Научная статья на тему 'Коучинг в медицине. Опыт применения технологий коучинга в стоматологии'

Коучинг в медицине. Опыт применения технологий коучинга в стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1430
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / COACHING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ / PARADONTIUM PREVENTION / ФОРМИРОВАНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / DENTAL CULTURE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Быковская Татьяна Юрьевна, Леонтьева Елена Юрьевна

Феномен «коучинга в медицине» является принципиально новым направлением науки и практики. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. С позиций коучинга искусство врача состоит в том, чтобы даже за короткий прием пробудить интерес пациента к своему здоровью, повысить уровень его мотивации, когда человек берет на себя ответственность за результат своего лечения и степень здоровья. С помощью специально модифицированной методики коучинга проведено повышение мотивации к лечению и профилактике стоматологических заболеваний. Выявлено, что уровень стоматологической мотивации чувствителен к применяемым техникам формирования. В группе наблюдаемых, где применялась техника коучинга, произошла значимая миграция пациентов из числа «менее мотивированных», в число «более мотивированных».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Быковская Татьяна Юрьевна, Леонтьева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СOACHING IN MEDICINE. COACHING TECHNOLOGY EXPERIENCE IN DENTISTRY

The phenomenon of coaching in dentistry is a fundamentally new direction of medical science and practice. Coaching differs from counseling with its motivation appeal. From the perspective of coaching, the doctor’s mastery is to spark the interest of the patient in his own health even during a short appointment, to uplevel his motivation in taking responsibility for the treatment outcome and state of health. Increasing motivation for treatment and prevention of dental diseases were held by using extra-modified coaching technique. It was found that the level of dental motivation is sensitive to the applied construction techniques. In the observation group, where coaching techniques were applied, there was a significant shift from «less motivated» patients to «more motivated» patients.

Текст научной работы на тему «Коучинг в медицине. Опыт применения технологий коучинга в стоматологии»

СТОМАТОЛОГИЯ

(64%) мы обнаружили фенотип D3 и в 18 случаях (36%) — фенотип D4.

выводы

В сравнении с данными С. Е. Misch полученные результаты демонстрируют, что на нижней челюсти несколько чаще встречаются

фенотипы D1 и D2 и реже — фенотип D3, а на верхней челюсти чаще наблюдались фенотипы D3 и D4 и реже — фенотип D2. Для верхней челюсти не характерен фенотип D1, а для нижней челюсти — фенотип D4.

Несмотря на незначительные расхождения, результаты проведенного исследования встречаемости фенотипов костной ткани челюстей среди жителей Ставропольского края соответствуют результатам и выводам исследований С. Е. Misch.

литература

1. Аванесян Р. Л., Седова Н. Н. Медицинские возможности и социальные риски дентальной имплантологии // М.: Русайнс, 2015. — 232 с.

2. Архипов В. Д., Архипов А. В. Конусно-лучевая компьютерная томография при планировании дентальной имплантации // Российский вестник дентальной имплантологии. — 2012. — №2. — С. 42—44.

3. Гончаров И. Ю. Планирование хирургического этапа дентальной имплантации при лечении пациентов с различными видами отсутствия зубов, дефектами и деформациями челюстей // Автореф. дисс. докт. мед.наук. — М., 2009. — 50 с.

4. Кулаков A. A., Григорьян А. С., Архипов A. B. Интеграция имплантатов в костную ткань: теоретические аспекты проблемы // Стоматология. — 2010. — №5. — С. 4—8.

5. Раад З. К. Дентальная имплантация в нестандартных клинических условиях: автореф. дис. канд. мед.наук. — СПб., 2009. — 38 с.

6. Сельский Н. Е., Буляков Р. Т., Галиева Э. И. и др. (сост.) Дентальная имплантация // Уфа: БГМУ Минздрава России, 2016. — 116 с.

