УДК 93/94
РОЛЬ «ПРОСВИТЫ» В ФОРМИРОВАНИИ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ГАЛИЦИИ (конец 60-х гг. XIX - начало ХХ в.)
© Алексей Геннадьевич ТОПИЛЬСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected] ассистент кафедры всеобщей истории и российской истории E-mail: [email protected]
Исследуется значение открывавшихся на территории восточной Галиции во второй половине XIX - начале XX в. народных читален в развитии национального самосознания русин на протяжении данного периода. Охарактеризовано возникновение и развитие читален, раскрывается роль представителей основных течений русинской общественно-политической мысли, греко-католического духовенства и светской интеллигенции в становлении читальных клубов, причины и динамика изменения отношения различных групп крестьянства (прежде всего, в зависимости от их социальной, возрастной и гендерной принадлежности) к открывавшимся заведениям. Проанализировано влияние на рядовых членов читален различия в руководящем составе филиалов крупнейших организаций, координировавших деятельность народных клубов - русофильского «Общества Михаила Качковского» и преимущественно украинофильской «Просвиты». Рассмотрен вопрос о характере изданий, предоставлявшихся в народных читальных клубах - учебной, художественной, научной и производственно-хозяйственной литературы, изменении читательских предпочтений, фокусировавшихся ранее на художественных произведениях. Благодаря сравнительному анализу данной литературы сделан вывод о причинах успеха распространения «Просвиты» по сравнению с «Обществом Михаила Качковского», заключавшихся в доступности населению языка распространяемой литературы и направленности изданий на удовлетворение экономических и социально-бытовых нужд крестьян и горожан.
Ключевые слова: Просвита; национальное самосознание; Галиция; Австро-Венгрия; общество Михаила Качковского
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-7/8(159/160)418-122
Историография данной проблематики охватывает ряд исследований, среди которых следует выделить труды Б. Савчука [1], М. Алексеевца и И. Зуляка [2], Д. Химки [3]. Несмотря на достижения российских и зарубежных исследователей в изучении деятельности «Просвиты», существенно сказавшейся на формировании национального самосознания галицких русин в конце 60-х гг. XIX -начале ХХ в., ряд важных аспектов проблемы остаются недостаточно освещенными. К их числу относится проблематика, связанная с учреждением и деятельностью в последней трети XIX - начале XX в. в восточной Галиции народных читален.
«Просвита» была основана во Львове 8 декабря 1868 г. В первые годы своего существования (1868-1874) «Просвита» насчитывала менее 300 членов, из которых более четверти (27,6 %) проживало во Львове, около одной пятой в других городах (19,4 %) и чуть меньше половины (46,5 %) в деревнях и
местечках (оставшиеся 6,5 % жили в городах за пределами Галиции). Ровно треть членов была священниками, остальные принадлежали к светской интеллигенции, в т. ч. педагоги составляли 20,3 % членов; адвокаты 17,2 %; государственные служащие - 7,7 %. Участие крестьян в «Просвите» в эти первые годы было незначительным. Священники основывали отделения, главным образом, в сельской местности (91,7 %), в то время как светская интеллигенция - в городах [3, р. 90].
С конца 1870-х гг. увеличение членской массы «Просвиты» происходило преимущественно за счет крестьянства. В середине 1876 г. «Просвита» насчитывала 323 члена, в марте 1877 - 604 и в июне 1878 - 1024. Информация о составе влившихся в организацию новых членов доступна начиная с середины 1880-х гг. В конце 1883 г. членские взносы платили около 900 человек (фактическое членство было гораздо больше). В конце 1884 г. «Просвита» насчитывала 2525, а к
1914 г. - 36500 членов. В свою очередь связанные с «Просвитой» читальни насчитывали 197000 членов.
«Просвита» имела филиалы (филии) в небольших городах и местечках за пределами Львова по всей восточной Галиции, число которых возросло с четырех в 1880-1890 гг. до семидесяти семи в 1914 г. Русофилы не имели своей собственной организации, аналогичной «Просвите», до 1874 г., когда было основано общество Михаила Качковского. В то время как «Просвита» до конца 1870-х гг. оставалась в значительной степени изолированной от крестьянства организацией, общество Качковского, во многом благодаря усилиям Ивана Наумовича, немедленно приступило к созданию сети читален. В период 1874-1878 гг. народники основали только шесть читален; подавляющее большинство из 171 клуба, основанного в те годы, были русофильской ориентации. В течение первых нескольких лет своего существования общество Качковского насчитывало свыше 5 тыс. членов. Однако с начала 1880-х гг., после начала стремительного развития «Просви-ты», ей удалось стать крупнейшей организацией, охватывавшей русинские читальни, и к 1914 г. число членов общества Михаила Кач-ковского составляло лишь около 1/10 размера «Просвиты».
