https://doi.Org/10.52944/P0RT.2024.59.4.006 Научная статья
Роль профессиональной идентичности в процессе профессионализации в условиях смены профессии (на примере профессионального обучения)
С. С. Котова н , Е. С. Холопова, И. И. Хасанова
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Екатеринбург, Российская Федерация н[email protected]
Аннотация
Введение. В современных условиях человек имеет возможность неоднократно менять профессиональную деятельность, формируя разнообразные карьерные траектории. Это становится возможным благодаря гибкой системе дополнительного образования и проектному формату реализации профессиональной деятельности. Переход от монопрофессионального подхода к карьере к полипрофессиональному требует переосмысления и уточнения содержания профессионализации, включая аспекты профессиональной идентичности.
Цель - выявить особенности профессиональной идентичности специалистов в процессе профессионализации в условиях смены профессии. Методы. Использованы качественный теоретический анализ, сравнение, классификация, опросный метод. В исследовании в качестве респондентов приняли участие 113 студентов, обучавшихся по образовательным программам направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Результаты. При смене профессиональной деятельности специалисты сохраняют результат идентификации с предыдущей профессией и при выборе нового профессионального направления ориентированы по-прежнему на ценности, вид и предмет профессиональной деятельности, усвоенные на предыдущем цикле профессионального самоопределения. Имеющийся опыт профессиональной деятельности в любой смежной сфере позволяет идентификационным процессам протекать быстрее, то есть при повторном выборе профессии формирование профессиональной идентичности происходит в ускоренном темпе. Научная новизна. Уточнены особенности профессиональной идентичности в процессе профессионализации в условиях смены профессии на примере профессионального обучения.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для оптимизации процесса подготовки студентов, получающих второе профессиональное образования, а также при разработке программ переподготовки.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональная реориен-тация, смена профессии, профессионализация, второе образование, модернизация профессионального образования
Финансирование. Публикация подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 24-28-00426), https://rscf.ru/project/24-28-00426/, «Методологические основы социально-профессиональной реориентации субъектов деятельности в условиях модернизации профессионального образования».
© Котова С. С., Холопова Е. С., Хасанова И. И.
Для цитирования: Котова С. С., Холопова Е. С., Хасанова И. И. Роль профессиональной идентичности в процессе профессионализации в условиях смены профессии (на примере профессионального обучения) // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 4. С. 66-78. https://doi.Org/10.52944/PORT.2024.59.4.006
Статья поступила в редакцию 15 октября 2024 г.; поступила после рецензирования 15 ноября 2024 г.; принята к публикации 18 ноября 2024 г.
Original article
The role of professional identity in the process of a career change: The case of vocational training
Svetlana S. Kotova 3 , Ekaterina S. Kholopova, Irina I. Khasanova
Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]
Absract
Introduction. In modern conditions, a person can change their profession multiple times, building various career paths, ensured by a flexible system of additional education and opportunities for project-based learning and its further professional implementation. The change from a mono-professional to a poly-professional approach to building a career path determines the need to revise and clarify the content of professionalisation. Aim: to study the characteristics of the formation of professional identity of specialists during the change of profession.
Methods. The study used the following methods: qualitative theoretical analysis, comparison, classification, and survey method. The study involved 113 respondents comprised of students taking programmes of 44.03.04 Vocational training (by branches). Results. When changing career paths, specialists, influenced by the result of identification with the previous profession, are still oriented towards the same values, subject, and type of professional activity learned during the previous cycle of professional self-determination. Professional experience in any related field allows for a quicker identification process, that is, when choosing a profession again, the formation of professional identity occurs at an accelerated pace. Scientific novelty. The study clarified the characteristics of professional identity in the process of changing career paths.
Practical significance. The results of the conducted research can be used to optimise the process of training students receiving second vocational training, as well as in the development of retraining programmes.
Keywords: professional identity, professional reorientation, career change, professionalisation, second training, modernisation of vocational education
Funding. The publication was prepared with the support of a grant from the Russian Science Foundation (project No. 24-28-00426), https://rscf.ru/project/24-28-00426/, "Methodological foundations of social and professional reorientation of subjects of activity in the context of modernization of professional education".
