Научная статья на тему 'Роль прецедентных текстов в формировании коммуникативной компетенции будущих филологов'

Роль прецедентных текстов в формировании коммуникативной компетенции будущих филологов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1869
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ТЕКСТ / PRECEDENTIAL TEXT / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LANGUAGE PERSONALITY / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / БУДУЩИЕ ФИЛОЛОГИ / FUTURE PHILOLOGISTS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРА / ETHNO CULTURE / BELLE-LETTRES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Будник Анжела Александровна

Рассмотрены главные составляющие когнитивной базы и дискурса, которые представлены в виде прецедентных феноменов; проанализирована корреляция между индивидуальной когнитивной сферой и когнитивно-нацио­наль­ной сферой дискурса; аргументирована целесообразность выделения такого языкового явления, как прецедентный текст; обоснован лингводидактический потенциал обозначенного понятия. Прецедентные тексты играют большую роль в формировании субкультуры языка будущих филологов, хотя в украинской лингводидактике они не были объектом научных исследований. Прецедентные тексты используются в речи, могут проникать в память личности, иногда это случается вне воли личности, и воспроизводятся как известные высказывания; формируют специальную область коллективной, творческой и языковой субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of precedental texts in forming the communicative competence of future philologists

It is worth to mention that precedential texts play an important part in formation of language sub-culture of future philologists, although in modern Ukrainian linguodidactics they were not the point of scientific researches. In our opinion the main argument, which proves the necessity that our specialists in linguodidactics should pay attention to self-evident texts, can serve the fact, that capturing of precedential texts is an unreserved proof of belonging of the person to definite historical and literary age, culture, life ideology of society. As far as national and textual sphere of concepts cover the main part of vocabulary of language personality of future philologists, and form the concept, precedential texts as if are grounded on reasons of context of other values of ethno culture and form associative connection with them. We want to remember, that reference to precedential texts is oriented not on the usual communication, but is pragmatically oriented, it reveals features of language personality which are brought by aims, motives and situational intensions. Precedential texts are used in speech; they can get into memory of the language personality, sometimes it happens besides of person’s will, and appear as well-known utterings. This texts form special area of collective creative and language sub-culture, which exists in consciousness of native speakers as quotations.

Текст научной работы на тему «Роль прецедентных текстов в формировании коммуникативной компетенции будущих филологов»

Коммуникативные исследования. 2014. № 1. С. 199-206.

УДК 8П.Ш.2’2Ш.2

А.А. Будник Одесса, Украина

РОЛЬ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ

Рассмотрены главные составляющие когнитивной базы и дискурса, которые представлены в виде прецедентных феноменов; проанализирована корреляция между индивидуальной когнитивной сферой и когнитивно-национальной сферой дискурса; аргументирована целесообразность выделения такого языкового явления, как прецедентный текст; обоснован лингводидактический потенциал обозначенного понятия. Прецедентные тексты играют большую роль в формировании субкультуры языка будущих филологов, хотя в украинской лингводидактике они не были объектом научных исследований. Прецедентные тексты используются в речи, могут проникать в память личности, иногда это случается вне воли личности, и воспроизводятся как известные высказывания; формируют специальную область коллективной, творческой и языковой субкультуры.

Ключевые слова: прецедентный текст, языковая личность, коммуникативная компетентность, будущие филологи, художественная литература, этнокультура.

Явление прецедентности неоднократно становилось объектом внимания как русских, так и украинских лингвистов (Ю. Караулов, А. Супрун,

В. Костомаров, Г. Слышкин, Д. Гудков, И. Захаренко, В. Красных, Д. Багаева, Ю. Сорокин, Е. Земская, В. Вуколова, Р. Чорновол-Ткаченко, Е. Серажим и др.). В научных исследованиях уживаются разные термины: «прецедентный текст», «прецедентный феномен» (Ю. Караулов, Г. Слышкин, Д. Гудков, И. Захаренко, В. Красных, Д. Багаева, В. Вуколова, И. Кобякова, Р. Чорновол-Ткаченко, Е. Серажим), «логоэпистема», что включает в том числе и прецедентный текст (В. Костомаров, Н. Бурвикова), «прецедентный культурный знак» (В. Лукин), «текстовая реминисценция» (А. Супрун, Н. Измайлова, В. Просалова), «прецедентная текстовая реминисценция» (Ю. Прохоров), «облигаторные тексты» (Е. Верещагин, В. Костомаров), в то же время во всех случаях идет речь об апелляции к культурной памяти социума.

