РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СНИЖЕНИИ ЛАТЕНТНОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ЛИЦАМИ
®2010 Шахаев Ю.А.
Дагестанский государственный университет
В статье анализируются принятые решения об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении несовершеннолетних по Республике Дагестан за 2008, 2009 и 1-е полугодие 2010 года, а также предлагаются рекомендации по снижению латентной преступности несовершеннолетних лиц.
The author of the article analyzes the quantity of the accepted decisions on the refusal of bringing actions against under-age criminals in the Republic of Dagestan in 2008, 2009 and the 1st half-year of 2010 He also gives recommendations on decreasing the under-age persons’ latent criminality.
Ключевые слова: латентная преступность, преступность
несовершеннолетних лиц, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего.
Keywords: latent criminality, under-age persons’ criminality, decision on the refusal on bringing actions against the under-age person.
Успех борьбы с преступностью,
как и с ее латентной разновидностью, в значительной
мере определяется
последовательностью и
эффективностью деятельности правоохранительных органов, их решительностью и
наступательностью в достижении поставленных целей. В системе государственных органов именно
правоохранительным органам
принадлежит ведущая роль в обеспечении режима законности и правопорядка в стране.
Мы считаем, что дальнейшее
совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью должно вестись на путях реального снижения уровня латентной преступности, последовательного осуществления принципа неотвратимости уголовной ответственности и наказания, без чего уголовный закон теряет свой предупредительный потенциал. В рассматриваемом плане особого
внимания заслуживает латентность искусственного характера, которая обусловлена как издержками
регистрации, учета и статистической отчетности о преступности, так и серьезными недостатками,
упущениями в деятельности
правоохранительных органов, с попустительством,
недобросовестным отношением к исполнению своего служебного долга, а нередко и злоупотреблениями и преступной халатностью должностных лиц, призванных осуществлять функции
расследования
преступлений,
преследования
виновных.
Обратимся
и раскрытия уголовного и изобличения
к факторам организационно-управленческого характера, с которыми связаны причины искусственной латентности преступлений. Одной из
центральных организационно-
управленческих проблем борьбы с преступностью, от кардинального
решения которой в конечном счете зависит незыблемость принципа неотвратимости уголовной
ответственности, является
постановка регистрации и учета преступлений [1. С. 99]. Последнее имеет решающее значение в обеспечении полноты и
объективности показателей
состояния преступности и реального контроля над ней. Однако проблема достоверности этих показателей не только для России, но и для многих стран мира по-прежнему остается сложной и неразрешенной [5. С. 236].
В этом аспекте немалую роль играет прокурорский надзор за обеспечением законности при регистрации и учете преступлений, а также за их расследованием.
В органы прокуратуры поступает большое количество документов и обращений, которые должны
оперативно обрабатываться,
поэтому рациональная организация документооборота имеет важное значение. Инструкция по
делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях позволяет вести обработку документов на
компьютерах при обеспечении
полной надежности и защищенности базы данных [4]. Анализ проверочных действий прокурора по поводу своевременной и полной регистрации преступлений позволяет выявить основные недостатки в его деятельности на этом участке: несистематичность надзора;
неполнота проверок; проверка лишь правильности возбуждения
уголовного дела, чаще - только материалов об отказе в возбуждении, но не
своевременности, полноты
регистрации; беспринципность при обнаружении недостатков, когда проверяющий прокурор не реагирует должным образом на нарушения законности, ограничиваясь лишь констатацией недостатков, и слабо контролирует исполнение
начальниками следственных отделов
и органов дознания предложений и представлений прокурора [6. С. 5052].
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 188 от 26.11.2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [7], других отраслевых приказов Генерального прокурора РФ ежегодно анализируется состояние законности и практика прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних.
Согласно проведенному анализу, прокуратурой Республики Дагестан по итогам 2009 года получены данные, в соответствии с которыми по состоянию на 01 января 2010 года на профилактических учётах в отделах по делам
несовершеннолетних (далее - ПДН) органов внутренних дел состоят 1109 несовершеннолетних, из них учащихся - 645, не работающих и не учащихся - 228, судимых - 220, а также 357 из неблагополучных семей.
За 2009 год по республике удалось снизить преступность среди несовершеннолетних с 546 до 449 случаев, то есть на 17% , из
малолетних преступников 126 человек - лица, нигде не работающие и не учащиеся (аналогичный период прошлого года (далее АППГ - 200). В группах совершено 133 преступлений (АППГ
- 149), 154 преступлений совершено подростками 14-15 лет (АППГ - 178), то есть около 1/3 от общего числа, 295 преступлений
несовершеннолетними 16-17-
летнего возраста (АППГ - 368).
