Научная статья на тему 'Раскрытие экономической сущности профессиональной ориентации в карьере молодежи'

Раскрытие экономической сущности профессиональной ориентации в карьере молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудоустройство / молодежь / молодежная безработица / профессиональная ориентация / компоненты профессиональной ориентации. / employment / youth / youth unemployment / vocational guidance / components of vocational guidance

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е. А. Никифорова, Л. А. Жигун

В статье проанализировано влияние компонентов профессиональной ориентации на подготовку к карьере и ускорение трудоустройства молодежи в возрасте 15-24 лет. Анализ динамики уровня безработицы молодежи России в возрасте 15-29 лет в период с 2010 по 2019 гг. позволил сделать вывод об актуальности экономической проблематики занятости молодежи в России и раскрыть экономическую сущность профессиональной ориентации в карьере молодежи. Цель – уточнить представление о категоризации применяемых компонентов профессиональной ориентации на подготовительной стадии карьеры молодежи в возрасте 15-24 лет. Методология. В исследовании были использованы общенаучные методы: формализации, систематизации, синтеза, логического анализа, интерпретации.Объект исследования – условия ускорения процесса трудоустройства молодежи на рынке труда. Предмет исследования – средства профориентационной ориентации молодежи. Вывод. Авторами сформулированы рекомендации по научному переосмыслению функций компонентов профессиональной ориентации в ускорении трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCLOSURE OF ECONOMIC ESSENCE PROFESSIONAL ORIENTATION IN YOUTH CAREERS

The article analyzes the influence of the components of vocational guidance on career preparation and accelerating the employment of young people aged 15-24 years. Analysis of the dynamics of the unemployment rate of Russian youth aged 15-29 years from 2010 to 2019. allowed to draw a conclusion about the relevance of the economic problems of youth employment in Russia and to reveal the economic essence of vocational guidance in the career of youth. The goal is to clarify the idea of the categorization of the applied components of vocational guidance at the preparatory stage of the career of young people aged 15-24 years. Methodology. The study used general scientific methods: formalization, systematization, synthesis, logical analysis, interpretation. The object of research is the conditions for accelerating the process of youth employment in the labor market. The subject of the study is the means of career guidance for young people. Conclusion. The authors formulated recommendations on the scientific rethinking of the functions of the components of vocational guidance in accelerating employment.

Текст научной работы на тему «Раскрытие экономической сущности профессиональной ориентации в карьере молодежи»

3. Бякин Г.И. Общий критерий оценки эффективности таможенной системы // Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России». Ч. 2. М.: РИО РТА, 2016.2.

4. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Непарко М.В., Постнова А.В. Современное состояние и направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной деятельности России. Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 80-87.

5. Гомон И.В., Беленькая Е.Г. Особенности современной таможенной системы Российской Федерации. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5-1. С. 153-156.

6. Гупанова Ю.Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: Монография. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. - 164 с.

7. Петрушина О.М., Борисов С.В. Направления по совершенствованию таможенного сотрудничества в рамках ЕАЭС. В сборнике: ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В САНК-ЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 208-210.

8. Официальный сайт ФТС России. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 17.11.2019).

References:

1. Order of the FCS of Russia dated May 15, 2014 No. 895 "On approval of calculation methods for determining the values of indicators for evaluating the performance of the head of the Federal Customs Service in creating favorable conditions for doing business" (as amended by Orders of the FCS of Russia dated September 16, 2014 No. 1785 dated November 17, 2014 No. 2211, dated January 20, 2016 No. 82). [Electronic resource] - Access mode - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_163403/ (accessed December 17, 2018).

2. Alekseeva E.V., Fedorova O.Yu. The concept and essence of quality management of customs services. Colloquium-journal. 2019.No 5-5 (29). S. 44-46.

3. Byakin G.I. General criterion for assessing the effectiveness of the customs system // Abstracts of the international scientific-practical conference "Regulation of foreign economic activity and the evolution of the customs policy of Russia". Part 2. M.: RIO RTA, 2016.2.

4. Gomon I.V., Akhmedzyanov R.R., Neparko M.V., Postnova A.V. The current state and directions of development of the interaction of foreign economic and customs activities of Russia. Economics and entrepreneurship. 2018.No 2 (91). S. 80-87.

