Научная статья на тему 'Роль прямокрылых насекомых юга России в естественных и антропогенных экосистемах'

Роль прямокрылых насекомых юга России в естественных и антропогенных экосистемах Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
432
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юг России: экология, развитие
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Калачева О. А., Абдулнатипова З. А., Гандалоева Х. Н.

Проведен эколого-фаунистический обзор хозяйственно важных видов прямокрылых в естественных и антропогенных экосистемах Юга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ortopthera role in natural and anthropogenic ecosystems in the South of Russia

Ecological fauna rewire of economically important species of Orthoptera is conducted in natural and anthropogenic ecosystems in the South of Russia.

Текст научной работы на тему «Роль прямокрылых насекомых юга России в естественных и антропогенных экосистемах»



УДК 595.72 (470-13)

РОЛЬ ПРЯМОКРЫЛЫХ НАСЕКОМЫХ ЮГА РОССИИ В ЕСТЕСТВЕННЫХ И АНТРОПОГЕННЫХ ЭКОСИСТЕМАХ

© 2007. Калачева О.А.1, Абдулнатипова З.А.2, Гандалоева Х.Н.2

1 Воронежский государственный университет, 2 Дагестанский государственный университет

Проведен эколого-фаунистический обзор хозяйственно важных видов прямокрылых в естественных и антропогенных экосистемах Юга России.

Ecological fauna rewire of economically important species of Orthoptera is conducted in natural and anthropogenic ecosystems in the South of Russia.

Прямокрылые насекомые - одно из неотъемлемых звеньев биотического круговорота травянистых ландшафтов Голарктики. Они являются одной из основных групп животных в травянистых экосистемах. Численность их на лугах, в степях и полупустынях юга России нередко достигает нескольких десятков (а во время вспышек - несколько тысяч) на квадратный метр, а сухой вес может составлять от нескольких килограммов до нескольких тонн на гектар. В степях Казахстана, юга России, Южной Сибири, Монголии и Китая эти насекомые часто являются господствующей группой среди растительноядных животных. Они издавна известны как опаснейшие вредители сельского хозяйства. Помимо высокой численности, прямокрылые отличаются и сравнительно высоким видовым разнообразием: в лесостепях, степях, полупустынях и пустынях, а также в горных районах Евразии сообщества этой группы часто состоят из нескольких десятков видов. Для горных систем Кавказа, Тянь-Шаня и Памиро-Алая характерны многочисленные (обычно короткокрылые или вообще бескрылые) эндемики - виды, обитающие только в каком-то небольшом районе. Многие из них весьма редки и, вероятно, заслуживают охраны, в том числе и на международном уровне. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в «Красный список» Международного союза охраны природы (UICN) ошибочно внесен массовый степной вид как евразийская травянка (Stenobothrus eurasius Zub.). Некоторые степные саранчовые, например, встречающаяся в бассейне Амура кобылка Брюннера (Haplotropis brunneriana), включены в региональные Красные книги. В «Красную книгу» СССР была включена Saxetania cultri-collis. Ни один из видов прямокрылых, обитающих на территории юга России, включая эндемиков, сейчас не взят под охрану (Локвуд, 1997).

Изучив видовой состав прямокрылых, их количество мы можем рекомендовать наиболее редкие виды данной группы для Красной книги Южного Федерального округа - Bradyporus multitubercu-latus F.-W., Ceraeocerus fuscipennis Uv. и Saga pedo Pall.

Многоядность прямокрылых - одна из основных причин их высокой вредоносности. Саранчовые в степях и полупустынях юга России могут потреблять значительную часть надземной фитомас-сы - иногда до 30% и более. При низкой численности эта доля несколько меньше, но и тогда воздействие этих насекомых на травостой почти всегда значительно, а в годы вспышек массового размножения саранчовые могут уничтожить всю зеленую фитомассу. Список сельскохозяйственных растений, повреждаемых прямокрылыми, включает практически все основные культуры, выращиваемые

на территории СНГ. Например, только один вид - мароккская саранча, распространенная на юге России, может наносить урон более 40 видам культивируемых травянистых и древесно-кустарниковых растений. Вместе с тем прямокрылые, как неотъемлемый компонент травянистых биоценозов, играют существенную роль в круговороте питательных веществ. По данным И.В. Стебаева (1957-б), саранчовые не просто поедают растения, но, используя в пищу только их небольшую часть, крошат и измельчают все остальное. Таким образом, они создают массу, пригодную для дальнейшего использования и переработки другими животными, а также грибами и бактериями. Как показано, в кишечниках саранчовых благодаря симбиотическим микроорганизмам происходит обогащение переработанной растительной массы витаминами группы В (Стебаев, 1957-а).

