Научная статья на тему 'Й. П. Геббельс о роли и месте женщины в национал-социалистическом обществе и государстве'

Й. П. Геббельс о роли и месте женщины в национал-социалистическом обществе и государстве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1925
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Билалутдинов Марат Дамирович

Анализируются вопросы гендерной политики министра пропаганды Третьего рейха И.П. Геббельса, а также его представления о роли и месте женщины в национал-социалистическом государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

J.P. Goebbels about women role and place in national-socialists society and state

Article is devoted to the analysis of representations about woman role and place in a national-socialist society and state of the minister of propaganda the Third Reich J. P. Goebbels, and as well as his gender policy.

Текст научной работы на тему «Й. П. Геббельс о роли и месте женщины в национал-социалистическом обществе и государстве»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 305 Декабрь 2007

ИСТОРИЯ

УДК 94 (430). 086

М.Д. Билалутдинов

Й.П. ГЕББЕЛЬС О РОЛИ И МЕСТЕ ЖЕНЩИНЫ В НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

Анализируются вопросы гендерной политики министра пропаганды Третьего рейха И.П. Геббельса, а также его представления о роли и месте женщины в национал-социалистическом государстве.

Гендерные исследования можно классифицировать на два типа. К первому относятся гендерные исследования, главной задачей которых является изучение взаимоотношений полов. Ко второму типу - те гендерные исследования, главной целью которых является изучение других вопросов и проблем. Такие традиционные объекты гендерной истории, как положение женщины в обществе или гендерная политика государства служат в исследованиях второго типа своеобразным индикатором, своего рода «лакмусовой бумажкой», глядя на изменение цвета которой под воздействием различных процессов, историк делает выводы, касающиеся основного объекта своих исследований.

В данной статье рассматриваются вопросы гендерной политики, проводимой министром пропаганды национал-социалистической Германии Йозефом Паулем Геббельсом. Кроме того, в ней уделяется особое внимание личному мнению Геббельса о роли и месте женщины в национал-социалистическом обществе и государстве и его воплощению в личной и семейной жизни. Объектом данного гендерного исследования является проблема континуитета Третьего рейха в истории Германии. Предметом исследования являются следующие вопросы: трудовая занятость немецких женщин, их общественная и идеологическая роль в национал-социалистическом режиме, участие женщин в войне, а также проблемы морали, нравственности и сексуальной свободы женщин в немецком обществе периода национал-социализма.

Есть несколько причин, по которым гендерная политика Третьего рейха рассматривается в ракурсе её восприятия именно Йозефом Геббельсом, а не любым другим деятелем национал-социализма. Во-первых, сама специфика деятельности этого человека - пропаганда наиболее полно отражает сущность тоталитарного режима и в некоторой степени потребности и чаяния немецкого общества, во-вторых, Геббельс оставил огромное количество исторических источников: статей, дневников и речей, в которых уделил женщинам немало внимания, в-третьих, Геббельс был главой многодетного семейства.

Рассмотрев соотношение взглядов Геббельса на роль и место женщины в обществе, а также гендерной политики, проводимой им, с традиционно устоявшимися в немецкой ментальности представлениями, можно сделать вывод о степени их континуитетности или дис-континуитетности, т.е. преемственности или разрыва. Такая постановка вопроса требует некоторых уточне-

ний, его смысловая нагрузка несёт в себе бинарный подход в рамках дихотомии «континуитет - дисконти-нуитет» или «преемственность - разрыв», а представлять исторические явления в их сложном соотношении с явлениями им предшествующими (только как разрыв или только как преемственность) было бы непростительной примитивизацией.

Первый шаг, который необходимо сделать историку, изучающему проблему континуитета, - это изложить ту совокупность качеств и свойств, которую он считает традицией.

Обычно традиционное место женщины в Германии подчёркивают известным словосочетанием «трёх К» (die Küche - кухня, die Kirche - церковь, die Kinder -дети). Иногда к ним добавляют ещё и четвёртую - die Kleider - платья [1. С. 234]. Эта традиция существовала в Германии в более или менее статичном положении вплоть до ноябрьской революции. В Веймарской республике она начала подвергаться эрозии. В обществе появились яркие женщины-политики, например Клара Цеткин и Роза Люксембург. Важно, что юридическое признание формально-правового равенства полов получило законодательное закрепление в ст. 109 Конституции Веймарской республики, где сказано, что мужчины и женщины имеют равные гражданские права и обязанности [2]. Но сила традиции была велика, т.к. она опиралась на два мощных основания: религиозное и буржуазное сознание. Первое ограничивает, главным образом, половую свободу женщин, а второе - сферу их самореализации.

