Научная статья на тему 'Роль производственной кооперации в развитии экономики Вологодской области'

Роль производственной кооперации в развитии экономики Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долженко Денис Евгеньевич

Производственная кооперация является базовым инструментом обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров. Различные виды кооперационных связей обусловлены глубиной и характером деятельности производственных цепочек. Растущая роль кооперации с образовательными учреждениями обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров. Производственная кооперация управляемый процесс, который должен сопровождаться развитием соответствующего информационного поля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL COOPERATION IN THE DEVELOPMENT OF VOLOGDA REGION ECONOMY

The industrial cooperation is the basic instrument to ensure the competitive ability of domestic goods. The different types of cooperative ties are stipulated by depth and character of productive chains. The ever growing role of cooperation with the educational institutions is stipulated by need for training highly-qualified personnel. The industrial cooperation is the controlled process that should be accompanied by development of the corresponding information field.

Текст научной работы на тему «Роль производственной кооперации в развитии экономики Вологодской области»

УДК 630(470.12)

Д-Е- Долженко РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ

В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. Производственная кооперация является базовым инструментом обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров. Различные виды кооперационных связей обусловлены глубиной и характером деятельности производственных цепочек. Растущая роль кооперации с образовательными учреждениями обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров. Производственная кооперация -управляемый процесс, который должен сопровождаться развитием соответствующего информационного поля.

Ключевые слова: производственная кооперация, кадровый потенциал, конкурентоспособность.

Derns Doijenco INDUSTRIAL COOPERATION IN THE DEVELOPMENT

OF VOLOGDA REGION ECONOMY

Annotation. The industrial cooperation is the basic instrument to ensure the competitive ability of domestic goods. The different types of cooperative ties are stipulated by depth and character of productive chains. The ever growing role of cooperation with the educational institutions is stipulated by need for training highly-qualified personnel. The industrial cooperation is the controlled process that should be accompanied by development of the corresponding information field.

Keywords: industrial cooperation, human capacity, competitive ability.

Одной из ключевых проблем экономики области является обеспечение конкурентного спроса и предложения. При этом для производителей важно достижение конкурентоспособности своей продукции как внутри страны, так и на мировом рынке. Одним из приоритетных инструментов решения данной проблемы является развитие производственной кооперации [1].

Производственную кооперацию относят к наиболее распространенному виду кооперации. Она представляет собой форму сотрудничества экономически и юридически самостоятельных предприятий в целях повышения надежности обеспечения, более полного удовлетворения спроса на требуемые материальные ресурсы и услуги, повышения эффективности их деятельности.

При этом необходимо учитывать следующие глобальные тенденции:

1) весь прогрессивный производственный мир работает, используя производственную кооперацию на 80-90 % в различных ее аспектах;

2) глобальные изменения происходят, и они касаются всего и всех, региональным предприятиям этого процесса не избежать.

Для строительства эффективной системы развития производственной кооперации и субконтрактации необходимо понимать те тенденции, которые происходят в регионе. Например, в машиностроительной отрасли региона имеют место различные виды кооперационных связей: между собой, с предприятиями прочих отраслей, малым бизнесом, учреждениями образования и науки.

Также важное значение имеет и межотраслевое взаимодействие металлургического и машиностроительного комплексов. С каждым годом возрастает вклад в экономику области таких предприятий как ООО «ССМ-Тяжмаш», ООО «Северсталь-Промсервис». Сегодня развивается кооперация между предприятиями ООО «Вологодская Холдинговая компания», ООО «ССМ-Тяжмаш» и ОАО «Ротор», ОАО «Северсталь» и ЗАО «Вологдаметаллострой» и др.

Кадровый дефицит сегодня в машиностроении обусловил появление и развитие кооперации предприятий и учебных заведений. Ряд машиностроительных предприятий области заключили дого-

© Долженко Д.Е., 2014

воры о сотрудничестве по подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов области с учебными заведениями. Ярким примером является открытие в прошлом году «Машиностроительного полигона» в г. Череповце.

С 2009 г. наблюдается положительная динамика роста сектора малого предпринимательства в области. По данным Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области на 1 января 2013 г. в регионе насчитывалось 10 010 малых предприятий и 40 030 индивидуальных предпринимателей (год назад - 42 063 ед.). Малый бизнес обладает немалым потенциалом для развития производственной кооперации с крупными и средними организациями. Должны только быть созданные определенные условия для этого.

Численность работников, занятых только на малых предприятиях в области, за 2012 г. увеличилась на 6,1 % по сравнению с 2011 г. и составила 94,1 тыс. чел., на средних предприятиях - 16,8 тыс. чел., индивидуальных предпринимателей (ИП) - 40,0 тыс. чел., по найму у ИП - 28,9 тыс. чел.

