Научная статья на тему 'РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НЕУВЕРЕННОСТИ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НЕУВЕРЕННОСТИ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / Я ОБРАЗ / ПСИХОСОМАТИКА / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / НЕУВЕРЕННОСТЬ / КЛИЕНТЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МЕТОДИКА В. РАЙХА "РАСПУСКАНИЕ ПАНЦИРЕЙ" / САМООЦЕНКА / ПРЕНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПЕРИНАТАЛЬНАЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гнездилов Геннадий Валентинович, Хусяинова Зугря Наимовна

Проблема неуверенности в себе и своем поведении, характеристика комплекса установок, убеждений, страхов, негативных ожиданий, мнений, мыслей человека о самом себе, особенности гуманистического, поведенческого, психоаналитического и др. подходов к исследованию неуверенности в себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НЕУВЕРЕННОСТИ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

эффективной лечебной деятельности из-за монотонности, которая вызывается постоянным однообразным шумом бормашины, наклоном корпуса в одном направлении и т.д.

Таким образом, психологическая подготовка врачей-стоматологов рассматривается в данном исследовании как система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у них психологической готовности и устойчивости преимущественно на основе самосовершенствования личностных и профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в реальных ситуациях лечения клиентов и в моделируемых, усложняемых до экстремальных условиях профессиональной деятельности. Успешность действий врача - стоматолога во многом зависит от того, насколько сформированные у него психические образы соответствуют реальной действительности.

Список литературы:

1. Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года.

2. Адо А.Д. Этико-деонтологические вопросы экспериментальной медицины //Актуальные этико-деонтологические вопросы современной медицины: тезисы докладов научно-медицинской конференции, посвященной 60-летию образования СССР. - М.: Изд. АМН СССР, 1983.

3. Алисевич В.И. Вопросы медицинской этики, деонтологии и ответственности врача// Философские и социальные проблемы биологии и медицины / под ред. Г.И. Царегородцева.-М.,1980 - с.72

4. Гнездилов Г.В., Константинова А.С. Психология обеспечения социальной работы. Москва, СГА, 2009 г.

5. Макеева Л.А. «Теоретические проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии в условиях современной НТР: Автореф. дис. к.ф.н./Л.,1985.-21 с.

6. Деонтология в медицине: в 2 т. / Вихляева Е.М., Гамов В.П., Горшков С.З., под ред. Б.В. Петровского, АМН СССР.- М.: Медицина, 1988.

7. Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева «Проблемы деонтологии» Саранск 1999 г.

8. Деонтология и этика врача-стоматолога. Учебно-методическое пособие коллектив авторов Раздел: Стоматология (общее)

9. Конспекты лекций по дисциплине: «Юридическая деонтология» Нестеров П.Н., ВНУ им. В. Даля Луганск, - 2001. - 79 с.

10.Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного//Л., Медицина, 1980.

11.Шведин Б.Я. Онтология предприятия. Экспириентологический подход. Технология построения онтологической модели предприятия //издательство: Ленанд, 2010 г.

Гнездилов Г.В., Хусяинова З.Н. Роль психологических факторов неуверенности в жизнедеятельности личности

Проблема неуверенности в себе современной личности может быть тесно связана с необходимостью формирования у нее готовности к эффективному принятию решений в жизнедеятельности, взаимодействию с другими людьми и собственному поведению.

Сущность проблемы неуверенности в себе представляет собой комплекс

установок, убеждений, страхов, негативных ожиданий, сформировавшихся мнений, мыслей человека о самом себе, а также проблем, возникающих в общении.

У разных людей можно диагностировать диаметрально противоположные позиции в процессе восприятия собственной персоны: « у меня все отлично» и « у меня все плохо», которые при этом могут не всегда соответствовать реальности. У одних людей преобладающей может быть 1-я позиция, а у других

- вторая. Почему же одним присуща вера в себя, а другим нет? Ответ на данный вопрос требует исследования факторов неуверенности личности в себе, в своем поведении.

