Научная статья на тему 'Роль принципа историзма в прогнозировании социальных процессов'

Роль принципа историзма в прогнозировании социальных процессов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
565
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИСТОРИЗМ / КОНКРЕТНОСТЬ ПОЗНАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНЕРЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Деркач Владислав Вячеславович

Статья посвящена исследованию роли принципа историзма в прогнозировании социальных процессов. Принцип историзма в социальном прогнозировании ориентирует на изучение закономерностей, конкретных условий развития событий и требует учитывать возможные изменения внешних и внутренних факторов, то есть изменение условий протекания процесса в будущем. На основе социально-философского определения понятия «социальная инерция» дается авторское понимание сущности принципа историзма. Предлагаются методологические основы социального прогнозирования, точность которого определяется прежде всего тем, насколько объективно и всесторонне изучены прошлое и настоящее социума. Без знания этих составляющих в их единстве невозможно социальное прогнозирование как таковое. С точки зрения исторического подхода, научное прогнозирование сводится к тому, чтобы в общем виде сконструировать будущее по тем его единичным фрагментам, которые существуют сегодня. Для такого предвидения необходимо уметь найти такие единичные фрагменты, которые станут в ближайшем будущем основными элементами новой конкретно-исторической целостности. Важно само обращение к историзму как принципу познания социальных процессов, что весьма актуально для проникновения в сущность явлений, наблюдаемых в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the role of the principle of historicism in forecasting social processes. The principle of historicism in social forecasting directs towards studying appropriateness, specific conditions of events development and requires taking into consideration possible changes of outer and inner factors, i.e. changes of process behavior conditions in future. On the basis of social and philosophical definition of the notion «social inertia», the author’s understanding of the essence of the principle of historicism has been given. Methodological bases of social forecasting, the accuracy of which depends, first of all, on to what extent the past and the present of the social medium has been studied, are suggested. With no knowledge of these constituent parts in their unity, social forecasting itself is not possible. From the point of view of a historical approach, the scientific prediction is to ensure that in a general way to construct the future on those of its single fragments that exist today. For such a prediction should be able to find such unique fragments, which will be in the near future, the main elements of the new concrete historical integrity. Addressing to historicism as to the principle of cognizing social processes is of special importance, and that is very urgent for penetration into the essence of phenomena, which take place in the modern society.

Текст научной работы на тему «Роль принципа историзма в прогнозировании социальных процессов»

Миграционные процессы в Российской Федерации

Деркач В. В. Derkach V. V.

кандидат философских наук,

доцент кафедры «Философия, социология и социально-коммуникационные технологии», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 316.4-047.72

РОЛЬ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА В ПРОГНОЗИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Статья посвящена исследованию роли принципа историзма в прогнозировании социальных процессов. Принцип историзма в социальном прогнозировании ориентирует на изучение закономерностей, конкретных условий развития событий и требует учитывать возможные изменения внешних и внутренних факторов, то есть изменение условий протекания процесса в будущем. На основе социально-философского определения понятия «социальная инерция» дается авторское понимание сущности принципа историзма. Предлагаются методологические основы социального прогнозирования, точность которого определяется прежде всего тем, насколько объективно и всесторонне изучены прошлое и настоящее социума. Без знания этих составляющих в их единстве невозможно социальное прогнозирование как таковое. С точки зрения исторического подхода, научное прогнозирование сводится к тому, чтобы в общем виде сконструировать будущее по тем его единичным фрагментам, которые существуют сегодня. Для такого предвидения необходимо уметь найти такие единичные фрагменты, которые станут в ближайшем будущем основными элементами новой конкретно-исторической целостности. Важно само обращение к историзму как принципу познания социальных процессов, что весьма актуально для проникновения в сущность явлений, наблюдаемых в современном обществе.

Ключевые слова: исторический подход, историзм, конкретность познания, социальная инерция, социальный детерминизм, социальное прогнозирование.

