Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА'

РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1124
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФСОЮЗЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / LABOR UNIONS / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL STATE / CIVIL SOCIETY / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / EMPLOYERS / TRADITIONAL LABOR UNIONS / ALTERNATIVE LABOR UNIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крайнов Григорий Никандрович

В статье поставлена цель показать место и роль российских профсоюзов в системе социального партнёрства. Автор считает, что от повышения качества взаимодействия государства, объединений работодателей и профсоюзов как субъектов социального партнёрства зависит развитие гражданского общества, предупреждение и разрешение социально-трудовых конфликтов, модернизация производительных сил и производственных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR UNIONS IN THE MECHANISM OF REALIZATION OF SOCIAL PARTNERSHIP

The article aims to analyze the place and role of Russian trade unions in the social partnership system. The author comes to the conclusion that the development of civil society, prevention and resolution of social and labor conflicts, modernization of production resources and industrial relations depend on improving the quality of interaction between the state, employers ' associations and trade unions as subjects of social partnership

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА»

УДК 331.105.44

Роль профсоюзов в механизме реализации социального партнёрства

Григорий КРАЙНОВ

В модернизации российского общества одним из ключевых является проблема формирования конструктивного взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества для достижения социального консенсуса и мира. Конституция России провозглашает социальное и правовое государство, строительство социально ориентированной рыночной экономики. Однако формирующийся методом «шоковой терапии» российский капитализм уже с 1992 г. привёл к глубинным противоречиям между общественным характером производства и узкоклановой, частной формой присвоения общественного богатства, с реализацией возможностей богатства в достижении власти.

Перманентные финансово-экономические кризисы, остро проявившиеся в социальной сфере (закрытие предприятий, рост безработицы, сокращение заработной платы и снижение реальных доходов большинства граждан, раскол общества на богатых и бедных и др.), ставили на повестку дня острые вопросы: почему это происходит, кто виноват, как выйти из кризисной ситуации?

В социально-трудовом конфликте обозначились три стороны: наёмные работники, работодатели и государство, а соответствующими институтами,

КРАЙНОВ Григорий Никандрович - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры политологии, истории и социальных технологий Российского университета транспорта (МИИТ). E-mail: krainovgn@mail.ru

Ключевые слова: профсоюзы, социальное партнёрство, социальное государство, гражданское общество.

представляющими их интересы, являются: профсоюзы, объединения работодателей и правительство (органы государственной власти и местного самоуправления). Интересы наёмных работников и работодателей зачастую не совпадают или противоположны, и поэтому регулятором, арбитром выступает государство (например, работой в Трёхсторонней комиссии, совершенствованием рабочего законодательства, Трудового кодекса, судебных органов и др.). Эти субъекты не могут реализовать полностью и эффективно свои интересы друг без друга, без выхода на путь социального партнёрства. В связи с этим интересно получить ответ на вопросы: какую роль играют российские профсоюзы в системе социального партнёрства, какие здесь существуют проблемы и как их решать?

Из истории вопроса

Идея социального партнёрства, согласия была заложена в трудах философов ХУП-ХУШ вв. Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо в рамках теории общественного договора в концепции социального контракта. В ней происхождение государства и гражданского общества объясняется как результат соглашения между людьми в целях защиты своих прав и интересов, достижения социального порядка. А термин «социальное партнёрство» при регулировании социально-трудовых отношений и «классового сотрудничества» ввёл в научный оборот в XIX в. английский философ и экономист Дж. С. Милль [1].

В социальном партнёрстве между государством и гражданским обществом могут проявляться противоречия, конфликты. К. Маркс, М. Ве-бер, П. Сорокин раскрыли социологическое понимание причин, источников индустриальных конфликтов (конфликт понимается как неизбежное явление социальных систем).

Ключевые, базовые характеристики социального партнёрства как социального взаимодействия, института и социальной системы для достижения социального равновесия и развития разрабатывали классики социологии: Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Г. Зиммель, Б. Скиннер, Дж. Хоманс, П. Блау, Ю. Хабермас.

