41. Day C. P. Natural history of NAFLD: remarkably benign in the absence of cirrhosis //Gastroenterology. - 2005. - V. 129, №1. - P. 375 - 378.
42. Effect of significant histologic steatosis or stea-tohepatitis on response to antiviral therapy in patients with chronic hepatitis C /S. A. Harrison, E. M. Brunt, R. A. Qazi et al. //Clin. Gastroenterol. Hepa-
tol. - 2005. - V. 3, №6. - P. 604 - 609.
43. Geerts A. On the origin of stellate cells: mesodermal, endodermal or neuroectodermal? //J. Hepatol. - 2004. - V. 40, №2. - P. 331 - 334.
44. Reaven G. M. Role of insulin resistance in human disease //Diabetes. - 1988. - V. 37, №12. - P. 1595 - 1607.
L. N. Levinskaya
METABOLIC SYNDROME. THE PECULIARITIES OF GASTROENTEROLOGIC MANIFESTATIONS
There is the literature review on the problem of lesions of the digestion organs at the metabolic syndrome with clinical, laboratory-instrumental and morphologic points had presented in the article. The changes of organs of digestion system, typical for metabolic syndrome, are not just secondary against a background, but also promote the progressing of this syndrome and the development of complications, closing the circle up.
Л. Н. Левинская
МЕТАБОЛИКАЛЫК СИНДРОМ. ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯЛЬЩ К6Р1Н1СТЕРДЩ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1
Макалада метаболикалык синдром жардайында клиникалык, лаборатория-инструменталдык жэне морфологиялык позициялардан ас корыту органдары закымдалуыныч проблемасы бойынша эдебиет шо-луы бершген. Метаболикалык синдромра тэн ас корыту жYЙесiнiч eзгерiстерi оныч фонында кайталамалы рана емес, сонымен бiрге осы синдромныч дамуына ыкпал етедi жэне патогенетикалык шечберд1 т±йыктай отырып, аскынулардыч дамуына алып келедг
И. А. Скосарев
РОЛЬ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПЕДИАТРИИ
Кафедра детских болезней №1 Карагандинского государственного медицинского университета
Сохранение и укрепление здоровья человека - одна из центральных задач, решаемых обществом на всех этапах исторического развития.
В общем процессе формирования человека и его здоровья период детства играет важную роль. Это возраст, в котором происходят интенсивный рост, развитие и совершенствование всех систем организма человека. Вследствие чрезвычайной пластичности организма ребенка и его чувствительности к различным воздействиям особенно важное значение приобретают условия его жизни. Поэтому поиски путей оптимизации обучения и воспитания, укрепления здоровья детей в век социального и технического прогресса, когда повышаются требования к всестороннему развитию человеческой личности, особенно актуальны. Следует отметить, что проблема нормального функционирования организма человека в процессе жизнедеятельности связана с проблемой здоровья.
Здоровый ребенок - это комплексная государственная задача: это проблема не только медицинская, но и социально-гигиеническая, психолого-педагогическая и политическая, это главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны, так как весь потенциал, и экономический, и творческий, все перспективы социального и экономического развития, обеспечения
обороноспособности, высокого уровня жизни, науки и культуры - все это будет итогом уровня достигнутого здоровья детей, их физической и интеллектуальной работоспособности.
Здоровье, в соответствии с определением ВОЗ, в настоящее время понимается как единство физического, психического и социального благополучия. Это единство не является какой-либо статической величиной, это диалектический синтез всех компонентов организма со средой: индивид живет со своей группой и вместе с ней врастает в общество, к которому он приспосабливается с хорошими субъективными ощущениями при активной умственной и волевой деятельности. Этим подчеркивается многомерность понятий «здоровье» и «расстройство здоровья» как в отдельных областях жизни человека и всего общества (здоровье как биосоциальное явление), так и во времени. Анализ проблем соматического здоровья и его расстройств влечет за собой появление множества новых подходов. В педиатрии все эти вопросы усложняются аспектами развития детского организма [11, 27, 39]. С углублением изучения и понимания соматопсихического единства человека и с получением соответствующих выводов для практики начинает более четко вырисовываться значение общественных факторов для здоровья человека, в особенности - для здоровья ребенка.
