Научная статья на тему 'Роль психофизиологии личности в формировании стоматологической мотивации'

Роль психофизиологии личности в формировании стоматологической мотивации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / DENTAL MOTIVATION / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOPHYSIOLOGY OF PERSONALITY / ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА / MOUTH DISEASE PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Леонтьева Елена Юрьевна, Быковская Татьяна Юрьевна, Тлепцеришев Роман Адамович

Проведена оценка уровня стоматологической мотивации у студентов Ростовского медицинского университета, и выявлена роль психофизиологических особенностей личности молодых людей в процессе ее формирования. В анкетировании приняли участие 80 студентов стоматологического факультета. Выявлено, что среди будущих врачей 67% имеют высокий уровень стоматологической мотивации, 33% средний. В процессе формирования мотивации к лечебно-профилактическим стоматологическим мероприятиям большое значение имеют психофизиологические особенности личности молодых людей, их коммуникабельность и склонность к тревожно-депрессивным проявлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Леонтьева Елена Юрьевна, Быковская Татьяна Юрьевна, Тлепцеришев Роман Адамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PSYCHOPHYSIOLOGY OF A PERSONALITY IN THE FORMATION OF DENTAL MOTIVATION

The assessment of dental motivation level among the Rostov medical University students has been carried out and the role of psychophysiological peculiarities of young people’s personalities in the process of their formation has been revealed. 80 students of the dentistry faculty took part in the survey. It was found out that 67% of future dentists had a high level of dental motivation while 33% of them had a middle level. The young people’s psychophysiological personality features, their sociability and tendency to anxiety and depressive manifestations are of great importance in the process of motivation formation of treatment-and-preventive dental measures.

Текст научной работы на тему «Роль психофизиологии личности в формировании стоматологической мотивации»

гаврлч

СТОМАТОЛОГИЯ

РОЛЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

ЛИЧНОСТИ

в ФОРМИРОВАНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ

Е. Ю. Леонтьева, Т. Ю. Быковская, Р. А. Тлепцеришев

Аннотация. Проведена оценка уровня стоматологической мотивации у студентов Ростовского медицинского университета, и выявлена роль психофизиологических особенностей личности молодых людей в процессе ее формирования. В анкетировании приняли участие 80 студентов стоматологического факультета. Выявлено, что среди будущих врачей 67% имеют высокий уровень стоматологической мотивации,

33% — средний. В процессе формирования мотивации к лечебно-профилактическим стоматологическим мероприятиям большое значение имеют психофизиологические особенности личности молодых людей, их коммуникабельность и склонность к тревожно-депрессивным проявлениям.

Ключевые слова: стоматологическая мотивация, психофизиология личности, профилактика заболеваний полости рта.

THE ROLE OF THE PSYCHOPHYSIOLOGY OF A PERSONALITY IN THE FORMATION OF DENTAL

MOTIVATION

E. Leontyeva, T. Bykovskaya, R. Tlepzerishev

Annotation. The assessment of dental motivation level among the Rostov medical University students has been carried out and the role of psychophysiological peculiarities of young people's personalities in the process of their formation has been revealed. 80 students of the dentistry faculty took part in the survey. It was found out that 67%

of future dentists had a high level of dental motivation while 33% of them had a middle level. The young people's psychophysiological personality features, their sociability and tendency to anxiety and depressive manifestations are of great importance in the process of motivation formation of treatment-and-preventive dental measures.

Keywords: dental motivation, psychophysiology of personality, mouth disease prevention.

Мотивация к обращению за стоматологической помощью является одним из факторов, влияющих на распространенность кариеса, его осложнений и заболеваний тканей пародонта [1, 4]. Стоматологическая активность пациентов способствует полезному, с точки зрения здоровья, изменению отношения людей к заболеваниям полости рта и их профилактике.

По мнению многих авторов, формирование мотивации к лечебно-профилактическим стоматологическим манипуляциям — это сложный процесс взаимовлияния и взаимозависимости разных факторов: физиологических, психологических, социальных, медицинских и т. д. [6, 7, 9].