Почти каждое третье малое предприятие занимается торговлей, 21 % - операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 13 % - строительством, каждое десятое - обрабатывающим производством. Только за последний год на 2,4 % увеличилось число малых предприятий в обрабатывающем производстве, на 2,9 % - в строительстве, на 0,5 % - на транспорте и связи, на 16,9 % - в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, на 10,2 % - в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, на 3,5 % - в отрасли предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Объем товаров (работ, услуг), отгруженных на территории области субъектами малого предпринимательства за предыдущий год, увеличился на 9,9 % и составил 55,5 млрд руб. Имеется уже определенная накопленная практика в данном вопросе. Так, исполнился год с момента реализации в Череповце масштабного проекта «Организация взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса региона». Это одна из эффективных форм поддержки, разработанная при содействии власти и представителей предпринимательского сообщества. Идея возникла в феврале 2012 г. во время проведения круглого стола с участием губернатора области Олега Кувшинникова, генерального директора ОАО «Северсталь» Алексея Мордашова, руководителей крупных промышленных предприятий города и малого бизнеса, на котором была достигнута договоренность о создании механизма информационного обмена и сотрудничества малого, среднего и крупного бизнеса. На сайте Агентства городского развития создан информационный продукт - «Каталог заказов крупных промышленных предприятий Вологодской области». В электронной базе размещена информация как от череповецких предприятий, так и от компаний Вологодской области. Сейчас данные в Каталоге заказов размещают такие компании, как «Северсталь», «ФосАгро», «Северсталь-Метиз», «Вологодский оптико-механический завод», «Вологодский завод дорожных машин» и другие предприятия области.

База включает информацию о заказах компаний, каталог земельных участков на территории крупных предприятий, каталог имущества (неликвидное имущество, подержанное оборудование), предоставляемое в аренду малому бизнесу, каталог производственных помещений.

Каждый месяц электронный Каталог посещают более 1000 предпринимателей, которые становятся исполнителями таких заказов, как, например, поставка пиломатериалов, канцтоваров, услуги по ремонту кровли, покраске бордюров и многих других. Тем самым база позволяет крупным предприятиям расширять круг своих поставщиков, а малому бизнесу - найти новые рынки сбыта. Так, по данным ОАО «Северсталь», в 2012 г. на 18 % вырос объем заказа компании у местных, череповецких, малых и средних предприятий.

Кроме того, достигнуты договоренности о презентациях крупным промышленным предприятиям инновационных разработок малых компаний. В настоящее время «Северсталь» заинтересовалась следующими проектами: «Инново-Орто» (производство топливных кавитаторов), «Крейд-плюс»

(производство бронзовых электродов), на рассмотрении находится разработка компании «Центр На-ноИнноваций» (жидкая теплоизоляция и антивандальные покрытия).

В настоящее время ведется расширение числа участников Базы заказов. Совместно с ОАО «Корпорация развития Вологодской области» формируется реестр производственных компаний 35-го региона, которые могут выступить в роли поставщиков для крупных предприятий, расположенных на территории области.

В связи с историческим развитием Вологодской области в недалеком прошлом сформирован немалый промышленный потенциал крупных производственных предприятий, однако процесс кооперации сегодня происходит достаточно медленно. Возникает вопрос: почему? Агентство городского развития Череповца, Вологодская торгово-промышленная палата, ассоциация машиностроителей провели целый ряд деловых семинаров, конференций с малыми и крупными производственными предприятиями. На семинарах обсуждался актуальнейший вопрос - почему затруднена кооперация между малыми и крупными предприятиями? Были выявлены сильные и слабые стороны крупных и малых производственных предприятий и затем проведен анализ причин затрудненности кооперации [2].

Сильные стороны крупных производственных предприятий:

- владеют различным производственным оборудованием;

- имеют налаженные связи с другими предприятиями;

- определенный авторитет в государственных структурах, имеют большое значение для региона;

- имеют большой опыт по формированию качества выпускаемой продукции и могут вкладывать большие инвестиции;

- большая линейка выпускаемой продукции и располагают определенным историческим брендом (именем);

- присутствуют на рынке в течение длительного срока, что в глазах заказчика делает их более привлекательными.

Слабые стороны крупных производственных предприятий:

- устаревшая организационная структура и, как правило, планируют выполнять только большие производственные заказы;

- не могут быстро перестраивать производство, не всегда гибкие, сложно перестраивают производственные процессы, не могут быстро выполнить потребности клиента;

- большие накладные затраты и поэтому, многие продукты делать невыгодно;

- представляют себя самодостаточной компанией, поэтому трудно идут на кооперацию.