В настоящее время в медицине все более усиливается тенденция учитывания роли психологического фактора в развитии соматических заболеваний [12, 17, 28, 30, 37, 38, 40]. Особую значимость это приобретает в реабилитационной работе, при которой врачу важно знать не только нозологический и синдромологический диагноз, но и то, у какой личности, и в какой социальной
микросреде эта болезнь возникает [2, 15, 41, 42].
Болезнь может изменить все перспективы человеческой жизни, характер ее ориентации на будущее. Всякое истинное развитие в то же время предполагает именно направленность в будущее, открытость «перспективы движения». Изменение эскиза будущего - одна из наиболее существенных характеристик новой, складывающейся в условиях болезни социальной ситуации развития. В этом и состоит одно из наиболее драматичных для заболевшего противоречий новой жизненной ситуации. Биологический фактор (биологическая вредность) относится к классу условий развития человека как личности. Основополагающим же моментом является социальное бытие человека, та реальная деятельность, которую он осуществляет как общественный индивид [5, 10, 23, 35].
Направленность личности здорового или больного человека оказывает влияние на психические процессы, состояние и свойства личности, на систему ее материальных и духовных потребностей, интересов, склонностей, мотивационную сферу, идеалы, ценностные ориентации, т.е. эта направленность выступает в качестве системообразующего фактора, определяет психологический облик личности как здорового, так и больного человека. Как сложное интегративное образование в личности, ее направленность оказывает влияние на отношение человека к себе и окружающим, к своему здоровью и болезни, к медицинским работникам, проводимому лечению и системе реабилитационных мероприятий, к своему настоящему и будущему. По данным В. В. Николаевой [24], человек, выступая в качестве активного субъекта деятельности, заболевая, остается им. Это находит выражение прежде всего в том, что в новой жизненной ситуации - в условиях болезни - человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах, т.е. внутреннюю картину болезни (ВКБ).
В последние годы возрос интерес к субъективной стороне заболевания, к ВКБ как к «важному патогенетическому» фактору в формировании заболеваний [13, 14, 22, 32, 36]. Как известно, основными составляющими ВКБ у детей являются: уровень интеллектуального функционирования; знания о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении, смерти; весь жизненный опыт и опыт ранее перенесенных болезней; информация о болезни; преобладающие эмоциональные отношения; переживания ребенком во время болезни сопутствующих психотравмирующих обста-новок; отношение родителей к болезни ребенка; влияние персонала и обстановки медицинского учреждения; восприятие проявлений болезни и представления о ней [13, 14, 22].
Формирование ВКБ зависит от многих факторов. Удельный вес каждого из них различен на разных этапах диагностического и лечебного процесса. При этом имеют важное значение как
объективные условия жизни больного (социальные условия жизни больного, объективная тяжесть заболевания, его объективный прогноз, степень витальной угрозы и т.д.), так и субъективный контекст деятельности (направленность больного, уровень общей активности, особенности самооценки, т.е. весь комплекс преморбид-ных особенностей личности). Не меньшую роль при этом играют и совокупность ситуационных особенностей жизни больного, его взаимодействие с миром. Важным ситуационным фактором, формирующим ВКБ, становится вся ситуация лечения: тяжесть и длительность лечебных процедур, степень зависимости больного от медицинской аппаратуры и т.д.
Однако единого взгляда на развитие ВКБ нет. В. В. Николаева [24], В. Б. Захаржевский [7] указывают на личностные особенности больного в преморбиде как на ведущий фактор в формировании ВКБ. По мнению Р. Конечного и М. Боухал [19], такими являются характер болезни, обстоятельства, в которых протекает болезнь, и пре-морбидные свойства личности. Они считают значимыми не только личностные особенности, но и «социальные условия» жизни, а также тяжесть основного патологического процесса. Вместе с тем ведущая потребность и мотивы система «Я», механизмы компенсации и защиты являются основными.
