изложенных данных можно сделать вывод, что применение мультимедийных средств на уроках биологии качественно сказывается на усвоении полученной информации.
Выводы. Применение информационных технологий позволяет провести урок на качественно новом уровне, учесть психологические и возрастные особенности обучающихся, значительно усилить их интерес к изучению биологии, развивать логическое мышление, навыки поиска информации, групповой работы, тем самым улучшить качество их знаний по предмету.
Проведение уроков при комплексном применении традиционных и мультимедийных технологий обеспечивает приобретение учащимися не только глубоких и прочных знаний, но и умения развивать интеллектуальные, творческие способности, самостоятельно приобретать новые знания и работать с различными источниками информации.
Результат исследования продемонстрировал, что благодаря методически грамотному и целесообразному внедрению современных мультимедийных средств визуализации, развивается познавательная и исследовательская деятельность, повышается интерес к предмету, стимулируется продуктивная творческая деятельность.
Литература:
1. Белецкая, Н. Компьютерная поддержка формирования основ научного мышления учащихся при изучении биологии / Н. Белецкая // Родная школа. - 2008. - № 7/8. - С. 53-56
2. Зинченко, В.В. визуализация обучения как средство повышения эффективности уроков биологии / В.В. Зинченко // НАПНУ УМО ИПОИПП (г. Донецк). - 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://kafpppo.inf.ua/user-й^/со^егепсе2012^£ (дата обращения: 17.02.2023).
3. Хотулёва, О.В. Из опыта использования ряда информационных технологий при дистанционном обучении биологии / О.В. Хотулёва, Ю.А. Ющенко, И.И. Недосекина // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2022. -№ 76-2. - С. 215-218
Педагогика
УДК 378.2
доктор педагогических наук, профессор Иконников Александр Иванович
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)
РОЛЬ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ИНСТАЛЛЯЦИИ СТУДЕНТАМИ
ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация. Статья посвящена исследованию роли пространства и времени в процессе создания инсталляции в творческих вузах. Утверждается, что инсталляция исследует прежде всего пространство и время. Данные категории выходят на первый план не только в науке, квантовой физике, но и в искусстве инсталляции. По мнению автора, важное в ходе создания инсталляции - это исследование пространства и времени, выявление их структур и переводе их в визуальные, чувственные образы. Использование минимализма при создании инсталляции привел к важному сдвигу в восприятии зрителем пространства галереи, к осознанию пространства в целом, а также людей в нем. Художники при создании инсталляции часто буквально используют материалы с акцентом на зрительском восприятии во времени и пространстве. Минимализм инсталляции децентрирует зрителя, так как мы лишаемся единственной доминирующей позиции при осмотре художественного объекта. Автор рассматривает данную проблему в ходе создания инсталляции как основную составляющую художественной деятельности современного педагога. Утверждается, что искусство инсталляции напрямую обращается к зрителю, к его телесному присутствию в пространстве. Искусство инсталляции предполагает воплощенного зрителя, зрителя как тело, чьи осязание, обоняние и слух очень важны, как и зрение. Особое внимание в искусстве инсталляции уделяется физическому присутствию зрителя. Зритель рассматривается художниками как необходимая часть произведения. Однако некоторые инсталляции демонстрируют, с какой легкостью восприятие может быть разъято на части, оказываясь гораздо более хрупким и случайным, чем мы считаем. Мир может восприниматься как чистое присутствие, самодостаточное и лишенное памяти. Соответственно, автор считает, что современное искусство инсталляции должно быть сосредоточено не на теме или материале, а на временном и пространственном опыте восприятия зрителя. Опыт создания инсталляций будет полезен студентам художественных, дизайнерских и архитектурных факультетов творческих вузов.
Ключевые слова: минимализм, пространство, время, искусство инсталляции, опыт восприятия, новая эстетика, объект.
Annotation. The article is devoted to the study of the role of space and time in the process of creating installations in creative universities. The installation is said to explore space and time first. These categories come to the fore not only in science, quantum physics, but also in the art of installation. According to the author, an important thing in the course of creating an installation is to study space and time, identify their structure and translate them into visual, sensual images. The use of minimalism in the creation of the installation led to an important shift in the viewer's perception of gallery space, to the awareness of space in general, as well as people in it. Artists in the creation of the installation often literally use materials with an emphasis on audience perception in time and space. The minimalism of the installation decentralizes the viewer, as we lose the only dominant position when inspecting an art object. The author considers this problem, and during the creation of the installation as the main component of the artistic activity of a modern teacher. It is argued that the art of installation directly appeals to the viewer, to his bodily presence in space. The art of installation involves the embodied viewer, the viewer as a body, whose touch, smell and hearing are very important, as is vision. Particular attention in the art of installation is paid to the physical presence of the viewer. The viewer is seen by artists as a necessary part of the work. However, some installations demonstrate the ease with which perceptions can be torn apart, turning out to be much more fragile and random than we believe. The world can be perceived as a pure presence, self-sufficient and devoid of memory. Accordingly, the author believes that the modern art of installation should be focused not on the topic or material, but on the temporary and spatial experience of the viewer's perception. The experience of creating installations will be useful for students of art, design and architectural departments of creative universities.
