20. Verduzier P.Donald Trump, "dinosaure sexiste" multirécidiviste. [Электронный ресурс]. -URL:https://madame.lefigaro.fr/societe/donald-trump-lhomme-qui-naimait-pas-les-femmes-310715-97647 (дата обращения: 17.01.2022).
21. Wallas G.Human Nature in Politic. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gutenberg.org/cache/epub/11634/pg11634-images.html (дата обращения: 17.01.2022).
22. 20 minutes. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.20min.ch/fr/story/elle-re-devient-la-femme-la-plus-puissante-des-usa-921775572655 (дата обращения: 17.01.2022).
Педагогика
УДК 372.8
магистрант биолого-химического факультета Зареченский Олег Николаевич
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Аннотация. В настоящее время применение мультимедийных технологий - одно из условий успешного изучения естественнонаучных школьных дисциплин. Одним из наиболее эффективных приемов является визуализация учебной информации. Визуализация позволяет решить целый ряд педагогических задач: активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов и др. Преподавание биологии связано с использованием большого объема разнообразной информации, что делает применение мультимедийных технологий особенно эффективным. Рассматриваемые в статье технологии позволяют очень быстро обработать ту или иную информацию и представить ее в виде таблиц, схем, диаграмм. В статье авторы, исходя из собственного опыта работы, предлагают наиболее хорошо зарекомендовавшие себя мультимедийные средства визуализации. В качестве примера приводятся такие ресурсы, как: Padlet, Онлайн-доски. Авторы знакомят с особенностями использования и характеристиками рекомендованных цифровых ресурсов. Авторы отмечают, что применение мультимедийных средств на уроках биологии качественно сказывается на усвоении полученной информации. В выводах авторы подчеркивают, что результат эксперимента продемонстрировал эффективность используемых методов.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, визуализация, инфографика, биология, учебная информация.
Annotation. Currently, the use of multimedia technologies is one of the conditions for the successful study of natural sciences school disciplines. One of the most effective techniques is the visualization of educational information. Visualization allows solving a number of pedagogical tasks: activation of educational and cognitive activity; formation and development of critical and visual thinking, visual perception, imaginative representation of knowledge and educational actions, knowledge transfer and pattern recognition, etc. Teaching biology involves the use of a large amount of diverse information, which makes the use of multimedia technologies especially effective. The technologies considered in the article allow you to process this or that information very quickly and present it in the form of tables, diagrams. In the article, the authors, based on their own experience, offer the most well-proven multimedia visualization tools. As an example, such resources as: Padlet, Online boards are given. The authors introduce the features of the use and characteristics of the recommended digital resources. The authors note that the use of multimedia tools in biology lessons has a qualitative effect on the assimilation of the information received. In their conclusions, the authors emphasize that the result of the experiment demonstrated the effectiveness of the methods used.
Key words: multimedia technologies, visualization, infographics, biology, educational information.
Введение. Система образования в соответствии с требованиями современности нуждается в коренном переосмыслении, практической реализации: научиться познавать, научиться работать, научиться жить.
Сегодня применение мультимедийных технологий - одно из условий успешного изучения естественных школьных дисциплин. Каждый из методов обучения имеет определенные преимущества и недостатки. Выбор методов обучения, эффективность их применения определяется спецификой конкретного процесса обучения. Учитель самостоятельно принимает решение об использовании того или иного метода на основе собственного опыта, с учетом особенностей ученической аудитории с целью максимальной эффективности процесса обучения.
Информатизация образования обусловила изменения традиционных подходов в обучении: помимо привлечения технических новаций, использования интернет-пространства, внедрения интерактивных технологий, особое внимание ученые привлекли к вопросу использования компьютерных программных средств для наглядности учебного материала. Появились новые термины «визуализация» и «визуальная поддержка», которые определенным образом характеризуют привлечение информационных технологий в сферу учебной деятельности.
Изложение основного материала статьи. В педагогике наглядность понимается как один из основных принципов дидактики, согласно которому обучение базируется на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых субъектами обучения. Это говорит о том, что наглядность необязательно связывать с визуальным восприятием объекта. В процессе создания психического образа участвуют все органы чувств человека.
В связи с этим различается визуальную, аудиальную, кинестетическую и речевую наглядности.