Исследование причин неуверенности в себе можно осуществить с позиции нескольких теоретико-методологических подходов:1) «Я -концепции», 2) школы поведенческой психотерапии, 3) пренатальной и перинатальной психологии.

С позиции «Я - концепции» неуверенность личности в себе и своем поведении рассматривалась У.Джеймсом, Ч.Х.Кули и Д.Г.Мидом, Э. Эриксоном, К. Роджерсом, Р.Бернсом, В. Франклом. В классическом подходе исследований «Я - концепции» обычно рассматриваются следующие составляющие: образ Я, самооценка, потенциальная поведенческая реакция. Образ Я принято дифференцировать следующим образом: Я - реальное, Я -идеальное, Я - фантастическое. Я - идеальное и Я - фантастическое, как правило, не предполагают четко выраженного наличия неуверенности в себе. Я

- реальное обычно соответствует конкретному представлению человека о себе и потому может содержать различные компоненты неуверенности, которые могут рассматриваться как определенные качества личности. Так, например, Г. Айзенк, выделяя в структуре личности такие ее составляющие, как эмоциональная стабильность - нейротизм, предполагал, что неуверенность в себе во многом зависит от уровня тревожности личности, а уверенность в себе

- от эмоциональной стабильности. По мнению У. Джеймса, самооценка может быть заниженной, адекватной и завышенной. Он предложил своеобразную формулу успеха в жизнедеятельности: рассматривать успехи - как соотношение самооценки к уровню притязаний (успехи = самооценка / притязания).

Опора на успехи, достигнутые личностью на предыдущих этапах ее жизнедеятельности, позволяет поднять уровень самооценки неуверенной в себе личности, обеспечить адекватный уровень ее жизненных притязаний (поднять заниженный уровень, и скорректировать завышенный). Результаты диагностики показывают, что в зависимости от развития у личности Я - образа

и самооценки ее потенциальная поведенческая реакция может быть адекватной или агрессивной. Адекватная реакция соответствует уверенному поведению личности, а агрессивная, наоборот - неуверенному поведению личности. Адекватно уверенный в себе человек способен сдерживать свои чувства и эмоции при возникновении тревоги, беспокойства, чувства вины и в конфликтных ситуациях. Неуверенный в себе человек, проявляя агрессивность, может стремиться к доминированию, унижать и оскорблять других людей. Уверенное поведение проявляется в способности отстаивать свои права, убеждения, уважая чувства и права других людей. Например, А. Бандура, объяснял проблему неуверенного поведения в «теории обучения на моделях», согласно которой новые навыки появляются в результате копирования стереотипов поведения, наблюдаемых человеком у других людей. Этими моделями могут быть представители социального окружения данного человека.

Также Э. Берн, автор труда «Люди, которые играют в игры», охарактеризовал ролевые позиции личности, преобладание которых в поведении людей, свидетельствует об уверенности или неуверенности в себе и своем поведении.

Психологи - психотерапевты считают, что неуверенное поведение можно скорректировать, т.к. в большинстве случаев оно является приобретенным навыком. Известно, что Я - концепция формируется с раннего детства. При этом воспитание родителей в большой степени формирует отношение ребенка к самому себе. Неуверенность в себе у ребенка может формироваться как в случае критичного отношения к нему родителей, близких, заставляя его сомневаться в собственных способностях, так и в случае родительской гиперопеки. Это в дальнейшем может проявляться в твердости самостоятельного принятия решения и потребности в постоянном одобрении окружающих, что в свою очередь также может формировать негативную «Я -концепцию».

