Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕСС-СЛУЖБЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ ПРЕСС-СЛУЖБЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
778
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСС-СЛУЖБА / ПРЕЗИДЕНТ / ИМИДЖ / АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сибгатуллин Марат Хадисович, Хулагов Рашид Даудович

На сегодняшний день одним из направлений работы пресс-службы администрации Президента является информационное обеспечение деятельности Президента России. Роль пресс-службы по формированию имиджа Президента любого государства сложно недооценить. Благодаря ее эффективной и профессиональной работе, СМИ имеют возможность оперативно информировать нас о работе, намерениях, заявлениях правительства, министерств, ведомств и т.д. Пресс-служба, чаще всего, выступает как посредник, между государством и обществом. При помощи СМИ, пресс-служба информирует общественность о работе, намерениях и заявлениях правительства, что, в свою очередь является огромной ответственностью, так как, предоставляя обществу информацию о работе Президента, она формирует у общественности определенное отношение к власти. В условиях глобализации, от того, какой имидж имеет президент страны, зависят ее отношения с другими странами и положение в мире. Сформированный годами имидж Главы Государства играет одну из ключевых ролей в восприятии имиджа России на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PRESS SERVICE IN SHAPING THE IMAGE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

To date, one of the areas of work of the press service of the Presidential administration is information support for the activities of the President of Russia. The role of the press service in shaping the image of the President of any state is difficult to underestimate. Thanks to her efficient and professional work, the media have the opportunity to promptly inform us about the work, intentions, statements of the government, ministries, departments, etc. The press service, most often, acts as an intermediary between the state and society. With the help of the media, the press service informs the public about the work, intentions and statements of the government, which, in turn, is a huge responsibility, since by providing the public with information about the work of the President, it forms a certain attitude of the public towards the government. In the context of globalization, the image of the President of a country depends on its relations with other countries and the situation in the world. The image of the Head of State formed over the years plays a key role in the perception of Russia's image on the world stage.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕСС-СЛУЖБЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

■ ■ ■ Роль пресс-службы в формировании имиджа Президента Российской Федерации

Сибгатуллин М.Х., Хулагов Р.Д.

Аннотация. На сегодняшний день одним из направлений работы пресс-службы администрации Президента является информационное обеспечение деятельности Президента России. Роль пресс-службы по формированию имиджа Президента любого государства сложно недооценить. Благодаря ее эффективной и профессиональной работе, СМИ имеют возможность оперативно информировать нас о работе, намерениях, заявлениях правительства, министерств, ведомств и т.д. Пресс-служба, чаще всего, выступает как посредник, между государством и обществом. При помощи СМИ, пресс-служба информирует общественность о работе, намерениях и заявлениях правительства, что, в свою очередь является огромной ответственностью, так как, предоставляя обществу информацию о работе Президента, она формирует у общественности определенное отношение к власти.

В условиях глобализации, от того, какой имидж имеет президент страны, зависят ее отношения с другими странами и положение в мире. Сформированный годами имидж Главы Государства играет одну из ключевых ролей в восприятии имиджа России на мировой арене.

Ключевые слова: пресс-служба, Президент, имидж, администрация Президента, средства массовой информации.

Для цитирования: Сибгатуллин, М.Х., Хулагов Р.Д. Роль пресс-службы в формировании имиджа Президента Российской Федерации// Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Том 5. №2. С. 24-30

Сведения об авторах: Сибгатуллин Марат Хадисович, продюсер отдела происшествий ООО «МЭШ». Адрес: 127015, Россия, Москва, Бумажный проезд, дом 14, строение 2. E-mail: marat.subgatullin.1994@mail.ru; Хулагов Рашид Даудович. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Помощник депутата. Адрес: Россия, Москва, Охотный ряд д.1 . E-mail: shantaram98@mail.ru

Статья поступила в редакцию : 17 04.2020. Принята к печати: 23. 06.2020.

В условиях жесткой конкурентной борьбы пристального внимания заслуживает любая представительская и публичная деятельность, особенно первое лицо государства, поэтому, работа над безупречностью имиджа, является фактором, обеспечивающим интенсивное процветание. В условиях глобализации, от того, какой имидж имеет президент страны, зависят ее отношения с другими странами и положение в мире.

