Научная статья на тему 'Роль прокуратуры в обеспечении налоговой безопасности'

Роль прокуратуры в обеспечении налоговой безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / безопасность / государство / экономика / налог / закон / prosecutor’s office / security / country / economy / tax / law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокин Р.С.

налоговая безопасность государства является разновидностью безопасности как социального явления. В обеспечении большинства видов безопасности государства прямо или косвенно участвуют все органы власти, органы местного самоуправления, органы прокуратуры, иные организации и лица, наделенные публичными полномочиями. Значительная доля налоговых доходов бюджетной системы обусловливает повышенную значимость угроз их поступлению для развития экономики и обеспечения национальной безопасности. Поступление налоговых доходов обеспечивается надлежащей реализацией фискальной функции налоговой системы страны – установлением, введением и администрированием совокупности налогов и сборов уполномоченными органами на основе общих принципов и правил. Разнообразие угроз, оказывающих воздействие на реализацию фискальной функции налоговой системы в современных условиях, и необходимость комплексного противодействия им правовыми средствами обусловливают необходимость акцентированного юридического изучения налоговой безопасности государства для повышения эффективности правового регулирования налоговых и связанных с ними отношений, а также обеспечения национальной безопасности в целом. Вопросы выстраивания сбалансированной системы борьбы с угрозами налоговой безопасности, учитывающей их разнообразие и взаимосвязь с иными угрозами национальной безопасности, обладают повышенной юридической значимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the prosecutor's office in ensuring tax security

the tax security of the state is a kind of security as a social phenomenon. All government bodies, local self-government bodies, prosecutor’s offices, other organizations and persons with public powers are directly or indirectly involved in ensuring most types of State security. A significant share of tax revenues of the budget system determines the increased importance of threats to their receipt for the development of the economy and ensuring national security. The receipt of tax revenues is ensured by the proper implementation of the fiscal function of the country’s tax system – the establishment, introduction and administration of a set of taxes and fees by authorized bodies on the basis of general principles and rules. The variety of threats affecting the implementation of the fiscal function of the tax system in modern conditions, and the need for a comprehensive counteraction to them by legal means, necessitate an accentuated legal

Текст научной работы на тему «Роль прокуратуры в обеспечении налоговой безопасности»

Р. С. Сорокин, R. S. Sorokin,

кандидат юридических наук, Candidate of Law, Associate Professor

доцент кафедры прокурорского of the Department of Prosecutorial

надзора и криминологии Supervision and Criminology

Саратовской государственной of the Saratov State Law Academy

юридической академии magistr@yandex.ru

DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-298-303

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация: налоговая безопасность государства является разновидностью безопасности как социального явления. В обеспечении большинства видов безопасности государства прямо или косвенно участвуют все органы власти, органы местного самоуправления, органы прокуратуры, иные организации и лица, наделенные публичными полномочиями. Значительная доля налоговых доходов бюджетной системы обусловливает повышенную значимость угроз их поступлению для развития I экономики и обеспечения национальной безопасности. Поступление налоговых доходов jj обеспечивается надлежащей реализацией фискальной функции налоговой системы страны - установлением, введением и администрированием совокупности налогов Се и сборов уполномоченными органами на основе общих принципов и правил. Разнообра-§ зие угроз, оказывающих воздействие на реализацию фискальной функции налоговой О системы в современных условиях, и необходимость комплексного противодействия им

g правовыми средствами обусловливают необходимость акцентированного юридиче-

С ского изучения налоговой безопасности государства для повышения эффективности

25 правового регулирования налоговых и связанных с ними отношений, а также обеспечения национальной безопасности в целом. Вопросы выстраивания сбалансированной

g системы борьбы с угрозами налоговой безопасности, учитывающей их разнообразие

^ и взаимосвязь с иными угрозами национальной безопасности, обладают повышенной

^ юридической значимостью.

С Ключевые слова: прокуратура, безопасность, государство, экономика, налог,

Сс закон. §

со THE ROLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE

2 IN ENSURING TAX SECURITY

С

Abstract: the tax .security of the .state is a kind of security as a social phenomenon. 298 All government bodies, local self-government bodies, prosecutor's offices, other organizations

- and persons with public powers are directly or indirectly involved in ensuring most types

(yj of State security. A significant share of tax revenues of the budget system determines the increased importance of threats to their receipt for the development of the economy and ensuring national security. The receipt of tax revenues is ensured by the proper implementation of the fiscal function of the country's tax system - the establishment, introduction and administration of a set of taxes and fees by authorized bodies on the basis of general principles and rules. The variety of threats affecting the implementation ofthe fiscal function ofthe tax system in modern conditions, and the need for a comprehensive counteraction to them by legal means, necessitate an accentuated legal. Keywords: prosecutor's office, security, country, economy, tax, law.