Несовершеннолетними, как и в прошлые годы, в текущем году совершено больше всего краж: за 2009 год - 262, против 392 за АППГ. Увеличилось количество
насильственных преступлений
сексуальной направленности в отношении несовершеннолетних, в
2009 году возбуждено и направлено в суд уголовных дел по ст. 131 УК РФ
- 13, ст. 132 УК РФ - 9, ст. 134 - 5, ст. 135 УК РФ - 5. Имеет место снижение преступлений, связанных с нанесением тяжких телесных повреждений с 8 до 2, изнасилований с 4 до 1, грабежей с 68 до 55, краж личного имущества с 392 до 262, но вместе с тем, зафиксирован рост числа разбоев с 11 до 18, угона автотранспортных средств с 12 до 17, совершение преступлений лицами,
находившимися в наркотическом состоянии - с 1 до 4. В текущем году повысилась раскрываемость
преступности на 7,7%. Так, значительный рост подростковой преступности наблюдается: в г.
Каспийске - с 242 до 254, в Кизлярском районе - с 164 до 169, в Бабаюртовском районе - с 121 до 132, в Кайтагском районе - с 44 до 57, в Карабудахкентском районе - с 171 до 191, в С.Стальском районе - с 94 до 114.
В 2009 году следственными подразделениями органов
внутренних дел в отношении несовершеннолетних возбуждено 353 уголовных дела, органами дознания - 57, следователями
следственных комитетов при
прокуратуре РФ по РД - 12.
По данным городских и районных прокуроров, всего судами
республики в 2009 году было рассмотрено 340 уголовных дел по преступлениям, совершенным
несовершеннолетними, против 329 в 2008 году (увеличение на 11 дел), по которым осуждено в 2009 году - 427 лиц, против 417 лиц в 2008 году (увеличение на 10 лиц); и 14 дел в отношение 18 лиц, совершивших преступления против
несовершеннолетних. По сравнению с 2008 годом отмечается увеличение количества привлеченных к уголовной ответственности
несовершеннолетних (3,2%).
На реальное лишение свободы осуждено 28 лиц (6,7%), из них 8 лиц к моменту вынесения приговора достигли совершеннолетия, против 36 лиц (8%) за 2008 г. К лишению свободы с применением ст. 73 УК РФ (условно осуждены) - 219 лиц
(52,5%), с отсрочкой исполнения на три года, против 312 лиц (74%) за 2008 г.; к штрафу - 49 лиц (11,4%), против 47 лиц (12%) за 2008 г.; с применением принудительных мер воздействия осуждено 26 лиц, против 14 за 2008 г.; к исправительным работам - 1 лицо, а в 2008 г. - 2.
Освобождено от наказания с прекращением дел (примирением, деятельным раскаянием и др.) - 42 лица (10%) несовершеннолетних, за 2008 г. - 56(13%), из них с
применением мер медицинского характера - 3 лица против 9 в 2008 году. Осуждено ранее судимых несовершеннолетних лиц - 51(12%), в 2008 году 29(5%), то есть налицо почти в два раза [3. С. 9-13].
Необходимо обратить внимание на следующее показатели работы, проводимой прокурорами в
отношении латентной преступности несовершеннолетних лиц в
республике. Так, согласно статистическим данным прокуратуры Республики Дагестан, за 2009 год выявлены и поставлены на учет по инициативе прокурора 837 преступлений и из них раскрыты 95, а за 1-е полугодие 2010 года
выявлены и поставлены на учет 380 преступлений. Внесено было 641 требование о направлении материалов руководителю
следственного органа для решения вопроса об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия; в то же время не было ни одного приостановленного
производством дела, возбужденного в отношении несовершеннолетних, а за 1-е полугодие 2010 года - 508. Отсутствие требований в указанной категории, мы полагаем, связано с
тем, что в основном производство предварительного следствия
приостанавливается по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве
обвиняемого, не установлено, и до его установления решить вопрос о том, кем совершено преступление, представляется крайне сложным.
За 1-е полугодие 2010 года отменено 706 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. За этот же период отменено 56 постановлений о прекращении уголовного дела [2].
В целях выявления факторов, обусловливающих латентную
преступность несовершеннолетних лиц, мы проанализировали количество принятых решений об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении несовершеннолетних по Республике Дагестан за 2008, 2009 и 1-е полугодие 2010 года. При этом было обращено внимание на то, сколько из них по результатам проверки законности принятого решения отменены надзирающими прокурорами, по результатам дополнительной проверки по
скольким из отмененных прокурором вынесены постановления о
возбуждении уголовного дела.
