УДК 947
Барунов Вадим Юрьевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РОЛЬ РАБОЧИХ ФАКУЛЬТЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В НАЧАЛЕ НЭПА
В статье рассмотрены проблемы выхода страны из «кадрового» голода в условиях восстановления народного хозяйства и индустриализации СССР. Показаны роль и место партийных и советских органов в этой работе, как в центре, так и на местах. Одним из путей подготовки кандидатов для поступления в ВУЗы явились рабочие факультеты (Рабфаки), отбором и зачислением в них занимались специальные комиссии.
Ключевые слова: Наркомпрос, рабфак, НЭП, Агитпропа ЦК РКП(б).
В сентябре 1919 г. Наркомпрос принял постановление «Об организации рабочих факультетов при университетах». В нем предлагалось открыть рабфаки при всех высших учебных заведениях. А их учреждение официально закрепил декрет СНК от 17 сентября 1920 г. «О рабочих факультетах». В юбилейном выпуске «Известий» называются основные условия для открытия рабфаков. Это, во-первых, большое количество рабочих, которых следовало обучить, во-вторых, необходимость пролетаризации высшей школы и, в-третьих, наличие крупной промышленности, требующее революционных специалистов1. Аналогичные условия приводились в качестве главных для открытия рабфаков и в соседних губерниях2. Однако, на наш взгляд, главным условием решения о создании рабфаков явилось то, что органы власти всё же признали необходимым критерием для принятия в вузы не только социально-классовое положение, но слабые способности и низкий уровень подготовки абитуриентов.
В губерниях рабфаки открывались в 19191920 гг. Для того, чтобы поступить на рабочий факультет, необходимо было уметь читать, писать и считать. Согласно действовавшим в годы Гражданской войны правилам, на рабфак принимались только рабочие и крестьяне от 16 лет, не эксплуатировавшие чужой труд. В первую очередь зачислялись командированные профсоюзами, фабзав-комами, парткомами, губернскими и волостными исполкомами, и лишь затем работники не физического труда, если они были членами РКП(б) с не менее чем 3-х месячным стажем. Рядовые красноармейцы приравнивались к первой категории, а остальные военнослужащие ко второй3.
Введение НЭПа и вызванное этим оживление частнокапиталистических элементов заставили РКП(б) пересмотреть политику по отношению
к рабочим факультетам. Были приняты меры по усилению идеологического и социально-классового контроля за работой рабфаков. Начиная с 1921-1922 учебного года, прием на рабочие факультеты стал осуществляться Отделом рабфаков под непосредственным наблюдением Агитпропа ЦК РКП(б)4. При Отделе рабочих факультетов создали межведомственную комиссию из представителей руководящих партийных и профсоюзных органов, которая предоставляла 75% мест профсоюзам и 25% партийным и комсомольским организациям5. На местах создавались свои комиссии по приему на рабфаки, которые действовали не менее строго, чем центральные. Так, комиссия при Ярославской прядильно-ткацкой фабрике в 1921 г. из 32 поданных заявлений отобрала только 17. Не были приняты заявления от лиц, ранее занятых физическим трудом и выдвинутых на руководящую должность, а также от рабочих, не работающих из-за остановки фабрики6.