Факторы формирования имиджа личности

Имидж - это совокупность ряда переменных, с превосходящей над содержанием формой, вариант самоподачи, который акцентирует свое

внимание на его наилучших качествах, что в итоге повышает авторитет у потенциальных потребителей, ключ к успеху в правильно выстроенной концепции развития общественных связей. Имидж личности -сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ отдельной личности. Личностный имидж всегда начинают строить изнутри. Такой имидж основывается на том, как представляем себе свою внешность и как высоко себя ценим.

Английская исследовательница Элери Сэмпсон говорит о личностном имидже как о сочетании ряда внешних и внутренних факторов, задающих самоимидж, который вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения; воспринимаемый имидж -это то, как видят нас другие; и требуемый имидж - это, например, когда ряд профессий требует определенных имиджевых характеристик. Сэмпсон выделяет пять компонентов, формирующих профессиональный имидж человека: компетентность, уверенность, доверие, постоянство, контроль. На каждом из профессиональных уровней эти параметры получают свое конкретное наполнение [Сэмпсон].

В связи с этим имидж личности складывается из двух факторов: как воспринимаем себя сами и из представления о себе со стороны окружающих.Необходимо учитывать, говоря об имидже личности, что она формируется задолго до того, как имиджмейкер прикоснется к ней. Если, например, манера или темперамент могут быть модифицированы или спрятаны имиджмейкерами, то личность принимается такой, какой она есть.

Слагаемые внешнего имиджа личности:

Средовый имидж предполагает характеристику человека по искусственной среде его обитания - по его кабинету, жилищу, автомобилю и т.д. Для формирования позитивного средового имиджа необходимо быть чуть выше среднего: ваше авто должно быть чуть лучше, чем у большинства людей того же круга; ваш кабинет должен быть чуть лучше, чем у большинства ваших коллег, как и ваша квартира или загородный дом. Отсюда и главный принцип формирования этого имиджа: чуть лучше, чем у всех. Это означает, что лучше, чем у других, должно быть настолько, чтобы посторонний глаз это заметил, но не настолько, чтобы в сознании людей образовался вопрос: откуда это?

Габитарный имидж - это характеристика человека по его собственной внешности - по костюму, макияжу, прическе и т.д.

Овеществленный имидж - формируется по предметам, которыми человек пользуется или создает.

Невербальный (кинетический) компонент - характерные типичные движения, экспрессивные компоненты (мимика, жесты, взгляды, позы, походка) или положение частей тела в пространстве.

Вербальный компонент - то, что и как человек говорит, пишет.

Особо следует подчеркнуть желательность наличия следующих психологических качеств: коммуникабельность, терпимость, интуитивность, рефлексивность, эмпатичность. Их актуализацию мы выделяем преднамеренно. Даже при наличии перечисленных характеристик внешнего образа и внутренних данных, но при отсутствии или недостатке названных психологических качеств, усилия по реализации технологий самопрезентации не дадут полноценного результата.

Роль СМИ в формировании политического имиджа

Политический имидж (от англ. image - образ) - образ политического лидера, деятеля, партии, который складывается в общественном мнении и сознании, оказывая воздействие на авторитет и влияние (рейтинг) его носителя. И. п. может возникать стихийно, без усилий со стороны личности (группы), суггестивно либо при помощи особых средств, находящихся в распоряжении специалистов по созданию имиджа (имиджмейкеров). существует в общественном мнении на различных уровнях: рациональном (при воздействии программы, выступления, аргументации его носителя), эмоциональном (насколько лидер (группа) может способствовать мобилизации психических мотиваций общества), чувственном (внешний облик, черты поведения, манеры и пр. носителя политического имиджа). Как правило, политический имидж в общем и целом соответствует требованиям и чаяниям, существующим в данном обществе, представлениям населения о личности и роли политика. В немалой степени политический имидж складывается в средствах массовой информации с целью его дальнейшего внесения в массовое сознание.