Исследование проблемы континуитета на примере отдельной личности требует изучения процесса формирования её идентичности, т.к. на него оказывает немалое влияние традиционное мировоззрение. И от того, каким был характер этого влияния и взаимоотношения с традицией на ранних этапах формирования идентичности, зависит ответ зрелого человека.

Йозеф Геббельс родился 29 октября 1897 г. в небольшом промышленном городке Рейдте, расположенном в долине Рейна в семье Марии Катарины и Фрица Геббельсов [3. С. 17]. Фриц Геббельс начинал свою карьеру рассыльным на фитильной фабрике Леннартца в Рейдте [4. С. 12]. Он был третьим сыном в семье после двух старших Конрада и Ганса [4. С. 13]. В возрасте семи лет Геббельса постигло несчастье: он заболел остеомиелитом, был прооперирован, в результате чего левая нога стала на десять сантиметров короче правой и высохла [3. С. 15]. Эта травма наложила глубокий

отпечаток на всю дальнейшую жизнь Геббельса. В детстве её последствия привели к тому, что Геббельс не мог общаться со сверстниками, принимать участие в их играх, стал объектом насмешек и жалости и находился под пристальной опекой своей матери. В итоге у Геббельса развилось чувство собственной неполноценности, требующее каналов фрустрации и компенсаторики. В такой ситуации мать Геббельса приобрела в его глазах огромное значение, сохранившееся и после того, как он покинул родительский дом. Так, например, Геббельс всегда охотно подчёркивал, что его мать олицетворяет для него «голос народа» и что он, решая какой-либо трудный вопрос, охотно выслушивает мнение этой простой женщины, умеющей здраво судить о людях и о жизни [5. С. 15]. Ещё одним фактором, оказавшим немалое влияние на процесс формирования идентичности будущего министра пропаганды, являлось католичество. Его мать прочила сыну карьеру католического священника, они вместе посещали церковь и читали молитвы [3. С. 18]. Но уже в детстве Йозеф затаил обиду на Бога за своё увечье, кроме того его рациональное мышление мешало вере. От католической церкви Г еббельс воспринял лишь формы и методы её работы с паствой, критически, а то и с презрением относясь к христианству и его ценностям.

Когда разразилась Первая мировая война, прихрамывающий Геббельс присоединился к своим 16-17-летним одноклассникам, желавшим пойти добровольцами на фронт. На призывном пункте ему был вынесен вердикт: kriegsuntauglich - к военной службе не годен.

В 1917 г. Геббельс, окончив школу с отличными отметками и получив заём от католической организации «Фонд Альбертуса Магнуса», решил получить высшее образование. Он прослушал курсы в восьми университетах, среди которых были такие знаменитые, как Гейдельбергский и Фрайбургский. В 1921 г. в Гейдельбергском университете Геббельс получает степень доктора философии, защитив диссертацию о творчестве Вильгельма Щютце, второстепенного драматурга, принадлежавшего к направлению романтизма [3. С. 22]. В годы обучения в университетах Геббельс испытывал постоянные материальные затруднения, что вкупе с влиянием, оказанным на него его другом коммунистом Рихардом Флисгесом, во многом способствовало формированию его левых политических взглядов.

В университетские и последующие за ними годы Геббельс, освободившись от строгой пуританской морали маленького городка Рейдта, заводит близкие отношения с несколькими девушками, среди которых стоит назвать студентку Анку Штальхерм, кстати, наполовину еврейку [6. С. 76], и школьную учительницу Эльзе Янке.

Как видно из вышеизложенного, биография Геббельса, а следовательно, и его идентичность заметно отличались от биографий других нацистов. В отличие от большинства своих будущих товарищей по партии он не был ветераном войны и получил фундаментальное высшее образование, что не могло не оказать влияния его взаимоотношения с женщинами и гендерную политику.

19 декабря 1931 г. Геббельс, уже будучи главой берлинской организации НСДАП, женился на тридцатилетней Магде Квандт, неглупой и образованной женщине, воспитывавшей сына от первого брака с

миллионером Гюнтером Квандтом. Она обладала достаточно свободным нравом и с лёгкостью меняла свои убеждения вместе с мужчинами.