For citation: Kotova, S. S., Kholopova, E. S., & Khasanova, I. I. (2024). The role of professional identity in the process of a career change: The case of vocational training. Vocational Education and Labour Market, 12 (4), 66-78. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/ P0RT.2024.59.4.006
Received October 14, 2024; revised November 15, 2024; accepted November 18, 2024.
Введение
Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется масштабными трансформациями, включая переход к шестому технологическому укладу, сопровождающемуся цифровизацией различных сфер — от экономики и технологий до социальных процессов (Водопьянова и др., 2021).
Адаптируясь к ускоренному развитию в условиях нестабильности, рынок труда, как и система профессионального образования, предоставляют возможности для наращивания разнообразных профессиональных компетенций и профессиональной реализации в разных сферах и отраслях.
Доступность перехода из одной профессиональной деятельности в другую обеспечивается гибкой системой дополнительного образования и возможностями реализации профессиональной деятельности в формате проектов. Смена монопрофессионального подхода к карьере на полипрофессиональный обусловливают потребность в пересмотре и уточнении взглядов на содержание профессионализации.
Немаловажным в вопросах вхождения человека в разные профессиональные сферы становится проблема идентификационных процессов, в частности становления и развития профессиональной идентичности. В связи с этим в рамках настоящего исследования предпринята попытка конкретизировать роль профессиональной идентичности специалиста в процессе профессионализации в условиях смены профессии.
В статье предпринята попытка дать ответы на следующие исследовательские вопросы:
1. Каков отечественный и зарубежный опыт разработки проблемы профессиональной идентичности и ее роли в процессе профессионализации субъектов деятельности?
2. Каковы специфические особенности развития профессиональной идентичности специалиста в условиях смены профессии на примере профессионального обучения?
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что показатели профессиональной идентичности в ситуации смены сферы профессиональной деятельности свидетельствуют о недостаточной сформиро-ванности или кризисе профессиональной идентичности, который может выступать одной из причин смены профессиональной деятельности.
Методы
Основные методы исследования: качественный теоретический анализ, сравнение, классификация, опросный метод.
Теоретический анализ включает в себя анализ психолого-педагогических исследований преимущественно отечественных авторов за последние 20 лет, поскольку данный временной интервал характеризуется повышенным интересом к проблемам профессионального пути, профессионализации и профессиональной идентичности.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Института психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета в рамках изучения проблемы профессиональной переориентации.
В качестве психодиагностического инструментария использованы методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л. Б. Шней-дер (2019) и опросник «Диагностика профессиональной идентичности студентов» А. А. Озериной (2011).
Выборку исследования составили 113 студентов 3-го курса (возраст 22-25 лет), обучавшихся по образовательным программам направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), имеющих среднее непедагогическое профессиональное образование по программам 22.02.06 Сварочное производство (40 человек), 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (56 человек), 15.02.08 Технология машиностроения (17 человек) и опыт работы по специальности (от 1 до 3 лет).
Результаты и обсуждения Определение профессиональной идентичности
В зарубежной науке понятия «профессиональная самооценка», «профессионализм», «профессиональная идентичность», как правило, смешиваются и используются как синонимы. В качестве отдельного концепта зачастую рассматривается «формирование профессиональной идентичности» и факторы ее формирования, такие как поведение и конкретные действия; знания и навыки; ценности, убеждения, этика; социальный, культурный, политический контекст и социализация; групповая идентичность и самоидентичность (Fitzgerald, 2020).
K. Adams (2006) определил профессиональную идентичность как отношения, ценности, знания, убеждения и навыки, разделяемые другими людьми в рамках профессиональной группы.
По мнению H. Goltz и M. Smith (2014), профессиональная идентичность заключается в согласовании индивидом ролей, обязанностей, ценностей и этических стандартов с практикой, принятой в его конкретной профессии.
В исследовании M. Bebeau и V. Monson (2012) формирование профессиональной идентичности представляет собой непрерывный процесс, неотделимый от контекста и культурной среды, в которой развивается личность.
В работе B. Caza и S. Creary (2016) отмечается, что в современных условиях формирование профессиональной идентичности представляет собой сложный и многогранный процесс, так как профессии быстро меняются и специалисты выполняют множество трудовых ролей, помимо этого, некоторым профессионалам становится тесно в рамках конкретной профессии.
