Следовательно, для обеспечения безопасности региона и его устойчивого развития необходимо учитывать широкий спектр факторов и принимать комплексные меры, направленные на улучшение всех аспектов жизни и деятельности региона.
Источники:
1. Развитие механизмов обеспечения экономической безопасности региона / Толочко А.В. / Автореферат / Томск - 2020.
2. Экономическая безопасность государства в условиях информационной экономики / Ческидов М.А. / Автореферат / Саратов - 2013.
3. Региональная инновационная стратегия / Оганесян Т.Л. / Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 3. С. 50-53.
4. Человеческий капитал как главный фактор эффективности гуманизации производственных процессов / Арутюнова А.Е., Смирнова Е.В., Каин В.А. РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2020. N° 1. С. 133-137.
5. Государственное управление инновационной деятельностью / Берлин С.И., Кротова М.А., Смирнова Е.В. / Вестник Академии знаний, 2023. № 6 (59). С. 545-549.
EDN: UDKZIJ
И.В. Борзунов - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой экономики социальной сферы, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
I.V. Borzunov - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Social Sphere Economics, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia;
В.В. Калицкая - к.э.н., доцент кафедры экономики социальной сферы, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
V.V. Kalitskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Social Sphere Economics, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia;
Е.А Колобов - магистрант кафедры экономики социальной сферы, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
E.A Kolobov - master's student of the Department of Social Sphere Economics, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia;
О.Ю. Шалагина - магистрант кафедры экономики социальной сферы, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
O.Yu. Shalagina - master's student of the Department of Social Sphere Economics, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia.
РОЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УВЕЛИЧЕНИИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ THE ROLE OF PREVENTIVE MEDICAL MEASURES IN INCREASING THE LIFESPAN OF THE WORKING AGE POPULATION
Аннотация. В статье рассматривается роль профилактических медицинских мероприятий в увеличении продолжительности жизни трудоспособного населения на примере Свердловской области. Основное внимание уделяется профилактике и раннему выявлению хронических неинфекционных заболеваний, которые являются основной причиной инвалидности и преждевременной смертности. Рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие проведение таких мероприятий, а также меры по повышению их доступности для населения, включая организацию выездных медицинских осмотров и информационные кампании. Описаны результаты реализации региональной программы «#Добро на предприятие», направленной на повышение качества профилактических мероприятий на базе предприятий Свердловской области. В статье также приводится анализ охвата населения профилактическими мероприятиями и динамика показателей смертности за последние годы. Рассматриваются меры по увеличению охвата населения диспансеризацией, включая углубленную диспансеризацию и мероприятия по сохранению репродуктивного здоровья. Особое внимание уделяется взаимодействию органов власти и медицинских организаций в проведении профилактических мероприятий и информационно-коммуникационных кампаний. В заключение подчеркивается значимость профилактики как более экономически эффективного подхода по сравнению с лечением заболеваний и необходимость дальнейшего развития и совершенствования профилактических мероприятий.
Abstract. The article considers the role of preventive medical measures in increasing the life expectancy of the working-age population using the Sverdlovsk region as an example. The main attention is paid to the prevention and early detection of chronic non-communicable diseases, which are the main cause of disability and premature mortality. The article considers the regulatory legal acts governing the implementation of such measures, as well as measures to increase their accessibility for the population, including the organization of mobile medical examinations and information campaigns. The article describes the results of the implementation of the regional program "#Good to the enterprise", aimed at improving the quality of preventive measures at enterprises in the Sverdlovsk region. The article also provides an analysis of the coverage of the population with preventive measures and the dynamics of mortality rates in recent years. The article considers measures to increase the coverage of the population with medical examinations, including in-depth medical examinations and measures to preserve reproductive health. Particular attention is paid to the interaction of government bodies and medical organizations in carrying out preventive measures and information and communication campaigns. In conclusion, the importance of prevention is emphasized as a more cost-effective approach compared to the treatment of diseases and the need for further development and improvement of preventive measures.
Ключевые слова: профилактика, диспансеризация, продолжительность жизни, хронические заболевания, репродуктивное здоровье, Свердловская область, охват населения.
