Научная статья на тему 'Роль профессиональных союзов в улучшении социально-бытовых условий жизни рабочих промышленных предприятий Черноземья в годы НЭПа'

Роль профессиональных союзов в улучшении социально-бытовых условий жизни рабочих промышленных предприятий Черноземья в годы НЭПа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные союзы / охрана труда / социально-бытовые условия жизни / социальное страхование / кассы взаимопомощи / пищевкусовая промышленность
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль профессиональных союзов в улучшении социально-бытовых условий жизни рабочих промышленных предприятий Черноземья в годы НЭПа»

УДК 33 - 331.105.444

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ В УЛУЧШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ РАБОЧИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ГОДЫ НЭПА

e-mail:

chernova@bsu.edu.ru

Белгородский государственный университет

ОА ЧЕРНОВА

В статье содержится анализ основных направлений деятельности профессиональных союзов в улучшении социально-бытовых условий жизни рабочих промышленных предприятий Черноземья. Показано, что введение системы социального страхования обеспечило повышение жизненного уровня трудящихся, позволило эффективнее использовать средства для подъема производства. Улучшилось обслуживание застрахованных, а выплаты пособий производились непосредственно на предприятиях. Установлено, что существование касс взаимопомощи способствовало улучшению материального положения особо нуждающихся рабочих.

Ключевые слова: профессиональные союзы, охрана труда, социально-бытовые условия жизни, социальное страхование, кассы взаимопомощи, пищевкусовая промышленность.

Методологической основой исследования явились принципы историзма, объективности, системности, специальные научные методы (сравнительно-исторический, хронологический, логический), что облегчило выявление общих закономерностей и характерных особенностей в истории профсоюзных органов и позволило показать их роль в общественно-политической жизни страны. Принцип историзма предполагает рассмотрение любого явления или события в его развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Именно с таких позиций мы стремились подойти к освещению социальноэкономического направления деятельности профсоюзов на протяжении 1920-1928 гг. На основе системного подхода профсоюзы рассмотрены как составной элемент политической системы, находившийся при всех издержках в состоянии динамического равновесия. И в то же время профсоюзы обладали определённой автономией, занимая особое место в решении партийных задач.

Профессиональные союзы — это исторический продукт любого цивилизованного общества. Они действовали и будут выполнять свои функции до тех пор, пока существует система наемного труда. Исторический опыт пока не знает иной массовой общественной, неполитической организации трудящихся, более нацеленной на защиту интересов рабочих, чем профессиональные союзы. Изучение деятельности этих организаций, основных направлений, форм и методов их работы всегда будет привлекать внимание исследователей. В настоящее время для организации эффективной защиты своих прав и интересов трудящиеся объединяют свои усилия путем создания профессиональных союзов. Предназначение этих организаций состоит в том, чтобы не позволять работодателям (будь то государственные структуры или частнопредпринимательские предприятия) действовать по своему произволу по отношению к рабочему.

В 20-е годы XX в. организации профессиональных союзов проводили значительную работу в области повышения роста материального благосостояния трудящихся. В начале 1920-х гг. в состав образованной при ВЦИК временной комиссии по проведению мероприятий по улучшению быта рабочих было введено три представителя от Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (далее - ВЦСПС). Задачами комиссии было изыскание средств материального обеспечения рабочих, разработка и проведение в жизнь мероприятий по улучшению положения рабочих и руководство деятельностью местных и ведомственных комиссий.

Согласно постановлению ВЦИК о создании центральных и местных комиссий по улучшению быта рабочих1 на профессиональные союзы в центре и на местах возлагались

1 Известия ВЦИК. - 1921. - 22 марта.

определенные задачи. Так, Курский губернский совет профсоюзов (далее - ГСПС) 20 ноября 1922 г. дал указания Белгородскому уездному профсоюзному бюро об основных направлениях, по которым должна была вестись работа профессиональных союзов в условиях новой экономической политики в области улучшения быта рабочих: 1) социальное страхование; 2) медицинская помощь; 3) жилищный вопрос; 4) дома отдыха; 5) касса взаимопомощи2.

Забота профессиональных союзов о росте материального благосостояния рабочих и служащих предприятий сопровождалась улучшением и развитием системы социального страхования. Профессиональным союзам принадлежала роль организатора касс социального страхования.