THE ROLE OF THE PRINCIPLE OF HISTORICISM IN FORECASTING SOCIAL PROCESSES

The article considers the role of the principle of historicism in forecasting social processes. The principle of historicism in social forecasting directs towards studying appropriateness, specific conditions of events development and requires taking into consideration possible changes of outer and inner factors, i.e. changes of process behavior conditions in future. On the basis of social and philosophical definition of the notion «social inertia», the author's understanding of the essence of the principle of historicism has been given. Methodological bases of social forecasting, the accuracy of which depends, first of all, on to what extent the past and the present of the social medium has been studied, are suggested. With no knowledge of these constituent parts in their unity, social forecasting itself is not possible. From the point of view of a historical approach, the scientific prediction is to ensure that in a general way to construct the future on those of its single fragments that exist today. For such a prediction should be able to find such unique fragments, which will be in the near future, the main elements of the new concrete historical integrity. Addressing to historicism as to the principle of cognizing social processes is of special importance, and that is very urgent for penetration into the essence of phenomena, which take place in the modern society.

Key words: historical approach, historicism, the specificity of cognition, social inertia, social determinism, social forecasting.

Migration processes iN the RussiAN Federation

Общество непрерывно изменяется и не может быть представлено в виде статичных структур. В процессе познания социальной действительности исследователь имеет дело с изменениями не только количественного, но и качественного характеров. Следовательно, подходы, ориентированные на познание лишь статических состояний и структур, оказываются неэффективными и малопригодными. Социальные процессы могут быть поняты в логике только такого познания, которое обладает всеми признаками исторического подхода.

Использование принципа историзма в познании социальных процессов предохраняет исследователя от абсолютизации отдельных закономерностей, наблюдаемых в современном обществе, которые сегодня кажутся абсолютными и «вечными», а завтра сменяются совершенно другими. Исторический подход к обществу позволяет избежать крайностей в оценке событий, посмотреть на процессы с разных сторон, увидеть специфические особенности развития, которые способны активизировать новые тенденции и тем самым изменить вектор социального развития. Это имеет существенное значение, как в понимании причин социального развития, так и служит основой прогнозирования социума, разработки стратегии будущих социальных изменений.

В социальной методологии историзм выступает как общий принцип познания, суть которого выражена в следующем положении В.И. Ленина: «Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» [1, С. 67].

Таким образом, историзм является одним из основных методологических принципов научного познания социума, требующим рассматривать изучаемые процессы и явления в их становлении и развитии, в эволюции переходов из одного состояния в другое, является более конкретным выражением самого раз-

вития социальной действительности во времени. Он ориентирует на то, чтобы в процессе исследования общества прослеживались связь качественных этапов, которые оно прошло в своем становлении и развитии, связь современного состояния с другими явлениями и процессами, преемственность различных состояний, которая составляет подлинную историю общественных систем.

Необходимо отметить, что принцип историзма предполагает пространственно-временные ограничения происходящего события, а также учитывает особый характер протекающих процессов. Если в общей методологии познания фиксируются такие характеристики развития, которые свойственны любой его форме и обнаруживают себя в любом отрезке времени, то в историческом исследовании эти характеристики наполняются конкретным содержанием, то есть обретают пространственно-временную форму. Историзм выступает, таким образом, не просто осознанием общих законов развития в их отвлеченности от конкретных процессов и событий, а исследованием их в ограниченных пространственно-временных формах.

Конкретность выступает необходимым свойством научности познавательной деятельности. По отношению к историзму конкретность выступает не просто признанием развития как общего свойства реального мира, а уяснением его специфического характера в каждой части этого мира. С этой точки зрения научный историзм в познании общества может быть назван также конкретно-историческим подходом. Понятие «историзм» фиксирует и отражает здесь направленность на процесс изменения и развития. Понятие «научный» указывает на то, что речь идет не об абстрактном развитии, а о развитии вполне конкретных явлений социума [2].

Кроме того, принцип конкретности недопустимо сводить лишь к эмпирической полноте познания, ограничивать его обсуждением вопросов об исторических фактах, источниках и т.д. Конкретность необходимо связывать с фактической обоснованностью исследования, с опорой на источники, с

учетом относящегося к предмету исследования эмпирического материала. Отсюда часто можно встретить отождествление конкретности познания с его эмпирическим базисом, который противопоставляется теоретическим выводам и предположениям, поэтому сбор исторических фактов и событий, простое описание жизни — это лишь первый, но не единственный этап научного познания. Второй, более важный, этап состоит в том, чтобы раскрыть сущность процесса, объяснить его. Познание характеризуется конкретностью в силу своей не только эмпирической, но и теоретической обоснованности, достигаемой путем мышления и предположения. Кроме того, противопоставление абстрактного и конкретного нельзя отождествлять с отношением эмпирического и теоретического в научном познании. Важнейшим фактором конкретности в научном познании являются, тем самым, не отдельные факты сами по себе, а факты, взятые в их целостности и взаимосвязи. Следовательно, и конкретность познания заключается не просто в достоверном воспроизведении эмпирических фактов, но и в выработке объясняющей их теории.

