УДК 347.963
Забавко Роман Алексеевич,
доцент кафедры уголовного права Юридического института
Иркутского государственного университета,
кандидат юридических наук, доцент
ул. К. Маркса, 1, г. Иркутск, Россия, 664003
е-mail: zrairk@gmail.com
ORCID: 0000-0003-1613-9317
РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОПОРЯДКА
Аннотация. Важное значение для обеспечения экологической безопасности и экологического правопорядка имеет контрольно-надзорная деятельность, координация работы всех правоохранительных органов, постоянный мониторинг действующего законодательства на предмет наличия правовых пробелов и других проблем правового регулирования. В настоящий момент единственным правоохранительным органом, способным осуществлять все указанные виды деятельности, является прокуратура РФ. Кроме того, в РФ функционируют специальные природоохранные прокуратуры, деятельность которых имеет специфику. В этой связи деятельность данного органа должна быть методологически проработанной, иметь должное правовое сопровождение, проблемы его работы должны анализироваться в целях их разрешения. В данном исследовании на примере деятельности территориальных подразделений прокуратуры РФ рассмотрены аспекты такой деятельности, выявлены отдельные проблемы. В частности, обосновывается позиция о том, что выбрана наиболее оптимальная модель, при которой никакие иные органы не обладают таким набором полномочий в сфере природоохраны, как прокуратура РФ. В то же время, эти полномочия по своей сути контрольно-надзорные, а не распорядительные, что позволяет избежать злоупотреблений со стороны прокурорских работников в данной сфере.
Ключевые слова: прокуратура РФ; природоохранная деятельность; экологическая безопасность; экологический правопорядок; надзор.
Zabavko Roman Alekseevich,
PhD in Law, Associate Professor,
Associate Professor of Criminal Law,
Institute of Law, Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003, Russian Federation
e-mail: zrairk@gmail.com
ORCID: 0000-0002-5663-6230
THE ROLE OF THE PROSECUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ECOPLOGICAL SAFETY AND ENVIRONMENTAL LEGAL ORDER
Annotation. Control and supervisory activities, coordination of the work of various law enforcement agencies, operational monitoring of legislation for the presence of legal gaps in it and other problems of legal regulation has significance for environmental safety and environmental law and order. Now the only law enforcement agency that has the ability to carry out these types of activities is the Prosecutor's Office of the Russian Federation. In addition, in the Russian Federation there are special environmental prosecutor's offices, which activities have their own specifics.
Therefore, the activities of this body should be methodologically sound, have legal support of high quality, problems should be analyzed in order to be solved. In this study, on the example of the activities of the territorial divisions of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, aspects of this activity are analyzed, and some problems are identified. For example, the position is substantiated that the most optimal model has been chosen, in which no other bodies have such a set of powers in the field of environmental protection as the Prosecutor's Office of the Russian Federation. At the same time, these opportunities are control and supervision, but not administrative, and this circumstance makes it possible to avoid abuse by prosecutors in this area.
Keywords: Prosecutor's Office of the Russian Federation; environmental protection activities; environmental Safety; environmental law and order; supervision.
Органы прокуратуры РФ являются важной составляющей национальной системы обеспечения экологической безопасности и экологического правопорядка. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, охрана окружающей среды и обеспечение экологических прав граждан, а также право на достоверную информацию об окружающей среде обозначены в Конституции РФ в качестве приоритетных направлений деятельности государства. Во-вторых, добыча и иное использование природных ресурсов урегулировано огромной массой законодательства, за соблюдением которого требуется постоянный контроль и надзор. В-третьих, в процесс защиты отдельных аспектов экологической безопасности и
экологического правопорядка вовлечено множество правоохранительных органов, деятельность которых должна быть согласована и координирована. В-четвертых, в настоящее время законодательная основа
природопользования столь велика, что требуется специализированный орган, который мог бы осуществлять ее постоянный мониторинг, определять наличие правовых пробелов и других проблем правового регулирования в целях его совершенствования. Именно прокуратура РФ обладает полномочиями по обеспечению указанных аспектов и поэтому вполне логично, что именно она выступает главным государственным органом в сфере природоохраны.
Рассмотрим направления деятельности прокуратуры РФ в рассматриваемой области более подробно.
