DOI: 10.18522/2070-1403-2020-79-2-302-309
ПЕДАГОГИКА
(специальность: 13.00.08)
УДК 37
Н.П. Зубарева, А.Н. Султанова, Н.А. Ступникова
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия [email protected]
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
[Anzhela N. Sultanova, Natalya P. Zubareva, Natalya A. Stupnikova
Subjective problems in the implementation of the competence approach to teaching the Chinese language in high school]
The competence approach currently dominates in higher education, which does not exclude the existence of a number of important problems in the implementation of this approach in practice. The classification of these problems into two types according to the criterion of objectivity of their sources is proposed. On the example of Rostov State University of Economics the group of problems related to the specifics of the organization of the learning process in a particular educational institution is considered in detail. Based on the analysis of the experience of teaching Chinese and other language disciplines for bachelor students with the specialization in "Foreign regional studies", we provide a detailed description of the subjective difficulties in the implementation of the competence approach in an institution of higher education, and provide a number of recommendations for their overcoming.
Key words: competence approach, competence, Chinese language, interdisciplinary approach, competence-oriented education, teaching methods, foreign regional studies.
При анализе ситуации, возникшей в российской высшей школе в связи с внедрением компетентностного подхода в качестве основного вектора современного высшего образования, отечественные авторы выделяют целый ряд проблем, таких как проблема разработки учебно-методического обеспечения, регулярного изменения государственных стандартов, противоречивости направлений модернизации, квалификации преподавателей и др. [3]. В предыдущих работах нами была предложена классификация данных проблем на
объективные, то есть возникающие как следствие решений, принимаемых на государственном уровне и во многом связанные с изменением и совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов; и субъективные, которые обусловлены спецификой организации процесса обучения в конкретном образовательном учреждении и, соответственно, могут быть решены силами административно-преподавательского состава. Можно отнести три наиболее распространенные и актуальные для обучения китайскому языку проблемы: проблема выбора форм и методов обучения, проблема реализации принципа междисциплинарности, и связанная с ней проблема разработки учебной и учебно-методической документации.
Выбор форм и методов обучения, отвечающих требованиям компетент-ностного подхода. Известно, что компетентностный подход усиливает прак-тико-ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать разноплановые задачи [4]. Как следует из самой сути компетентностно-го подхода, формы и методы обучения должны быть направлены не на освоение учащимся как можно большего объема знаний, а на формирование профессиональной компетентности, под которой подразумевается способность эффективно решать задачи профессиональной деятельности, действуя в условиях неопределенности. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределенности ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем более обоснован и оптимален выбор одного из таких способов.
При выборе форм и методов обучения китайскому языку в рамках компетентностного подхода представляется целесообразным ориентироваться на следующие моменты. Во-первых, обучение китайскому языку должно быть направлено на формирование способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности, прежде всего, в профессиональной. Следовательно, психолого-педагогические условия должны быть ориентированы на формирование наиболее продуктивных и эффективных способов и приемов деятельности в заданных условиях [2], имитирующих реальную ситуацию профессиональной деятельности. Во-вторых, компетентностный подход предполагает способность обучающегося
действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении вариантов решения разноплановых задач, уточнении их условий, поиске наиболее оптимальных путей решения, самостоятельной оценке их эффективности и при необходимости корректировки собственной деятельности. Таким образом, многие традиционные методы могут оказаться недостаточно продуктивными для решения задач компетентностно-ори-ентированного обучения. Следовательно, перед преподавателем современной высшей школы стоит задача отбора методов обучения не только в соответствии со спецификой дисциплины, фондом аудиторных часов и их распределением, имеющимся материально-техническим и учебно-методическим оснащением, особенностями студенческой аудитории и другими традиционными факторами, но и с опорой на требования компетентностного подхода, опирающегося на повышение уровня самостоятельности в учебно-познавательной и исследовательской деятельности обучающегося.
Кроме того, принимая во внимание широкое распространение и внедрение цифровизации образования, нужно отметить трудности, возникающие при использовании информационных технологий на занятиях по китайскому языку: начиная от нехватки уже существующих материалов для интерактивного взаимодействия (онлайн-тесты и т.п.), и вплоть до часто возникающих технических проблем, связанных с вводом и отображением иероглифических знаков. В рамках преподавания такой дисциплины, как китайский язык, выбор форм и методов, помимо указанных выше факторов, осложняется сравнительно небольшой базой разработок в сфере методики преподавания как самого китайского языка, так и, в особенности, связанных с ним языковых дисциплин: иероглифической культуры, делового китайского языка, культуры речевого общения, основ перевода и переводоведения китайского языка.
