K. S. Zhumakanova
PRESENT PROBLEMS OF CONGENITAL HEART DISEASE
Given the role of the structure of morbidity and infant mortality in the present congenital heart defects are one of the important problems of Pediatrics. Analysis of literature data allows us to conclude that the main focus of the medical service are to prevent the birth of children with congenital heart disease, promote healthy lifestyles, rehabilitation of chronic foci of infection, identifying risk groups, ultrasound screening, medical and genetic counseling, organization of medical events emergency care, and rehabilitative interventions. All these factors will improve prognosis and reduce mortality and disability.
К. С. Жумаканова
ПРОБЛЕМЫ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ СЕРДЦА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
С учетом роли в структуре заболеваемости и детской смертности в настоящее время врожденные пороки сердца являются одной из значимых проблем педиатрии. Анализ литературных данных позволяет сделать заключение о том, что основным направлением деятельности медицинской службы являются предупреждение рождения детей с врожденным пороком сердца, пропаганда здорового образа жизни, санация хронических очагов инфекции, выявление групп риска, ультразвуковой скрининг, медико-генетическое консультирование, организация лечебных мероприятий, оказание неотложной помощи, а также реабилитационные мероприятия. Все перечисленные факторы приведут к улучшению прогноза заболевания и снижению смертности и инвалидности.
И. А. Скосарев, Б. Т. Тукбекова, М. А. Син, Д. Е. Жупенова, Т. А. Кенжетаева, В. Б. Ташкенбаева, М. Ю. Черкашина, А. Б. Кузгибекова, Г. С. Айтмукушева, Р. Э. Жетписбаева, А. С. Ахаева, А. Б. Айтмагамбетова
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ДЕТЕЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОТРУДНИКОВ КАФЕДРЫ «ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ №1» КГМУ
Здоровый ребенок - это главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны, так как весь потенциал - и экономический, и творческий, все перспективы социального и экономического развития, обеспечения обороноспособности, высокого уровня жизни, науки и культуры - будет итогом уровня достигнутого детьми здоровья, их физической и интеллектуальной работоспособности, это комплексная государственная задача: проблема не только медицинская, но и социально-гигиеническая, психолого-педагогическая, политическая.
В общем процессе формирования человека и его здоровья период детства играет важную роль. Это возраст, в котором происходят интенсивный рост, развитие и совершенствование всех систем организма человека. Вследствие чрезвычайной пластичности организма ребенка и его чувствительности к различным воздействиям особенно важное значение приобретают условия его жизни. Поиски путей оптимизации укрепления здоровья детей в век социального и технического прогресса, когда повышаются требования к всестороннему развитию человеческой личности, особенно актуальны. Следует отметить, что проблема нормального функционирования организма человека в процессе жизнедеятельности свя-
зана с проблемой здоровья. Анализ проблем соматического здоровья и его расстройств влечет за собой появление множества новых подходов.
В настоящее время в медицине усиливается тенденция к учитыванию роли психологического фактора в развитии соматических заболеваний [1, 2, 3]. Врачу важно знать не только нозологический и синдромологический диагноз, но и то, у какой личности, и в какой социальной микросреде эта болезнь возникает [3, 21, 22]. Изменение эскиза будущего - одна из наиболее существенных характеристик новой, складывающейся в условиях болезни социальной ситуации развития. В этом и состоит одно из наиболее драматичных для заболевшего ребенка противоречий новой жизненной ситуации. С углублением изучения и понимания соматопсихического единства человека и с получением соответствующих выводов для практики начинает более четко вырисовываться значение общественных факторов для здоровья человека и, в частности, для здоровья ребенка.
По данным В. В. Николаевой, человек, выступая в качестве активного субъекта деятельности, заболевая, остается им [4]. Это находит выражение прежде всего в том, что в новой жизненной ситуации, в условиях болезни ребенок формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах, т.е. внутреннюю картину болезни (ВКБ). В последние годы возрос интерес к субъективной стороне заболевания, внутренней картине болезни как к «важному патогенетическому» фактору в формировании заболеваний [5, 6]. Как известно, основными составляющими ВКБ у детей являются: уровень интеллектуального функционирования; знания о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении, смерти; весь жизненный опыт и опыт ранее перенесенных болезней; информация о болезни; преобладающие эмоцио-
нальные отношения; переживания ребенком во время болезни сопутствующих психотравмирую-щих обстановок; отношение родителей к болезни ребенка; влияние персонала и обстановки медицинского учреждения; восприятие проявлений болезни и представления о ней [5, 23].
