Научная статья на тему 'Исторические этапы формирования и развития службы медико -социальнои экспертизы в Курской области'

Исторические этапы формирования и развития службы медико -социальнои экспертизы в Курской области Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
188
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ИНВАЛИДНОСТЬ / KURSK AREA / MEDICAL SOCIAL EXAMINATION / DISABILITY

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Кириченко Ю. Н., Михайлов И. В., Михайлова Е. Н., Снимщикова И. А., Халилов М. А.

В настоящее время медико-социальная экспертиза Курской области прошла ряд этапов, связанных с развитием и совершенствованием структуры, и сформировалась в особую отрасль научных знаний и систему практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Кириченко Ю. Н., Михайлов И. В., Михайлова Е. Н., Снимщикова И. А., Халилов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL STAGES OF FORMING AND DEVELOPMENT OF SERVICE OF MEDICAL SOCIAL EXAMINATION IN THE KURSK AREA

Presently medical social examination of the Kursk area has passed the row of the stages related to development and perfection of the structure and has formed into the specialfield of scientific knowledge and the system ofpractical activity.

Текст научной работы на тему «Исторические этапы формирования и развития службы медико -социальнои экспертизы в Курской области»

УДК 61

КИРИЧЕНКО Ю.Н.

доктор медицинских наук, начальник организационно-методического отдела, ФКУ ГБ МСЭ по Курской области Минтруда Российской Федерации E-mail: [email protected] МИХАЙЛОВ КВ.

кандидат медицинских наук, доцент, начальник отдела экспертно-реабилитационной работы, ФКУ ГБ МСЭ по Курской области Минтруда Российской Федерации

E-mail: [email protected] МИХАЙЛОВА E.H.

преподаватель, кафедра административного и трудового права, Юго-Западный государственный университет

E-mail: [email protected] СНИМЩИКОВА И.А.

доктор медицинских наук, профессор, директор медицинского института, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ХАЛИЛОВ М.А.

доктор медицинских наук, доцент, зав. кафедрой анатомии, оперативной хирургии и медицины катастроф, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-таП: kafeclга[email protected]

UDC61

KIRICHENKO YU.N.

Doctor of medical sciences, Head of organizationally-methodical department, FPE MB MSE on the Kursk area of Ministry of labour of the Russian Federation E-mail: [email protected] MIKHAILOV I.V.

Candidate of medical sciences, Associate Professor, Head of department of expertly-rehabilitation work, FPE MB MSE on the Kursk area ofMinistiy of labour of the Russian

Federation E-mail: [email protected] M1KHA1LOVA E.N.

Lecturer, Department of administrative and labour right,

South-West State University E-mail: [email protected] SNIMCHSHIKO VA I.A. Doctor of medical sciences, Professor, Director of medical institute, Orel State University named after l.S.Turgenev

E-mail: [email protected] KHALILOVM.A.

Doctor of medical sciences, Associate Professor, Head of department of anatomy, operative surgery and medicine of catastrophes, Orel State University named after

l.S.Turgenev

E-mail: [email protected]

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

THE HISTORICAL STAGES OF FORMING AND DEVELOPMENT OF SERVICE OF MEDICAL SOCIAL

EXAMINATION IN THE KURSK AREA

В настоящее время медико-социальная экспертиза Курской области прошла ряд этапов, связанных с развитием и совершенствованием структуры, и сформировалась в особую отрасль научных знаний и систему практической деятельности.

Ключевые слова: Курская область, медико-социальная экспертиза,инвалидность.

Presently medical social examination of the Kursk area has passed the row of the stages related to development and perfection of the structure and lias formed into the specialfield of scientific knowledge and the system ofpractical activity.

Keywords: the Kursk area, medical social examination, disability.

В настоящее время рост инвалидности является одной из основных проблем органов здравоохранения и социальной защиты не только в России, но и во всем мире [2].

Рост инвалидности - это прямое следствие распространенности хронических болезней, поэтому в программе «Здоровье-ХХ1» особое место отводится решению задачи №8 «Сокращение распространенности неинфекционных болезней», где указано, что «к 2020 г. заболеваемость, инвалидность и преждевременная смертность, связанные с основными хроническими

болезнями, должны быть снижены по возможности до самых низких показателей во всём Регионе» [1].