7. Серова Н. С., Ушаков А. И., Даян А. В., Ушаков А. А., Ибрагимов Э. Р. Применение методов лучевой диагностики при дентальной имплантации // Новые технологии в стоматологии: Материалы ХV Международной конференции челюстно-лицевых хирургов и стоматологов. — СПб., 2010. — С. 172—173.

авторская справка

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» МЗ РФ (СтГМУ), кафедра хирургической стоматологии и че-люстно-лицевой хирургии, г. Ставрополь

Бураева Илона Сафаровна, кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, e-mail: buraeva.ilona@mail.ru;

Шарипов Евгений Миндигалимович — кандидат медицинских наук, доцент, e-mail: sharipovem@mail.ru;

Гандылян Кристина Семеновна — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой, e-mail: gandylyanks@mail.ru;

Шарипова Татьяна Валерьевна, e-mail: sharipovem@mail.ru.

коучинг в медицине.

опыт применения технологий коучинга

в стоматологии

Т. Ю. Быковская, Е. Ю. Леонтьева

Аннотация. Феномен «коучинга в медицине» является принципиально новым направлением науки и практики. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. С позиций коучинга искусство врача состоит в том, чтобы даже за короткий прием пробудить интерес пациента к своему здоровью, повысить уровень его мотивации, когда человек берет на себя ответственность за результат своего лечения и степень здоровья. С помощью специально модифицированной методики коучинга проведено

повышение мотивации к лечению и профилактике стоматологических заболеваний. Выявлено, что уровень стоматологической мотивации чувствителен к применяемым техникам формирования. В группе наблюдаемых, где применялась техника коучинга, произошла значимая миграция пациентов из числа «менее мотивированных», в число «более мотивированных».

Ключевые слова: коучинг, мотивация, профилактика стоматологических заболеваний, формирование стоматологической культуры.

coaching in medicine. coaching technology experience in dentistry

T. Bykovskaya, E. Leontyeva

Annotation. The phenomenon of coaching in dentistry is a fundamentally new direction of medical science and practice. Coaching differs from counseling with its motivation appeal. From the perspective of coaching, the doctor's mastery is to spark the interest of the patient in his own health even during a short appointment, to uplevel his motivation in taking responsibility for the treatment outcome and state of health. Increasing motivation

for treatment and prevention of dental diseases were held by using extra-modified coaching technique. It was found that the level of dental motivation is sensitive to the applied construction techniques. In the observation group, where coaching techniques were applied, there was a significant shift from «less motivated» patients to «more motivated» patients.

Keywords: coaching, motivation, paradontium prevention, dental culture development.

В современной медицине считается, что наиболее эффективной моделью отношений между врачом и пациентом является партнерство, при котором они совместно идут по пути избавления от заболевания, разделяя ответственность за результат лечения [1]. При таких взаимоотношениях перед пациентом стоит задача — не только выполнить намеченный план лечения, но и изменить приоритеты и отношение к своему

здоровью. В решении вопросов формирования здоро-вьесберегающего поведения наилучшие результаты показывают новые техники и способы, помогающие врачу в общении с пациентом [2, 3, 4].

В последнее время много пишут и говорят о коучин-ге в бизнесе, психологии, образовании. Однако феномен «коучинг в медицине» является принципиально новым направлением науки и практики [5, 6, 7]. В своем

октябрь (58) • 2017

www.akvarel2002.ru

♦♦дентима 23-25 мая 2018

КРАСНОДАР

Краснодар, ул. Конгрессная, 1 ВКК «Экспоград Юг»

18-я Стоматологическая выставка

V

Разделы выставки • Стоматологическая практика • Зуботехническая лаборатория • Инфекционный контроль и обслуживание • Услуги

Научная программа выставки

8-я Специализированная конференция «Наука и практика в стоматологии»