Реализация принципа междисциплинарности при обучении китайскому языку. Известный отечественный исследователь, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО О.Е. Лебедев в своих работах утверждает, что ни увеличение времени на изучение той или иной дисциплины, ни изменение ее конкретного содержания, не приведут в итоге к качественному росту образования. Для достижения этого результата необходимо пересмотреть характер связей и отношений между отдельными дисциплинами. Ученый приходит к выводу о том, что уровень образованности,
особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их эн-циклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний [6]. Данные утверждения полностью соотносятся со спецификой обучения китайскому языку, поскольку овладение китайским языком не является самоцелью процесса обучения. Китайский язык выступает в данном случае лишь инструментом решения всевозможных личностных и профессиональных задач. В таком случае целесообразным выглядит постановка надпредметных целей и разработка соответствующих программ. Опыт разработки подобных программ уже существует для учащихся средних общеобразовательных учреждений, где к таким программам относят следующие: инструкция, первая помощь, книга, грамотный покупатель, выборы, дискуссия и некоторые другие.
Смысл данной методики в том, что несколько дисциплин фокусируют свои усилия на том, чтобы сформировать у обучающихся готовность эффективно осуществлять свою деятельность в определенных ситуациях. Таким образом, формируется совокупность не только профессиональных, но и социальных компетенций, открывая более широкие возможности для подготовки обучающихся к социально-профессиональной жизнедеятельности [1]. Так, чтобы успешно реализовать программу «грамотный покупатель», учащийся должен овладеть необходимыми знаниями и навыками в сфере математики, русского и иностранного языков, экономики, маркетинга, а также паттернами поведения в различных стандартных и нестандартных ситуациях, связанных с данной тематикой. При этом сложность ситуаций варьируется в зависимости от уровня подготовки обучающегося: если первокласснику достаточно суммировать цену хлеба и молока, то ученики старших классов могут обосновывать наиболее выгодные условия заключения сделок купли-продажи различных товаров в рамках международных экономических отношений.
Разработка подобных программ выглядит очень перспективной для обучения китайскому языку в высшей школе, поскольку вариативность тематики упражнений и текстов предоставляет свободу выбора профессионально-ориентированных заданий, по тематике соотносящихся с узкоспециальными дисциплинами учебного плана бакалавров-регионоведов, такими как история и экономика изучаемого региона, политическая география стран Восточной Азии, лингвокульту-
рология, этнопсихология, особенности политики РФ в отношении региона специализации, информационные и статистические методы в регионоведении и так далее. Однако для эффективной разработки и реализации подобных программ необходимо сотрудничество преподавателей языковых и специальных дисциплин, а также взаимодействие при составлении рабочих программ включенных дисциплин и разработки соответствующих форм и методов контроля.
Проблема разработки учебной и учебно-методической документации. Как уже было сказано, реализация принципа междисциплинарности в рамках компетентностного подхода требует объединения и кооперации преподавателей взаимосвязанных дисциплин учебного плана при составлении рабочих программ дисциплин и иной учебной документации. Однако осуществление данной задачи, очевидно, сталкивается с проблемами прежде всего организационного характера, так как различные дисциплины закреплены за разными кафедрами, и ведущие их преподаватели зачастую даже не знакомы друг с другом. В результате они не только не взаимодействуют с целью повышения эффективности обучения и комплексного формирования общих компетенций, но зачастую создают для студентов дополнительные трудности в самостоятельном формировании междисциплинарных связей. Так, преподаватель китайского языка может неверно описывать либо трактовать социально-политические, экономические и иные реалии страны изучаемого языка, а преподаватель специальных дисциплин может неверно произносить либо приводить неверный перевод китайских имен, терминов, географических названий. Трудности в реализации принципа междисциплинарности усугубляют, помимо прочего, проблему неопределенности критериев уровня сформированно-сти компетенций, закрепленных за несколькими разноплановыми дисциплинами [7], а также проблему разработки системы оценивания компетенций [5]. Наличие совместно разработанной документации, например, методических рекомендаций и фондов оценочных средств, позволило бы сделать важный шаг к решению данной проблемы.