Спустя всего шесть недель после прихода Гитлера к власти Геббельс произносит речь на открытии женской выставки в Берлине, где разъясняет программу НСДАП по изменению положения женщины. В речи присутствуют исторический экскурс, демография и политика. Новоиспечённый министр соглашается с высказыванием Трейчке о том, что именно мужчины делают историю, но тут же подчёркивает, что женщины дают жизнь и мужской части человечества. Далее он, признавая тот факт, что НСДАП в годы Веймарской республики являлась единственной политической партией, не допускавшей женщин к повседневной политике, аргументирует это иным предназначением женщины. Вместе с тем Геббельс называет женщин партнёрами мужчин не только в сексе, но и в труде, и говорит об абсурдности идеи отстранения женщины от работы и общественной жизни, тут же делая оговорку: «Но вместе с тем нужно сказать, что то, что принадлежало мужчине, должно оставаться у него. Сюда относятся политика и военное дело. Это не пренебрежение к женщине, а только признание того, как она может наилучшим образом использовать свои способности и таланты» [7]. Геббельс подвергает критике период эрозии традиционной гендерной идентичности: «Современный век с его обширными революционными преобразованиями в правительстве, политике, экономике, социальных отношениях изменил и женщин, и их роли в общественной жизни. То, что было невозможно несколько десятков лет тому назад, сейчас каждодневная реальность. Это благородно и похвально, но это так же унизительно. Эти революционные преобразования забрали у женщин их исконное предназначение. Их взору открывалось то, что им нельзя было видеть. В результате возникло искаженное общественное мнение, что идеалы прошлого сегодня не нужны» [7]. Геббельс ратует за возвращение женщин к их предназначению: семье и продолжению рода. Он аргументирует это печальной демографической статистикой, из которой видно, что рождаемость в 1933 г. сократилась вдвое по сравнению с 1890 г.

Магда Геббельс в интервью корреспондентке лондонской газеты «Дейли мейл» от 6 июля 1933 г. подчеркивала, что материалы, печатающиеся в Англии, об отчуждении немецких женщин от работы, преувеличены и полны предубеждения. Жена министра пропаганды заявила, что немецкая женщина не может работать только в трех профессиях: на военном поприще (как это принято во всем мире), в управлении государством и в юридической практике [9. С. 78].

27 января 1934 г. партийное издание «Фолькишер беобахтер» опубликовало статью Геббельса под названием «Больше нравственности, меньше ханжества». Она начиналась с откровенного признания автора о том, что национал-социалистическая революция делает ошибки. Министр пропаганды обрушивается с резкой критикой на носителей пуританской морали в национал-социалистическом движении, негодуя по поводу их намерений запретить женщинам курить, употреблять спиртные напитки, появляться одним в общественных местах, ввести цензурирование произведений, пред-

ставляющих серьёзную опасность для моральных устоев общества. Также он высказывается против вмешательства церкви и оценки роли женщины сквозь призму религиозного сознания: «Мы живем в набожном государстве или в эпоху жизнеутверждающего национал-социализма?», - вопрошает рейхсминистр [10].

В своей статье «Женщины, которых мы можем любить» в 1936 г. Геббельс писал: «Мы понимаем тот тип женщины, который остальной мир хотел бы иметь у себя, но там не понимают женщин, которые нам подходят в большей степени. Это не тип Гретхен (героиня произведения Гете “Фауст”), которую иностранцы воспринимают как ограниченное, малоинтеллектуальное создание, но женщина, способная в интеллектуальном плане стоять рядом со своим мужем, поддерживая его в борьбе за существование, которая делает окружающий его мир прекраснее и богаче. Такой в настоящее время идеальный тип женщины для немецкого мужчины. Более того, такая женщина должна быть способной стать матерью. К одному из самых больших достижений национал-социализма относится то, что он сделал возможным для значительно большего числа женщин, чем это было раньше, стать матерями. И они становятся матерями не потому, что так угодно государству, и не потому, что так хотят их мужья. Это происходит, главным образом, вследствие их собственного желания принести на свет здоровых детей, сделать их достоянием нации, и тем самым внести свой вклад в дело ее сохранения» [8. С. 77].

Вот что пишет об отношении Геббельса к роли женщины его биограф Курт Рисс: «Он терпеть не мог невзрачных, бледных секретарш и требовал, чтобы они выглядели холеными и хорошо одетыми. Он также ненавидел тех, кто непрестанно рассуждал о том, что предначертание женщины - кухня и дети. Его чувства оскорблял вид большинства жен гауляйтеров, безвкусно наряженных провинциалок, словно воплощающих идеал женственности по-нацистски. В конце концов, он написал едкую статью, где вдоволь посмеялся над подобными представлениями» [3. С. 195].