Key words: minimalism, space, time, art of installation, experience of perception, new aesthetics, object.
Введение. Инсталляция - это такой вид искусства, в котором зритель сразу попадает внутрь композиции. Обычно под определение «инсталляция» попадает любая комбинация объектов в любом пространстве выставочного зала. К инсталляции относят даже развеску картин в пространстве выставочного зала. Искусство инсталляции создает среду, в которую зритель проникает физически. Зритель существует непосредственно, телесно присутствуя в пространстве выставочного зала. Художник воплощает зрителя не только в его зрительном восприятии, но и как тело, которое имеет осязание, обоняние и слух.
Известно, что искусство инсталляции берет свое начало с авангардного, экспериментального искусства начала ХХ века в России. В ряду первых открывателей данного направления можно назвать Эль Лисицкого, Казимира Малевича, Владимира Татлина, Александр Родченко. Стоит отметить, что начиная, с 60 годов ХХ века художники стремились при создании инсталляций создавать не только самостоятельные объекты, а работать и с конкретным пространством и временем.
Изложение основного материала статьи. Разработка теоретических основ методики обучения студентов творческих вузов искусству инсталляции, требует более высокого научного уровня осмысления таких категорий, как пространство и время.
Для решения задач обучения современному искусству инсталляции необходимо обратиться к философским идеям децентрированного субъекта и активного зрителя (у М. Фуко и Ж. Делёза, Ж. Лакана, Р. Барта, М. Мерло-Понти) [8, 3, 4, 1, 7]. По их мнению, необходимо рассматривать человеческих субъектов как фрагментированное, множественное и децентрированное. Инсталляция как раз и предлагает множественные перспективы восприятия объектов.
При выполнении задач по обучению инсталляции необходимо учитывать, что инсталляция имеет множество точек зрения на объект. Инсталляцию трудно использовать множество раз, воспроизвести, репродуцировать. Например, в работах Джексона Поллока пространства художника, зрителя и внешнего мира стали взаимопроникающими.
Философ Джон Дьюи полагал, что формирование нас как человеческих существ зависит от активного исследования нами окружающей среды и взаимодействия с ней. Этот «опыт», Д. Дьюи определял как обостренную витальность и полное «взаимопроникновение Я и мира вещей и событий» [9]. Инсталляция напрямую действует, а не описывает опыт, как это можно видеть в классическом искусстве. Например, художник Аллан Капроу стремится использовать в своих работах реальные вещи (записки, предметы повседневного обихода, индустриальный мусор и т. д.), вместо того, чтобы их изображать. Художник Мэри Келли использует в искусстве инсталляции все экспозиционное пространство и предлагает перемещаться по нему в ходе осмотра и находить множество точек зрения на эту ситуацию. В противоположность единой перспективе, которая центрирует зрителя, занимающего главенствующую позицию перед картиной [12, С. 35].
Согласно М. Мерло-Понти, в процесс восприятия вовлечено все тело. «Я не осматриваю его (пространство) извне, с точки зрения внешнего охвата; оно видится мне изнутри и целиком меня в себя включает. Мир, в конечном счете, находится вокруг нас, а не перед нами» [5, С. 38]. Известно, что минимализм был переходной этапа от традиционной скульптуры к инсталляции. Минималистские скульптуры имеют простые, ясные, стерильные формы, а заставляет зрителей обращать внимание на окружающую обстановку объекта. Минималистские объекты имеют своеобразный размер. В силу масштаба инсталляции возникает эффект «присутствия на сцене», «молчаливого присутствия другого человека» [10, С. 155]. При создании пространственной инсталляции художники особое внимание уделяют яркости освещения и интенсивности цвета объектов [11, С. 267].
Итак, можно отметить, что инсталляции минималистов стимулируют обостренное осознание пространства и времени. Стоит отметить, что и современная живопись также стала налаживать отношения с пространством выставки. Так, например работы Фрэнка Стеллы выполненные яркими, немодулированными цветами гексагональных полотен заставили зрителей обращать внимание на негативное пространство между картинами. Стены галерей бывшие ранее нейтральными, активизировались и создают впечатление чего-то связного и целостного и имеют вид некоторой стенописи.