Keywords: prevention, medical examination, life expectancy, chronic diseases, reproductive health, Sverdlovsk region, population coverage.
Введение
Здоровье населения является одним из ключевых факторов, определяющих социально-экономическое развитие региона и страны в целом. В условиях повышения продолжительности жизни и старения населения особую значимость приобретает профилактика хронических неинфекционных заболеваний, которые являются основной причиной инвалидности и преждевременной смертности. Важность профилактики обусловлена не только медицинскими, но и экономическими аспектами, так как своевременное выявление и лечение заболеваний значительно снижает затраты на здравоохранение и способствует сохранению трудовых ресурсов. В последние годы правительство Российской Федерации и субъекты страны предпринимают активные шаги по развитию системы профилактических медицинских мероприятий, направленных на выявление и снижение факторов риска развития хронических заболеваний. В Свердловской области ведется комплексная работа по реализации программ профилактики, включая диспансеризацию определенных групп населения, профилактические медицинские осмотры и углубленную диспансеризацию. Эти мероприятия направлены на выявление заболеваний на ранних стадиях и
снижение их распространенности, что, в свою очередь, способствует увеличению продолжительности жизни и улучшению качества жизни населения.
Профилактические медицинские мероприятия занимают центральное место в современной системе здравоохранения. В условиях стремительного роста числа хронических неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, онкологические, диабет и другие, профилактика становится приоритетным направлением, направленным на снижение заболеваемости и смертности. Эти заболевания являются основной причиной инвалидности и преждевременной смертности, что оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом [1, 5]. В последние десятилетия значимость профилактики хронических заболеваний возрастает, что связано с демографическими изменениями, ростом продолжительности жизни и старением населения. В этих условиях обеспечение доступности и качества профилактических медицинских услуг становится ключевым фактором в поддержании здоровья населения и предотвращении распространения хронических заболеваний. Особую актуальность данная проблема приобретает в регионах с высокой заболеваемостью и смертностью, таких как Свердловская область, где распространенность хронических неинфекционных заболеваний является одной из наиболее острых проблем здравоохранения [2, 7, 12].
Профилактика не только снижает нагрузку на систему здравоохранения, но и способствует сохранению трудовых ресурсов, что особенно важно в условиях сокращения численности трудоспособного населения. Раннее выявление и своевременное лечение заболеваний позволяют поддерживать активное участие людей в экономической жизни региона, снижая тем самым социальные и экономические издержки, связанные с инвалидностью и преждевременной смертностью. В этом контексте профилактические мероприятия становятся важным инструментом сохранения и укрепления общественного здоровья. В Свердловской области проводится активная работа по реализации программ профилактики хронических неинфекционных заболеваний, направленных на снижение их распространенности и улучшение показателей здоровья населения. Важную роль в этих программах играет диспансеризация и профилактические медицинские осмотры, позволяющие выявлять заболевания на ранних стадиях и предпринимать своевременные меры по их лечению. Кроме того, внедряются новые формы профилактической работы, такие как программа «Добро на предприятие» [11], направленная на проведение профилактических мероприятий непосредственно на предприятиях, что значительно увеличивает охват трудоспособного населения. Актуальность данной темы также обусловлена необходимостью повышения информированности населения о значимости профилактических мероприятий. В условиях низкой осведомленности и недостаточного внимания к своему здоровью среди значительной части населения, информационно-коммуникационные кампании становятся важным элементом профилактической работы. В Свердловской области активно реализуются такие кампании, направленные на пропаганду диспансеризации и профилактических осмотров, что способствует увеличению охвата населения этими мероприятиями. Кроме того, важно отметить актуальность вопроса доступности профилактических мероприятий для всех категорий населения, включая трудоспособное население, которое часто сталкивается с трудностями в доступе к медицинским услугам в связи с занятостью. В Свердловской области приняты меры по обеспечению работы медицинских учреждений в вечерние часы и в выходные дни, что значительно расширяет возможности для прохождения профилактических мероприятий.