Таким образом, зарубежные исследователи делают акцент на процессуальных характеристиках профессиональной идентичности.
В отечественной науке принят отличный от зарубежного взгляд на феномены «профессионализации» и «профессиональной идентичности», предполагающий их дифференциацию.
Рассмотрение роли профессиональной идентичности в процессе профессионализации в условиях смены профессии в отечественной психологии ведется в рамках ряда методологических подходов.
Субъектно-деятельностный подход позволяет понимать профессионализацию как процесс формирования субъекта деятельности в условиях смены профессии (Климов, 2003), а профессиональную идентичность как постоянно развивающийся и меняющийся комплекс представлений субъекта о себе в роли профессионала и специалиста (Миляева, 2020).
Акмеологический подход позволяет говорить о профессионализации как о способности к самореализации личности, формированию субъектности, позволяющей человеку творчески и самостоятельно организовывать свою профессиональную деятельность, а о профессиональной идентичности как о характеристики этой способности (Сла-стенин, 2006).
В рамках компетентностного подхода профессионализацию можно рассматривать как процесс формирования и развития профессиональных компетенций, а также приобретение социального опыта, который выступает основой идентификационных процессов, результатом которых является профессиональная идентичность (Зеер, 2021).
Полициклический подход позволяет рассматривать профессионализацию как цикличный процесс, профессиональный цикл представляется частью профессионального пути субъекта, при этом каждый цикл предполагает формирование своей профессиональной идентичности (Поваренков, 2016). В рамках этого подхода профессионализация представляется как процесс формирования личности профессионала. В качестве критериев сформированности автор выделяет профессиональную продуктивность, профессиональную зрелость и профессиональную идентичность, понимаемую в качестве эмоционального отношения к профессиональной деятельности и сфере труда. На начальных этапах профессионализации основным ее фактором выступает профессиональная социализация, тогда как на более поздних этапах - индивидуализация. То есть начальные этапы профессионализации включают узнавание норм, установок и ценностей, характерных профессии, далее сопоставление их с имеющейся у субъекта внутренней позицией, интериориза-ция и дальнейшая трансляция, уже как части собственной профессиональной позиции или идентичности (Поваренков, 2021).
Таким образом, одним из компонентов, или показателей, профессионализации является сформированная профессиональная идентичность. Однако подход к пониманию профессиональной идентичности в отечественной науке весьма неоднозначен, под ней понимают: продукт профессионального и личностного развития; составляющую личностной идентичности; принятие ценностей; элемент профессионального воспитания.
Согласно первому пониманию профессиональной идентичности как результата развития данный феномен рассмотрен в исследованиях Е. П. Ермолаевой (2001), Д. Н. Завалишеной (2001), Е. Л. Барышникова (2021), Л. Б. Шнейдер (2019) и представляет собой продукт долговременного профессионального и личностного развития человека во взаимосвязи с компонентами социальной жизни.
Второе понимание профессиональной идентичности как составляющей личностной идентичности представлено в исследованиях Н. Л. Ивановой и Е. В. Коневой (2013) и Н. С. Пряжникова (2024). В рамках
данного подхода профессиональная идентичность выступает критерием профессионального развития субъекта.
Профессиональная идентичность как принятие ценностей профессиональной группы обсуждается в трудах Т. С. Березиной (2008), О. Г. Ворошень (2015), О. Я. Емельяновой (2018), Ю. П. Поваренкова (2021), А. А. Яшиной (2007). При этом профессиональная идентичность рассматривается не только в плане принятие личностью ценностей, позиций и установок с позиции профессии, но и с позиции самой личности, в какой степени эти ценности согласуются с ее собственными и как они проявляются в дальнейшей профессиональной деятельности.
По мнению Ю. В. Красниковой (2015), профессиональная идентичность является основополагающим компонентом профессионального воспитания личности, реализуемого в профессиональном пространстве и сообществе.