Формирование мотивации к лечебно-профилактическим манипуляциям в стоматологии — задача непростая и имеющая свою особенность. Обусловлено это тем, что большой процент пациентов испытывают панический, непреодолимый страх перед вмешательствами в полости рта и имеют выраженные признаки дентофо-бии [2].

Изучение значимости факторов и выявление их определяющего влияния на формирование стойкой стоматологической мотивации могут значительно повысить эффективность лечебно-профилактических программ, что является всегда актуальным в практической и научной сфере стоматологии [5, 8].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение роли психофизиологии личности в процессе формирования мотивации к лечебно-профилактическим стоматологическим манипуляциям у студентов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведена оценка уровня стоматологической мотивации у студентов Ростовского медицинского университета, и выявлена роль психофизиологических особенностей личности молодых людей в процессе ее формирования. Для анализа мотивации использовали экспресс-метод количественной оценки уровня стоматологической мотивации [10], в основу которого положен Миннесотский многопрофильный личностный опросник — MMPI, учитывающий психофизиологические особенности личности пациента. Данный тест является реализацией типологического подхода к комплексному и всестороннему исследованию личности и позволяет рассмотреть ее с точки зрения медицинской антропологии. На основании ответов теста вычислены уровни стоматологической мотивации, и выявлена роль психофизиологических факторов в процессе формирования активной мотивации.

В исследовании приняли участие 80 студентов стоматологического факультета РостГМУ, из них 39 юношей и 41 девушка.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе анализа ответов будущих врачей на вопросы анкеты выявлено, что более половины студентов (67% респондентов) по количественной оценке ответов имеют высокий уровень стоматологической мотивации. Низкий уровень стоматологической мотивации не выявлен. Средний уровень мотивации зарегистрирован у 33% анкетируемых студентов-медиков. Так, 100% студентов ежедневно осуществляют уход за полостью рта, используя зубные щетки и зубные пасты. Однако кратности

СТОМАТОЛОГИЯ

- —¡|И>Л1|

гигиенических процедур, соответствующей рекомендованным нормам (2 раза в день), придерживаются только 62% опрошенных, и только 42% молодых людей посещают стоматолога с профилактической целью.

Анализ положительных и отрицательных ответов респондентов выявил, что на формирование стоматологической мотивации оказывают влияние психофизиологические особенности личности. Выявлено, что у анкетируемых студентов доминируют тревожно-депрессивные проявления с подозрительностью и психическая ригидность со склонностью подвергать сомнению действия окружающих. Так, при анализе ответов студентов в 66% случаев отмечены положительные утверждения на вопросы, отражающие тревожно-депрессивные проявления, такие как: «Когда я засыпаю, меня тревожат разные мысли», «Временами какая-нибудь маловажная мысль приходит мне в голову и беспокоит меня несколько дней», «Почти всегда я испытываю тревогу». В 81% случаев выявлены сложности построения межличностных отношений и подозрительность к окружающим. В анкетах отмечены положительные ответы на вопросы, отражающие коммуникативную способность и подозрительность: «Мне кажется, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей», «Меня настораживают те люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я ожидал» и «Я склонен скрывать свои чувства и отношения к некоторым вещам до такой степени, что люди могут уязвить меня, не подозревая об этом». Данные проявления психофизиологических особенностей структуры личности пациента проявляются в разной степени в зависимости от уровня стоматологической мотивации. Студенты с высоким уровнем

мотивации значительно реже склонны к тревожно-депрессивным проявлениям и отличаются способностью выстраивать позитивные контакты в общении. Среди ответов на вопросы анкеты данные студенты только в 25% случаев подтверждали сложность межличностных отношений и в 13% — склонность к тревожно-депрессивным состояниям. В группе студентов со средним уровнем мотивации данные психофизиологические особенности подтверждаются положительными ответами у половины анкетируемых молодых людей (в 59% и в 53% случаев соответственно). Кроме этого, анализ данных анкет этих студентов выявил превалирование состояния денто-фобии. Так, среди молодых людей со средним уровнем мотивации больше половины опрошенных испытывают страх перед стоматологическими вмешательствами (58%) против 35% случаев из числа студентов с высоким уровнем мотивации.

