в Европе [79, с. 314]. До сих пор в публицистике бытует мнение, что немецкие радиослушатели не могли принимать сигналы зарубежных радиостанций на своих приемниках ввиду особенностей его конструкции, однако это не соответствует действительности, что подтверждают и современники [28, с. 359-360], и технические характеристики приемников: в зависимости от места и времени суток приемник мог принимать радиопередачи из-за границы, особенно в вечернее время [80, с. 40].
Таким образом, сделаем вывод о том, что политика усиления контроля со стороны правительства над радио была начата еще на закате Веймарской республики и активно продолжена в период национал-социалистической диктатуры. При этом необходимо отметить тот факт, что она настолько же быстро трансформировалась, насколько менялись и развивались представления о пропаганде, ее целях и задачах у руководства министерства народного просвещения и пропаганды. Если в 1933 г.
радиоэфир представлял почти беспрерывный поток политических речей и воззваний, то к концу 1930-х годов это был уже скорее развлекательный канал, по своей структуре похожий на современный формат радиовещания: большую часть эфирного времени занимала легкая музыка и различные музыкальные постановки, а также развлекательные программы. Политическим материалам уделялось достаточное, но не превалирующее количество времени, так как существовали опасения перегрузки радиослушателей серьезной информацией, ведь любой из них мог просто-напросто выключить радио и, таким образом, все усилия Министерства пропаганды были бы потрачены впустую.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bierbach, W. Rundfunk zwischen Kommerz und Politik: Der Westdeutsche Rundfunk in der Weimarer Zeit [Text] / W. Bierbach. -Frankfurt, 1986. - 595 s.
2. Chronik des Rundfunks / D. Möller [Электронный ресурс]. - URL: http://www. fading.de/rundfunk-chronik.php (дата обращения: 08.07.2017).
3. Tonnemacher, J. Kommunikationspolitik in Deutschland. Eine Einführung [Text] / J. Tonnemacher. - UVK Verlagsgesellschaft mbH. - Konstanz, 2003.
4. Die Richtlinien für die Regelung des Rundfunks 07.12.1926 // Fischer, Kurt E., Dokumente zur Geschichte des deutschen Rundfunks und Fernsehens. Quellensammlung zur Kulturgeschichte. - Göttingen, 1957. -79 р.
5. Шерель, А. Радиовещание 1920-1930-х годов. К проблеме взаимного влияния немецкой и русской аудиокультур [Текст] / А. Шерель // Советская власть и медиа / Сб. ст. под ред. Х. Гюнтера и С. Хэнсген. - Санкт-Петербург: Академический проект, 2006. - С. 104-112.
6. Bredow, H. Geleitwort an den neuen Sender [Text] / Hans Bredow // Die Werag Funkzeitschrift. - 1926. - 3. Dezember. - Ausgabe 1.
7. Папен, Ф. Вице-канцлер Третьего Рейха. Воспоминания политического деятеля гитлеровской Германии. 1933-1947 [Текст] / Ф. Папен / Пер. М. Барышникова. - М.: Центрполиграф, 2005. - 320 с.
8. Richtlinien für die Neuordnung des Rundfunks (1932) // Fischer, Kurt E., Dokumente zur Geschichte des deutschen Rundfunks und Fernsehens. Quellensammlung zur Kulturgeschichte. - Göttingen, 1957. -S. 85-86.
9. Erlaß über die Errichtung des Reichsministeriums für Volksaufklärung und Propaganda. 13 März 1933 / documentArchiv.de [Электронный ресурс]. - URL: http://www.docu-mentarchiv.de/ns/propaganda.html (дата обращения: 08.07.2017).
10. Heiber, H. Goebbels-Reden 1932-1945 [Text] / H. Heiber. - Bindlach: Gondrom, 1991. - 466 s.
11. Verordnung über die Aufgaben des Reichsministeriums für Volksaufklärung und Propaganda. Vom 30. Juni 1933 / documentAr-chiv.de [Электронный ресурс]. - URL: http://www.documentarchiv.de/ns/propagan-da_vo.html (дата обращения: 08.07.2017).
12. Бестужев, И.З. Культура Германии 1933-45 годов. Опыт национального правления. Предпосылки и последствия [Текст] / И.З. Бестужев [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zlev.ru/index.php ?p=article&nomer=21&article=1114 (дата обращения: 08.07.2017).