Основное противоречие в проблемном поле инвалидности заключается в неуклонном увеличении распространенности инвалидности, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны общества.

Так, если в 1998 году на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 8,9 млн. инвалидов, то в 2012 году - более 13 млн. инвалидов. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходи-

© Кириченко Ю.Н., Михайлов И.В., Михайлова E.H., Снимщикова И.А., Халилов М.А. © Kirichenko Yu.N., Mikhailov I.V.. Mikhailova E.N., Snimchshikova I.A., Khalilov M.A.

мость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

Генеральной целью разрешения проблемного противоречия является предупреждение возникновения и распространения инвалидности. Подцели решения данной проблемы: развитие теории инвалидности, совершенствование методов реабилитационно-экспертной диагностики, развитие модели и процесса реабилитации, обеспечение населения реабилитационными изделиями и услугами, формирование безбарьерной среды жизнедеятельности, создание системы подготовки кадров. выделение социального права в самостоятельный раздел юриспруденции.

Одним из центральных направлений по выполнению данной задачи является улучшение статистической базы с целью контроля за хроническими заболеваниями, отдавая приоритет данным о годах жизни, проживаемых без инвалидности и серьезных болезней, определение причинно-следственных отношений в цепи «здоровье -заболеваемость - девиантность - инвалидность».

Здесь возникает интерес рассмотрения исторического развития службы медико-социальной экспертизы как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

В своем развитии медико-социальная экспертиза прошла ряд этапов и в настоящее время сформировалась в особую отрасль научных знаний и систему практической деятельности. По мере становления и развития социального страхования, социального обеспечения и здравоохранения совершенствовалась и система медико-социальной экспертизы, укреплялась ее научная база.

Развитие службы медико-социальной экспертизы в Курской области неразрывно связано с историей становления таковой в целом по России.

В конце 1796 года город Курск становится губернским центром, в состав которой вошли 10 уездов и города Белгород. Обоянь, Старый Оскол, Рыльск, Путивль, Короча. Суджа, Фатеж и Щигры.

Для Управления медицинским делом была создана врачебная управа во главе с инспектором. Кроме него в штате управы имелись должности хирурга и акушера.

В первой половине XIX века в состав губернии вновь были включены те 15 уездов, которые ранее входили в состав Курского наместничества. С этого времени городским думам подчинили все находившиеся на государственном бюджете уездные лазареты, и в них стали принимать больных не только военных, но и из гражданского населения.

В 1820 году Курская врачебная управа объединила больницу и лазарет в единое городское лечебное учреждение, чем было положено начало организации будущей губернской земской больницы.

Промышленность Курской губернии в основном была представлена сахарными заводами. Имелись также винокуренные, пивоваренные, кожевельные, крахмальные. овчинные и салотопенные заводы, табачные

фабрики, мельницы и другие мелкие производства. Почти все эти предприятия были кустарного типа с небольшим количеством рабочих.

Во «Всеподданнейшем» докладе курского губернатора за 1915 год было указано, что в губернии имелось 6846 предприятий с 31200 рабочими.

Непосредственно в Курске, по данным переписи 1897 года, насчитывалось 1160 рабочих, а к 1916 году немногим более 1500 рабочих. Так, на трёх гильзовых фабриках работало 95 человек, на трёх конфетных фабриках- 175 рабочих, на одиннадцати крупорушек - 250 рабочих, на двух мукомольных мельницах - 72 рабочих, на табачной фабрике - 230 рабочих, на шести кирпичных заводах - 145 рабочих, на четырёх чугунолитейных заводах - 46 рабочих, на девяти кожевенных заводах -46 рабочих, на свечном заводе - 80 рабочих и пр. [5].

После издания царским правительством в 1912 году «Закона о страховании рабочих на случай болезни и увечий» больничная касса, как и в большинстве губернских городов России, была организована также и в Курске.

Больничные кассы того времени являлись по сути конторами для выдачи пособий и в целом были зависимы от предпринимателей, что влекло за собой ничтожные выплаты работающим на этих предприятиях.

Обслуживал застрахованных лиц в Курске единственный врач В.И. Рождественский, умерший от сыпного тифа в 1920 году. Однако он был не в состоянии один удовлетворить возрастающие потребности рабочих в медицинской помощи.

