Научная статья на тему 'ИМИДЖ ДОНАЛЬДА ТРАМПА В DER SPIEGEL'

ИМИДЖ ДОНАЛЬДА ТРАМПА В DER SPIEGEL Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
472
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНАЛЬД ТРАМП / ИМИДЖ / DER SPIEGEL / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / DONALD TRUMP / IMAGE / CONTENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Боброва Г.Е.

С использованием метода контент-анализа исследованы основные составляющие имиджа Дональда Трампа, выявлены важнейшие имидж-факторы, источники и приёмы конструирования его образа в Der Spiegel, определено соотношение в тональности публикаций, посвящённых американскому президенту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF DONALD TRUMP IN “DER SPIEGEL”

Using the method of content analysis, the main components of the image of Donald Trump have been investigated, the most important image factors, sources and techniques for constructing his image in “Der Spiegel” have been identified, the correlation in tone of publications devoted to the American president has been determined.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ ДОНАЛЬДА ТРАМПА В DER SPIEGEL»

ПОЛИТОЛОГИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 2 (26). С. 70-77. УДК 32.019.51

DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(2).70-77

Г. Е. Боброва

ИМИДЖ ДОНАЛЬДА ТРАМПА В DER SPIEGEL

С использованием метода контент-анализа исследованы основные составляющие имиджа Дональда Трампа, выявлены важнейшие имидж-факторы, источники и приёмы конструирования его образа в Der Spiegel, определено соотношение в тональности публикаций, посвящённых американскому президенту.

Ключевые слова: Дональд Трамп; имидж; Der Spiegel; контент-анализ.

G. E. Bobrova

THE IMAGE OF DONALD TRUMP IN "DER SPIEGEL"

Using the method of content analysis, the main components of the image of Donald Trump have been investigated, the most important image factors, sources and techniques for constructing his image in "Der Spiegel" have been identified, the correlation in tone of publications devoted to the American president has been determined.

Keywords: Donald Trump; image; Der Spiegel; content analysis.

Президентские выборы в Америке 2016 г. и их результат привели к появлению в политическом лексиконе понятия «феномен Трампа», содержательные характеристики которого вытекают из базисного тезиса о Дональде Трампе как несистемном кандидате с точки зрения его принадлежности к политическому истеблишменту, проблематики предвыборной программы, принятой стилистики поведения, личных качеств, социальной базы. Важной составляющей рассматриваемого феномена является колоссальное сопротивление, оказанное Трампу политической элитой США, включая многих деятелей его собственной партии, а также ведущих СМИ с их возможностями влияния на общественное мнение, которые формировали и транслировали американскому обществу негативный имидж сначала кандидата, а затем и избранного 45-го президента США.

Так, из 100 крупнейших американских газет, распространяемых по платной подписке, 57 официально выразили поддержку кандидату демократов, в то время как только две: Las Vegas Review-Journal и Florida TimesUnion - сделали то же в отношении республиканца. Для сравнения, в 2012 г. из 100 крупнейших американских изданий демократа Барака Обаму поддержала 41 газета, его противника Митта Ромни - 35. В мае 2017 г. специализирующийся в области медиа профессор Гарвардской школы управления Томас Паттерсон опубликовал результаты исследования о том, в какой тональности крупнейшие американские СМИ освещали первые 100 дней президентства Трампа. В отношении прессы соотношение негатива к позитиву выглядело следующим образом: New York Times - 87:13, Washington Post -83:17, Wall Street Journal - 70:301.

А какой имидж Д. Трампу как кандидату и президенту США создавали европейские mass media, формируя общественное мнение в регионе, являющимся главным партнёром Америки как мирового лидера, играющего ведущую роль в международных отношениях? По сути, можно говорить о внешней составляющей «феномена Трампа», о реакции европейского сообщества на приход к власти в США несистемного кандидата, выраженной в средствах массовой информации.

Объектом нашего анализа является немецкий еженедельник Der Spiegel. Выбор этого издания обусловлен рядом причин.

Во-первых, он считается одним из самых значимых информационно-политических журналов Германии и Европы с совокупной аудиторией в 5 млн чел. В круг читателей входит политическая и бизнес-элита, что предопределяет влияние, оказываемое журналом на формирование общественного мнения в ФРГ и Европе.

Во-вторых, исследовательский интерес автора статьи. Der Spiegel не впервые является объектом нашего анализа. В 2014 г. на основе медиатекстов еженедельника изучалась эволюция имиджа В. Путина в период трёх президентских избирательных кампаний [1]. Поэтому есть представление о журналистах, их специализации (предпочтениях в освещении определённых аспектов темы), используемых многообразных источниках информации: позиции учёных, экспертов, государственных деятелей, известных личностей, доклады исследовательских институтов, результаты социологических опросов, официальная статистика и др. При этом журналисты предпочитают получать информацию «из первых рук». Не случайно одним из ведущих жанров еженедельника является интервью. Как следствие сказанного - глубокий уровень аналитики, учёт разнообразного спектра мнений в материалах Der Spiegel.