Некоторым партийным организациям приходилось по несколько раз просить за своих кандидатов, не совсем удовлетворявших необходимым требованиям. Так, например, Ростовский уком дважды ходатайствовал о зачислении товарища Кишенкова на рабфак Ярославского университета, мотивируя это тем, что Кишенков «... сын фабричного рабочего, т.е. почти пролетарий, член союза совработников и кандидат РКП(б)»7. Однако говорить о 100% рабоче-крестьянском составе на рабфаке не приходилось. Непролетарским и даже беспартийным элементам, особенно в начальный период НЭПа, все же удавалось туда проникнуть. Это происходило потому что, как указывала Костромская газета «Красный мир», не было, во-первых, достаточной планомерности в организации набора, во-вторых, не было четко разработанной индивидуальной оценки коман-дируемых8. Чтобы исправить создавшееся поло-
60
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010
© Барунов В.Ю., 2010
жение, по указанию ЦК РКП(б), Наркомпрос в 1922 г. и в 1924 г. провел «социально-экономические» чистки. С этой целью создавались специальные комиссии. Так, на общем собрании учащихся Костромского рабфака в 1922 г. была образована комиссия, которая ставила перед собой задачу избавиться от лиц непролетарского происхождения и непролетарской идеологии9. В результате этой чистки на Костромском рабфаке, как сообщала газета «Красный мир», из 76 лиц нефизического труда остались единицы, а рабочие и крестьяне составили 99%, из которых 75% были членами партии10. Правда, к 1924 г. количество непролетарских элементов опять увеличилось. Из 445 человек, обучавшихся на Костромском рабфаке, 227 (64,4%) были рабочими, 122 (27,2%), крестьяне и 46 человек (8,9%) - лица нефизического труда11. Подобные процессы происходили и на других рабфаках, для чего и потребовалась чистка 1924 г. А президиум рабфака ИВПИ по соглашению с бюро ячейки вуза в 1924 г. предложил уволить с факультета беспартийных, хотя они и были командированы губкомом12.
6 августа 1921 г. Главпрофобром были разработаны единые рабочие планы для всех рабочих факультетов. Они включали 15 предметов: математику, русский язык и литературу, общественные науки, графическую грамотность, физику, химию и др. В связи с этим на дневных рабфаках устанавливался трехлетний срок обучения, а на вечерних четырех летней.
На Втором Всероссийском съезде рабфаков (1923 г.) учебный план был изменен в связи с решением ввести на рабочих факультетах большую специализацию и запретить рабфаковцам поступать в вуз не по той специальности, которую они избрали на рабфаке. Специализация вводилась со второго курса13. Студенты подавали заявления-анкеты о зачислении их на одно из отделений. При удовлетворении этих заявлений принимались во внимание как профессиональная подготовка, так и академическая успеваемость. Но помимо овладения общеобразовательными предметами, перед рабфаковцами ставили задачи по подготовке к идеологической борьбе в вузе. Так, заведующий Костромским рабфаком В. Ов-сейчик призывал рабфаковцев развивать склонность к общественной борьбе, чтобы быть готовыми оказать идейное сопротивление антисоветскому старому студенчеству14. А на общем собрании рабфака при Ярославском университете
в 1923 г. обсуждались даже перспективы на вторую Октябрьскую революция в вузах. В принятом постановлении говорилось: «Мы, студенты рабфака, заявляем, что будучи красными командирами отвоюем те экономические высоты у старых специалистов, без которых сейчас не можем обойтись и этим окончательно приблизить время коммунизма»15.
Наряду с разработкой программ на рабфаках осуществлялась большая методическая деятельность. Вначале преобладающей формой была классная беседа, которая привлекала своей живостью и доступностью. Но вскоре стало понятно, что при этом методе большинство студентов остается пассивным, поскольку в беседе принимала участие только развитая часть студенчества. Попытались применить докладную систему, но и здесь сразу появились свои недостатки: готовилась лишь небольшая часть студентов, доклады превращались в те же лекции16. Интересным методом, который с успехом использовался во всех учебных заведениях, были экскурсии. Для их планомерного проведения на каждом рабфаке имелось экскурсионное бюро. Было разработано пять типов экскурсий: общественно-научные, литературные, естественнонаучные, производственные и художественные. Экскурсии были местные и выездные, тематические по какой-либо дисциплине и комплексные - по нескольким предметам. Подготовка к ним начиналась с проработки материала в классе. После этого учащиеся должны были представить письменный отчет. Такой порядок заставлял их во время экскурсии вести записи, делать зарисовки, схемы и т.д.
Начиная с 1923 г., на рабфаках вводился лабораторный метод преподавания или Дальтон-план, который, несмотря на все свои недостатки, ориентировал учащихся на исследовательские методы.