Теория не противостоит исторической практике как абстрактное и конкретное. Напротив, только теория способна придать эмпирическому материалу научную обоснованность и конкретность. Поэтому только в своей теоретической форме историческое познание может быть охарактеризовано как научное исследование. Историческое познание есть, таким образом, учение о развитии конкретного явления, ставящее своей главной целью раскрытие объективных закономерностей его развития. Совокупность условий выработки подобной теории может быть названа историческим подходом, который не сводится лишь к эмпирическому описанию объекта, а представляет собой теоретическую форму его выражения [2].

Таким образом, историзм в познании общественных процессов и явлений проявляется в том, что он требует рассмотрения общества в его развитии и, следовательно, замены абстрактного подхода анализом

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

общества как исторически конкретного, находящегося на определенной ступени своего развития. Развитие общества, в таком случае, представляет собой переход от одной исторической эпохи к другой, отличающейся от предшествующей качественными характеристиками. С этой точки зрения, общественное развитие есть постоянный выход за рамки исторически сложившихся социальных отношений.

Кроме того, исторические процессы всегда реализуются благодаря такому свойству, как «социальная инерция». Социальная инерция есть «консервативная сторона человеческой истории, давление прошлого на настоящее и будущее, ориентация людей, их идеалов, гиперцентра на организацию деятельности по образцу прошлого, стремление искать в нем ответы на постоянно возникающие вопросы» [3, С. 199].

В то же время в отечественной и зарубежной литературе можно встретить представления об инерции как о тенденции к сохранению существующих культурных компонентов уже после того, как они выполнили и исчерпали свою функциональную задачу. Подобное представление подразумевает под инерцией определенную стагнацию, то есть тенденцию к сохранению и воспроизводству устоявшихся форм функционирования в новой ситуации. Такой подход к инерционности общественных процессов не может удовлетворить научное исследование, так как социальную инерцию недостаточно определять лишь по функциональным признакам социальной системы. Понятия инерция и стагнация обладают разной смысловой нагрузкой при описании социальных процессов. Инерция предполагает устойчивость системы, возможность к дальнейшему развитию. Инерция по смысловой нагрузке ближе к понятию воспроизводство и отражает общее свойство социума развиваться относительно независимо от внешних воздействий, за счет сложившихся форм функционирования. Инерционность — общее свойство социальных систем, выражающее их способность к определенному характеру развития. Понимание этого характера —

Migration processes iN the RussiAN Federation

основа практической и научной деятельности, существенная составляющая прикладного проектирования социальной реальности. В характере инерционных процессов проявляются сущность рассматриваемого этапа, уровень отражения человеком социальных процессов в конкретных исторических условиях.

Понятие социальная инерция обеспечивает проникновение в сущность современных процессов путем отражения закономерностей взаимодействия человека и общества в рамках конкретных социальных систем. Оно позволяет объяснить тенденции развития социальной системы как процесса уравновешивания действий внутренних форм функционирования и внешней социальной среды. Инерция есть протекание социальных процессов в границах сохранения целостности системы и устойчивости ее развития. Социальная инерция — связь прошлого с настоящим, а также механизм формирования будущего посредством диалектического взаимодействия традиционного и инновационного.

Таким образом, сущность историзма можно представить как принцип познания, отражающий инерционность социальных процессов в виде взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Основанием для такого подхода является общее свойство социальных систем развиваться независимо от внешних воздействий, за счет накопленного в прошлом потенциала. Кроме того, историзм предполагает существование относительно устойчивых этапов в развитии социума, переход между которыми обусловлен внутренними и внешними закономерностями.

По нашему мнению, наиболее перспективная часть историзма — это способность с его помощью предвидеть социально-экономические процессы, а также управлять ими. Проблема прогнозирования как интегратив-ного воплощения исследовательских возможностей человеческого интеллекта достаточно актуальна.