5. Gomon IV, Belenkaya EG Features of the modern customs system of the Russian Federation. Economics and business: theory and practice. 2019.No 5-1. S. 153-156.

6. Gupanova Yu.E. Methodological and methodological foundations of quality management of customs services in the face of uncertainty and risk: Monograph. - M.: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2012. - 164 p.

7. Petrushina O.M., Borisov S.V. Directions for improving customs cooperation within the EAEU. In the collection: THE PROBLEM OF MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMIC SYSTEM IN SANCTIONAL CONDITIONS collection of articles based on the results of the International scientific-practical conference. 2017.S. 208-210.

8. The official website of the FCS of Russia. [Electronic resource] - Access mode - URL: http://www.customs.ru (accessed: 11/17/2019).

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10270

Е. А. Никифорова - аспирант кафедры «Управление персоналом и психология», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва), eanikiforova2017@edu.fa.ru,

E. A. Nikiforova - post-graduate student, Department of Personnel Management and Psychology, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow);

Л. А. Жигун - профессор, д.э.н., ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва), manpsey@yandex.ru,

L. A. Zhigun - professor, doctor of economics, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow).

РАСКРЫТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В КАРЬЕРЕ МОЛОДЕЖИ DISCLOSURE OF ECONOMIC ESSENCE PROFESSIONAL ORIENTATION IN YOUTH CAREERS

Аннотация. В статье проанализировано влияние компонентов профессиональной ориентации на подготовку к карьере и ускорение трудоустройства молодежи в возрасте 15-24 лет.

Анализ динамики уровня безработицы молодежи России в возрасте 15-29 лет в период с 2010 по 2019 гг. позволил сделать вывод об актуальности экономической проблематики занятости молодежи в России и раскрыть экономическую сущность профессиональной ориентации в карьере молодежи.

Цель - уточнить представление о категоризации применяемых компонентов профессиональной ориентации на подготовительной стадии карьеры молодежи в возрасте 15-24 лет.

Методология. В исследовании были использованы общенаучные методы: формализации, систематизации, синтеза, логического анализа, интерпретации.

Объект исследования - условия ускорения процесса трудоустройства молодежи на рынке труда.

Предмет исследования - средства профориентационной ориентации молодежи.

Вывод. Авторами сформулированы рекомендации по научному переосмыслению функций компонентов профессиональной ориентации в ускорении трудоустройства.

Abstract. The article analyzes the influence of the components of vocational guidance on career preparation and accelerating the employment of young people aged 15-24 years.

Analysis of the dynamics of the unemployment rate of Russian youth aged 15-29 years from 2010 to 2019. allowed to draw a conclusion about the relevance of the economic problems of youth employment in Russia and to reveal the economic essence of vocational guidance in the career of youth.

The goal is to clarify the idea of the categorization of the applied components of vocational guidance at the preparatory stage of the career of young people aged 15-24 years.

Methodology. The study used general scientific methods: formalization, systematization, synthesis, logical analysis, interpretation.

The object of research is the conditions for accelerating the process of youth employment in the labor market.

The subject of the study is the means of career guidance for young people.

Conclusion. The authors formulated recommendations on the scientific rethinking of the functions of the components of vocational guidance in accelerating employment.

Ключевые слова: трудоустройство, молодежь, молодежная безработица, профессиональная ориентация, компоненты профессиональной ориентации.

Keywords: employment, youth, youth unemployment; vocational guidance, components of vocational guidance.

Анализ существующих и собственных исследований рынка труда молодежи позволил сфокусироваться на решении научной проблемы раскрытия экономической сущности профессиональной ориентации в карьере молодежи, обусловленной имеющимися противоречиями между требуемыми и существующими концепциями профессиональной ориентации молодежи в возрасте 15-24 лет на ранних стадиях инициации, вступления и закрепления в карьере.