Таким образом, в рамках разных подходов профессиональная идентичность неразрывно связана с интериоризацией профессиональных норм, установок и ценностей и выступает результатом и критерием профессионализации. В современных условиях модернизации системы образования и рынка труда актуален подход, согласно которому профессионализация - это цикличный, неоднородный и гетерохронный процесс овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, формирующими профессиональные компетенции через интериориза-цию социально-профессиональных норм и ценностей, что способствует развитию профессионального сознания, культуры и профессиональной идентичности (Котова и др., 2024).
Следует отметить, что в контексте повторного выбора профессии проблема профессиональной идентичности приобретает также вторичный и цикличный характер. Идентичность нового профессионального сообщества наслаивается на идентичность предыдущей профессиональной принадлежности, то есть каждая последующая идентичность, с одной стороны, дополняет предыдущую, с другой - может входить в конфликт с ней, поскольку ценности, нормы и требования, а также наполнение позиции профессионала, являющиеся смысловым наполнением профессиональной идентичности, в рамках разных профессий могут отличаться.
Вышеуказанный конфликт, а точнее интегративный характер идентичности, отмечен на примере профессионально-педагогического образования. Педагог профессионального обучения наделен характеристиками специалиста определенной области, зачастую практической, а также педагога, при этом практическая деятельность опосредуется педагогической, и наоборот. То есть педагогу профессионального обучения необходимо быть погруженным в свою практическую деятельность, обладать необходимыми компетенциями, включаться в профессиональное сообщество, а также быть способным этой практической деятельности обучить, не просто демонстрируя образцы действий, но и объясняя алгоритмы, используя разные педагогические методы и технологии.
В таком случае речь идет об идентичности, основанной на двух профессиональных сообществах и сферах, которые отличны друг от друга и в отношении предмета труда, и самого типа профессии, реализуемых профессиональных действий.
Профессиональная идентичность в условиях смены профессии
Для эмпирического исследования специфики профессиональной идентичности в условиях смены профессии были рассмотрены стадии, уровни зрелости и сформированности профессиональной идентичности специалистов, имеющих среднее непедагогическое профессиональное образование и опыт работы по специальности, которые на момент исследования являлись студентами университета, обучающиеся по программе бакалавриата 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям),
Результаты опросника «Диагностика профессиональной идентичности студентов» А. А. Озериной по шкале «Сформированность ПИ» демонстрируют несформированность профессиональной идентичности у большинства респондентов, не способных воспринимать себя частью профессионального сообщества и оценивать себя сквозь призму профессии. Причина в том, что на этапе профессиональной подготовки невозможна самоидентификация с новой профессией, в предыдущей же профессии профессиональная идентичность также не получила должного развития из-за отсутствия желания в ней реализовываться.
По шкале «Зрелость ПИ» результаты соответствуют показателям незрелости профессиональной идентичности, то есть большинство респондентов не обладают устойчивыми профессиональными планами и не воспринимают себя в качестве специалистов.
Методика позволила также определить статус профессиональной идентичности респондента с учетом показателей зрелости и сформиро-ванности (рис. 1).
У 34 % респондентов профессиональная идентичность характеризуется как достигнутая, то есть сформированная и зрелая, что выражается в успешном преодолении кризиса идентичности, принятии ролевых установок, ценностей и норм профессии. У 22 % респондентов выявлен мораторий или кризис идентичности, что характеризует процесс соотнесения личностных ожиданий, установок и норм с требованиями профессии и профессионального сообщества. У 27 % респондентов выявлена диффузная профессиональная идентичность, характеризующаяся незавершенными процессами соотнесения и принятия норм, установок, ролей и ценностей личности и профессии, незрелость и несформирован-ность профессиональной идентичности. 17 % демонстрируют предрешенную профессиональную идентичность, которая характеризуется принятием профессии, но незавершенным кризисом.
Данные, полученные с использованием методики изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л. Б. Шнейдер, показывают, что респондентам свойственна такая стадия профессиональной идентичности, как мораторий, когда у большинства специалистов (47 %) обнаруживается кризис идентичности, проявляющийся в способности к анализу себя и своей деятельности сквозь призму профессии на фоне отсутствия уверенности в себе как профессионале (рис. 2).