К просветительской деятельности привлекались учителя сельских школ, врачи, преподаватели гимназий и студенты, участвовавших в проведении различных культурных мероприятий, которые сочетались с издательской, экономической и организационной деятельностью. Например, по случаю 25-летия основания филиалов проходили празднования в Коломые и Тернополе, на которых, кроме торжественных концертов с чтением рефератов на историческую тематику, прошли просветительно-хозяйственные собрания с лотерейным разыгрыванием сельскохозяйственных машин [4].
С целью активизации русинских организаций на местном уровне и объединения их усилий возникает идея создания народных домов, в которых бы размещались читальня, магазин, библиотека, кредитная касса, зал со сценой для выступлений, комнаты для подготовки хора, оркестра и др. В этом плане активность проявлял филиал «Просвиты» в г. Борщеве, направляя прибыль от проведе-
ния спектаклей, концертов, вечеров на оплату строительных работ. Однако следует отметить, что деятельность филиалов «Просви-ты» была достаточно разобщенной и не носила систематичный характер. Об этом неоднократно сообщалось в «Письмах с Просви-ты» [5, с. 52].
В программе деятельности филиалов «Просвиты», составленной на основе реферативных материалов Первого Украинского просветительно-экономического конгресса, подчеркивалось, что «лучше работают те читальни, в которых головами являются крестьяне, а в которых главенствуют интеллигенты - упадок. Основной причиной является то, что крестьяне между собой более свободны в общении, выбор крестьянина головой пробуждает у него желание заботиться о читальне, а также вызывает у других крестьян надежду в будущем достичь такого же уважения; если крестьянин не заботится о читальне, то об этом ему скажут смело, а интеллигенту этого не скажут» [5, с. 2]. Причиной упадка ячеек было и неумение руководителей и активистов находить общий язык с простыми крестьянами: в отношении первых к ним нередко проявлялось чувство интеллектуального превосходства, назидательность, негативно влиявшие на деятельность «Просвиты» в целом, что нашло яркое освещение в «Критических письмах о галицкой интеллигенции» И. Франко [6, с. 4-5].
Несмотря на отмеченные негативные обстоятельства, в читальнях общества проходили еженедельные заседания ячеек, на которых значительное внимание уделялось созданию молодежных и спортивных секций «Сокола», «Сичей», «Луга», «Стрелецкого куреня». Так, в Снятине «Сичь» и читальня «Просвиты» построили общее помещение и подготовили первое театральное представление [7, с. 98]. В Шушарах «Сичь» способствовала активизации читальни «Просвиты» [8, с. 156].
Вклад общества в формирование национального сознания галицких русин заключается в том, что на протяжении своей деятельности «Просвита» воспитывала сознательных, политически грамотных лиц, действовавших с учетом конкретных условий, связанных с необходимостью духовного и физического сохранения и развития нации, выступала той силой, которая формировала во-
круг себя все социальные слои украинского общества.
Расширение количества общественных организаций позволило обществу сосредоточить основное внимание на формировании национального сознания. Если «Сокол» и «Сичь» привлекали в свои ряды в основном юношей, то «Пласт» начинал работу с детьми школьного возраста, т. к. именно в этом возрасте у детей и подростков формируется самосознание. М. Лозинский, известный адвокат, публицист и политический деятель, отмечал: «Как австрийская, так и польская школа отравляла детские души чужим языком, историей, культурой, духовностью, пытаясь выработать у учащихся убеждение в том, что только в подданстве Польши добро украинского народа. И будут они учиться, что спасение Украины - в подданстве Польши, вся борьба за свободу украинского народа, это только бунт против законной власти...» [9, с. 16].
Данное утверждение М. Лозинского об «отравлении» русинско-украинской молодежи чужой культурой свидетельствует о стремлении украинофильских организаций сделать ставку на развитие собственной литературы и искусства, отказываясь от иностранного влияния, пустившего глубокие корни в сознании галицких русин.