13. Dressler-Andress, H. Die Freizeitgestaltung in Deutschland [Text] / H. Dressler-Andress. - Leipzig, 1936. - 14 s.
14. Dressler-Andress, H. Die kulturelle Mission der Freizeitgestaltung [Text] / H. Dress-ler-Andress. - Leipzig, 1936. - 8 s.
15. Dressler-Andress, H. Drei Jahre Nationalsozialistische Gemeinschaft „Kraft durch Freude" [Text] / H. Dressler-Andress. - Leipzig, 1936. - 29 s.
16. Шпеер, А. Воспоминания [Текст] / А. Шпе-ер. - Москва: Захаров, 2010. - 712 с.
17. Hadamovsky, E. Der Rundfunk im Dienste der Volksführung [Text] / E. Hadamovsky. -München, 1934. - 29 s.
18. Hadamovsky, E. Propaganda und nationale Macht. Die Organisation der oeffentlichen Meinung fuer die nationale Politik [Text] / E. Hadamovsky. - Oldenburg, 1933.
19. Hadamovsky, E. Hitler erobert die Wirtschaft [Text] / E. Hadamovsky. - Munchen, 1935. - 64 s.
20. Hadamovsky, E. Hitler kämpft um den Frieden Europas: ein Tagebuch von Adolf Hitlers Deutschlandfahrt [Text] / E. Hadamovsky. -Munchen, 1936. - 270 s.
21. Геббельс, Й. Последние записи [Текст] / Й. Геббельс. - Смоленск: Русич, 1993. -416 с.
22. Biron, M. Radiogeschichte. Zeitreise und Exkursionen in die Berliner RadioWelten [Text] / M. Biron, S. Dittberner, I. Hoffman.
- Berlin: Books on Demand, 2004. - 168 s.
23. Klepper, J. Unter dem Schatten deiner Flue-gel. Aus denTagebuechern der Jahre 19321942 [Text] / J. Klepper. - Brunnen, 2005. -674 s.
24. Gethman, D. Radiophone Stimminszenierungen im Nationalsozialismus. Eine medienwissenschaftliche Perspektive [Text] / D. Gethman // Zeithistorische Forschungen.
- 2011. - 8. 2. - S. 277-285.
25. Dressler-Andress, H. Der Rundfunk - das Verkündigungsmittel der nationalsozialistischen Weltanschauungseinheit [Text] / H. Dressler-Andress // Deutsche Kultur im Neuen Reich. - Berlin, 1934. - 138 s.
26. Longerich, P. Nationalsozialistische Propaganda // Deutschland 1933-1945: neue Studien zum NS -Herrschaftssystem [Text] / P. Longerich / Hrsg. von Bracher K.D., Funke M., Jacobsen H.-A. - Duesseldorf, 1992.
- S. 219-314.
27. Шварцкопф, К. Эволюция системы национал-социалистической пропаганды в период установления нацистской диктатуры в Германии [Текст] / К. Шварцкопф [Электронный ресурс]. - URL: http://psyfactor. org/lib/naziprop3.htm (дата обращения: 08.07.2017).
28. Ширер, У. Взлет и Падение Третьего Рейха. Т. 1 [Текст] / У Ширер. - М.: Захаров, 2010. - 816 с.
29. Gethman, D. Radiophone Stimminszenierungen im Nationalsozialismus. Eine medienwissenschaftliche Perspektive [Text] /
261
262
D. Gethman [Электронный ресурс]. -URL: http://www.zeithistorische-forschun-gen.de/site/40209145/default.aspx (дата обращения: 08.07.2017).
30. Эванс, Р. Третий Рейх. Дни Триумфа: 1933-1939 [Текст] / Р. Эванс. - М.: Астрель, 2010. - 958 с.
31. Программа германского радио. Зима 1936. Франкфуртер цайтунг, 1936. 29 октября [Текст] // Моссе Д. Нацизм и культура. -М.: Центрполиграф, 2010. - С. 230-232.
32. Deutsche Funkzeitschrift. - 1936. - 28 Februar. - Ss. 28-29.
33. Оберон. Опера. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г.
- Ед. хр. № 62.
34. Риголетто. Опера. - РГАФД. - Ф. 74. -Оп. 1 г. - Ед. хр. № 71.
35. РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 102, 118, 167, 170, 216, 226, 263.
36. Браконьеры. Политическая опера. -РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 162.
37. Cagliosto in Wien. - РГАФД. - Ф. 74. -Оп. 1 г. - Ед. хр. № 220.
38. Похищение из Сераля. - РГАФД. - Ф. 74.
- Оп. 1 г. - Ед. хр. № 382, 413, 445.
39. Йессонда. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. -Ед. хр. № 404.
40. Winds Simphonie. - РГАФД. - Ф. 74. -Оп. 1 г. - Ед. хр. № 69.
41. Straussiana. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. -Ед. хр. № 77.
42. Симфония № 1. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г.
- Ед. хр. № 383, 384.
43. Durch Schnee und Eis. - РГАФД. - Ф. 74.
- Оп. 1 г. - Ед. хр. № 21; Красный дьявол.
- РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 192; Manipoli. - РГАФД. - Ф. 74. -Оп. 1 г. - Ед. хр. № 193; Сказки из 1001 ночи. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 224; Записи различных исполнителей.
- РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 542-546.
44. Rosen und Nelken. - РГАФД. - Ф. 74. -Оп. 1 г. - Ед. хр. № 100.
45. Aus Ziele zu die Walzen. - РГАФД. - Ф. 74.
- Оп. 1 г. - Ед. хр. № 44; Шулли. - РГАФД.
- Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 197; Lebensfruling walzerlied. - РГАФД. - Ф. 74.
- Оп. 1 г. - Ед. хр. № 211; На берегу Северного моря. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г.
- Ед. хр. № 442.
46. Тамбурин. Пьеса. - РГАФД. - Ф. 74. -Оп. 1 г. - Ед. хр. № 70; Arbreise. - РГАФД.
- Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 75; Игра с тенью. Пьеса. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г.
- Ед. хр. № 175; Сновидение. - РГАФД. -Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 236.
47. Полет шмеля. Пьеса. - РГАФД. - Ф. 74. -Оп. 1 г. - Ед. хр. № 138, 269; Сказка о царе Салтане. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 492.
48. Мелодия. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. -Ед. хр. № 144.
49. Колыбельная. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г.
- Ед. хр. № 276.
50. Прелюдия До-Диез Минор. - РГАФД. -Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 744.
51. Aus der Suite 1901 Nacht. - РГАФД. -Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 756.
52. Народные напевы: быстрая полька. -РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 13.
53. Schwabische Volkweisen. - РГАФД. -Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 89.
54. Schwabischer Tanz. - РГАФД. - Ф. 74. -Оп. 1 г. - Ед. хр. № 109.
55. Вокруг темная ночь. - РГАФД. - Ф. 74. -Оп. 1 г. - Ед. хр. № 235.
56. Бабушка. Народная песня. - РГАФД. -Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 386.
57. Сельская полька. - РГАФД. - Ф. 74. -Оп. 1 г. - Ед. хр. № 387.
58. Weinlese Reinlander. - РГАФД. - Ф. 74. -Оп. 1 г. - Ед. хр. № 514.
59. Menton. Sudfrankreich. - РГАФД. - Ф. 74.
- Оп. 1 г. - Ед. хр. № 56.
60. Rumanische Tanze aus Transilvanien. -РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 426.
61. Норвежские сельские танцы. - РГАФД. -Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 443.
62. Poische Volkstanze. - РГАФД. - Ф. 74. -Оп. 1 г. - Ед. хр. № 48.
63. Sogar dir kleine Vogel. Volkslied aus Poln. Schlesin. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. -Ед. хр. № 51; Katchen. Volkslied aus Mazuren.
- РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 52.
64. Собрание восточно-прусского чиновничества в связи с приездом министра Г. Гер-ринга. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. -Ед. хр. № 762, № 762 а.
65. Третья годовщина академии германского права. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. -Ед. хр. № 824.
66. 10-летие со дня 1-го съезда национал-социалистической партии Германии. Открытие юбилейного заседания. - РГАФД.
- Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 49.
67. Eroeffnung der Ausstellung "Sport der Hellenen" in deutschen Museum zu Berlin.
- РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 59.
68. Eroeffnung gesitzung des internationalen Olympischen komitetes in der Aula der Friedrich-Wilhelm Universitat zu Berlin. -РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 61.