Очевидно, что без признания социальной закономерности проблема предвидения будущего теряет научный смысл. Предвидение возможно лишь при условии, что существуют причинная связь событий и закономерность их

хода. Развитие социума закономерно, и это дает основание для раскрытия регулярной повторяемости событий и предвидения возможного хода их в будущем. Как писал Н.Д. Кондратьев, «говоря о законах общественного развития, мы исходим из предпосылки, что общественная жизнь вообще закономерна» [4, С. 84]. Сопоставляя закономерности абстрактные и конкретные, он отмечал: «Если опыт, лежащий в основании эмпирического закона, будет очень устойчивым и частым, то этот закон получает колоссальное познавательное значение и служит могучим орудием предвидения» [4, С. 89]. Этот вывод имеет существенное значение, так как многие исследователи вообще отрицают закономерности общественно-исторического процесса и, следовательно, не допускают возможность его предвидения.

По основным концепциям научного прогнозирования социальных процессов имеется весьма содержательная литература (Г.А. Гольц, Ю.В. Яковец, А.М. Гендин, Р.М. Жуйкова и др.). Как правило, выделяют два основных типа прогнозирования, в которых по-разному соотносятся предвидение и целеполагание: поисковое и нормативное. Первый тип предполагает описание наиболее вероятного состояния исходя из существующих тенденций с учетом возможных управляющих воздействий со стороны субъективного фактора. Второй тип прогнозирования связан с определением целей и задач, описывает желаемое состояние и пути его достижения. Такой подход требует анализа краткосрочных и более отдаленных социальных последствий принимаемых решений, направленных на трансформацию различных сфер жизнедеятельности общества. Этот тип социального предвидения следует отличать от различных форм футурологических утопий, как правило, выполняющих конкретные идеологические задачи.

Основными особенностями социального прогнозирования являются:

• взаимосвязь с целеполаганием и управлением. Как правило, возможность успешного управления вызывает мобилизацию сил и воодушевление, а предвидение угрозы позволяет осуществить своевременное вме-

шательство и ликвидацию неблагоприятных последствий. Но если имеет место однозначная причинно-следственная связь и объекты неуправляемы, то имеет место безусловное предвидение с целью приспособить действия субъекта к определенным условиям;

• абстрактная формулировка цели, которая определяет сферу исследования возможных тенденций и факторов, влияющих на рассматриваемую систему. Правильное определение вероятностных параметров системы позволяет обеспечить вариативность развития ситуации, в конкретных исторических условиях;

• вероятностный характер, поскольку любой прогноз описывает лишь одно из возможных состояний системы. Знание, отражающее будущее системы и воплощенное в прогноз, является вероятностным по своей сути.

Таким образом, социальное прогнозирование — особый вид познания, поскольку его целью является знание о будущем, которое наступит с определенной долей вероятности. Следовательно, корректирование деятельности субъекта должно носить вероятностный характер. В развитии социума планирование и управление является гибким процессом. Поэтому социальное предвидение есть комплексный процесс разработки прогнозов, которые, как правило, основаны на целом ряде используемых принципов:

• системность; предполагает выявление закономерностей в социальных процессах и системах. Кроме того, при разработке прогнозной модели необходимо помнить, что изучаемый процесс или явление, с одной стороны, является элементом более крупной и сложной системы, а с другой, включает в себя менее крупные подсистемы;

• непрерывность; предполагает разработку прогнозов в постоянном процессе, который необходим для уточнения прогнозных параметров и оценок в связи с возможными изменениями в реальной ситуации, с одной стороны, и для обеспечения связи между прогнозированием и управлением, с другой;

• научная обоснованность; которая означает, что при разработке прогнозов необхо-

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

димо основываться как на знании закономерностей развития социума, так и на применении достигнутого опыта и научного инструментария;

• целенаправленность; предполагает активный характер построения прогнозов, поскольку содержательные элементы прогноза не сводятся только к предвидению, а включают в себя и цели, которые необходимо достичь путем активных действий субъектов управления;

• иерархическая соподчиненность перспективных и текущих прогнозов; определяющим должен быть перспективный прогноз на длительное время, раскрывающий основные тенденции развития явления, в рамках которого составляются текущие прогнозы на ближайшую перспективу;

• детерминизм; который учитывает многообразные связи в общественной жизни. Установлено, что явления объективного мира находятся в закономерной взаимосвязи (детерминации). И важным положением этой взаимообусловленности выступает причинность, то есть такая связь, в которой одно явление при определенных обстоятельствах с необходимостью порождает другое явление (следствие). На этом принципе основано сценарное мышление и моделирование.