Проблемы трудоустройства и профориентации молодежи в настоящее время являются ключевыми и системообразующими в рамках формирования стратегического видения будущего развития любой развитой и развивающейся страны, так как от их решения зависит устойчивость социально-экономических систем и перспективы их развития. Проблемы трудоустройства и профориентации молодежи - это проблемы стратегического развития любой экономики и государства. В современной России вопрос трудоустройства молодежи, хотя и не стоит достаточно остро в сравнении с другими социально-экономическими проблемами, тем не менее, является критически важным для перспектив обеспечения социальной стабильности и перехода к инновационному типу развития [1].

Переход России к цифровой модели общественного устройства поставил перед сферой образования новые цели, задачи и требования к профориентации молодежи. Вместе с тем, сфера образования не в полной мере их удовлетворяет. Так, из данных таблицы 1 следует, что сфера образования в России удовлетворяет потребности народного хозяйства по подготовке специалистов в сфере управления лишь на две трети (66%), что ниже, чем по всем направлениям подготовки на 5 п.п., то есть в 1,076 раза.

Таблица 1 - Уровень несоответствия компетенций выпу скников образовательных учреждений

Направление подготовки Численность трудоустроенных выпускников 20152017гг. - всего, тыс. человек в том числе по соответствию специальности доля в процентах

соответ ствует не соответствует соответствует, % не соответствует, %

Всего 2447 1733,5 713,5 71 29

Экономика и управление 703,5 466,8 236,7 66 34

Источник: https://www.gks.ru/storage/mediabank/situaz.pdf (дата обращения: 16.04.2020).

В значительной мере несоответствия компетенций выпускников образовательных учреждений требованиям работодателей связаны с недостатками в профессиональной ориентации на всех ее предшествующих этапах. Такой вывод подтверждается данными разработчиков «Концепции организации профориентационной работы в образовательных учреждениях системы образования города Томска» (2016), согласно которым, еще до окончания вузов доля отчисленных студентов по причине ошибочного выбора специальности достигает 30%.

Владение информацией молодежи о вакансиях на рынке труда имеет большое значение для определения направлений ее карьеры и трудоустройства молодежи на национальном и местном уровне, а также формирования политики и программ ее профориентации. Следовательно, актуальной проблемой подготовки современных специалистов в России является организация профориентационной работы всеми доступными формами, востребованным профессиям на рынке труда.

По данным отчета Росстата о социально-экономическом положении в России, средний уровень безработных в возрасте 15-29 лет составил 38,3% в 2019 году (таблица 2). Для целей исследования анализ сосредоточен на возрастных категориях молодежи 15-19 лет, 20-24 года и 24-29 лет.

Таблица 2 - Динамика безработной молодежи 15-29 лет в 2010-2019 гг.

Год Безработные Итого

в том числе в возрасте, лет

15-19 20-24 25-29

% % % %

2010 5,9 20,8 15 41,7

2011 5,4 20,5 15,2 41,1

2012 4,8 22,3 16 43,1

2013 4,3 21,3 15,6 41,2

2014 4,2 20,3 15,8 40,3

2015 4,7 19,8 16,1 40,6

2016 4,2 19,1 16,5 39,8

2017 3,8 17,9 16,5 38,2

2018 3,9 18,5 16,0 38,4

2019 3,85 18,2 16,25 38,3

Источник: Федеральная служба государственной статистики: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 16.04.2020).

Согласно данным таблицы 2, количество безработной молодежи 15-29 лет в России стабильно уменьшается с 2010 года со среднегодовой скоростью 0,94 п.п.. За период с 2010 по 2019 года численность безработных в возрасте 15-29 лет в России сократилась на 3,4%.

Наивысшая доля безработных приходится на молодежь в возрасте 20-24 лет от 17,9 до 22,3%. В основном это связано с недостаточной конкурентоспособностью молодежи этого возраста на рынке труда. Меньше всего доля безработных среди подростков в возрасте 15-19 лет от 3,8 до 5,9%, что связано со значительной долей вовлеченности их в образовательную сферу. Наблюдается следующая закономерность: в категории молодежи 1519 лет уровень безработицы невелик, затем он в группе 20-24 - летних резко возрастает и с 25 по 29 лет начинает плавно уменьшаться.

Темпы снижения численности рабочей силы в возрасте 15-29 лет значительно ускорились с 2016 года, что соответствуют динамике общероссийского демографического тренда. С другой стороны, динамика показателей безработной и занятой молодежи в возрасте 15-24 лет синхронно снижаются, что означает, по мнению автора А.А. Зудиной (2019), вовлеченность в сферу образования [2], выбор альтернативной трудовой деятельности -продолжение обучения на следующей ступени образования.