Согласно декрету СНК от 12 мая 1921 г. о социальном обеспечении лиц, занятых наемным трудом на государственных, частных и арендных предприятиях, было введено социальное страхование на все случаи временной и постоянной утраты нетрудоспособности, на случай безработицы и на случай смерти. В бюллетене «Узаконения и распоряжения Центральной власти» Воронежского губисполкома было отмечено, что комиссию охраны труда переименовали в комиссию охраны труда и социального обеспечения. В инструкции «О работе по социальному обеспечению» формулировались следующие задачи данной комиссии в области работы по социальному обеспечению: 1) контроль за своевременной выдачей больничных отпускных листов, удостоверяющих уважительность причин невыхода на работу и дающих право на социальное обеспечение; 2) установление в необходимых случаях материального положения рабочих и членов их семей; 3) выдача рабочим справок по вопросам социального обеспечения; 4) распространение сведений о социальном обеспечении трудящихся.

Наркомат социального обеспечения 26 августа 1921 г. разъяснял, что «правильная организация труда требует внимательного отношения к условиям труда, здоровью и сохранению жизненного уровня рабочего в случае какой-либо беды»3. В связи с этим наряду с работой профсоюзных организаций в области охраны труда и здоровья рабочих приобрело особое значение участие их в деле осуществления всех видов социального обеспечения рабочих и служащих.

Выполняя постановление СНК от 15 ноября 1921 г. «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве»4, Белгородский уездный исполком от 4 июля 1922 г. издал приказ, где было предложено государственным, кооперативным и частным предприятиям, учреждениям в городе и уезде, у которых имелись рабочие и служащие, занятые наемным трудом, ввести страховые взносы по виду «А», то есть на случай временной нетрудоспособности (увечья, болезни, беременности, родов) 5. Взносы устанавливались раздельно по каждому виду страхования. В целях развития системы страхования органам социального страхования совместно с органами охраны труда предоставлялось право, в зависимости от санитарно-гигиенических условий и охраны труда на предприятии, понижать или повышать размер страховых взносов по всем видам страхования до 25 % причитающейся суммы.

Взимание страховых взносов с учреждений и предприятий, как с государственных, так и с частных, в Белгородском уезде Курской губернии началось с 5 марта 1922 г.6. В докладе Белгородского уездного отдела социального обеспечения приводился численный состав зарегистрированных предприятий и рабочих, а также сумма взносов, и отмечалось, что «с 1.01.1922 г. по 1.01.1923 г. зарегистрированных государственных и частных предприятий и учреждений 143 с числом зарегистрированных рабочих и служащих 7520 человек (государственных 67 с числом рабочих и служащих 5212, частных 76 с числом рабочих и служащих 2380 человек). Уже к 1.01.1923 г. страховых взносов было собрано - 4 843 008 руб.

2 Государственный архив Белгородской области (ГАБО). - Ф. Р-711. - Оп. 1. - Д. 23. - Л. 121.

3 ГАБО. - Ф. Р-196. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 1,5.

4 Сборник узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства 1921 г. - М., 1922. - С. 410.

5 ГАБО. - Ф. Р-711. - Оп. 1. - Д. 23. - Л. 185.

6 Трудовой день. - 1923. - 30 янв.

(банкнот выпуска 1922 г.), из них израсходовано по выдаче пособий безработным -352 125 руб. и при временной утрате нетрудоспособности - 1 349 565 руб.»7.

К 1923 г. в Белгородском уезде число застрахованных предприятий выросло. Цифры показывают, что вместо имевшихся в 1922 г. 143 застрахованных предприятий и учреждений к концу 1923 г. уже насчитывалось 328, при которых находилось 7737 застрахованных лиц8. А на этот же период времени застрахованных учреждений и предприятий по Старооскольскому уезду насчитывалось 44, с числом 1873 застрахованных рабочих и служащих.