Сторонники теории структурного функционализма, базовой идеей которой является идея социального порядка (общество как система стремится поддерживать собственное равновесие) рассматривают конфликт как дисфункциональное явление (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.).

«Конфликтная модель общества» Р. Дарендорфа признаёт конфликт естественным результатом любой системы управления из-за различий в социальных позициях, статусе конфликтующих (у одних есть власть и право управлять, у других нет). Диспропорцию в распределении власти можно и нужно регулировать через социальные институ-

1 http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/MILL_DZHON_STYUART. html?page=0,0

ты. Р. Дарендорф пишет: «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путём их признания и регулирования, тот берёт под свой контроль ритм истории» [2].

Во второй половине ХХ в. получила распространение теория конфликтного функционализма американского социолога Л. Козе-ра. Развивая тезис немецкого социолога Г. Зиммеля «Конфликт -это форма социализации», Козер выделяет ряд позитивных функций конфликта:

- способность разрядить и снять напряжённость между противниками;

- устранить разногласия и укрепить внутреннее единство в группе;

- при взаимодействии сдержать дальнейшее обострение противоречий;

- создать общественные объединения;

- стимулировать социальные изменения.

Но положительно влияют на стабильность системы лишь те конфликты, которые не затрагивают принципиальных вопросов [3].

Современные теории человеческих отношений допускают принципиальную возможность разрешения конфликта интересов работодателя, менеджмента и рабочих путём их социального партнёрства. Вопросы социального партнёрства с участием структур государственной и региональной власти, органов местного самоуправления, ассоциаций бизнеса, общественных организаций анализируют отечественные исследователи: М. Л. Бадхен, Т. И. Борвенко, И. И. Бородина, Н. Е. Габелко, Б. М. Генкин, С. А. Иванов, В. Н. Киселёв, А. Л. Кулаков, В. А. Михеев и др.

Природа, сущность профсоюзов предусматривает их участие как в открытых конфликтах (стачки, забастовки), так и в системе социального партнёрства [4].

Правовое положение профсоюзов

По Конституции РСФСР 1978 г. профсоюзы имели право участвовать в «управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов» [5]. В Конституции РФ

1993 г. в ст. 30 записано, что «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется» [6].

2 Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа // URL: https://helpiks.org/1-34973.html

3 Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-пресс, 2000. С. 41-73.

4 Зубков С.А., Крайнов Г. Н. Транспортные профсоюзы как составная часть международного профсоюзного движения. М.: ИНФРА-М, 2017.

5 Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

6 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г.) // URL: https://www.consultant.ru/popular/cons/

В определении места и роли профсоюзов в обществе и государстве в советское время и сегодня есть существенная разница.

Правовые основы деятельности российских профсоюзов определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в соответствии с которым «профессиональный союз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов» [7].

Исходя из ст. 2 Закона о профсоюзах можно выделить следующие основные функции профсоюзных организаций:

- защита социально-трудовых прав и интересов своих членов (защитная функция: например, ведут профсоюзный контроль, участвуют в отношениях социального партнёрства, защищают права членов профсоюзов в досудебной и судебной форме);

- представительская функция и функция сотрудничества, включающая социальное партнёрство, установление и налаживание контактов с профсоюзными организациями, в том числе других стран.

Однако в Законе о профсоюзах не были чётко определены условия и механизм реализации профсоюзных полномочий, они не предусмотрены и Трудовым кодексом (ТК РФ)

либо сформулированы расплывчато [8].

После принятия в 2006 г. (не без давления лидеров Федерации независимых профсоюзов - ФНПР) поправок в ТК РФ профсоюзы были лишены ряда своих прав, они стали менее эффективными в реализации защитной функции.

Например, в случае массового увольнения работников на предприятии раньше требовалось письменное согласие профсоюза, а теперь учитывается только их мнение.