На данном этапе времени, в процессе обучения достаточно эффективной технологией является визуализация учебной информации. Визуализация- формирование зрительного, наглядного образа, графический способ подачи данной информации. Использование визуальной передачи информации в форме образов и ассоциаций представилось возможным благодаря новой образовательной среде - инфографике.
Такой формат подачи учебной информации способствует развитию образного мышления, составляющими которого, являются такие процессы, как сравнение, анализ, интерпретация. В процессе его использования учитываются способности каждого обучающегося, обеспечиваются индивидуальность темпов и видов работы обучающегося с исходным материалом. Необходимо отметить, что при визуализации любой объект, представляется для обучающегося более интересным, информативным, в следствие чего появляется больший интерес к изучению естественнонаучных дисциплин.
Использовать визуализацию удобно, когда необходимо быстро и качественно преподнести большой объем информации [2].
Под средствами визуализации понимается не просто изобразительный материал, а система передачи визуальной информации, которая, в свою очередь, отвечает на действия учащегося и позволяет ему осуществлять управление той информации, которая изображена на бумажном носителе или транслируется на экране устройства [1].
Информационные технологии на основе мультимедийного контента (текст, звук, графика, анимация) в руках учителя биологии становятся очень действенным техническим средством обучения. Используя мультимедийные средства обучения, учитель имеет возможность на высоком уровне развивать вербально-логический, наглядно-действенный, пространственный, визуальный тип мышления, благодаря тому, что сочетается слуховое и зрительное восприятие информации.
Различные модели визуализации информации содержат формы проблемности. При этом преподавателю следует использовать такие формы наглядности, которые не просто дополнили бы устную информацию, но и сами были носителями информации [2].
Набор инструментов визуализации достаточно широк, начиная от простых линейных графиков до сложных отображений множеств связей.
Кроме этого, каждый из этих типов может использоваться как отдельно, так и в сочетании с другими.
В процессе визуализации изучаемого материала продуктивно реализуется правило наглядности преподавания. Биология является одним из учебных предметов, что дает богатый материал для отработки самых разнообразных методов и приемов работы с информацией. Преподавание этого предмета связано с использованием большого объема разнообразной информации, что делает применение мультимедийных технологий особенно эффективным, поскольку позволяет очень быстро обработать ту или иную информацию и представить ее в виде таблиц, схем, диаграмм, определить зависимость между различными объектами и явлениями, строением и функциями.
Применяя на уроках биологии мультимедийные технологии такие как: инфографика, виртуальная стена, видеоуроки, демонстрируется микромир клетки, рост и развитие организмов, эволюция живых систем, развитие жизни на Земле. То есть за короткое время происходит знакомство с процессами, которые проходили, проходят или будут проходить на протяжении месяцев, десятков лет, веков и даже тысячелетий. Обучающиеся имеют возможность познакомиться с явлениями, имеющими звуковое отображение, проводить практические, лабораторные работы, онлайн тестирование.
Мультимедиа (multimedia) - это одна из различных технологий ИКТ, которая объединяет в компьютерной системе текст, аудио, видеоролик, изображение и мультипликацию или по-другому, как ее называют - анимация.
Применение мультимедиа дает возможность соединить текст, аудио, изображение, видеоряд, флэш-анимацию, позволяет обработать информацию в форме табличных данных, схематических изображений, диаграмм, а также определить отношение между различными объектами и явлениями, строением и функциями. Важное значение имеет также и развитие познавательного интереса учеников к урокам с использованием мультимедиа. Обучающиеся переходят от обычного любопытства к любознательности, и как следствие - к раскрытию причинно-следственных связей [3].
Преподавание биологии связано с использованием большого объема разнообразной информации, вследствие чего применение компьютерной техники особенно эффективно. Форм подачи материала, которые использует учитель биологии на уроке с использованием компьютерных технологий много: это презентация, электронные учебники, виртуальные практические и лабораторные работы, тесты, тренинги. Мультимедийные технологии позволят благодаря визуализации учебного процесса:
• обеспечить высокий уровень наглядности урока;
• сэкономить время при подаче материала;
• поддерживать высокий темп урока;
• повышать эффективность урока;
• развивать мотивацию к изучению биологии;
• лучше понимать и быстрее запоминать учебный материал;
• развивать визуальное (наглядно-образное) мышление;
• получать компетенции для жизни в информационном обществе.