Формирование ВКБ у детей, по мнению Д. И. Исаева [13, 14], отличается особой множественностью и подвижностью факторов, ведущими из которых являются возраст, структура личности, глубина сознания и переживания болезни, положение больного в семье, участие в трудовой, учебной, спортивной и других видах деятельности, преморбидные особенности личности, тип воспитания, особенности интерперсональных отношений в семье и школе [1, 2, 12, 13, 14, 22, 35, 42]. Формирование сопутствующих психотравми-рующих ситуаций, влияющих на ВКБ, чаще всего связывают с госпитализацией ребенка [16, 22, 26, 37], которая оказывает психотравмирующее воздействие, а последствия которой могут носить как временный, так и стойкий характер [3]. Однако процесс адаптации детей с различными заболеваниями на современном этапе исследований требует дальнейшей разработки. По этой проблеме имеются лишь единичные работы [3, 4, 7, 8, 18, 30]. В. В. Ковалев [26] связывает психологическую адаптацию у больных хроническими заболеваниями с выработкой комплекса приемов для преодоления сознания своей неполноценности, переживаний ограничения физических и психических возможностей, изменившегося самочувствия и других проявлений болезни.
В исследованиях имеется анализ отдельных составляющих ВКБ. Так, Е. Г. Аванесова [1], исследуя преобладающие эмоциональные отношения у детей с патологией ЖКТ, выделила следующие типы ВКБ: гармоничный, индифферентный, гипопатический, гиперпатический, лабиль-
ный. По данным В. А. Скумина [29], наиболее оптимально выделять три типа ВКБ: гармоничный, гипопатический, лабильный. Д. И. Исаев [13, 14, 15] предлагает использовать в педиатрии классификацию Т. И. Резниковой и В. М. Смирнова [13], которая предполагает выделение гипонозогнози-ческого, гипернозогнозического и прагматического типов ВКБ. Т. И. Суковатых и соавт. добавили к классификации Т. И. Резниковой и В. М. Смирновой [13] четвертый тип ВКБ - мнительный.
Некоторые исследователи предлагают выделить варианты реакций личности на болезнь [21, 33]. Б. Г. Фролов [4] описал тревожно-фоби-ческий, депрессивно-астенический, ипохондрический, истерически-эйфоричный и анозогнозиче-ский варианты. В. А. Скумин [29], исследуя особенности реакций личности на болезнь, выделил следующие варианты: невростенический, сензи-тивный, ипохондрический и эргопатический, ано-зогнозический, тревожный, обессивно-фобичес-кий, апатический, неврастенически-сензитивный, тревожно-невротический, тревожно-сензитивный. А. Е. Личко и Н. Я. Иванов [15] выделяют 13 типов реакций на болезнь, описываемых преимущественно в психиатрических понятиях.
При изучении процессов аномального формирования личности в условиях соматического заболевания необходимо учитывать и изменения объективной ситуации развития, конкретные жизненные обстоятельства, в которых больные оказываются в связи с заболеванием [21, 33].
Длительное соматическое заболевание у детей нередко становится источником задержки общего и психического развития. Так, задержки психического развития соматогенного происхождения, вызванные соматической недостаточностью различного генеза (хронические инфекции, пороки развития соматической сферы и т.п.), выделяются как один из вариантов задержек психического развития. Чаще всего стойкая астения, снижающая общий психический тонус, приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы [22]. Более того, можно говорить об определенной степени психического инфантилизма у детей и подростков с врожденными пороками сердца, ревматизмом, хронической дизентерией и т.п. [32, 33].
Сама идея сложной, многофакторной (личность, болезнь, ситуация лечения) детерминации субъективного переживания болезни содержит в себе указание на чрезвычайную «чуткость», динамичность этого психологического феномена. Взаимодействуя, указанные факторы создают картину закономерного становления и развития ВКБ.