По распоряжению СНК и ВЦСПС суммы страховых платежей вносились предприятиями в первую очередь. В случае неуплаты страховых платежей администрация предприятий несла уголовную ответственность. Так, в августе 1922 г. инспектором охраны труда Старооскольского уезда было обследовано 12 предприятий, и на некоторых из них были обнаружены нарушения в виде уклонения от уплаты страховых взносов по социальному страхованию рабочих и служащих. Так, уездными органами соцобеспечения был наложен штраф за отклонение от социального страхования на владельца одной из мельниц в размере 7 тыс. руб.9. И тем не менее, в январе 1923 г. Белгородская районная страхкасса зарегистрировала задолженность предприятий, не внесших страхование на 200 тыс. руб. (образца 1923 г.).

Введение системы социального страхования обеспечивало повышение жизненного уровня трудящихся, позволяло эффективнее использовать средства для подъема производства. Улучшалось обслуживание застрахованных лиц путем улучшения обслуживания через организацию страхкасс непосредственно в цехах, а выплаты пособий производились с 1923 г. непосредственно на предприятиях.

Пристальное внимание профессиональные союзы уделяли вопросам медицинского обслуживания трудящихся. В Резолюциях IV Всероссийского съезда профессиональных союзов обращалось особое внимание на обеспеченность рабочих и служащих медицинской помощью. В стране необходимо было не только восстановить, но и модернизировать сеть медицинских учреждений, существенно расширить профилактическую работу по оздоровлению. В связи с недостаточностью средств на бесплатную медицинскую помощь правительство РСФСР 19 декабря 1921 г. приняло постановление об установлении специальных страховых взносов с предприятий и учреждений на медицинскую помощь. Взносы взимались страховыми органами и передавались Наркомздраву. Медицинская помощь застрахованных в Курской губернии по союзу рабочих пищевкусовой промышленности оказывалась через участковые медпункты10. В начале 1922 г. ВЦСПС и Нарком-здравом было издано Положение о совместном участии профсоюзных объединений и хозяйственных органов в деле охраны здоровья рабочих, предусматривавшее содействие профессиональных союзов в привлечении средств промышленных предприятий. В 1923 г. на работающих в Белгородском уезде Курской губернии сахарных заводах (Ново-Таволжанском, Дмитро-Тарановском и «Профинтерн») имелись свои больницы на 18-20 коек, обслуживающие работающий персонал.

Повседневная забота профессиональных союзов проявлялась и в организации здорового отдыха трудящихся. В начале восстановительного периода все учреждения оздоровительного типа находились в ведении Наркомздрава, но государство не могло выделять достаточное количество средств на их содержание. Поэтому правительство в январе 1922 г. приняло декрет, снимавший дома отдыха и курорты с государственного снабжения. В связи с этим ВЦСПС через СНК провел постановление о содержании за счет государства 10 тыс. коек в домах отдыха, но лишь для 11 крупных промышленных центров страны, с тем чтобы дома отдыха в остальных местах были переведены на финансирование из местных бюджетов.

При заключении коллективных договоров между предприятием и работающими профессиональными союзами было рекомендовано вставлять в договоры специальные

7 ГАБО. - Ф. Р-379. - Оп. 1. - Д. 115.

8 Трудовой день. - 1923. - 18 окт.

9 Курская правда. - 1923. - 17 сент.

10 Доклад-отчет о работе правления Курского губернского отдела союза рабочих пищевкусовой промышленности за 1924/25 гг. - Курск, 1925. - С. 7.

пункты об обязательстве хозяйственных органов организовать на курортах определенное количество мест для отдыха работающего персонала. Это указание широко внедрилось во все профсоюзы. За 1923 г. «туберкулезный дом отдыха» Курской губернии принял 945 человек, а по отраслевым союзам места распределились следующим образом: «пищевики» - 121 место; «кожевники» - 71 место; «сахарники» - 2 места11. В Белгородском уезде в 1923 г. места в дома отдыха были распределены так: «пищевики» - 15 мест, «кожевники» - 20 мест, «сахарники» - 2 места12.

В результате организационной работы профессиональных союзов к 1926 г. положение по курортно-санаторному обеспечению осталось стабильным. По Грайворонскому уезду имелось следующее количество предоставленных мест союзами в дома отдыха: «пищевикам» - 7 мест, «сахарникам» - 27 мест13. Президиум Курского губернского совета профессиональных союзов 22 апреля 1926 г. распределил места в дома отдыха следующим уездным профсоюзным бюро: Старооскольскому - 15 мест, Белгородскому - 20 мест, Грайворонскому - 10 мест14. Имело место распределение путевок по уездам и на иногородние курорты: Старооскольскому предоставлялось 2 места на Кавказ, Белгородскому -

1 место в Ялту, Грайворонскому - 1 место в Крым.

