Научная статья на тему 'Роль профессионального образования в сохранении отечественной народной культуры'

Роль профессионального образования в сохранении отечественной народной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
437
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / RUSSIAN TRADITIONAL CULTURE AND FOLK ART / FOLK PEDAGOGICS / FOLK ART CULTURE / PROFESSIONAL EDUCATION / METHODS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вакуленко Екатерина Гавриловна

В статье рассматриваются некоторые проблемы сохранения отечественной традиционной культуры, подготовки кадров в сфере народной художественной культуры, предлагаются методы обучения студентов народному искусству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE PRESERVATION OF THE NATIVE CULTURE OF RUSSIA

The article deals with some problems of preservation of Russian traditional culture, the training of personnel in the sphere of folk artistic culture, the proposed methods for teaching students folk art

Текст научной работы на тему «Роль профессионального образования в сохранении отечественной народной культуры»

УДК 378.016

UDC 378.016

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОХРАНЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Вакуленко Екатерина Г авриловна д.п.н., профессор

Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Краснодар, Россия

В статье рассматриваются некоторые проблемы сохранения отечественной традиционной культуры, подготовки кадров в сфере народной художественной культуры, предлагаются методы обучения студентов народному искусству

Ключевые слова: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА, НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

THE ROLE OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE PRESERVATION OF THE NATIVE CULTURE OF RUSSIA

Vakulenko Ekaterina Gavrilovna Dr.Sci.Ped., professor

Krasnodar State University of Culture and Arts, Krasnodar, Russia

The article deals with some problems of preservation of Russian traditional culture, the training of personnel in the sphere of folk artistic culture, the proposed methods for teaching students folk art

Keywords: RUSSIAN TRADITIONAL CULTURE AND FOLK ART, FOLK PEDAGOGICS, FOLK ART CULTURE, PROFESSIONAL EDUCATION, METHODS OF TRAINING

Чтобы понять некоторые проблемы сохранения народного искусства необходимо отметить, что они возникли не сегодня и не сейчас, просто они вновь остро встают в связи с поиском путей его развития на новом историческом этапе, как уже бывало не один раз в истории России. Современная система традиционной культуры России в том виде, в котором мы наблюдаем ее сегодня, формировалась в течение нескольких столетий и имеет тысячелетний опыт.

В конце XVII начале XVIII вв. с резким размежеванием некогда единой складывающейся системы появляются два направления в отечественной культуре. Эти направления хорошо прослеживаются в исследованиях философской, исторической научной мысли того периода. Одни предлагали взять за основу западнический путь развития и отказ якобы от «темного» прошлого в культуре древней Руси, так многими не понятого и не познанного. Эти идеи стремительно стали распространяться в России благодаря активно изучаемому западноевропейскому опыту, который все более стал разрастаться и притеснять, поглощать традиционную для России тысячелетнюю систему традиционной культуры.

Другие предлагали продолжать тысячелетний отечественный опыт, исторически сложившейся для России традиционной культуры с сохранением свойственных для этого направления духовно-нравственных ценностей (русско-византийско-греческая культура).

В отечественном образовании и воспитании, начиная с конца XVII начала XVIII вв. также шло развитие двух направлений и, следовательно, разными были и подбор образовательных и воспитательных методов. Первое шло в русле древних для России традиций, второе - в подборе методов обучения, сложившихся в европейской школе. И в науке, и на практике развивались эти два научных направления, формирующие во многом и два типа сознания. Разным было и понимание таких понятий в определении как духовности, нравственности, традиции, культуры, народного искусства.