Анализ неуверенности в себе с точки зрения поведенческой психотерапии можно рассмотреть также с концептуальных позиций А. Сальтера. А. Сальтер, опираясь на мировоззренческий подход И.П.Павлова, считал, что причиной неуверенности в себе может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящих к формированию тормозной личности. В своей книге «Условно-рефлекторная терапия» он предложил программу формирования новых условных рефлексов у клиентов, подчеркивая значение спонтанности и принципа «здесь и сейчас». [4;5]

Д. Вольпе обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности личности в себе играет социальный страх, испытываемый человеком в определенной ситуации взаимодействия с другими людьми. Он считал, что социальный страх может являться доминирующим чувством личности, способным блокировать ее социальную активность.[6]

Немецкие психологи Рита и Ридигер Ульрихи в эксперименте с использованием факторного анализа обнаружили, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности в себе -

наряду с дефицитом навыков социального поведения. Неуверенность в представлении В. Вендландта и Ч. В Хёферта была обозначена, как состояние, которое возникает, если привычный или запланированный ход деятельности нарушается, если что-то происходит непривычным, незапланированным образом, то есть в случаях использования риска в ходе принятия и реализации решений. Обычно это происходит в случае воздействия на личность негативных психологических факторов деятельности: внезапности, неопределенности, дефицита времени, высокой ответственности, необходимостью совмещать несколько видов деятельности одновременно и т.д.[4]

Другой психолог Р. Зигмунд подчеркивал важную роль самооценок личности в уверенном поведении. Известно, что прошлый негативный опыт человека может также повлиять на актуальный способ оценки себя и своего поведения. Он называл этот способ проявлением личностной неуверенности.

[4]

На возникновение неуверенности у взрослого человека, как комплекса установок, убеждений, страхов, негативных ожиданий, мнений, мыслей человека о самом себе, а также проблем в общении, могут оказывать влияние нарушения здоровья, негативные события, резкие изменения внешности, психологические травмы. Усиление неуверенности в себе может зависеть от того, как долго и сильно продолжается влияние психотравмирующего фактора на человека. В данном случае неуверенность в себе может возникнуть как следствие РТБК Например, психология инвалида характеризуется оценкой им своего соматического страдания, отношения к нему и к его исходу, к близкому окружению, общественно-трудовой деятельности, к окружающему миру, к среде и как следствие представляет собой своеобразие личности инвалида, его мотивационную готовность к социально-психологической реабилитации, эмоциональные дезадаптивные реакции, волевые, особенные и специфические познавательные процессы. [8]

С точки зрения пренатальной и перинатальной психологии развитие неуверенности в себе может формироваться в период внутриутробного развития и даже в процессе родов. С момента зачатия дитя и мать находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Ребенок чутко реагирует на все эмоциональные состояния матери в период беременности и родов, а также на динамику их изменений. Данной проблематикой занимался Г.Х. Грабер, который является основоположником перинатальной психологии. Основателем теоретической базы пренатальной и перинатальной психологии считается Станислав Гроф, который вывел теорию 4 перинатальных матриц: Первая матрица - «наивности» - период с момента зачатия до первых схваток, формирующий жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности и способности к адаптации;

Вторая матрица - «жертвы» - период с начала родовой деятельности до момента полного раскрытия шейки матки. В это время ребенок испытывает сильнейшее физическое и эмоциональное воздействие, переживания

безвыходности, участи жертвы, ада. При этом у него вырабатывается настойчивость, терпеливость и способность к выживанию. Если дитя появилось при преждевременных родах, кесаревом сечении, то ему в дальнейшей жизни будет сложно довести начатое дело до конца из-за отсутствия первого опыта борьбы за выживание. При задержке родов и их стимуляции человек в дальнейшем привлекает к себе психотравмирующие его ситуации и будет ждать подталкивания к действиям, помощи со стороны и т.д. Третья матрица - «борьбы» - период раскрытия шейки матки и борьба за рождение. Ребенок переживает чувства агрессии и тревоги, сексуальные энергии. У такого человека относительно легко формируется умение добиваться поставленной цели, решительность и смелость. Четвертая матрица - «свободы» - период, который начинается с момента рождения и продолжается на протяжении нескольких дней после родов. Это период свободы и любви со стороны ближнего окружения. [7]

Информация о процессе рождения хранится у человека в его бессознательной сфере психики и в последующем оказывает большое влияние на психическое состояние человека. С. Гроф и К. Гроф разработали методику повторения и коррекции матриц с помощью холотропного дыхания.