13-я Международная конференция зубных техников

Генеральный Информационный партнер

информационный спонсор

DENTAL MAGAZINE

стоматологии

www.dentima.su

+7(861)200-12-34 доб. 114,140 dentima@krasnodarexpo.ru

«мсноалгагепо

ВЫСТАВКА

"СТОМАТОЛОГИЯ КАВКАЗА 2017"

ПРИУРОЧЕННАЯ К 30-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ И 15-ЛЕТИЮ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОБОРУДОВАНИЕ • МАТЕРИАЛЫ • ИННОВАЦИИ

3

ЛЕКЦИИ «МАСТЕР-КЛАССЫ *НМО

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ^^

"АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТОМАТОЛОГИИ"

8 928 269 04 03 • 8 961 290 04 47 • 8 928 897 66 46 ^ г

Г. ГРОЗНЫЙ, УЛ. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ!. ТВЦ "КОНДОР" &%ыпшс гоош WWW.STOMATSK.RU

М И Ш ^ ■' 4аео

Ш штшштшз mm (ЩшШйвШ

Парс дон kim

105094, Москва, Семеновская набережная, дом 2/1, стр. 1 Тел.: 8(495) 737-68-92; (499) 922-35-36. E-maii office@polystom.ru

ООО "НПК ПОЛИСТОМ"

тшт

Костнозамещающие

материалы

для стоматологии

Гранулы, гели, мембраны, пластины, губки

СТОМАТОЛОГИЯ

- —¡|И>Л1|

первоначальном смысле английское слово соасЫпд означает «транспортировка кого-то, перемещение из одного места в другое». Этот перевод хорошо передает основную суть коучинга — достижение заданных изменений в поведении человека. Термин «коучинг» широко распространен во всех экономически развитых странах. Коучинг называют профессией XXI века [8]. Он развивается по многим направлениям: личный коучинг, профессиональный коучинг, бизнес-коучинг, корпоративный коучинг и др. «Общепринятого определения коучинга не существует». Однако «основополагающим принципом коучинга является твердая уверенность в том, что практически все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они выказывают в своей повседневной жизни» [9]. Коучинг заимствовал некоторые аспекты из таких смежных областей, как консультирование, терапия и наставничество. Коучинг нельзя считать терапией, хотя в нем задействованы некоторые техники из клинической психологии [10]. Коу-чинг направлен не на разбор трудностей, а на поиск решений и улучшение выполнения деятельности. Процесс коучинга позволяет человеку повысить качество жизни. Фактически, коучинг — это развивающее обучение, форм которого существует множество [11, 12, 13]. Любой профессионал в сфере «человек — человек» может работать в стиле коучинга. С позиций коучинга искусство врача состоит в том, чтобы даже за короткий прием пробудить интерес пациента к своему здоровью, повысить уровень его мотивации, чтобы человек взял на себя ответственность за результат своего лечения и уровень здоровья.

В комплексном лечении стоматологических заболеваний ведущую позицию занимает эффективность профилактических мероприятий. В практике врача-стоматолога все более необходимым и значимым становится влияние на гигиеническую культуру его больных [14]. Ежедневно врачи-стоматологи сталкиваются со значительным количеством пациентов, поведение которых не только снижает эффективность лечебных процедур, но и вредит их собственному здоровью [15]. У большинства стоматологических больных приходится формировать ответственность и стимулировать самодисциплину к простым мерам гигиены и профилактики для сохранения полученных результатов лечения. В связи с этим перед практикующим стоматологом встает серьезная задача, связанная с правильным подбором коммуникативных приемов для мотивации пациентов к профилактике и лечению заболеваний полости рта.

Целью нашего исследования стала оценка эффективности техник коучинга в повышении мотивации пациентов к лечебно-профилактическим мероприятиям в стоматологии.

материалы и методы исследования

В соответствии с поставленной целью были выделены пациенты численностью 85 человек, нуждающиеся в стоматологическом лечении. Проведена оценка их

мотивационных изменений к предлагаемому лечению под воздействием специально предложенной авторской техники коучинга [16]. В основу модифицированной методики мотивации взяли достаточно известную технику коучинга «Колесо жизненного баланса» [17].