Благодаря тому, что к 1926 г. деятельность государственных органов Курской губернии была налажена и действовала вполне стабильно, в целом нужды рабочих в плане отдыха и лечения удовлетворились (см. табл. 1).

Таблица 1

Сведения о количестве членов союза рабочих пищевкусовой промышленности, отдыхавших в домах отдыха и получивших санаторно-курортное лечение в летние месяцы 1926 г.

по Курской губернии

Места отдыха Распределение мест

всего рабочим служащим учащимся

Центральное управление соц-кассы Крым 7 7 - -

Кавказ 2 2 - -

Г осударственное курортное управление Крым 6 4 2 -

Кавказ 8 8 - -

Прочие 3 1 2 -

Дома отдыха 401 330 56 8

Санатории 22 19 3 -

Всего 449 371 62 18

Данные таблицы свидетельствуют, что процентное соотношение путевок в санатории и дома отдыха, выделяемых рабочим и служащим, определялось необходимостью выполнять решения IV Всероссийского съезда профессиональных союзов о приоритете интересов рабочих (не менее 80 % от общего числа путевок) на производстве.

Забота профессиональных союзов о материальном благополучии трудящихся проявилась в организации на предприятиях касс взаимопомощи. По разработанному Уставу касс взаимопомощи15 кассы являлись добровольными организациями и оказывали материальную помощь нуждающимся членам в тех случаях, когда материальная помощь не предусматривалась социальным страхованием. Участниками кассы могли быть рабочие и служа-

11 Отчет о работе Курского ГСПС за 1923 г. - Курск, 1924. - С. 21.

12 ГАБО. - Ф. Р-711. - Оп. 1. - Д. 33. - Л. 69.

13 Там же. - Ф. Р-713. - Оп. 1. - Д. 68. - Л. 160.

14 ГАБО. - Ф. Р-711. - Оп. 1. - Д. 68. - Л. 181.

15 Там же. - Л. 87.

щие предприятия, где была организована касса. Источниками накопления средств касс взаимопомощи являлись взносы членов касс (1 % от заработной платы).

Возникновение касс взаимопомощи было популярной инициативой профсоюзных организаций. К 1924 г. в Курской губернии насчитывалось 13 касс взаимопомощи по союзу рабочих пищевкусовой промышленности. По уездам выше указанной губернии члены касс взаимопомощи распределялись следующим образом (см. табл. 2).

Таблица 2

Работа касс взаимопомощи по союзу рабочих пищевкусовой промышленности на 1924 г.

Кассы в уездах Количество членов кассы Число обращений в кассу Выдано возвратных ссуд Выдано безвозвратных пособий

Белгородская 338 102 981 118

Старооскольская 509 370 2348 134

Новооскольская 202 27 181 сведений нет

Грайворонская 220 53 434 10

Для сравнения следует отметить, что на территории Воронежской губернии к 1925 г. насчитывалось 12 касс взаимопомощи по союзу рабочих пищевкусовой промышленности. Из данного числа 5 касс взаимопомощи находились в Валуйском уездном отделении данного союза и имели 987 членов касс (98 % участников касс к общему числу членов союза)16.

Существование касс взаимопомощи способствовало улучшению материального положения особо нуждающихся, однако изначально в деле создания касс была заложена причина их последующей ликвидации — это невозвращение возвратных сумм. Постановлением Организационного совещания при Курском ГСПС от 27 июля 1926 г. кассы взаимопомощи были реорганизованы17.

