УДК 33 - 331.105.444
РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РАБОЧИХ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОРОНЕЖСКОЙ И КУРСКОЙ ГУБЕРНИЙ В ГОДЫ НЭПА
Автор статьи на значительном количестве источников анализирует роль профессиональных союзов в реализации программы социального страхования на промышленных предприятиях Центрального Черноземья в 1920-е годы. Анализ материалов позволяет сделать вывод о том, что система социального страхования являлась частью общегосударственной политики по поднятию уровня жизни рабочих в сложных экономических условиях в период восстановления народного хозяйства в регионе.
Ключевые слова: профессиональные союзы, система социального страхования, застрахованные, выплаты пособий, пенсии, страховые кассы, Черноземье.
Под социальным страхованием понимается обеспечение рабочих в старости и при нетрудоспособности непосредственно из государственного бюджета. Социальное обеспечение осуществлялось (в октябре 1917 — ноябре 1918 гг.) преимущественно в форме социального страхования трудящихся на случай болезни, увечья, смерти кормильца, а также безработицы. Застрахованным и членам их семей оказывалась за счет средств социального страхования также и бесплатная медицинская помощь. С принятием в 1919 г. декрета СНК «Об изменении Положения о социальном обеспечении трудящихся»1 социальное страхование было практически упразднено и заменено прямым государственным обеспечением. В 1921 г. институт социального страхования был восстановлен и вплоть до 1937 г. являлся преимущественной формой социального обеспечения.
В соответствии с постановлением ВЦИК о создании центральных и местных комиссий по улучшению быта рабочих, опубликованному в «Известиях ВЦИК» № 6 от 22 марта 1921 г.2, на профессиональные союзы возлагались следующие задачи: Губернский Совет профессиональных союзов (далее - ГСПС) и уездные профсоюзные бюро в комиссиях по улучшению жизни рабочих занимались вопросами социального страхования, улучшения жилищных условий, улучшения продовольственного снабжения, медицинской помощью и др.3 Забота профессиональных союзов о росте материального благосостояния сопровождалась улучшением и развитием системы социального страхования.
В связи с новыми экономическими реалиями жизни проблема социального страхования проявилась в несколько ином направлении, чем это было в период политики военного коммунизма. Если раньше эту функцию выполнял государственный аппарат, то теперь ситуация изменилась. 15 ноября 1922 г. правительством был принят закон о проведении социального страхования в государственной промышленности за счет предприятий, в частновладельческой — за счет предпринимателей4. Декретом ВЦИК и СНК от 21 декабря 1922 г.5 была проведена передача социального страхования из Народного Комиссариата Социального Обеспечения в Народный Комиссариат Труда СССР. Причинами такого перехода, как это отмечено в Тезисах о со-
1 Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. 1251. Оп. 1. Д. 5. Л. 3.
2 Известия ВЦИК. 1921. № 6. 22 марта.
3 Государственный архив Белгородской области (долее ГАБО). Ф. Р-711. Оп. 1. Д. 23. Л. 185.
4 Как советские законы охраняют труд и права рабочих (Популярное изложение законов о труде СССР и практики их применения) / Сборник под ред. Гиндина Я.И. и Даниловой Е.Н. М., 1926. С. 197.
5 Действующее законодательство о труде. Вып. 11. Сб. декретов, постановлений и инструкций по вопросам найма, охраны труда, разрешения конфликтов и социального страхования, опубликованных по 1 июня 1923 г. М., 1923. С. 208.
О. А. ЧЕРНОВА
Белгородский
государственный
университет
e-mail:
chernova @bsu. edu. ru
циальном страховании, утвержденных в сентябре 1922 г.6, послужил переход государственных предприятий на хозяйственный расчет и наличие частного капитала.
