Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РФ В ФОРМИРОВАНИИ АКТУАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВА'

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РФ В ФОРМИРОВАНИИ АКТУАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ / НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ И ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ / СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ / МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРОКУРОРСКИХ ОРГАНОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оксамытный Виталий Васильевич, Цветикова Татьяна Викторовна

Прокуратура Российской Федерации представляет собой централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ; контроль за исполнением законов и подзаконных актов властными структурами; защищает соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также имеет полномочия по осуществлению уголовного преследования в рамках своих функциональных обязанностей. Указанная структура по сути содействует формированию и своевременному обновлению правовой культуры общества и государства, обеспечивая реализацию документов, касающихся различных направлений деятельности министерств и ведомств, образованных на территории государства. В связи со столь важной миссией подобного властного механизма необходимо следить за качеством работы его сотрудников, предупреждая случаи незаконного привлечения граждан к юридической ответственности, осуществление незаконных операций в сферах лицензирования, финансирования и т.д., прямое нарушение прав и свобод граждан при назначении натуральных или денежных льгот и выплат, участии в выборных компаниях различных уровней и др.. Помимо требований образовательного стандарта к подготовке сотрудников правоохранительной системы, следует разрабатывать и внедрять на практике мероприятия антикоррупционного характера и иные формы противодействия преступности в сфере сотрудников Прокуратуры РФ и связанных с нею подразделениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Оксамытный Виталий Васильевич, Цветикова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PROSECUTOR’S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FORMATION OF THE CURRENT LEGAL CULTURE OF THE STATE

The Prosecutor’s Office of the Russian Federation is a centralized system of bodies that monitor compliance with the Constitution of the Russian Federation; control over the execution of laws and regulations by government structures; protects the observance of human and civil rights and freedoms, and also has the authority to carry out criminal prosecution within its functional responsibilities. The specified structure essentially contributes to the formation and timely updating of the legal culture of society and the state, ensuring the implementation of documents related to various areas of activity of ministries and departments established on the territory of the state. In connection with such an important mission of such a power mechanism, it is necessary to monitor the quality of the work of its employees, preventing cases of illegal bringing of citizens to legal responsibility, illegal operations in the areas of licensing, financing, etc., direct violation of the rights and freedoms of citizens when assigning natural or monetary benefits and payments, participation in elective companies at various levels, etc.. In addition to the requirements of the educational standard for the training of law enforcement officers, it is necessary to develop and implement anti-corruption measures and other forms of combating crime in the field of employees of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation and related units.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РФ В ФОРМИРОВАНИИ АКТУАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВА»

Роль прокуратуры РФ в формировании актуальной правовой культуры государства

Оксамытный Виталий Васильевич,

д.ю.н., профессор, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова E-mail: Oxamytnya@mail.ru

Цветикова Татьяна Викторовна,

аспирант, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского» E-mail: tatyna.76@inbox.ru

Прокуратура Российской Федерации представляет собой централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ; контроль за исполнением законов и подзаконных актов властными структурами; защищает соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также имеет полномочия по осуществлению уголовного преследования в рамках своих функциональных обязанностей. Указанная структура по сути содействует формированию и своевременному обновлению правовой культуры общества и государства, обеспечивая реализацию документов, касающихся различных направлений деятельности министерств и ведомств, образованных на территории государства.

В связи со столь важной миссией подобного властного механизма необходимо следить за качеством работы его сотрудников, предупреждая случаи незаконного привлечения граждан к юридической ответственности, осуществление незаконных операций в сферах лицензирования, финансирования и т.д., прямое нарушение прав и свобод граждан при назначении натуральных или денежных льгот и выплат, участии в выборных компаниях различных уровней и др..

Помимо требований образовательного стандарта к подготовке сотрудников правоохранительной системы, следует разрабатывать и внедрять на практике мероприятия антикоррупционного характера и иные формы противодействия преступности в сфере сотрудников Прокуратуры РФ и связанных с нею подразделениях.

Ключевые слова: прокуратура Российской Федерации; функции прокуратуры; надзор за соблюдением и исполнением законодательства РФ; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; антикоррупционные меры; меры по предупреждению противоправного поведения сотрудников прокурорских органов различных уровней.

Введение. Прокуратура выполняет ряд важных функций надзорного и контрольного характера, обеспечивая соблюдение законодательства Российской Федерации и международных актов, действующих на ее территории. При этом сотрудники указанного органа обеспечивают реализацию прав и свобод граждан, а также практическую значимость тех документов, которые принимаются представителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. По своей сути служащие этой структуры закладывают основы правовой культуры общественного и государственного масштаба. Поэтому выбранная тематика исследования представляется особенно актуальной, учитывая значение деятельности прокурорских подразделений в указанном направлении.