Профилактические мероприятия не только способствуют снижению заболеваемости и смертности, но и являются важным инструментом в борьбе с социальным неравенством в сфере здравоохранения. Повышение доступности медицинских услуг для всех категорий граждан, независимо от их социального положения и места проживания, является одной из ключевых задач системы здравоохранения. В этом контексте особое значение приобретает работа по организации выездных медицинских осмотров и мероприятий на базе предприятий, что позволяет охватить профилактическими мероприятиями значительную часть трудоспособного населения. Одной из значимых инициатив в Свердловской области стала региональная программа «#Добро на предприятие», направленная на проведение профилактических мероприятий на базе предприятий агропромышленного комплекса, организаций социального обслуживания и других предприятий региона. Эта программа позволяет значительно расширить охват населения профилактическими мероприятиями и повысить их качество, что, в свою очередь, способствует снижению уровня заболеваемости и улучшению показателей здоровья населения. Реализация профилактических программ требует комплексного подхода, включающего не только проведение медицинских осмотров, но и широкомасштабные информационно-коммуникационные кампании, направленные на повышение информированности населения о значимости профилактики и необходимости регулярного медицинского обследования. В Свердловской области активно используются различные каналы коммуникации, включая социальные сети, радиопередачи, публикации в печатных изданиях и наружную рекламу, что позволяет достичь значительного охвата аудитории и повысить уровень прохождения диспансеризации и профилактических осмотров.
Важным аспектом профилактических мероприятий является их доступность для всех категорий граждан. В Свердловской области организована работа медицинских учреждений в вечерние часы и в выходные дни, что позволяет обеспечить возможность прохождения профилактических мероприятий для работающего населения. Кроме того, активно развивается выездная работа медицинских бригад, что позволяет охватить профилактическими мероприятиями отдаленные и труднодоступные районы региона.
Целью данной статьи является анализ роли профилактических медицинских мероприятий в увеличении продолжительности жизни трудоспособного населения на примере Свердловской области, а также оценка эффективности реализуемых программ и мер по улучшению охвата населения профилактическими мероприятиями. Особое внимание уделяется региональной программе «#Добро на предприятие» и ее значению для улучшения показателей здоровья трудоспособного населения.
Таким образом, профилактика хронических неинфекционных заболеваний является одной из ключевых задач системы здравоохранения, требующей комплексного подхода и активного участия всех заинтересованных сторон. В условиях роста числа хронических заболеваний и демографических изменений, усилия по расширению охвата населения профилактическими мероприятиями и повышению их качества становятся необходимыми для сохранения здоровья населения и улучшения социально-экономических показателей региона.
Основная часть
Профилактические медицинские мероприятия направлены на профилактику и раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Свердловской области, факторов риска их развития, определение группы здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, определение группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и иными заболеваниями (состояниями), включая граждан с высоким и очень высоким риском развития сердечнососудистых заболеваний.
Проведение профилактических медицинских мероприятий организовано в соответствии с нормативными правовыми актами:
1) постановлением Правительства Свердловской области от 25.12.2023 № 1017-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» [1, 3, 6];
2) приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».
Важным фактором эффективного проведения профилактических мероприятий является их доступность для граждан.
При организации профилактических мероприятий взрослого населения Свердловской области определены методы и виды медицинских вмешательств, порядок проведения и маршрутизация пациентов. Работа по проведению профилактических мероприятий организована в вечерние часы (до 20.00 часов) и в субботу (с 9.00 до 16.00 часов). Министерством здравоохранения Свердловской области организована выездная работа в каждом управленческом округе Свердловской области с проведением межведомственных совещаний по вопросам организации и проведения профилактических мероприятий в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования). Организовано и проводится в постоянном режиме информационное взаимодействие со страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области, по информированию граждан и приглашению их на профилактические мероприятия, в том числе в часы работы поликлиник в субботу, посредством радиотелефонной связи (смс-сообщения) и иных доступных средств связи [4, 8].
В проведении профилактических медицинских мероприятий в Свердловской области участвуют 93 медицинских организаций различных форм собственности. Организована работа 47 отделений и 57 кабинетов медицинской профилактики, 24 центров здоровья, из них 18 принимают участие в проведение диспансеризации взрослого населения.
