DOI: 10.23683/2070-1403-2019-73-2-259-266
ПЕДАГОГИКА
(шифр научной специальности: 13.00.08)
УДК 37
Н.П. Зубарева, А.В. Муха, Н.И. Федосеева
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону, Россия
РОЛЬ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
[Natalya P. Zubareva, Anzhela V. Mukha, Natalya I. Fedoseeva The role of the project method in the implementation of the competence approach at the university]
The use of the project method, which has long been confirmed its effectiveness in the field of education, becomes even more relevant in the implementation of the objectives of the competence approach in higher education. The characteristic of the competence approach in the modern system of higher education is given. Based on the analysis of the specifics of the project method, the conclusion is made about its effectiveness and compliance with the objectives of the competence approach. Prospects of the project method in relation to special disciplines of the directions of the bachelor degree "Journalism" and "Foreign regional studies" are considered. The features of using the method of projects in the teaching of Chinese for regional studies, as well as a professional workshop on journalism in higher education on the example of the Rostov State University of Economics.
Key words: project method, competence approach, journalism, professional workshop, foreign regional studies.
Современность предъявляет к выпускникам высших учебных заведений новые требования, среди которых всё большую роль играют требования не к конкретным, необходимым для определённой узкой специальности знаниям и навыкам, а к личности работника в целом. Современный работодатель хотел бы видеть многосторонне развитого сотрудника, обладающего совокупностью интеллектуальных, коммуникативных и моральных качеств, способного к рефлексии, самоанализу и самоорганизации, а также способного применять имеющуюся квалификацию в целях решения совершенно новых разноплановых профессиональных задач. Эти качества являются за-
логом эффективной организации и успешного осуществления профессиональной деятельности в широком социальном, экономическом и культурном контекстах. Именно эта идея проходит лейтмотивом доклада международной комиссии ЮНЕСКО: «Всё чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением производить те или иные операции материального характера, а компетентность, которую можно охарактеризовать как совокупность свойственных индивиду навыков. Причем в состав данных навыков входит не только профессиональная квалификация в узком смысле этого слова, но также и навы -ки социального поведения, способность к групповой деятельности, инициативность и умение аргументированно отстаивать свою точку зрения» [1, с. 13]. Кроме того, ускоренные темпы развития общества приводят к тому, что работники образования не могут в полной мере представить тот мир, в кото -ром придётся жить и работать будущим выпускникам. Студенты, которые поступили на первый курс в 2018 г., будут реализовывать профессиональную деятельность ориентировочно до конца 60-х гг. XXI в., и никто не знает, какой будет окружающая их действительность к тому времени. Это одна из причин того, что современное образование должно формировать у обуча -ющихся такие характеристики, как гибкость мышления, мобильность, конструктивность, динамизм, готовность и способность к самообразованию.
Указанные тенденции и потребности привели к формированию компетент-ностного подхода, который доминирует в сфере образования в настоящее время. Данный подход предполагает формирование у учащегося определённых компетенций, не сводящихся к сумме узкоспециальных знаний, умений и навыков. Если традиционное понятие квалификации специалиста подразумевало функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению учащимся более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то «компетенция» предполагает формирование у индивида способности ориентироваться в разнообразии разноплановых, комплексных и непредсказуемых профессиональных ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности и нести за неё ответственность [4, с. 2]. В современных исследованиях компетентностный подход характеризуют как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного
процесса и оценки образовательных результатов [5, с. 4]. Компетентностный подход основывается на современной парадигме междисциплинарности в науке и образовании. Обучение должно быть направлено не на освоение учащимся как можно большего объёма знаний, а на формирование профессиональной компетентности, под которой подразумевается способность действовать в ситуации неопределённости. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет.
При реализации компетентностного подхода в высшей школе остро встаёт вопрос выбора конкретных форм и методов обучения. Многие преподаватели рассматривают проектный метод в качестве одного из наиболее эффективных методов применительно к компетентностной системе. Гибкость и многоформатность данного метода позволяет использовать его при обучении различным дисциплинам и на различных этапах обучения, при этом проектный метод создаёт все условия для развития у студентов навыков планирования, целеполагания, рефлексии, самооценки, предлагает отличные возможности для совершенствования творческих способностей и инициативности, для поиска новых, неординарных подходов и методов решения поставленных задач. Всё это является важными целями реализации компетентностного подхода в высшем образовании. Кроме того, проектный метод предполагает значительную самостоятельность и свободу творческого самовыражения обучающихся, что повышает их интерес и мотивацию к выполнению такого рода заданий независимо от конкретной дисциплины.