Все это справедливо для обычных условий, когда деятельность человека не приводит к существенным нарушениям степных экосистем и когда климатические флуктуации не создают особо благоприятной обстановки для подъема численности прямокрылых. Однако часто человек так изменяет степные ландшафты, что формируются условия, подходящие для резкого нарастания численности некоторых видов прямокрылых, и, в конце концов, для развития вспышки их массового размножения. Особенно характерны резкие подъемы численности на залежах и при перевыпасе. Кроме того, в степных регионах нарастание численности саранчовых часто связано с повторяющимися засухами.

Подобные колебания свойственны в первую очередь так называемым стадным саранчовым, образующим большие скопления и изменяющим свои мофологические и физиологические особенности при разной плотности. Нередко они способны перемещаться стаями на огромное расстояние. Таких саранчовых немного - порядка 10 видов во всем мире. Именно их обычно называют саранчой. На юге России из стадных видов саранчовых встречаются перелетная, или азиатская (Locusta migratoria L.), мароккская (Dociostaurus maroccanus Thnb.) и итальянская саранча, или прус (Calliptamus italicus L.). Что касается широко распространенной в Африке и Юго-Западной Азии пустынной саранчи (Shisto-cerca gregaria Forsk.), то постоянных ее гнездилищ на территории стран СНГ нет, но в отдельные годы ее большие стаи, а чаще единичные особи, залетали на территорию Средней Азии и Закавказья, а в 1929 г. даже достигли Аральского моря (Предтеченский, 1930). Последний залет шистоцерки на территорию Туркменистана произошел в 1962 г. Инвазии пустынной саранчи - явления планетарного масштаба, они могут охватывать свыше 20% суши и поражать более 60 стран. Во время последней подобной вспышки в 1986-1989 гг. на борьбу с пустынной саранчой мировое сообщество потратило четверть миллиарда долларов (Jago, 1990).

Гнездилища азиатской саранчи приурочены к пойменным местообитаниям, особенно тростниковым займищам крупных озер и речных дельт (Или, Аму-Дарья и Волга). Мароккская саранча обитает в предгорных сухих степях и полупустынях юга России. Итальянский прус широко распространен в степях этого региона.

Нестадные саранчовые, т.е. виды, не обладающие четко выраженной морфо-физиологической изменчивостью в ответ на изменение плотности популяции, обычно полностью господствуют в степных и пустынных ландшафтах. Нередко их называют кобылками и коньками. Их численность может достигать нескольких десятков, а в исключительных случаях - даже сотен особей на квадратный метр. Такие виды заселяют поля достаточно часто. Многие из них предпочитают злаки и поэтому могут повреждать зерновые и кормовые культуры. Не меньший ущерб при высокой численности нестадные саранчовые могут наносить пастбищам и сенокосам. К наиболее опасным с экономической точки зрения нестадным саранчовым относятся: белополосая (Chorthippus albomarginatus Deg.), крестовая (Arcyptera microptera F.-W.), чернополосая (Oedaleus decorus Germ.), темнокрылая (Stauroderus scalaris F.-W.) и пешая, или бескрылая (Podismapedestris L.) кобылки, а также атбасарка (Dociostaurus kraussi Ing.) и некоторые другие виды, вредоносность которых может варьировать в зависимости от эколого-географических условий. Наконец, существуют немногочисленные виды, занимающие промежуточное положение между стадными и нестадными саранчовыми. К ним можно отнести, например, богарного, или туранского пруса (Calliptamus turanicus Tarb.).