Психосоматический подход в медицине предполагает взаимоотношение и взаимосвязь между эффективной и эмоциональной жизнью человека и природой соматических расстройств. При возникновении психосоматического процесса психологически значимые раздражители во временном отношении связаны с началом или обострением соматического заболевания. Психо-
логически значимые раздражители представлены специфическим и хроническим неспецифическим стрессом. Судя по имеющимся в литературе данным и результатам клинических наблюдений, спектр возможных изменений психики у заболевших чрезвычайно широк. Это прежде всего негативные эмоциональные реакции, связанные с изменением физического состояния больных; страх, депрессия, тревога, раздражительность, появляющиеся на разных стадиях течения болезни и ее лечения [25]. И, наконец, могут возникать стойкие, иногда трудно преодолимые перестройки всей личности больного, выражающиеся в формировании в условиях болезни аномальных и эгоцентрических установок, защитных и компенсаторных личностных образований. Вместе с тем, отдельные авторы считают, что особенности личности больного, врожденный тип реагирования служат «биологической почвой», предрасполагающей и провоцирующей формирование соматической патологии [6, 18, 20, 2б, 34].
Литературные данные показывают, что ВКБ - основной комплекс вторичных, психологических по своей природе симптомов заболевания, который в ряде случаев может осложнять течение болезни, препятствовать успешности лечебных мероприятий и тормозить ход реабилитационного процесса. Этот вторичный симптомо-комплекс сам по себе может стать источником стойкой инвалидизации больного. Именно поэтому исследование ВКБ у детей при некоторых видах соматической патологии на различных этапах реабилитационных мероприятий имеет большой интерес. Для наиболее оптимального проведения психокоррекционной работы важно установить, каким образом протекает формирование ВКБ.
Анализ литературных данных, безусловно, свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения психосоматических взаимоотношений и формирования ВКБ у детей с целью повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий. В то же время в борьбе за здоровье детского населения педиатрия должна использовать результаты не только всех основных и прикладных исследований в области естественных наук, которые каким-нибудь образом касаются ребенка, но и все выводы общественных и других наук, относящиеся к молодому поколению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесова Е. Г. Психоневрологические и психологические особенности детей с патологией органов пищеварения //Педиатрия. - 1993. -№1. - С. 99 - 102.
2. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. -М., 1979. - 22 с.
3. Баркан А. И. Особенности проведения стационарного этапа реабилитации детей //Педиатрия. - 1988. - №2. - С. 97 - 100.
4. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психоло-
гия. - 1981. - №1-2. - С. 8 - 14.
5. Власова В. К. Эффективность оздоровления часто болеющих детей в условиях дошкольного санатория, санаторных заездов «мать и дитя», летних оздоровительных групп /В. К. Власова, Е. Г. Журков //Педиатрия. - 1988. - №6. - С. 91 -92.
6. Гарбузов В. И. Особенности психогенеза истерического невроза у детей //Матер. симп. дет. психиатров социалист. стран. - М., 1976. - С. 180
- 183.
7. Гиляровский В. А. О взаимоотношении соматического и психического в медицине. - М.: Мед-гиз, 1948. - 112 с.
8. Горячева Т. Г. Опыт психологической реабилитации подростков, оперированных по поводу врожденного порока сердца в раннем возрасте / Т. Г. Горячева, М. Т. Чернова //Рос. вестн. пери-натологии и педиатрии. -1977. - №2. - С.46 - 50.
9. Григорьев К. И. Особенности адаптации детей с хроническим гастродуоденитом //Патология системы пищеварения у детей: Сб. науч. тр. - М., 1988. - С. 136 - 139.
10. Гуоскис И. И. Работа детской поликлиники с семьей по воспитанию здорового ребенка //Педиатрия. - 1988. - №5. - С.87 - 88.
11. Дуновский И. К истории развития социальной педиатрии //Педиатрия. - 1982. - №6. - С. 4
- 9.
12. Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике врача-педиатра. - Л.: Медицина, 1984. - 192 с.
13. Исаев Д. Н. «Внутренняя картина болезни» у детей с сахарным диабетом /Д. Н. Исаев, С. М. Зелинский //Педиатрия. - 1991. - №2. - С. 33 -37.
14. Исаев Д. Н. Отношение детей разного возраста к смерти родителей //Обозрение психиатрии и мед. психологии. - 1993. - №2. - С. 22 -32.
15. Кабанов М. Н. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике /М. Н. Кабанов, Е. А. Личко, В. М. Смирнов. - Л.: Медицина, 1983.
- 321 с.