Мы можем предположить, что возрастная группа 15-24 лет в силу своего возраста, выбирая обучение вместо работы, получает максимальную образовательную и профориентационную информацию для получения квалификации, которая имеет четкую связь с требованиями рынка труда, так как наличие профессионального образования ускоряет трудоустройство. (рисунок 1).

2019

2018

2017

2016

2015

2010

Трудоустройство граждан органами службы занятости населения, %

Безработные, %

Выпуск УВО (бакалавриат, специалисты и магситры) и колледжей, %

0 10 20 30 40 50

Рисунок 1 - Динамика рабочей силы 15-29 лет в 2010-2019 гг.

Источник: Федеральная служба государственной статистики - https://www.gks.ru/ (дата обращения: 16.04.2020).

Согласно данным рисунка 1, 95% выпускников УВО и колледжей за период 2010-2019 гг. были трудоустроены.

Исходя из вышесказанного, именно молодежь 15-24 лет находится в группе риска нетрудоустройства в силу отсутствия у них опыта работы и недостаточного уровня профессионального образования на рынке труда. По этой причине, им необходима помощь на ранних стадиях инициации, вступления и закрепления в карьере. По мнению Е.Я. Варшавской (2015) [3], средством ускорения трудоустройства молодежи является совмещение молодым человеком учебы и работы. По нашему мнению, для содействия занятости среди молодежи 15-24 лет необходима реализация проектного управления профориентационными программами в части просвещения, консультирования, диагностики, подбора и адаптации к карьере.

Данные Росстата за 2018 год о структуре рабочей силы в России, позволяют построить ее профили по долям возрастов занятых в общей численности и в группе (рисунок 2).

0,15

3

Ю 0,0

о

0,14

10,13

0,11 0,11 -I I I

15-19 лет - инициация 20-24 лет - вступление 25-29 лет - закрепление 30-54 лет - адаптация 55 и более лет - завершение

11111

0,10

0,04 0,04

0,01

0,00

1

0,9 0,8

си

0,7! ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а 0,6 £

X

0,5 £ к

0,4Я

тс

0,3 § ^

0,2 0,1 0

Рисунок 2 - Доля занятых в общей численности и по группам в 2018 году Источник: Федеральная служба государственной статистики: https://gks.ru/bgd/regl/b19_36/Main.htm (дата обращения: 24.04.2020).

0,16

0.14

0,12

^ 0,1

0,06

та 0,04

0,02

0

Анализ профилей структуры рабочей силы по рисунку 2 позволил нам выделить пять фаз карьерной активности посредством вовлечения населения России в трудовую деятельность: 15-19 лет - инициации карьеры, 20-24 лет - вступление в карьеру, 25-29 лет - закрепление карьеры, 30-54 лет - адаптации карьеры, 55 и более лет - завершение карьеры.

Графически выявленные фазы карьеры, позволяют количественно оценить различия карьерной активности при трудоустройстве по возрастным группам (таблица 3).

Таблица 3 - Определение среднегодового прироста трудоустройства населения России в 2018 году

Возраст в группе, лет Доля в группе (ДП) Прирост доли в группе (СП) Среднегодовой прирост (УП), % Фаза карьеры

моложе 14 0 0 - -

15-19 0,784074 0,784074 15,57 инициация

20-24 0,867177 0,083103 2,02 вступление

25-29 0,947599 0,080422 1,95 закрепление

30-34 0,958151 0,010552 0,26 адаптация

35-39 0,962106 0,003956 0,10 адаптация

40-44 0,965771 0,003665 0,09 адаптация

45-49 0,965903 0,000132 0,00 адаптация

50-54 0,964345 -0,00156 -0,04 адаптация

55-59 0,967145 0,0028 0,07 завершение

60-64 0,9718 0,004656 0,12 завершение

65-69 0,97025 -0,00155 -0,04 завершение

70 и старше 0,983819 0,013569 0,34 завершение

Примечание: СП - ускорение трудоустройства ьй возрастной группы за пятилетний период; УТ - ускорение карьерного трудоустройства за один год. СЛ=ДП+1 - ДЛ.

