Научная статья на тему 'ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ КОМПАНИИ'

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССЫ КОМПАНИИ / BUSINESS PROCESSES / INFORMATIZATION / INFORMATION COMPANY PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемьев М.С.

В рамках данной статьи рассматриваются основные теоретико-методологические аспекты информатизации основных бизнес процессов компании. В первую очередь рассматриваются основные публикации и подходы, связанные с изучением рассматриваемого вопроса. Далее рассматриваются основные признаки и методы информатизации основных бизнес процессов компании. Цель статьи заключается в систематизации последних исследований в области информатизации основных бизнес процессов компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF THE COMPANY'S MAJOR BUSINESS PROCESSES

This article discusses the main theoretical and methodological aspects of informatization of the main business processes of the company. First of all, the main publications and approaches related to the study of the issue under consideration are considered. The following are the main features and methods of informatization of the main business processes of the company. The purpose of the article is to systematize the latest research in the field of informatization of the company's main business processes.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ КОМПАНИИ»

УДК 65.011.56

Артемьев М.С. студент магистратуры 3 курса

ИНТЕГУ

МИРЭА - Российский технологический университет

Россия, г. Москва

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ

КОМПАНИИ

Аннотация: в рамках данной статьи рассматриваются основные теоретико-методологические аспекты информатизации основных бизнес процессов компании. В первую очередь рассматриваются основные публикации и подходы, связанные с изучением рассматриваемого вопроса. Далее рассматриваются основные признаки и методы информатизации основных бизнес процессов компании. Цель статьи заключается в систематизации последних исследований в области информатизации основных бизнес процессов компании.

Ключевые слова: бизнес-процессы, информатизация, информация процессы компании.

Artemev M.S.

Student 3 course INTEGU MIREA - Russian Technological University

Russia, Moscow

INFORMATIZATION OF THE COMPANY'S MAJOR BUSINESS

PROCESSES

Abstract: this article discusses the main theoretical and methodological aspects of informatization of the main business processes of the company. First of all, the main publications and approaches related to the study of the issue under consideration are considered. The following are the main features and methods of informatization of the main business processes of the company. The purpose of the article is to systematize the latest research in the field of informatization of the company's main business processes.

Key words: business processes, informatization, information company processes.

Зачастую владельцы бизнеса считают, что если они получают доход, то бизнес еще «держится на плаву» и главное - продолжать в том же духе. Однако при этом многие компании ведут свою деятельность хаотично. Рано или поздно такой способ управления и принцип работы может повлечь за собой негативные последствия: потеря клиентов, уменьшение дохода, банкротство.

Для систематизации и оптимизации деятельности основных отделов компания переводится на работу по концепции бизнес-процессов.

Бизнес-процесс (далее БП) - это некая последовательность действий,

которая в результате должна привести к определенному результату [7].

Основная цель разработки и внедрения БП в деятельность компании -это формализация и оптимизация работы.

Задачи, которые решаются при использовании в компании БП [5]:

1. Оптимизация трудозатрат.

2. Минимизация влияния человеческого фактора.

3. Сокращение механических ошибок.

4. Понимание сотрудниками зоны своей компетенции и ответственности.

5. Упрощение процесса оценки эффективности работы.

Весь процесс формализации деятельности можно разбить на четыре простых шага (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Этапы разработки бизнес-процесса [4]

БП формализуют деятельность как компании в целом, так и отдельно её отделов.

Рассмотрим примеры использования БП для компаний, работающих в сегменте В2В, то есть, которые напрямую не взаимодействуют с конечным потребителем, а продают свои услуги или товары другим компаниям -посредникам [1].

Для примера возьмем работу отдела продаж. Здесь важный и требующий стандартизации в первую очередь процесс - это продажа, начиная с момента выявления интереса у потенциального клиента и до совершения сделки.

Типовой БП «Продажа» для компаний в В2В сегменте может иметь вид, представленный на рисунке 2.

Клиент открывается сотрудничать

Рисунок 2 - БП «Продажа» [4]

Для формализации работы отдела продаж также можно настроить БП «Формирование лояльности», «Работа с постоянными клиентами (повторные продажи)», «Продажа дилера» и другие. Также за счет БП можно выстроить работу отделов маркетинга («Проведение рекламной кампании», «Маркетинговое исследование», «Разработка долгосрочной стратегии»), работы с кадрами («Обучение сотрудников», «Карьерный рост») и другие.

Немаловажной является возможность настройки взаимодействия между отделами компании за счет внедрения таких БП, как «Разработка коммерческого предложения», «Разработка договора», «Разработка продукта».

Когда основная детальность компании обрела четкую последовательность и БП готовы, появляется следующая задача - выбрать инструмент, в котором будут зафиксированы этапы БП, определены ответственные лица, настроена верная последовательность, а выполнение будет находиться под контролем руководства.

Процесс формализации и систематизации работы за счет внедрения БП у многих компаний проходит по-разному, однако можно выделить два основных подхода к этому процессу [8]:

1. Бизнес-процесс «в блокноте».

