Научная статья на тему 'Роль превентивной дипломатии в современном международном праве'

Роль превентивной дипломатии в современном международном праве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2832
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абугу А.

В статье рассматриваются различные аспекты, которые в совокупности могут составить современную концепцию превентивной дипломатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PREVENTIVE DIPLOMACY IN THE MODERN INTERNATIONAL LAW

Тhis theses analyses versions aspect, which can be considered as Modern conception on preventive diplomacy.

Текст научной работы на тему «Роль превентивной дипломатии в современном международном праве»

Актуальные вопросы международного права

РОЛЬ ПРЕВЕНТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

А. Абугу

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198, Москва, Россия

В статье рассматриваются различные аспекты, которые в совокупности могут составить современную концепцию превентивной дипломатии.

Разработчиком современной концепции превентивной дипломатии следует считать бывшего Генерального секретаря ООН Б.Б. Гали, который в своем докладе «Повестка дня для мира» определяет ее как: «действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих; споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения»1.

Как следует т этого определения термин «превентивная дипломатия» более широкий, чем традиционное понятие «дипломатия». Последнее, по мнению профессора И.П. Блищенко, включает в себя непосредственные переговоры, подготовку и заключение международных договоров и соглашений, дипломатическую переписку, повседневное представительство, участие в международных организациях, освещение позиции правительства в печати, публикация официальной информации, официальное издание международных актов и документов.*

Таким образом, превентивная дипломатия охватывает не только вышеупомянутые виды дипломатической деятельности, но и иные фактические действия, в частности: меры по укреплению доверия, предупреждения, основанном на сборе информации и установлении фактов, превентивное развертывание, а также создание демилитаризованных зон и т.д.

Более того, бывший Генеральный секретарь ООН Б.Б. Гали видит сущность превентивной дипломатии в осуществлении последних действий. Он, в связи с этим, пишет: «Мероприятия, которые мы именуем «превентивной дипломатией следует переименовать в «превентивные действия»3.

Еще более широкий смысл в понятие превентивные действия вкладывает российский дипломат В. Петровский. «Превентивная акция должна включать четыре основных элемента, превентивную дипломатию, установление мира, поддержание мира и постконфликтное строительство мирной жизни. Последнее - новый момент, поскольку предусматривает социально-экономические условия для мира и безопасности. Отсутствие иных часто придает конфликтам перманентный или латентный характер», — утверждает В. Петровский4.

Г1о его мнению, «превентивная дипломатия — меры, направленные на разрешение возникающего спора, на предотвращение ■ перерастания спора в конфликт, на недопущение эскалации и на ограничение сферы конфликта»5.

Одной из главных целей, а также ее результатом, являются меры доверия. Дело в том, что укрепление доверия представляет собой одну из форм сотрудничества в духе доброй воли и преследует цель ослабить или устранить причины, порождающие взаимные опасения, напряженность и враждебность. Меры доверия призваны содействовать взаимопониманию и более стабильным отношениям между странами, что благоприятствовало бы предотвращению и урегулированию политических кризисов, вооруженных конфликтов6.

1 См.: Гали Б.Б. Повестка дня для мира. 1992. С.12.

2 См.: Блищенко И.П. Дипломатическое право. Учебное пособие. 2-е изд. М., 1990. С.З.

1 См.: Гали Б.В. Указ. соч. С.45.

4 «Независимая газета», 15.05.95. С. 2.

«Независимая газета», 15.05.95. С.2. -

6 См.: Хрипунов И.А. меры доверия: проблемы и перспективы.// Дипломатический вестник. 1984. М., 1985. С.54

103

Примерами такого рода являются: систематический обмен военными миссиями, создание региональных или субрегиональных центров по уменьшению опасности, организации свободных потоков информации, включая наблюдение за выполнением региональных соглашений в области вооружений и т.д.

В целом, характеризуя различные методы раннего предупреждения конфликтов следует отметить, что в последнее время международные организации создали многочисленную сеть прогнозирования наступления экологических угроз, опасности ядерной аварии, стихийных бедствий, массовых передвижениях населения, угрозы голода и распространения болезней.

Поскольку эти угрозы могут влиять на международный правопорядок, возникает необходимость раннего предупреждения конфликтов.

Разработка стратегии превентивной дипломатии в конкретном взрывоопасном районе и ее реализация предполагает своевременное установление фактов и их правильный анализ. Более того, необходимо выявление тенденций во всех сферах, в том числе в социально-экономической.

Б.Б. Гали относительно такой меры превентивной дипломатии, как установление фактов предлагает следующие рекомендации:

A). Необходимо чайте прибегать к установлению фактов, в соответствии с Уставом ООН, либо по инициативе Генерального секретаря, чтобы он мог выполнить свои обязанности по Уставу, в том числе по статье 99, либо по инициативе Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Можно избирательно применять различные формы, как того требует обстановка. Просьба государства о направлении миссии ООН по установлению фактов на его территорию должна рассматриваться без лишних задержек.