Однако единого взгляда на развитие ВКБ нет. В. В. Николаева указывает на личностные особенности больного в преморбиде как на ведущий фактор в формировании ВКБ [7]. По мнению Р. Конечного и М. Боухал, основным составляющим являются характер болезни, обстоятельства, в которых протекает болезнь, и преморбидные свойства личности. Они считают значимыми не только личностные особенности, но и «социальные условия» жизни и тяжесть основного патологического процесса [8]. Ряд авторов предлагают проводить анализ отдельных составляющих ВКБ, в частности, Е. Г. Аванесова, исследуя преобладающие эмоциональные отношения у детей с патологией ЖКТ, выделила: гармоничный, индифферентный, гипопатический, гиперпатиче-ский, лабильный типы ВКБ [9]. Некоторые исследователи предлагают выделить варианты реакций личности на болезнь: тревожно-фобический, депрессивно-астенический, ипохондрический, истерически-эйфоричный, анозогнозический [10]. В.А. Скумин, исследуя особенности реакций личности на болезнь, выделил такие варианты, как невростенический, сензитивный, ипохондрический и эргопатический, анозогнозический, тревожный, обессивно-фобический, апатический, неврастенически-сензитивный, тревожно-невротический, тревожно-сензитивный [11, 12].
В связи с этим целью исследований сотрудников кафедры явилось изучение особенностей клинико-психологических параметров при ряде соматических заболеваний у детей для обоснования комплексного подхода при разработке реабилитационных мероприятий.
Сотрудники кафедры «Детские болезни №1» с 1990 г., участвуя в НИР по теме «Особенности состояния здоровья детей Центрального Казахстана», работали в направлении решения проблемы психосоматических расстройств у детей при соматических заболеваниях. Для анализа проведены наблюдения за детьми в возрасте от 7 до 16 лет с патологией сердечно-сосудистой, мочевыделительной, пищеварительной, бронхо-легочной систем, бронхиальной астмы, группы детей с частыми простудными заболеваниями, в настоящее время проводится изучение психосоматических расстройств у детей с аллергологиче-скими заболеваниями. В своих исследованиях при формировании групп больных детей диагноз верифицировался на основе клинико-лабораторных показателей и определялся в соответствии с рабочими классификациями нозологических форм заболеваний. В общем комплексе клинико-лабораторного наблюдения применялись методы изучения иммунного статуса с полным набором показателей по определению кле-
точного и гуморальных звеньев, кардиоинтерва-лограмма с оценкой показателей вегетативного гомеостаза, изучение показателей перекисного окисления липидов, показателей оксид азота, биохимического состава крови, мочи, слюны. В общем комплексе диагностических методов использовались психологические методики: уровень тревожности определялся при помощи шкалы тревожности, проективные рисуночные тесты «Дом-дерево-человек», «Моя болезнь», тест Лю-шера, метод неформализованного интервью с родителями и ребенком, «Кинетический рисунок семьи», «эмоциональный портрет ребенка», адаптирующегося к стационару и др. В своих исследованиях нами использовалась рабочая классификация ВКБ, которая предполагает выделение гипонозогнозического, гипернозогнозиче-ского и прагматического типов [10]. За основу понятия ВКБ был взят основной принцип, разработанный В. А. Гиляровским, -«...это все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах [13]. Анализ осуществлялся по основным наиболее информативным составляющим ВКБ - это особенности эмоционального реагирования, сопутствующие психотравматирующие ситуации, восприятие и представление о своей болезни, отношение родителей и других лиц из окружения ребенка к его заболеванию, полученные и получаемые знания о здоровье, внутренних органах, о болезни, ее причинах, лечении.