69. Шумовая пластинка: плач новорожденного ребенка. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. -Ед. хр. № 168.
70. Шумовая пластинка: собака, лягушки, сверчки, лошадиный топот, гроза, дождь.
- РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 14.
71. Шумовая пластинка: звук идущего поезда. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 10.
72. Шумовая пластинка: звучание сельского колокола. - РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. -Ед. хр. № 99.
73. Шумовая пластинка: звуки сражения. -РГАФД. - Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 457.
74. Шумовая пластинка: фанфары. - РГАФД.
- Ф. 74. - Оп. 1 г. - Ед. хр. № 39.
75. Российский государственный архив фоно-документов. Фонд № 74. "Deutshce Rundfunk" [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/nauchno-spra vochnyi-apparat/obzor-fondov/zarubezhnye-gramzapisi/fond-74-deutshce-rundfunk. shtml (дата обращения: 08.07.2017).
76. Радио нацистской Германии (радио Третьего Рейха) для заграницы и «Лорд Хау-Хау» («Лорд Гав-Гав») [Эектронный ресурс]. -URL: http://www.portalostranah.ru/view.php ?id=297 (дата обращения: 08.07.2017).
77. Nordamerica Programm [Text]. - Berlin: Haus des Rundfunk, 1938.
78. Пленков, О.Ю. III Рейх: Арийская культура [Текст] / О.Ю. Пленков. - СПб.: Нева, 2005. - 480 с.
79. Reichel, P. Der schöne Schein des Dritten Reiches. Gewalt und Faszination des deutschen Faschismus [Text] / P. Reichel. -Hamburg: Ellert & Richter, 2006. - 560 s.
80. König, W. Volkswagen, Volksempfänger, Volksgemeinschaft: Volksprodukte im Dritten Reich. Vom Scheitern einer nationalsozi-
alistischen Konsumgesellschaft [Text] / W. König. - Paderborn: Schöningh Paderborn, 2004. - 310 s.
REFERENCES
1. "Die Richtlinien für die Regelung des Rundfunks 07.12.1926", in: Fischer, Kurt E., Dokumente zur Geschichte des deutschen Rundfunks und Fernsehens. Quellensammlung zur Kulturgeschichte, Göttingen, 1957, 79 s.
2. "Programma germanskogo radio. Zima 1936. Frankfurter cajtung, 1936. 29 okt-jabrja", in: Mosse D., Nacizm i kultura, Moscow, Centrpoligraf, 2010, pp. 230-232. (in Russian)
3. "Richtlinien für die Neuordnung des Rundfunks (1932)", in: Fischer, Kurt E., Dokumente zur Geschichte des deutschen Rundfunks und Fernsehens. Quellensammlung zur Kulturgeschichte, Göttingen, 1957, ss. 85-86.
4. 10-letie so dnja 1-go sezda nacional-social-isticheskoj partii Germanii. Otkrytie jubile-jnogo zasedanija, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 49. (in Russian)
5. Aus Ziele zu die Walzen, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 44; Shulli, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 197; Lebensfruling walzerlied, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 211; Na beregu Severnogo morja, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 442. 263
6. Babushka. Narodnaja pesnja, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 386. (in Russian)
7. Bestuzhev I.Z., Kultura Germanii 1933-45 godov. Opyt nacionalnogo pravlenija. Pred-posylki i posledstvija, available at: http:// www.zlev.ru/index.php?p=article&nomer=2 1&article=1114 (accessed: 08.07.2017). (in Russian)
8. Bierbach W., Rundfunk zwischen Kommerz und Politik: Der Westdeutsche Rundfunk in der Weimarer Zeit, Frankfurt, 1986, 595 s.
9. Biron M., Dittberner S., Hoffman I., Radiogeschichte. Zeitreise und Exkursionen in die Berliner RadioWelten, Berlin, Books on Demand, 2004, 168 p.
10. Brakonery. Politicheskaja opera, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 162. (in Russian)
264
11. Bredow H., Geleitwort an den neuen Sender, Die Werag Funkzeitschrift, 1926, 3 Dezember, Ausgabe 1.
12. Cagliosto in Wien, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 220.
13. Chronik des Rundfunks, ed. Möller D., available at: http://www.fading.de/rundfunk-chronik.php (accessed: 08.07.2017).