В работе органов социального страхования активное участие принимали профессиональные союзы. В этой области профсоюзы, как представители интересов наемных работников, выполняли ряд существенных функций, оформленных и закрепленных за союзами в нормах профсоюзного права. В частности в функции профессиональных союзов входило: а) формирование органов социального страхования; б) контролирование и руководство деятельностью страховых органов; в) выделение своих представителей в страховые органы; г) осуществление прямого участия в деле социального страхования.
Непосредственным органом, осуществляющим функции по социальному страхованию на местах являлось — Губернское Управление Социального страхования при Губотделах Труда и общегородские, уездно-городские и районные страховые кассы. Курское и Воронежское Управление Социального страхования работало под непосредственным руководством высших губернских профессиональных органов — Губ-профсоветов. Средства страховых касс (для проведения социального страхования) составлялись главным образом из страховых взносов, которые устанавливались в процентном отношении к выплачиваемой заработной плате рабочих и служащих предприятия. Взимаемые страховыми кассами взносы на социальное страхование разделялись на Всероссийский запасной фонд социального страхования и текущие операционные фонды социального страхования. Операционные фонды, в зависимости от своих назначений, разделялись на четыре вида фондов: страхования по временной нетрудоспособности и по дополнительным видам обеспечения («А»), страхования по инвалидности («Б»), страхования по безработице («В») и страхования по лечебной помощи («Г»)7.
Взносы устанавливались по каждому виду страхования раздельно, причем размеры их определялись от степени опасности и вредности производства. В целях развития системы страхования, органам социального страхования совместно с органами охраны труда предоставлялось право, в зависимости от санитарно-гигиенических условий на предприятии, понижать или повышать размер страховых взносов по всем видам страхования до 25 % причитающейся суммы8. Постановлением ВЦИК И СНК от 1 марта 1923 г. «О тарифе взносов на социальное страхование лиц, занятых наемных трудом» устанавливался следующий тариф взносов на социальное страхование9.
Таблица 1
Тариф страховых взносов в процентах (%)
(все предприятия и учреждения по степени опасности и вредности были разбиты
на четыре разряда)
Разряды А Б В Г
по временной нетрудоспособности и на дополнит. виды обеспечения и итс о нд ч а в н и о п по безработице на лечебную помощь Итого: (%)
I разряд по степени опасности и вредности 6 3 ?/2 2 4 ?/2 16
II 6 ?/2 4 2 5 18
III 7 5 2 6 20
IV 8 5 ?/2 2 6 ?/2 22
6 Киселев А.Я. Положение рабочих / / Вопросы страхования. 1922. № 1. С. 6.
7 Обзор деятельности Воронежского губернского отдела труда и губернского управления социального страхования за 1923 г. Воронеж, 1924. С. 104.
8 Там же. С. 199.
9 Действующее законодательство о труде. Вып. 11. М., 1923. С. 209.
Взимание страховых взносов с учреждений и предприятий, как с государственных, так и с частных в Белгородском уезде Курской губернии началось с 5 марта 1922 г.10 В докладе Белгородского уездного отдела социального обеспечения приводился численный состав зарегистрированных предприятий и рабочих, а так же сумма взносов и отмечалось, что с 1 января 1922 по 1 января 1923 г. было зарегистрировано государственных и частных предприятий и учреждений — 143 с числом зарегистрированных рабочих и служащих 7 520 чел. (государственных 67 с числом рабочих и служащих 5 212, частных 76 с числом рабочих и служащих 2 380 человек). Уже к 1 января 1923 г. было собрано страховых взносов- 4 843 008 руб. (в дензнаках 1922 г.), из них израсходовано по выдаче пособий безработным - 352 125 руб. и при временной утрате нетрудоспособности — 1 349 565 руб.11 По Воронежской губернии на 1 декабря 1922 г. суммы взысканных страхвзносов представлено в следующем виде12 (табл. 2).
Таблица 2
Сведения о взысканных суммах на социальное страхование по Воронежской губернии в 1921/1922 гг.