В своих исследованиях сотрудники кафедры по данным анкетированного опроса проанализировали факторы риска развития как самого патологического процесса, так и преморбидные особенности личности детей, всего было изучено более 150 анамнестических данных у каждого ребенка. Удельный вес каждого из них был различен, как у детей с различной соматической патологией, так и на разных этапах диагностического и лечебного процесса (начало заболевания, этап выздоровления, реабилитация), что и определяло особенности нозологической формы заболевания. При этом важное значение имели как объективные условия жизни больного (социальные условия жизни больного (КР=0,61), объективная тяжесть заболевания (Кр=0,83), его объективный прогноз, степень витальной угрозы (КР=0,65) и т.д.), так и субъективный контекст деятельности (направленность больного на благополучный исход болезни (КР=0,68), уровень общей активности (КР=0,67), особенности самооценки (КР=0,73), т.е. весь комплекс преморбидных особенностей личности). Не меньшую роль играли и совокупность ситуационных особенностей жизни больного (школа (КР=0,65), общение со сверстниками (КР=0,69), объединения по спорту и др.). В ходе исследования нами выявлено, что особенности и выраженность психосоматических взаимоотношений у детей в условиях заболевания, безусловно, зависели от условий жизни (семья и се-
мейные ситуации (КР=0,87)), всего комплекса преморбидных особенностей личности, ситуации лечения (тяжесть и длительность лечебных процедур, степени зависимости от медицинских работников, родителей). Важным ситуационным фактором, формирующим ВКБ, по данным наблюдения, становилась вся ситуация лечения: тяжесть и длительность лечебных процедур, степень зависимости больного от медицинской аппаратуры, от медицинских работников, что согласовывалось с данными Д. И. Исаева об особой множественности и подвижности факторов, ведущими из которых являются возраст, структура личности, глубина сознания и переживания болезни, положение больного в семье, участие в трудовой, учебной, спортивной и других видах деятельности, преморбидные особенности личности, тип воспитания, особенности интерперсональных отношений в семье и школе [5]. Анализ данных показал, что формирование ВКБ зависит от многих факторов. Выявлено, что для детей с хроническими заболеваниями почек характерен гипернозо-гнозический вариант (р<0,01), для детей с частыми простудными заболеваниями - гипонозогнози-ческий (р<0,05), для детей с заболеваниями пищеварительной системы - прагматический тип внутренней картины болезни (р<0,001).
В ходе проведенных исследований по наблюдению за детьми с хроническими заболеваниями, такими как хронический пиелонефрит [14], гломерулонефрит [15, 24], ревматизм [16], бронхиальная астма [17, 28], выявлено, что длительное соматическое заболевание нередко становилось у детей источником задержки общего и психического развития. Так, задержки психического развития соматогенного происхождения, вызванные соматической недостаточностью различного генеза (хронические инфекции, пороки развития соматической сферы и т.п.), выделялись как один из вариантов нарушения психического развития. Чаще всего отмечалась стойкая астения (КР=0,74), снижающая общий психический тонус, приводящая к нарушениям эмоционально-волевой сферы. Более того, на наш взгляд, можно говорить об определенной степени психического инфантилизма у детей и особенно у подростков с ревматизмом, бронхиальной астмой [16, 17, 24, 26], что согласовывалось с данными ряда авторов, выявленных при других патологических процессах (врожденные пороки сердца, хроническая дизентерия) [18]. Спектр возможных изменений психики у заболевших чрезвычайно широк, это прежде всего, негативные эмоциональные реакции, связанные с изменением физического состояния больных; страх, депрессия, тревога, раздражительность, появляющиеся на разных стадиях течения болезни и ее лечения. Психологически значимые раздражители чаще всего были представлены специфическим и хроническим неспецифическим стрессом.
ВКБ отличается сложной, многофакторной детерминацией (личность, болезнь, ситуация
лечения) субъективного переживания болезни, что указывало на чрезвычайную «чуткость», динамичность этого психологического феномена. [14, 15, 16, 17, 23, 29]
Сегодня, видимо, следует говорить, о при наличии при ряде заболеваний, что согласуется с данными В. В. Николаевой [8], механизма «замкнутого круга», который следует признать универсальным для психосоматических взаимовлияний, то есть, если обратиться к рассмотрению выздоравливающих после тяжелого соматического заболевания, в ряде случаев отмечено, что их настроение и самочувствие меняются с каждым днем в лучшую сторону. В то же время мы находим яркое подтверждение этого влияния в том факте, что физически здоровые дети контрольной группы всегда легче переносят жизненные неурядицы, чем больные (р<0,01). С углублением изучения и понимания соматопсихологи-ческого единства начинает более четко вырисовываться значение общественных факторов для здоровья человека, в особенности для здоровья ребенка. Анализ проблем соматического здоровья и его расстройств показывает их тесную связь с проблемой влияния психологических особенностей на состояние «здоровья» детей в условиях соматического заболевания.