Анализ показал, что за 2009 год органами предварительного
следствия и дознания вынесено 203 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, а за 2008 год - 195. Из них отменено прокурорами 25 постановлений, а за 2008 год - 30 (остальные
надзирающими прокурорами
признаны законными и
обоснованными). По результатам дополнительной проверки за
анализируемый период уголовные дела не возбуждались.
За первое полугодие 2010 года вынесено 93 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении
несовершеннолетних. Из них
отменено прокурорами 18 постановлений (остальные
надзирающими прокурорами
признаны законными и
обоснованными). Из них по результатам дополнительной
проверки возбуждено 1 уголовное дело. Так, в ходе дополнительной проверки по факту избиения К. М. Ахмедова из хулиганских побуждений на окраине с. Аяцимахи Дахадаевского района, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 115 УК РФ, т.е.
надзирающим прокурором выявлено и поставлено на учет одно
преступление.
Значительное количество
вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних отмечено в следующих городах и районах республики:
За 2008 год: г. Каспийск - 41 постановление об отказе в
возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних (из них отменено надзирающим прокурором - 7), Ленинский район г. Махачкалы - 19(5), Кировский район г. Махачкалы - 16(4), Советский район г. Махачкалы - 19,
Кизилюртовский район - 16(5), г. Буйнакск - 15, г. Избербаш - 10, Тарумовский район 9(3), Ногайский район - 8, г. Кизляр - 5,
Дахадаевский район - 5 (2), г.
Дербент - 4, Бабаюртовский район -4, Ахвахский район - 2,
Левашинскому 2 (1), С. Стальский район - 2(1).
За 2009 год: г. Каспийск - 67 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних (из них отменено надзирающим прокурором - 7), Кировский район г. Махачкалы - 25(2), г. Буйнакск - 23, Ленинский район г. Махачкалы -11(3), Советский район г. Махачкалы
- 10(2), г. Дербенту - 12, г. Избербаш
- 9, г. Кизляр - 8(1), Кизилюртовский район - 5, Тарумовский район 4(1), Ахвахский район - 3(1), Каякентский район - 3, Карабудахкентский район
- 3, Левашинский район - 2(1),
С.Стальский район - 2(1),
Дахадаевскому району - 2.
За 1-е полугодие 2010 года по г. Каспийску - 12 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении
несовершеннолетних (из них отменено надзирающим прокурором
- 2), Советскому району г.
Махачкалы - 12, Кировскому району г. Махачкалы - 9(1), г. Буйнакску -9(5), г. Избербашу - 8,
Кизилюртовскому району - 7 (4), г. Дербенту - 6(1), Ленинскому району г. Махачкалы - 5.
Анализ показал, что большинство решений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних по Республике Дагестан за анализируемый период надзирающими прокурорами
признается законными и
обоснованными. В связи с этим прокуратурой Республики Дагестан истребованы указанные материалы за 1-е полугодие 2010 года для вторичного их изучения. В ходе проверки 79 материалов, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, были отменены 7 постановлений органов дознания, а 1 материал проверки направлен руководителю СУ при МВД по РД для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела следователем, которое в последующем отменено и направлено на дополнительную проверку. По результатам дополнительных проверок вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Среди изученных материалов за 1-е полугодие, как правило, основанием для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного
дела являлось отсутствие состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), а именно недостижение возраста привлечения к уголовной ответственности - 43 материала (54,4%), т.е. более половины.
Можно полагать, что если средний возраст привлечения к уголовной ответственности, как предлагают некоторые, был бы снижен до 14 лет, а особый субъект - до 12 лет, то на несколько десятков преступлений в республике было бы больше, однако мы не сторонники данного метода. В стране и так достаточно совершается преступлений
несовершеннолетними, а таким образом мы увеличим количество возбужденных уголовных дел в несколько раз, что приведет к еще большей загруженности органов предварительного следствия, а это не станет выходом из сложившейся ситуации. Необходимо искать иные методы как для снижения преступлений, совершаемых
несовершеннолетними, так и
нейтрализации причин их латентности. Один из способов, который мы предлагаем для снижения латентности преступлений,
- это усиление прокурорского надзора за учетом и регистрацией сообщений о преступлениях.