В рамках проведения региональной программы «#Добро на предприятие», целью которой является повышение качества профилактических мероприятий, направленных на выявление факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, диспансеризации взрослого населения, направленной на выявление хронических неинфекционных заболеваний, в том числе онкологической патологии, в 2024 г. среди трудоспособного населения планируется проведение профилактических мероприятий на базе 300 предприятий промышленности, агропромышленного комплекса, организаций социального обслуживания Свердловской области. Данный формат работы позволяет за 1 день провести 200 консультативно-диагностических мероприятий, с последующими рекомендациями по сохранению здоровья [2, 5, 9, 13].
С каждым годом отмечается тенденция к увеличению охвата профилактическими мероприятиями граждан. Фактическое исполнение годового плана профилактических мероприятий отражено на рисунке 1.
По итогам 2023 года (по данным Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области) в целом охвачено профилактическими мероприятиями 1 469 389 человек, что составляет 73,1 % от годового плана, из них: профилактическими медицинскими осмотрами - 213 746 человек (83,2 %), диспансеризацией - 995 509 человек (69,7 %). Охвачено углубленной диспансеризацией в целом 260 134 человек, что составило 80,6 % от плановых объемов [7, 10].
Выполнение целевого показателя «Доля всех граждан, ежегодно проходящих профилактический осмотр и диспансеризацию, включая углубленную диспансеризацию, от общего числа населения» регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи (Свердловская область)», входящего в национальный проект «Здравоохранение», по итогам 2023 года - 53,1 %.
Рисунок 1 - Исполнение плана профилактических мероприятий [4]
В 2024 году плановые объемы профилактических медицинских мероприятий представлены следующим образом:
- профилактические медицинские осмотры - 458 466 чел. (что на 78,5 % больше 2023 года - 256 795 чел.);
- диспансеризация определенных групп взрослого населения - 1 663 289 чел. (что на 16,4 % больше 2023 г. -1 429 295 чел.), в том числе диспансеризация репродуктивного здоровья 716 159 человек;
- углубленной диспансеризации - 68 223 чел. (2023 г. - 322 845 чел.).
Региональным проектом «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» установлено значение показателя «Доля граждан, ежегодно проходящих профилактический медицинский осмотр и(или) диспансеризацию, от общего числа населения» на 2024 год - 70 %. Динамика показателя смертности представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика показателей смертности [4]
Обобщенным показателем, который включает в себя множество факторов, является ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Чем ниже показатель смертности, тем больше показатель ожидаемой продолжительности жизни.
Основным направлением государственной политики в сфере здравоохранения Президентом России определены: снижение смертности населения, рост ожидаемой продолжительности жизни и увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.
В 2023 году в Свердловской области достигнуто минимальное значение показателя общей смертности населения за последние 20 лет, 13,2 случая на 1000 населения, ожидаемая продолжительность жизни достигла 71, 84 года. Добиться таких результатов невозможно без грамотно организованного проведения профилактических мероприятий.
В целях повышения грамотности населения региона в вопросах прохождения диспансеризации на постоянной основе проводится широкомасштабная информационно-коммуникационная кампания по пропаганде диспансеризации, в том числе углубленной, «Держи здоровье под контролем. Пройди диспансеризацию!». Используются различные информационные каналы, направленные в том числе и на аудиторию трудоспособного возраста, и старшего поколения.
В 2024 году ведущие специалисты Министерства здравоохранения Свердловской области уже приняли участие в более 36 радио- и телепередачах. Опубликовано в печатных изданиях Свердловской области более 53 тематических статей, более 90 профилактических материалов - на информационных порталах Свердловской области и сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», более 76 тематических постов в
группах социальных сетей, на площадках таргетированной рекламы по привлечению населения на диспансеризацию (социальные сети). Охват составил около 1 500 000 человек [12, 14].
Кроме того, в регионе с участием Правительства Свердловской области организовано проведение информационно-коммуникационной рекламной кампании по пропаганде диспансеризации в части репродуктивного здоровья, профилактических медицинских осмотров «Диспансеризация-путь к здоровью. Убедись, что ты здоров!». В работе используются все каналы коммуникации с населением: Яндекс директ, социальные сети, эфиры на радиостанциях, телеканалах, печатные издания, наружная реклама, брендирование общественного транспорта, массовые акции профилактической направленности.