Целью публикации является не только описание основных функций прокурорских органов и механизмов их реализации в настоящее время, но и оценка их результативности в плане формирования действующей правовой культуры государства. Она реализуется через следующие задачи: а) представление характеристики основных полномочий Прокуратуры РФ и ее подразделений на современном этапе развития; б) раскрытие позитивных и негативных сторон в осуществлении полномочий надзорной и контролирующей инстанцией; в) представление рекомендаций по повышению роли указанного властного органа в формировании и совершенствовании актуальной правовой культуры государства.

Объектом исследования является деятельность Прокуратуры Российской Федерации; предметом изучения представляется рассмотрение значения работы вышеуказанного органа в развитии правовой культуры государства и общества на современном историческом этапе.

Публикация опирается на следующую нормативно-правовую базу: Конституцию Рф от 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.); Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1(ред. от 20.10.2022 г.); кроме того, процессуальный статус прокурора отражен в положениях кодифицированных источников, регулирующих уголовно-процессуальное право; организацию и осуществление арбитражного процесса; направленных на реализацию гражданских отношений и т.д.

Историография проблемы включает следующие работы: Бирюковой Н.А., Тремаскиной Е.И. «Прокуратура в условиях становления правового государства»; Петрова А.И. «Формирование пра-

вового сознания посредством правового просвещения, проводимого органами прокуратуры»; автореферат диссертационного исследования Жма-кина А.С. «Место и роль прокуратуры в конституционной системе государственных органов Российской Федерации» и т.д.

В качестве методологической основы исследования используются следующие приемы: описание, обобщение, сравнение, анализ, синтез и прогнозирование.

Прокуратура Российской Федерации играет в настоящее время существенную роль в становлении и развитии правовой культуры общества и государства, что является необходимым элементом в условиях построения правового государства. Если обратиться к конституционным положениям, согласно которым Российская Федерация является федеративным правовым демократическим государством [1, ст. 1], то данный орган государственного управления должен защищать права и свободы граждан. Однако, ряд исследователей полагает, что прокуратура относится к самостоятельным структурам, которая способна сформировать и государственный механизм, и проконтролировать деятельность общественных организаций и объединений.

Отмечается, что в настоящее время законодательная база, регламентирующая деятельность указанного властного органа, находится в стадии развития.

Бесспорно, в условиях формирования правового государства его служители уже не могут выполнять чисто репрессивные функции, свойственные для тоталитарного режима, существовавшего в Советском Союзе. Также прокуратура не может оставаться и контролирующей структурой в составе законодательной власти, иначе она потеряет свою независимость, а решения, принимаемые ее сотрудниками, будут носить претенциозный характер, что, в конечном счете скажется на авторитете уже реформируемого подразделения государственного механизма.

Единственным положительным направлением работы прокуратуры в прошлом, которое следует сохранить в перспективе, можно назвать обеспечение надзора за исполнением актов государственных, региональных или муниципальных властных подразделений.

Для того, чтобы сохранить жизнеспособность прокуратуры в новых условиях предлагается сделать ее правозащитным органом для населения государства. Подобный опыт имеется в ряде зарубежных стран, где также существуют аналогичные властные подразделения. При подобной корректировке направлений деятельности орган, который сейчас в сознании основной массы граждан является карательным механизмом, реально превратится в элемент, обеспечивающий демократизацию в обществе и государстве. [2, с. 32-34].

Согласно действующему законодательству РФ, закрепляющему статус прокуратуры, к ее полномочиям относится информирование представи-

телей властных структур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях о состоянии законности и правопорядка, как на отдельной территории, так и в пределах всего государства. Помимо этого, сотрудники этого подразделения контролируют и осуществляют надзор за исполнением законов и подзаконных актов представителями вышеуказанных органов. [3, п. 2 ст. 4].

В рамках уголовного процессуального права прокурор поддерживает обвинение. Подобное положение позволяет ему полностью следить за качеством проведения предварительного расследования и дознания, знакомиться с материалами дела, возвращать дело на дополнительное расследование уполномоченному органу, утверждать или отменять самоотводы следователя на указанных стадиях и т.д.. [4, ст. 37].