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Геббельс, с одной стороны, хочет видеть немецкую женщину современной, соответствующей требованиям индустриального общества, приобщённой к светской жизни. С другой стороны, национал-социалистическая идеология и должность обязывали Геббельса пропагандировать культ матери и хранительницы чистоты германской расы. Нужно сказать, что самому Геббельсу в его семье удалось совместить эти два трудно сочетаемых требования. Магда Геббельс хорошо выглядела и со вкусом одевалась, участвовала в светской жизни, общалась с прессой и воспитывала шестерых детей.

Начавшаяся война со всеми её последствиями первоначально сделала взгляды Геббельса на положение женщины в обществе более консервативными. 16 февраля 1940 г. он пишет: «Женщины тоже ведут войну тем, что они рожают детей» [1. С. 218]. 25 августа 1940 г. он обсуждает важную проблему с руководителем Немецкого трудового фронта Робертом Леем: «Г оворил с Леем. Он хочет - и именно во время войны - основать Дом мод, которому бы его жена и Магда покровительствовали. Я категорически против. Жены должны сидеть дома

и появляться на людях только с мужьями. Так хочет народ, и это правильно» [1. С. 234].

Видимо, к такому мнению, противоположному ранее высказанному, Геббельса подтолкнули либо тяготы войны, либо информация, поставляемая ему СД (Бь cherheitdienst - служба безопасности) и территориальными управлениями министерства пропаганды о том, что немецкий народ неодобрительно высказывается об эмансипации женщин.

Неприязнь к христианству не мешала заболевшему Геббельсу, оказавшемуся на лечении в католической больнице 2 апреля 1943 г., восхищаться самоотверженностью и преданностью своему делу католических медсестер и называть их «истинными благодетельницами страдающего человечества» [5. С. 18].

Когда военные тяготы становились все ощутимее и обострялась нехватка рабочих рук, целесообразно было использовать женский труд на военных производствах, как это было в СССР, Великобритании и США. Однако в Третьем рейхе мобилизация женщин в военную промышленность наталкивалась на множество препятствий: традиционную ментальность, идеологию, административный ресурс чиновников НСДАП, не желавших отправлять своих жен на заводы. Особенно сложно было заставить работать дам из высшего общества и средних слоев, т. к. они либо уезжали в сельскую местность или на курорты, либо обзаводились легкой работой в каком-нибудь бюро. Семьи чиновников, служащих, офицеров и людей свободных профессий были возмущены «большевистскими методами» трудовой мобилизации и вмешательством в частную жизнь [11. С. 328]. Гитлер воздерживался от применения решительных, жестких мер в этой сфере, отвергая уравнение женщины как коммунистическое, а Геринг вообще заявлял, что «кобылу хорошей породы нельзя впрягать в плуг» [11. С. 329].

Геббельс и министр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер были наиболее последовательными сторонниками принудительной мобилизации женщин на производство. Жена Геббельса Магда подавала личный пример, работая на фабрике, куда ежедневно добиралась и возвращалась обратно на общественном транспорте [11. С. 329]. Для борьбы с «беженками», пребывающими на курортах, Геббельс предложил ввести регистрацию и отправлять женщин, пребывающих более четырех недель в этих местах на военное производство, а также конфисковать их пустующие квартиры [11. С. 329]. Однако все эти усилия Геббельса не увенчались успехом, отчасти из-за того, что Гитлер не желал давать санкции на решительные действия, отчасти из-за того, что даже предпринимаемые меры спускались на тормозах чиновниками разных инстанций более низкого уровня.

С 1944 г. Геббельс, пользуясь своей властью министра пропаганды, гауляйтера Берлина и имперского уполномоченного по ведению тотальной войны, начал кампанию по привлечению женщин во вспомогательные структуры вооруженных сил, например помощницами зенитчиков [11. С. 332]. 5 марта 1945 г. Геббельс обратился к Гитлеру с идеей формирования в Берлине нескольких женских батальонов. Такая мера могла бы, по его мнению, оказать большое моральное воздейст-

вие на немецкие войска в целом, воодушевить их на еще более ожесточенное сопротивление врагу. «Надо использовать их на втором рубеже; тогда у мужчин пропадет желание отступать с первого», - писал он в те дни [12. С. 54]. Однако традиционное представление о роли женщины в обществе не позволило Гитлеру даже в самые критические моменты истории бросить на фронт немецких женщин [12. С. 54].

