УдК 2.27 Иеромонах Александр
(дерягин николай Михайлович), магистр богословия, соискатель Санкт-Петербургской духовной академии
Роль протоиерея Иоанна Восторгова в развитии Владивостокской епархии в начале ХХ века
Аннотация. В настоящей статье анализируется деятельность протоиерея иоанна Восторгова, известного церковного деятеля, писателя и проповедника предреволюционного периода, связанная с организацией пастырской деятельности и решением соответствующих проблем на территории современного Приморского края. В качестве основного метода работы впервые используются архивные материалы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве дальнего Востока. Это придает данной публикации новизну. Автор показывает, как о. иоанн принимал участие в решении материально-технических и методических вопросов по устроению духовной жизни переселенцев, повышению уровня грамотности клира, а также противодействию сектантству и расколу. В ходе исследование сделан вывод об актуальности изучения и возможности применения подходов прот. иоанна Восторгова в разрешении аналогичных современных церковных задач с учетом особенностей эпохи.
Ключевые слова: иоанн Восторгов, пастырство, миссия, противорас-кольническая деятельность, переселенцы, дальний Восток, Владивостокская епархия, Приморская митрополия, церковное просвещение.
UDC 2.27 Hieromonk Alexander
(Deryagin Nikolai Mikhailovich), Master of Theology, applicant of the St. Petersburg Theological Academy
The role of Archpriest John Vostorgov in the development of the Vladivostok diocese at the beginning of the twentieth centuryy
Annotation. This article analyzes the activities of Archpriest John Vostorgov, a famous church leader, writer and preacher of the pre-revolutionary period, related to the organization of pastoral activities and the solution of relevant problems in the territory of modern Primorsky Krai. For the first time, archival materials stored in the Russian State Historical Archive of the Far East are used as the main method of work. This gives this publication novelty. The author shows how Fr. John took part in solving material, technical and methodological issues on arranging the spiritual life of immigrants, increasing the level of literacy of the clergy, as well as opposing sectarianism and schism. The study concluded about the relevance of the study and the possibility of applying the approaches of Prot. John Vostorgov in solving similar modern church problems, taking into account the peculiarities of the era.
Key words: John Vostorgov, pastoral, mission, anticancer activity, immigrants, Far East, Vladivostok diocese, Primorsky metropolis, church enlightenment.
История русского Православия славится примерами искреннего служения Матери-Церкви и Отечеству. Множество выдающихся церковных деятелей явила нам дореволюционная эпоха. Труды многих из них поспособствовали тому, что в Синодальный период Церковью был накоплен значительный опыт миссионерской и просветительской деятельности. Была осмыслена проблематика данного вида работы и разработаны определенные методические рекомендации. Происходило накопление опыта в плане реализации пастырских задач в самых разных, порой не совсем благоприятных, материально-технических и географических условиях. Безусловно, указанные наработки наших соотечественников достойны пристального изучения на основании сохранившихся до наших дней архивных документов и воспоминаний.
Необходимо обратить внимание на личность прот. Иоанна Восторгова - известного российского проповедника, миссионера, церковного писателя, родившегося 30 января 1864 года в станице Кавказской Кубанской области. Детские годы его прошли в станице Новоалександровской (в настоящее время - г. Новоалександровск Ставропольского края). По воспоминаниям о. Иоанн, там он воспринял «первые и самые сильные чувства преданности Богу, царю и нашему русскому царству, - те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика»1. Окончив Ставропольскую духовную семинарию, о. Иоанн остался в ней преподавать и вскоре был рукоположен в священный сан. Молодой пастырь в начале своего служения обнаружил в себе призвание проповедника. Потрудившись в Ставрополье на многочисленных епархиальных послушаниях, связанных с образовательной и миссионерской деятельностью, отец Иоанн продолжил свое служение за его пределами, так относясь к своему поприщу: «В сознании обязанностей, в долге повиновения нужно, наконец, видеть не только силу жизни, не только исполнение заповеди Христовой, но и высокое наслаждение правды, доступное только для людей, много и долго над собою поработавших»2.