14. Deutsche Funkzeitschrift, 1936, 28 Februar, pp. 28-29.
15. Dressler-Andress H., "Der Rundfunk - das Verkündigungsmittel der nationalsozialistischen Weltanschauungseinheit", in: Deutsche Kultur im Neuen Reich, Berlin, 1934, 138 s.
16. Dressler-Andress H., Die Freizeitgestaltung in Deutschland, Leipzig, 1936, 14 s.
17. Dressler-Andress H., Die kulturelle Mission der Freizeitgestaltung, Leipzig, 1936, 8 s.
18. Dressler-Andress H., Drei Jahre Nationalsozialistische Gemeinschaft "Kraft durch Freude ", Leipzig, 1936, 29 s.
19. Durch Schnee und Eis., RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 21; Krasnyj djavol, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 192; Manipoli, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 193; Skazki iz 1001 nochi, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 224; zapisi raz-lichnyh ispolnitelej, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 542-546.
20. Erlaß über die Errichtung des Reichsministeriums für Volksaufklärung und Propaganda. 13 März 1933, available at: URL: http:// www.documentarchiv.de/ns/propaganda. html (accessed: 08.07.2017).
21. Eroeffnung der Ausstellung "Sport der Hellenen" in deutschen Museum zu Berlin, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 59.
22. Eroeffnung gesitzung des internationalen Olympischen komitetes in der Aula der Friedrich-Wilhelm Universitat zu Berlin, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 61.
23. Gebbels J., Poslednie zapisi, Smolensk, Ru-sich, 1993, 416 p. (in Russian)
24. Gethman D., Radiophone Stimminszenierungen im Nationalsozialismus. Eine medienwissenschaftliche Perspektive, Zeithistorische Forschungen, 2011, 8. 2, Ss. 277-285.
25. Gethman D., Radiophone Stimminszenierungen im Nationalsozialismus. Eine medienwissenschaftliche Perspektive, available at: http://www.zeithistorische-forschungen. de/site/40209145/default.aspx (accessed: 08.07.2017).
26. Hadamovsky E., Der Rundfunk im Dienste der Volksführung, München, 1934, 29 s.
27. Hadamovsky E., Hitler erobert die Wirtschaft, Munchen, 1935, 64 s.
28. Hadamovsky E., Hitler kämpft um den Frieden Europas: ein Tagebuch von Adolf Hitlers Deutschlandfahrt, Munchen, 1936, 270 s.
29. Hadamovsky E., Propaganda und nationale Macht. Die Organisation der oeffentlichen Meinung fuer die nationale Politik, Oldenburg, 1933.
30. Heiber H., Goebbels-Reden 1932-1945, Bindlach, Gondrom, 1991, 466 s.
31. Jessonda, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 404.
32. Jevans R., Tretij Rejh. Dni Triumfa: 19331939, Moscow, Astrel, 2010, 958 p. (in Russian)
33. Klepper J., Unter dem Schatten deiner Flue-gel. Aus denTagebuechern der Jahre 19321942, Brunnen, 2005, 674 s.
34. Kolybelnaja, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 276.
35. König W., Volkswagen, Volksempfänger, Volksgemeinschaft: Volksprodukte im Dritten Reich. Vom Scheitern einer nationalsozialistischen Konsumgesellschaft, Paderborn, Schöningh Paderborn, 2004, 310 s.
36. Longerich P., "Nationalsozialistische Propaganda", in: Deutschland 1933-1945: neue Studien zum NS -Herrschaftssystem, Hrsg. von Bracher K. D., Funke M., Jacobsen H.A., Duesseldorf, 1992, ss. 219-314.
37. Melodija, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 144.
38. Menton. Sudfrankreich, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 56.
39. Narodnye napevy: bystraja polka, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 13.
40. Nordamerica Programm, Berlin, Haus des Rundfunk, 1938.
41. Norvezhskie selskie tancy, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 443.
42. Oberon. Opera, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 62.
43. Papen F., Vice-kancler Tretego Rejha. Vospo-minanija politicheskogo dejatelja gitlerov-skoj Germanii. 1933-1947, trans. M. Barysh-nikova, Moscow, Centrpoligraf, 2005, 320 p. (in Russian)
44. Plenkov O.Ju., III Rejh: Arijskaja kultura, St. Petersburg, Neva, 2005, 480 p. (in Russian)
45. Pohishhenie iz Seralja, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 382, 413, 445.
46. Poische Volkstanze, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 48.
47. Polet shmelja. Pesa, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 138, 269.
48. Preljudija Do-Diez Minor, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 744; Aus der Suite 1901 Nacht, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 756.
