Научная статья на тему 'Проблема практической реализации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина'

Проблема практической реализации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1855
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ТРУДОВЫЕ ПРАВА / ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогожина С.Г., Щербинина Н.С.

В статье рассмотрены проблемы практической реализации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в современных условиях. Особое внимание уделяется таким вопросам, как участие прокурора в гражданском процессе, защита прокурором трудовых прав граждан. Предложены пути совершенствования законодательства. Права и свободы человека и гражданина стоят во главе всех общественных ценностей. Важность указанного вопроса вызвана тем, что нормы и положения Конституции Российской Федерации являются фундаментальными и основополагающими для остального законодательства. Права человека являются установленными и гарантируемыми государством нормами совершения определенных действий человеком. Права человека говорят об определенных, конкретных действиях, тогда как свободы закрепляют возможность выбора поведения. На прокуратуру возложена важная обязанность по защите и охране прав и свобод человека и гражданина, а также защите законных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема практической реализации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

Проблема практической реализации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Рогожина Светлана Григорьевна

старший преподаватель кафедры правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» филиал в г. Белореченске, sveta.rogozhina.81 @mail.ru

Щербинина Наталья Сергеевна

старший преподаватель кафедры правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», филиал в г. Белореченске

В статье рассмотрены проблемы практической реализации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в современных условиях. Особое внимание уделяется таким вопросам, как участие прокурора в гражданском процессе, защита прокурором трудовых прав граждан. Предложены пути совершенствования законодательства. Права и свободы человека и гражданина стоят во главе всех общественных ценностей. Важность указанного вопроса вызвана тем, что нормы и положения Конституции Российской Федерации являются фундаментальными и основополагающими для остального законодательства. Права человека являются установленными и гарантируемыми государством нормами совершения определенных действий человеком. Права человека говорят об определенных, конкретных действиях, тогда как свободы закрепляют возможность выбора поведения. На прокуратуру возложена важная обязанность по защите и охране прав и свобод человека и гражданина, а также защите законных интересов.

Ключевые слова: прокурорский надзор, права и свободы человека и гражданина, трудовые права, гражданское судопроизводство, Конституция РФ, государство.

Российская Федерация — это правовое государство, которое строится на базе провозглашения прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. Права и свободы человека и гражданина лежат в основе всех общественных ценностей.

Подобная позиция имеется и в современном мире, в целом.

На современном этапе времени, одним из наиболее важных и актуальных является вопрос реализации положений, провозглашенных в основном законе нашего государства. Особая важность данного вопроса обусловлена тем, что нормы и положения Конституции Российской Федерации являются каркасом и фундаментом, на котором строится все остальное законодательство.

Права и свободы человека являются наивысшей ценностью, как закреплено в ст.2 Конституции Российской Федерации.1 Обеспечение прав и свобод человека и гражданина являются приоритетными направлениями в нашем государстве, которое осуществляется государственными органами.

Права человека являются универсальной категорией, основанной на самой природе человека и возможности пользоваться элементарными и необходимыми благами, при условии свободного и беспрепятственного их существования в обществе и государстве.

В свою очередь, свободы человека - это та область его деятельности, в которой исключено вмешательство государства, и индивид вправе действовать по своему усмотрению, при этом, не выходя за пределы, регламентированные действующим законом.

Права человека говорят об определенных, конкретных действиях, тогда как свободы закрепляют возможность выбора поведения

Термин «прокуратура» происходит от латинского «procuro» и означает заботу, обеспечение, 2

предотвращение.

На прокуратуру возложена важная обязанность по защите и охране прав и свобод человека и гражданина, и их законных интересов. В ходе осуществления своей деятельности, органы Прокуратура Российской Федерации призвана способствовать укреплению правопорядка и законности в обществе и государстве. Правовая охрана лежит в основе всей организации данного органа.

5

1 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2 Ульянов А. Ю. О перспективах развития Российской прокуратуры // Юридические записки. 2018. №2. С.67-68

m

о

а

Н

А У

т; А

Традиционно, Прокуратура выступает органом, охраняющим и защищающим права и свободы человека и гражданина. В рамках деятельности прокуратуры делается акцент на реализацию надзора за исполнением законов, которые регламентируют данные права граждан.