Преодоление неуверенности в себе и в своем поведении может успешно корректироваться с помощью психотерапевтических технологий, разработанных в рамках различных концепций: психодинамической (психоаналитической), поведенческой, гуманистической.

Целью психоаналитической психотерапии является выявление характерных проблем, возникших у клиента в жизни, важнейшей задачей -достижение изменений его поведения. Задача терапевта понять бессознательное психическое содержание человека и его изотерическое значение. Терапевт призван помогать клиенту исследовать значение его свободных ассоциаций. Основные техники психологической помощи включают в себя деятельность по интерпретации материала свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения, переноса и сопротивления. Главная модель взаимоотношений в данном виде терапии: психотерапевт - клиент.

Целью поведенческой психотерапии является формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, улучшающих самоконтроль. В основе психотерапии лежат модель научения. При этом психотерапевт выступает в роли учителя, а клиент - в роли ученика. Задача психотерапевта заключается в программировании, подкреплении и формировании специфических поведенческих реакций. При этом основными техниками являются обусловливание, систематическая десентиситизация, позитивное и негативное подкрепление и моделирование.

Особенности гуманистической психотерапии представлены в концептуальных подходах и технологиях, предложенных К. Роджерсом и В. Франклом.

Для К. Роджерса, основателя клиент - центрированной психотерапии, наиболее важно было как человек воспринимает свой внутренний мир.

Окружающий мир существует для К. Роджерса только как символы; главное, что формирует восприятие этого мира, по его мнению, заложено в самом человеке.

Он полагал, что только в процессе социального взаимодействия человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное я. В основе фундамента его психотерапевтического лечения положена так называемая «триада Роджерса»: безусловное позитивное отношение, симпатия, конгруэнтность. В процессе психотерапии клиенты начинают лучше осознавать свои подлинные чувства, принимать себя, больше полагаться на собственную оценку, становятся более уверенными, продуктивными. Сам клиент стремится к выздоровлению, психотерапия акцентируется в большей степени на эмоциональных аспектах, опирается на принцип «здесь и сейчас» в ситуации взаимодействия с клиентом. Она рассчитана на инициативу самого клиента с минимальным участием психотерапевта. Психотерапевт должен уметь чувствовать внутренний мир клиента, как свой собственный, уметь поддерживать в клиенте уверенность в собственных силах.

«Ключи к исцелению, писал Роджерс , - находятся у клиента , но терапевт должен обладать определенными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи».(11)

Логотерапия, автором которой является В.Франкл, призвана помочь человеку в поисках смысла жизни. В своем учении он выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Он считал, что поступки человека должны быть всегда осмысленными. Отсутствие смысла может породить у человека состояние экзистенциального вакуума, т.е. внутренней пустоты. Каждая личность всегда способна найти смысл жизни, так как не человек ставит вопрос о смысле своей жизни , а жизнь ставит вопрос перед ним. Каждый человек свободен найти и реализовать смысл своей жизни. Личность психотерапевта играет важную роль, но он не имеет права навязывать свои смыслы жизни.

Основными техниками феноменологического подхода (экзистенциально-гуманистического) являются: «энкаутер» - равное участие в диалоге, эксперименты или игры, драматизация или разыгрывание чувств.

Несмотря на различные подходы, ключом к преодолению неуверенности

в себе является осознание проблемы, а также принятие решения действовать -самый первый и важный шаг в преодолении неуверенности. Конечно, группа поддержки может помочь, подсказать, направить человека, но решение действовать принимаем мы сами.

В концепции В. Райха о клиентцентрированном психологическом консультировании предлагается несколько вариантов упражнений на преодоление неуверенности в себе. Например, из психосоматического инструментария, называемого «техникой распускания панцирей», предлагается

Вестник института мировых цивилизаций №10 снятие зажимов («панцирей») в определенных зонах нашего организма через проработку следующих сегментов возможного «панциря»: глаз, рта, шеи, груди, живота, диафрагмы, таза. Данная техника направлена на раскрепощение человека, обретение чувства уверенности в себе и своем поведении.

Рассмотрим описание содержания этой методики.