Как известно, в 80-е гг. XIX в. начался процесс переселения в зауральские епархии. В этой связи указом Святейшего Синода от 16 февраля 1908 о. Иоанн Восторгов был назначен членом Особого Совещания при Святейшем Синоде по удовлетворению религиозных нужд переселенцев в зауральских епархиях, созданного для разработки мер к наилучшему устроению внутренней и внешней миссий и к оживлению их деятельности. О. Иоанн высоко оценивал переселенческое движение: «Восторгов уделял
1 Жития новомучеников и исповедников Российских XX в. Московской епархии. Июнь-август / под общ. ред. митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Тверь : Булат, 2003. С. 152.
2 Правда веры и жизни: Житие и тр. священномученика прот. Иоанна Восторгова / Сост., авт. предисл., жития и примеч. свящ. Афанасий Гумеров. М.: Тип. АО Мол. гвардия, 2004. С. 25.
большое внимание переселенческому движению, полагая, что "это великое историческое движение народа »3.
20 февраля 1908 года в целях удовлетворения религиозных нужд новоселов, недавно прибывших на дальний Восток из Центральной России и широко разбросанных небольшими поселками вдали от старожильческих селений, Особое совещание признало необходимым учредить специальные разъездные причты, которые были укомплектованы походными храмами. Такие причты, «разъезжая по тем местам жительства переселенцев, где нет еще церквей и постоянных причтов, могли бы отправлять богослужения и совершать требы»4.
На основании имеющихся в Переселенческом управлении при Главном управлении землеустройства и земледелия сведений и доставленных правящими архиереями сибирских епархий отзывов, было запланировано сооружение в определенных переселенческих пунктах православных храмов и причтовых домов, а также назначение к ним самостоятельных причтов с определенным содержанием.
По замыслу особого совещания, деятельность упомянутых разъездных причтов носила сугубо разъездной характер, для чего им назначались усиленные разъездные деньги по 500 рублей в год на причт. дважды в год данные причты должны были представлять епархиальному архиерею свои отчеты и дневники с соответствующими записями о совершенных ими поездках в окормляемые районы5.
Обер-прокурор Святейшего Синода Петр Мзвольский письмом от 20.02.1908 известил правящего архиерея Владивостокской епархии архиепископа Евсевия (Никольского) о том, что в пределы вверенной Его Высокопреосвященству епархии и в восьми других сибирских переселенческих епархий, направляется синодальный миссионер прот. Моанн Восторгов. Его задача - образовать местные совещательные органы с участием представителей местных Переселенческих управлений для обсуждения религиозных потребностей переселенцев и реализации мероприятий, намеченных Особым совещанием при Святейшем Синоде6.
Заведующий переселенческим делом в Приморской области в конце мая 1908 г. отмечал значительный приток переселенцев, которые селились на удаленных (на 100-200 верст) участках от старожилых селений. Он докладывал архиепископу Евсевию, что большинство новоселов 1906-1907 гг.
3 Репников А. В. «Пастырь добрый...» (жизнь и труды Ноанна Восторгова) // Новые исторические перспективы. 2016. № 3 (4). С. 21.
4 РГНА дВ (Российский государственный исторический архив дальнего Востока). Ф. 244. Оп. 1. д. 144. Л. 29.
5 РГНА дВ. Ф. 244. Оп. 1. д. 144. ЛЛ. 98-98 об.
6 Там же. Л. 29 об.
ввиду отсутствия в тех местах храмов и священников не имели возможности удовлетворить самые необходимые свои нужды: «Так крещение детей откладывается на целые года, погребение совершается без священника - без всякого церковного обряда, гражданское сожительство заменяет законный брак»7. При этом только за Великий пост 1908 г. в адрес архиепископа поступило до 50 прошений новоселов о командировании к ним священника для совершения церковных Таинств.
Прот. иоанн Восторгов прибыл во Владивосток в первой половине марта 1908 г.8. На состоявшемся совещании 20 марта того же года под председательством архиепископа Евсевия, а также при участии Военного Губернатора, заведующего переселенческим делом в Приморской области и высочайше командированного прот. иоанна Восторгова, было постановлено «образовать епархиальный комитет и на средства Синода учредить разъездные причты»9.