В ходе исследования выявлено наличие общих тенденций и особенностей у детей с различной патологией в период поступления на лечение. Выявлено, что неудачи и затруднения, возникающие в процессе выполнения заданий, легко выбивают детей из установленного ритма, заставляют отступать от намеченного плана, бросать и сомневаться в целесообразности выполняемых заданий или возможности их выполнения. У больных за бурным началом деятельности следовало быстрое падение интереса, вялость, апатия с последующим чувством усталости, разочарования. Активный интерес к окружающему обычно снижен, больной вял, быстро устает при физических нагрузках. К снижению психической активности у больных детей относили и снижение интереса к игре, своим сверстникам, подчинение всех мотивов проведению успешных лечебно-диагностических мероприятий. В этом случае нарушение активности у детей, возникающее во время болезни, возможно, следует рассматривать как форму компенсаторной защиты организма. В то же время были выявлены достаточно четкие и достоверно различные показатели состояния психологических особенностей (хронический пиелонефрит (КР=0,69), гломерулонефрит (КР=0,73), пневмония (КР=0,84), бронхит (КР=0,61), бронхиальная астма (КР=0,86), ревматизм (КР=0,91), группа часто болеющих детей (КР=0,84) с различными соматическими заболеваниями. По-видимому, в процессе жизни ребенка, в условиях хронического заболевания постепенно формируются такого рода мотивы, которые приобретают для него ведущее значение и тем самым подчиняют себе другие
виды его деятельности. Особенно наглядно это прослеживается в группе детей с хроническим пиелонефритом, хроническим гломерулонефри-том, бронхиальной астмой, характеристика направленности его деятельности может оказаться определяющей характеристикой личности ребенка и многих других особенностей его поведения. Это, по-видимому, глубоко влияет на психику ребенка, его поведение, эмоции, на склонность к противостоянию определенным заболеваниям, а особенно основному, вызывающему страдание.
При анализе данных об особенностях течения адаптационного периода при поступлении ребенка в лечебное учреждение (стационар, дневной стационар, профильный санаторий) получены различия, связанные как с типом медицинского учреждения (стационар, дневной стационар, профилакторий, профильный санаторий), так и в зависимости от нозологической формы заболевания (пиелонефрит, гломерулонефрит, ревматизм) [14].
Резюмируя полученные данные о различиях течения адаптированного процесса и динамике основных поведенческих и эмоциональных особенностей на этапах медицинской реабилитации, можно сделать вывод о том, что немаловажное влияние на эффективность лечебных корригирующих мероприятий могут оказывают микросоциальные условия (КР=0,91). Различия в динамике исследованных поведенческих и эмоциональных особенностей связаны, на наш взгляд, с периодом поступления и особенностями режимных моментов на этапе реабилитационных мероприятий (дневной стационар после ближайшего обострения; профильный санаторий - в течение учебного периода, его профилизация в плане нозологии заболевания; местный санаторий-профилакторий - в летний и каникулярный периоды, близость родителей и ближайших родственников, насыщенность режима игровыми, познавательными мероприятиями) [14, 15, 16, 17, 23, 26, 28].
Исходя из положения о взаимной обусловленности клинических и психологических проявлений заболевания у детей, в настоящих исследованиях для уточнения выявленных тенденций проведен анализ коррелятивных связей некоторых клинических и психологических характеристик детей в период реабилитационного лечения. Проведенный коррелятивный анализ показал наличие психосоматических взаимоотношений, что и может определять сегодня и в дальнейшем тактику разработки реабилитационных мероприятий у детей и в период клинико-лабораторной ремиссии [24].