Имеет прокурор полномочия и при организации гражданского процесса. В рамках его осуществления зачастую указанное должностное лицо становится заявителем, защищая интересы граждан по трудовым, семейным и иным делам, касающимся сферы гражданского судопроизводства. Он наделяется функциями стороны разбирательств по делам о выселении; восстановлении на работе; возмещении вреда, причиненного жизни. Поскольку в ходе перечисленных видов разбирательств прокурор не имеет собственного интереса в разрешении спорной ситуации, его отсутствие на заседании, как правило, не препятствует рассмотрению сложившейся коллизии по существу. [5, ст. 45].

При проведении арбитражного процесса прокурор привлекается в тех случаях, когда объектом рассмотрения является государственное или муниципальное имущество. [6, ст. 52].

Особо следует отметить участие соответствующих должностных лиц в реализации антикоррупционной политики. В рамках этого направления деятельности прокуроры различных уровней отслеживают информацию о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей; проверяют соблюдение конкретными должностными лицами тех ограничений и запретов к осуществлению отдельных видов деятельности, которые закрепляются правовыми актами.

При разработке и принятии законов и подзаконных актов, включая антикоррупционную тематику, прокурорские работники проводят их экспертизу до принятия и опубликования. К субъектам, виновным в совершении административных проступков, указанные должностные лица могут применить соответствующие меры принудительного характера. [7, ст. 3.2.].

Кроме того, имеется перечень дел, вытекающих из публичных отношений и особого производства, когда привлечение прокурора к участию в их раз- р бирательстве является обязательным. [8]. ИД

Необходимо также привлекать сотрудников про- Ч

т

куратуры к просветительской работе с населением К для повышения правовой культуры различных со- ё циальных групп. При этом следует делать акцент у на сочетании указанной категории с общекультур- А

ными ценностями; формировать ее на основе правосознания и правомерного поведения. [9, с. 108].

Для совершенствования работы прокуратуры в повышении правовой культуры населения следует опираться не только на исторический опыт российского государства, в частности, на подготовку и проведение Судебной реформы 1864 г., но также знакомиться и с зарубежными источниками, например, на протяжении десятилетий отечественная правоохранительная система соприкасалась с подобными структурами европейских государств, Кореи и Японии, а также приобщалась к опыту сотрудничества с Канадой и США. [10, с. 19].

Современная геополитическая ситуация существенно ограничила международные контакты Российской Федерации в различных областях, включая и проведение совместных мероприятий с сотрудниками прокурорских органов зарубежных стран, тем не менее, это должно активизировать сотрудничество соответствующих специалистов как между субъектами государства, так и с дружественными державами Азии, Африки, Южной Америки.

Нельзя забывать и о модернизации профессиональной подготовки молодых сотрудников прокуратуры. Министерством науки и высшего образования РФ подготовлен и принят Федеральный государственный образовательный стандарт специ-алитета по направлению профессиональной подготовки 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность», в котором зафиксированы те виды работ, которые возможны к осуществлению сотрудниками как судебных инстанций, так и прокурорами. К ним относятся правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, правозащитная, экспертно-консультационная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и педагогическая виды деятельности; причем последняя связана с передачей знаний и опыта действующими сотрудниками представителям подрастающего поколения. [11].

Предполагается, что в перспективе подобные специалисты смогут реализовывать на практике компетенции, связанные с применением системного и критического мышления; разрабатывать и ре-ализовывать различные проекты, особенно касающиеся расследования преступных посягательств различной степени тяжести и общественной опасности; находить свое место в команде, а, если возможно, проявлять лидерские позиции; обеспечивать общение внутри профессионального коллектива, в т.ч. с иностранными коллегами; налаживать межкультурное взаимодействие с представителями различных наций и народностей, с которыми приходится соприкасаться в производственной среде; постоянно работать над самообразованием и саморазвитием, как в физическом, так 5= и в духовно-нравственном планах; в обыденной ^ обстановке создавать среду, отвечающую требо-^ ваниям безопасности жизнедеятельности; иметь навыки работы с лицами, имеющими особенности Ц развития; в повседневной обстановке и в профес-

сиональной сфере стараться разрабатывать и принимать только экономически обоснованные решения, которые нацелены на получение реальных результатов; наконец, следует выработать стойкую гражданскую позицию крайней нетерпимости к любым проявлениям коррупционного поведения в обществе и непосредственном окружении.