Страховые кассы Число застрахо- ванных Сколько взыскано взносов Перечислено из всех страховых поступлений во Всеросс. зап. Фонд
по виду «А» по виду «Б» по виду «В» по виду «Г» ВСЕГО
г. Воронеж 325 134.551 139.709 49.991 99.895 424.146 42.844
в 22 уездах 812 119.854 127.505 46.034 77.029 370.422 41.064
Итого по 23 кассам 1.137 254.405 267.214 96.025 176.924 794.568 83.908
Чтобы выяснить сумму задолженности по всей губернии, необходимо учитывать данные касс о числе застрахованных и величину средней зарплаты по Воронежской губернии. Соотношение этих двух величин в отношении страховых взносов показывает, что суммы взысканных страхвзносов по г. Воронежу достигали не более 65 %, в уездах же страховые поступления не превышали 40 %.
Владельцы и ответственные руководители предприятий, а также частные лица, пользующие наемным трудом, за неуплату свыше 3-х месяцев причитающихся с них за социальное страхование сумм подлежали привлечению к личной уголовной ответственности по ст. ст. 90, 118 и 132 Уголовного Кодекса РСФСР. Так, в августе
1922 г. инспектором охраны труда Старооскольского уезда Курской губернии было обследовано 12 предприятий и на шести из них были обнаружены нарушения в виде уклонения от уплаты страховых взносов по социальному страхованию рабочих и служащих13.
В Воронежской губернии к концу 1923 г. функционировали 14 страховых касс. Число застрахованных трудящихся в начале 1923 г. составляло - 31 887 чел., а в конце года — 35 308 чел. из числа членов профсоюзов, занятых по найму — 35 536 чел.14 Таким образом, число застрахованных по сравнению со сведениями ГСПС меньше,
10 Трудовой день. 1923. 30 января.
11 ГАБО. Ф. Р-379. Оп. 1. Д. 115. Л. 2.
12 Год работы Воронежского Губпрофсовета (март 1922 — март 1923). Воронеж, 1923. С. 35.
13 Курская правда. 1923. 17 сентября.
14 Обзор деятельности Воронежского губернского отдела труда и губернского управления социального страхования за 1923 г. Воронеж, 1924. С. 140.
что говорит о том, что страховые организации еще не охватили всех занятых по найму. Сложнее ситуация состояла на этот же период времени, в Курской губернии. К концу 1922 г. страховых касс организованно было — 15, все кассы уездно-городского типа. Из 51 455 чел., подлежащих страхованию, было застраховано всего 14 549 чел., т.е. всего лишь одна четвертая часть15.
Переходя к отдельным частям развития социального страхования, следует, прежде всего, остановиться на круге застрахованных. Согласно ст. 175 КЗоТ социальное страхование распространялось на всех лиц наемного труда16 предприятий, управлений и хозяйственных органов всех видов собственности. Ст. 176 КЗоТ устанавливала следующие виды социального страхования17: выдачу пособий при временной нетрудоспособности, оказание лечебной помощи, выдачу пенсий при инвалидности, выдачу пенсий членам семей трудящегося по найму, выдачу пенсий в случае смерти, выдачу пособий при безработице.
К первому виду соцстрахования относиться - выдача пособий при временной нетрудоспособности (болезнь, увечье, карантин, беременность, роды, уход за больным членом семьи) и выдача дополнительных пособий (на кормление ребенка, предметы ухода за новорожденным, на погребение). Под лицами, временно утратившими трудоспособность, подразумеваются трудящиеся, временно неспособные выполнять работу по своей основной профессии, такой рабочий имел право на пособие по временной нетрудоспособности. Работница теряет трудоспособность при беременности и родах. Пособие по случаю временной нетрудоспособности выдавались в размере тарифной ставки соответствующей категории в данном предприятии к моменту выплаты пособия18. По родам и кормлению ребенка женщины обеспечивались пособием в размере 1/4 от заработка в течение 9 месяцев, за счет фондов социального страхования, для младенцев организовывались молочные кухни.