Предметом изучения являются имиджевые характеристики Дональда Трампа в немецком журнале в период с 2016 г. (президентская избирательная кампания в США) до июля 2019 г. (официальное объявление Трампом о начале своей кампании за переизбрание на второй срок).

Источниковая база представлена медиа-текстами из Der Spiegel (в общей сложно-

сти - 68), авторство которых принадлежит 27 журналистам. Статьи размещены на двух информационных ресурсах, специализирующихся на переводах материалов зарубежных изданий: «ИноПресса» и «ИноСМИ». Обращение к обоим обеспечило более ёмкое представление об информации в немецком еженедельнике, поскольку ключевые статьи, отобранные для перевода, далеко не всегда в них совпадают и отличаются его качеством. Сохраняется структура и точно передаётся содержание оригинала в «ИноСМИ». Дополнительное преимущество этого ресурса -полный перевод интервью с политиками, государственными деятелями, лидерами мнения, в то время как «Инопресса» ограничивается аннотацией основного содержания беседы. Вместе с тем «Инопресса» более мобильна с точки зрения предоставления информации и количества материалов.

В выборку попали все сообщения, в которых встречается имя Дональда Трампа и которые относятся к предмету исследования - его имиджу в Der Spiegel. Они были проанализированы на основе метода контент-анализа по таким переменным, как дата, автор, жанр, заголовок, тема(ы), тональность (отрицательная, положительная, чётко не обозначенная).

В имидже, как целенаправленно формируемом образе политического лидера, выделяют три группы составляющих:

- персональные характеристики, в том числе физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений;

- социальные характеристики - статус лидера, его модели ролевого поведения, связь с различными социальными группами, интересы которых он представляет, а также с союзниками, оппонентами и явными врагами;

- культурно-символические характеристики - идеалы, ценности, представления о мире [2, с. 189].

Основной массив статей, содержащих информацию об отдельных элементах имиджа Д. Трампа или их совокупности в Der Spiegel, приходится на 2017 г. (40 из 68), что, скорее всего, является реакцией на его избрание президентом США, которое для многих было неожиданностью. Так, в интервью еженедельнику Джон Подеста, руково-

дитель предвыборного штаба Х. Клинтон, подчеркнул, что демократы «даже не допускали мысли, что проигрыш вообще возможен», и оценил ситуацию в Америке при 45-м президенте как крайне опасную, связав это с отсутствием достаточной квалификации, необходимых знаний и чертами характера Д. Трампа3.

Заметим, что первые две из указанных характеристик Трампа не привлекали к себе особого внимания СМИ, вероятно, в силу того, что их нехватку можно компенсировать компетентными консультантами. Не случайно говорят: «Короля играет свита». Это подтверждает и интервью с Г. Шрёдером, в котором он напомнил о рефлексии общества в связи с победой на выборах Рональда Рейгана, когда «все верещали и говорили: бывший актёр, ужасно, что нас ожидает? А Рейган стал одним из самых значительных президентов США, именно во внешней политике, потому что слушал умных советников». Правда, по оценкам Шрёдера, Трампу это не свойственно4.

Акцент в СМИ был сделан на личных качествах действующего президента США, преимущественно отрицательных. Их перечень достаточно пространный: вспыльчивый; импульсивный; действует, подчиняясь инстинктам и эмоциям; не способен сконцентрироваться на терпеливой, подготовительной работе и др. На страницах еженедельника его называют демагогом, циником, грубияном, нарциссом и лжецом.

Из целого «букета» негативных качеств, рассматриваемых в медиа, журналисты Der Spiegel особенно выделяли непостоянство и непредсказуемость. Контент-анализ показал, что в каждой шестой статье выборочной совокупности речь шла об этих качествах американского президента. Дж. Подеста в упомянутом выше интервью назвал непредсказуемость «единственной константой политики Трампа», а министр иностранных дел Германии Хайко Маас в беседе с журналистами еженедельника сетовал: «Нелегко, когда каждый день приходится реагировать на ошеломительные твитты» - и сделал ударение на обязательность как важнейшее качество в международной политике5.

Подчеркнём, что интервью с известными личностями стало одним из основных

способов конструирования имиджа Трампа в Der Spiegel. В выборке они составляют практически пятую часть (12 из 68 публикаций). Среди респондентов еженедельника не только политики, государственные деятели, но и представители иных видов деятельности, так или иначе связанных с политикой. Относительно последних наибольший интерес представляют интервью с Джо Кэзером, исполнительным директором немецкого концерна Siemens, и Армандо Ианнуччи, британским режиссёром, снимающим фильмы в жанре политической сатиры.

Д. Трамп в оценке Дж. Кэзера - это человек, который приучен работать по одной определённой схеме и в основном следует монокаузальной логике сделок, согласно которой есть чёткая связь между причиной и следствием, однако современный политический мир, как говорит Кэзер, часто бывает намного сложнее6. По сути, мнение Кэзера опрокидывает основной козырь команды Трампа, что он - хороший менеджер, поскольку политика как сфера и вид деятельности имеет специфику.