В ходе изучения 79 материалов, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении
несовершеннолетних, нами
выявлены такого рода нарушения, как рассмотрение сообщения о преступлении в нарушении
трехдневного срока, без продления этого срока. Например, по факту ножевого ранения В. В. Бойко (05.04.2010 года в г. Кизляр) и по факту избиения М. Р. Рабаданова (26.04.2010 года в с. Бабаюрт Бабаюртовского района), по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, рассмотрены сообщения о
преступлении с нарушением
требований ч. 3 ст. 144 УПК РФ, т.е. без продления срока до 10 суток. В связи с этим прокуратурой республики даны поручения прокурорам г. Кизляра и
Бабаюртовского района внести представления об устранении
нарушений закона.
Кроме того, установлено
нарушение требований п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, а именно начальником ПДН ОВД по г. Каспийску капитаном милиции М. К. Муртазалиевым: не передано сообщение о преступлении по подследственности в мировой суд при наличии заявления
потерпевшего, а вынесено
постановление об отказе в
возбуждении уголовно дела [8. С. 13].
Проблема регистрации
преступлений, постановки их на учет, выявления сокрытых преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами, остается достаточно
сложной проблемой в республике. Помимо существующих проблем с искусственным занижением
преступности, усложняется она и тем, что несовершеннолетние, их родители, родственники, учителя не желают в полной мере сотрудничать с сотрудниками правоохранительных органов.
В деятельности ОВД для
выявления совершенных
преступлений используют различные формы и методы, такие, как доверительные беседы, встречи с населением, трудовыми
коллективами, различные рейды, профилактические мероприятия, получение информации от общественных помощников,
негласного аппарата, реализация полномочий, предусмотренных Фз «Об оперативно-розыскной
деятельности» и т.д.
Необходимо усилить прокурорский надзор за учетом и регистрацией сообщений о преступлениях, совершенных как в отношении несовершеннолетних, так и ими;
периодически проводить встречные проверки по отказным материалам для выявления укрытых
преступлений, обсуждать данные проблемы на координационных и межведомственных совещаниях, усилить взаимодействие с сотрудниками по делам с несовершеннолетними органов
внутренних дел, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях района и т.д.
К сожалению, приходится констатировать, что не уделяется должное внимание ведению учета мер прокурорского реагирования, вынесенных (внесенных) в ходе осуществления надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении
сообщений о преступлениях, совершенных несовершеннолетними в органах дознания и предварительного следствия. Это не позволяет, используя статистические выкладки, говорить о том, какой вклад вносит прокурорский надзор по снижению уровня латентной
преступности среди
несовершеннолетних лиц.
В этой связи представляется необходимым в прокурорском отчете «Формы - П» предусмотреть отдельный раздел, посвященный статистике преступлений,
совершенных несовершеннолетними лицами, при этом разделив его на акты реагирования по принятым решениям на материалы, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних с указанием, сколько из них отменены прокурором в ходе проверки и по результатам дополнительной
проверки, по скольким возбуждены уголовные дела.
По результатам проведенного анализа нами было предложено по итогам полугодия и года проводить на местах (городским и районным прокурорам) аналогичные анализы по материалам, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении
несовершеннолетних, результаты которых направлять в прокуратуру республики для их обобщения и
внесения предложений по усилению надзора в этой сфере.
Примечания
1. Акутаев Р. М. Проблемы латентной преступности. Махачкала, 2002. 2. Годовой отчет прокуратуры РД по «Форме - П». Разделы 11, 12, 13, 14и 19 / Хранится у старшего помощника прокурора РД по оперативному учету и статистике П. К. Омаровой. 3. Даитбегов М. Б. Справка о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних за 2009 год / Хранится в наряде № 21/21 прокуратуры РД. 4. Инструкция по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях. Приказ Генеральной прокуратуры РФ №107 от 05.06.2008 г. // КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/ опПпе/Ьазе/?^=с1ос;Ьа5е=1_А\Л/;п=79027. 5. Конев А. А. Преступность в России и ее реальное состояние. Н.Новгород, 1993. 6. Меликян М. Надзор за регистрацией преступлений // Законность. 1997. № 9. 7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 188 от 26.11.2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // Закон. Интернет-журнал ассоциации юристов Приморья. http://www.proknadzor.ru/orders/allord.php7rangeH. 8. Шахаев Ю. А. Справка по результатам проведенного анализа материалов, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних за 2008, 2009 и 1-е полугодие 2010 года от 21.09.2010 / Хранится в наряде №21/23 прокуратуры РД.
Статья поступила в редакцию 11.06.2010 г.