В одном из первых Декретов Советского правительства от 1 ноября 1917 года была изложена широкая программа социального страхования всех без исключения наёмных рабочих, а также городской и деревенской бедноты [7]. В нём говорилось о страховании при безработице, а также при всех видах потери трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость, материнство, вдовство, сиротство), указывалось о возложении расходов по страхованию полностью на предпринимателей, о возмещении «полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы».

В Курской губернии был утверждён Губернским комиссариатом труда 31 июня 1918 года «Устав Курской общегородской больничной кассы», где было прописано, что «Курская общегородская больничная касса имеет целью оказывать своим участникам, членам их семейств медицинскую помощь во всех её видах и выдавать укачанным лицам денежные пособия при потере трудоспособности в случаях болезни и родов, в случае смерти - денежное пособие на погребение, а также оказывать медицинскую помощь и выдавать денежное пособие участникам кассы при потере трудоспособности в случае трудового увечья...»

Денежные средства больничной кассы составлялись из взносов работодателей в размере 10% заработной платы каждого её участника, причём в сумму заработной платы входили по уставу оплата за сверхурочную работу, доля участника в прибылях, наградные, а также стоимость довольствия натурой (квартира, питание и пр.).

При медсанотделе губисполкома для координации действий медсанотделов больничных касс был организован специальный подотдел. 10 октября 1918 года на совместном совещании подотдела страховой медицины губернского медсанотдела и медсанотдела общегородской больничной кассы было отмечено, что последняя к этому времени имела 1400 участников. Совещание приняло постановление по обязательном}' страхованию работавших по найму.

С этого времени социальное страхование в городе Курске и уездах начало осуществляться в соответствии с декретом Совнаркома [6].

В соответствии с Кодексом о труде от 10 декабря 1918 года врачебно-трудовые экспертные комиссии в виде Бюро врачебной экспертизы были впервые созданы при страховых кассах Курской области.

В сентябре 1918 года отдел социального обеспечения Курской губернии открыл мастерскую для ремонта протезов.

В марте 1919 года эта мастерская перешла в ведение губздравотдела и стала работать уже как мастерская по изготовлению протезов, выполняя заказы на основе заключений Бюро врачебной экспертизы Щ. Ввиду того, что её деятельность не удовлетворяла потребностей всех нуждающихся, мастерская в первую очередь обеспечивала протезами высококвалифицированных рабочих, во вторую очередь - рабочих средней квалификации. а в последнюю очередь - прочее население.

Расширение же деятельности протезной мастерской тормозилось отсутствием материалов и недостатком инструментов, а также квалифицированных рабочих. В связи с этим запрещалось изготовление косметических протезов.

1 марта 1922 года президиум губпрофсовета объявил о введении социального страхования в Курской губернии.

При губздравотделе было организовано специальное отделение медицинской помощи застрахованным («рабмед») для организации в соответствии с инструкцией Наркомздрава, Наркомтруда и ВЦСПС медицинского обслуживания рабочих, служащих и членов их семейств за счёт поступавшего специального фонда, а также чтобы следить за расходами его исключительно на нужды застрахованных. Заведующим отделением был назначен представитель губпрофсовета [4].

В августе 1922 года при Курском губсобесе было организовано управление социального страхования, а к октябрю 1922 года в губернии уже функционировали 15 уездно-городских страховых касс, деятельность которых ограничивалась исключительно обеспечением застрахованных пособиями по временной нетрудоспособности, а взимание страховых взносов, материальное обеспечение безработных и инвалидов осуществлялось собесами.

В 1923 году при Наркомате социального обеспечения РСФСР начинают создаваться центральные и областные техникумы для общеобразовательной и профессиональной подготовки инвалидов в области про-

мышленности, ремесел и сельского хозяйства. Для одаренной молодежи, потерявшей зрение, в 1925 году в Курске открывается музыкальный техникум [8].

Трудоустройству инвалидов 3 группы в немалой степени способствовало принятое в 1934 году постановление СНК СССР № 1400, в котором имелись прямые указания: «.. .обязать предприятия и учреждения предоставлять рабочим и служащим, частично утратившим трудоспособность, другую работу на том же предприятии или учреждении, соответствующую их трудоспособности, согласно заключению ВТЭК».