В последние два десятилетия в педагогической, исторической, искусствоведческой науке активно изучается опыт дореволюционной традиционной культуры и образования. Проблемой оказалось то, что вновь в основном изучаются достижения достаточно известного отрезка времени -конец XVII - начало XX вв., сложившейся на территории России, в основном, западноевропейской культуры и образования, и мало исследуется система тысячелетней истории отечественной традиционной культуры. Тонкий пласт этой культуры, традиционные методы обучения и воспитания мы наблюдаем и сегодня у носителей традиционного сознания. Они и сегодня являются для исследователя первоисточником, в том числе и на территории Кубани, где в конце XVIII в. переселенцы, в основном из бедных сословий Украины и южных губерний России, сохраняя общую русско-византийско-греческую культуру, развивали и локальные ее особенности. Формировались так же разные научные теории в изучении народного искусства и в его преподавании: западный (рациум, развитие внешних качеств поведения, развитие ума, умственных способностей) и восточный

(внутренний духовный опыт и рост, изменения внутренних качеств). Хотелось бы отметить, что нами рассматриваются не противоречия, а сравнения. Сравнение необходимо, чтобы ответить на вопрос, о какой традиционной культуре идет речь?

Таким образом, на Руси, вначале складывалась единая система традиционной культуры вплоть до XVI - XVII вв., где уже с этого периода стали формироваться зачатки западной культуры и образования.

Вместе с тем, в настоящее время стали появляться исследования, связанные с воспитанием народных традиций, уклада жизни и форм национального опыта, направленные на изучение и осмысление народных традиций, как в России, так и на Кубани. В методологическом плане это тысячелетний исторически сложившийся, выверенный опыт и учение носителей традиционного для России национального сознания и мышления, активное исследование искусства носителей местной народной традиции.

Как показали уроки истории, всегда у любого народа утрата народных традиций вызывала естественную тревогу и опасность исчезновения с этнографической карты мира. И примеры такие в истории есть. Естественно, это не может оставлять многих равнодушными за судьбу исторически сложившейся традиционной культуры Кубани как части культуры России и мира.

Психология сознания вне традиции, вне исторических рамок, как известно, всегда обвиняет здоровые процессы в наведении норм и порядка. Существует желание подмены понятий и ценностей. В такой ситуации, конечно же, необходима государственная поддержка и своевременно разработанный в настоящее время Закон о сохранении традиционной культуры Кубани тому подтверждение.

Ценность всей культуры народов России и мира - в национальном многообразии, а не в сведении к единой общей глобализации, что нам сегодня предлагается всё на тех же чуждых нам приоритетах и чужих ценно-

стей. У народов России есть свой давно выверенный опыт и примеры объединения, которые следует и сегодня, в очередной раз, всем нам вспомнить. Построенная на опыте духовности и нравственности, на практическом опыте отношения к народным традициям, показало бы пример объединения под сенью общероссийской истории и культуры. При таком подходе народы России вновь пришли бы к пониманию, что нам следовало бы всем вместе защищать свои российские интересы своего общего дома, как это не раз уже бывало в истории. Многие исследователи отечественной традиционной культуры отмечают именно объединительную ее функцию.

Знание тысячелетнего духовно-нравственного опыта в отечественной истории и культуре, формирование традиционного сознания и мышления (подчеркиваю у каждого народа), но в рамках исторически сложившейся в России традиционной культуры, как одной из мировых культур. Такое понимание может привести к мирному сосуществованию и четкому пониманию определений национального и национализма. Такое знание не позволит перекроить сиюминутно по модному сценарию что-то в России, в том числе, и образование в угоду сложившимся современным обстоятельствам, модным идеям и течениям без учета исторического опыта.

Предлагаемая исторически сложившаяся для России традиционная культура позволяет не уводить от духовно-нравственных основ традиции своего Отечества, а приводить к этому драгоценному выверенному временем опыту, что являлось главной целью обучения и воспитания на протяжении целого тысячелетия. Этот опыт освещался в трудах лучших представителей государства Российского в философии, истории и педагогике.

Знанием основ наук святоотеческих учений, всей истории своего Отечества, в том числе и родного края, почитанием Родины, дома родителей, именно этими качествами отличалось традиционное сознание лучших представителей страны. Казак, одевая форму воина, одновременно берет на себя ответственность за прошлое, настоящее и будущее. Осознавая ге-

роическое прошлое казачества, современному казачеству, необходимо пройти путь освоения опыта этой традиции. Нападки на казачество есть, были и будут и нам хорошо известны их причины.