В литературе описываются различные виды имиджа, которые зависят от конкретной политической ситуации: «человек из толпы», «интеллектуал», «обличитель», «борец», «крепкий хозяин», «ментор», «прагматик-профессионал». Роль создаваемого политического имиджа политика (политической группы) играет большую роль особенно в периоды предвыборных кампаний в обществах с политической культурой, ориентированной на обыденное, «чувственно-эмоциональное» сознание и на субъективные качества носителя политического имиджа. Последний может соответствовать внутреннему содержанию политика (политической группы) или быть маскировкой определенных черт и качеств, которые не нуждаются в паблисити. Процесс создания и внесения политического имиджа в массовое сознание в основном подчиняется и определяется законами политической рекламы, и направлен на приобретение политиком (политической группой) общественной популярности. Цели создания политического имиджа: помощь его носителю в избирательной кампании, реализации собственной программы, мобилизации населения на решение социальных задач, стоящих перед обществом [Шарков, 2010]

Пресс-служба и ее роль в формировании имиджа Президента Российской Федерации

Пресс-служба Президента РФ была создана распоряжением Президента Российской Федерации 20 июля 1992 г. С того времени в положение, регламентирующее деятельность пресс-службы, вносились изменения в 1995, 1996, 1998, 2004 и 2008 годах. Пресс-служба Президента РФ организует и проводит пресс-конференции, обеспечивает выступления Президента РФ в СМИ, организует его встречи с журналистами, а также сообщения и заявления Президента для СМИ. Пресс-служба представляет главе государства обзоры СМИ, аналитические записки и справки по информационной деятельности и состоянию дел в медиасообществе. Обе стороны заинтересованы в сотрудничестве такого рода: пресс-служба преследует цель формирования благоприятного имиджа политического лидера и воздействия на общественное мнение, а СМИ стремятся получить достоверную информацию о деятельности первых лиц государства.

В настоящее время пресс-служба Президента РФ является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, имеет статус управления под названием «Управление пресс-службы и информации Президента РФ». В структуре четыре подразделения: отдел аккредитации и брифингов; отдел оперативной информации; - отдел перспективного планирования; отдел фотодокументов.

Основными задачами Управления являются:

• обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий в области государственной информационной политики;

• подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам государственной информационной политики, формирования российского информационного пространства, а также участие по поручению Президента Российской Федерации в реализации указанных предложений;

• предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Президента Российской Федерации, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием;

• оперативное информирование Президента Российской Федерации о позиции средств массовой информации по поводу решений и выступлений главы государства, об откликах на них в средствах массовой информации;

• организация информационного обеспечения государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Российской Федерации, а также других

мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом;

Пресс-службу Президента РФ на внутреннем контуре можно признать эффективной. Свидетельством тому выступают и многочисленные мероприятия для СМИ, грамотно выстроенный журналистский пул и высокий текущий рейтинг Президента, который сформировался не без участия пресс-службы Президента. Ключевыми инструментами в деятельности пресс-службы президента выступают такие информационные и PR-мероприятия, как организация прямых линий с гражданами, проведение пресс-конференций и встреч с журналистами, освещение ежегодного Послания президента, работа со СМИ во время проведения деловых и международных визитов президента.

Задача пресс-службы Президента состоит в том, чтобы заниматься организацией регулярных мероприятий для средств массовой информации, предлагать информационные поводы, формировать и поддерживать лояльное отношение в медиасреде. Пресс-службе также необходимо формировать благоприятные условия для выстраивания и поддержания контактов со СМИ. Это касается проведения пресс-конференций, брифингов, организации интервью Президентов, формирование журналистского пула. Кремлевский пул — это журналисты федеральных российских СМИ и основных зарубежных информационных агентств, аккредитованные в пресс-службе Кремля для освещения работы президента и премьера страны [Журналисты кремлевского пула...]. Не стоит забывать и о важнейших факторах имиджа. «Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа им» [Сэмпсон].

Трансформация имиджа Президента России

Имидж Президента РФ с 2000 г. по настоящее время существенно изменился. Имидж Владимира Владимировича Путина в начале его президентской карьеры строился на определенных требованиях граждан. Имидж действующего президента был сформирован в тяжелое для страны время: боевые действия в Чечне, напряженная ситуация в Дагестане, взрывы домов в Москве, сложная обстановка в социальном секторе, недоверие людей к власти. Российский народ желал увидеть Президентом РФ человека сильного, уверенного в себе, защитника, который наведет порядок во всех сферах. Владимир Путин как никто другой отвечал этим требованиям: бывший офицер КГБ, спортсмен, семьянин, молодой, образованный, с опытом работы в Администрации Президента и других должностях.