На интерактивных цифровых модулях на остановочных пунктах и мониторах в салонах транспортных средств города Екатеринбурга размещались видеоролики о важности прохождения диспансеризации. Количество выходов составило более 15 000 раз.
На пяти ведущих радиостанциях города и Свердловской области, в торгово-развлекательных центрах транслировались три аудиоролика, общее количество выходов составило 3 500.
Печатная продукция по диспансеризации (буклеты, плакаты, брошюры и флаеры) выпущена и распространена тиражом более 26 000 экземпляров.
В рамках информационно-коммуникационной кампании по пропаганде диспансеризации в городах Свердловской области (городе Екатеринбурге, городе Каменске-Уральском, городе Нижний Тагил, городе Серове и городе Первоуральске) курсируют 15 единиц брендированного общественного транспорта (трамваев, троллейбусов и автобусов) по привлечению населения к прохождению диспанцеризации.
Для мотивации граждан к прохождению диспансеризации и с целью увеличения охвата диспансерным наблюдением с января 2024 года реализуется региональный проект «Контроль здоровья». К перечню диспансеризации добавились УЗИ сердца, щитовидной железы, сосудов нижних конечностей, УЗИ молочных желёз, проведение эзофагогастродуоденоскопии и др.
Уникальность данного проекта состоит в проведении исследований, направленных на сохранение репродуктивного здоровья мужчин и женщин 18-49 лет. Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 29.01.2024 № 192-п «Об организации мероприятий регионального проекта «Контроль здоровья» на базе медицинских организаций Свердловской области» определены мероприятия, направленные на раннее выявление состояний, заболеваний и факторов риска развития хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний, в том числе онкологической патологии, вакцинопрофилактику, а так же установлен перечень консультативных приемов в рамках I этапа диспансеризации взрослого населения, мероприятий скрининга и методов исследований, иных медицинских вмешательств, направленных на сохранение репродуктивного здоровья. Перечень исследований и иных медицинских вмешательств, проводимых в рамках, диспансеризация репродуктивного здоровья утвержден приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 29.01.2024 № 192-п «Об организации мероприятий регионального проекта «Контроль здоровья» на базе медицинских организаций Свердловской области».
Количество мужчин и женщин в возрасте 18-49 лет, подлежащих диспансеризации репродуктивного здоровья, составляет 716 159 человек, из них - 340 777 мужчин, 375 382 женщин.
В рамках межведомственного взаимодействия органам местного самоуправления муниципальных образований и организациям, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, направлены макеты информационных материалов, аудио- и видеопродукция, разработанные ГАУЗ СО «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» и АНО «Национальные проекты» в рамках коммуникационной кампании национального проекта «Здравоохранение», направленной на популяризацию диспансеризации.
Увеличение количества граждан, подлежащих и прошедших профилактические мероприятия, по данным ТФОМС СО, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Количество граждан, подлежащих и прошедших профилактические мероприятия
в 2019-2023 гг. [2]
Период Профилактический медицинский осмотр Диспансеризация ПМО+ДВН
план факт % план факт % план факт %
январь-март 2019 150 000 13 006 8,7 690 497 201 622 29,2 840 497 214 628 25,5
январь-март 2020 222 258 44 983 20,2 780 697 168 027 21,5 1 002 955 213 010 21,2
январь-март 2021 245 780 19 648 8,0 819 048 87 204 10,6 1 064 828 106 852 10,0
январь-март 2022 290 700 18 258 6,3 1 135 923 88 934 7,8 1 426 623 107 192 7,5
январь-март 2023 256 795 44 288 17,2 1 429 295 205 283 14,4 1 686 090 249 571 14,8
январь-март 2024 458 466 68 396 14,9 1 663 289 287 805 17,3 2 121 755 356 201 16,8
Снижение темпов отмечено в 2020-2021 гг., что обусловлено высокой заболеваемостью новой коронави-русной инфекцией СОУГО-19, что в последующем привело к росту смертности населения, в 2023 г. Отмечен значительный прирост темпов проведения профилактических мероприятий (увеличение охвата в 2 раза).
В 2024 году имеется положительная динамика исполнения годового плана профилактических мероприятий, принимая во внимание тот факт, что плановые объемы диспансеризации определенных групп взрослого населения увеличены на 16,4 %, плановые объемы профилактических медицинских осмотров увеличены на 78,5 % по отношению к 2023 году.