Экспериментируя в учебном процессе, на Костромском и Ярославском рабфаках пришли к пониманию того, что лучше всего использовать их в комплексе. Например, на Ярославском рабочем факультете при изучении физики 50% времени отводилось на лабораторный метод, 25% на иллюстративно-демонстративный, 15% на лекционный и 10% на доклады17.
В начальный период образования рабочих факультетов на них преподавали в основном те же лица, что и на других факультетах вуза. Затем постепенно складывался свой профессорско-преподавательский состав рабфака.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010
61
Правда, на беспартийных преподавателей рабфака оказывалось идеологическое воздействие, вплоть до отказа студентами посещать их предметы. Так поступили студенты Костромского рабочего факультета, которые выполнили совет, данный им в Москве М.Н. Покровским, по вопросу преподавания истории и истории литературы. Покровский порекомендовал совсем выбросить эти предметы из программы преподавания, если не найдется преподавателей-коммунистов18.
28 июня 1924 г. Совнарком утвердил специальное положение о преподавателях рабочих факультетов. Ими могли быть лица с достаточной научно-педагогической подготовкой, ученой степенью или званием и имевшие отзывы соответствующих учреждений.
Итак, какова роль рабфаков в формировании новой интеллигенции? Выполнили ли они те задачи, которые ставились перед ними? На наш взгляд, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Конечно, в плане подготовки к поступлению в вузы людей, не принадлежавших прежде к привилегированным слоям, а также в пролетаризации студенчества рабфаки изучаемого региона достигли определенных успехов. Положительной и отличительной чертой рабфаков, изучаемых губерний, была их специализация. Так, рабочие факультеты Костромы и Ярославля, возникшие и долгое время существовавшие при университетах, наряду с естественнонаучными специальностями успешно готовили будущих студентов гуманитарного профиля. Кроме того, рабфаки Иваново-Вознесенской, Костромской, Ярославской губерний соответственно реагировали на конъюнктуру спроса тех или иных профессий. И это также было положительной и отличительной их чертой.
Но, с другой стороны, вряд ли можно говорить о достаточно хорошей подготовке рабфаковцев, которым, в большинстве своем в зрелом
возрасте, имея семьи и значительный стаж работ на производстве, приходилось проходить курс средней школы всего за три года. В связи с этим им было трудно успешно учиться в вузах, что, в свою очередь, несколько снижало качество подготовки выпускников.
Примечания
1 См.: Известия ИВПИ. Юбил. выпуск. - Т. 8. -С. 45.
2 См.: Юбил. сб-к Костромского рабфака. -С. 6; ЦДНИ ГАЯО, ф. 1, оп. 27, д. 969, л. 23.
3 См.: Отчет о деятельности Костромского государственного Рабоче-крестьянского университета за 1920 г. - Кострома, 1921. - С. 12.
4 РГАСПИ, ф. 17, оп. 60, д. 78, л. 12.
5 См.: Катунцева И.М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. - С. 39.
6 ГАЯО, ф.р. 829, оп. 1, д. 11, л. 88.
7 ЦДНИ ГАЯО, ф. 1, оп. 27, д. 921, л. 182.
8 Красный мир. - 1922. - 11 мая.
9 ЦДНИКО, ф. 678, оп. 1, д. 307, л. 1.
10 Красный мир. - 1923. - 30 нояб.
11 Беляев С. Пятилетие Костромского рабфака // ЛедокоЛ. - 1925. - №>1. - С. 11.
12 ГАИО, ф. 2, оп. 6, д. 14о. - л. 19.
13 См.: Ярошевская Т. Учебно-воспитательная работа на рабфаках (1919-1940) // Народное обозрение. - 1957. - №>10. - С. 23.
14 См.: ОвсейчикВ. Новый прием в Костромской рабфак // Известия Костромского губернского комитета РКП (б). - 1923. - №4. - С. 24.
15 ГАЯО, ф.р. 829, оп. 1, д. 25, л. 34.
16 См.: КондрагьевА. Эволюция методов преподавания на рабфаке // 10 лет строительства рабфаков. - С. 109.
17 Там же. - Л. 11.
18 Красный мир. - 1923. - 4 апр.
62
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010