Носитель традиции, как показали наши исследования, отличается четкой иерархией ценностей. Традиция является сдерживающим механизмом в поведении. В носителе традиции важнейшие качества - самосознание (себя сознающий) и свобода. Он сам осознанно пришел к традиции, а, следовательно, берет и ответственность за свои действия и поступки. Сознание в рамках традиции имеет иные качества отсюда и иные действия и поступки.

Построение современных образовательных систем без учета традиционного опыта вновь может оказаться временной компанией, а не глубоко научной выверенной практическим опытом системой. Как показал результат прожитого нами двух десятилетий реформирования отечественной культуры и образования, построение концепций, в том числе и региональных без исторически выверенного опыта и опыта носителя традиционного сознания - так во многом ни к чему не привели. Хотя, как показали проводимые нами исследования, в настоящее время уже имеется достаточная научная разработанность и практический опыт решения данных проблем.

Для того, чтобы определить роль профессионального образования в сохранении отечественной культуры, как показал долголетний практический опыт необходимо знание параметров и определений народного искусства (В.Е. Гусев, М.А. Некрасова, С.Б. Рождественская и другие), исследований в области народной педагогики (Г.С. Виноградов, З.П. Василь-цова, А.Э. Измайлов, М.Г. Тайчинов, И.А. Шоров и др.), этнопедагогики (Г.Н. Волков, В.С. Кукушин, Л. Д. Столяренко и др.), дореволюционной отечественной педагогики народных школ (Н.И. Ильминский, П.Ф. Капте-рев, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский), а также методов обучения народному искусству.

Исследования, проведенные в учреждениях, занимающихся приобщением студентов к основам народного искусства, показали: педагоги-практики строят обучение спонтанно, часто на принципах акдемического искусства и педагогики они мало знакомы с приведенной системой традиционной культуры. Среди причин этого можно назвать следующие:

- в вузах не ведутся специальные курсы по теории и истории традиционной культуры;

- отсутствуют специальные научные учреждения, разрабатывающие проблемы традиционного народного искусства как фундаментальной основы духовной культуры;

- конкретика местной фольклорной традиции мало изучена: требуются специально разработанные принципы, методы, формы обучения народному искусству, а также его содержание.

Анализ сложившегося положения свидетельствует о необходимости перемен. Многие виды народного прикладного творчества стоят на грани исчезновения: происходит утрата механизма передачи традиций, вызванная естественным уходом народных мастеров-носителей народной традиции. Ряд положительных факторов связан с ростом национального самосознания, с повышением общественного статуса народного искусства, выражающих богатый духовно-нравственный его потенциал. Появление новых типов учебных заведений не может изменить ситуацию к лучшему из-за явных противоречий в методах обучения. Концепция профессионального обучения в сфере народного искусства в вузе призвана обеспечить передачу мастерства не просто как систему знаний, а как процесса воспитания личности, обладающей национальным самосознанием. Предлагаемые психолого-педагогические основы, позволят эффективно решать комплекс проблем подготовки кадров в данной сфере и в большей мере сохранить отечественную традиционную культуру. Изложенная система направлена на поддержание отечественной традиционной культуры, что может послу-

жить определенным вкладом в ее сохранение, в том числе и в развитие отечественной педагогики. Отмеченные аспекты проблемы и пути их решения могут способствовать сохранению и развитию традиционной культуры на Кубани через преемственность и реализацию методов (средств) обучения с учетом местной традиции.

Широко следует использовать в этом направлении специальные формы работы - беседы, подготавливающие к освоению традиций народного искусства, наблюдения за работой народных мастеров.

Всестороннее изучение произведений народного искусства неразрывно с эстетической природой художественного образа, специфически соотнесенной с конкретно-чувственным своеобразием содержания каждого произведения. Образная структура народного искусства включает синтез элементов регионально-национального языка, наделяет произведения определенным эмоциональным состоянием - синтезом народных представлений и понимания традиции, присущего данному мастеру.