Помимо профессиональных компетенций, специалист в сфере осуществления прокурорской деятельности, призван обладать и набором общих знаний и умений. В частности, он должен проявлять способность анализировать условия формирования, становления и развития права как области существования общества и государства; профессионально классифицировать факты и правоотношения, тем самым выделяя из всей совокупности те деяния, которые подпадают под категории проступков и преступных посягательств; грамотно применять нормы материального и процессуального права в решении производственных задач; при необходимости участвовать в юридической экспертизах разного характера (трассологической, по-черковедческой, направленных на опознание трупов или лиц, причастных к совершению правонарушений различного характера и т.д.); осуществлять толкование права в рамках профессиональных сообществ и консультирования граждан; проявлять способность в подготовке проектов нормативно-правовых актов и иных документов, содержащих юридическую информацию (договоров, соглашений и т.д.); соблюдать принципы этики юриста, включая антикоррупционный элемент; наконец, иметь возможности получать юридически значимую информацию из различных источников (личную, информационно-коммуникативную, профессиональную и т.д.).

Таким образом, деятельность прокурора в современных условиях предполагает, что он осуществляет работу по повышению правовой культуры населения не только путем консультативной помощи и в ходе осуществления правоприменительных мероприятий, но также и личным примером, который может соответствовать действующим нормативным критериям только в том случае, если человек не только знает действующее законодательство как собственного государства, так и зарубежных стран, но и систематически руководствуется теоретическими положениями в своей повседневной практике, в т.ч. при решении бытовых проблем.

К сожалению, отдельные специалисты отмечают, что не все служители Фемиды соблюдают положения, в разработке и принятии которых, как правило, сами принимают участие.

Главным образом, для указанной категории работников характерно совершение экономических преступлений, например, в сфере налогового права или деяния, связанные с получением или дачей взяток. При этом, однако, отмечается, общее снижение правонарушений в этой среде в 2018 году в сравнении с предыдущим периодом на 5%. Лидерами по «профессиональной» преступности

среди правоохранителей стали представители Федеральной службы судебных приставов, у которых уменьшение преступных посягательств составило 18,2%, и Федеральной транспортной службы, где было зафиксировано снижение правонарушений на 15,7%.

Показатель хотя и не является критическим, но, учитывая миссию прокуратуры в защите прав и свобод граждан, требует дальнейшего уменьшения вплоть до нулевого значения. [12].

Основные методы повышения правовой культуры представителей прокуратуры связаны и с совершенствованием законодательной базы как на внутреннем, так и на международном уровнях; кроме того, имеют значение личные примеры опытных сотрудников системы для подрастающего поколения: если юноши и девушки видят, что решения контрольной и надзорной инстанции не отличаются объективностью и по сути не защищают и не восстанавливают нарушенные интересы пострадавших субъектов права, то у них зарождаются идеи правового нигилизма, воспитанные на чувствах вседозволенности и безнаказанности.

Таким образом, можно отметить, что представители прокурорских органов только тогда смогут сформировать вокруг себя сообщество граждан с высокой правовой культурой, когда сами будут следовать в своих поступках букве и норме закона.

Вывод. Таким образом, прокуратура РФ, подобно аналогичным структурам в других странах, выполняет, главным образом контрольные и надзорные функции в области соблюдения действующего законодательства. По сути ее служители являются образцом формирования высокой правовой культуры у населения. Но подобное возможно только в том случае, если служители Фемиды сами следуют положениям закона, исполнение которого они требуют от других граждан. Более всего укрепить положительную тенденцию к соблюдению правовых норм у подрастающего поколения можно только через поступки уже опытных работников контролирующих органов. Поэтому при выявлении случаев коррупции и других преступных деяний в среде сотрудников прокуратуры, их следует качественно расследовать и применять к виновным лицам санкции, соразмерные тяжести совершенных ими деяний.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). - Ст. 1;

2. Бирюкова Н.А., Тремаскина Е.И. Прокуратура в условиях становления правового государства.// «Молодой ученый», 2016 г. - С. 32-34. // [Электронный ресурс]: URL: moluch.ru. (Дата обращения: 15.11.2022 г.);

3. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 04.11.2022 г.) «О прокуратуре Российской Федерации». - П. 2 ст. 4;

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022 г.). - Ст. 37;

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. (ред. от 07.10.2022 г.). - Ст. 45;

6. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 07.10.2022 г.). - Ст. 52;

7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 04.12.2022 г.). - Ст. 3.2;

8. Категории дел, по которым участие прокурора является обязательным.//[Электронный ресурс]: URL: studme.org. (Дата обращения: 15.11.2022 г.);