Данные таблицы 3 показывают, что прирост доли трудоустроенных граждан на рынке труда имеет выраженные различия по возрастным группам: максимальный прирост наблюдается в возрастной группе 15-19 лет фазы инициации карьеры (0,784), резкое замедление прироста происходит в группе 20-24 лет фазы вступления в карьеру (0,083) и группы 25-29 лет фазы карьерного закрепления (0,080).

Затем в возрастных группах фазы карьерной адаптации от 30 до 44 лет формируется тенденция стремления прироста доли в группе к пределу, равному нулю вплоть до групп с 45 и до 54 лет. Далее в возрастных группах фазы завершения карьеры свыше 55 лет прирост доли, трудоустроившихся в группе начинает в целом возрастать.

Для решения задач нашего исследования влияния профориентации на карьеру, мы фокусируем последующий анализ данных таблицы 3 только на трех возрастных группах молодежи с 15 до 29 лет, так как исходим из гипотезы, что именно в этом возрасте наиболее значимо влияние профориентации в карьере на ее трудоустройство (далее - ТУ). Поскольку Росстат представляет данные о трудоустройстве по агрегированным возрастным группам, то они не позволяют напрямую оценивать внутригрупповую динамику трудоустройства. Вместе с тем, знание внутригрупповой динамики трудоустройства молодежи по каждому году ее возраста позволило бы точнее осуществлять организацию и управленческие воздействия по ее профориентации в карьере. Решить указанную проблему мы предлагаем посредством нахождения среднегодового прироста трудоустроившейся молодежи (далее - УТ), исходя из формулы нахождения среднегеометрических значений:

ут = (УТГст!- 1) х 100, (1)

где л - внутригрупповые интервалы пятилетнего периода в ьй возрастной группе, равные четырем.

Полученные по формуле 1 результаты (УТ), представлены в таблице 3. Из них следует, что трудоустройство (ТУ) молодежи в фазе инициации карьеры с 15 до 19 лет каждый год ускоряется на 15,57%, в фазе вступления в карьеру - на 2,02%, а в фазе карьерного закрепления - на 1,95%. Мы исходим из гипотезы, что различия в ускорении трудоустройства молодежи в значительной мере обусловлены уменьшением профессиональной неопределенности (далее - Н) в карьере молодежи под влиянием оказываемых на нее мер профориентации. При этом такое влияние наиболее сильно в фазе инициации карьеры трудовой деятельности молодежи возраста с 15 до 19 лет.

В целом полученные результаты, выделения пяти фаз карьерной активности, вовлечения населения России в трудовую деятельность и выдвижения, исходя из гипотезы о связи ускорения трудоустройства с профориентацией на карьеру молодежи, позволяют объяснять функцию профориентации в карьере и служат эмпирической основой последующего определения ее экономической сущности в карьере молодежи.

Общеизвестно, что сущность явления раскрывается через установление его функции. В поиске ответа на вопрос об экономической сущности профориентации способствует анализ ее определения, данного в работе под редакцией Л.А. Костина (1987) [4]. В частности, авторы полагают, что функция профориентации заключается в содействии рациональному трудоустройству, быстрейшему производственному закреплению, эффективному формированию, распределению и использованию трудовых ресурсов.

Представленная точка зрения на функцию профориентации служит нам для формулирования авторской гипотезы экономической сущности профессиональной ориентации и компонентов (Ю), заключающихся в ускорении карьерного трудоустройства (УТ) молодежи посредством повышения уровня их профессиональной детерминированности (а1). В свою очередь, детерминированность является обратной функцией профессиональной неопределенности (Ш) [5]. Тогда, чем меньше Н, тем больше а^

Помимо указанных нами в экономической сущности факторов, на ускорение карьерного трудоустройства оказывают влияние и прочие факторы (Ф), которые не включены нами в границы объекта исследования и рассматриваются как суммарная погрешность.

