УДК 33
Черкашин Н.В.
магистрант
Белгородский университет кооперации, экономики и права
(г. Белгород, Россия)
РОЛЬ ПРОЕКТОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА
Аннотация: в статье рассмотрена роль проектов информатизации в развитии бизнеса, дана характеристика основным инструментам информатизации, с помощью которых можно добиться высокого уровня автоматизации и оптимизации бизнес-процессов различных видов предприятий, в том числе производственных.
Ключевые слова: информатизация, бизнес-процессы, инструменты информатизации, информационные технологии.
В современную эпоху проекты информатизации стали краеугольным камнем развития бизнеса, способствуя интеграции информационных технологий (ИТ) в каждый аспект деятельности предприятия.
Для повышения эффективности бизнеса, конкурентоспособности и качества управления комплексная автоматизация необходима любому бизнес-проекту. Очень важно оценивать эффективность инвестиций в ИТ-проекты, поскольку половина этих попыток оказывается неудачной. Оценить влияние ИТ на финансовые показатели компании довольно сложно, поскольку некоторые ИТ-проекты не приносят прямой выгоды потребителям.
Основными целями реализации ИТ-проектов в бизнесе, которые помогают определить их потребительскую ценность, являются:
— повышение эффективности управления предприятием,
— повышение производительности труда и снижение издержек,
— повышение конкурентоспособности продукции и услуг предприятия,
— увеличение капитализации компании и прозрачности бизнеса.
Основная цель использования информационных технологий (ИТ) в бизнесе - сделать управление компанией более эффективным. Оптимизировать процессы, улучшить коммуникации и облегчить управление различными частями бизнеса. Однако не каждый этап повышения эффективности управления может или должен осуществляться с помощью ИТ. В части реализуемых проектов нужно обязательно личное участие, и различные нетехнические решений. Поэтому ИТ-план должен связываться с общей бизнес-стратегией компании. Это означает, что ИТ-проекты должны поддерживать общность в реализации целей и направления развития компании. Если бизнес-стратегия и ИТ-план плохо скоординированы, это негативно скажется на успехе ИТ-проектов. ИТ-проекты могут не принести ожидаемых выгод, а ресурсы могут быть потрачены впустую на проекты, которые не поддерживают основные цели компании.
Для того чтобы ИТ были эффективны в улучшении управления бизнесом, они должны быть тщательно спланированы и согласованы с общими целями компании. В противном случае это может привести к неэффективности и неудачным ИТ-проектам.
Под информатизацией понимается процесс превращения информации в важнейший ресурс посредством внедрения ИТ-систем. Она предполагает широкое использование цифровых технологий для сбора, хранения, обработки и распространения информации, что в конечном итоге приводит к принятию более обоснованных решений и оптимизации бизнес-процессов.
Ключевые области влияния информатизации включают:
1. Повышение эффективности принятия решений.
Проекты в информатизации и других областях науки о данных позволяют компаниям собирать большие объемы данных и превращать их в полезные сведения. С помощью передовых инструментов аналитики и бизнес-аналитики руководители и менеджеры могут принимать решения на основе данных. Например, анализ данных в режиме реального времени позволяет выявить
рыночные тенденции, предпочтения клиентов и операционные проблемы, что помогает компаниям быстро и эффективно реагировать.
2. Операционная эффективность.
Внедрение ИТ-решений может значительно оптимизировать бизнес-операции. Автоматизация рутинных задач, таких как управление запасами, обслуживание клиентов и начисление заработной платы, снижает вероятность человеческих ошибок и ускоряет процессы. Системы планирования ресурсов предприятия (ERP), например, объединяют различные функции в единую систему, улучшая координацию и сокращая дублирование.
3. Сокращение затрат.
Хотя первоначальные инвестиции в проекты информатизации могут быть значительными, в долгосрочной перспективе экономия средств будет существенной. Автоматизация и повышение эффективности снижают трудозатраты и сокращают количество отходов. Кроме того, облачные вычисления и технологии виртуализации позволяют компаниям масштабировать свою ИТ-инфраструктуру в зависимости от потребностей, оптимизируя использование ресурсов и минимизируя расходы.
4. Вовлечение клиентов.
ИТ-проекты повышают вовлеченность клиентов, предлагая персонализированный опыт и улучшая качество обслуживания. Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) позволяют компаниям понимать потребности и предпочтения клиентов, что приводит к более целенаправленному маркетингу и повышению удовлетворенности клиентов. Кроме того, платформы электронной коммерции и мобильные приложения предоставляют клиентам удобные способы взаимодействия с компаниями.