Рассмотрим конкретные примеры использования проектного метода в Ростовском государственном экономическом университете (г. Ростов-на-Дону) и его преимущества при реализации компетентностного подхода в преподавании дисциплин по направлениям бакалавриата «Журналистика» и «Зарубежное регионоведение».
Предметное поле направления «Журналистика» предоставляет максимально подходящие для реализации компетентностного подхода условия. Среди задач дисциплины «Профессиональный практикум» самой первой стоит задача «приобретение практических навыков в организации работы учебной редакции, планировании медиапродукта, изготовление медиапродукта
(газеты, теле- или радиопрограммы), организация обратной связи с аудиторией СМИ». Легко представить, как гармонично в осуществление данной задачи вписывается проектный метод. Он может реализовываться как в процессе комплексной разработки и создания учебного медиапродукта, так и в процессе отработки отдельных этапов и сторон данного процесса:
• распределение ролей и функций в учебной редакции и выполнение тестовых заданий для каждой части;
• подготовка документации и моделирование процесса регистрации СМИ;
• разработка трудового договора либо должностных инструкций с указанием прав и обязанностей журналиста;
• формирование концепции издания в зависимости от его тематики, целевой аудитории и т.д.;
• формирование портфеля редакции, темника (от журналистского до редакторского);
• разработка композиционно-графической модели издания;
• разработка приложений к изданию;
• создание спецвыпуска либо тематического номера издания и т.д.
При освоении профессионального практикума бакалаврам второго курса предлагается выполнить 24 проектных задания по тематике данной дисциплины. Например, по теме «Новейшие средства продвижения СМИ» студентам предлагается рассмотреть особенности новых каналов и способов продвижения продукта СМИ, в том числе в сети Интернет, проанализировать примеры успешного опыта проведения маркетинговых кампаний СМИ в Интернете (бесплатные и платные), а также разработать собственную маркетинговую стратегию продвижения нового СМИ. Тема «Регистрация СМИ» предполагает изучение студентами принципов регистрации изданий в соответствии с современным российским законодательством, а также составление студентами устава редакции собственного печатного СМИ.
Проектные задания подобного плана, выполняемые в основном в групповой форме, заметно повышают мотивацию студентов, улучшают психологический климат в учебном коллективе, развивают навыки работы в команде и кооперации с коллегами (что особенно важно для профессии журналиста), стимулируют обучающихся самостоятельно расширять профессиональный кругозор и применять творческий подход при решении задач профессиональ-
ной деятельности. Всё это позволяет наилучшим образом сформировать как теоретические, так и практические аспекты компетенции ОПК-9 «способностью базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним». Более того, оформляя результаты своей деятельности в виде банка материалов, обучающийся за период освоения дисциплины создаёт богатое индивидуальное портфолио, которое может быть полезным при дальнейшем трудоустройстве и в профессиональной деятельности выпускника.
Рассматривая компетентностный подход при обучении по направлению «Зарубежное регионоведение» (специализация - Китай), скажем, что отечественных исследований, посвящённых проектному методу в преподавании китайского языка, не так много. Отметим работы Н.С. Кемеровой, преподавателя иностранного языка Томского государственного университета, которой была разработана «адаптивная профессионально-деятельностная проект-но-организованная модель языковой подготовки с применением технологии проектирования индивидуальной траектории освоения иностранного языка» [3, с. 71], ориентированная в первую очередь не на заучивание, а на применение знаний через осуществление собственных проектов. Основным средством реализации данной технологии служит проектный метод, при котором студенты отражают свои достижения в индивидуальном языковом портфо-лио. Методику языкового портфолио развивают и другие авторы. Методика Е.А. Игнатьевой предполагает развитие не только когнитивного, но и эмоционально-ценностного аспекта деятельности обучающегося [2, с. 16]. М.В. Ткаченко (Челябинский государственный университет) [7] подчёркивает эффективность данного метода в работе со студентами неязыковых вузов. Т.М. Татарина разработала методику проективного обучения, по форме и содержанию максимально приближенного к профессиональной деятельности [6]. Использование индивидуальных, парных и групповых форм работы, заданий активного и интерактивного типа создаёт возможность бесконечно варьировать учебные задания и ситуации, имеющие своей целью формирование иноязычной профессиональной компетентности студента.