Степи и полупустыни юга России - являются классическими районами массовых размножений прямокрылых. Наиболее благоприятные условия для нарастания численности прямокрылых, например, стадных саранчовых, здесь возникают после нескольких засушливых лет, особенно когда в мае и в начале июня тепло и сухо. В подобной обстановке резко снижается смертность на стадии яйца и у

личинок младших возрастов. Напротив, сырая и прохладная весна - самое подходящее время для широкого распространения возбудителей заболеваний и паразитов прямокрылых, таких, как бактерии и грибы. Одним из характернейших видов здесь является мароккская саранча. Нарастание ее численности на предгорных пастбищах обычно происходит в результате перевыпаса и часто связано с климатическими флуктуациями (недостаток осадков весной).

Другие причины повышения численности прямокрылых связаны с глубокими социально-экономическими и политическими переменами на территории России, происшедшими в последние годы. Резко сократилось сельскохозяйственное производство. Низкий уровень агротехники и снижение объемов химизации (с 2000 по 2004 гг. только в России площади обработок пестицидами сократились с 48 до 20 млн. га) привели к резкому ухудшению фитосанитарной обстановки. Огромные площади ранее распахивавшихся земель выведены из культурного землепользования. Когда касается антропогенного фактора, необходимо учитывать две тенденции (Калачева, 2005):

1. В связи с деградацией в регионе сельскохозяйственного производства происходит увеличение заброшенных залежных земель, появляются вторичные очаги обитания C.italicus L. и нестадных саранчовых, а заброшенные рисовые чеки и заливные пастбища к появлению L.migratoria L.

2. Ослабление пресса домашних животных, в ряде степных районов юга России наблюдается тенденция восстановления степных ценозов и соответствующая перестройка группировки прямокрылых.

Сочетание всех этих факторов и определило начало мощной вспышки саранчовых, прежде всего пруса, в 1992 г. в Нижнем Поволжье и сопредельных регионах. С тех пор область высокого уровня численности пруса постепенно расширялась, особенно на восток. С 1996 г. вспышкой были охвачены восточные районы Казахстана, а на юге Западной Сибири резкий подъем численности начался в 1999 г. В Кыргызстане площадь заселения итальянским прусом с 1997 по 2000 гг. увеличилась в 7 раз. В отдельные годы последнего десятилетия ХХ века в Узбекистане и на юге Казахстана отмечалась очень высокая численность мароккской саранчи, а в 2002 и 2003 гг. в некоторых районах европейской части России, юга Сибири и Восточного Казахстана наблюдались и крупные стаи перелетной саранчи.

Многолетний опыт проведения противосаранчовых работ показывает их сравнительно небольшую эффективность (Горошкова, 1952). В первую очередь это объясняется массовыми вспышками численности прямокрылых в местообитаниях, не подвергшихся истребительным мероприятиям (Уваров, 1969). Поэтому встает задача разработки и усовершенствования методов предупреждения вредоносности прямокрылых насекомых.

Библиографический список

1. Горошкова А.А., Семенова-Тян-Шанская А.М. О продвижении на север под влиянием пастьбы южностепных и полупустынных растений // Ботан. журн., 1952. - Т.37, №5. - С.671-678. 2. Калачева О.А. Прямокрылые юга России. - М.: Наука, 2005. - 304 с. 3. Локвуд Дж.Ф, Бомар Ч.Р., Уильямс Е.С. и др.. Экология насекомых в азиатских и североамериканских степях: поражающие различия и замечательное сходство // Сиб. экол. журн., 1997. - Т.4, №3. - С.241-251. 4. Предтеченский С.А. Практические результаты экологического изучения в Средней России // Защита растений, энтомология. - 1930. - №1. - С.149-159. 5. Стебаев И.В. Особенности экологии насекомых в районе контакта степей и пустынь на примере прямокрылых Северо-Западного Прикаспия // Журнал общей биологии. - 1957-а. - Т.43, вып.2. - С.437-452. 6. Стебаев И.В. Фауна прямокрылых насекомых (Orthoptera, Acrididae) Северо-Западного Прикаспия // Энтомол. обозр. - 1957-б. - Т.36, №2. -С.386-400. 7. Уваров Б.П. Текущие и будущие проблемы акридиологии // Энтомол. обозр. - 1969. - Т.48, №2. -С.233-240. 8. Jago N.D. A review of the Comphocerinae of the World with a key to the genera (Orthoptera, Acrididae) // Proc. Acad. Nat. Sci. Phila. - 1990. - 123, №8. - P.205-343.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.