В целом сформулированная гипотеза позволяет представить экономическую сущность явления профориентации в карьере молодежи общим формализованным видом:

УТ = ДК, а, Н, Ф) = ахКхН ± Ф. (2)

Применим выдвинутую гипотезу об экономической сущности профориентации в карьере молодежи к анализу общеупотребимых в исследованиях разных научных направлений и школ представлений и объяснений содержания понятия о профориентации в части принадлежности их к тем или иным компонентам профессиональной ориентации.

Так, в работе Н.Н. Захарова (1988), компонент «профессиональное просвещение» (далее - К1) рассматривается как «совокупность знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора одной из них, воспитание позитивного отношения учащегося подростка к различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей общества» [6]. В приведенном представлении автора акцент делается не на экономическую составляющую функцию профориентации в карьере молодежи, а на педагогико-социологическую. Мы считаем, что в действительности компонент профессиональной ориентации (К1) учащегося подростка в подготовке к будущей карьере включает все соответствующие профориентационные меры и действия, которые связывают информацию о будущих возможностях обучения в вузе и доступе к рынку труда. В целом К1 решает проблему концептуализации карьерных знаний в возрасте 15-24 лет.

Формализация функции компонента «профессиональное просвещение» (К1) в карьере молодежи при детализации параметра профессиональной детерминации (а1) в формуле 2 принимает следующий вид:

УТ = а1хК1хН1 ± Ф. (3)

Следующий общеупотребимый компонент мер профориентации - «профессиональное консультирование» (далее - К2). Коллектив авторов под редакцией Э.Ф. Зеера (2014), определяют его в качестве профессионального самоопределения соответствующего их индивидуальным особенностям обучающейся молодежи и потребностям общества в кадрах [7]. Компонент (К2) широко применяется в практике профориентации современных образовательных учреждений, он эффективен на этапе планирования молодежью карьеры, активизирует осмысление своей будущей профессиональной жизни. Приведенная интерпретация коллективом авторов содержания и функции компонента К2, как и компонента К1, делает акцент на внутренних психических процессах (самоопределении) и формирует просветительскую проекцию на экономические потребности общества. В целом авторы не исследуют влияния компонента К2 на карьеру молодежи.

Формализация функции компонента К2 «профессиональное консультирование» в карьере молодежи и при конкретизации отражения параметром профессиональной детерминации (а2) в формуле 2, принимает следующий вид:

УТ = а2хК2хН2 ± Ф. (4)

Содержание третьего общеупотребимого компонента мер профориентации - «профессиональная диагностика» (далее - К3), по мнению Н.Н. Захарова, направлено на «изучение индивидуальных психо-физических особенностей молодежи с целью его профориентации» [6]. Тем самым К3 позволяет выявить и рекомендовать развитие обнаруженных при этом способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов, формировать готовность к труду в условиях рынка. В целом трактовка Н.Н. Захарова К3 сводится к ориентации его содержания на вопросы решения проблемы приведения профориентационных образовательных ресурсов в соответствие когнитивным особенностям молодежи, то есть психологическое, а не экономическое решение построения карьеры.

С учетом изложенного, формализация функции компонента «профессиональное просвещение» (К3) в карьере молодежи и детализации конкретизация параметра детерминации (а3) в формуле 2, принимает следующий вид:

УТ = а3хК3хН3 ± Ф. (5)

Другой, не менее важный, компонент мер профориентации - «профессиональный отбор и подбор» (профессиональная проба) (далее - К4). По утверждению Н.Н. Захарова, содержание К4 направлено на соотнесение наиболее подходящей профессии к профессиональной пригодности молодежи в части специальности и обязанностей. Таким образом, К4 способствует экономическому формированию предрасположенности молодежи к определённой группе профессий, что впоследствии положительно сказывается на построении траектории карьеры и решает проблему ускоренного трудоустройства молодежи в возрасте 15-24 лет.

Исходя из выполненного анализа, формализация функции компонента К4 «профессиональный отбор и подбор» (профессиональная проба) в карьере молодежи и при конкретизации отражения параметром профессиональной детерминации (а4) в формуле 2, принимает следующий вид:

УТ = а4хК4хН4 ± Ф. (6)

С точки зрения А.Д. Сазонова (2005), завершающий компонент мер профориентации - «профессиональная адаптация» (профессиональная активизация и профессиональное воспитание) (далее - К5) определяет содействие процессу адаптации молодежи к психологическим и организационно-техническим особенностям профессиональной деятельности, ускоренному трудоустройству, а также успешному профессиональному становлению в карьере [8].