На выборах 2000 г. использовался социально-психологический феномен «контраста». Бывший лидер - Б.Н. Ельцин - стал мало популярен и дела в стране шли не лучшим образом; новый претендент должен был

кардинально от него отличаться - «оформился запрос на политика нового типа, который бы был ничем не похож на Ельцина». Суть технологии - в сознательном проявлении противоположности. В.В. Путин - новое лицо на политической арене. Он умный, жесткий, волевой; по мнению многих россиян вежливый, умеет хорошо говорить - противоположность Б.Н. Ельцину. Это уже не «рубаха-парень», который может появляться перед СМИ в нетрезвом виде, отплясывать и бросать сомнительные фразы. В.В. Путин не курит, практически не пьет, занимается различными видами спорта - дзюдо, боевым самбо, горными лыжами. Спортивность политика - весомый плюс в копилку позитивного восприятия, показатель здорового образа жизни, отличной формы, что так необходимо для тяжелой работы и поддержания силы личности. Из опубликованной на сайте Президента РФ биографии 1, Президент родом из простой семьи, вот что сам сказал на этот счет Владимир Путин: «Я из простой семьи, и я жил очень долго этой жизнью, практически всю свою сознательную жизнь. Я жил как рядовой нормальный человек, и у меня всегда сохраняется эта связь».

Владимира Путина люди представляли в своем сознании «спасителем», тем человеком, который решит вопрос с боевыми действиями в Чечне, кто сможет справиться с растущими внутренними проблемами. Но при всех этих сложных задачах он не чужой человек, близкий по духу, простой и сильный, называл себя «хулиганом», что тоже вызывало положительные эмоций у избирателей. С точки зрения имиджа, выигрышной оказалась «мнимая доступность» В.В. Путина, его кажущаяся близость для простого населения. Проявляется это, прежде всего, в речи и поведении. Его выступления не перегружены умными терминами, а зачастую носят просторечный характер: «в сортире замочим»; «жевать сопли»; «нашли дураков!» и т.п. - примеры использования лингвистических приемов.

Выводы

Периоды первого и второго президентского срока и образы, которые Путин поддерживал в это время, характеризуют его в глобальном смысле как человека действия - именно такой образ в тот период глава государства составлял в умах россиян и так называют этот "стиль" исследователи Елена Забродкина и Вероника Пасынкова. Это были самые удачные политические маски с точки зрения поддержки населения. В этот период рейтинг Владимира Путина был самым высоким среди политических деятелей современной России - он стабильно достигал цифр выше 65% [Забродкина, Пасынкова]2.

Долгое время этот имидж считался эффективным и удобным для восприятия населением. Однако в 2019 году усиленно формируется новый

1 http://putin.kremlin.ru/bio/page-0 (25.12.2019)

2 https://www.gosrf.ru/news/39625/ (25.12.2019)

образ Путина - умудренный и понимающий «отец нации» приходит на смену сильному руководителю и военному вождю. Недавно прошла ежегодная пресс-конференция Владимира Путина, на которой он отвечает на самые острые вопросы. Немецкое издание Deutsche Welle отреагировало на поведение Президента РФ следующими словами: «Путину нравится быть в центре внимания столь долгое время и быстро отвечать на вопросы. Он пытается подать себя населению в роли отца нации» [Делева]. Иностранные СМИ уже неоднократно заявляют о роли Путина как отца нации, критикуя или поддерживая эту политику Президента РФ. Многочисленные опросы на сайтах западных изданий на тему «самый популярный лидер планеты» неизменно дают один и тот же результат: Путин занимает первое место, доказывая свою популярность на международной политической сцене.

Источники

Барциц И. Н. (2011). Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. Т.1, Т.2 / И. Н. Барциц.М.: Изд-во РАГС.

Делёва А.А. (2012).Имидж Главы Государства как важнейшая характеристика внешнеполитического имиджа России// Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК.

Журналисты кремлевского пула: заклятые друзья [Электронный ресурс]. URL: https://lenizdat.ru/articles/1131894/ (дата обращения 28.11.2015).

Забродкина Е.Д., Пасынкова В.В. Трудно быть Богом»: эволюция политических образов Владимира Путина// https://cyberleninka.ru/article/n/trudno-byt-bogom-evolyutsiya-politicheskih-obrazov-vladimira-putina/viewer

Сэмпсон, Э. (1995). Имиджелогия. М. 40 с.

Указ от 14 мая 2004 года N° 613 «Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 24.01.1995 N 65 (с изм. от 18.05.1995) "Об утверждении Положения об Информационном управлении Администрации Президента Российской Федерации"

Шарков Ф.И. (2012). Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы. М.

Шарков Ф.И. Массовые коммуникации и медиапланирование. Москва, 2008.