В военный период вопросы экспертизы трудоспособности увечных воинов и граждан приобретают особую значимость, а дело трудового устройства инвалидов становится всенародной задачей. К функциям ВТЭК, выполняемым в мирное время, добавилось установление наличие или отсутствие связи инвалидности с пребыванием на фронте, обязательность оформления рекомендаций по обучению и трудоустройству инвалидов.

В соответствии с Положением о ВТЭК, утвержденном Совнаркомом СССР 5 декабря 1942 года, работа врачебно-трудовых экспертных комиссий должна была проводиться только на базе лечебно-профилактических учреждений, которые им предоставляли помещения и оборудование. Такое размещение комиссий способствовало улучшению контактов между ВКК и ВТЭК. Такое требование сохранялось вплоть до начала 90-х годов.

В 1964 году в связи с принятием закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», на ВТЭК возлагается обязанность по проведению экспертизы трудоспособности членов колхозов и их семей.

В 1984 году Госкомтруд СССР утверждает новый акт освидетельствования и Инструкцию о порядке заполнения «Дела освидетельствования во ВТЭК», а в 1985 году постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС утверждается новое Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях. Данное Положение о ВТЭК, а также ряд других нормативных документов определили место ВТЭК в складывающейся в России системе социально-трудовой реабилитации инвалидов. Важными функциями ВТЭК становятся профессиональная ориентация инвалидов, формирование трудовых рекомендаций и рекомендаций по профессиональному обучению и переобучению, динамическое наблюдение и контроль за фактическим трудоустройством инвалидов, оценка его соответствия трудовым рекомендациям и рациональности, изыскание возможностей для расширения трудового устройства инвалидов и др.

На основании постановления Правительства РФ от 16.12.2004 г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» было создано Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курской области» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

С 2011 года Федеральное государственное

учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курской области» переименовывается в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курской области».

На основании Постановления Правительства Российской Федерации № 535 от 31 мая 2012 года было создано Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по

Курской области» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

С 2012 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 1270-р от 14.07.2012 года Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курской области» находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Библиографический список

1. Всемирная программа действий в отношении инвалидов до 2000 г. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года // СПС КонсультантПлюс

2. Европейская конвенция о социальном обеспечении. Париж, 14 декабря 1972 года // СПС КонсультантПлюс

3. Курская правда. № 151 от 21 июля 1921 г.

4. Ошшредов II.II. Доклад губернского отдела здравоохранения V Всероссийскому съезду здравотделов. Врачебно-санитарный сборник, выпуск 1. Курск, 1924. С. 111-123.

5. Обзор Курской губернии за 1915 год. Курск, 1916. С. 77-78.

6. События и люди в документах курских архивов. 80-летию образования Курской области посвящается. Под ред. B.JI. Богданова. Курск: ООО «Центр рекламы «Лоцман», 2014. 170 с.

7. Собрание Указов РСФСР. 1917. №2. ст. 17.

8. Язвин М.А. Очерки по истории здравоохранения Курской области (в 3-х частях), Воронеж: 1965, ч.1, 156 е.; 1967, ч.2, 288 е.; 1968,ч.З, 196 с.

References

1. The world program of actions in regard to invalids 2000. Accepted by the resolution 37/52 of the General Assembly from Decembers, 3, 1982 // The reference legal system Consultant Plus.

2. European convention about public welfare. Paris, on December, 14, 1972 // The reference legal system Consultant Plus.

3. Kursk truth -No 151 from July, 21 1921

4. Oshliaredov 1.1. The report of the province department of health protection to the V-tli All-Russian convention of departments of health protection. Medical sanitary collection, issue 1. Kursk, 1924. Pp. 111-123.

5. Review of the Kursk province for 1915. Kursk, 1916. Pp. 77-78.

6. Events and people are in the documents of the Kursk archives. Dedicated to 80 anniversary of the Kursk region / under V.L. Bogdanova. Kursk: LTD. «Center of advertisement "Pilot"», 2014. 170 p.

7. Collection of Decrees RSFSR. 1917. No 2. Art. 17.

8. lazvin M. A. Essays on the history Sf health protection of the Kursk area (in 3 parts), Voronezh: 1965, Part 1, 156 p.; 1967, Part 2, 288 p.; 1968, Part 3, 196 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.