Рост количества учеников поставил вопрос об открытии национальных учебных заведений, основная задача которых, кроме учебно-воспитательного процесса, состояла в широкой пропаганде украинофильства. Выступая на заседании краевого сейма, основатель филиала «Просвиты» в Тернополе А. Барвинский, старший учитель семинарии, 30 декабря 1897 г. предложил открыть украинскую гимназию в Тернополе [10]. Русинская интеллигенция Станислава также боролась за открытие государственной национальной гимназии несколько лет, потому что польские политические партии старались чинить этому различные препятствия. Соответствующее заявление по этому делу сделал выдающийся общественный и образовательный деятель, адвокат, почетный член «Про-свиты», председатель русинского клуба в Галицком сейме Е. Олесницкий. Только под давлением венского правительства галицкое наместничество дало согласие на создание украинской гимназии в Станиславе. Состоя-
ние гимназического образования вызвало беспокойство среди интеллигенции: на страницах прессы, в Галицком сейме, все чаще обращали внимание на этот факт, пытаясь побудить общественность проникнуться ответственностью за будущее. По заключению М. Лозинского, школа никогда не отвечала реальным потребностям украинской нации [9, с. 2]. Однако, благодаря активному и целенаправленному взаимодействию «Просви-ты» с молодежными организациями, украи-нофильство нашло свое место среди значительной части русин.
Важную роль в формировании национального сознания играла греко-католическая церковь. Духовенство боролось за обучение русин на родном языке, создавало школы, общественные организации и общества [11, с. 112].
Рост национального сознания русин, экономический и культурный прогресс вызвал недовольство польских господствующих кругов, которые пытались помешать национальному развитию русин. Они вели борьбу против увеличения количества украиноязычных школ и выделения средств из государственного и краевого бюджетов на культурные и хозяйственные нужды русин. Опасности полонизации пытались противостоять, поэтому для объединения усилий в борьбе за национальную школу 4 марта 1910 г. при активной деятельности «Просвиты» был создан Краевой школьный союз, главная задача которого состояла в создании фондов для содержания школ, открытия новых школ, выплаты стипендий для подготовки учителей. Оживлению борьбы способствовало созданное активными стараниями «Просвиты» 6 августа 1881 г. «Русского педагогического общества», которое с 1912 г. стало называться «Украинское педагогическое общество».
Одним из наиболее характерных проявлений национальной жизни было пробуждение социальной активности украинского крестьянства в восточной Галиции. Расширить деятельность «Просвиты» в экономическом плане заставляло нищенское положение украинского крестьянства, которое, несмотря на проведенные правительством реформы, продолжало сталкиваться с пережитками барщины и крепостничества. Улучшение хозяйственного положения крестьянства имело целью не только подъем материального бла-
госостояния, но и одновременное формирование национального самосознания. До 1891 г. основное внимание общества было сосредоточено на издании книг по хозяйственной тематике, благодаря чему «Просвита» создавала условия для распространения хозяйственных знаний и их практического воплощения в жизнь.
Список литературы
1. Савчук Б.П. Украшсьш громадсьш оргашзацп в сустльному житп Галичини (остання тре-тина Х1Х ст. - шнець 30-х рошв ХХ ст.): ав-тореф. дис. ... д-ра id. наук. Чершвщ, 1999. 32 с.
2. Алексгевець М.М., Зуляк 1.С. Дiяльнiсть "Просвгга" у нащонально -культурному ввдродженш Схвдно! Галичини (1868-1914). Тернопiль, 1999. 184 с.
3. Himka John-Paul. Galician Villagers and the Ukrainian National Movement in the Nineteenth Century. London; Basingstoke: The Macmillan Press Ltd, 1988.
4. Участь "Просвгш" у формуванш нацюнально! сввдомосп украшщв у Схщнш Галичинi (шнець 60-х рр. Х1Х - початку ХХ ст. // Украша-£вропа-Свп\ Мiжнародний збiрник наукових праць. Серiя: 1сторгя, мiжнароднi вiдносини. Тернопiль, 2010. Вип. 5. У 2 ч.: Ч. 1. С. 117-125.
5. Письмо з Просьвгш. 1911.
6. Франко I. Критичш письма про галицьку штелгенщю // Франко I. Публщистика: Вибранi статгi. К., 1953.
7. Зеленко В. Що дала нам "Сч"? // Гей там на горi "Сiч" iде! Пропам'ятна книга Очей. К., 1993.
8. Олексюк С. Раз, два! Вперед хлопщ! // Гей там на горi "Оч" ще! Пропам'ятна книга Счей. К., 1993.