5. Инновации и конкурентные преимущества.
Интеграция передовых технологий, таких как искусственный интеллект (ИИ), Интернет вещей (IoT) и блокчейн, в рамках проектов информатизации может способствовать инновациям. Предприятия могут разрабатывать новые продукты и услуги, оптимизировать цепочки поставок и создавать новые бизнес-
модели. Опережение технологических тенденций также обеспечивает конкурентное преимущество на быстро развивающемся рынке.
Для обеспечения информатизации бизнес-процессов организации используются различные инструменты или средства информатизации.
Средства информатизации — это технологии и системы, используемые для оцифровки, обработки, управления и распространения информации в организациях. Эти инструменты играют важнейшую роль в повышении эффективности, производительности и способности принимать решения за счет использования возможностей информационных технологий.
Рассмотрим основные типы инструментов информатизации:
1. Системы планирования ресурсов предприятия (ERP).
ERP-системы объединяют в единую систему различные бизнес-процессы,
такие как финансы, человеческие ресурсы, цепочки поставок и управление взаимоотношениями с клиентами. Такая интеграция позволяет оптимизировать операции и повысить точность данных.
2. Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).
CRM-инструменты помогают управлять взаимодействием организации с
текущими и потенциальными клиентами. Они централизуют информацию о клиентах, отслеживают взаимодействие и поддерживают управление продажами, повышая уровень удовлетворенности и удержания клиентов.
3. Инструменты бизнес-аналитики (BI).
BI-инструменты анализируют данные и представляют полезную информацию, помогая руководителям, менеджерам и другим конечным пользователям принимать обоснованные бизнес-решения. Они включают в себя хранилища данных, средства поиска данных и аналитики.
4. Системы управления контентом (CMS).
Платформы CMS облегчают создание, управление и изменение цифрового контента. Они широко используются для управления веб-сайтами и интранетами, позволяя нетехническим пользователям легко публиковать контент.
5. Системы управления документами (DMS).
Средства DMS управляют созданием, хранением и контролем документов в электронном виде. Они поддерживают версионирование, поиск и архивирование документов, повышая их безопасность и доступность.
6. Инструменты для совместной работы.
Эти инструменты включают в себя такие платформы, как Slack, Microsoft Teams и Google Workspace, которые обеспечивают общение в режиме реального времени, управление проектами и обмен файлами между членами команды, повышая эффективность сотрудничества и производительность.
7. Системы управления знаниями (KMS).
Инструменты KMS позволяют собирать, распространять и эффективно использовать знания организации. Они поддерживают процессы принятия решений, обеспечивая доступность и совместное использование ценной информации в организации.
8. Системы управления цепочками поставок (SCM).
Средства SCM управляют и оптимизируют деятельность цепочки поставок - от закупок до производства и распределения. Они улучшают управление запасами, снижают затраты и повышают удовлетворенность клиентов.
Естественно, вышеперечисленные инструменты ИТ-обеспечения бизнеса не являются исчерпывающем решением для создания гибкого, но в то же время устойчивого предприятия. Описанные технологии являются лишь малой частью, примером, демонстрирующим необходимость использования современным бизнесом информационных способов оптимизации работы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Автоматизация бизнес-процессов. Какую систему выбрать: https://www. directum. ru/blog-post/avtomatizacij a_biznes_processov (Дата обращения: 20.01.2024);
2. Информатизация бизнес-процессов;
3. https://www.info-strategy.ru/methods/business-processes-model/ (Дата обращения: 11.04.2024);
4. Болховитинов, В.К. Информационные процессы обработки информации: Научно-техническое пособие / В.К. Болховитинов, В.Л. Вайнер - СПб.: ФНПЦ «НПО «АВРОРА». - 2023. - с. 576. - ISBN 978-5-8231-0304-7 - Текст: непосредственный;
5. Управление развитием информационных систем Г.А. Левочкина, Г.Н. Калянов, Р.Б. Васильев- Электронная книга https://intuit.ru/studies/courses/532/388/lecture/9007 (дата обращения: 12.04.2024)
Cherkashin N.V.
Belgorod University of Cooperation, Economics and Law
(Belgorod, Russia)
ROLE OF PROJECTS AND INFORMATION TOOLS IN BUSINESS DEVELOPMENT
Abstract: the article examines the role of informatization projects in business development, characterizes the main tools of informatization with which you can achieve a high level of automation and optimization of business processes of various types of enterprises, including manufacturing ones.
Keywords: informatization, business processes, informatization tools, information technologies.