Данные табл. 3 дают представления о росте выплаченных сумм по дополнительным видам обеспечения по Воронежской губернии в 1923 г. и характеризуют собой, кроме того, и рост в самих размерах пособий по этому виду социального страхования. Процентное увеличение дополнительных пособий идет в следующем порядке, принимая суммы, выплаченные в январе по всем видам за 100 % (условно)19.
Таблица 3
Рост дополнительных видов пособий по Воронежской губернии
в 1923 г., в %
Вид пособия январь март июнь сентябрь декабрь
На предметы ухода за детьми 1GG 268,8 34G 794,4 136G,8
Кормление 1GG 26G 251 724 146
Погребение 1GG 2G4 186 368 84G
В отношении дополнительных видов страхования, бросающееся в глаза возрастание выплаченных сумм говорит за увеличение числа обращений в кассы за названными видами пособий и увеличение самих пособий. Следующим видом социального страхования можно отметить оказание лечебной помощи застрахованным. Профессиональные союзы уделяли пристальное внимание вопросам медицинского обслуживания трудящихся. В Резолюциях IV Всероссийского съезда профессиональных союзов обращалось особое внимание на обеспеченность рабочих медицинской помощью. В подав-
15 Отчет Курского губпрофсовета за время с 10.02.1922 г. по 15.02.1923 г. Курск, 1923. С. 60.
16 Как советские законы охраняют труд и права рабочих. М., 1926. С. 197.
17 Там же. С. 198.
18 Сборник постановлений и распоряжений по социальному страхованию. Харьков, 1923. С. 11.
19 Обзор деятельности Воронежского губернского отдела труда и губернского управления социального страхования за 1923 г. Воронеж, 1924. С. 141.
ляющем большинстве случаев застрахованный терял свой заработок вследствие болезненного состояния (временная нетрудоспособность, инвалидность, беременность); в этих случаях органы социального страхования не могли ограничиться выдачей застрахованным денежных пособий и пенсий: надо было позаботиться и о восстановлении трудоспособности застрахованных, т.е. оказать лечебную помощь.
Организация медицинской помощи для застрахованных находилась в несколько худшем состоянии, чем остальные виды социального страхования, но и здесь можно отметить постепенное улучшение положения. В связи с недостаточностью средств на бесплатную медицинскую помощь правительство РСФСР 19 декабря 1921 г. приняло постановление об установлении специальных страховых взносов с предприятий и учреждений на медицинскую помощь. Взносы взимались страховыми органами и передавались Наркомздраву. В начале 1922 г. ВЦСПС и Наркомздравом было издано Положение о совместном участии профсоюзных объединений и хозяйственных органов в деле охраны здоровья рабочих, предусматривавшее содействие профессиональных союзов в привлечении средств промышленных предприятий. На
1923 г. Воронежское Губернское Управление социального страхования имело следующие отчисления на лечебную помощь20. Таким образом, поступления в лечебный фонд дают весьма значительные полугодовые повышения, достигающие во втором полугодии сравнительно с первым увеличения на 243 %.
Таблица 4
Отчисления на лечебную помощь (фонд «Г»)
(Цифровые данные показаны в золотом исчислении)
Количество страховых касс С января по июнь С июля по декабрь Всего за 1923 г.
21 45.333 109.729 155.062
%% изменения (полугодовые) 100 243
Наркомздравом и НКТ 15 февраля 1924 г. было подписано положение «О порядке организации медицинской помощи застрахованным и членам их семейств и расходования средств, предназначенные на эти цели». Это положение обеспечивало участие профессиональных союзов, а в некоторой степени и страховых органов, в деле строительства медпомощи рабочим, а главное — гарантировало целесообразное расходование страховых взносов по фонду «Г»21.