Прокуратура РФ осуществляет мониторинг состояния окружающей среды, собирая информацию от множества иных специализированных природоохранных и правоохранительных органов. Информация эта по своему содержанию может быть различна - от физико-химических показателей качества вод, атмосферного воздуха, почв, численности живых организмов, до статистики деликтного поведения граждан и организаций. Сама прокуратура РФ не имеет для этого технических возможностей и фактически не занимается самостоятельным получением данной информации, получая ее от подразделений агентств лесного хозяйства, водных ресурсов, органов государственной власти и местного самоуправления в сфере охраны животного мира и т.д. Это, в свою очередь, позволяет производить перекрестный анализ поступающей информации и проверять ее на достоверность и полноту, обеспечивать своевременность ее поступления. Прокуратура РФ имеет полный и всесторонний доступ к сведениям экологического характера, которые имеются у различных органов -Ростехнадзора, Роспотребнадзора,
Росреестра, Росприроднадзора и т.д. Эта информация может быть не только динамической (характеризующий
изменения качества природных объектов), но и статической (об масштабах природных объектах, специфике предприятий,
населенных пунктах и т.д.). Кроме того, прокуратура РФ активно взаимодействует с общественными и иными организациями, в том числе с международными, а также с гражданами, которые также ведут независимый аудит состояния окружающей среды [3, с. 345-346]. Сведения о совершенных преступлениях и иных правонарушениях в области
природоохраны прокуратура РФ получает в рамках по специализированным каналам прежде всего от МВД России. Все это в совокупности позволяет прокуратуре РФ обладать всей полнотой информации об окружающей природной среде, принимаемых мерах по обеспечению экологической безопасности и
экологического правопорядка.
Всесторонний мониторинг также позволяет выявлять различные корреляции, оценивая эффективность принимаемых мер, информировать органы государственной власти и высших должностных лиц относительно текущего и перспективного состояния окружающей среды, обеспечивать дальнейшее движение экологически значимой информации в обществе.
Прокуратура РФ имеет
организационные возможности по обеспечению контроля за исполнением законодательства в области исполнения экологического законодательства. Для этого ей организуются плановые и внеочередные прокурорские проверки, принимаются иные меры прокурорского реагирования в случае нарушения норм добычи полезных ископаемых, рубки лесных насаждений, охоты и рыболовства, осуществления выбросов в атмосферный воздух и другие среды. Важным современным направлением деятельности прокуратуры в рассматриваемой сфере является обеспечение законности в области соблюдения законодательства об образовании, захоронении и переработки бытовых отходов - сложная ситуация в данной области обусловлена резким ростом потребления, образованием огромного
количества отходов различной степени опасности, вплоть до запрещенных при ограниченности ресурсов, а иногда и при отсутствии полигонов и мощностей для их переработки. Проблема проведения «мусорной» реформы может быть решена только на основе создания тщательно проработанной нормативной правовой базы, осуществляемого при участии и контроле прокуратуры РФ. Органы прокуратуры РФ принимают
непосредственное участие в контроле квотирования добычи природных ресурсов, обеспечивая тем самым противодействие возможному злоупотреблению со стороны органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.
Одним из наиболее важных направлений деятельности органов прокуратуры РФ является предупреждение совершения экологических преступлений. Для реализации этой задачи органы прокуратуры направляют в подразделения МВД РФ и СК РФ для проверки и принятия правовых решений сведения о выявленных правонарушениях, принимают
непосредственное участие в различных процессуальных действиях,
самостоятельно выносят протесты, представления и постановления, необходимые для прекращения и предотвращения противоправной
деятельности. Кроме того, органы прокуратуры РФ выступают
государственными обвинителями по уголовным делам об экологических преступлениях, что позволяет говорить об участии прокуратуры в квалификации экологических преступлений [1, с. 50], представляют интересы государства по защите вещных и иных прав на природные ресурсы [6, с. 95]. Сотрудники прокуратуры фактически включены в процесс правоохранительной деятельности других органов, осуществляют проверку законности и обоснованности принятия ими решений, исполнимости предписаний, обязательности принятия процессуальных
решений по материалам, направленных в их адрес прокуратурой РФ. В этом аспекте прокуратура контролирует соблюдение не только экологического, но и процессуального законодательства [5, с. 2627].
Большое значение имеет деятельность органов прокуратуры РФ по совершенствованию законодательства в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Имея возможность осуществлять оценку эффективности практически всех природоохранных норм, прокуроры готовят представления о их совершенствовании, устранении
противоречий, исключения
неблагоприятных факторов ошибок и проблем правового регулирования. Особое значение эта деятельность приобрела на уровне местного самоуправления, так как большая часть природных ресурсов используется именно здесь. Органы прокуратуры имеют возможность использовать опыт других регионов, делиться с ним с чиновниками на местах, контролировать их деятельность. Обычной практикой стало согласование с прокурором нормативов использования природных ресурсов, проектов экологически значимой деятельности. Для реализации этой задачи ведется постоянное взаимодействие с органами местного самоуправления, властями субъектов РФ, проводятся очередные и внеочередные совещания и иные встречи. Практика показывает, что такое взаимодействие в настоящее время максимально
конструктивно и эффективно [4, с. 59].