Обследование и оценка уровня мотивации проводились на базе кафедры стоматологии ФПК РостГМУ. Для изучения эффективности влияния технологии коу-чинга на формирование мотивационной составляющей пациенты были разделены на 2 группы. Распределение по группам происходило в добровольном порядке. В контрольной группе (40 человек) лечение сопровождалось традиционным консультированием, включающим: информирование по планам и прогнозируемым результатам лечения, мотивацию к здоровому образу жизни и коррекцию личной гигиены полости рта. В основную группу вошли 45 человек, которым в процессе лечения были проведены индивидуальные коуч-сес-сии специальным способом, направленным на формирование мотивации к стоматологическим манипуляциям [16].

Оценка уровня мотивации пациента к стоматологическому лечению, а также предлагаемому плану лечения проводилась врачом-стоматологом во время первого и завершающего, по плану лечения, посещений. Уровень мотивации оценивали по тест-анкете [18].

результаты и их обсуждение

Анализ исходных уровней мотивации показал, что в обеих группах количественное распределение пациентов по уровням мотивации было одинаковым. Большее количество пациентов (около 60%) находились в категории уровня мотивации «ниже среднего и низкий» и только 40% наблюдаемых пациентов характеризовались категорией «выше среднего» и «средний уровень» (табл. 1).

В обеих группах наблюдения у «низко мотивированных» пациентов основной причиной обращения к стоматологу была боль или острая необходимость лечения зубов. Врачом-стоматологом в ходе санации полости рта велась работа не только с причиной их обращения, но и проводилось формирование стоматологической активности в группах, в зависимости от выбранной методики.

Таблица 1

Исходный уровень мотивации

Уровень мотивации Основная группа (п=45 чел.) Контрольная группа (п=40 чел.)

Выше среднего 8 9

Средний 10 7

Ниже среднего 10 11

Низкий 17 13

При анализе полученных результатов было выявлено, что в ходе лечебно-профилактических и санитар-но-просветительских мероприятий итоговый уровень

www.akvarel2002.ru

СТОМАТОЛОГИЯ

мотивации пациентов вырос в обеих группах обследованных (табл. 2). Количественное перераспределение пациентов сосредоточилось в категориях «выше среднего» и «средний уровень мотивации».

Таблица 2

Итоговый уровень мотивации

Уровень мотивации Основная группа (п=45 чел.) Контрольная группа (n=40 чел.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выше среднего 17 9

Средний 15 14

Ниже среднего 8 10

Низкий 5 7

В основной группе количество «мотивированных» пациентов составило 71%, в контрольной группе — 58% (табл. 2). Кроме того, выявлено, что уровень стоматологической мотивации чувствителен к применяемым техникам формирования. В группе наблюдаемых, где применялась техника коучинга, произошла существенная миграция пациентов из числа «мотивированных» в число «более мотивированных» или в категорию

«выше среднего». В группе контроля основное перераспределение по «мотивированности» пациентов отмечалось в категории «средний уровень». Анализ данных анкет пациентов этой группы выявил сохранение страха перед стоматологическими вмешательствами и нарушения правил гигиены полости рта. В основной группе пациентов с высоким уровнем мотивации чаще регистрировались «положительные» ответы на вопросы о соблюдении гигиены полости рта, а также отсутствие дентофобии.

Анализируя полученные данные, можно предположить, что применение коучинга позволяет сформировать у пациентов более стойкую мотивацию к профилактике и лечению заболеваний полости рта.

Таким образом, наше исследование и полученные результаты находят практическое отражение эффективности применения техник коучинга в процессе формирования ответственного отношения пациентов к своему здоровью и позволяют рекомендовать их к более широкому внедрению в практическое здравоохранение.