Важным показателем жизненного уровня рабочих явились их жилищные условия. Проблема с жильем в целом по стране в период НЭПа была одной из самых острых. На территории Курской и Воронежской губерний около 50 % рабочих семей не имели жилья, или же их жилплощадь была малопригодной для проживания и не отвечала всем требованиям гигиены и санитарии. Время от времени появлявшиеся в печати свидетельства поистине ужасают. Проблема была настолько острой, что даже в официальной печати (несмотря на цезуру) приводились поистине вопиющие факты. Так, в газете «Трудовой день» (выходившей в Курской губернии) в рубрике «Заводская жизнь. Как мы живем и работаем» от 16 февраля 1923 г. сообщалось о том, что «рабочие Дмитро-Тарановского сахарного завода живут в казарме, где всегда полумрак, антисанитария, сырость, недостаток света и тепла, от чего увеличивается процент больных туберкулезом, ревматизмом и тифом. Баней рабочий пользуется лишь раз в месяц»18. Газета акцентировала на этом внимание общественности и призывала администрацию предприятия и профсоюз обратить внимание на данную проблему.

Учитывая острую ситуацию с жильем, ВЦИК и СНК в постановлении от 27 марта 1923 г. предписывали в обязательном порядке выделять на строительство жилья не менее 75 % средств от средств из фондов улучшения быта рабочих, а остальные 25 % — на удовлетворение других социальных нужд рабочего коллектива. Архивные данные свидетельствуют, что местные губернские органы были обязаны выполнять данное постановление. Так, фонд улучшения быта рабочих на 1925/26 г.19 при Валуйском промкомбинате (входила: маслобойная и мукомольно-крупяная промышленность) составлял 15 918 руб. 62 коп. и в соответствии с указанным постановлением был распределен следующим образом: фонд жилищного строительства 75 % - 11 932 руб. 12 коп., остальные 25 % - 3 986 руб. 50 коп. Необходимо отметить, что это были весьма скромные средства. Тем не менее ме-

16 ГАБО. - Ф. Р-756. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 10.

17 Трудовой день. - 1923. - 16 февр.

18 ГАБО. - Ф. Р-756. - Оп. 1. - Д. 36. - Л. 19.

19 Там же. - Д. 62. - Л. 68.

стные органы предпринимали шаги по ускорению жилищного строительства. С этой целью в годы НЭПа характерной особенностью было создание жилтрестов. Один из таких трестов существовал в Валуйском уезде, где в 1927 г. рабочие получили квартиры в домах, выстроенных за счет фонда по улучшению быта рабочих: рабочие маслозавода № 5 -

8 квартир, рабочие мельницы № 1 - 12 квартир, рабочие мельницы № 2 - 18 квартир, рабочие мельницы № 3 - 10 квартир. В 1928 г. жилтрестом Валуйского уезда было сдано 130 домов (площадью 11 177 м2) в эксплуатацию под квартиры рабочим и служащим20. Таким образом, во второй половине 20-х гг. наметилась тенденция увеличения роста масштабов жилищного строительства.

В целом в 20-е гг. XX в. профессиональные союзы активно участвовали в решении вопросов улучшения социально-бытовой сферы обслуживания рабочих и служащих на предприятиях Черноземья. Их деятельность имела не только экономическое, но и прежде всего политическое значение, так как впервые в истории страны проблемы качества и уровня жизни трудящихся стали решаться комплексно, как система мер, осуществляемая совместными усилиями общественных организаций, государственных и хозяйственных органов, включающая вопросы социального страхования, медицинской помощи и улучшения жилищно-бытовых условий.

THE ROLE OF THE TRADE UNIONS IN IMPROVEMENT OF THE WORKERS SOCIAL LIVING CONDITIONS AT THE ENTERPRISES OF THE CHERNOZEM REGION DURING THE YEARS

OF THE NEP (NEW ECONOMIC POLICY).

e-mail:

chernova@bsu.edu.ru

O.A. CHERNOVA

Belgorod State University

The article contains the analysis of the main trends of the trade unions activities in improvement of the workers social conditions at the enterprises of the Chermozem region. It shows that the introduction of the system of social insurance has led to the rise in living standards of the workers as well as to the more effective usage of resources for the step-up in production. The service of the insured has also been improved by means of bringing near the apparatus of the employment exchange. And the benefit payouts have been effected directly at the enterprises. It is ascertained in the article that the existence of mutual aid funds has helped to improve the economic conditions of the lower-income workers.

Key words: Trade unions, labour-protection, social living conditions, social insur ance, mutual aid funds, food processing industry.

20 ГАБО. - Ф. Р-427. - Оп. 1. - Д. 47. - Л. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.