Однако на сегодняшний день методологическая основа социального прогнозирования, его информационное наполнение оказались в определенной степени не разработаны. Методологическая основа имеющихся типов и способов прогнозирования не свободна от крупных изъянов, главные из которых:

• игнорирование принципа историзма, а зачастую и полное забвение исторической перспективы осуществляемого прогнозного моделирования. Принцип историзма требует подкрепления глобального предвидения систематическим прогнозированием более локальных общественных процессов. В этом смысле локальный прогноз уточняет общее видение основной тенденции, раскрывает специфику будущего развития явлений, конкретизирует его в пространственно-временной форме, то есть представляет готовый прогноз развития процесса. При этом учитываются возможные изменения внешних и

Migration processes in the Russian Federation

внутренних факторов, что требует включения в прогноз исторического фактора;

• слабое привлечение информационного наполнения из гуманитарных областей, полученного за предшествующий период развития социологии, антропологии, психологии, искусствоведения и всего комплекса дисциплин, изучающих общество и человека [5, С. 60].

Сложность социального прогнозирования заключается в том, что, во-первых, нужно учитывать, что социальные объекты предполагают субъективный фактор, который представляет собой сложное взаимодействие рационального и иррационального компонента в человеческой природе; во-вторых, прогнозирование в общественной жизни усложняется тем, что многие факторы социума не поддаются количественному выражению, а законы пока еще имеют качественный характер. Границы моделирования, надежность прогнозных решений зависят от уровня познания конкретных закономерностей и тенденций развития исследуемого объекта.

Согласно историческому подходу, социальное прогнозирование сводится к тому, чтобы в общем виде смоделировать «каркас» будущего по тем его единичным фрагментам, которые существуют сегодня. Для этого

необходимо уметь найти такие случайные элементы, которые станут в ближайшем будущем необходимыми компонентами новой социальной системы. Вследствие этого нужно подчеркнуть, что связь настоящего и будущего не подразумевает однозначной предопределенности событий, так как при экстраполяции учитываются допустимые пределы, в рамках которых можно проектировать будущее. В силу действия в социуме огромного числа факторов законы общественного развития приобретают характер общих тенденций. Следовательно, предвидение имеет свои ограничения, что предполагает определенную степень обобщения, за пределами которой конкретизация является чрезмерной. Кроме того, социальное предвидение должно учитывать обратное воздействие прогнозных проектов на сознание людей и их деятельность, что может приводить к его автономной реализации или разрушению. Эта особенность социального предвидения, как и вероятностный характер общественных законов, требует разработки научного прогноза в виде альтернатив и вариантов развития, которые описывают возможные формы и темпы развертывания существующих процессов с учетом возможных управляющих воздействий.

Список литературы

1. Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1963. Т. 39. 802 с.

2. Деркач В.В. Принцип историзма в исследовании современного общества // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. № 3. С. 139-141.

3. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта. Социокультурная динамика России. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. 804 с.

4. Кондратьев Н.Д. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993. 740 с.

5. Гольц Г. А. Идейные, содержательные и информационные основы прогнозирования социально-экономических процессов // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 54-66.

References

1. Lenin V.I. On the State // Complete Works. M.: Politizdat, 1963. V. 39. 802 p.

2. Derkach V.V. The Principle of Historicism in the Study of Modern Society // The Bulletin of the Bashkir University. 2007. V. 12, № 3. P. 139-141.

3. Akhnezer A.S. Russian Federation: Criticism of Historical Experience. Socio-Cultural Dynamics of Russian Federation. Novosibirsk: Siberian Chronograph, 1998. 804 p.

4. Kondratiev N.D. Selected Works. M.: Economics, 1993. 740 p.

5. Golts G.A. Ideological, Content and Information Bases of Forecasting of SocioEconomic Processes // Sociological Research. 2005. № 5. P. 54-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.