В ходе проведенного исследования выявлено, что, несмотря на преимущественное распространение высокого уровня стоматологической мотивации среди будущих врачей, только 42% студентов посещают стоматолога с профилактической целью. В процессе формирования стоматологической мотивации большое значение имеют психофизиологические особенности личности молодых людей: их коммуникабельность и склонность к тревожно-депрессивным проявлениям.

Изучение и учет факторов, формирующих активную мотивацию к лечебно-профилактическим стоматологическим мероприятиям, открывает реальную возможность выбора более эффективной индивидуальной формы са-нитарно-просветительной работы с учетом психофизиологических особенностей личности пациента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агранович Н. В., Мхитарян А. К., Агранович В. О. Формирование здорового образа жизни в профилактике стоматологических заболеваний у населения молодого возраста // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2012. — Вып. 80 (3). — С. 234—237.

2. Гажва С. И., Степанян Т. Б., Горячева Т. П. Психоэмоциональный статус пациентов до и после стоматологического вмешательства // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — №4. — URL: http://www.science-education.ru/118—14064 (дата обращения: 15.06.2016).

3. Иванова Е. И. Мотивация обращения пациентов за пародонтологической помощью // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 298—301.

4. Ландинова В. Д., Таболина Е. С., Фукс Е. Мотивация подростков при выборе средств гигиены полости рта // Институт Стоматологии. — 2010. — №46. — С. 22—23.

5. Леонтьева Е. Ю., Быковская Т. Ю. Коучинг в повышении мотивации пациентов к проведению лечебно-профилактических мероприятий при заболеваниях пародонта // Universum: медицина и фармакология. — 2016. — №9 (31). — С. 19—25.

6. Максимовская Л. Н., Сагина О. В., Чайковский В. Б. Изучение мотивации обращаемости за стоматологической помощью работников железнодорожного транспорта (по результатам социологического исследования) // Институт стоматологии. — 2008. — №2. — С. 36—37.

7. Михайличенко Д. В., Михайличенко А. В., Корнеева Н. М. Проблемы мотивации студентов к профилактике стоматологических заболеваний // Фундаментальные исследования. — 2014. — №7 (часть 1). — С. 129—132.

8. Олейник О. И., Коровкина А. Н., Кубышкина К. П. Способ повышения мотивации пациентов с начальными формами воспалительных заболеваний пародонта к проведению лечебно-профилактических мероприятий // Вестник новых медицинских технологий. — 2013. — №1. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2013—1/4351.pdf, дата обращения 15.06.2016.

9. Савина Е. А., Булкина Н. В., Ломакина Д. О., Олевская О. А. Психотерапевтические приемы при проведении лечебно-профилактических мероприятий в рамках деонтологического поведения врача стоматолога-терапевта // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2011. — Т. 7. — №3. — С. 683—689.

10. Чаплиева Е. М., Фирсова И. В., Попова А. Н. Экспресс-метод количественной оценки уровня стоматологической мотивации // Актуальные вопросы современной стоматологии: Материалы конференции, посвященной 75-летию Волгоградского государственного медицинского университета, 45-летию кафедры терапевтической стоматологии и 40-летию кафедры ортопедической стоматологии / Под общ. ред. акад. В. И. Петрова. — Волгоград: ООО «Бланк», 2010. — Т. 67. — 248 с.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет», г. Ростов-на-Дону

Леонтьева Елена Юрьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии ФПК и ППС; e-mail: leont06@list.ru;

Быковская Татьяна Юрьевна — доцент, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом информационных компьютерных технологий в здравоохранении и медицине; e-mail: minzdrav@aaanet.ru;

Тлепцеришев Роман Адамович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного

здоровья с курсом информационных компьютерных технологий в здравоохранении и медицине; e-mail: trair@inbox.ru.

www.akvarel2002.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.