Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА'

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное ориентирование / профессиональная ориентация молодежи / рынок труда / vocational guidance / vocational guidance of youth / labor market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.В. Бурделова, М.В. Пименова

В статье рассмотрена роль профессиональной ориентации молодежи в системе регулирования рынка труда. Выделены структурные элементы систем профессионального ориентирования молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUTH IN THE SYSTEM

The article examines the role of vocational guidance of young people in the labor market regulation system. The structural elements of the systems of professional orientation of youth are highlighted.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

УДК 331.548

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ

РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Д.В. Бурделова, М.В. Пименова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pimenovamarina@yandex.ru

В статье рассмотрена роль профессиональной ориентации молодежи в системе регулирования рынка труда. Выделены структурные элементы систем профессионального ориентирования молодежи.

Ключевые слова: профессиональное ориентирование, профессиональная ориентация молодежи, рынок труда.

ROLE OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUTH IN THE SYSTEM

D.V. Burdelova, M.V. Pimenova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pimenovamarina@yandex.ru

The article examines the role of vocational guidance of young people in the labor market regulation system. The structural elements of the systems of professional orientation of youth are highlighted.

Keywords: vocational guidance, vocational guidance of youth, labor market.

Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития страны является стратегической целью государственной молодежной политики Российской Федерации [1]. Однако в настоящее время высок уровень безработицы среди молодежи, в то время как рынок труда испытывает дефицит кадров. Современными проблемами являются недостаточное внимание к продвижению рабочих профессий, отсутствие координации между образовательными учреждениями, готовящими специалистов, и работодателями, которые в них нуждаются, ситуация, когда учебные заведения готовят специалистов, непрерывно пополняющих армию безработных, незнание выпускниками ситуации на рынке труда.

В связи с этим повышается актуальность профессиональной ориентации молодежи, которая играет важную роль в обеспечении кадрами в постоянно изменяющихся условиях экономики. Необходима всесторонняя оценка потребностей рынка труда, сопоставление их с потребностью человека. Профориентация должна соответствовать изменяющимся ценностям человека и новым возможностям карьерного роста. С каждым годом возрастают требования к уровню квалификации сотрудников, поэтому проблема профессиональной ориентации молодежи становится актуальной. Эффективное проведение профориентационных мероприятий призвано помочь молодежи определиться в собственном профессиональном выборе и действовать в соответствии с желаниями, а также требованиями рынка труда.

Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»

Профориентацию молодежи определяет школа, семья, учреждения специального, среднего и высшего образования. Главной задачей профориентации молодежи является достижение баланса между уровнем, особенностями развития личности молодого человека и требованиями избираемой профессии совместно с требованиями рынка труда [2].

Каждому молодому человеку предстоит сделать выбор, который определит всю дальнейшую жизнь, молодые люди стараются опираться на свои интересы, которые меняются с течением времени, а профессия останется с ними навсегда. Профессиональная ориентация молодежи заключается в совместной работе школьников, абитуриентов, студентов, учителей и преподавателей, родителей, государственных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций и предприятий-работодателей.

Модель профориентационной работы должна носить системный характер и обеспечивать условия для профессионального самоопределения личности с учетом кадровых потребностей экономики [3]. Во многих регионах разработаны и активно используются программные документы, направленные на развитие системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи. Огромное значение имеет нормативно-правовое обеспечение и регулирование системы образования и рынка труда; профессиональное информирование, консультирование и тестирование через учреждения образования и центры занятости населения региона.

Можно выделить следующие структурные элементы систем профориентационной деятельности среди молодежи:

- четко сформулированная концепция, формулирующая цели и задачи системы профориентации для всех участников;

- нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее данную деятельность;

- организационная структура, отражающая схему взаимодействия участников системы;

- инфраструктура, позволяющая осуществлять взаимодействие участников;

- коммуникативные площадки социального партнерства, способствующие выстраиванию доверительных отношений, оказанию помощи в вопросах профориентации и трудоустройства;

- система профинформирования, формирующая систему быстрого информирования максимального количества участников процесса профориентации;

- методическое и кадровое обеспечение процесса профориентации;

- мониторинг и оценка эффективности работы системы профориентации в целом.

В зависимости от возраста и групп молодежи, структура региональной системы профориентации работает по-разному. Так, для молодых людей в возрасте до 18 лет актуально проведение профориентационных бесед, лекций, профтестирования, использование методов геймификации для «тестирования» определенных профессий, презентации вузов и др.

Для молодежи в возрасте от 19 до 23 лет востребованы профконсультации, проведение групповой диагностики, тренингов, посещение ярмарок вакансий, дней карьеры, мастер-классов профессий, экскурсий на профильные организации и т.д.

Для профориентационной работы с молодыми специалистами в возрасте 24 - 30 лет используют профессиограммы, построение карьерной траектории, анализ схем альтернативного выбора профессии, интерактивные методы профконсультирования и др.

Необходимо формировать профессиональную ориентацию у молодежи, адекватную структуре рынка труда, это позволит решить задачи профилактики безработицы. Необходимо изучение потребности рынка труда и образовательных услуг и выработка стратегии решения проблем профессиональной занятости молодежи.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Тома 3

Библиографические ссылки

1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг. // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2018. - № 1 (Часть II). - с. 375.

2. Чистякова, С.Н. Опыт, проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014.- № 2 (14). - С.33-39.

3. Никулина, Ю.Н. Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона // Экономика, предпринимательство и право. 2020. - Том 10, № 4. - С. 1263-1280.

© Бурделова Д.В., Пименова М.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.