О

«V

Налоги являются мощным рычагом государственной политики в целом и принимают на себя функции регулирования финансово-экономических процессов, обеспечения социальных гарантий, создания материальной базы развития публично-правовых образований [1, с. 316].

Главной функцией налога и налоговой системы в науке обоснованно признается фискальная, «в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога» [2, с. 11—15]. Иные функции налогов (регулирующая, распределительная, социальная, контрольная) характеризуются как производные от фискальной. Ненадлежащая реализация этих функций в первую очередь угрожает некоторым разновидностям национальной безопасности (экономической, общественной и т.п.) [3, с. 47-49]. Рассмотрение в качестве объекта налоговой безопасности функционирования налоговой системы в целом размывает содержание и целевую направленность обеспечения этого вида безопасности. Объектом налоговой безопас- § ности государства следует признать реализацию фискальной функции * налоговой системы - стабильное аккумулирование налоговых доходов. || Реализация иных функций налоговой системы также затрагивает на- Ц логовую безопасность государства, но в той мере, в которой влияет ^ на взимание налогов в долгосрочной перспективе. §

В юридической литературе выделяются различные факторы, по- ® тенциально угрожающие налоговой безопасности государства. К ним ® относятся: внутриэкономические факторы (включая инфляцию и без- | работицу), подрывающие налоговую базу организаций и домохозяйств | [4, с. 261]; внешнеэкономическая зависимость от западных стран о и принимаемых ими политически мотивированных дискриминаци- § онных мер [5, с. 62-69], а также от транснациональных корпораций о! [6, с. 55-69]; совершение разнообразных экономических преступле- § ний, начиная с хищений [7, с. 189-198] и заканчивая преднамеренными | банкротствами и коррупцией [8, с. 149]. §

Органы прокуратуры в научной литературе не принято относить к субъектам обеспечения экономической безопасности, что нельзя 299 признать правильным. Отчасти такая традиция связана с неточными ^ положениями утратившего силу Закона РФ от 5 марта 1992 г. N° 2446-1 Р «О безопасности», который в ст. 8 включал в систему безопасности ^ лишь органы законодательной, исполнительной и судебной власти. § Между тем «в иерархии целей и задач прокуратуры обеспечение национальной безопасности имеет главенствующее значение», поскольку она «является системообразующим центром контрольной и правоохранительной систем страны» [9, с. 16], выступая гарантом

надежного функционирования системы национальной безопасности на основе законности. Надзор за исполнением законов о налогах выделяется учеными в качестве одного из приоритетных и сложных направлений прокурорского надзора [10, с. 25].

Прокуратура координирует и корректирует деятельность по борьбе с правонарушениями, угрожающими безопасности в различных сферах, включая налоговую, в процессе надзора за исполнением законов как иными субъектами обеспечения безопасности [11], так и частными лицами. Роль прокуратуры в такой координации в экономических правоотношениях в современных условиях существенно возрастает. Показателем значения этого органа в рассматриваемой сфере является включение Генерального прокурора РФ в состав Совета Безопасности РФ.

Выявление, нейтрализация, устранение и предупреждение угроз „о национальной безопасности составляют одну из главных задач просо куратуры, но она должна реализовываться субсидиарно по отношению к функциям отраслевых органов администрирования. Особенно применительно к такому специфическому объекту, как налоговая система, требующему глубокого понимания экономических законов при интерпретации правовых норм. Роль прокуратуры в обеспечении 2 налоговой безопасности заключается не в дублировании или подмене ^ работы органов налогового администрирования, а в компенсации — их недоработок, корректировке принимаемых ими мер реагирования § на возникающие угрозы.

5 Сложно согласиться с мнением об организующей роли проку-§ ратуры в обеспечении национальной безопасности. Полномочиями ^ по организации работы иных органов власти и частных субъектов прокуратура не обладает, будучи не вправе вмешиваться в их опера-о тивно-хозяйственную деятельность. Такие полномочия, исходя из ее ^ целей в системе обеспечения безопасности, в том числе налоговой, С и не требуются. Задача прокуратуры - выявление и исправление нарушений закона в функционировании иных субъектов безопасности, 300 вызванных ведомственной солидарностью либо отсутствием неза-^ висимого суждения по вопросам, входящим в компетенцию таких СЧ отраслевых структур обеспечения безопасности. Реализации этой ® задачи способствует арсенал мер прокурорского надзора, включая ^ предусмотренную КоАП РФ возможность возбуждения любых дел об административных правонарушениях. Не относясь ни к одной из трех ветвей власти, прокуратура способна наиболее эффективно реализовать обозначенные задачи: снабжать субъектов обеспечения безопасности независимой экспертной оценкой законодательных

и правоприменительных мер по противодействию угрозам налоговой безопасности и координировать их реализацию.