По новому положению выдвигать требования работодателю может либо собрание трудового коллектива, на котором присутствует не менее 50% работников предприятия, либо конференция, на которой присутствует не менее 2/3 избранных работниками делегатов.

Право на забастовку работников хотя признаётся и гарантируется конституцией, а также закрепляется в ТК РФ, но регламентируемые процедуры её организации делают проведение забастовки весьма затруднительным. При этом решение о проведении забастовки считается принятым лишь в том случае, если за него проголосовали не менее 50% присутствующих на собрании или конференции. Кроме этого, забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора вначале предусматривает обязательные примирительные процедуры: рассмотрение конфликта примирительной комиссией, посредником и (или) в трудовом арбитраже (по подсчётам экспертов, длительность всех обязательных предварительных процедур составляет не менее 42 дней).

Забастовки по политическим мотивам и забастовки солидарности не упоминаются и не признаются.

7 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., ред. от 3 июля 2016 г.) // URL: http://base.garant. ru/10105872/

8 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 5 октября 2015 г.) // Российская газета. 2001. 30 декабря.

Эти поправки существенно ограничили возможности профсоюзов отстаивать интересы своих членов. Статьи 29, 30, 31, 37 ТК РФ законным представителем интересов работников определяют либо «профсоюз большинства» (как правило, входящий в ФНПР), или, как сказано в ТК РФ, «иной выбранный орган», если «профсоюз большинства» на предприятии отсутствует. От такого определения больше пострадали малочисленные альтернативные профсоюзы - они оказались вытесненными из коллективных переговоров и соглашений.

При этом правотворческая деятельность профсоюзов ограничена и сведена к участию в разработке

предложений по проектам законодательных актов, касающихся социально-трудовых прав работников. В условиях правового дефицита согласования интересов сторон трудовых отношений профсоюзы нередко вынуждены обращаться напрямую к президенту или генеральному прокурору России.

Даже краткий анализ профсоюзного законодательства позволяет говорить о его несовершенстве. Необходимо расширить полномочия профсоюзных организаций при решении социально-трудовых споров между работником и работодателем, в том числе до судебного разбирательства, обеспечить фактическую независимость профсоюзов.

Современное состояние профсоюзного движения

Шахтёрские забастовки 19891991 гг., охватившие все основные угольные бассейны страны, пробудили профсоюзное движение. В 90-е годы при заключении трудового договора и увольнении работников их права нарушались, зарплата не выплачивалась, принятые в суд заявления зачастую не рассматривались. Традиционные профсоюзы оказались не на стороне работников, а на стороне работодателей и государства. Уже в последние годы существования СССР стал очевидным кризис - отсутствие реального влияния профсоюзов как в политической, так и в социально-экономической жизни трудового коллектива. Произошёл раскол в профсоюзном движении на два направления:

- профсоюзы нового типа (альтернативные, свободные профсою-

зы), ориентирующиеся на выполнение классических защитных функций, как в индустриальную эпоху на Западе;

- традиционные профсоюзы (наследники советских), продолжавшие помогать работодателям поддерживать социально-бытовые контакты с работниками.

Главное отличие альтернативных профсоюзов от профсоюзов советского типа - это их политизированность, независимость от руководителей предприятий, установка на конфронтацию, организационная аморфность и др.

В числе первых межотраслевых «свободных» профсоюзов можно назвать «Соцпроф», созданный в апреле 1989 г.

В 1990 г. была организована Федерация независимых профсоюзов Российской Федерации.

В 1991-1992 гг. наблюдался рост числа забастовок: снижение реальной зарплаты работников в условиях роста инфляции привело к тому, что число забастовок увеличилось в 1991 г. в 7 раз, а в 1992 г. в связи с освобождением цен и «шоковой терапией» - более чем в 20 раз по сравнению с 1990 г. Это привело к образованию новых альтернативных профсоюзов, таких как Союз трудовых коллективов (СТК), Независимый профсоюз горняков России (НПРГ), Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ), Российский профсоюз докеров (РПД), Российский профсоюз моряков (РПСМ) и др.