Известный фольклорист В.Е. Гусев в работе «О специфике восприятия фольклора» обратил внимание на мнение исследователя Р.М. Грановской о роли восприятия и памяти в жизни фольклора. Память и восприятие

- звенья одной цепи; взаимосвязь и взаимозависимость делают их элементами развивающегося цикла, включающего «действие - восприятие - сохранение - воспроизведение - измененное действие». Народные мастера хранят традицию и развивают ее, изменяя содержание элементов структуры народного искусства в контексте изменений в окружающей действительности [4].

В народном искусстве, по справедливому замечанию М.А. Некрасовой, образ создается не единичный, не отдельный, а целостный как выражение общего образа, единого чувства и видения мира, определяемых традицией. Развитое в своих родовых началах, это искусство не анализирует, а синтезирует коллективный художественный опыт, воспроизводя особый

аутентичный строй мироздания [5].

Продуктивными этнопсихологическими идеями насыщены труды русских философов, историков, языковедов А.С. Хомякова, Н.Я. Данилевского, В.О. Ключевского, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, Г.Г. Шпета. В их работах дан анализ народного русского характера, объяснение «русской души».

Так, например, Г.Г. Шлет предлагал направить исследовательское внимание не на продукты культуры как таковые, а на переживания людей по их поводу, подчеркивая: нигде так ярко не выступает психология народа, как в его отношениях к созданным им же духовным ценностям. Автор подчеркивал необходимость психологических исследований субъективного в культуре, утверждал, что переживания обусловлены единством человека с народом, которые создают «обоюдный акт признания» [7].

В выявлении личностных черт носителя народной традиции нами был использован метод психологической антропологии - длительное интенсивное наблюдение (М. Мид) в сочетании с другими формами работы со студентами: интервью, запись биографий, тестирование, эксперимент и пр. Для этого были организованы фольклорно-этнографические экспедиции.

В рамках исследований, проводившихся нами в период с 1992 по 2012 год на территории Краснодарского края, велось наблюдение естественных ситуаций в полевых условиях, задачей которых было выявление основных качеств личности народного мастера, иерархии ценностей. Чувство причастности к традиции, совестливость, устремленность к высшим ценностям, духовный рост на протяжении всей жизни, потребность совершенствоваться в мастерстве - эти типичные черты характера, которые формируются в соответствии с общей системой ценностей, зависящей от социально-экономических и географических условий, от образа жизни народа.

В фольклорно-этнографических изысканиях, направленных на выявление особенностей поведения и качеств личности народных мастеров -носителей местной традиции, проводились на основе изучения специфики творческого процесса в соответствии с идеями А.К. Байбурина [1].

Наибольший практический смысл, в процессе научнообразовательной деятельности студентов имеют методы сбора информации (наблюдение, беседа, опрос, эксперимент, тестирование, анализ документов, систематизация результатов деятельности), использованные особенностей творчества носителей местной традиции, изучение личности народного мастера. Также следует упомянуть о принятых в психологической антропологии методах наблюдения и понимания естественных ситуаций (глубинные интервью, запись биографий и др.). Как итог полевых исследований, проведенных в станицах Краснодарского края обобщены основные личностные черты и качества, присущие народным мастерам Кубани. Известно, что характер народного мастера может быть понят лишь в «соотношении с общей системой ценностей, зависящей от социальноэкономических, географических условий, от образа жизни народа» [6].

Исследуя вопросы традиционной системы ценностей кубанского казачества, Н. И. Бондарь отметил следующую иерархию ценностей: православие (вера); коллективизм; братство; воля; традиции, историческая память; представление о Родине, смыкающееся с идеей государственности. Особо отмечены такие личностные качества как мужество, отвага, смелость, физическая сила, ловкость, трудолюбие, честность, справедливость, доброта, щедрость, гостеприимство, твердые нравственные устои в области семейно-брачных отношений, трезвый образ жизни, уважительное отношение к старшим и др. [2]. Эти данные были использованы нами при создании концепции региональной системы профессионального образования в сфере народной художественной культуры [3].