При этом 34 % респондентов характеризуются достигнутой позитивной профессиональной идентичностью, то есть обладают профессиональными целями, ценностями и установками в профессии, позитивным
Статус идентичности
Рис. 1 Результаты опросника «Диагностика профессиональной идентичности студентов» А. А. Озериной Fig. 1 Results of the questionnaire "Diagnostics of students' professional identity" by A. A. Ozerina
Профессиональная идентичность
Рис. 2. Результаты методики изучения профессиональной идентичности
(МИПИ) Л.Б. Шнейдер Fig. 2. Results of the methodology for studying professional identity (MIPI)
L. B. Schneider
самоотношением, способны анализировать свою профессиональную деятельность и осознавать имеющиеся в ней трудности и риски, а также свои преимущества, имеют представления о своей профессии и своем месте в ней, идентифицируют себя с профессиональным сообществом. 19 % респондентов продемонстрировали результаты, соответствующие диффузной профессиональной идентичности, которая выражается в отсутствии стремлений к самоопределению, активному формированию собственных целей, взглядов и ценностей.
Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что показатели профессиональной идентичности в ситуации смены сферы профессиональной деятельности будут говорить о недостаточной сформирован-ности профессиональной идентичности, респонденты демонстрируют незрелость и несформированность профессиональной идентичности.
Результаты свидетельствуют о выраженном кризисном уровне идентичности, то есть конфликте имеющихся ценностей, норм и установок специалиста и его представлений о профессии, при этом данные результаты могут быть обусловлены как переходным характером профессиональной подготовки по отношению к непосредственному труду, так и самой ситуацией смены профессии. Смена профессии обусловливается множеством факторов, как субъективных, так и объективных (Котова и др., 2024), в том числе возможен конфликт профессиональных ценностей, установок, норм и позиции самого субъекта, выраженный в нарушении процесса идентификации, отвержении этих ценностей, отрицательном эмоциональном отношении к профессии, профессиональному сообществу или себе как профессионалу.
Заключение
Представленное исследование роли профессиональной идентичности в процессе профессионализации в условиях смены профессии позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, смена профессии в процессе профессионализации характеризуется стадией кризиса профессиональной идентичности, при которой прежние установки и ценности личностью не приняты или уже отвергнуты, а новые еще находятся на стадии принятия или в процессе соотнесения с внутренней позицией.
Во-вторых, при смене профессиональной деятельности специалисты сохраняют результат идентификации с предыдущей профессией и при выборе нового направления профессионального пути ориентированы по-прежнему на ценности, вид и предмет профессиональной деятельности, усвоенные при предыдущем цикле профессионального самоопределения.
В-третьих, этап профессионального обучения накладывается на начало становления идентичности, поскольку заключается в формировании профессиональных компетенций и только косвенном вхождении в профессиональную среду, однако при повторном профессиональном выборе имеющийся опыт профессиональной деятельности в любой смежной сфере позволяет идентификационным процессам протекать быстрее, то есть при повторном выборе профессии формирование профессиональной идентичности происходит в ускоренном темпе.
Список литературы
1. Барышникова Е. Л. Педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов колледжа // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 131-139. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_15
2. Березина Т. С. Становление профессиональной идентичности педагога // Педагогическое образование и наука. 2008. № 7. С. 24-27.
3. Водопьянова Н. Е., Гофман О. О., Чесноков В. Б. Развитие субъекта труда в XXI веке: тенденции и проблемы цифровизации общества (Гл. 9) // Психология труда, организации и управления в условиях цифровой трансформации общества. Под ред. А. Л. Журавлева и др. Тверь: Тверской государственный университет, 2021. С. 137-150.
4. Ворошень О. Г. Профессиональная идентичность аспирантов: эмоционально-оценочный аспект // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 396-404.
5. Емельянова О. Я., Шершень И. В. Формирование профессиональной идентичности сотрудников системы МЧС // Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление: Мат-лы ежегодн. межд. науч.-практ. конф. по проблемам социально-трудовых отношений (18 заседание), посвященной 100-летию Воронежского государственного университета, Воронеж, 24 мая 2018 года. Воронеж: Истоки, 2018. С. 92-97.
6. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4.
7. Завалишина, Д. Н. (2001) Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А. В. Брушлинского, А. В. Карпова. Москва-Ярославь, 2001. С. 104128.
8. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Лебедева Е. В. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // СПЖ. 2021. № 79. С. 89-107. ощ/10.17223/17267080/79/6
9. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль: МАПН, 2013. 132 с.