Были созданы альтернативные профсоюзы на региональном уровне: Уралпрофцентр, профсоюз Самарской области «Солидарность» и др.

В 1995-1998 гг. произошёл следующий подъём забастовочной волны. Это было время знаменитых шахтёрских «рельсовых войн» и активных забастовок бюджетников из-за невыплат зарплаты.

В разгар забастовочных движений в апреле 1995 г. была образована Конфедерация труда России (КТР), куда вошло большинство свободных профсоюзов.

В августе 1995 г. «Соцпроф», несколько региональных и отраслевых профсоюзов (в их числе НПГР) покинули КТР и образовали Всероссийскую конфедерацию труда (ВКТ), которая с 2000 г. стала членом Международной конфедерации свободных профсоюзов (МКСП).

В начале XXI в. наблюдаются позитивные изменения на рынке труда. К сокращению протестных действий привело не только улучшение экономической конъюнктуры, но и укрепление политического режима. Также следует отметить, что после вступления в силу в 2002 г. нового Трудового кодекса РФ и поправок к нему (2006 г.) процедура выхода на забастовку была сильно усложнена.

В 2004-2005 гг. фиксируется новый всплеск забастовочного движения, число бастующих выросло по сравнению с 2003 г. более чем в 30 раз. Это было связано с принятием Федерального закона № 122 «О монетизации льгот» и сопряжённых с ним реформ в бюджетной сфере. Возмущение населения вызывало резкое увеличение тарифов на оплату услуг, особенно ЖКХ, а также передача вопросов определения ставок и окладов «бюджетников» в введение региональных властей.

На этой волне в 2004 г. образовалась Федерация профсоюзов России (ФПР), основу которой составили межрегиональный рабочий профсоюз «Защита труда», Федеральный профсоюз авиадиспетчеров (ФПАДР) и др.

В 2005-2008 гг. в забастовочном движении активно стали участвовать профсоюзы транснациональных компаний, созданных в России.

Например, забастовки работников автосборочного предприятия Ford Motor Co г. Всеволжска, завода Heineken в Санкт-Петербурге и др.). Их поддержали международные профсоюзные организации.

К индустриальным конфликтам по линии «труд - капитал» можно также отнести забастовки на АвтоВАЗ, предприятиях РУСАЛ, в локомотивных депо ОАО «РЖД» и др.

С 2000-х годов, почувствовав конкуренцию, традиционные профсоюзы тоже начали оживать. На платформе ВЦСПС образовалась Всеобщая конфедерация профсоюзов, куда вошла ФНПР, в которой состоят около 20 млн членов (по сравнению с 1997 г. её численность уменьшилась более чем в 4 раза). Но в Российской трёхсторонней комис-

сии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений ФНПР принадлежит 24 из 30 профсоюзных мест. Из этого понятно, кто диктует профсоюзную политику в стране.

В последнее время Росстат фиксирует только единичные случаи забастовок.

Проблемой из более 200 зарегистрированных традиционных и альтернативных профсоюзов России является их раздробленность, неспособность найти общий язык, консолидироваться. Наблюдается тенденция к сокращению количества подписанных коллективных договоров и соглашений между работниками и работодателями.

Пока влияние профсоюзов на экономическую жизнь - совершенствование социально-трудовых отношений, технологическую модернизацию производства - остаётся

довольно слабым. Но надо учитывать исторический опыт и уроки: соблюдение, уважение профсоюзных прав и свобод во всех странах способствовало переходу от экстенсивных к интенсивным методам промышленного производства, росту производительности труда, подталкивало к созданию и применению новой техники и технологий, приучало к солидарным действиям и правовым процедурам в урегулировании конфликтов между наёмным трудом и капиталом. Сегодня в российских реалиях потребность в защите социальных прав на труд и достойный заработок в глазах населения выступает важным критерием оценки эффективности деятельности федеральной и местной власти, формирования правового государства и гражданского общества.