Структурированная совокупность обязательных знаний и представлений, которыми владеют все представители определенного лингвокультурного сообщества, определяется как когнитивная база, элементами ядра которой являются прецедентные феномены. В нашем исследовании оста-

© А.А. Будник, 2014

200

Раздел III. Коммуникативная дидактика

новимся на рассмотрении такого прецедентного феномена, как прецедентный текст.

Как известно, идея «вертикального контекста» при изучении художественной литературы достаточно активно используется в филологической практике (О. Ахманова, И. Гюббенет, Д. Гудков, Л. Даниленко, О. Най-дюк, В. Просалова], находит непосредственное практическое применение в методике преподавания иностранного языка (Е. Верещагин, В. Костомарова, С. Тер-Минасова, Г. Томахин]. Зато принцип прецедентности до сих пор еще не приобрел популярность (реализуется преимущественно как факультативный] в методике преподавания украинского языка и литературы в вузах филологического профиля. Невзирая на очевидную значимость методической интерпретации текстов со статусом «прецедентный», которые, как известно, играют важную роль в формировании речевой субкультуры филологов, отмеченные феномены не были предметом лингводидактических исследований в Украине. Считаем, что одна из объективных причин - это очевидное отсутствие основательных исследований по изучению динамики развития отмеченных текстов, которые или достаточно активно выявляют себя в национальном культурноязыковом пространстве, или вышли из разряда прецедентных по определенным экстралингвистическим причинам. По нашему мнению, главным аргументом, который доказывает необходимость обращения украинской лингводидактики к хрестоматийным, в частности прецедентным, текстам, может послужить тот факт, что отнесение текстов именно этого типа является неопровержимым показателем приобщения личности к определенной историко-литературоведческой эпохе, ее культуре, жизненной идеологии социума. Кроме того, поскольку национальнотекстовая концептосфера охватывает значительную часть тезауруса языковой личности студента-филолога, формируя концепт, прецедентные тексты будто мотивируются в контекст других ценностей этнокуль-туры, образовывая с ними ассоциативную связь.

Цель предложенной статьи заключается в рассмотрении прецедентного текста как лингвокультурного феномена, а задание - в обосновании лингводидактического потенциала отмеченных текстов в образовании будущих филологов.

В сознании носителей культуры тексты хранятся в виде концептов. В частности, среди вербальных текстов, больше всего влияющих на формирование языковой личности, как индивидуальной, так и коллективной, важное место принадлежит прецедентному тексту, который является составляющей прецедентных феноменов. Прецедентные феномены -это феномены культуры, инварианты восприятия которых хорошо известны всем представителям лингвокультурного сообщества [Красных 2003]. Важнейшим функциональным признаком прецедентных феноменов является их способность хранить в свернутом виде большой объем

А.А. Будник

201

информации, глубина которого определяется когнитивной базой личности, ее способностью к ассоциативному восприятию информации.

В нашем исследовании базовым является понятие прецедентности, предложенное Ю. Карауловым, в котором прецедентные тексты определены как: 1] значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношении; 2] имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и широкому окружению этой личности, включая ее предшественников и современников; 3] такие, обращение к которым неоднократно возобновляется в дискурсе этой языковой личности [Караулов 1986: 105]. Отметим, что прецедентными тексты становятся, а не хранятся как таковые в когнитивной базе социума или отдельного индивида. Хранятся ценностные, значимые для жизни общества концепты, которые аккумулируют познавательную деятельность человеческого ума.

Только такие концепты активизируются при новых условиях, материализуются в новых текстах, они становятся прецедентными, как и знаки, которые их охватывают. Прецедентность как лингвистическое явление, предопределенное национальными, социальными, историческими и другими факторами, потому может быть представлена на разных уровнях: национальном, социумном, универсальном, индивидуальном - и в разных сферах функционирования языка. За каждым прецедентным текстом стоит своя уникальная система ассоциаций, которая отображается в сознании носителей языка. Именно это включение в ассоциативные связи с другими языковыми концептами предопределяет регулярную актуализацию прецедентных текстов в разных видах дискурса. Эти ассоциативные связи исследователи определяют как аспекты прецедентности (такими могут быть: личность автора, принадлежность к исторической эпохе, сюжет, наиболее поражающие отрывки, величина текста, особенности авторской стилистики, история написания и т. п.]. В структуре концепта прецедентного текста могут быть выделены как внутритекстовые (например, название, отдельные отрывки, имена персонажей], так и внетекстовые (например, время и ситуация создания, отношение к тексту со стороны социальных институтов] аспекты прецедентности.