Б). Контакты с правительствами государств-членов могут дать Генеральному секретарю детальную информацию по вопросам, вызывающим озабоченность. В связи с этим, он обратился с просьбой, чтобы все государства-члены были готовы предоставить информацию, необходимую для эффективной превентивной дипломатии. Он считает, что нужно регулярно направлять высших должностных лиц с миссией по проведению консультаций в столицах или других местах. Такие контакты необходимы для того, чтобы поня ть ситуацию и оценить ее возможные последствия.

B). Официальное установление фактов может быть санкционировано Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей - органами, любой из которых может принять решение

о направлении миссии под своим непосредственным руководством или может предложить Генеральному секретарю предпринять необходимые шаги, включая назначение специального посланника В дополнение к сбору информации, на основе которой может быть принято решение о дальнейших действиях, такая миссия может в некоторых случаях содействовать улаживанию спора своим присутствием, доводя до сведения сторон, что ООН и, в частности, Совет Безопасности, активно рассматривает этот вопрос как существующую или потенциальную угрозу международной безопасности.

Г). В исключительных случаях Совет Безопасности может заседать вне Центральных учреждений, как предусмотрено в Уставе ООН, с тем, чтобы не только непосредственно получать информацию, но и оказывать влияние на данную ситуацию авторитетом Организации1, т.е. для того чтобы оценить, существует ли угроза миру и проанализировать, какие действия, могут быть предприняты для ее уменьшения.

, Однако, чтобы быть действенной, превентивная дипломатия требует большего, чем надежная информация и функционирующая система раннего предупреждения. Успешное прогнозирование вероятного возникновения проблем дает мало пользы, если оно не ведет к принятию превентивных мер. По этой причине в середине мая 1994 г. Генеральный секретарь обратил внимание международного сообществ на безотлагательную необходимость принятия мер в связи с ухудшающимся положением в Руанде. Суть этого обращения была предельно ясна, и все же государства-члены не прислушивались к предупреждению ООН2.

В последние годы концепция превентивной дипломатии была расширена за счет включения военных рычагов в арсенал средств обеспечения мира. Развертывание сил ООН в превентивных целях уже более не считается экстраординарным. До сих пор силы превентивного развертывания ООН (СПРООН) в бывшей республике Македония являются единственным

1 Гали Б.Б. Повестка дня для мира. 1995. С. 82-83. .

2 Петровский В. ООН действует от имени 184 государств, //международная жизнь. ~ 1994. - №> 10; - С. 7.

104

примером превентивного развертывания, но они доказали свою эффективность и создали преценетнт1. Миссия СПРООН заключалась в том, чтобы не допустить распространения югославского конфликта на весь Балканский регион. Помимо своего основного мандата, заключавшегося в наблюдении за положением в приграничной зоне, СПРООН до определенного времени справлялась с задачей сдерживания внешней агрессии. Это ярко свидетельствует о том, что благодаря развертыванию даже небольшого, почти символического контингента миротворцев СПРООН можно предотвратить крупные конфликты. В начале 1967 года, в период их максимальной численности, СПРООН имели в своем составе 1050 военнослужащих. 35 военных наблюдателей, 26 сотрудников гражданской полиции, 73 международных гражданских служащих и 127 сотрудников, нанятых на месте, примерно 1300 человек смогли сыграть важную роль и не допустить кровопролития, не потеряв ни одного человека2.

Единственная проблема, связанная с использованием этого средства, носит политический характер: как убедить политиков в необходимости начать действовать на этом раннем этапе. Ведь влиять на политиков, чтобы они сфокусировали внимание на проблемах в зарубежных странах, которые уже полыхают пожаром, и без того достаточно трудно; но почти невозможно убедить их заняться проблемами, которые еще только назревают. Следует обратить внимание на пример СПРООН и особо подчеркнуть эффективность операций такого рода с точки зрения затрачиваемых на них средств.

Предварительное «упредительное» развертывание вооруженных сил в конфликтном регионе с целью предотвращения эскалации конфликта включает в себя:

— демонстрацию силы в поддержку политических предупреждений конфликтующим

сторонам;

разделение потенциальных позиций враждующих сторон, с которых могут начаться провокации и вооруженные действия;

— проведение, в случае необходимости, частичной эвакуации из района конфликта;

— оказание, в случае необходимости, медицинской, продовольственной, гуманитарной

помощи населению.

В предложениях по проведению реформы, внесенных Генеральным секретарем Кофи Аннаном 15 июля 1997 года, еще раз подчеркивается приоритетное значение, придаваемое превентивным действиям, и особо отмечается задача усовершенствования системы глобального наблюдения ООН, системы раннего предупреждения, которая имеет ключевое значение для подкрепления усилий, предпринимаемых Советом Безопасности и Генеральным секретарем с цедыо сдерживания конфликтов.