В работе профессиональных союзов по социальному страхованию важное место занимала организация санаторно-курортного дела, отдыха трудящихся и их семей. Право на бесплатный отдых установлено Конституцией СССР (ст. 41)22. В начале восстановительного периода все учреждения оздоровительного типа находились в ведении Наркомздрава, но государство не могло выделять достаточное количество средств на их содержание. Поэтому правительство в январе 1922 г. приняло декрет, снимавший дома отдыха и курорты с государственного снабжения, и переведение на финансирование из местных бюджетов. Профсоюзы стремились к тому, чтобы путевки в санатории получали трудящиеся, которые нуждались в лечении. Брались во внимание их трудовой вклад, состав семьи и материальное положение.
При заключении коллективных договоров между предприятием и работающими, профессиональными союзами было рекомендовано прописывать в договорах специальные пункты об обязательстве хозяйственных органов организовать на курортах определенное количество мест для отдыха работающего персонала. Из отчета Воронежского губернского отдела союза пищевкусовой промышленности о санаторно-курортном обслуживании членов профсоюза23.
20 Там же. С. 185.
21 Вайнштейн А. Новое в деле медицинской помощи застрахованным / / Вестник труда. М., 1924. № 4. С. 24.
22 Баглай М.В. Профсоюзы в политической системе социализма. М., 1984. С. 91.
23 ГАРФ. Ф. 5471. Оп. 8. Д. 141. Л. 8.
Таблица 5
Количество членов профсоюза пищевкусовой промышленности Воронежской губернии, лечившихся на курортах и санаториях и использовавшие отпуска в домах отдыха в 1924 г.
Места отдыха Распределение мест
всего рабочим служащим
Центральное управление соцстраха Крым 4 2 1
Кавказ 6 4 1
Прочие 2 1 1
Г осударственное курортное управление Крым 2 - 2
Кавказ - - -
Прочие - - -
Итого: 14 7 5
Дома отдыха 272 216 46
Санатории 19 12 5
Всего: 305 235 56
Таблица 6
Количество членов профсоюза пищевкусовой промышленности Курской губернии, лечившихся на курортах и санаториях и использовавшие отпуска в домах отдыха в 1924 г.24
Места отдыха Распределение мест
всего рабочим служащим
Центральное управление соцстраха Крым 3 3 -
Кавказ 1 3 -
Прочие - - -
Г осударственное курортное управление Крым 1 1 -
Кавказ - - -
Прочие - - -
Итого: 5 7 -
Дома отдыха 116 109 6
Санатории 18 17 -
Всего: 144 136 6
Таблицы 5 и 6 свидетельствуют о большем предоставлении мест на курорты и санатории рабочим профсоюза пищевкусовой промышленности, чем служащим, что еще раз доказывает распределение мест в дома отдыха по классовому принципу и выполнение решений IV Всероссийского съезда профессиональных союзов о приоритете интересов рабочих (не менее 80 % от общего числа путевок) на производстве. Процентное соотношение путевок, выделяемых рабочим и служащим следующее — по Воронежской губернии 77 % рабочих и 18 % служащих получили путевки, по Курской губернии — 94 % рабочих и 4 % служащих. В рубрике «О курортном лечении» в газете «Трудовой день» за 1925 г. отмечалось, что «ввиду наличия среди рабочих и служащих Белгородского уезда значительного числа заболеваний, Президиум уездного профсоюзного бюро обратился с ходатайством в Курский ГСПС, чтобы последний через губернскую страховую кассу добился для рабочих и служащих Белгородского уезда получения денежных средств на курортное лечение»25.
24 Таблица составлена по:ГАРФ. Ф. 5471. Оп. 8. Д. 141. Л. 13.
25 Трудовой день. 1925. 23 мая.