Таким образом, реализация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ведет к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, которые предоставляются Конституцией Российской Федерацией.

Защита прав и свобод человека и гражданина в рамках Прокуратурой проводится не только в рамках прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а проходит через всю ее деятельность. Независимо от того, какие действия совершает прокурор, в ходе реализации предоставленных ему законом, полномочий, независимо от отрасли осуществления надзора, в основе его деятельности стоит вопрос о соблюдении прав и свобод человека и гражданина.

В случае выявления нарушения прав и свобод человека и гражданина, прокурор должен принять соответствующие меры по восстановлению данных прав, предусмотренные законом.

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина -есть гарантия реального соблюдения данных права и свобод. Это одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры.

В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» впервые законодательно освящен вопрос прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Включение данного главы в закон о прокуратуре свидетельствует не только об особой актуальности для нашего государства данного вопроса, но и о повышении роли прокуратуры в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина в переходный период времени.

В Указе Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», указано, что наряду с иными органами власти, органы прокуратуры выступают инструментом для реализации политики государства по обеспечению прав и свобод граждан, установленных в основном законе.1

Важность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина подтверждается тем, что в ст.2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека провозглашены как наивысшая ценность. Со своей стороны, государство обязуется признавать, соблюдать, а также защищать прав и свобод человека и гражданина.

На практике, реализация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина порождает ряд проблем.

О 1

сч Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 о «О Стратегии государственной национальной политики Россий-

& ской Федерации на период до 2025 года» (ред. от 06.12.2018)// ^ «Собрание законодательства РФ», 24.12.2012, № 52, ст. 7477.

Одной из важных проблем является участие прокурора в гражданском процессе. В настоящее время наблюдается явное сокращение полномочий прокурора в гражданском процессе в силу того, что в гражданско-процессуальном праве, доминирующим принципом является принцип диспозитивности.

Несколько ранее, в полномочия прокурора входило право на обращение в суд с заявлением о возбуждении любого из гражданских дел. Однако, ныне действующий Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации, значительным образом сузил данное право.

В ч.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в случае выявления нарушения прав человека, которые защищаются нормами гражданского судопроизводства, когда пострадавший в силу состояния возраста, здоровья и других причин, не может лично реализовывать защиту своих прав в суде или же имеет место быть нарушение прав и свобод большой части граждан или же нарушение имеет массовый характер, прокурор наделяется правом предъявления и поддержания иска в интересах данных пострадавших в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства.2

Отсюда следует, что на сегодняшний день проблема участия прокурора в гражданском процессе обусловлена явным сужением его полномочий по принципу круга лиц, за защитой которых, прокурор правомочен обращаться в суд, Федеральным законом о прокуратуре, и Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации.3

На практике получается, что прокурорский надзор проводится только за соблюдением прав и свобод строго определенного круга лиц, что существенным образом ограничивает его полномочия, и как следствие, делает невозможным достижение целей прокурорского надзора.

Поскольку основной закон провозгласил наше государство как социальное, в основе всех институтов власти должна лежать забота об улучшении жизни граждан. Не является исключением данная обязанность для органов прокуратуры.

Генеральный прокурор Российской Федерации определяет основные направления деятельности в области прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что прокурорский надзор должен проводиться в отношении наиболее неблагоприятных областей общественных отношений. Не является исключением трудовая сфера.

На практике довольно часто встречаются такие нарушения, как: увольнение женщин, которые нахо-

2 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 26.07.2019) «О прокуратуре Российской Федерации». Ст.1// «Российская газета», № 229, 25.11.1995

3 «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-Ф3 (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, 4№ 46, ст. 4532,

4 Паламарчук А.В. Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав граждан//3аконность. 2018, № 9. С.65-66

дятся в отпуске по уходу за ребенком, отправление в отпуск без выплаты заработной платы и т.д.

Производственный травматизм чаще встречается на предприятиях с честной формой собственности, нежели на государственных предприятиях. Это связано с повальным несоблюдением правил техники безопасности со стороны работодателя.