Проектный метод применительно к обучению китайскому языку может быть адаптирован для студентов как младших, так и старших курсов. Для бакалавров 1-2 года обучения особенно интересны такие формы работы, которые, не требуя глубоких знаний изучаемого языка, помогают освоить его отдельные аспекты и элементы в тесной связи с лингвокультурной сферой. Исследовательские проекты имеют значительный потенциал - доклады студенческих научно-практических конференций либо круглых столов, несущих функцию «учения через обучение»: раскрывая выбранную тему на родном языке разноплановой аудитории, обучающийся сам приходит к более глубокому пониманию специфики объекта исследования. В качестве тематики подобных исследований могут быть использованы: особенности современного словообразования в китайском языке (различные типы заимствования, буквенные слова); особенности перевода названий брендов на китайский язык либо с китайского на другие языки; символика цвета, животных, предметов в китайской лингвокультуре; чэнъюи, их сходство и отличие от идиоматических оборотов других языков; анализ фонетиков и детерминативов в наиболее характерных иероглифах; тенденции реформирования китайского языка на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Для старших курсов интересен метод «мини-уроков» в рамках Дня самоуправления, а также формирование языкового портфолио, включающего: подробное резюме и автобиографию на китайском языке; сочинение на базовую тему, необходимое для подачи документов на грант Института Конфуция; письменные переводы и реферирования текстов профессиональной направленности, а также другие значимые результаты учебной деятельности, связанные с овладением китайским языком. Метод проектов предполагает опору на самостоятельную работу студента, что позволяет внести значимый вклад в формирование навыков самоорганизации, целеполагания и постановки конкретных задач, планирования собственной деятельности, оптимального распределения ресурсов в процессе выполнения задания, а также, при групповой форме работы, - способностей к кооперации с коллегами, умения убедительно аргументировать и обосновывать собственное мнение, участвовать в дискуссии и идти на компромисс.
Таким образом, проектный метод выступает важным способом реализации компетентностного подхода при обучении различным дисциплинам в современной высшей школе. В качестве инновационной методики проведе-
ния занятий, ориентированной на решение междисциплинарных профессиональных задач, проектный метод позволяет осуществлять всестороннее формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций бакалавров. Дальнейшая разработка и совершенствование проектного метода требует полного осознания преподавателями актуальности принципов компе-тентностного подхода в современном образовании, готовности проявлять инициативность и креативность для внедрения данных принципов в реальный образовательный процесс в высшей школе.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». М.: ЮНЕСКО, 1997.
2. Игнатьева Е.А. Использование языкового портфолио в техническом вузе в контексте компетентностного подхода // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2012. № 35.
3. Кемерова Н.С. Профессионально-деятельностная модель языковой подготовки в высшей технической школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 5.
4. Компетентностный подход: реферативный бюллетень. М., 2005.
5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.
6. Татарина Т.М. Реализация контекстного подхода при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 102.
7. Ткаченко М.В. Формирование иноязычной компетенции студентов технических специальностей университета // Высшее образование сегодня. 2010. № 4.
R E F E R E N C E S
1. Report of the international Commission on education submitted by UNESCO "Education: a hidden treasure". Moscow: UNESCO, 1997.
2. Ignatieva E.A. The use of the language portfolio in the technical University in the context of the competence approach. // Ryazan state University Bulletin. 2012. No 35.
3. Kemerova N.S. Professional-activity model of language training in higher technical school // Chelyabinsk state pedagogical University Bulletin. 2011. No 5.
4. Competence approach: abstract. M., 2005.
5. Lebedev O.E. Competence approach in education // School technologies. 2004. No 5.
6. Tatarina T.M. Implementation of the contextual approach in teaching a foreign language in a non-linguistic University // Russian state pedagogical University named after A.I. Herzen, 2009. No 102.
7. Tkachenko M.V. Formation of foreign language competence of University students of technical specialties // Higher education today. 2010. No 4.
_7 февраля 2019 г.