Полученные данные об особенностях состояния внутренней картины болезни при различных заболеваниях позволяют сделать вывод о том, что ВКБ является вторичным по своей сущности проявлением, которое в ряде случаев может осложнять течение заболевания, препятство-
вать успешности лечения (КР=0,61). При этом важное значение имеют условия жизни больного ребенка, весь комплекс особенностей личности. Не меньшую роль играет совокупность ситуационных особенностей жизни ребенка, его взаимодействие с окружающим миром (семья, дошкольное учреждение, школа, двор и т.д.), а также вся ситуация проведения лечебных мероприятий - тяжесть и длительность, микросоциальные условия их проведения. Анализ ВКБ, течения адаптационного периода определялся превалированием определенных характерологических особенностей у детей с различной соматической патологией. Изменения показателей состояния нервно-эмоционального напряжения позволяет думать об их немаловажной роли в процессе течения заболевания у ребенка, ухудшении или улучшении прогноза заболевания. Следовательно, в комплексе лечебных, реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психологические факторы нервно-эмоционального напряжения с целью проведения оптимальных корригирующих мероприятий. По-видимому, коррекция внутренней позиции ребенка требует создания психологических условий, обеспечивающих готовность ребенка к выполнению набора реабилитационных мероприятий. В то же время коррекция социальной дезадаптации ребенка в условиях соматического заболевания требует сосредоточения усилий не только на ребенке, но и на психолого-педагогической подготовке взрослых [14, 15, 16, 17, 19, 20, 27].
На наш взгляд, болезнь (как патологический процесс в организме) двояким образом участвует в построении внутренней картины болезни. При этом болезнь как процесс зависит не только от внешних, но и от внутренних, субъективных моментов, от личности больного, его эмоциональных переживаний: во-первых, телесные ощущения местного и общего характера, определенного тяжестью клинических проявлений, приводят к возникновению сенсорного уровня отражения картины заболевания. Непосредственно воздействуя на головной мозг, соматогенные вредности вызывают нарушения в нервно-психической сфере. Во-вторых, болезнь создает особую трудную жизненную ситуацию, в которую попадает больной. Объективная ситуация, складывающаяся в результате болезни, включает в себя множество разнородных моментов: это и процедуры обследования, и общение с врачами, и новые отношения, возникающие в семье и др.; наконец, это ситуация лечения. Эти и другие моменты налагают отпечаток на собственную оценку болезни и формируют отношение к заболеванию [24, 26, 27, 28, 29].
Анализ полученных данных о состоянии ВКБ, а также течения адаптационного периода как одного из ее составляющих, показал, что ВКБ является сложной системой взаимоотношений различных факторов, их «вес» и функциональная сила, объем сдвигов, которые могут обусловли-
вать как прямое, так и обратное развитие болезней. Изученные нами основные составляющие ВКБ показали наличие разных уровней ее формирования, прежде всего эмоционального, мотива-ционного, познавательного (интеллектуального). При этом различия во внутренней картине болезни связаны с преобладающим типом характерологических особенностей личности больного ребенка, вынужденным ограничением поведения и активности в значимых сферах деятельности. Как показали наши исследования, были получены отличия течения адаптированного периода у детей с различными формами соматической патологии у детей, что, возможно, связано с длительностью и тяжестью течения самого процесса, объемом и набором лечебно-диагностических мероприятий. Вместе с тем, проявления комплекса особенностей (эмоциональная лабильность, плаксивость, повышенный уровень тревожности, повышенная утомляемость, мнительность) поддерживали у детей высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Немаловажное значение в формировании внутренней картины болезни, по-видимому, играет медицинский персонал, его активность в соблюдении режимных, лечебных мероприятий, проведении санитарно-просветительной работы.
Заболевание можно рассматривать как единый психосоматический процесс или результат соотношения или взаимосвязи соматического и психологического планов. Поэтому лечение и профилактика в комплексе с разработанными лечебными мероприятиями требуют учета психологических особенностей у детей. В то же время полученные данные, безусловно, свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения психосоматических взаимоотношений и формирования ВКБ у детей с целью повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий [24]. Сегодня, по-видимому, можно даже говорить о «внутренней картине здоровья» и ее влиянии на психическую сферу на различных этапах развития человека и ребенка в частности. Кроме приведенных фактов, в необходимости выделения этого аспекта психосоматических взаимоотношений убеждает представление о единстве и неразрывности психического и соматического в человеке, что, возможно, является аспектом дальнейших исследований в этом направлении.