Приведенная интерпретация коллективом авторов Н.Н. Захарова и А.Д. Сазонова содержания и функции компонента К5, как и компонента К4, делает акцент на психологических процессах (самоопределении) и формирует практико-ориентированную проекцию на экономические потребности молодежи и общества. Авторы К4 и К5 исследуют влияния данных компонентов на карьеру молодежи.

Формализация функции компонента К5 «профессиональная адаптация» (профессиональная активизация и профессиональное воспитании) в карьере молодежи при конкретизации отражения параметром профессиональной детерминации (а5) в формуле 2, принимает следующий вид:

УТ = а5хК5хН5 ± Ф. (7)

Исходя из разнообразия мер по компонентам профессиональной ориентации (К1-К5) в карьере молодежи и детализации параметров профессиональной детерминации (а^ формула 2 окончательно принимает следующий вид:

УТ = а1хК1хН1 ± а2хК2хН2 ± а3хК3хН3 ± а4хК4хН4 ± а5хК5хН5 ± Ф! (8)

По данным таблицы 3, применительно к возрастной группе 15-19 лет, УТ15-19 = 15,57%. С учетом предварительных результатов по а! при Ki формула 8 приобретает следующие количественные характеристики: УТ15-19 = 15,57% = 0Д7хК1+0ДхК2+0ДхК3+0,07хК4+0Д4хК5 (9)

В результате, из 15,57% УТ15-19 0,58 части ускорения трудоустройства объясняются Ki , а 0,42 части -прочими факторами Ф!

Полученные нами формулы позволяют проводить как логический, так и количественный анализ влияния экономической сущности явления профориентации в карьере молодежи.

На рисунке 3 представлена разработанная нами обобщающая модель взаимосвязи и включающей все компоненты, обеспечивающие целостность комплекса мер профессиональной ориентации молодежи на ранней стадии подготовки к карьере: профессиональное просвещение (К1), профессиональное консультирование (К2), профессиональная диагностика (К3), профессиональный отбор (К4) и профессиональная адаптация (К5). В сущности, все виды профориентационной работы с молодежью сводятся к одному из представленных пяти компонентов.

Рисунок 3 - Взаимосвязь компонентов мер профессиональной ориентации

Рисунок 3 показывает, что невозможно в полной мере осуществить профессиональное просвещение (К1) без знаний о профессии (К2), без учета личностных качеств молодежи (К3), а также без соответствия личности молодежи к профессии (К4) в процессе адаптации к психологическим и организационно-техническим особенностям выбранной сферы деятельности (К5).

Применение к пяти компонентной системе из КНК5 взаимосвязей метода линейного анализа позволяет представить ее в форме матрицы размером 5x5. Такое представление системы открывает возможность производить оценку ее устойчивости/неустойчивости. Общеизвестно, что если ее определитель имеет отрицательное значение, то система находится в устойчивом состоянии, а если положительное, то - в неустойчивом.

Для развития системы профориентации, обеспечивающей ускорение трудоустройства молодежи, необходимо создание в ней неустойчивости. Кроме того, крайне важно и то, что при одних и тех же числовых значениях Ю, КНК5 системы, на ее устойчивость/неустойчивость решающее значение оказывает, какой из компонентов принимается в качестве начального импульса - точки отсчета. Для доказательства приведенных свойств К1^К5 системы, требуется применение экспериментальных методов, которые предусмотрены нашим исследованием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполненного исследования было уточнено содержание экономической сущности явления профессиональной ориентации на подготовительной стадии молодежи к карьере, как непрерывного ускоренного процесса трудоустройства применительно к карьере молодежи с целью соответствия запроса рынка труда и требований работодателей в кадрах.

Оценено влияние содержательных компонентов профессиональной ориентации, на ускорение трудоустройства и адаптацию молодежи на рынке труда: профессиональное просвещение (К1), профессиональное консультирование (К2), профессиональная диагностика (К3), профессиональный отбор (К4) и профессиональная

адаптация (К5). Полученные результаты оценки помогут научно систематизировать материал по профессиональной ориентации, выявить профориентационные инструменты для выбора профессии и адаптации в карьере молодежи.