После поездки на дальний Восток прот. иоанн писал:
«...когда с 1906 года ежегодно переходит в Сибирь по 700 000 переселенцев, а на месте духовных семинарий нет совсем (Чита, Владивосток, Омск, Верный), а из существующих семинарий (Благовещенск, Иркутск, Красноярск, Томск) выходят в год по 2-3 священника, то вопрос сводится лишь к тому, чтобы дать священников для переселенцев хоть сколько-нибудь подготовленных; надо же совершать самые неотложные таинства и службы, надо питать заброшенных в дальний край хотя бы млеком учения Христова»10.
Журнал № 9 заседания Владивостокского Епархиального Комитета по удовлетворению религиозных потребностей переселенцев от 28 июля 1911 г. сообщает нам следующие сведения:
«По открытии заседания, был заслушан доклад протоиерея Восторгова о только что совершенной совместной поездке с архиепископом на о. Сахалин для выяснения тамошних религиозных нужд и о том, что на месте выяснилась нужда в открытии самостоятельного прихода в с. Рыбном, а также необходимость устройства на о. Сахалине монастыря, в каковых целях на первых порах желательно устройство хотя бы монастырского подворья вблизи селения Успенского, где для этой цели казной может быть отведен участок под рыбалку.
7 РГиА дВ. Ф. 244. Оп. 1. д. 144. Л. 32.
8 Хроника епархиальной жизни // Владивостокские епархиальные ведомости. 1908. № 8-9. С. 233.
9 РГиА дВ. Ф. 244. Оп. 1. д. 144. Л. 32 об.
10 Восторгов иоанн, сщмч. Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим. // Полное собрание сочинений: в 5 т. Т. 4. СПб.: Царское дело, 1995. С. 478.
Постановили: 1) Возбудить ходатайство об открытии самостоятельного прихода в с. Рыбном с отпуском от казны на причт 800 рублей в год с тем, чтобы все <...> церковные и причтовые постройки были возведены на средства Переселенческого Управления. 2) Обратиться с просьбой к Настоятелю Свято-Троицкого Южно-Уссурийского монастыря игумену Сергию об устройстве на о. Сахалине монастыря, для этой цели на первых порах просить монастырь устроить вблизи с. Успенского часовню. В обеспечение же существования братии просить Переселенческое Начальство о немедленном отводе земельного надела и рыбалки.
Слушали: доклад протоиерея Восторгова о том, что в настоящее время ввиду отправления Правительством особой экспедиции для обследования Шантарских островов, настоит необходимость назначить туда особый штат из священника и псаломщика для удовлетворения религиозных потребностей как жителей островов, так и членов экспедиции.
Постановили: Просить о немедленном открытии означенного штата с отпуском от казны не менее 1200 рублей на содержание священника псаломщика и о снабжении его походной церковью с тем, что когда выяснится место будущего прихода, чтобы там были построены церковь и причтовые дома на средства Переселенческого Управления»11.
В этом же документе от 28 июля 1911 содержится информация о пожертвовании 3000 рублей на развитие типографии Свято-Троицкого Николаевского монастыря12 через прот. Иоанна Восторгова.
Был выслушан доклад о. Иоанна о необходимости передать все казачьи школы в ведение Епархиального Начальства. Совет одобрил это предложение и постановил обратиться с ним к Уссурийскому казачьему войску13.
Наблюдая за жизнью переселенцев в Сибири и на дальнем Востоке и понимая их духовных нуждах, о. Иоанн предложил качественно новый подход в решение кадрового вопроса во Владивостокской епархии. Он организовал в Москве пастырские курсы, цель которых - ускоренная подготовка священников для переселенческих приходов Сибири и дальнего Востока по причине отсутствия таковых на местах. О. Иоанн издал пособие под названием «Народно-Миссионерские и Катехизаторские курсы» с подробными программами занятий, с указанием учебников и руководящими статьями по этому вопросу.
Кроме пастырских курсов, под начальством прот. Иоанна действовали курсы для учителей церковных школ и псаломщиков, которые также распределялись по епархиям. Программа курсов включала и лекции по истории и современному состоянию переселенческого дела в Сибири и на Дальнем
11 РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 144. Л. 259 об.
12 Там же.
13 Там же. Л. 259-259 об.
Востоке. Помимо этого, раскрывались роль и значение деятельности Церкви в процессе колонизации восточных окраин России. Занятия на курсах продолжались шесть месяцев, и все это время курсисты находились на полном содержании Синода.