В борьбе за здоровье детского населения педиатрия должна использовать результаты не только всех основных и прикладных исследований в области естественных наук, которые каким-нибудь образом касаются ребенка, но и все выводы общественных наук, относящиеся к молодому поколению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анимов Б.Т. Психосоматический анализ при хронических соматических заболеваниях. Астана мед. журн. 2009; 4: 111-112
2. Антропов Ю.Ф., Балаболкин В.А. психосоматические аспекты кожных аллергических про-
явлений у детей. Педиатрия 2005; 6: 21-29
3. Теммоева Л.А., Шакова Х.Х. Особенности психосоматических расстройств у детей. Рос. педиатр. журн. 2007; 6: 27-31
4. Николаева В.В. Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезни. Л.: Медицина; 2008: 66.
5. Исаев Д.Н., Зелинский С.М. Внутренняя картина болезни у детей с сахарным диабетом. Педиатрия 2009; 2: 33-37.
6. Рычкова Л.В. Роль психосоматических нарушений в генезе ряда заболеваний у детей. [Автореф. дис. ...д-ра мед. наук]. Новосибсрск; 2004: 23.
7. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во МГУ; 1999: 168.
8.Конечный Р., Боухал И. Психология в медицине. Прага: Авиценум; 2003: 405.
9. Аванесова Е.Г. Психоневрологические и психологические особенности детей с патологией органов пищеварения. Педиатрия 1993; 1: 99102.
10. Кабанов М.Н., Личко Е.А., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина; 2003: 321.
11. Скумин В.А. Психогенно обусловленные нарушения психики у детей с хроническими болезнями пищеварительной системы. Вопр. охраны материнства и детства. 1999; 1: 17-21.
12. Соколова Е.Т., Николаева В.Н. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Аргус; 1995: 352.
13. Гиляровский В.А. О взаимоотношении соматического и психического в медицине. М.: Медгиз; 1948: 112.
14. Скосарев И.А. Клинические и психологические взаимоотношения у детей с соматической патологией при реабилитационном лечении [Автореф. дис. .д-ра мед. наук]. Алматы; 1998: 248.
15. Черкашина М.Ю. Прогностичесие критерии течения гломерулонефрита у детей [Автореф. дис. .канд. мед. наук]. Астана; 2003: 23.
16. Жупенова Д.Е. Клинико-биохимические взаимосвязи у детей в активной фазе ревматизма [Автореф. дис. .канд. мед. наук]. Астана; 2003: 25.
17. Кенжетаева Т.А. Клинико-иммунологи-ческие и биохимические взаимосвязи у детей с бронхиальной астмой [Автореф. дис. .канд. мед. наук]. Астана; 2003: 21.
18. Крылов Д.Н. Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики. М.: Медицина; 1993: 168.
19. Ташкенбаева В.Б. Клинико-биохимические и вегетативные взаимосвязи у детей при острых бронхитах [Автореф. дис. .канд. мед. наук]. Астана; 2003: 24.
20. Кузгибекова А.Б. Факторы риска, особенности клинического периода реабилитации у детей с заболеваниями органов пищеварения и пути их коррекции [Автореф. дис. .канд. мед.
наук]. Алматы; 1996: 23.
21. Боговин Л.В. некоторые особенности психологического портрета бронхиальной астмы. Биол. физиол. и патол. дыхания 2005; 20: 26-30
22. Ерназаров С.Т. Роль психо-социальных факторов на формирование и развитие психического и физического здоровья. Казак улттык медицина университет^^ хабаршысы 2009; 4: 111-112.
23. Скосарев И.А. Роль психосоматического подхода в педиатрии. Медицина и экология 2010; 4 (57): 28-31
24. Черкашина М.Ю., Скосарев И.А. Клинико-физиологические и психологические взаимоотношения у детей с гломерулонефритом на этапе реабилитационного лечения. Матер. IX нефролог. семинара. СПб; 2001: 273-274.
25. Скосарев И.А., Кузгибекова А.Б., Черкаши-на М.Ю. Психологические и социальные основы периода реабилитационного лечения детей с хронической соматической патологией. Матер. меж-дунар. конф. «Здоровье, труд, отдых в XXI веке». Профилактика, лечение, реабилитация в различ-
ные периоды жизни человека. М.; 2002: 62-63.