Экспериментально доказано, что при устном изложении материала за минуту ученик воспринимает и способен обработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении мультимедийных средств, основа которых - зрительное и слуховое восприятие материала.
Одним из самых оптимальных средств визуализации, является мультимедийная презентация. Мультимедийные презентации и проекты служат для учащихся визуальной картой памяти, поскольку задействуют различные каналы восприятия, в том числе и ассоциативную память учащихся. Такое представление учебной информации формирует у учащихся визуальное мышление. При создании презентаций, для лучшего усвоения информации соблюдаются определенные требования. Мультимедийные презентации усиливают визуализацию уроков биологии. Применяя на уроках биологии их, появляется возможность демонстрировать, например:
• микромир клетки;
• рост и развитие организмов;
• эволюцию живых систем, развитие жизни на Земле.
Вывести современный урок на качественно новый уровень позволяет инфографика. Она дает широкие возможности для получения глубоких и полноценных знаний учащихся в процессе обучения. Краткость, визуализация, организация, скорость, доступность, лаконичность, точность, креативность - основные признаки данной технологии. Современная инфографика способна не только передавать информацию, но и эмоционально влиять на человека, способствовать развитию у учащихся мыслительных операций, умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, умению давать оценку изученным явлениям и фактам, возможность быстрому запоминанию материала [3].
Инфографика на уроках биологии предполагает достижение таких целей:
• объяснение сложной информации через визуальный образ в компактном и интересном сообщении;
• умение структурировать материал;
• мотивировка к долговременному запоминанию информации в виде схематических зрительных образов;
• развитие умения сравнивать, классифицировать, выделяя главное в познавательном объекте.
Одним из видов инфографики является интерактивный плакат или виртуальная стена, что является доступным образовательным инструментом, который органично синтезирует в интерактивном формате текст, графические изображения, видео- и аудиоматериалы, мультимедийные файлы, ссылки на страницы в интернете, заметки и тому подобное. Эта новейшая технология, помогает представить учебную информацию по теме по-новому, учитывая коммуникационные потребности современной личности.
Виртуальная стена создается средствами сервиса Padlet (http://ru.padlet.com/). Он дает возможность работать дистанционно как с учениками, так и с коллегами. С его помощью появляется возможность внедрить элементы дистанционного и "перевернутого обучения". Используя виртуальную стену Padlet, имеется возможность легко и быстро переходить от одного сервиса к другому. Также пользователь получает возможность поделиться любым интересным материалом со своими друзьями, поскольку сообщение можно редактировать и перемещать по стене.
Одним из видов визуализации является создание собственных видеуроков по биологии как визуального инструмента демонстрации любого биологического процесса или явления. Программное обеспечение, позволяющее записывать все события на экране, достаточно легкое в использовании, имеет удобный и понятный интерфейс. Установка этих программных средств длится не более 2-3 мин. Далее идет творческий процесс создания видеоуроков. На основании вышеизложенного материала было проведено исследование эффективности использования инфографики в процессе обучения биологии в 5 классе на примере тем «Царство грибов» и «Шляпочные грибы». Опыт проводился в Карабалыкской ООШ им. Абая Кунанбаева, Республики Казахстан. В эксперименте принимал участие 5 «А» класс, который был разделен на две группы №1 и №2 соответственно по 8 человек. Первая группа была контрольной вторая экспериментальной.
Контрольная группа обучалась по традиционному методу с применением учебника (Биология 5, учебник, Пратов У., Тухтаев А., Азимова Ф., Тиллаева З., 2020), рабочей тетради. Обучение экспериментальной группы дополнялось применением мультимедийных средств, а именно презентации-инфографики на основе PowerPoint.
Для подготовки инфографики к уроку использовался следующий алгоритм действий:
1. Выбор ресурса для создания инфографики. На сегодняшний день разработано множество специальных сервисов для подготовки инфографики к уроку:
• Piktochart - с помощью данного ресурса можно довольно быстро сделать инфографику, стенограммы или же презентации. Ресурс не требует профессионального опыта использования графического дизайна, что отлично подходит для учащихся.
• Canva - бесплатный интернет-ресурс позволяющий создавать различные стенограммы, есть широкий спектр, как платных, так и бесплатных шаблонов, так же есть функция многопользовательского использования. Можно создавать увлекательные планы уроков, проекты многое другое.