Таким образом, влияние картин распространилось на все пространство выставочного зала. Многие художники начинают считать инсталляциями экспозиции работ. Отдельная экспозиция работ становится важнее любого отдельного объекта выставленного на выставке. Эстетика выставочной «инсталляции» и «развески» все чаще обсуждалось художниками. Новые работы переключили внимание зрителя с предметов (картины, скульптуры) на их отношение между собой и с пространством залов. Простые скульптуры, выполненные в виде блоков, артикулируют и активизируют помещение, в котором они находятся, создают впечатление единого целого, например, цветовые работы Эльсуорт Келли.
В процессе обучения современному искусству, несомненно, заслуживает внимания утверждение Роберта Мориса который подчеркивал значение зрителя для понимания радикальной новизны минимализма. В инсталляции отношения изымаются из самой работы и ставятся в зависимость от пространства, света и поля зрения зрителя. Объект - одно лишь из понятий новой эстетики. Теперь зритель сам определяет различные точки зрения, с каких он будет созерцать объект. Зритель стал не менее важной частью произведения, чем помещение, в котором оно выставлено. Примером могут быть работы Ричарда Серры.
Согласно М. Мерло-Понти зритель может сконструировать для себя «новую реальность», но это делает зритель, а не художник, из чего следует, что каждый лично несет ответственность за свое мировоззрение [5, 6]. Например, Роберт Ирвин рассматривает искусство инсталляции как повод «освободить» зрительский опыт восприятия и дать почувствовать сам акт смотрения.
Главная цель художника при создании инсталляций, по-видимому, заключается в том, чтобы просто открыть зрителю глаза на эстетический потенциал того, что уже существует в повседневном мире. Художники при создании инсталляций стремятся, чтобы зритель лучше, чем ранее осознали красоту окружающего мира. Они часто демонстрируют пустые, белые, необитаемые, внешне нейтральные архитектурные пространства. Художники желают преодолеть «пассивный» опыт созерцания двухмерных произведений искусства. Они стремятся реализовать свой творческий потенциал путем обострения чувственного восприятия, путем прямого взаимодействия с окружающим миром и увидеть его с совершенно новых точек зрения. В инсталляции часто для создания сложных пространственных структур-проходов используются материалы современной архитектуры: сталь, стекло, ткани, зеркала, дерево, керамику и т.д.
В процессе обучения современному искусству инсталляции необходимо обратить внимание студентов на то, что согласно Эль Лисицкому, стена, выступающая как нейтральный носитель, сама должна быть мобилизована как неотъемлемый элемент композиции. Он включил все шесть поверхностей этого помещения, то есть потолок, пол и четыре стены включил эти архитектурные элементы в единую композицию. Художник, в своей Берлинской художественной выставке развесив на стенах окрашенные рельефные формы, вовлекал зрителей в выставочное пространство и побуждал их к динамическому движению внутри него, в соответствии с заданной последовательностью визуальных стимулов [12, С. 35]. Он считал, что для зрителя необходимо постоянно перемещаться в пространстве выставочного зала. Художник выступал за новое понимание трехмерного пространства, а его терминология предвосхищает идеи М. Мерло-Понти о воплощенном, телесном видении. По его мнению, пространство это «не то, на что смотрят через замочную скважину», а то, что окружает зрителя. Он отвергал ренессансный «перспективный конус», который фиксирует зрителя в одной привилегированной позиции [12, С. 36]. Аксонометрическое пространство, используемое Э. Лисицким в его композициях, должно было заместить перспективу с ее структурными ограничениями, перспективу, которая закрепляет за зрителем единственную точку зрения, помещая его на определенном расстоянии перед картиной [12, С. 35]. Э. Лисицкий мыслил «Комнату проунов» не просто как архитектурную конструкцию, украшенную рельефами, или опыт по объединению дизайна
интерьера со скульптурой, а как проект активизации и вовлечения зрителя в повседневную жизнь и политику [2, С. 106]. «Пространство существует не только для глаз: оно не картина, мы хотим жить в нем», утверждал Эль Лисицкий [12].
Выводы. Итак, минимализм инсталляции имеет важное значение для нашего понимания искусства. Основной задачей при создании искусства инсталляции является поиск новых путей взаимодействия зрителя со временем и пространством.