Полномочия органов прокуратуры также создают условия для осуществления ею эффективного правового мониторинга угроз налоговой безопасности практически во всех урегулированных законодательством сферах общественной жизни. В органах прокуратуры аккумулируются уникальные (с точки зрения качества, содержания и объема) сведения о фактическом состоянии законодательства и правоприменительной практики, позволяющие оценивать их с позиций адекватности возникающим рискам. Получаемая прокуратурой информация дает возможность оказывать содействие налоговым и иным органам в точной реализации законодательства и купировании возникающих угроз, потому подлежит обязательному доведению до последних.

Стоит отметить, что в настоящее время не в полной мере реализуется правоохранительный потенциал такой формы обеспечения налоговой безопасности, как предостережение. Основная задача ? применения предостережений - недопущение совершения лицом ^ деструктивного поведения в сфере обеспечения национальной без- || опасности посредством применения превентивных профилактических Ц мер [12, с. 309-320]. |

В целях недопущения проявления угроз налоговой безопасности ю предостережения - в силу прямого указания в специальных законах - т вправе выносить органы прокуратуры (предостережения о недопу- ® стимости нарушения закона при наличии сведений о готовящихся | противоправных деяниях). |

Предостережения могут быть эффективной мерой реагирования о государства на возникновение угроз налоговой безопасности со сто- § роны самих органов налогового администрирования. Например, ак- о! тивнее применяться при получении органами прокуратуры сведений |

о нарушениях со стороны налоговых органов в процессе налоговых |

§

проверок и проведения иных мероприятий налогового контроля. §

Анализируя практику деятельности органов налогового администрирования в различных правовых формах, можно сделать вы- 301 вод о недостаточном использовании потенциала такой формы, как ^ представление об устранении причин и условий, способствующих ю совершению правонарушении, в предотвращении и пресечении угроз ■§ налоговой безопасности. §

Должностным лицам налоговых, таможенных и иных органов, рассматривающим дела об административных правонарушениях, а также судьям право внесения указанных представлений дано ст. 29.13 КоАП РФ. Статья 22 Закона N° 182-ФЗ в совокупности с ч. 3

ст. 16 и ч. 3 ст. 6 указывает на возможность реализации данного права государственными органами в иных случаях, только если это прямо предусмотрено в специальном законе. Такие случаи установлены для должностных лиц органов прокуратуры, ФСБ России, полиции, Счетной палаты, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в целом.

Мониторинг отражения в законодательстве разнообразных угроз налоговой безопасности и координация юридических мер по эффективному противодействию им - естественные цели деятельности прокуратуры, обусловливающие ее уникальное место в системе институционального обеспечения налоговой безопасности государства.

Список литературы:

1. Бородина, Ю.И. Экономическая безопасность современного государ-.0 ства: налоговый аспект / Ю.И. Бородина // Государственное и муниципальное го управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - № 3. - С. 315-318.

а 2. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред.

^ И.В. Горского. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 287 с. <5 3. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 т.

О Том 1 : учебник и практикум для вузов / В.Г. Пансков. - 7-е изд., перераб.

и доп. - М. : Юрайт, 2020. - 393 с. С; 4. Кучеров, И. И. Налоги и криминал: историко-правовой анализ /

5 И.И. Кучеров. - М. : Первая образцовая тип., 2000. - 350 с. ^ 5. Дмитриев, И.П. Международно-правовой и национальный аспекты

§ финансовой безопасности / И.П. Дмитриев // Международное сотрудниче-^ ство евразийских государств: политика, экономика, право. - 2016. - № 2. § - С. 62-69.

С 6. Бурцев, В.В. Факторы финансовой безопасности России / В.В. Бур-

цев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 1. - С. 55-69. со 7. Сорокин, Р.С. Хищения денежных средств, совершенные с ис-

оо пользованием информационных банковских технологий / Р. С. Сорокин // сЕ Актуальные вопросы публично-правового регулирования экономических отношений : матер. Междунар. науч.-практ. симпозиума (Москва, 24 декабря 2020 г.). - М. : Русайнс, 2021. - С. 189-198.

8. Сорокин, Р. С. Система юридической ответственности государственных служащих за коррупцию / Р.С. Сорокин. - Саратов : Вузовское образование, 2021. - 149 с.

С

302

О 9. Ашурбеков, Т. А. Правовые и организационные основы надзорной

«V

и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности : автореф. дис... д-ра юрид. наук / Т. А. Ашурбеков. - М., 2009. - 68 с.

10. Ленковская, Р.Р. Деятельность прокуратуры в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации : автореф. дис. канд. юрид. наук / Р.Р. Ленковская. - М., 2005. - 36 с.

11. Кардашова, И. Б. Прокуратура Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности / И.Б. Кардашова // Вестник Акад. Ген. прокуратуры РФ. - 2009. - № 4 (12). - С. 7-11.

12. Редкоус, В.М. Теоретические проблемы применения института официального предостережения в области обеспечения национальной безопасности // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 4. - С. 309-320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.