литература

1. Полякова Р. В., Маршалок О. И. Взаимоотношения «врач — больной»: этические проблемы // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — №6.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8056 (дата обращения: 02.08.2017)

2. Данилов Д. С. Комплаенс в медицине и методы его оптимизации (клинические, психологические и психотерапевтические аспекты) // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2008. — Т. 10. — №1. — С. 13—20.

3. Герасимович И. С., Болдырев Ю. С. Создание позитивной мотивации у пациентов к применению технологии эстетико-функцио-нальной реставрации зубов // Маэстро стоматологии. — 2000. — №2. — С. 25—27.

4. Анисимова Н. Ю., Анисимова Е. Н., Рабинович С. А., Сирота Н. А. Способ структурированного мотивационного интервьюирования в практике врача-стоматолога // В сб. научных трудов XVIII международной конференции челюстно-лицевых хирургов и стоматологов «Новые технологии в стоматологии» — СПб., 2013. — С. 23.

5. Никитина Т. А., Шаталина М. А. Коучинг: условия применения и перспективы развития // Известия Академии управления: Теория, Стратегии, Инновации. — 2011. — №3. — С. 60—64.

6. Виноградова Е. Л. Коучинг и психотерапия: возможности пересечения практик // Консультативная психология и психотерапия. — 2010. — №1. — С. 200—219.

7. Королихин А. В. Рынок коучинга в России и за рубежом: статистика и тенденция развития // Организационная психология. — 2014. — Т. 4. — №1. — С. 17—24.

8. Стандарты Международной федерации коучей. [Электронный ресурс]. URL: http://www. erickson.ru/icf. htm (дата обращения 30.08.2017)

9. Дауни М. Эффективный коучинг. Уроки коуча коучей. — М.: Добрая Книга, 2008. — 479 с.

10. Зиневич О. В., Петрова Э. Д. Коучинг как средство саморазвития личности // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — №8. — С. 172—177.

11. Вильямс П., Дэйвис Д. Лайф коучинг — новая профессия для психотерапевтов. Как перейти от психотерапии к коучингу. — М.: Международная академия коучинга, 2007. — 256 с.

12. Аткинсон М., Чоис Р. Т. Наука и искусство коучинга: внутренняя динамика. Пер. с англ. — К.: Companion Group, 2009. — 208 с.

13. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности / Пер. с англ. — М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. — 168 с.

14. Иванова Е. И. Мотивация обращения пациентов за пародонтологической помощью // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 298—301.

15. Агранович Н. В. Формирование здорового образа жизни в профилактике стоматологических заболеваний у населения молодого возраста / Н. В. Агранович, А. К. Мхитарян, В. О. Агранович // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2012. — Вып. 80 (3). — С. 234—237.

16. Леонтьева Е. Ю., Быковская Т. Ю. Способ коучинга по формированию стоматологической активности пациентов. — Патент 2617268 RU.

17. Лещенко Е. Колесо Баланса: система вдохновения жизни». — 2010. — URL: http://www.lifecoaching.in.ua/wheel_of_life/handbook. html (дата обращения 2.10.2016).

18. Олейник О. И. Способ повышения мотивации пациентов с начальными формами воспалительных заболеваний пародонта к проведению лечебно-профилактических мероприятий [Электронный ресурс] / О. И. Олейник, А. Н. Коровкина, К. П. Кубышкина // Вестник новых медицинских технологий. — 2013. — №1. — Электрон. журн. — http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2013—1/4351.pdf, дата 15.06.2016.

авторская справка

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет», МЗ РФ г. Ростов-на-Дону

Быковская Татьяна Юрьевна — доктор медицинских наук, доцент, зав. кафедрой организации здравоохранения и общественного

здоровья с курсом информационных компьютерных технологий в здравоохранении и медицине, e-mail: minzdrav@aaanet.ru;

Леонтьева Елена Юрьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии ФПК и ППС, e-mail: leont06@list.ru.

октябрь (58) • 2017

www.akvarel2002.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.