Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ В РОССИИ И США'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ В РОССИИ И США Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
502
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА / ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ / РЕЙТИНГИ ПОЛИТИКОВ / ПРЕЗИДЕНТ США / СМИ / ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА / ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА / ДОВЕРИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / IMAGE OF THE STATE HEAD / PRESIDENT OF RUSSIA / POLITICIANS RATINGS / PRESIDENT OF THE UNITED STATES / MASS MEDIA / ELEMENTS OF A POSITIVE IMAGE / WAYS OF IMAGE FORMATION / TRUST TO GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прокопьева М.Н.

Целью исследования в данной статье является анализ особенностей формирования имиджа глав государств на примере Президента России и Президента Соединенных Штатов Америки (далее - США), а также оценка их деятельности общественностью. В работе были проанализированы основные элементы положительного образа главы государства, и составлены соответствующие схемы. Выявлены особенности естественного и искусственного формирования имиджа: для политиков и глав государств чаще характерен второй путь. Определена роль средств массовой информации (далее - СМИ) в процессе создания необходимого образа государственной власти и ее представителей: сейчас они являются основополагающим фактором в формировании отношения общественности к главе государства. Выявлены особенности и изменения образа Президента Российской Федерации (далее - РФ), а также проведен сравнительный анализ относительно имиджа главы иностранного государства (на примере опыта США). Проанализированы данные социологических опросов, касающихся степени доверия политикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PRESIDENTS’ IMAGE FORMATION IN RUSSIA AND THE UNITED STATES

The purpose of the research in this article is to analyze the features of the presidents’ image formation on the example of the President of Russia and the President of the United States of America, and the assessment of their activities by the public. There were analyzed main elements of the positive image of the state head and the corresponding schemes were drawn up. The author revealed features of natural and artificial image formation: politicians and state heads are characterized by the second way more often. The article also determines the role of mass in the process of creating the necessary image of state power and its representatives: now they are a fundamental factor in shaping the public's attitude to the state head. There were described peculiarities and changes the image of the President of the Russian Federation and made a comparative analysis concerning the image of a foreign head of state (on the example of USA). The author also analyzed the data of sociological surveys concerning the degree of trust in politicians.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ В РОССИИ И США»

Сравнительный анализ формирования имиджа глав государств в России и США

Comparative analysis of the presidents' image formation in Russia and the United States

Прокопьева М.Н.

Студент 5 курса, ф-т технологического менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий,

механики и оптики, РФ, Санкт-Петербург e-mail: marija.pmn@yandex.ru

Prokopeva M.

5th year student,

Faculty of Technological Management and Innovations,

ITMO University, Russia, Saint Petersburg e-mail: marija.pmn@yandex.ru

Аннотация.

Целью исследования в данной статье является анализ особенностей формирования имиджа глав государств на примере Президента России и Президента Соединенных Штатов Америки (далее - США), а также оценка их деятельности общественностью. В работе были проанализированы основные элементы положительного образа главы государства, и составлены соответствующие схемы. Выявлены особенности естественного и искусственного формирования имиджа: для политиков и глав государств чаще характерен второй путь. Определена роль средств массовой информации (далее - СМИ) в процессе создания необходимого образа государственной власти и ее представителей: сейчас они являются основополагающим фактором в формировании отношения общественности к главе государства. Выявлены особенности и изменения образа Президента Российской Федерации (далее - РФ), а также проведен сравнительный анализ относительно имиджа главы иностранного государства (на примере опыта США). Проанализированы данные социологических опросов, касающихся степени доверия политикам.

Annotation.

The purpose of the research in this article is to analyze the features of the presidents' image formation on the example of the President of Russia and the President of the United States of America, and the assessment of their activities by the public. There were analyzed main elements of the positive image of the state head and the corresponding schemes were drawn up. The author revealed features of natural and artificial image formation: politicians and state heads are characterized by the second way more often. The article also determines the role of mass in the process of creating the necessary image of state power and its representatives: now they are a fundamental factor in shaping the public's attitude to the state head. There were described peculiarities and changes the image of the President of the Russian Federation and made a comparative analysis concerning the image of a foreign head of state (on the example of USA). The author also analyzed the data of sociological surveys concerning the degree of trust in politicians.