В свою очередь, работники не всегда с готовностью защищают свои нарушенные права. Практика свидетельствует о том, что обращения в суд со стороны работников довольно редки, поскольку они довольно сильно зависят от работодателя, боятся ухудшения своего положения и т.д.

Усиление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод в данной сфере, испытывает значительные затруднения, поскольку на законодательном уровне ограничен круг лиц, за защитой которых, прокурор может обращаться в суд.

Отсюда следует, что существующие, на законодательном уровне, запреты создают ряд проблем в ходе осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Подытожив сказанное выше, следует отметить, что а настоящее время, практическая реализация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина характеризуется как малоэффективная.

Для решения данной проблемы необходимо реформировать действующее законодательство. В частности, внести изменения в ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч.4 ст.27 Федерального закона О прокуратуре, следующего характера: «при выявлении нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор наделен правом предъявления и поддержания в суде иска в интересах пострадавших граждан с их согласия, или же при наличии их просьбы».

Данные изменения в указанные статьи помогут в полной мере реализовать прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что основной целью прокурорского надзора, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, должно служить достижение такого баланса, при котором права и свободы граждан будут иметь реальное соблюдение всеми должностными лицами, правоохранительными органами, а граждане, в свою очередь, будут иметь уверенность в оказании защиты своих прав и свобод. В случае нарушения, они могут рассчитывать на оказание помощи со стороны органов прокуратуры.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //«Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, № 46, ст. 4532,

3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 26.07.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» // «Российская газета», № 229, 25.11.1995

4. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (ред. от 06.12.2018)// «Собрание законодательства РФ», 24.12.2012, № 52, ст. 7477.

5. Паламарчук А.В. Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав граждан//Законность. 2018, № 9.

6. Ульянов А. Ю. О перспективах развития Российской прокуратуры // Юридические записки. 2018. №2.

The problem of the practical implementation of prosecutorial supervision of the observance of human and civil rights and freedoms Rogozhina S.G., Scherbinina N.S.

Adygea State University

The article deals with the problem of practical implementation of prosecutorial supervision over the observance of human and civil rights and freedoms in modern conditions. Special attention is paid to such issues as participation of the Prosecutor in the civil process, protection of labor rights of citizens by the Prosecutor. Ways of improvement of the legislation are offered. The rights and freedoms of man and citizen are at the head of all social values. The importance of this issue is due to the fact that the norms and provisions of the Constitution of the Russian Federation are fundamental and fundamental to the rest of the legislation. Human rights are established and guaranteed by the state norms for the performance of certain actions by a person. Human rights speak of specific, concrete actions, while freedoms reinforce the choice of behavior. The prosecutor's office has an important responsibility to protect and protect the rights and freedoms of man and citizen, as well as to protect legitimate interests. Keywords: Prosecutor's supervision, human and civil rights and freedoms, labor rights, civil proceedings, Constitution of the Russian Federation, state. References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote

12/12/1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated February 5, 2014 No. 2 -FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ) // "Meeting of the legislation of the Russian Federation", 08/04/2014, No. 31, Art. 4398.

2. The Civil Procedure Code of the Russian Federation dated November 14, 2002 No. 138-ФЭ (as amended on July 26, 2019) (as amended and supplemented, entered into force on October 1, 2019) // "Collection of the legislation of the Russian Federation", 18.11. 2002, No. 46, Article 4532,

3. Federal Law of January 17, 1992 No. 2202-1 (as amended on

July 26, 2019) "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta, No. 229, 11/25/1995

4. Decree of the President of the Russian Federation dated December

19, 2012 No. 1666 "On the Strategy of State National Policy of the Russian Federation for the period until 2025" (as amended on December 6, 2018) // "Collection of the legislation of the Russian Federation", December 24, 2012, No. 52, art . 7477.

5. Palamarchuk A.V. The activities of prosecution authorities to monitor compliance with the social rights of citizens // Legality. 2018, No. 9.

6. Ulyanov A. Yu. On the prospects for the development of the

Russian prosecutor's office // Legal Notes. 2018. No2.

5

-C

m

о

a

А У

т; А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.