26. Кенжетаева Т.А., Скосарев И.А. Психические особенности детей с бронхиальной астмой. Матер. VI съезда детских врачей Казахстана. Алматы; 2006: 120-121
27. Ташкенбаева В.Б., Скосарев И.А., Сексен-баева С.А. Анализ социально-биологических факторов в развитии железодефицитной анемии у детей. Матер. III междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы гематологии и внутренних болезней». Караганда; 2009: 111-112
28. Кенжетаева Т.А., Скосарев И.А., Мановиц-кая С.Н. и др. Психосоциальные факторы бронхиальной астмы у детей.-. Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Совершенствование медицинского образования - гарантия эффективного здравоохранения». Караганда; 2010: 236-237
29. Скосарев И.А., Кенжетаева Т.А., Ташкенбаева В.Б, Ахаева А.С. Клинико-психологические особенности атопического дерматита у детей. Тез. докл. XVIII Рос. нац. конгр. «Человек и лекарство». М.; 2011: 401-402.
I. A. Skosarev, B. T. Tukbekova, M. A. Sin, D. Ye. Zhupenova, T. A. Kenzhetayeva, V. B. Tashkenbayeva, M. Yu. Cherkashina, A. B. Kuzgibekova, G. S. Aitmukusheva, R. Ye. Zhetpisbaeva, A. S. Akhaeva, A. B. Aitmagambetova PECULIARITIES OF INTERACTIONS OF CLINICO-PSYCHOLOGICAL PARAMETERS AT SOMATIC DISORDERS IN CHILDREN IN THE RESEARCHES OF THE EMPLOYEES OF THE CHILDREN'S DISEASES DEPARTMENT №1 OF KSMU
The authors on the analysis of a large experience of their own research concluded that in the struggle for the health of the child population Pediatricians should use not only the results of basic and applied research in natural sciences, which in some way relate to the child, but all the conclusions of public sciences related to the younger generation.
И. А. Скосарев, Б. Т. Тукбекова, М. А. Син, Д. Е. Жупенова, Т. А. Кенжетаева, В. Б. Ташкенбаева, М. Ю. Черкашина, А. Б. Кузпбекова, Г. С. Айтмуцышева, Р. Э. Жетпкбаева, А. С. Ахаева, А. Б. АйтмаFамбетова
КММУ «№1 БАЛАЛАР АУРУЛАРЫ» КАФЕДРАСЫ КЫЗМЕТКЕРЛЕР1НЩ ЗЕРТТЕУЛЕР1НДЕГ1 БАЛАЛАРДАРЫ СОМАТИКАЛЬЩ АУРУЛАР КЕЗ1НДЕГ1 КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЯЛЬЩ ПАРАМЕТРЛЕРДЩ 6ЗАРА БАЙЛАНЫСЫНЫЦ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1
Макала авторлары eздерi жYргiзген зерттеулердщ Yлкен тэжiрибесiн талдау непзшде балалардьщ денсаулыры Yшiн кYресте педиатрия тек табири рылымдар саласындары балаларра байланысты барлык Heri3ri жэне колданбалы зерттеулердщ нэтижелерiн рана емес, сонымен катар ескелеч урпакка катысты корамдык рылымдардьщ барлык корытындыларын пайдалануы керек деген корытынды жасаран.
И. М. Омарова, К. Е. Кожамбердин, А. Ж. Абдрахманова
ТАРГЕТНАЯ ТЕРАПИЯ ПЕРВИЧНОГО РАКА ПЕЧЕНИ
Карагандинский областной онкологический центр
Первичный рак печени представляет серьезную проблему для здравоохранения. По данным международного агентства по изучению рака, в мире ежегодно погибает более полумиллиона человек [1, 2]. Интерес к проблеме лечения первичного рака печени обусловлен все еще неудовлетворительными результатами лечения
пациентов. Общий прогноз при первичном раке печени неблагоприятный, даже при использовании современных методов лечения 5-летняя выживаемость редко превышает 5% [1, 2, 3, 4].
На момент установления диагноза более 75% пациентов имеют распространенный или метастатический процесс, и в связи с этим возможности выбора метода лечения ограничены [5, 6, 7].
В ряде случаев химиотерапия остается единственным методом лечения больных первичным раком печени. Однако ее результаты остаются недостаточно удовлетворительными, частота эффективности различных схем химиотерапии колеблется от 12 до 36% [8, 9, 10, 11, 12].