• PowerPoint - один из самых распространенных ресурсов в мире. Данная программа позволяет создавать различные инфоуроки, стенограммы, графики, таблицы и т.д. Простота использования и широкий спектр возможностей делает данный ресурс популярным.
• Cacoo - онлайн инструмент для рисования, который делает возможным создание разных видов инфографики, включая карты сайта, схемы Сервис дает возможность работать совместно с несколькими пользователями в реальном времени, при этом они могут делиться друг с другом и добавлять в блог одну диаграмму одновременно.
2. Выбор темы: «Царство грибов», «Шляпочные грибы: трубчатые и пластинчатые».
3. Добор необходимой визуальной, видео и аудиоинформации.
4. Из данной информации составляется инфографика урока, используя вставки SmartArt.
Педагогический эксперимент проводился по темам «Царство грибов» и «Шляпочные грибы». Оснащение ООШ им. Абая Кунанбаева позволяло использовать раздаточный материал, интерактивную доску, компьютер и демонстрационные макеты.
Для того чтобы понять, как повлияло применение мультимедийных технологий на успеваемость учащихся, были проведены срезы знаний в виде контрольных работ. Первая контрольная работа подразумевала проверку знаний и проводилась после прохождения темы «Царство грибов», а вторая проводилась после прохождения двух тем «Царство грибов» и «Шляпочные грибы» и представляла обобщающий итоговый срез по двум темам.
Контрольные работы проводилась в форме теста, состояли из 10 вопросов. Тестовые вопросы предлагались одинаковые в контрольной и экспериментальной группах. Результаты контрольных работ представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Результат контрольных работ в контрольной группе
Оценка Первая контрольная работа Вторая контрольная работа
Кол-во человек Соотношение в % Кол-во человек Соотношение в %
«Отлично» 2 25 2 25
«Хорошо» 2 25 3 37.5
«Удовлетворительно» 3 37.5 3 37.5
«Неудовлетворительно» 1 12.5 0 0
Таблица 2
Результат контрольных работ в экспериментальной группе
Оценка Первая контрольная работа Вторая контрольная работа
Кол-во человек Соотношение в % Кол-во человек Соотношение в %
«Отлично» 3 37.5 4 50
«Хорошо» 2 25 3 37.5
«Удовлетворительно» 3 37.5 1 12.5
«Неудовлетворительно» 0 0 0 0
В ходе исследования по итогам первой контрольной работы было отмечено, что оценки в экспериментальной группе изменились незначительно, но в ходе второй контрольной работы наблюдалось явное улучшение усвояемости информации. Во второй контрольной работе экспериментальной группы можем наблюдать двукратный прирост оценки «отлично» с 25% до 50% по сравнению с контрольной группой, а также сокращение оценки «удовлетворительно» с 37.5% до 12.5%. Из выше
изложенных данных можно сделать вывод, что применение мультимедийных средств на уроках биологии качественно сказывается на усвоении полученной информации.
Выводы. Применение информационных технологий позволяет провести урок на качественно новом уровне, учесть психологические и возрастные особенности обучающихся, значительно усилить их интерес к изучению биологии, развивать логическое мышление, навыки поиска информации, групповой работы, тем самым улучшить качество их знаний по предмету.
Проведение уроков при комплексном применении традиционных и мультимедийных технологий обеспечивает приобретение учащимися не только глубоких и прочных знаний, но и умения развивать интеллектуальные, творческие способности, самостоятельно приобретать новые знания и работать с различными источниками информации.
Результат исследования продемонстрировал, что благодаря методически грамотному и целесообразному внедрению современных мультимедийных средств визуализации, развивается познавательная и исследовательская деятельность, повышается интерес к предмету, стимулируется продуктивная творческая деятельность.
Литература:
1. Белецкая, Н. Компьютерная поддержка формирования основ научного мышления учащихся при изучении биологии / Н. Белецкая // Родная школа. - 2008. - № 7/8. - С. 53-56
2. Зинченко, В.В. визуализация обучения как средство повышения эффективности уроков биологии / В.В. Зинченко // НАПНУ УМО ИПОИПП (г. Донецк). - 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://kafpppo.inf.ua/user-й^/со^егепсе2012^£ (дата обращения: 17.02.2023).