Курской губернской кассой страхования в мае 1926 г. Грайворонскому уезду было предоставлено 90 мест в дом отдыха «Моква» (г. Курск, рассчитан на 150 мест). Из данного числа союзу сахарников представлено было 27 мест. При этом имелись правила отбора и посылки в дом отдыха рабочих и служащих, по которым процент рабочих и служащих по отношению к общему числу предложенных к направлению в дом отдыха должен бать следующим: по производственным союза рабочих 95 % и прочих 5 %; по остальным союзам рабочих 80 % и остальных 20 %. Отбору и направлению в дом отдыха подлежали рабочие и служащие с явно выраженными признаками малокровия и переутомления.
В результате организационной работы профессиональных союзов к 1926 г. положение в курортно-санаторном оставалось стабильным. Имело место распределение путевок по уездам Курской губернии на иногородние курорты: Старооскольскому-2 места (Кавказ), Белгородскому-1 место (Ялта), Грайворонскому-1 место (Крым) 26.
Таким образом, благодаря тому, что к 1926 г. деятельность государственных органов Курской губернии, тесно связанных с бытом рабочих (страхкасса, губздрав-отдел) бала налажена и действовала вполне стабильно, в целом удовлетворились нужды рабочих в области отдыха и лечения. Так, количество членов союза рабочих пищевкусовой промышленности, отдыхавших в домах отдыха и получивших санаторнокурортное лечение в летние месяцы 1926 г. по Курской губернии достигло 449 чел., из них 371 (83 %) рабочие, 62 (13 %) служащие, 18 (4 %) учащиеся27. Процентное соотношение путевок в санатории и дома отдыха, выделяемых рабочим и служащим определялось необходимостью выполнять решения IV Всероссийского съезда профессиональных союзов о приоритете интересов рабочих (не менее 80 % от общего числа путевок) на производстве.
Одним из основных видов социального страхования являлась выдача пенсий по инвалидности. Пенсии по инвалидности выдавались: инвалидам 1 группы в размере средней заработной платы; 2 группы - в размере 2/3 заработной платы; 3 группы — в размере половины средней заработной платы. Табл. 7 свидетельствует о составе инвалидов труда по группам профессий, получавших пенсии в Воронежской губернии на 1 января 1924 г.28
Таблица 7
Состав инвалидов труда по группам профессий, формам болезни и группам инвалидности на 1 января 1924 г. в Воронежской губернии
Группы профессий Причины инвалидности по диагнозу Группы инвалидов
Инфекцион. болезни Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни костей суставов Болезни нервной системы Дефекты конечностей Травматические повреждения Всего I II III IV
Кожевники - - - - 1 1 3 1 1 1
Пищевики 1 1 - - 4 1 1 8 - 4 3 1
Строители 1 4 1 1 1 1 11 2 5 4 -
Деревообде- лочники - 1 1 1 2 12 - 5 7 -
Металлисты 3 2 1 - 5 17 1 13 2 1
26 Там же. Ф. Р-713. Оп. 1. Д. 68. Л. 181.
27 Таблица составлена по: ГАБО. Ф. 756. Оп. 1. Д. 17. Л. 30.
28 Обзор деятельности Воронежского губернского отдела труда и губернского управления социального страхования за 1923 г. Воронеж, 1924. С. 176.
Важно отметить и другой вид социального страхования — выдачу пенсий членам семей трудящегося по найму, в случае смерти или безвестного отсутствия их кормильца. Размер страховой пенсии зависел, — как это видно из нижеследующей табл. 8, — во-первых, от количества членов семьи, имеющих право на обеспечение, и, во-вторых, от причины смерти застрахованного:
Таблица 829
Размер страховой пенсии
Причина смерти Число Размер
кормильца семьи членов семьи пенсии
1. Увечье, связанное с рабо- 3 и более ?/6 полного заработка умершего
той, или профессиональное 2 ?/2 полного заработка
заболевание 1 ?/3 полного заработка
3 и более 2/3 соответствующей пенсии ин-
2. Иная причина смерти или валида 1-ои гр.