Применение предложенной пятикомпонентной модели взаимосвязанных профориентационных мер профессиональной ориентации будет способствовать оценке устойчивости процесса ускорения трудоустройства молодежи в возрасте 15-24 лет, улучшению управления системой профориентационных проектов в образовательных учреждениях, а также распределению трудовых ресурсов в соответствии с интересами, склонностями, возможностями молодежи и потребностями народного хозяйства страны в кадрах определенных профессий.

Полученные в ходе выполненного исследования результаты по экономической сущности применения компонентов мер профессиональной в ориентации на стадии инициации карьеры молодежи, могут быть использованы для оценки актуальности их применения, прогнозов их дальнейшего развития, формулирования рекомендаций по необходимым изменениям в системе профориентации согласно современным требованиям науки и практики.

Источники:

1. Рязанцева М.В., Смирнов В.М., Юрзинова И.Л. Анализ используемого инструментария трудоустройства и профориентации молодежи в развитых странах в связи с актуальным состоянием российского рынка труда // Проблемы экономики и юридической практики. - 2016. №5. С. 69-75.

2. Зудина А.А. "Не работают и не учатся": молодежь NEET на рынке труда в России // Мир России. Социология. Этнология. - 2019. №1. С. 140-160.

3. Научно-образовательный портал IQ: Молодежь без образования рискует остаться безработной. 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/177664278.html (дата обращения: 08.05.2020).

4. Костин Л.А. Социальное развитие и повышение народного благосостояния / Л. А. Костин. - М.: Знание, 1987. - 62 с.

5. Никифорова Е.А., Жигун Л.А. Управление профессиональной ориентацией личности на ранних этапах обучения и развития // Экономика. Бизнес. Банки. - 2019. № 7 (33). С. 104-117.

6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. - 272 с.

7. Зеер Э.Ф. Профессиональное самоопределение человека: смена парадигмы в профориентационной деятельности // Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. №1. С. 36-37.

8. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 2005. - 334 с.

References:

1. Ryazantseva M.V., Smirnov V.M., Yurzinova I.L. Analysis of the tools used for employment and career guidance of youth in developed countries in connection with the current state of the Russian labor market // Problems of Economics and Legal Practice. - 2016. No. 5. S. 69-75.

2. Zudina A.A. «Do not work and do not study»: NEET youth in the labor market in Russia // World of Russia. Sociology. Ethnology. - 2019. No. 1. S. 140-160.

3. Scientific and educational portal IQ: Youth without education risks remaining unemployed. 2015. [Electronic resource]. Access mode: https://iq.hse.ru/news/177664278.html (accessed date: 05/08/2020).

4. Kostin L.A. Social Development and Increasing National Welfare / L. A. Kostin. - M.: Knowledge, 1987. - 62 p.

5. Nikiforova E.A., Zhigun L.A. Management of professional orientation of an individual in the early stages of training and development // Economics. Business. Banks. - 2019. No. 7 (33). S. 104-117.

6. Zakharov N.N. Vocational guidance of students: Textbook. allowance for students - students fac. societies, professions. -M.: Education, 1988. - 272 p.

7. Zeer E.F. Professional self-determination of a person: a paradigm shift in career guidance // Professional education and the labor market. - 2014. No. 1. S. 36-37.

8. Sazonov A.D. Vocational guidance of students: a textbook for students of ped. in-to. - M.: Education, 2005. - 334 p.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10271

Д.В. Николаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налогообложение и бухгалтерский учет» Южно-Российского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, danil_niko@mail.ru,

D. V. Nikolaev - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Tax and Accounting, South Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ PROCESS OF IMPLEMENTING THE RISK MANAGEMENT SYSTEM IN THE ORGANIZATION

Аннотация. Вопрос проектирования и внедрения системы управления рисками остается актуальным для многих компаний. В статье подчеркивается, что система управления рисками должна базироваться на учете таких параметров, как корпоративная культура, стиль управления организации. Внедрение системы управления рисками должно включать следующие принципы и мероприятия: готовность группы внедрения, участие руковод-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.