Следовательно, прецедентные тексты в когнитивной базе хранятся в виде инварианта восприятия. Они, по нашему мнению, представляют фонд национально-культурной и исторической памяти украинского этноса, входят в коллективные фоновые знания лингвокультурного сообщества, а следовательно, являются существенным элементом общекультурной грамотности языковой личности будущего филолога. Отсылка к прецедентным текстам ориентирована не на обычную коммуникацию, а на прагматичную направленность, выявляет глубинные свойства языковой личности, предопределенные целями, мотивами, ситуационными интенциями.

Из трех известных способов существования прецедентных текстов в дискурсе национальной языковой личности (натуральный способ, при

202

Раздел III. Коммуникативная дидактика

котором текст доходит до читателя или слушателя как прямой объект восприятия, понимания, переживания, рефлексии; вторичный, который допускает или трансформацию первичного текста в другой вид искусства, или вторичные размышления по поводу первичного текста; семиотический, при котором обращение к оригинальному тексту подается намеком, отсылкой, признаком, и таким образом в процесс коммуникации включается или весь текст, или его фрагмент] самым сложным для понимания является семиотический, когда на определенный известный большинству носителей языка текст культуры указывают непрямые отсылки, намеки, аллюзии [Караулов 1986]. С другой стороны, именно частотная актуализация таких намеков и аллюзий в сознании носителей языка маркирует текст как прецедентный. Под символами этих текстов исследователь понимает «оформленное указание на прецедентный текст, который актуализирует у адресата соответствующий текст и связанные с ним коннотации» [Караулов 1986: 105]. Г. Слышкин выделяет основные виды реминисценций, которые служат средством апелляции: упоминание, прямая цитация, квазицитация, аллюзия и продолжение [Слышкин 2000]. Д. Багаева, Д. Гудков, И. Захаренко, В. Красных соотносят символ с его содержанием, которое передается культурной информацией, поскольку «прецедентные феномены - это единицы, которые отображают категории культуры» [Красных 2003: 67]. Исследователь Г. Слышкин считает, что использование текстов, маркирующих прецедентность, должно отвечать таким условиям: 1] осознанность адресантом факта отсылки к определенному тексту; 2] знакомство адресата с начальным текстом и его способность распознать отсылку к этому тексту; 3] наличие у адресанта прагматичной пресуппозиции знания адресатом этого текста [Слышкин 2000: 32]. Содержание запасов памяти коммуникантов вербализируется в прецедентном тексте, который хранится в коллективной памяти народа в виде фразеологических единиц, паремий, крылатых слов и высказываний, а также в индивидуальной памяти отдельных носителей языка или группы носителей через тексты отечественной и мировой литературы, известные песни и т. д.

К источникам прецедентных феноменов относим устное народное творчество, художественную литературу, исторические события. На протяжении исторического процесса национально-детерминированные минимизированные представления некоторых прецедентных феноменов могут изменяться. Источником прецедентных текстов прежде всего являются единицы фразеологизмов (какие могут включать и афоризмы, и названия фильмов, песен, и фрагменты рекламных роликов, и высказывания общественных деятелей, политиков, которые стали известными, и т. п.). Прецедентным может быть текст любого размера: от афоризма до эпоса. Частотность обращений к любому тексту в процессе создания новых текстов свидетельствует о ценностном к нему отношении и, следовательно, о его прецедентности.