9. Петров А.И. Формирование правового сознания посредством правового просвещения, проводимого органами прокуратуры. // «Вестник Российского университета кооперации», 2013 г., № 3(13) - С. 105-113; С. 108.//[Элек-тронный ресурс]: URL: cyberleninka.ru. (Дата обращения: 15.11.2022 г.);

10. Жмакин А.С. Место и роль прокуратуры в конституционной системе государственных органов Российской Федерации. Специальность: 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва, 2011. - 28с. - С. 19.// [Электронный ресурс]: URL: new-disser.ru. (Дата обращения: 15.11.2022 г.);

11. ФГОС 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета).//[Электрон-ный ресурс]: URL: fgos.ru. (Дата обращения: 15.11.2022 г.);

12. Рейтинг правоохранительных органов по изменению числа преступлений, совершенных сотрудниками этих органов, в 2018 г. по сравнению с 2017 г.// [Электронный ресурс]: URL: yan-dex.ru. (Дата обращения: 15.11.2022 г.).

THE ROLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FORMATION OF THE CURRENT LEGAL CULTURE OF THE STATE

Oxamytny V.V., Tsvetikova T.V.

Institute of International Law and Economics named after A.S. Griboyedov, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

The Prosecutor's Office of the Russian Federation is a centralized system of bodies that monitor compliance with the Constitution of the Russian Federation; control over the execution of laws and regulations by government structures; protects the observance of human and civil rights and freedoms, and also has the authority to carry out criminal prosecution within its functional responsibilities. The specified structure essentially contributes to the formation and timely updating of the legal culture of society and the state, ensuring the implementation of documents related to various areas of activity of ministries and departments established on the territory of the state. In connection with such an important mission of such a power mechanism, it is necessary to monitor the quality of the work of its employees, preventing cases of illegal bringing of citizens to legal responsibility, illegal operations in the areas of licensing, financing, etc., direct violation of the rights and freedoms of citizens when assigning natural or monetary benefits and payments, participation in elective companies at various levels, etc..

In addition to the requirements of the educational standard for the training of law enforcement officers, it is necessary to develop and

5 -a

C3

<

implement anti-corruption measures and other forms of combating crime in the field of employees of the Prosecutor's Office of the Russian Federation and related units.

Keywords: Prosecutor's Office of the Russian Federation; functions of the Prosecutor's Office; supervision of compliance with and enforcement of the legislation of the Russian Federation; observance of human and civil rights and freedoms; anti-corruption measures; measures to prevent unlawful behavior of employees of prosecutorial bodies at various levels.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all— Russian vote on 01.07.2020). - Article 1;

2. Biryukova N.A., Tremaskina E.I. The Prosecutor's office in the conditions of the formation of the rule of law.// "Young Scientist", 2016 - pp. 32-34. //[Electronic resource]: URL: moluch.ru. (Accessed: 15.11.2022);

3. Federal Law No. 2202-1 of 17.01.1992 (as amended on 04.11.2022) "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation". - Item 2 of Article 4;

4. Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ dated 18.12.2001 (as amended on 07.10.2022). - Article 37;

5. The Civil Procedure Code of the Russian Federation of 14.11.2002 (ed. from 07.10.2022). - Article 45;

6. Arbitration Procedural Code of the Russian Federation No. 95-FZ dated 07.07.2002 (as amended on 07.10.2022). - Article 52;

7. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation No. 195-FZ dated December 30, 2001 (as amended on December 04, 2022). - Article 3.2;

8. Categories of cases in which the participation of the prosecutor is mandatory.//[Electronic resource]: URL: studme.org. (Date of appeal: 11/15/2022);

9. Petrov A.I. Formation of legal consciousness through legal education conducted by the Prosecutor's office. // "Bulletin of the Russian University of Cooperation", 2013, No. 3(13) - pp. 105113; p. 108.//[Electronic resource]: URL: cyberleninka.ru. (Accessed: 15.11.2022);

10. Zhmakin A.S. The place and role of the Prosecutor's office in the constitutional system of state bodies of the Russian Federation. Specialization: 12.00.02 - constitutional law; municipal law. // Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. - Moscow, 2011. - 28c. - p. 19.//[Electronic resource]: URL: new-disser.ru. (Date of application: 11/15/2022);

11. FG0S40.05.04 Judicial and prosecutorial activity (specialist level).//[Electronic resource]: URL: fgos.ru. (Date of appeal: 11/15/2022);

12. Rating of law enforcement agencies on the change in the number of crimes committed by employees of these bodies in 2018 compared to 2017.// [Electronic resource]: URL: yandex.ru. (Accessed: 15.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.