Важным условием, позволяющим реализовать принцип междисциплинар-ности в высшем образовании, является организация взаимодействия между преподавателями разных кафедр и факультетов. Так, в конце 2019 г. в Ростовском государственном экономическом университете был создан Совет молодых преподавателей, объединивший всех преподавателей, заинтересо-
ванных в повышении своего профессионального уровня и обмене опытом. В содержание деятельности Совета входят не только доклады проректоров университета по вопросам, связанным с повышением качества образования, но и лекции узких специалистов по различным аспектам педагогической и общей психологии, применению информационных технологий в образовательном процессе, актерскому мастерству как составляющей профессионального мастерства педагога, и иным актуальным аспектам преподавательской деятельности. Члены Совета могут поделиться с коллегами своими профессиональными наработками и опытом использования тех или иных методов, выступить с сообщением по интересующей тематике. Что еще более важно, преподаватели получили возможность в процессе неформального общения обсудить волнующие их проблемы, обменяться информацией и опытом организации тех или иных аспектов образовательного процесса в разных структурных подразделениях вуза, найти партнеров для реализации совместных научно-исследовательских проектов, в том числе познакомиться с преподавателями других кафедр, чьи дисциплины участвуют в формировании тех же компетенций, что и китайский язык, и обсудить возможность координации действий по формированию данных компетенций, разработке совместных форм деятельности и составлению учебно-методической документации. Несмотря на то, что Совет молодых преподавателей был создан совсем недавно, уже сейчас очевидны его перспективы в решении многих проблем обеспечения междисциплинарности при обучении китайскому языку и разработки соответствующего учебно-методического обеспечения.
Таким образом, в результате анализа современной ситуации обучения китайскому языку в высшей школе становится очевидным существование субъективных проблем реализации компетентностного подхода, которые обусловлены трудностями в организационном взаимодействии преподавателей различных дисциплин, реализующих элементы одних и тех же компетенций, а также проблемами, возникающими при отборе форм и методов обучения китайскому языку в соответствии с принципами компетентностного подхода и тенденцией цифровизации образовательного процесса. Решение данных проблем предполагает совместные усилия административного и преподавательского состава в рамках отдельного образовательного учреждения и требует дальнейшего рассмотрения на теоретическом и практическом уровне.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Альханов Н.М. Проблемы компетентностного подхода к формированию профессиональной компетентности в системе высшего образования // Педагогика высшей школы. 2015. №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/th/3/archive/14/336/ (дата обращения: 03.03.2020).
2. Ашанин А.О. Формирование социально-профессиональной компетентности будущего специалиста в процессе интеграции обучения и воспитания. Казань: Институт педагогики и психологии профессионального образования, 2015.
3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". 10 сентября 2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/ 0910-12.htm (дата обращения: 20.02.2020).
4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход: проблемы и условия реализации // Инновационные проекты и программы в образовании, 2009. № 2.
5. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. № 1.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004. № 5.
7. Султанова А.Н., Зубарева Н.П., Ступникова Н.А. Реализация компетентностного подхода при обучении китайскому языку в высшей школе: проблемы объективного характера // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 2.
R E F E R E N C E S
1. Alkhanov N.M. Problems of the competency-based approach to the formation of professional competence in the system of higher education // Pedagogy of higher education. 2015. No3. [Electronic resource]. Access mode: https://moluch.ru/th/3/archive/14/336/ (date of access: 03.03.2020).
2. Ashanin A.O. Formation of social and professional competence of a future specialist in the process of integration of training and education. Kazan: Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education, 2015.
3. Bermus A.G. Problems and prospects of the implementation of the competency-based approach in education // Internet magazine "Eidos". September 10, 2005 [Electronic resource]. Access mode: http://www.eidos.ru/journal/ 2005/0910-12.htm (accessed: 02.20.2020).
4. Verbitsky A.A. Competency-based approach: problems and conditions of implementation // Innovative projects and programs in education, 2009. No. 2.
5. Ivanova T.V. A competency-based approach to developing standards for an 11-year-old school: analysis, problems, conclusions // Standards and monitoring in education, 2004. No. 1.
6. Lebedev O.E. Competency-based approach in education // School technologies, 2004. No. 5.
7. Sultanova A.N., Zubareva N.P., Stupnikova N.A. The implementation of the competency-based approach to teaching the Chinese language in higher education: problems of an objective nature // Humanities and Social Sciences. 2019.No 2.
_04 марта 2020 г.