По итогам за 3 месяцев 2024 года фактическое исполнение годового плана профилактических медицинских мероприятий составляет 16,8 %. Охват граждан профилактическими мероприятиями увеличился в 1,4 раза.
Таблица 2 - Выполнение плановых объемов профилактических мероприятий по данным ТФОМС СО
за 2019-2023 гг. [8]
Период, год Профилактический медицинский осмотр Диспансеризация ПМО+ДВН
план факт % план факт % план факт %
2019 150 000 121 266 80,8 690 497 691 507 100,1 840 497 812 773 96,7
2020 222 258 71 633 32,2 780 697 258 096 33,1 1 002 955 329 729 32,9
2021 245 780 82 883 33,7 819 048 386 252 47,2 1 064 828 469 135 44,1
2022 290 700 167 597 57,7 1 135 923 652 759 57,5 1 426 623 820 356 57,5
2023 256 795 213 746 83,2 1 429 295 995 509 69,7 1 686 090 1 209 255 71,7
Современные научные подходы к формированию здорового образа жизни, предупреждению развития хронических неинфекционных заболеваний, соблюдению рекомендаций врача являются основой качественной и продуктивной жизни гражданина, соответственно, сохранения экономического потенциала предприятия или организации, и, в конечном итоге, увеличения ВВП нашей страны.
Заключение
Профилактические медицинские мероприятия играют важную роль в обеспечении здоровья населения и увеличении продолжительности жизни, особенно среди трудоспособного населения. Анализ опыта Свердловской области показывает, что проведение систематической работы по профилактике хронических неинфекционных заболеваний позволяет значительно улучшить показатели здоровья населения и снизить смертность.
Во-первых, результаты реализации профилактических программ в Свердловской области свидетельствуют о положительной динамике в охвате населения диспансеризацией и профилактическими осмотрами. Значительное увеличение числа граждан, прошедших профилактические мероприятия, указывает на высокую эффективность принятых мер и нарастающее осознание важности профилактики среди населения. Программы, такие как «#Добро на предприятие», доказали свою эффективность в привлечении трудоспособного населения к участию в профилактических мероприятиях, что особенно важно в условиях высокой занятости населения.
Во-вторых, важным достижением является снижение показателей смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни в регионе. Эти результаты свидетельствуют о правильности выбранной стратегии, направленной на активное развитие профилактических мероприятий. Систематическая работа по выявлению и устранению факторов риска хронических заболеваний позволяет значительно улучшить показатели здоровья и сократить число преждевременных смертей.
В-третьих, необходимо отметить важность информационно-коммуникационных кампаний, направленных на пропаганду профилактических мероприятий. Успех в реализации таких кампаний, охватывающих значительную часть населения региона, способствует увеличению осведомленности граждан о важности регулярных медицинских осмотров и участия в диспансеризации. Это, в свою очередь, приводит к повышению охвата населения профилактическими мероприятиями и улучшению общего состояния здоровья. Однако, несмотря на достигнутые успехи, существуют вызовы, которые необходимо учитывать при дальнейшем развитии профилактической работы. Важно продолжать усилия по обеспечению доступности медицинских услуг для всех категорий населения, особенно для тех, кто проживает в удаленных районах или имеет ограниченные возможности для посещения медицинских учреждений. Развитие выездной работы медицинских бригад и расширение возможностей для прохождения медицинских осмотров в вечерние часы и выходные дни являются важными шагами в этом направлении.
В-четвертых, необходимо учитывать экономический аспект профилактической работы. Профилактика, безусловно, является более экономически эффективным подходом по сравнению с лечением заболеваний, однако для обеспечения устойчивого развития системы профилактики необходимо продолжать инвестиции в инфраструктуру здравоохранения, обучение медицинского персонала и разработку новых программ профилактики.
В заключение, можно отметить, что успешное проведение профилактических медицинских мероприятий требует комплексного подхода и активного участия всех заинтересованных сторон, включая органы власти, медицинские учреждения и население. Только совместными усилиями можно достичь значительных результатов в улучшении показателей здоровья населения, увеличении продолжительности жизни и снижении заболеваемости. Опыт Свердловской области показывает, что активное развитие профилактической работы может привести к значительному улучшению состояния здоровья населения и повысить качество жизни граждан, что, в свою очередь, способствует социально-экономическому развитию региона.