Опыт создания инсталляций будет полезен студентам художественных, дизайнерских и архитектурных факультетов творческих вузов в следующих случаях:
- установка на непосредственное восприятие инсталляции, чувственный опыт зрителя;
- нацеленность студентов на переживание, соучастие с окружающим миром;
- нацеленность на исследование зрителем тщательно организованное пространство выставочных залов;
- установка студентов при создании инсталляции на то, чтобы охватывать широкий диапазон пространства выставочной экспозиции, учитывать цветовое и световое освещение;
- нацеленность на то, чтобы зритель рассматривал экспозицию с множества точек зрения во времени, передвигаясь по залам;
- установка зрителя на преобладание физического восприятия работ над интеллектуальным.
Литература:
1. Барт Р. Нулевая степень письма / Р. Барт. - М.: Академический проект, 2008. - 431 с.
2. Бишоп, К. Искусство инсталляции / Клэр Бишоп. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. - 192 с.
3. Делёз, Ж. Тысяча плато: капитализм и шизофрения / Ж. Делез. - М.: Астрель, 2010. - Т. 2. - 895 с.
4. Лакан, Ж. Четыре основных понятиях психоанализа / Ж. Лакан. - М.: Гнозис: Логос. - 2004.
5. Мерло-Понти, М. Око и дух / М. Мерло-Понти. - М.: Искусство, 1992. - 63 с.
6. Мерло-Понти, М. Видимое и невидимое / М. Мерло-Понти. - Мн.: Издательство гуманитарной литературы, 2006. - 400 с.
7. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. - СПб.: Ювента : Наука, 1999. - 608 с.
8. Фуко, М. Археология знания / Мишель Фуко. - СПб. : ИЦ «гуманитарная Академия», 2012. - 416 с.
9. Шустерман, Р. Прагматическая эстетика: живая красота, переосмысление искусства / Р. Шустерман. - М. : Канон+, 2012. - 408 с.
10. Fried, M. Art and Objecthood / M. Fried Art and Objecthood Essays and Reviews Chicago and London The Yniversiry of Chicago Press, 1998. - 324 p.
11. Krauss, R. Double Negative: A. New Synta for Sculpture / R. Krauss // Passages in Modem Sculpture. - London: The Viking Press, 1977. - 198 p.
12. Lissitszky, E. Proun Space, the Great Berlin Art Exhibition of 1923 / E. Lissitszky, 1890-1941: Architect. Painter, Photographer, Typographer. Eindhoven: Stedelijk Van Abbenmuseum, Art Data, 1990. - 209 p.
Педагогика
УДК 372.8
магистрант биолого-химического факультета Ильин Илья Игоревич
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Аннотация. Данная работа посвящена раскрытию особенностей понятий и разделов биогеографии как науки в материалах дисциплин естественнонаучного цикла школ. К таким дисциплинам можно отнести биологию и географию. Предложен вариант дополнительного углубления и расширения знаний учащихся об окружающей среде путём создания прикладных или элективных курсов по биогеографии. Для этого основные объекты изучения биогеографии как науки -живые организмы, их взаимосвязи друг с другом и с окружающей их средой, а также непосредственно сами особенности окружающей среды, были рассмотрены через призму знаний учеников, усвоенных на предметах естественнонаучного цикла. Показана важность биогеографических данных для более глубокого изучения на примерах их связи с эволюцией живых существ. Представлены примеры реализации курсов данной тематики с использованием различных цифровых средств обучения. Уделено внимание адаптации разделов биогеографии под школьный уровень знаний. Рассмотрены примеры педагогического взаимодействия по темам актуальных вопросов окружающей среды и природопользования в рамках данных курсов. Сформулированы основные задачи углубленных курсов по биогеографии, их планируемые результаты. Спрогнозированы последствия реализации углубленного изучения биогеографии в современных российских школах.
Ключевые слова: биогеография, биология, география, методика преподавания, образовательная программа, естественнонаучный цикл, профильное обучение.
Annotation. This work is devoted to the disclosure of the features of the concepts and sections of biogeography as a science in the materials of the disciplines of the natural science cycle of schools. These disciplines include biology and geography. A variant of additional deepening and expansion of students' knowledge about the environment by creating applied or elective courses in biogeography is proposed. To do this, the main objects of study of biogeography as a science - living organisms, their relationship with each other and with their environment, as well as the very features of the environment itself, were considered through the prism of students' knowledge acquired in the subjects of the natural science cycle. The importance of biogeographical data for a deeper study is shown by examples of their connection with the evolution of living beings. Examples of the implementation of courses on this topic using various digital learning tools are presented. Attention is paid to the adaptation of sections of biogeography to the school level of knowledge. Examples of pedagogical interaction on topical issues of the environment and nature management within the framework of these courses are considered. The main tasks of advanced courses in biogeography, their planned results are formulated. The consequences of the implementation of an in-depth study of biogeography in modern Russian schools are predicted.
Key words: biogeography, biology, geography, teaching methods, educational program, natural science cycle, specialized education.