10. Климов Е. А. Психология профессионала. Воронеж: МОДЭК, 2003. 456 с.
11. Котова С. С., Хасанова И. И., Холопова Е. С., Мехоношина Ю. А. К проблеме социально-профессиональной реориентации субъектов профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2024. № 5. С. 195-208.
12. Красникова Ю. В. Структура и содержание профессиональной идентичности будущих специалистов в образовательной среде техникума // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 4
13. Миляева А. К. Социально-педагогические особенности формирования профессиональной идентичности студентов-выпускников в современных условиях // Педагогическое образование и наука. 2020. № 3.
С. 51-59.
(20). С. 67-73.
С. 95-97.
14. Озерина А. А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов / Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 15-22.
15. Поваренков Ю. П. Соотношение полицикличности и моноцикличности профессионального становления личности // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 205-211.
16. Поваренков Ю. П. Психология деятельности профессионала. Ярославль: РИО ЯГПУУ 2021. 243 с.
17. Пряжников Н. С. Профориентология: учебник и практикум для вузов. Москва: Юрайт, 2024. 405 с.
18. Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический подход // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 4. С. 13-23.
19. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2019. 328 с.
20. Яшина А. А. Категория профессиональной идентичности в социальной психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические науки. 2007. № 2. С. 154-159.
21. Fitzgerald A. Professional identity: A concept analysis. // Nursing Forum. 2020. P. 1-26. https://doi.org/10.1111/nuf.12450
22. Adams K., Hean S., Sturgis P., Macleod Clark J. Investigating the factors influencing professional identity of first year health and social care students // Learning in Health and Social Care. 2006. No. 5. P. 55-68. https://doi. org/10.1111/j.1473-6861.2006.00119.x
23. Goltz H. H., Smith M. L. Forming and developing your professional identity: Easy as PI // Health promotion practice. 2014. No. 15 (6). P. 785-789. https://doi.org/10.1177/1524839914541279
24. Bebeau M. J., Monson V. E. Professional identity formation and transformation across the life span // Learning trajectories, innovation and identity for professional development / Eds.: McKee A., Eraut M. // Innovation and Change In Professional Education. 2012. Vol 7. Springer.. https://doi. org/10.1007/978-94-007-1724-4 7
25. Caza B. B., Creary S. J. The construction of professional identity // Perspectives on Contemporary Professional Work: Challenges and Experiences. Cheltenham: Edward Elgar Publishing UK. 2016. P. 259-285. https://doi. org/10.4337/9781783475582.00022
References
Adams, K., Hean, S., Sturgis, P., & Macleod Clark, J. (2006). Investigating the factors influencing professional identity of first year health and social care students. Learning in Health and Social Care, 5, 55-68. https://doi.org/10.1111/j.1473-6861.2006.00119.x
Baryshnikova, E. L. (2021). Pedagogical conditions for the formation of professional identity of college students. Pedagogical Education in Russia. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079- 8717_2021_06_15 Bebeau, M. J., & Monson, V. E. (2012). Professional identity formation and transformation across the life span. In McKee, A., Eraut, M. (Eds.) Learning trajectories, innovation and identity for professional development. Innovation and
Change in Professional Education, 7. Springer. https://doi.org/10.1007/978-94-007-1724-4 7
Berezina, T. S. (2008). Formation of the professional identity of a teacher. Pedagogical Education and Science. 2008, 7, 24-27. (In Russ.)
Caza, B. B., & Creary, S. J. (2016). The construction of professional identity. In Perspectives on contemporary professional work: Challenges and Experiences. Cheltenham: Edward Elgar Publishing UK, 259-285. https://doi.org/10.4337/ 9781783475582.00022
Emelyanova, O. Ya., & Shershen, I. V. (2018). Formation of professional identity of employees of the Ministry of Emergency Situations system. Proceedings of the Annual International Scientific and Practical Conference on Socio-Labor Relations (18th Session), Dedicated to the 100th Anniversary of Voronezh State University, Voronezh, May 24, 2018 (pp. 92-97). Istoki. (In Russ.)