9. Лозинський М. Укра!нська школа в Галичинi. Львiв, 1906.
10. Промова О. Барвшського на 3 засiданнi Крайового Сейму в спраы вiдкритгя Тернопiльськоi укрансько! гiмназii // Руслан. 1897. № 288.
11. CmynapuK E. fflKUbHH^rBO TaOTHHHH (17721939). lBaHO-®paHKiBCbK, 1994.
References
1. Savchuk B.P. Ukrai 'ns ki gromads ki organizacii' v suspil'nomu zhytti Galychyny (ostannja tretyna XIX st. - kinec' 30-h rokiv XX st.). Avtoreferat dyssertacyy ... doktora ystorycheskyh nauk. Chernivci, 1999. 32 p. (In Ukrainian).
2. Aleksijevec' M.M., Zuljak I.S. Dijal'nist' "Pros-vity" u nacional'no-kul'turnomu vidrodzhenni Shidnoi' Galychyny (1868-1914). Ternopil', 1999. 184 p. (In Ukrainian).
3. Himka John-Paul. Galician Villagers and the Ukrainian National Movement in the Nineteenth Century. London, Basingstoke, The Macmillan Press Ltd, 1988.
4. Uchast' "Prosvity" u formuvanni nacional'noi' svidomosti ukrai'nciv u Shidnij Galychyni (kinec' 60-h rr. XIX - pochatku XX st. Ukrai'na-Jevropa-Svit. Mizhnarodnyj zbirnyk naukovyh prac'. Serija: Istorija, mizhnarodni vidnosyny. Ternopil', 2010, no. 5, p. 1, pp. 117-125. (In Ukrainian).
5. Pys'mo z Pros'vity. 1911. (In Ukrainian).
6. Franko I. Publicystyka: Vybrani statti. Kyi'v, 1953. (In Ukrainian).
7. Zelenko V. Shho dala nam "Sich"? Gej tam na gori "Sich" ide! Propam'jatna knyga Sichej. Kyi'v, 1993. (In Ukrainian).
8. Oleksjuk S. Raz, dva! Vpered hlopci! Gej tam na gori "Sich" ide! Propam'jatna knyga Sichej. Kyi'v, 1993. (In Ukrainian).
9. Lozyns'kyj M. Ukrai'ns'ka shkola v Galychyni. L'viv, 1906. (In Ukrainian).
10. Promova O. Barvins'kogo na 3 zasidanni Krajovogo Sejmu v spravi vidkryttja Ternopil's'koi' ukrai'ns'koi' gimnazii'. Ruslan, 1897, no. 288. (In Ukrainian).
11. Stuparyk B. Shkil'nyctvo Galychyny (17721939). Ivano-Frankivs'k, 1994. (In Ukrainian).
Поступила в редакцию 27.02.2016 г. Received 27 February 2016
UDC 93/94
THE ROLE OF "PROSVITA" IN THE FORMATION OF UKRAINIAN NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS IN EASTERN GALICIA (at the end of 60-s XIX - the beginning of XX century) Aleksey Gennadevich TOPILSKIY Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionaljnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]
Assistant of General History and Russian History Department E-mail: [email protected]
The meaning of peoples' reading room opening at the territory of Eastern Galicia in the second half of XIX - the beginning of XX century is studied in the development of national self-consciousness of Russinian for this period of time. The appearance and development of reading rooms is characterized, the role of representatives of basic movements of Russinian social-political thought, Greek-Catholic clergy and secular intellectuals in the becoming of reading clubs, the reasons and dynamics of relation change of different groups of peasants (first of all, depending on their social, age and gender belonging) to the opening institutions are revealed. The influence on regular members of reading rooms is analyzed depending on difference in managing staff of branches of big organizations, coordinating the activity of public clubs - Russophile "Mikhail Kachkovskiy Society" and mostly Ukrainophilia "Prosvita". The question considering the nature of publications, proved in public reading rooms - educational, fiction, scientific and productive-agricultural literature, the change of readers' preferences, focused on fiction work are studied. Due to comparative analysis of this literature it is concluded that the reasons of success of "Prosvita" spreading comparing to "Mikhail Kachkovskiy Society" which lie in availability of language of the literature and the direction of publishing, on satisfaction of economical and social needs of peasants and citizenry. Key words: Prosvita; national self-consciousness; Galicia; Austria-Hungary; Mikhail Kachkovskiy Society DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -7/8(159/160)-118-122