16. Каверин В. Н. Деонтологические аспекты взаимоотношений врача и больного в гастроэнтерологической клинике /В. Н. Каверин, А. Л. Чернышев, Ю. В. Стась //«Психолого-деонтол. аспекты, основ. направления в гастроэнтерологии. Поиски. Решения»: Сб. науч. тр. - Смоленск, 1991. - С. 15 - 16.
17. Карпинчик Н. Ф. Медико-психологические исследования больных с хроническими гепатитами и циррозами печени (в связи с задачами психотерапии): Автореф. дис. ...канд. мед. наук. -Л., 1989. - 20 с.
18. Клиорин А. И. Адаптация детей к стационару /А. И. Клиорин, В. А. Иванов //Педиатрия. -1986. - №2. - С. 51 - 54.
19. Конечный Р. Психология в медицине /Р. Конечный, И. Боухал. - Прага: Авиценум, 1983. -405 с.
20. Крылов Д. Н. Проблемы социальной дезадап-
тации детей и подростков и принципы ее профилактики. - М.: Медицина, 1993. - 168 с.
21. Кузгибекова A. Б. Факторы риска, особенности клинического периода реабилитации у детей с заболеваниями органов пищеварения и пути их коррекции: Автореф. дис.... канд. мед. наук. -Алматы, 1996. - 30 с.
22. Лебединская К. С. К проблеме этиологической и патогенетической классификации задержек психического развития //Вест. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1982. -№3 - С. 16 - 21
23. Неолегард К. Акцентуированные личности. -Киев: Выща школа, 1989. - 375 с.
24. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. Психол. исслед. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 168 с.
25. Николаева З. В. Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезни. - Л.: Медицина, 1976. - 66 с.
26. Очерк теории темперамента /Под ред. В. С. Мерлина. - Пермь: Медицина, 1973. - 291 с.
27. Печора К. Л. Нервно-психическое развитие как показатель состояния здоровья детей раннего возраста //Педиатрия. - 1990. - №1. - С. 99 -100.
28. Покровская Т. И. Соматопсихическое развитие детей в зависимости от антенатального периода /Т. И. Покровская, P. M. Нарицына. - Л.: Медицина, 1978. - 175 с.
29. Скумин В. А. Психогенно обусловленные нарушения психики у детей с хроническими болезнями пищеварительной системы //Вопр. охраны материнства и детства. - 1989. - №1 - С. 17 -21.
30. Соколова Е. Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях /Е. Т. Соколова, В. Н. Николаева. - М.: Аргус, 1995. - 352 с.
31. Соловьева А. Д. Состояние эмоционально-личностной сферы у больных некоторыми гастроэнтерологическими заболеваниями /А. Д. Соловьева, Л. А. Шептулин, Ж. Р. Аннамамедова // Клинич. медицина. - 1997. - №1. - С. 27 - 28.
32. Султанова А. Внутренняя картина болезни и комплексное лекарственно-психотерапевтическое лечение больных бронхиальной астмой: Ав-тореф. дис. .канд. мед. наук. - М., 1982. - 24 с.
33. Сухарев А. В. Опыт этнофункциональной экспресс-психотерапии эмоциональных и поведенческих расстройств у детей в условиях стационара //Вопр. психологии. - 1997. - №3. - С. 92 - 101.
34. Умарова З. О. Эффективность психокорриги-рующей терапии при бронхиальной астме у детей //Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. -I993 - №4. - С. 36.
35. Чирков В. И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция //Вопр. психологии. - 1997. - №3. - C. 102 - 111.
36. Frischenschagtr O. Fruhkindlicht Entwicklung // Medizinische psychologie. - 1989. - №5. - P. 116 -
122.
37. Hooley R. A. Clinical nutrition assessment: A perspective //J. Amer. Diet. Ass. - 1980. - V. 77, №6. - P. 682 - 686.
38. Lactate and haemodynamic changes in eatly shock /B. N. Cowan, H. J. Burns, J. M. Ledirgham, K. Cunningman //Brit. J. Anaesth. - 1982. - V. 54, №7. - P. 78 - 80.