Ermolaeva, E. P. (2001). Professional marginalism: conception and reality. Psychological Journal, 22 (4), 51-59 (In Russ.)
Fitzgerald, A. (2020). Professional identity: A concept analysis. Nursing Forum, 1-26. https://doi.org/10.1111/nuf.12450
Goltz, H. H., & Smith, M. L. (2014). Forming and Developing your professional identity easy as PI. Health Promotion Practice, 15 (6), 785-789. https://doi. org/10.1177/1524839914541279
Ivanova, N. L., & Koneva, E. V. (2013). Sotsial'naya identichnost' i professional'nyy opyt lichnosti [Social identity and professional experience of the individual]. MAPN. (In Russ.)
Klimov, E. A. (2003). Psikhologiyaprofessiy [Psychology of a professional]. (In Russ.)
Kotova, S. S., Khasanova, I. I., Kholopova, E. S., & Mekhonoshina, J. A. (2024). On the problem of socio-professional reorientation of subjects of professional activity. Pedagogical Education in Russia, 5, 195-208. (In Russ.)
Krasnikova, Yu. V. (2015). Structure and content of professional identity of future specialists in the educational environment of a technical school. Professional Education in Russia and Abroad, 4 (20), 67-73. (In Russ.)
Milyaeva, A. K. (2020). Social and pedagogical features of the formation of professional identity of graduate students in modern conditions. Pedagogical Education and Science, 3, 95-97. (In Russ.)
Ozerina, A. A. (2011). Development of a questionnaire for the diagnosis of professional identity of students. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Science, 2, 15-22. (In Russ.)
Povarenkov, Yu. P. (2016). The relationship between polycyclicity and monocyclic-ity of professional development of an individual. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 5, 205-211. (In Russ.)
Povarenkov, Yu. P. (2021). Psikhologiya deyatel'nosti professionala [Psychology of professional activity]. (In Russ.)
Pryazhnikov, N. S. (2024) Proforiyentologiya [Proforientology]. Urait. (In Russ.)
Schneider, L. B. (2019). Psychology of identity. Urait. (In Russ.)
Slastenin, V. A. (2006). Teacher professionalism: acmeological approach. Siberian Pedagogical Journal, 4, 13-23. (In Russ.)
Vodopyanova, N. E., Gofman, O. O., & Chesnokov, V. B. (2021). Razvitiye subyek-ta truda v XXI veke: tendentsii i problemy tsifrovizatsii obshchestva. [Development of the subject of labor in the 21st century: trends and problems of digitalization of society]. In A. L. Zhuravlev et al. (Eds.), Psychology of labor, organization, and management in the context of the digital transformation of society (pp. 137-151). Tver State University. (In Russ.)
Voroshen, O. G. (2015). Professional identity of graduate students: emotional and
evaluative aspect. Sociological Almanac, 6, 396-404. (In Russ.) Yashina, A. A. (2007). The category of professional identity in social psychology. Bulletin of Moscow State Regional University. Series Psychological Sciences, 2, 154-159. (In Russ.)
Zavalishina, D. N. (2001). Ways of identifying a person with a profession. Psychology of the Subject of Professional Activity, 2, 104-128. (In Russ.) Zeer, E. F., Symanyuk, E. E., & Lebedeva, E. V. (2021) Transprofessionalism as a predictor of pre-adaptation of the subject of activity to the professional future. Siberian Journal of Psychology, 79, 89-107. (In Russ.) https://doi. org/10.17223/17267080/79/6
Сведения об авторах
Котова Светлана Сергеевна, канд. пед. наук, доцент, директор Института психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогический университета, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9366-1451, [email protected]
Холопова Екатерина Сергеевна, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогический университета, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9857-6988, [email protected]
Хасанова Ирина Ивановна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7540-9842, [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors
Svetlana S. Kotova, Cand. Sci. (Pedagogy), Docent, Director of the Institute of Psychological and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9366-1451, [email protected]
Ekaterina S. Kholopova, Junior Researcher of the Department of Educational Psychology and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9857-6988, [email protected]
Irina I. Khasanova, Cand. Sci. (Pedagogy), Docent, Associate Professor of the Department of Psychology of Education and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-7540-9842, ira.k.58 @bk.ru
Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.
All authors have read and approved the final manuscript.