49. Radio nacistskoj Germanii (radio Tretego Rejha) dlja zagranicy i "Lord Hau-Hau" ("Lord Gav-Gav"), available at: http://www. portalostranah.ru/view.php?id=297 (accessed: 08.07.2017).
50. Reichel P., Der schöne Schein des Dritten Reiches. Gewalt und Faszination des deutschen Faschismus, Hamburg, Ellert & Richter, 2006, 560 p.
51. RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 102, 118, 167, 170, 216, 226, 263.
52. Rigoletto. Opera, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 71.
53. Rosen und Nelken, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 100.
54. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv fonodoku-mentov. Fond № 74. "Deutshce Rundfunk", available at: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/ nauchno-spravochnyi-apparat/obzor-fondov/ zarubezhnye-gramzapisi/fond-74-deutshce-rundfunk.shtml (accessed: 08.07.2017).
55. Rumanische Tanze aus Transilvanien, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 426.
56. Schwabische Volkweisen, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 89.
57. Schwabischer Tanz, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 109.
58. Selskaja polka, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 387.
59. Sherel A., "Radioveshhanie 1920-1930-h godov. K probleme vzaimnogo vlijanija
nemeckoj i russkoj audiokultur", in: Sovets-kaja vlast i media, Collection of scientific papers, ed. H. Gjuntera i S. Hjensgen, St. Peterburg, Akademicheskij proekt, 2006, Ss. 104-112. (in Russian)
60. Shirer U., Vzlet i Padenie Tretego Rejha, T. 1, Moscow, Zaharov, 2010, 816 p.
61. Shpeer A., Vospominanija, Moscow, Zaharov, 2010, 712 p. (in Russian)
62. Shumovaja plastinka: fanfary, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 39.
63. Shumovaja plastinka: plach novorozhdenno-go rebenka, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 168.
64. Shumovaja plastinka: sobaka, ljagushki, sverchki, loshadinyj topot, groza, dozhd, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 14.
65. Shumovaja plastinka: zvuchanie selskogo kolokola, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 99.
66. Shumovaja plastinka: zvuk idushhego poez-da, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 10.
67. Shumovaja plastinka: zvuki srazhenija, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 457.
68. Shvarckopf K., Evoljucija sistemy nacional-socialisticheskoj propagandy v period ustanovlenija nacistskoj diktatury v Ger-manii, available at: http://psyfactor.org/lib/ naziprop3.htm (accessed: 08.07.2017).
69. Simfonija No. 1, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 383, 384.
70. Skazka o care Saltane, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 492. (in Russian)
71. Sobranie vostochno-prusskogo chinovnich-estva v svjazi s priezdom ministra G. Ger-ringa, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 762 a.
72. Sogar dir kleine Vogel. Volkslied aus Poln. Schlesin, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 51; Katchen. Volkslied aus Mazuren, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 52.
73. Straussiana, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 77.
74. Tamburin. Pesa, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 70; Arbreise, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 75;
265
Igra s tenju. Pesa, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 175; Snovidenie, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 236.
75. Tonnemacher J., Kommunikationspolitik in Deutschland. Eine Einführung, UVK Verlagsgesellschaft mbH., Konstanz, 2003.
76. Tretja godovshhina akademii germanskogo prava, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 824.
77. Verordnung über die Aufgaben des Reichsministeriums für Volksaufklärung und Propaganda. Vom 30. Juni 1933, available at: http://www.documentarchiv.de/ns/propagan-da_vo.html (accessed: 08.07.2017).
78. Vokrug temnaja noch, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 235.
79. Weinlese Reinlander, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 514.
80. Winds Simphonie, RGAFD, fond 74, opis 1 g, edinica hraneniya No. 69.
Бурашников Дмитрий Андреевич, историк, руководитель по развитию дистанционных каналов корпоративного бизнеса, «Промсвязьбанк», [email protected] Burashnikov D.A., Historian, Head for Remote Channels of Corporate Business, Promsvyazbank, [email protected]
Бурашникова Екатерина Викторовна, историк, [email protected] Burashnikovа E.V., Historian, [email protected]
266