А.А. Будник

203

Расхождение национальных инвариантов восприятия прецедентного текста достаточно часто становится источником коммуникативных неудач. Восприятие одного и того же прецедентного текста представителями разных лингвокультурных сообществ будет детерминировано особенностями культурного и исторического развития каждого национального лингвокультурного сообщества, представлениями, которые стоят за одним и тем же феноменом, а следовательно, будет отличаться. Например, Дон Кихот в испанской культуре - образ сумасбродного рыцаря, который неспособен осознать действительность и разобраться в своих поступках, которые влекут за собой смех. Однако он призван сквозь призму мира надругательства, неудач и поражений пронести идеал справедливости и свободы. Немцы считают Дон Кихота не только легкомысленным, но и «гением», которым завладела человеческая увлеченность (Генрих Гейне]. В украинской культуре Дон Кихот ассоциируется с легкомысленным героем, романтичным образом, которому присущи шалости, увлеченность и беззаботность. Это прецедентное имя будет апеллировать к прецедентному тексту «Приключения Дон Кихота» Ивана Франко. Имя Дон Кихота из собственного превратилось в общее, Донкихотом стали называть людей, которые не могут разобраться в действительности, потому их взгляды и поступки выглядят комично и ничего кроме смеха вызывать не могут.

Достаточно часто разные прецедентные имена, которые входят в прецедентный текст, в лингвокультурных сообществах актуализируют одно и то же явление или признак. Непутевый, непонятный, чудаковатый борец за справедливость ассоциируется с английским прецедентным именем Гамлет и русским - князь Мышкин из романа Ф.М. Достоевского «Идиот», но этот образ почти беззаботного, небезразличного человека, который не может пройти мимо бед и горя других, обществом воспринимается как беспомощное существо. Отметим, что интересным является и образ украинского гетмана Ивана Мазепы, который во французской литературе представлен как авантюрист («История Карла XII» Вольтера], в английской литературе - это возвышенно романтический образ страдальца (поэма Дж.Г. Байрона «Мазепа»], в русской литературе - это образ изменника, мятежника-вора, который не достоин даже Божьего прощения («Полтава» А.С. Пушкина], в украинской литературе - это образ непризнанного вожака, который был предан собственным народом, патриота («Мазепа» В. Сосюры]. Верная, любящая женщина, которая ожидает своего любимого, ассоциируется в античной литературе с образом Пенелопы, в украинской и русской - это Ярославна из «Слова о полку Игореве», в сугубо украинской - Наталка-Полтавка И. Котляревского.

Прецедентные тексты разных культур могут актуализировать одну прецедентную ситуацию (большая безответная любовь], например, в «Книге песен» Франческо Петрарки, лирической драме <^в’яле лисття» Ивана Франко, «Книге песен» Генриха Гейне.

204

Раздел III. Коммуникативная дидактика

Одним из источников прецедентных текстов является кинематография, включая мультипликацию. Реинтерпретированные национальные прецеденты популярные, они постоянно пополняются. Подавляющее большинство картин на произведения украинской литературы были отсняты в конце ХХ в.: телесериал «Чорна рада» М. Засеева-Руденка (2000], кинофильмы «Tim забутих предгав» К. Костюкова (1990] и Ю. Суярка (1990], «Вщьма» Г. Шигаева (1990], «Записки кирпатого Мефктофеля» Ю. Ляшен-ка (1994], мультфильм «ЕнеТда» В. Дахна (1991].

Следовательно, ядро знаний и представлений лингвокультурного сообщества является когнитивной базой, войдя в которую прецедентный феномен приобретает статус прецедентного, в результате чего все многообразие свойств и качеств «культурного объекта» редуцируется к жестко ограниченному набору дифференциальных признаков, которые входят в представление о нем. А инвариант восприятия прецедентного текста основывается на общности фоновых знаний (социальных, культурных или языковых] адресата и адресанта.

Использование прецедентных текстов должно отвечать таким условиям, как: осознанность адресантом факта отсылки к определенному тексту, знакомство адресата с начальным текстом и его способность распознать отсылку к этому прецедентному тексту, наличие у адресанта прагматичной пресуппозиции знания адресатом этого текста. Если текст не является прецедентным, т. е. хорошо известным, то возникает «минусэффект коммуникации» (термин В. Красных]. Мы также соглашаемся с тезисом исследователей (Д. Багаева, Д. Гудков, И. Захаренко, Ю. Караулов, В. Красных, Г. Слышкин] о том, что апеллирование к прецедентному тексту происходит через связанные с этим текстом прецедентные высказывания («I чужому навчайтесь, i свого не цурайтесь», «Слово, чому ти не твердая криця?!», «Кохайтеся, чорнобривй та не з москалями», «Еней був парубок моторний I хлопець хоть куди козак...»], прецедентные ситуации (восстание гайдамаков против неслыханных разбоев и издевательства Польши, которое получило название гайдаматчина; жадность и скаредность «новых хозяев» (Пузыря, Калиты] во время зарождения капитализма на Украине охарактеризована как «стяжання заради стяжання»], прецедентные имена героев (Ярославна, Никита Уласович Забреха, Институтка] или авторов (Кобзарь, Каменяр, Марко Вовчок] или описательно.