безвестное отсутствие 2 ?/2 этой пенсии
1 ?/3 этой пенсии
Важным видом социального страхования считалось страхование по безработице. Дело организации выдачи пособий безработным из касс социального страхования занимало огромное место в деятельности профсоюзов в области борьбы с безработицей. Определение размеров пособий, категорий безработных, имевших право на получение пособия, упорядочение выдач, а главное отстаивание права на пособие исключительно для той части безработных, которая имеет трудовой стаж по найму, — являются главными вопросами, которые привлекали к себе самое широкое внимание профсоюзов.
Постановлением СНК об обеспечении безработных от 30 октября 1921 г. устанавливалось: правом на получение пособия по безработице пользовались не имеющие никаких средств к существованию в виде заработка и прочие лица следующих категорий, если они были зарегистрированы в биржах труда: а) квалифицированные рабочие, получившие специальное образование; б) неквалифицированные рабочие (например, чернорабочие), проработавшие по найму непрерывно до утраты работы не менее 1 года; в) служащие — не менее 3 лет; г) несовершеннолетние до 18 лет, работавшие ранее по найму (независимо от стажа работы); д) малолетние в возрасте до 16 лет, если они поступили на работу с разрешением инспектора труда30.
Таким образом, правом на данный вид пособия, выплачиваемый органами социального страхования, имела та часть безработных, которая ранее работала по найму. Это естественно, так как накопление средств социального страхования было неразрывно связано с зарплатой рабочих. По ст. 185 КЗоТ 1922 г. выплаты пособия по безработице составляли в среднем 1/2 - 1/6 от среднего заработка31.
Следующая таблица дает сведения о страховании по безработице в кассах Воронежской губернии в конце 1922 г.32:
Таблица 9
Сведения о страховании по безработице на 1 декабря 1922 г. в Воронежской губернии
Количество страховых касс Число зарегистрированных безработных на Бирже труда Число безработных, получивших пособие
квалифицир. неквалифицир. Всего
23 4.347 1.762 6.109 539
29 Догадов В.М. Очерки трудового права. Л., 1927. С. 120.
30 Наше хозяйство. Орган Курского губернского экономического совещания. Курск, 1921. № 6. С. 46.
31 Снежков Е. Практический комментарий к КЗоТ (по 15 апреля 1927 г.). 4-е изд. М., 1927. С. 305.
32 Год работы Воронежского ГСПС (март 1922 — март 1923 г.). Воронеж, 1923. С. 40.
Из табл. 9 видно, что далеко не все зарегистрированные безработные, а их насчитывалось 6 109 чел., получали пособие по безработице. Из общего числа зарегистрированных получали это пособие только около 10 % безработных, что говорит о плохой организации социального страхования на данный период времени. Лучшим образом страхование по безработице состояло в Воронежской губернии в 1923 г. С января 1923 г. получающих пособие из страховых кассы неуклонно росло, что видно из табл. 10.
Таблица 10
Число безработных, получивших пособие в 1923 г. в Воронежской губернии
Количество страховых касс Число безработных, получивших пособие
январь апрель июнь октябрь ноябрь декабрь
20 733 940 973 781 746 1071
Если, таким образом, число получивших пособие безработных в январе принять за 100 %, то июль дает повышение на 34,5 %, ноябрь всего на 3 % и декабрь на 48 %. Своеобразие в колебании этих цифр нужно объяснить постепенным повышение числа обращающихся за пособием безработных в первом полугодии и постепенной же — убылью их за истечением шести месячного срока. Резкий скачек в числе безработных в декабре — имеет своим объяснением волну сокращений, прошедшую в это время по всем учреждениям Воронежской губернии и увеличившую число безработных вообще, в том числе и получающих пособия из страховых касс.
К середине 20-х гг. система социального страхования в регионе Центрального Черноземья получила широкое распространение. Выдача пособий по инвалидности увеличилась почти на 30 %. Размеры пенсий и пособий увеличились на 20 %. К 19251926 г. соцстрахование в Курской губернии значительно окрепло, что дало возможность расширить помощь, оказываемую застрахованным.