В процессе образовательной деятельности по подготовке специалистов в сфере народной художественной культуры мы руководствовались системой принципов, разработанных с учетом данных этнологии, регионо-ведения, этнопедагогики и собственных исследований. Перечислим их, разграничив две группы - общие и специальные (частные).

Общие принципы: трактовка народного декоративно-прикладного искусства как части более широкой системы - традиционной культуры; учет специфики региональной традиции (и всестороннее ее исследование); систематическое общение обучающихся с подлинными носителями народной традиции.

Специальные (частные) принципы: установка на восприятие «картины мира» (мировоззрения) народного мастера; сохранение традиционных технологий при изготовлении инструментов (как и мастера, обучаемые изготавливают их самостоятельно); кропотливый подбор материала (посадка, уход, отбор, заготовка и обработка сырья); создание необходимых психо-лого-педагогических условий, приближенных к специфике народной традиции (многоступенчатая система обучения мастерству).

Результаты полевых исследований обобщены усилиями кафедры этнографии и декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Материалы собранного архива используются в научно-исследовательской работе преподавателей и студентов факультета «Академия народной культуры» и университета в целом [3].

Значимом, для исследования процесса обучения и воспитания студентов, является принцип преемственности. Необходима тесная взаимосвязь, правильное соотношение частей учебного предмета на разных ступенях его освоения. В разработанные нами учебные программы были введены вопросы, связанные с традициями: как они отражены в материалах фольклорно-этнографических экспедиций, сведениях, полученных непо-

средственно от народных мастеров Кубани. Таким образом, был реализован принцип преемственности в обучении народному искусству. Сущность народного искусства и заключается в передаче традиций от поколения к поколению, что является особенно важным в данной системе.

Анализ изделий народного искусства предлагается взаимодействие непосредственно с народным мастером. Это позволяет сохранить верность процессу создания подлинных, а не сувенирных, работ, способствует более полному пониманию его смысла.

Следует отметить важность выбора наиболее эффективных методов обучения. Классифицируя их по источнику получения знаний, можно перечислить методы:

- словесные (источником знания является устное или печатное слово);

- наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

- практические (выработка умения при выполнении конкретных действий). В основу процесса обучения могут быть положены такие методы как повтор, вариация, импровизация, описанные в работах М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой и др. Особо подчеркнем, что в преподавании предметов традиционной культуры традиция рассматривается нами как метод обучения, а не как объект и предмет обучения. Такой подход, как показал педагогический опыт, помогает сформировать у обучаемых тип сознания, характерный для носителей народной традиции.

Нами приведены лишь некоторые актуальные проблемы современной отечественной культуры и роль профессионального образования в ее сохранении, намечены пути их решения. Необходимо отметить в заключении, что предлагаемые различные направления в сохранении народного искусства России могут быть успешно решены лишь в рамках исторически сложившегося для России тысячелетнего опыта отечественной традици-

онной культуры. Необходимо знание основ науки о народном искусстве, определений и параметров по которым оно строится, следует различать методы исследований, критерии оценок в академическом и народном искусстве. От неверно выбранных методов зависит не сохранение народного искусства, а разрушение традиции в целом. Необходимо определить значение традиционной культуры Кубани как части культуры России и мира, а народное искусство России определить как фундаментальную часть ее культуры.

Литература

1. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. - Л., 1985. - С. 7-21.

2. Бондарь Н. И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества // Из культурного наследия славянского населения Кубани. - Краснодар, 1997. -С. 3-28.

3. Вакуленко Е. Г. Региональная система профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства (на примере Краснодарского края): дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар, 2004.

4. Гусев В. Е. О специфике восприятия фольклора/ творческий процесс и художественное восприятие. М. 1978

5. Народные мастера. Традиции, школы: сб. ст. / под ред. М. А. Некрасовой. Вып. 1. - М., 1985. - С. 22.

6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М., 2000.- С. 137.

7. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. - М.; Воронеж, 1996. - С. 261-372.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.