3. Хотулёва, О.В. Из опыта использования ряда информационных технологий при дистанционном обучении биологии / О.В. Хотулёва, Ю.А. Ющенко, И.И. Недосекина // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2022. -№ 76-2. - С. 215-218
Педагогика
УДК 378.2
доктор педагогических наук, профессор Иконников Александр Иванович
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)
РОЛЬ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ИНСТАЛЛЯЦИИ СТУДЕНТАМИ
ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация. Статья посвящена исследованию роли пространства и времени в процессе создания инсталляции в творческих вузах. Утверждается, что инсталляция исследует прежде всего пространство и время. Данные категории выходят на первый план не только в науке, квантовой физике, но и в искусстве инсталляции. По мнению автора, важное в ходе создания инсталляции - это исследование пространства и времени, выявление их структур и переводе их в визуальные, чувственные образы. Использование минимализма при создании инсталляции привел к важному сдвигу в восприятии зрителем пространства галереи, к осознанию пространства в целом, а также людей в нем. Художники при создании инсталляции часто буквально используют материалы с акцентом на зрительском восприятии во времени и пространстве. Минимализм инсталляции децентрирует зрителя, так как мы лишаемся единственной доминирующей позиции при осмотре художественного объекта. Автор рассматривает данную проблему в ходе создания инсталляции как основную составляющую художественной деятельности современного педагога. Утверждается, что искусство инсталляции напрямую обращается к зрителю, к его телесному присутствию в пространстве. Искусство инсталляции предполагает воплощенного зрителя, зрителя как тело, чьи осязание, обоняние и слух очень важны, как и зрение. Особое внимание в искусстве инсталляции уделяется физическому присутствию зрителя. Зритель рассматривается художниками как необходимая часть произведения. Однако некоторые инсталляции демонстрируют, с какой легкостью восприятие может быть разъято на части, оказываясь гораздо более хрупким и случайным, чем мы считаем. Мир может восприниматься как чистое присутствие, самодостаточное и лишенное памяти. Соответственно, автор считает, что современное искусство инсталляции должно быть сосредоточено не на теме или материале, а на временном и пространственном опыте восприятия зрителя. Опыт создания инсталляций будет полезен студентам художественных, дизайнерских и архитектурных факультетов творческих вузов.
Ключевые слова: минимализм, пространство, время, искусство инсталляции, опыт восприятия, новая эстетика, объект.
Annotation. The article is devoted to the study of the role of space and time in the process of creating installations in creative universities. The installation is said to explore space and time first. These categories come to the fore not only in science, quantum physics, but also in the art of installation. According to the author, an important thing in the course of creating an installation is to study space and time, identify their structure and translate them into visual, sensual images. The use of minimalism in the creation of the installation led to an important shift in the viewer's perception of gallery space, to the awareness of space in general, as well as people in it. Artists in the creation of the installation often literally use materials with an emphasis on audience perception in time and space. The minimalism of the installation decentralizes the viewer, as we lose the only dominant position when inspecting an art object. The author considers this problem, and during the creation of the installation as the main component of the artistic activity of a modern teacher. It is argued that the art of installation directly appeals to the viewer, to his bodily presence in space. The art of installation involves the embodied viewer, the viewer as a body, whose touch, smell and hearing are very important, as is vision. Particular attention in the art of installation is paid to the physical presence of the viewer. The viewer is seen by artists as a necessary part of the work. However, some installations demonstrate the ease with which perceptions can be torn apart, turning out to be much more fragile and random than we believe. The world can be perceived as a pure presence, self-sufficient and devoid of memory. Accordingly, the author believes that the modern art of installation should be focused not on the topic or material, but on the temporary and spatial experience of the viewer's perception. The experience of creating installations will be useful for students of art, design and architectural departments of creative universities.
Key words: minimalism, space, time, art of installation, experience of perception, new aesthetics, object.
Введение. Инсталляция - это такой вид искусства, в котором зритель сразу попадает внутрь композиции. Обычно под определение «инсталляция» попадает любая комбинация объектов в любом пространстве выставочного зала. К инсталляции относят даже развеску картин в пространстве выставочного зала. Искусство инсталляции создает среду, в которую зритель проникает физически. Зритель существует непосредственно, телесно присутствуя в пространстве выставочного зала. Художник воплощает зрителя не только в его зрительном восприятии, но и как тело, которое имеет осязание, обоняние и слух.