Списки слушателей пастырских курсов, получивших в Москве рукоположение в священные степени и назначенные на места приходских священников во Владивостокской епархии, прот. Иоанн Восторгов сопровождал личным рапортом, содержащим необходимые разъяснения относительно их служения, из которого можно заключить следующее:
1) Рукоположение и назначение поименованных в списке слушателей курсов совершалось с предварительного согласия правящего архиерея.
2) Назначения, сделанные в Москве (для каждого священника в рапорте уже был указан населенный пункт, куда он мог быть отправлен), были лишь примерными и подлежали изменениям по усмотрению правящего архиерея.
3) Ставленнические грамоты предполагались к выдаче на месте правящим архиереем.
4) Новоназначаемые иереи давали подписку об обязательности служить в указываемых им Епархиальным начальством приходах Сибирских епархий не менее пяти лет.
5) Они обязаны были прибыть к месту служения не позже определенной даты текущего года и после этого срока могли быть оставлены на местах или получить назначение по усмотрению епархиального архиерея.
6) Дела об их рукоположении пересылались в соответствующую Консисторию немедленно по их получении из Московской Духовной Консистории.
7) Нередко вместе с распределяемыми выпускниками в епархии передавались походные церкви для разъездных причтов (со всей необходимой утварью).
8) Назначенным иереям от Совета пастырских курсов выдавались билеты, прогонные средства и жалованье.
9) Дополнительно прот. Иоанн представлял свидетельства о прослушании пастырских курсов новоназначаемыми иереями.
10) Одновременно представлял справки и данные о некоторых из назначаемых иереях, а также для выпускников псаломщических курсов.
Выпускники курсов 1910-1915 гг. заняли большую часть вакансий, образовавшихся в процессе учреждений новых приходов во Владивостокской епархии.
Отметить и другой важный аспект деятельности о. Иоанна. Высочайше командированный прот. Иоанн Восторгов присутствовал на заседаниях Владивостокского епархиального комитета по удовлетворению религиозных нужд переселенцев, на которых озвучивались его наблюдения и ходатайства
по итогам предпринятых им поездок по епархии, в том числе даже касающихся проблем отдельных приходов епархии. Так например, на заседании Комитета от 21 августа 1913 г. прот. иоанн обратил внимание на ненормальное положение, которое создалось в деле устройства Рыбновского прихода на о. Сахалин из-за игнорирования местным чиновником (крестьянским начальником) Г. Власьевым рекомендаций как Рыбновского священника, так равно местного благочинного и Строительного комитета. Г. Власьев проявлял крайнюю заносчивость по отношению к местному духовенству и самочинно распоряжался делом строительства. В итоге, Управляющий областью затребовал официальное уведомление об этой проблеме с целью принятия соответствующих мер по отношению Г. Власьева.
На основании отчета прот. иоанна Восторгова по командировке в Сибирь и на дальний Восток в 1911 году, Синод постановил основать в 1912 г. в переселенческих районах зауральских епархий 131 полноценный приход с причтом в каждом из них в составе священника и псаломщика, которые должны были являться выпускниками московских курсов. Открытие приходов по представлению прот. иоанна происходило и последующие годы.
Комитет через прот. иоанна возбуждал ходатайства об открытии новых приходов в разных точках епархии. Так был назначен особый штат из священника и псаломщика для нужд особой экспедиции по обследованию Шантарских островов, чтобы удовлетворить религиозные потребности как жителей островов, так и членов экспедиции.
Обращаясь к теме духовного образования, необходимо отметить, что общий уровень образования у духовенства Владивостокской епархии к 1916 году представлял собой следующую картину:
1) из 240 священников епархии лишь 42 имели достаточную богословскую подготовку (окончили академию или семинарию);
2) 86 человек получили образование на Московских пастырских курсах, организованных прот. иоанном Восторговым;
3) большая часть клириков либо не закончили духовную семинарию, либо прошли курсы учительских семинарий, либо получили образование в духовных училищах и даже на дому14.
Подобный уровень образования духовенства в начале XX в. был характер для сельских приходов окраинных епархий Европейской части России и Сибири по причине недостатка пастырей.