Источники:
1. Брызгалова, О. Е. Онлайн-ресурс как инструмент профилактических мероприятий при оказании медицинской помощи женщинам в период пандемии COVID-19 / О. Е. Брызгалова, О. В. Армашевская // Акушерство и гинекология. - 2022. - № 1. - С. 113-121. -DOI 10.18565^.2022.1.113-121. - EDN XHKCHG.
2. Винокурова, М. А. Анализ показателей эффективности профилактических мероприятий, направленных на соблюдение обязательных требований в сфере оказания качественной медицинской помощи / М. А. Винокурова // Медицинское право. - 2022. - N° 4. -С. 29-32. - EDN AJSTEK.
3. Гончарова, М. Н. Методы привлечения медицинских работников в Свердловской области / М. Н. Гончарова, А. А. Кириенко // Достойный труд - основа стабильного общества : материалы XV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 14-18 ноября 2023 года. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2023. - С. 18-22. - EDN JBMMWJ.
4. Закарян, И. С. Основные задачи медицинских работников в проведении профилактических мероприятий у пациентов с пищевыми токсикоинфекциями / И. С. Закарян, А. Ю. Пинигина // Молодой ученый. - 2020. - № 52(342). - С. 53-55. - EDN LVBNHM.
5. Максименко, Л. Л. Особенности заболеваемости и пути формирования позитивных поведенческих установок у населения Ставропольского края / Л. Л. Максименко, А. А. Хрипунова, Е. В. Максименко // Медицинская сестра. - 2020. - Т. 22, № 3. - С. 40-44. -DOI 10.29296/25879979-2020-03-09. - EDN RGFCQX.
6. Мироненко О.В. Обоснование системы профилактических мероприятий в медицинских организациях, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) / О. В. Мироненко, Н. М. Батюков, М. Г. Ступин, А. А. Тованова // Институт стоматологии. - 2024. - № 1(102). - С. 1-8. - EDN VSJVKA.
7. Ноздреватых, И. В. Контроль качества оказания медицинской помощи на основе оценки эффективности противоэпидемических (профилактических) мероприятий / И. В. Ноздреватых, Н. Е. Дроздова // Московская медицина. - 2016. - N° S1(12). - С. 164-165. -EDN YLOREE.
8. Павлова, А. Н. Обоснование организационно-профилактических мероприятий по оптимизации профессиональной деятельности медицинских сестер отделения функциональной диагностики / А. Н. Павлова, И. А. Мишкич, В. С. Лучкевич // Врач-аспирант. -2016. - Т. 74, № 1. - С. 82-88. - EDN VKUKXZ.
9. Пряхина, Н. И. О правовой квалификации ненадлежащего исполнения обязанностей медицинскими работниками при проведении профилактических медицинских мероприятий / Н. И. Пряхина, Е. В. Суслина // Криминалистъ. - 2020. - № 3(32). - С. 8-16. - EDN BEIKEE.
10. Семенова Л.В. Информированность о профилактических медицинских мероприятиях среди посетителей поликлиник Свердловской области / Л. В. Семенова, П. В. Журавлева, М. Н. Сидоркина, Е. В. Семенова // Профилактическая медицина. - 2023. - Т. 26, № 5-2. - С. 36. - EDN RRAVJQ.
11. Сигат, Е. В. Риски и проблемы реализации национального проекта «Здравоохранение» на территории Свердловской области / Е. В. Сигат, В. В. Шведов // Менеджмент и предпринимательство в парадигме устойчивого развития : Материалы III Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 28 мая 2020 года / Отв. за выпуск Е.Б. Дворядкина. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2020. - С. 226-229. - EDN YUYHOE.
12. Сурсякова, К. И. Совершенствование профилактических мероприятий инфекций мочевыводящих путей, связанных с оказанием медицинской помощи / К. И. Сурсякова, Т. В. Сафьянова // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2023. - № 1(91). - С. 100-102. - DOI 10.34215/1609-1175-2023-1-100-102. - EDN HEBRVH.