Зачастую владельцы бизнеса, пытаясь якобы систематизировать работу компании, ограничиваются своими записными книжками, программными продуктами из пакета программ Microsoft Office и «распечатками» над рабочим местом ответственного сотрудника. Это конечно лучше, чем совсем ничего. Однако в таком случае следует быть готовым и учитывать некоторые нюансы. Например, отсутствие какого-либо стороннего контроля, полная зависимость от человеческого фактора и ограниченность в аналитике.

2. Автоматизированный бизнес-процесс.

Автоматизировать ключевые процессы компании возможно за счет внедрения CRM или ERP-системы (CRM - Customer Relationship Management - система управления взаимоотношениями с клиентами, ERP -Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия). На сегодняшний день рынок представлен огромным выбором клиент-ориентированных учетных систем: платные и бесплатные, «в облаках» и установочные, с возможностью интеграции с другими программами и без такой возможности и прочие. Выбор системы зависит от финансовых возможностей компании, а также её бизнес-задач.

Для наглядности будут проанализированы задачи, которые решаются с использованием одного из подходов к формализации деятельности компании.

Таблица 1 - Сравнение подходов к формализации БП [б]

Задача БП «в блокноте» БП в CRM-системе

Четко определена последовательность действий процесса + +

Системный контроль последовательного выполнения действий - +

Закрепление ответственного лица для каждого этапа процесса + +

Системный контроль выполнения этапа ответственным лицом - +

Формирование статистики по достижению ожидаемого результата на каждом этапе и всего процесса в целом трудозатратно оперативно

Возможность анализа всего процесса и отдельно каждого этапа трудозатратно оперативно

Зависимость от человеческого фактора максимальная минимальная

Выбор инструмента для работы по БП зависит от масштабов компании, сферы деятельности и целей руководителя.

При выборе CRM-системы рекомендуется руководствоваться следующими принципами [2]:

• выбор CRM-системы происходит под конкретные бизнес-задачи;

• СЯМ-система должна предоставлять мощные аналитические возможности;

• выбор CRM-системы - это инвестиции в эффективность работы и прибыльность компании;

• СЯМ-система должна быть гибкой в настройке и возможной доработке;

• при внедрении CRM-системы особое внимание необходимо уделить первоначальной настройке;

• СЯМ-система должна иметь интуитивно понятный интерфейс и в результате не усложнять работу, а делать ее более комфортной и эффективной.

Рассмотрим автоматизированные информационные системы, способствующие развитию современного бизнеса, что позволит нам убедиться в важности информатизации бизнес-процессов [3]:

• БУИС (системы для ведения бухгалтерского учета), которые предполагаются для реализации управления производственными и хозяйственными структурами предприятия; предназначены для реализации функций планирования, контроля и анализа деятельности предприятия -начиная с информации о потенциальной прибыли, и заканчивая исследованием уровня достижения поставленных перед компанией целей;

• международные системы взаимодействия, которые определяют взаимосвязь с международными организациями, благодаря чему процессы передачи информации, опыта, технологий осуществления предпринимательской деятельности происходят более просто.

• пользовательские интернет-системы, содержащие информацию о деятельности организации, в рамках которых пользователи получают доступ к информации о деятельности конкретного предприятия.

• системы безопасности и защиты информации, предназначенные для сохранения требуемого уровня защиты информации от злоумышленников, конкурентов, недобросовестных партнеров и других лиц, которые способны причинить вред и даже принести убытки организации.

Таким образом, в рамках данного исследования были рассмотрены особенности функционирования и информатизации бизнес-процессов предприятия. Информатизация основных бизнес процессов компании позволяет: сформировать отлаженную систему управления финансовой деятельностью организации; вывести организацию на международный уровень за счет соответствия международным стандартам качества; опубликовать информацию для пользователей; сформировать рациональной

тайм-менеджмент в компании при реализации бизнес-процессов за счет их оптимизации; защитить информацию фирмы от несанкционированного доступа

Использованные источники:

1. Иванишин С.А. Стратегическое управление современной организацией. -СПб.: Питер, 2014.

2. Контроллинг в бизнесе: методологические и практические основы построения контроллинга в организациях /А.М. Карминский, Н.И. Оленев,

A.Г. Примак, С.Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 2016. 256 с.

3. Мазур, И.И. Управление проектами: Учеб. пособие для вузов / И.И. Мазур,

B.Д. Шапиро, Н.Д. Ольдерогге; Под общ. ред. И.И. Мазура. - М.: Омега-Л, 2017. - 574 с.

4. Марченко И.С. Системный подход к управлению коммерческой деятельностью организаций ВестникМГТУ, том 13, №1, 2017 г. стр.27 -30

5. Мильнер Б.З. Системный подход к организации управления. - М.: Экономика, 2016.

6. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика, М.: Инфра-М, 2014 г., 304 стр.

7. Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетенции специалистов/ А.В. Алешин, В.И. Воропаев, С.М. Любкин, В.Н. Михеев, А.В. Полковников, Г.И. Секлетова, Б.П. Титаренко, Р.Б. Титаренко / Под науч. ред. В.И. Воропаева. - М.: Изд-во «Консалтинговое Агентство «КУБС Групп - Кооперация, Бизнес-Сервис», 2016. - 265 с.

8. Юданов, А. "Быстрые" фирмы и эволюция российской экономики / А. Юданов // Вопросы экономики. - 2014. - № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.