1.Откройте глаза как можно шире. Двигайте ими из стороны в сторону: вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали, вращайте глаза по часовой стрелке, против часовой стрелке, искоса смотрите на разные вещи вокруг себя.

2.Изобразите сильный плач. Затем сильно и с напряжением вытягивая губы посылайте воздушные поцелуи. Изобразите шамкающий рот и попытайтесь прочитать стихотворение.

3. Старайтесь и не стесняйтесь изображать рвотные движения. Затем можете либо громко покричать либо пошипеть.

Сядьте на корточки. Высуньте как можно дальше язык.

Троньте свою голову слегка пальцем. После этого ваша голова должна болтаться, как будто она лёгкий воздушный шарик, а ваша шея как-будто нитка.

4.Сядьте на корточки. Сделайте глубокий вдох. При этом сначала раздувается живот, а потом уже расширяется грудная клетка. Глубокий выдох. Опять сначала сдувается живот, потом уже сокращается грудная клетка. Изобразите, что вы дерётесь с помощью только рук. Вдохните и постарайтесь поднять свою грудь как можно выше, как будто стараетесь ею коснуться потолка. Можете даже встать на цыпочки. Выдохните, немного отдохните и повторите.

Потанцуйте, активно двигая грудью, плечами, руками.

5. Резко сокращая диафрагму, делайте короткие выдохи через широко открытый рот. Диафрагма, расслабляясь, приводит к вдоху. Вдох-выдох должен занять одну секунду. Примерно одна пятая секунды - резкий выдох, четыре пятых - плавный вдох.

6. Дышите животом: он должен как можно сильнее раздуться, а потом войти внутрь и как бы прилипнуть к позвоночнику.

Ложитесь на спину. Делая выдох, поднимите туловище и постарайтесь схватить руками стопы ног. Задержите дыхание. Вернитесь в исходную позицию. Повторите. Вновь ложитесь на живот. Делая вдох, поднимите корпус и как можно дальше назад откиньте голову. Затем встаньте на четвереньки и изобразите разные кошачьи движенья.

Вестник института мировых цивилизаций №10 7.Для снятия «панциря» в области таза необходимо выполнить следующие упражнения:

- Лечь на спину. Бить тазом о коврик.

- Стоя, одну руку положить на нижнюю часть живота. Другую руку заложить за голову. Делать активные поступательные движения тазом вперед-назад.

- Расставить ноги как можно шире. Переносить вес тела поочерёдно на левую и правую ногу.

- Выполните упражнение «Свободный танец». При этом рекомендуется участникам станцевать что-нибудь свое, оригинальное.

Список литературы:

1. Столяренко Л.Д. «Основы психологии». Издательство: Феникс 1997г.

Издание третье, переработанное и дополненное

2. Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986.

3. Э. Берн, «Люди, которые играют в игры». 2015г.

4. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности.1999г

5. Salter A. Conditioned reflex therapy. - New York: Capricorn.- 1949.

6. Wolpe J. The practice of behavior therapy.- N.Y.-1969.

7. С. Гроф «За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии».

8. Гнездилов Г.В. Психология социальной работы и социальной реабилитации. М.: СГУ.2010г.

9. А.Ю. Федотов. Основы индивидуальной психотерапии. М.: СГУ.2013г.

10. Техника "Распускание панцирей" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 2.03.2010. - Режим доступа: http://azps.ru/training/kit/panziri.html (2.03.2010).

11.В. Франкл. «Человек в поисках смысла».2011г.

Грибачев Д.С.

Игрофикация - свежий взгляд на мотивацию сотрудников

Геймификация на данный момент является крайне популярной темой. В этом статье мы постараемся разобраться, что же это такое, история понятия, а также показать какова же роль данного процесса при выполнении рабочего процесса.

Геймификация — это использование игровых элементов и приемов дизайна игр в неигровом контексте (обучение новых сотрудников, трудовая деятельность и т.д.). Элементами геймификации могут быть: 1) Очки -ученик/сотрудник выполняет определенные сценарием действия, и получает

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.