Спецификой прокуратуры РФ в сравнении с зарубежными коллегами является наличие в нашем государстве специализированных природоохранных прокуратур. Такие прокуратуры созданы частях страны, где сосредоточены наиболее крупные экологически значимые объекты и в которых ощущается особая необходимость в координации
деятельности в сфере природоохраны
[2, с. 33]. Природоохранные прокуратуры как правило межрегиональные, что обусловлено несовпадением границ субъектов РФ с едиными экологическими территориями и объектами. Важно отметить, что деятельность данного вида прокуратур сфокусирована именно на защите экологических прав граждан, иных субъектов, интересов государства в области экологии, обеспечении рационального природопользования. Их наличие позволяет существенно разгрузить деятельность прокурорских работников в субъектах РФ, такие прокуратуры десантированы от местных властей, а их работники имеют высокую степень специализации профессиональных
познаний, умений и навыков. При этом достаточно качественная ведомственная законодательная база позволяет избегать дублирования деятельности и организовать качественная взаимодействие с иными органами прокуратуры.
Говоря о роли прокуратуры РФ в обеспечении экологической безопасности и экологического правопорядка, следует отметить и некоторые проблемы в ее деятельности. Так, специфика работы, наличие множества процессуальных сроков, объем работы выступают факторами значительной
профессиональной нагрузки на прокурорских работников, что требует оптимизации штатной численности прокуратуры, повышение качества профессиональной подготовки,
переподготовки, повышения
квалификации, оправдывает повышения мер социальной поддержки со стороны государства.
Анализ практики деятельности прокуратуры позволяет сделать вывод о том, что часто она вынуждена подменять другие государственные органы и органы местного самоуправления в обеспечении экологической законности [7, с. 89]. Прокуроры вынуждены готовить и направлять в суд иски о защите экологических интересов органов местного
самоуправления и государства, хотя большую часть этой работы должны осуществлять специализированные органы, прямо для этого созданные. Это обусловлено и низким качеством подготовки сотрудников таких
подразделений в сравнении с прокурорскими работниками, и с игнорированием ими выполнения своих обязанностей.
Значительная проблема деятельности прокуратуры - необходимость обработки больших объемов информации, которая должна быть получена, обработана, проверена, отработана и передана в иные органы. При этом следует обеспечить исключение дублирования информации, обеспечение ее обновления, контроля и т.д. В этой связи необходима дальнейшая «цифровизация» работы прокуратуры РФ.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о критически важной роли прокуратуры РФ в обеспечении экологической безопасности и
экологического правопорядка, наличии проблем в ее работе и необходимости дальнейшего совершенствования ее деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Георгиевский Э. В., Кравцов Р. В. Применение уголовного закона. Иркутск : Иркутский государственный университет, 2018. 210 с. ISBN 978-5-9624-1661-8.
2. Добрецов Д. Г., Игонина Н. А., Какителашвили М. М. Координация природоохранными прокурорами деятельности правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью // Мониторинг правоприменения. 2017. № 2 (23). С. 29-35.
3. Иванченко Е. А. Роль органов прокуратуры в предотвращении преступлений в сфере природопользования // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако : материалы IV Международной научно-практической конференции : в 2 т.
Тамбов, 22-23 мая 2020 года. - Тамбов : Державинский, 2020. С. 344-347.
4. Кобелев М. А. Роль специализированных природоохранных прокуратур в деятельности по прогнозированию экологических преступлений // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство : сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза, 05 декабря 2019 года : в 2 ч. Пенза : Наука и Просвещение, 2019. С. 58-60.
5. Копылова О. П., Медведева С. В. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства // Экологическое право. 2021. № 3. С. 26-28. Б01 10.18572/1812-3775-2021-3-26-28.
6. Копылова О. П., Медведева С. В., Карташова А. Г. Роль прокуратуры в борьбе с экологическими преступлениями // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 3. С. 92-95.
7. Куджева Е. К. Деятельность правоохранительных и природоохранных органов в вопросах недопущения экологических преступлений // Аграрное и земельное право. 2019. № 1 (169). С. 87-91.