Ключевые слова: имидж главы государства, Президент России, рейтинги политиков, Президент США, СМИ, элементы положительного образа, пути формирования имиджа, доверие государственной власти.

Key words: image of the state head, President of Russia, politicians ratings, President of the United States, mass media, elements of a positive image, ways of image formation, trust to government.

В последнее время мы наблюдаем все большую ориентацию на сотрудничество и кооперацию власти и населения, но это возможно только в том случае, когда деятельность государственных органов вызывает у общественности доверие и желание сотрудничать при решении проблем управления государством.

Положительный образ важен для главы государства, потому как исходя из этого образа общество признает и доверяет либо не признает и не доверяет его работе, а также оценивает эффективность проведения государственных программ и реформ.

Имидж - это целостный образ, который формируется о субъекте в сознании общества СМИ и путем психологического воздействия. Имидж создает определённое отношение к субъекту с помощью пиара, пропаганды, рекламы. Таким образом, имидж - это выработанный или естественный образ, который преподносит

человек обществу, производя на него положительное или отрицательное впечатление. Соответственно, он имеет два пути формирования - негативный и позитивный.

СМИ - одно из самых распространенных и влиятельных средств, формирующих имидж главы государства. Ему склонно доверять общество, но при этом качество, надежность и правдивость предоставляемой информации могут быть ничем не обеспечены.

Имидж ГГС может формироваться двумя путями (рисунок 1):

Пути формирования имиджа ГГС

Естественный Искусственный

появляется в ходе взаимодействия с плод работы рекламы и разнообразных Р^ акций

представителями общественности, при общении с коллегами создается зачастую несоответствующий реальности образ

по работе не отражает истинные личностные качества и способности выполнять работу качественно и эффективно

складывается стихийно.

Рисунок 1. Пути формирования имиджа ГГС и главы государства

Оба этих типа встречаются у политиков, в том числе и главы государства. Однако политические фигуры и, особенно, глава государства часто могут подвергаться нападкам со стороны общественности, поэтому им необходимо прибегать и ко второму типу формирования своего образа.

Глава государства и другие политики обязаны всегда взаимодействовать с населением, быть на виду у общественности. Соответственно, их позитивный образ - часть успеха в работе, поэтому для них актуально выделение выгодным образом своих положительных черт, и минимальное афиширование отрицательных.

Если же обратиться к специфике формирования имиджа политика, то важной особенностью выступает ограниченность доступа граждан к общению с ними. В основе формирования их имиджа лежит то, в каком свете преподносится деятельность главы государства и других политиков в СМИ, и это выступает основным способом связи общества с представителями власти. Таким образом, обычный человек будет воспринимать деятельность той или иной властной фигуры так, как это будет преподнесено СМИ. В свою очередь, представители власти имеют все возможности влияния на то, какие публикации о нем будут появляться в газетах, радио, по телевидению.

Сейчас в России ведется активная работа по повышению уровня доверия населения к власти и государственным структурам.

Начать анализ формирования имиджа представителей государственной власти стоит начать с главы государства России - Президента РФ. В настоящее время им является В.В.Путин.

Наиболее ёмкое исследование было проведено Забродкиной Е.Д и Пасынковой В.В., которые анализировали все этапы нахождения у власти Владимира Владимировича.

Авторы пишут: «С приходом к власти Путин сразу предстал в образе государственника - современного и серьезного, достаточно жесткого и сильного характером патриота. Он начинает выстраивать вертикаль власти, ослабляет влияние губернаторов в регионах и начинает выстраивать двухуровневую систему государственного управления путем образования федеральных округов в целях совершенствования механизмов регулирования региональной власти» [1].

Помимо этого, в СМИ транслируется имидж Путина таким образом, что он оказывается максимально близким и понятным народу. Так, летом 2007 года он проводит время в Республике Тыва: занимается охотой и рыболовством. Соответствующие фотографии были официально опубликованы на сайте Президента РФ [1].