Профсоюзы в системе социального партнёрства

Социальное партнёрство (от лат. socialis - общественный, товарищеский и фр. partenaire - компаньон) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основными субъектами социального партнёрства являются работники и работодатели в лице своих уполномоченных представителей.

Статья 29 Трудового кодекса РФ основным представителем работников называет профсоюзные организации, которые защищают интересы работников в области занятости, условий и оплаты труда, решении разнообразных социальных проблем. Работодатели (их представители, например, Российский союз промышленников и предпринимателей - РСПП и др.) заинтересованы в социальном партнёрстве как инструменте социального мира, им не нужны трудовые конфликты, которые могут свести на нет их усилия по получению прибыли. Двусторонняя модель социального партнёрства между работниками и работодателем преимущественно на отраслевом

уровне и на уровне предприятий называется бипартизмом.

Третьим субъектом социального партнёрства являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, когда они выступают в качестве работодателя, а также регулятора, арбитра между работниками и работодателями при разработке правовой базы и механизма социального партнёрства, установлении минимальных социально-трудовых показателей (МРОТ, прожиточный минимум и др.). Модель социального партнёрства, которая предполагает трёхстороннее сотрудничество между работниками, работодателями и государством называется три-партизмом.

Начало становления социального партнёрства в современной России можно связать с Указом Президента России № 212 от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнёрстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», который, к сожалению, тогда практически не был реализован. Не была решена и острая проблема невыплат заработной платы, она перестала обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы и побуждать работников к эффективному труду. После принятия федеральных законов «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996 г.), «О Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1 мая 1999 г.), региональных законов «О социальном партнёрстве» активизируется формирование трипартизма, объедине-

ний работодателей на региональном уровне [9].

С принятием 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса РФ, 2-й раздел которого посвящён социальному партнёрству, а также Федерального закона «Об объединениях работодателей» (27 ноября 2002 г.) наблюдается активизация деятельности крупных объединений работодателей.

Например, РСПП (основан в 1990 г.) является символом работодателей, он объединяет более 320 тыс. представителей различных предприятий и организаций во всех регионах страны. Предприятиями, входящими в состав РСПП, производится свыше 60% ВВП страны. Но присоединение малого и среднего бизнеса к организации, представляющей работодателей, пока идёт слабо.

Цель социального партнёрства -достижение социального согласия и мира в обществе, государстве. Принципиальными условиями социального партнёрства являются:

- признание и уважение интересов сторон (партнёров) как важных и правомерных;

- равноправие и паритетность сторон на всех стадиях партнёрских отношений;

- поиск и нахождение компромисса при решении спорных и конфликтных вопросов;

- социальная справедливость, особенно в сфере труда и распределения доходов, социальных благ;

- взаимная ответственность сторон за исполнение (неисполнение) принятых решений.

Механизм действия социального партнёрства предусматривает спо-

9 Крайнов Г. Н. О современном состоянии профсоюзного движения в России // Социологические исследования. 2019. № 8.

собы, процедуры, формы, методы переговоров, правовое обеспечение процедур согласования интересов, систему контроля выполнения принятых договоров, соглашений.

Одной из особенностей российской модели социального партнёрства является преобладающая роль в ней государства. Это объясняется не только особенностями исторического развития России, но и отсутствием эффективных объединений работодателей и слабостью профсоюзных организаций. Но степень участия государства здесь не должна быть доминирующей, оно должно осуществлять функции арбитра и редко вмешиваться в регулирование социально-трудовых отношений.

С 2006 г. с принятием ограничительных поправок в ТК РФ роль и значение профсоюзных организаций в социальном партнёрстве снижается.

Результаты последних социальных исследований показывают, что большинство граждан России воспринимают традиционные профсоюзные организации, входящие в

ФНПР, либо как слишком слабые для того, чтобы добиться от правительства и работодателей необходимого решения, либо как имитирующие оппозиционность. Наёмные работники перед угрозой увольнений, неоправданных сокращений зарплаты чувствуют себя экономически незащищёнными, а работодатели -свою безнаказанность и монополизм. Это проявилось, в частности, при заключении «эффективных контрактов» с бюджетниками [10].