Демилитаризация территории предполагает ликвидацию военных укреплений и сооружений на определенной территории, а также запрещение содержать на ней вооруженные силы. Демилитаризация территории может быть полной и частичной. Она осуществляется на основании договора между заинтересованными государствами. В практике международных отношений демилитаризации территории подвергались зоны вдоль государственных границ, временных демаркационных линий, а также некоторые международные проливы, каналы и острова'’.

Создание демилитаризованных зон в районах конфликта предполагает:

— контроль коммуникаций, используемых конфликтующими сторонами в оперативных

целях;

— контроль за соблюдением режима прекращения огня;

— осуществление режима запрещения авиа перелетов в районе конфликта;

— обеспечение коридоров для доставки гуманитарных грузов и др.

После безостановочного обсуждения миротворчества в течении ряда лет, пришли к тому, что самая актуальная идея - это предотвращение конфликтов. Уже замечено, что с 1995 г. постоянно увеличивался акцент ООН и государств-членов на предотвращение конфликтов как гораздо более дешевую альтернативу поддержанию мира и другим формам вмешательства после начала конфликта. ООН долгое время участвовала в предотвращении конфликтов, однако могла бы стать более действенной, если бы обладала достаточным финансированием и более четкой организацией.

1 См.: Тузмухамедов Б.Р. некоторые правовые проблемы операций по поддержанию мира// Московский журнал международного права. М., 1999. С. 69.

2 См.: Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. М., 1997. С.67.

’ См.: Словарь международного права / Под ред. Б.М. Клименко. М., 1982. С.39.

Среди инструментов предотвращения конфликтов, названных Генеральным секретарем были превентивная дипломатия, превентивное развертывание воегшых или гражданских полицейских сил, превентивное гуманитарное вмешательство и превентивное построение мира - «обширный выбор политических и социально-экономических видов деятельности для поддержки пошатнувшихся государств или восстановления разрушенных»1.

Поскольку эффективное предотвращение конфликтов зависит от раннего предупреждения об угрожающих проблемах, в 1 995 г. Секретариат OOI { сделал шаг к дальнейшему усилению своих механизмов раннего предупреждения. Он выбрал Рамки координации между тремя ключевыми отделами Секретариата (гуманитарных дел, политических дел и операций по поддержанию мира), чтобы обеспечит не только обмен информацией, но и совместный анализ показателей раннего предупреждения и оценку вариантов для превентивных действий. Мера была нацелена на то, чтобы ответить на давние критические замечания в адрес ООН в том. что, обладая обширной информации в своей системе, она не имела механизма для центрального обобщения, анализа и действий. Гуманитарная система раннего предупреждения ООН (UN Humanitarian Early Warning System - HEWS) продолжала развиваться, причем к апрелю 1995г. 50 государств присоединились к существующему прототипу базы данных из 5 стран2. Однако комитет Экономического и социального совета ООН предупреждал, что Объединенным Нациям, возможно, все еще будет нужно официальное лицо или подразделение, ответственное за координацию развития ее системы раннего предупреждения, по сути восстановленное Бюро исследований и сбора информации (Office of Research and Collection of Information - ORCI), которое было расформировано в 1992 г. в рамках кампании по сокращению расходов.

Несмотря на успехи в раннем предупреждении, ресурсы ООН. предназначенные для превентивной дипломатии оставались жалкими - только 40 служащих ООН в 1995г. по сравнению с тысячами миротворцев. Австралия повторила свое предложение о создании 5-6 центров превентивной дипломатии по всему миру, укомплектованных сотней экспертов для постоянного мониторинга соответствующих регионов и обеспечения срочной консультации по помощи. Расходы были бы минимальны - около 20 млн. долл. в год (по сравнению с сегодняшней стоимостью операций но поддержанию мира в 3 млрд. долл.), и даже если удалось бы предотвратить только один или два конфликта, вложения оправдались бы 3. Австралия также настаивала на профессиональной службе урегулирования конфликтов в штаб-квартире ООН. Этим идеям не удалось получить поддержку большинства. Хотя многие могли видеть, что предотвращение конфликтов было более мудрым решением, убедить государства в том, что лучше затратить относительно небольшие суммы сейчас, чтобы сэкономить миллионы в будущем, в царившем финансовом климате оказалось весьма трудным.

Таким образом, проблема остается актуальной, а связанные с ней международно-правовые аспекты — объектом научных исследований.

1 См.: Вооружение и разоружение и международная безопасность // Ежегодник СИПРИ, 1996. М., 1997. С. 50.

2 См.: Вооружение и разоружение и международная безопасность// Ежегодник СИПРИ 1996 М. 1997 С 50-51.

3 См.: Вооружение и разоружение и международная безопасность // Ежегодник СИПРИ 1996 М 1997 С 50-51.

ROLE OF PREVENTIVE DIPLOMACY IN THE MODERN INTERNATIONAL LAW

A. Abugu

The Department of International Law Russian University of Peoples ’ Friendship Mikluho-Maklaya sir., 6, 117198, Moscow, Russia

[ his theses analyses versions aspect, which can be considered as Modern conception on preventive diplomacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.