Соответственно, политический образ В.В. Путина оказался весьма успешным. В период 2 президентских сроков его рейтинг всегда превышал 65%: во время переизбрания в 2004 году - 82%. А в 2008 году (конец второго президентского срока) - 85%. Популярность Президента подкрепляется еще и использованием бренда Владимира Путина в коммерческой деятельности: различные товары выпускаются с изображением В.В.Путина (футболки, магниты, кружки и т.д.) [2].

Даже в периоды 2008-2012 гг., когда у власти находился Д.А. Медведев, Путину удавалось сохранять высокие рейтинги: он неизменно выступает в образе «спасителя страны» и «человека из народа», который прислушивается к проблемам населения и пытается их решить.

В 2012 году Президентом РФ вновь становится В.В. Путин, который занимает этот пост и до сих пор.

В 2015 году состоялась премьера документального фильма-интервью «Президент», посвященного 15-летнему юбилею нахождения Путина у власти. На сегодняшний день почти 13 млн. человек посмотрело этот фильм. Сюжет призван напомнить населению, что Президенту не чужды человеческие переживания и эмоции. Фильм демонстрирует искренность Президента, патриотизм, честность и открытость Главы государства. «Для человека, который занимается той работой, которую я делаю, связь и чувство сопричастности к людям, рядовым людям, оно чрезвычайно важно и очень помогает», — заявляет В.В. Путин [1, 6].

Поддерживает образ «человека из народа» также и вышедший в 2018 году фильм Андрея Кондрашова «Валаам - ступень к небу». Широко известный монастырь на острове посреди Ладоги, и, по слухам, особенно любимый Владимиром Путиным, предстает в качестве зеркала, отражающего судьбу всей нашей страны. Только благодаря поддержке Президента Валаам смог вернуть себе былое процветание. Его возрождение после коммунистической эпохи метафорично изображает и возрождение России под руководством Владимира Владимировича [3].

«Валаам умер, когда великое государство Российское было разрушено, и возродился, когда наша страна поднялась с колен», - говорит ведущий [3].

Кроме того, для поддержания своего имиджа В.В. Путин участвует в акции-памяти героев Великой Отечественной войны «Бессмертный полк», пронося табличку с фотографией своего отца-фронтовика. Ежегодно транслируются сюжеты с православного праздника Пасхи, в котором Президент стоит на службе в храме.

Однако, в последнее время рейтинг Президента падает. На момент проведения исследования (декабрь 2020 г.) он составляет 66,1%, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения. в то время как еще в 2015 году он составлял 88% (рисунок 2) [4].

Рисунок 2. Результаты опроса «Доверие политикам (суммы ответов «безусловно доверяю» и «скорее

доверяю»)» (по данным ВЦИОМ)

В начале 2020 года 71-74% россиян доверяло Президенту, однако в марте показатель резко упал до 67%

[4].

Вероятно, причиной тому стало обращение Владимира Путина к народу по поводу ситуации с распространением коронавирусной инфекции. Помимо этого, им были приняты непопулярные политические решения в связи с происходящими событиями.

Вероятно, положительную реакцию у большей части населения должно вызвать заявление Президента о необходимости «заморозить» цены на базовые продукты, которые в складывающейся ситуации могут себе позволить не все граждане страны.

Если же обратиться к зарубежному опыту формирования имиджа главы государства, то интерес может представлять образ Президента США.

До недавнего времени этот пост занимал Дональд Трамп.

Одну из важнейших ролей в политической системе США занимает президент. Согласно Конституции, он является главой исполнительной власти, главнокомандующим армией и флотом, имеет право заключать международные договоры, назначает послов, консулов, судей Верховного Суда, а также может накладывать вето на законы, принимаемые Конгрессом.

И, несмотря на то, что в целом отношение к США в мире положительное, Трамп вызывал негативное отношение со стороны общественности во многих странах. Так, 64% опрошенных за пределами США отмечают, что не уверены в способности Трампа принимать правильные внешнеполитические решения [5].

На сайте FiveThirtyEleven представлены интерактивные данные, которые в режиме реального времени показывают общественную оценку в отношении действующего президента на основании проводимых в стране опросов общественного мнения. При этом создатели платформы учитывают методологические стандарты и

историческую точность рейтингов, которые участвуют в анализе. На конец октября деятельность Дональда Трампа одобряли только 42,8% респондентов, а не одобряли 54,2% (рисунок 3) [8].