Сильные стороны малых производственных предприятий:

- мобильные, подвижные, гибкие, могут быстро удовлетворить потребности клиента вместе с изменениями;

- готовы, как правило, выполнять любые производственные заказы;

- готовы ориентироваться на потребности заказчика и быстро перестраивать производство;

- имеют небольшие накладные расходы при производстве продукции;

- сотрудничество с ними облегчено;

- требуется меньше времени для разработки новой продукции;

- так как имеется мало оборудования, легко идут на кооперацию - заказывают продукцию на стороне.

Слабые стороны малых производственных предприятий:

- имеют узкоспециализированное производственное оборудование;

— вследствие очень небольших объемов производства (по стоимости) могут не придавать особой значимости заказам от крупных предприятий;

— не требуется больших финансовых вложений при производстве заказов от крупных предприятий, что может повлечь за собой необязательность или не качественность продукции;

— в силу отсутствия специалистов может отсутствовать система приемки изделий по качеству.

Почему кооперация между крупными и малыми предприятиями затруднена? (взгляд малых компаний):

— у больших предприятий много претензий к качеству продукции малых предприятий и компетенции малых фирм;

— недоверие в том, что малые преприятия могут что-то сделать и психология самодостаточности;

— малые предприятия могут непредсказуемо изменять цену;

— малые компании не стабильны, у них нет истории;

— ревность персонала крупной компании к сторонним исполнителям (производителям);

— крупные компании хотят вмешиваться в процесс производства и рекомендовать, как это нужно делать;

— малые компании имеют затруднительный доступ к крупным (крупные имеют своих устоявшихся поставщиков), а крупные организации всегда затягивают расчеты по выполненным контрактам.

Почему кооперация между крупными и малыми предприятиями затруднена? (взгляд больших компаний):

— у больших предприятий много претензий к качеству продукции малых предприятий;

— при срывах поставок и небольших поставок от малых предприятий большие организации терпят убытки в гораздо более большом объеме;

— недоверие в том, что малые могут что-то сделать и сформировавшаяся психология самодостаточности;

— малые предприятия могут непредсказуемо изменять цену, не стабильны, у них нет истории;

— ревность персонала крупной компании к сторонним исполнителям (производителям);

— крупные компании хотят вмешиваться в процесс производства и рекомендовать, как это нужно делать;

— непонимание крупными предприятиями, как малым количеством персонала можно выполнить все стадии производства продукта.

Исходя из этих причин производственную кооперацию малого и крупного бизнеса нам совместными усилиями необходимо отстраивать.

Для эффективной работы системы поддержки производственной кооперации необходимо несколько условий.

1. Создание самой идеологии и системы, которая удовлетворяет нужды и потребности тех, кто будет ею пользоваться.

2. Создание механизма работы системы с отладкой бизнес-процессов.

3. Привлечение такого количества ресурсов, чтобы запустить бизнес-процессы, вывести их в режим регулярного менеджмента.

При выполнении этих условий происходит сама актуализация проекта.

В целях комплексного решения проблем перехода к устойчивому функционированию и раз-

витию субъектов малого и среднего предпринимательства утверждена и реализуется государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства области № 1156 от 3 октября 2012 г. (с последующими изменениями).

Программа является важной составляющей государственной экономической политики и предусматривает государственную поддержку по всем основным направлениям. А имеющиеся ее возможности необходимо активнее использовать в производственной кооперации.

Целесообразно рассмотреть возможности создания Центров производственной кооперации на базе Торгово-промышленных палат. Главной целью которых должно стать получение кооперационных заказов малыми предприятиями напрямую из информационной системы. Но это должны быть самостоятельные хозрасчетные структуры, цели и задачи которых определяются теми учредителями, которые их создали.

Большим полем для работы является создание единых баз поставщиков и заказчиков продукции, актуализация интернет-порталов с интегрированными электронными каталогами продукции, подготовка и предоставление информационно-аналитических материалов по развитию отдельных отраслей и рынков (российских и международных), входящих в сферу интересов наших производителей.

Актуально и привлечение консультантов и отраслевых экспертов для внедрения лучшего мирового опыта в отстройке производственной кооперации, а также для разработки и реализации эффективных бизнес-стратегий.

Библиографический список

1. Инвестиционная стратегия Вологодской области до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.invest35.ru

2. Промышленная политика: катализатор ускорения экономического роста России? («Круглый стол» Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Ассоциации независимых центров экономического анализа, Москва, 26 июня 2007 г.) // Вопросы экономики. - 2007. - № 11. - С. 142-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.