13. Темиров Н.М. Оценка эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий по недопущению распространения COVID-19 среди пациентов и медицинского персонала противотуберкулезного стационара в период пандемии / Н. М. Темиров, К. К. Мамырова, Б. Т. Абдимомунова [и др.] // Санитарный врач. - 2021. - № 2. - С. 8-14. - DOI 10.33920/med-08-2102-01. - EDN ADWVXX.
14. Трошин, В. В. Особенности использования результатов периодических медицинских осмотров при планировании профилактических мероприятий / В. В. Трошин, И. А. Умнягина, Н. В. Владыко // Медицина труда и промышленная экология. - 2019. - Т. 59, № 9. - С. 773-774. - DOI 10.31089/1026-9428-2019-59-9-773-774. - EDN KQHLOL.
EDN: SHFQZF
М.А. Бушуева - к.э.н., доцент кафедры экономики и прикладной информатики, Российский экономический университет им Г.В. Плеханова (Ивановский филиал), Иваново, Россия, [email protected],
M.A. Bushueva - Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Economics and Applied Informatics, Russian University of Economics. G.V. Plekhanov (Ivanovo branch), Ivanovo, Russia.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЭКОСИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ПРОГРЕССА THEORETICAL CONCEPT OF THE REGIONAL ECONOMIC ECOSYSTEMS MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF DIGITAL PROGRESS
Аннотация. Разнообразие концепций относительно экономического развития региональных экономик отражает богатое разнообразие теоретических и практических подходов, каждый из которых подчеркивает различные аспекты роста и развития. В статье представлена авторская систематизация теоретических и методологических концепций в региональной экономике, приведены имена наиболее известных представителей каждой из них. Предложена авторская теоретическая концепция управления региональными экономическими экосистемами в условиях цифрового прогресса, которая направлена на обеспечение структурированного подхода к управлению региональными экономическими экосистемами, используя цифровые преобразования для содействия инновациям, сотрудничеству и устойчивому росту. Отличительной чертой предлагаемой теоретической концепции служит встраивание особенностей осуществляющихся цифровых трансформаций в логику и архитектуру формирования региональных экономических экосистем с учетом адаптивных изменений, которым подвергаются рассмотренные теории управления региональной экономикой при адаптации к условиям цифровой экономики.
Absrtract. The diversity of concepts regarding the economic development of regional economies reflects a rich diversity of theoretical and practical approaches, each of which emphasizes different aspects of growth and development. The article presents the author's systematization of theoretical and methodological concepts in regional economics and provides the names of each of their most famous representatives. The author's theoretical concept of managing regional economic ecosystems in the context of digital progress is proposed, which is aimed at providing a structured approach to managing regional economic ecosystems, using digital transformations to promote innovation, cooperation, and sustainable growth. The distinctive feature of the proposed theoretical concept is the incorporation of the peculiarities of the ongoing digital transformations into the logic and architecture of the formation of regional economic ecosystems, taking into account the adaptive changes to which the considered theories of regional economic management are subjected when adapting to the conditions of the digital economy.
Ключевые слова: региональная экономическая экосистема, цифровой прогресс, теоретическая концепция управления.
Keywords: regional economic ecosystem, digital progress, theoretical concept of management.
Введение
Разнообразие теоретических концепций регионального развития отражает различные точки зрения на то, как регионы растут, развиваются и взаимодействуют с более широкими экономическими, социальными и экологическими системами.
Экосистема определяется как динамически стабильная сеть взаимосвязанных фирм и институтов в пределах ограниченного географического пространства. Предполагается, что представление региональных экономических сетей как «экосистем» обеспечивает аналитическую структуру и глубину теориям источников регионального преимущества, роли предпринимателей в региональном развитии и детерминантам устойчивости в региональных экономических системах.
Появление цифровых преобразований оказало глубокое влияние на региональные экономические экосистемы, изменив способы работы, взаимодействия и роста предприятий. Эффективное управление этими экосистемами требует комплексной теоретической основы, которая учитывает динамическое взаимодействие между цифровыми технологиями, экономической деятельностью и региональным развитием. Эта концепция должна быть