Рисунок 3. Рейтинг Дональда Трампа в США (по данным FiveThirtyEleven)

Важно также отметить, что в апреле рейтинг Трампа достиг своего максимума за весь срок его правления и составил 45,8%. Этот рост произошел на фоне коронавируса: 48 процентов респондентов поддержали меры, введенные им для борьбы с Covid-19 по данным опроса, проведенного новостным агентством Reuters совместно с исследовательской компанией Ipsos в период с 13 по 14 апреля [7].

Тем не менее, к концу президентского срока рейтинг бывшего президента США вновь упал. В предвыборной президентской гонке лидерство сохранял кандидат от Демократической партии Джо Байден, который и обержал победу на последующих выборах главы государства.

При избрании Трампа низкие рейтинги были также связаны с расследованием прокурора США Роберта Мюллера о возможном вмешательстве России в президентские выборы США и, во многом, с агрессивной, отрицательной реакцией самого Д. Трампа на это расследование.

Помимо этого, активно транслировались в СМИ и следующие ситуации:

1. Подписание указа об отмене реформы здравоохранения, известной как «Obamacare»;

2. Ограничения в иммиграционной политике и обещания построить стену на границе с Мексикой;

3. Расследование о российском влиянии на выборы в США;

4. Подписание законопроекта о проведении одной из крупнейших налоговых реформ в США;

5. Убийство иранского генерала Касема Сулеймани;

6. «Торговая война» с Китаем;

7. Таможенные ограничения в целях исполнения своего обещания «сделать Америку вновь великой».

Все это вызывает широкий общественный резонанс и подкрепляется, в том числе, заявлениями, транслируемыми СМИ.

Таким образом, можно заметить отчетливую разницу в том, как преподносится общественности результаты деятельности президента в США и в России. В России имидж Президента формируется как естественным, так и искусственным путем, поскольку в любой ситуации главе государства необходимо сохранять в максимальной степени возможный положительный образ в глазах избирателей. В свою очередь в США имидж

президента формируется исключительно естественным путем, что, безусловно, вызывает доверие к СМИ, однако, именно для политической системы это, вряд ли, можно назвать идеальным решением формирования образа главы государства. Соответственно, необходимо поддерживать баланс между вышеназванными путями создания и поддержания имиджа глав государств и других политических деятелей стран.

Список используемой литературы:

1. Забородкина Е.Д., Пасынкова В.В. «Трудно быть Богом»: эволюция политических образов Владимира Путина // Управленческое консультирование. - 2016. - №2(86). - С. 43-50.

2. Индикаторы // Левада-центр. - 2020. - URL: https://www.levada.ru/indikatory/ (дата обращения 06.12.2020)

3. Новый имидж Путина - спаситель святой Руси // Русская служба BBC news [Электронный ресурс]. -2018. - URL: https://www.bbc.com/russian/features-42767018 (дата обращения 10.11.2020).

4. Опрос ВЦИОМ «Доверие политикам» // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. - 2020. - URL: https://wciom.ru/news/ratings/doverie_politikam_1/ (дата обращения 17.12.2020).

5. Опрос: имидж США в мире остается в основном положительным // Голос Америки [Электронный ресурс]. - 2020. - URL: https://www.golosameriki.com/a/associated-press-pew-trump-survey/5237176.html (дата обращения 18.10.2020).

6. «Президент». Фильм Владимира Соловьева [Электронный ресурс]. - 2015. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=HyNcbVuDJyA (дата обращения 10.11.2020)

7. Рейтинг Трампа значительно вырос на фоне пандемии коронавируса // Lenta.ru [Электронный ресурс]. - 2020. - URL: https://lenta.ru/news/2020/04/15/trump_popularity/ (дата обращения 20.10.2020).

8. How (un)popular is Donald Trump? // FiveThirtyEleven [Электронный ресурс]. - 2020. - URL: https://projects.fivethirtyeight.com/trump-approval-ratings/ (дата обращения 20.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.