39. Lipovski Z. J. Psychosocial reactions to physical illness //Can. Med. Assoc. J. - 1983. - V. 128, №4 -P. 204 - 208.
40. Physiologycal variation of Mod Jymphocvie reactivity: T-cell suasets, immunoglobulin production and mixed - lymphocyte reactivity /E. Hedfors, G. Holm, M. Jvonsen, J. Wahnen //Clin. Immunol. -1983. - V. 27, №1. - P. 9.
41. Robert M. A. Psychoconnatre J'individu et le groupe aujord'bui vie Ouvriere /M. A. Robert, F. Tilman. - Bruxelles. Med. - 1988. - 255 p.
42. Zwianer K. F. M. Die Entwicklung der Fettsucht in Kindesalter /K. F. M. Zwianer, K. V. Widhalm // Klin. Pediatr. - 1984. - Bd. 196, №6. - P. 327 - 335.
I. A. Skosarev
ROLE OF PSYCHOSOMATIC APPROACH IN PEDIATRY
The analysis of literature data testify to the necessity of the subsequent study of the psychosomatic interrelations and forming the internal disease picture in children for the increasing of the medical-rehabilitation measures. And in the same time in the control of the children health the pediatry must use the results not only all basic and applied researches in the natural sciences area, that concern a child, but all the conclusions of the social and the other sciences, applied to young generation.
И. А. Скосарев
ПЕДИАТРИЯДАРЫ ПСИХОСОМАТИКАЛЬЩ КвЗКАРАСТЬЩ РОЛ1
бдебиет мэл1метгер1нщ шолуы емдеу-очалту шараларыныч тшмдшНн арттыру максатымен балалар ауруларыныч психосоматикалык езара катынастарды аурулардыч шю картинасын жасактау Yшiн одан api зерттеу кажетппн айрактайды. Солай болранымен балалар денсаулыры Yшiн тресте педиатрия барлык непзп жэне колданбалы рылымдардыч нэтижелер^ рана пайдаланып коймай, сонымен бipге жас ±рпакка катысты корамдык жэне баска рылымдардыч корытындыларын пайдалануы керек.
М. А.Калиева
ИНФОРМАТИВНЫЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения Карагандинского государственного медицинского университета
Интенсификация и интеллектуализация учебного процесса, наплыв разнообразной информации, в том числе насыщение компьютерными технологиями, ускорение ритма жизни, урбанизация с ее отрицательными экологическими последствиями, коренные социально-экономические и политические преобразования, с одной стороны, и соответствующее нарастание интенсивности и усложнение характера взаимоотношений между людьми, с другой, значительно повысили нагрузку на студента, прежде всего, на жизнеобеспечивающие системы его организма [9].
Обучение в вузе объективно требует большого напряжения всех систем организма. Интенсивная умственная деятельность студентов связана с включением механизмов адаптации, высокое психоэмоциональное напряжение отражается на работоспособности студентов и требует усилия внимания, памяти, мышления. Сдача экзаменов и зачетов создает стрессовую ситуацию, что может привести к перегрузкам вегетативной и
эндокринной систем, высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы и как следствие стать звеном в возникновении психосоматических заболеваний [20].
Образовательный процесс в медицинском вузе является важным этапом в становлении будущего медицинского работника. Это связано с тем, что компетентность будущего медицинского работника сводится не только к набору профессиональных знаний, умений, навыков, но и в умении мобилизовать имеющийся ресурс применительно к ситуации, порой неопределенной и нестандартной. В связи с чем вопросы изучения адаптационных возможностей будущих медработников до настоящего времени являются одними из наиболее актуальных в физиологии [8].
В связи с переходом вузовского обучения, в том числе и медицинского, к заимствованной системе бакалавриата и магистратуры у студентов имеются дополнительные основания для психоэмоционального напряжения. Новым стрес-согенным фактором становятся промежуточные экзамены в середине семестра, по итогам которых во многом предопределяются результаты последующего экзамена в конце семестра, традиционно наиболее ответственного [3].
Успешность социальной адаптации студентов к учебной деятельности выражается в их успеваемости, выраженной средним коэффициентом за период обучения. В большинстве случаев посредственно обучающиеся студенты имели признаки более выраженного напряжения, по