Проблеме социального страхования было уделено серьезное внимание в работе VI съезда ВЦСПС. Съезд признал, что «дальнейшее увеличение и расширение дела социального страхования может происходить лишь за счет экономии и перераспределении средств внутри самого страхового фонда». Так, за 1926 г. в Воронежской губернии Валуйской страхкассой было выдано 110 безработным союза рабочих пищевкусовой промышленности пособия от 5 до 8 руб. в течении 6-9 месяцев, а уездное отделение выдало следующую сумму (см. табл. 11)33. Таблица свидетельствует о том, что число безработных постепенно увеличивалось, а процент удовлетворенных пособием наоборот сокращался. По уездному отделению 425 безработных членов союза пищевкусовой промышленности получили пособия.
Таблица 11
Сведения о выдачи пособий по безработице в союзе рабочих пищевкусовой промышленности Валуйского уезда за 1926 г.
Месяц Число безработных Выдано пособие безработным Сумма руб. % удовлетв-ых
Январь 56 14 56 25
Март 80 23 83-50 к. 24
Апрель 145 32 130-50 к. 22
Июнь 216 30 139 13
Август 379 57 202-50 к. 15
Октябрь 420 43 160 10
Декабрь 259 22 89 8
Всего: 425 1674 р.80 к.
33 Таблица составлена по: ГАБО. Ф. 756. Оп. 1. Д. 11. Л. 34.
Во второй половине 20-х гг. профессиональные союзы стали играть определяющую роль в расходовании средств социального страхования. Этим был сделан шаг в подготовке профсоюзов к управлению и в дальнейшем государственным социальным страхованием. Широкие размеры имела и профсоюзная помощь безработным. Профсоюзные фонды пособий по безработице составлялись из процентных отчислений от членских взносов и добровольных взносов, которые члены союзов делали специально на оказание помощи безработным.
В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 мая 1928 г. об образовании Центрально-Черноземной области, губернские и уездные кассы социального страхования, входившие в состав области, с 1 октября 1928 г. ликвидировались и вместо них организовывались областные и окружные кассы социального страхования, которым переходили все функции, права и обязанности от ликвидируемых страховых касс34.
Своевременное введение социального страхования и сугубое внимание профсоюзов к этому вопросу в значительной мере содействовали росту и укреплению организаций социального страхования в Курской и Воронежской губерниях. Введение системы социального страхования обеспечивало повышение жизненного уровня трудящихся, позволяло эффективнее использовать средства для подъема производства и укрепления дисциплины труда. Однако фонд социального страхования расходовался не всегда рационально, иногда пособие по социальному обеспечению предоставлялось людям совершенно в них не нуждающихся. Кроме того, профсоюзы в сфере социального обеспечения исходили из классовых или партийных интересов, предоставляя помощь, прежде всего не беспартийному, а члену партии, рабочему, а не инженеру, даже если положение последнего было хуже.
ROLE OF TRADE UNIONS IN ORGANIZATION OF SOCIAL INSURANCE OF WORKERS OF VORONEZH AND KURSK PROVINCES IN THE YEARS OF THE NEW ECONOMIC POLICY
Belgorod State University
O. A. CHERNOVA
The author analyses the role of trade unions in realization of the program of social insurance on enterprises of the Central Black Soil Region in 1920s on the basis of a big number of sources. The research allows to draw a conclusion that social insurance system was a part of the state politicy to rise the life standard of workers in the conditions of reconstruction of economy in the region.
e-mail:
chernova @bsu. edu. ru
Key words: trade unions, system of social insurance, the insured, payouts, payments of allowances, pensions, insurance cash departments, Black Soil Region.
34 ГАВО. Ф. Р-895 Областной профсовет ЦЧО. Оп. 1. Д. 175. Л. 96. Инструкция главного управления социального страхования по ликвидации губернских и уездных касс социального страхования.