Следовательно, прецедентные тексты используются в речи, проникая в память языковой личности, иногда невзирая на ее волю, и выныривают в виде хорошо известных высказываний. Эти тексты формируют особенный участок коллективного творчества - речевую субкультуру, которая существует в сознании носителей в виде цитат, выхваченных из текстов украинской литературы, устного народного творчества, разных коммуникативных ситуаций и т. п. Суммируя изложенное, отметим, что знание и использование прецедентных текстов помогает коммуниканту

А.А. Будник

205

подчеркнуть содержание высказывания, которое, соответственно, становится более информативным и выразительным. Эти тексты являются механизмами порождения и восприятия и используются коммуникантами в разных сферах общения. Однако для каждого из них определяющими становятся определенные функции и характеристики, а именно те, которые будут максимально отвечать коммуникативным потребностям носителей языка в конкретных условиях.

Список литературы

1. Караулов Ю.Н. Роль прецедентного текста в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы: Доклады советской делегации на VI конгрессе МАПРЯЛ. М., 1986. С. 105-123.

2. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003. 375 с.

3. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М., 2000. 128 с.

References

1. Karaulov Yu.N. Role of precedent text in a structure and functioning of linguistic personality [Rol pretsedentnogo teksta v strukture i funktsionirovanii yazykovoi lichnosti]. Nauchnye traditsii i novye napravlenia v prepodavanii russkogo yazyka i literatury: Doklady sovetskoi delegatsii na VI kongresse MAPRJaL [Scientific traditions and new directions in teaching of Russian and literature: Lectures of soviet delegation on the 6th congress of MAPRYAL]. Moscow, 1986, pp. 105-123.

2. Krasnyh V.V. «Svoi» sredi «chuzhikh»: mif ili realnost? [“Friend” among “strangers”: myth or reality?]. Moscow, Gnozis, 2003. 375 p.

3. Slyshkin G.G. Ot teksta k simvolu: lingvokulturnye kontsepty pretsedentnykh tekstov v soznanii i diskurse [From text to the symbol: lingual and culture concept of precedent texts in consciousness and discourse]. Moscow, 2000. 128 p.

A.A. Budnik Odessa, Ukraine

ROLE OF PRECEDENTAL TEXTS IN FORMING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE PHILOLOGISTS

It is worth to mention that precedential texts play an important part in formation of language sub-culture of future philologists, although in modern Ukrainian linguodi-dactics they were not the point of scientific researches. In our opinion the main argument, which proves the necessity that our specialists in linguodidactics should pay attention to self-evident texts, can serve the fact, that capturing of precedential texts is an unreserved proof of belonging of the person to definite historical and literary age, culture, life ideology of society. As far as national and textual sphere of concepts cover the main part of vocabulary of language personality of future philologists, and form the

206

Раздел III. Коммуникативная дидактика

concept, precedential texts as if are grounded on reasons of context of other values of ethno culture and form associative connection with them. We want to remember, that reference to precedential texts is oriented not on the usual communication, but is pragmatically oriented, it reveals features of language personality which are brought by aims, motives and situational intensions. Precedential texts are used in speech; they can get into memory of the language personality, sometimes it happens besides of person’s will, and appear as well-known utterings. This texts form special area of collective creative and language sub-culture, which exists in consciousness of native speakers as quotations.

Key words: precedential text, language personality, communicative competence, future philologists, belle-lettres, ethno culture.

Сведения об авторе:

Будник Анжела Александровна,

кандидат педагогических наук, и.о. зав. кафедрой общих дисциплин и языковой подготовки иностранных граждан

Южно-Украинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

65020, Украина, Одесса, ул. Старо-портофранковская, 26 E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи 02.07.2014

About the author:

Budnik Angela Aleksandrovna, Candidate of Pedagogic al Sciences, Senior Instructor of Acting Head of the Chair of General Disciplines and Language Training of Foreign Citizens South-Ukrainian K. D. Ushinsky National Pedagogical University 26, Staroportofrankovskaya ul., Odessa, 65020, Ukraine

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.