Неэффективность профсоюзных организаций, их неспособность защитить интересы работников приводит к злоупотреблениям работодателей, росту социального напряжения и в конечном счёте к потерям для всего общества и государства. Профсоюзы должны дать чёткие ответы на острые вопросы социально-трудовых отношений - от повышения пенсионного возраста, запрета заёмного труда, введения социального минимума вместо прожиточного минимума до изменения забастовочного законодательства, урегулирования трудовой миграции и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, перед российскими профсоюзами стоит проблема модернизации, повышения своей роли в реализации социального партнёрства, в развитии производительных сил, росте производительности труда.

В превращении профсоюзов в полноценных и равноправных субъектов социально-трудовых отношений должны быть заинтересованы все - от лидеров государства и политических партий до общественных организаций, работодателей и самих работников. Только так можно реализовать главные цели социального партнёрства, достичь согласия и мира в обществе.

Библиография • References

Зубков С.А., Крайнов Г.Н. Транспортные профсоюзы как составная часть международного профсоюзного движения. М.: ИНФРА-М, 2017.- 297 с.

10 Крайнов Г. Н, Панов А. И. «Эффективный контракт» с преподавателем: плюсы и минусы // Обозреватель-Observer. 2018. № 1.

[Zubkov S. A., Krajnov G. N. Transportnye profsoyuzy kak sostavnaya chast'

mezhdunarodnogo profsoyuznogo dvizheniya. M.: INFRA-M, 2017.- 297 s.] Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-пресс, 2000. С. 41-73.- 205 с. [Kozer L. Funkcii social'nogo konflikta. M.: Ideya-press, 2000. S. 41-73.- 205 s.] Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407. [Konstituciya (Osnovnoj zakon) Rossijskoj Sovetskoj Federativnoj Socialisticheskoj Respubliki ot 12 aprelya 1978 g. // Vedomosti Verhovnogo Soveta RSFSR. 1978. № 15. St. 407]

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля

2014 г.) // URL: https://www.consultant.ru/popular/cons/ [Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrya 1993 g. (red. ot 21 iyulya 2014 g.) //

URL: https://www.consultant.ru/popular/cons/] Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа // URL: https://helpiks.org/1-34973.html

[Konfliktnaya model' obshchestva R. Darendorfa // URL: https://helpiks.org/1-34973.html]

Крайнов Г. Н. О современном состоянии профсоюзного движения в России //

Социологические исследования. 2019. № 8. C. 158-162. [Krajnov G. N. O sovremennom sostoyanii profsoyuznogo dvizheniya v Rossii //

Sociologicheskie issledovaniya. 2019. № 8. C. 158-162] Крайнов Г. Н., Панов А. И. «Эффективный контракт» с преподавателем: плюсы

и минусы // Обозреватель-Observer. 2018. № 1. С. 18-31. [Krajnov G. N., Panov A. I. «Effektivnyj kontrakt» s prepodavatelem: plyusy i minusy //

Obozrevatel'-Observer. 2018. № 1. S. 18-31] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред.

от 5 октября 2015 г.) // Российская газета. 2001. 30 декабря. [Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2001 g. № 197-FZ (v red. ot

5 oktyabrya 2015 g.) // Rossijskaya gazeta. 2001. 30 dekabrya] Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., ред. от 3 июля 2016 г.) // URL: http://base.garant.ru/10105872/ [Federal'nyj zakon ot 12 yanvarya 1996 g. № 10-FZ «O professional'nyh soyuzah, ih pravah i garantiyah deyatel'nosti» (s izm. i dop., red. ot 3 iyulya 2016 g.) // URL: http://base.garant.ru/10105872/] http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/MILL_DZHON_ STYUART.html?page=0,0

Статья поступила в редакцию 8 января 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.