Шарков Ф.И., Гостенина В.И. (2006). Технологии рекламы. Учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 350700 - Реклама (ДС.Р.03) / Ф.И. Шарков, В.И. Гостенина. Москва

Foxall A. (2012). Photographing Putin: Masculinity, Nationalism and Visuality in Russian Political Culture / A. Foxall. In: Geopolitics. Vol. 18.n1. P. 132-156.

The rollback of Democracy in Vladimir Putin's Russia//The Washington Post URL: htpp://WWW.Washingtonpost.com/wp-dyn/content/article /2005/06/06/ AR2005060601723 2.html/

■ ■ ■ The role of the press service in shaping the image of the President of the Russian Federation

Sibgatullin, M. H., R. D. Hunagov

Abstract. To date, one of the areas of work of the press service of the Presidential administration is information support for the activities of the President of Russia. The role of the press service in shaping the image of the President of any state is difficult to underestimate. Thanks to her efficient and professional work, the media have the opportunity to promptly inform us about the work, intentions, statements of the government, ministries, departments, etc. The press service, most often, acts as an intermediary between the state and society. With the help of the media, the press service informs the public about the work, intentions and statements of the government, which, in turn, is a huge responsibility, since by providing the public with information about the work of the President, it forms a certain attitude of the public towards the government.

In the context of globalization, the image of the President of a country depends on its relations with other countries and the situation in the world. The image of the Head of State formed over the years plays a key role in the perception of Russia's image on the world stage.

Keywords: press service, President, image, Presidential administration, mass media.

For citation: Sibgatullin, M. Kh., Hulagov R. D. The role of the press service in shaping the image of the President of the Russian Federation// Communicology: an electronic scientific journal. 2020. Volume 5. No. 2. P. 31-32

Inf. about the authors: Sibgatullin Marat Harisovich, producer of the incident, OOO "mesh". Address: 14, building 2, paper proezd, Moscow, 127015, Russia. E-mail: marat.subgatullin.1994@mail.ru; Hulagov Rashid Daudovich. State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Assistant to the Deputy. Address: 1 Okhotny Ryad, Moscow, Russia. E-mail: shantaram98@mail.ru

Received: 17 04.2020. Accepted: 23. 06.2020.

References

Bartsits I. N. (2011). System of state and municipal management: training course: in 2 vols., Vol. 1, Vol. 2 / I. N. Bartsits. M.: rags publishing House. (In Rus.).

Decree No. 613 of may 14, 2004. On approval of the Regulations on the office of the press service and information of the President of the Russian Federation. (In Rus.).

Decree of the President of the Russian Federation No. 65 of 24.01.1995 (as amended). dated 18.05.1995). On approval of the Regulations on the Information management of the Presidential Administration of the Russian Federation. (In Rus.).

Deleva, A. A. (2012).The image of the Head of State as the most important characteristic of Russia's foreign policy image// Topical issues of social Sciences: sociology, political science, philosophy, history: collection of articles on mater. XIV international scientific and practical conference. Novosibirsk: Sibak. (In Rus.).

Foxall A. (2012). Photographing Putin:Masculinity, Nationalism and Visuality in Russian Political Culture / A. Foxall // Geopolitics. Vol. 18.n1. P. 132-156.

Journalists of the Kremlin pool: sworn friends [Electronic resource]. URL: https://lenizdat.ru/articles/1131894/ (accessed on 28.11.2015). (In Rus.).

Post URL: htpp://WWW.Washingtonpost.com/wp-dyn/content/article /2005/06/06/ AR2005060601723 _2.html/

Sampson, E. (1995). Imagelogy. M. 40 p. (In Rus.).

Sharkov F. I. (2012). Goodwill constants: style, publicity, reputation, image and brand of the company. M. (In Rus.).

Sharkov F. I. Mass communications and media planning. Moscow, 2008. (In Rus.).

Sharkov F. I., Gostenina V. I. (2006). Advertising technologies. Textbook for University students studying in the specialty 350700-Advertising (DS. R. 03) / F. I. Sharkov, V. I. Gostenina. Moscow. (In Rus.).

Zabrodkina E. D., Pasynkova V. V. it is Difficult to be a God": the evolution of political images of Vladimir Putin. https://cyberleninka.ru/article/n/trudno-byt-bogom-evolyutsiya-politicheskih-obrazov-vladimira-putina/viewer (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.