Таким образом, приведенные данные подтверждают, важное значение деятельности о. иоанна в решении кадрового вопроса во Владивостокской епархии. В честь этого миссионера и проповедника при его жизни было на-
14 РГиА (Российский государственный исторический архив). Ф. 796. Оп. 442. д. 2749. Л. 20-20 об.
звано село в Северо-Уссурийском крае, которое называлось Восторговка (до 1922 года, пока не было переименовано). Теперь это село Новокуровка в Хабаровском районе Хабаровского края.
Анализируя лекции о. Иоанна Восторгова, следует отметить, что в них выявлялись проблемы, которые позволяли в дальнейшем вести аргументированные дискуссии с сектантами. Этот опыт для многих приморских священников, не имевших основательного богословского образования, был крайне необходим в их повседневном служении. В этом же русле следует оценивать и актуальность противосектантских курсов, созывавшихся с 1914 г. во Владивостоке. За несколько лет до революционных потрясений пришло осознание того, что главными методами в антисектансткой и проти-вораскольнической работе являются:
1) живые беседы на важнейшие для таких случаев темы (о церковных таинствах, о церковном Предании, о почитании Девы Марии, икон и святых, о молитве за умерших и др.) с использованием важной для раскольников и сектантов литературы (например, со старообрядцами нужно вести разговор по старопечатным книгам, с сектантами - по Библии);
2) противосектантские проповеди во время богослужений, в том числе и для православных. Например, о. Сергий Толпегин на собственном опыте доказывает преимущество устной, живой проповеди по сравнению с чтением текста;
3) после получения навыков миссионерской работы местные клирики стали осознавать, что действовать следует не запретительными средствами, а пастырскими;
4) стоит отметить, что весь спектр проблем на церковном поприще -от материально-технических до миссионерско-проповеднических - о. Иоанн призывал рассматривать в свете Евангелия: «Несмотря на различное содержание проповедей протоиерея Иоанна Восторгова, все они объединены основной идеей - следования Евангельским законам для преодоления общественных проблем, которые встали в те годы перед Российской империей»15.
Изложенные выше факты из жизни и деятельности прот. Иоанна Восторгова, во-первых, подчеркивают выдающееся значение его деятельности в организации духовной жизни переселенцев, осваивавших дальневосточные земли, а также в развитии церковной жизни на территории современной Приморской митрополии в дореволюционный период. Во-вторых, проведенное нами исследование показывает важность реконструкции принципов церковной жизни тех лет по архивным источникам.
15 Семенюк А. Н. Священномученик Иоанн (Восторгов) как проповедник и миссионер // Христианское чтение. 2017. № 6. С. 226.
Список использованных информационных ресурсов
1. Восторгов, иоанн (сщмч.). Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим / священномученик иоанн Восторгов // Полное собрание сочинений : в 5 т. Т. 4. - Санкт-Петербург : Царское дело, 1995. - 659 с.
2. Жития новомучеников и исповедников Российских XX в. Московской епархии. июнь-август / под общ. ред. митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия. -Тверь : Булат, 2003. - 285 с.
3. Правда веры и жизни : Житие и труды священномученика прот. иоанна Восторгова / Сост., авт. предисл., жития и примеч. свящ. Афанасий Гумеров. -Москва : Молодая гвардия, 2004. - 366 с.
4. РГиА дВ (Российский государственный исторический архив дальнего Востока). - Ф. 244. - Оп. 1. - д. 144.
5. РГиА. (Российский государственный исторический архив). - Ф. 796. -Оп. 442. - д. 2749.
6. Репников, А. В. «Пастырь добрый...» (жизнь и труды иоанна Восторгова) / А. В. Репников // Новые исторические перспективы. - 2016. - № 3 (4). - С. 19-30.
7. Самойленко, П. (прот.). Священномученик протоиерей иоанн Восторгов. Ставропольский период жизни и деятельности. 1867-1894 гг. / протоиерей П. Самойленко // Христианское чтение. - 1997. - № 15. - С. 15-28.
8. Семенюк, А. Н. Священномученик иоанн (Восторгов) как проповедник и миссионер / А. Н. Семенюк // Христианское чтение. - 2017. - № 6. - С. 220-227.
9. Хроника епархиальной жизни // Владивостокские епархиальные ведомости. -1908. - № 8-9. - С. 233-236.