Рассмотрев фактический материал, касающийся мнений Геббельса о роли и месте женщины в национал-социалистическом обществе и государстве, можно сделать ряд выводов. Во-первых, нельзя однозначно сказать, что министр пропаганды в гендерном вопросе последовательно стремился соблюдать традиции или наоборот идти вразрез с ними. Во-вторых, одни и те же факторы, например Вторая мировая война, оказывали разное влияние на гендерную политику Геббельса и соответственно на её отношение к традиции. Но ряд факторов и условий, оказавших влияние на формирование идентичности Геббельса, а также на проводимую им гендерную политику, можно классифицировать на два вида.

К первому виду относятся факторы и условия, детерминирующие разрыв гендерной политики Геббельса с традицией, ко второму - факторы и условия, детерминирующие преемственность гендерной политики и взглядов Геббельса на роль и положение женщины в национал-социалистическом обществе и государстве по отношению к традиции. В числе первых можно назвать наличие фундаментального классического университетского образования, способствовавшего формированию современных взглядов Геббельса на место женщины в обществе и его презрительному отношению к патриархальным устоям. К нему можно отнести и отсутствие у Геббельса, в отличие от большинства нацистов, опыта участия в войне, формирующего чув-

ство мужского фронтового братства, и как следствие пренебрежение к женщине, её возможностям и способностям. Неудачный опыт приобщения к католической религии также стал дисконтинуитетным фактором, потому что обусловил саркастическое отношение Геббельса к традиционной морали. Влияние левых, социалистических идей вместе с военными трудностями подтолкнуло Геббельса к идее более широкого привлечения женщин к несению тягот тотальной войны, что неизбежно приводило к крушению устоявшихся среди представителей тогдашнего среднего класса взглядов на место женщин в обществе, а также к их эмансипации.

Ко второму виду можно причислить саму национал-социалистическую идеологию, пост министра пропаганды и влияние Г итлера. Расизм и межрасовый и межгосударственный социал-дарвинизм, являвшиеся краеугольными камнями единственной идеологии Германии в период с 1933 по 1945 г., а также должность обязывали Геббельса пропагандировать культ матери и большой семьи, что как социальное явление было характернее для аграрного или индустриализирующегося немецкого общества второй половины XIX в., нежели для индустриального общества Германии тридцатых годов, и выглядело архаично. Адольф Гитлер был весьма консервативен в гендерном вопросе и пресекал решительные действия Геббельса в этой сфере, что мы увидели на примере трудовой мобилизации женщин.

Что касается методов осуществления Геббельсом гендерной политики, то они были скорее эволюционными, нежели революционными, за исключением периода тотальной войны.

В общем и целом деятельность Геббельса в сфере гендерной политики способствовала скорее эмансипации женщин и разрыву с традицией, нежели её реставрации.

ЛИТЕРАТУРА

1. РжевскаяЕ.М. Геббельс. Портрет на фоне дневника. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. 400 с.

2. Die Verfassung des Deutschen Reichs vom 11 August 1919. Режим доступа: www. dhm de /lemo/html/verfassung

3. РиссК. Геббельс - адвокат дьявола. М.: Центрполиграф, 2000. 492 с.

4. Reuth R. Goebbels. Eine biographie. München: Piper Verlag, 2004. 759 s.

5. Брамштедте Е., Френкель Г., МанвеллР. Йозеф Геббельс. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 448 с.

6. ЗигмундА.М. Женщины нацистов. М.: Ладомир, 2000. 226 с.

7. Goebbels J. German women. Режим доступа: http: // www^l^'m^du /academic /cas /gpa /goeb 60.html

8. ГеббельсЙ. Женщины, которых мы можем любить // Моссе Дж. Нацизм и культура. М.: Центрполиграф, 2003. С. 77-78.

9. Фрау Геббельс о немецких женщинах // Моссе Дж. Нацизм и культура. М.: Центрполиграф, 2003. С. 78-79.

10. Goebbels J. More morality, less moralism! Режим доступа: http: // www. сalwin.edu /academic/cas /gpa/goeb 55.html

11. Пленков О.Ю. III рейх - нацистское государство. СПб.: Нева, 2004. 480 с.

12. Лавренов С.Я., Попов И.М. Крах III рейха. М.: АСТ, 2000. 608 с.

Статья представлена научной редакцией «История» 5 ноября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.