Что касается А. Ианнуччи, который, по его же словам, привык писать о политике с юмором, то режиссёр категорически отказывается шутить по поводу Трампа, поскольку он кажется ему в большей степени отталкивающим и пугающим, чем забавным человеком. Сатирик предостерегает от того, чтобы «делать Трампа объектом шуток, потому что тогда он будет казаться безобидным и даже в чём-то привлекательным. Ошибочно считать его глупым и смешным, - подчёркивает режиссёр, - потому что в действительности он по-своему очень умён, но главное, он переменчив - и ещё ко всему, нарцисс. Именно поэтому он опасен!»7.

В целом, в подавляющем большинстве интервью для респондентов характерно негативное отношение к Трампу. Единственным исключением является беседа с республиканцем Ньютом Гингричем, которая позволяет европейской аудитории увидеть иную точку зрения в отношении Трампа и перспектив его президентства. Характеризуя новоизбранного президента как человека энергичного, жёсткого, чуждого политкорректности как способа скрывать слабость правительства, с особым стилем - писать в твиттере, же-

ланием восстановить авторитет и мощь Америки и привести в движение экономику, он особый акцент делает на то, что Трамп -очень хороший менеджер. Грингич, несомненно, реагирует на критику в отношении Трампа, пытается нивелировать его отрицательные характеристики, указывая, что за период предвыборной борьбы он многому научился, величина ответственности сделала его более трезвым, и оценивает его шансы на успешное президентство как весьма значи-тельные8.

Таким образом, еженедельник демонстрирует различные мнения о Трампе, предоставляя реципиентам возможность самостоятельно сделать свой выбор. Однако многократный перевес публикаций с отрицательной тональностью подспудно будет направлять представления об американском президенте в определённое русло негативных предпочтений.

Информацию «из первых рук» при конструировании имиджа Трампа дополняют результаты различных научных исследований, порой весьма своеобразных. Так, журналист Der Spiegel Я. Фляйшхауэр обращается к нейролингвистам, которые проанализировали интервью с Трампом за последние 30 лет и пришли к выводу о существенной утрате речевых способностей: на смену довольно богатого вокабуляра и сложных конструкций с завершающими выводами пришла речь, похожая на высказывания 10-летнего ребёнка с постоянными повторами, существенным сокращением словарного запаса и нарушения логики. По мнению учёных, это свидетельствует о снижении мозговых способностей Трампа9. Обратим внимание, что Я. Фляйшхауэру свойственно вытаскивать экстравагантные материалы, занимать крайние позиции, связано ли это с оценками Путина или Трампа. Что же касается приведённых выше выводов о речевых данных Трампа, то они полностью противоречат нередко встречающейся в СМИ оценки 45-го президента США как демагога. Но очередную порцию в негативный имидж Трампа они внесут именно благодаря нетривиальным утверждениям и, как следствие, повышенного к ним интереса.

Проблематику личности Трампа, наряду с ещё двумя, можно рассматривать в качест-

ве основных тем, которые буквально рефреном проходят в сообщениях еженедельника практически за весь изучаемый период, и выступают в роли имидж-факторов конструирования образа Трампа в нём.

Вторая касается предполагаемого вмешательства России в американские выборы и, в связи с этим, легитимности власти 45-го президента США. «Победил бы Трамп, если бы не В. Путин?» - так сформулировал суть этой проблемы журналист Der Spiegel Кристиан Штекер10.

Мы не затрагиваем здесь правовые аспекты законности президентских полномочий Трампа, но одно только упоминание о России и Путине в связи с этой проблемой делает имидж Трампа весьма токсичным, учитывая преимущественно негативный образ России и её главы в США и Европе. При этом градус токсичности значительно повышается благодаря приёмам, используемым журналистами:

- употребление фраз с негативной эмоциональной окраской, намекающих на связи Трампа с Москвой («Дональд Трамп - кандидат Кремля», «президент с благословления Кремля», «президент милостью Путина», «в Белом доме сидит человек, которого там хотел видеть Владимир Путин» и т. п.), указывающих на позитивное восприятие В. Путина и России Трампом («почитатель Путина», «Трамп к России питает особую симпатию», «считает Путина сильным лидером» и др.), характеризующих отношения между ними как удивительный флирт, обмен любезностями;

- сопоставление и обнаружение общих социальных и персональных характеристик Д. Трампа и В. Путина: оба стремятся представить себя в образе мачо, оставили за бортом политкорректность, имеют общего врага в лице Х. Клинтон, не слишком точны с фактами и действуют непредсказуемо, пытаются манипулировать общественным мнением;

- разбор российских государственных СМИ, панегирики в которых в честь победы Трампа журналист Der Spiegel К. Эш назвал «медовым месяцем»11, а К. Хебель - «культом Трампа», добавив язвительно со ссылкой на The News Times: «странно, что день инаугурации Трампа не объявили национальным праздником в России»12. Впрочем, эйфорию

по поводу дружбы между Кремлём и Белым домом разделяли в России далеко не все. Согласно политике еженедельника, отмеченной выше, в его материалах нашли отражение и другие позиции: Ф. Лукьянова (главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»), убеждённого в том, что отношения России и США вряд ли изменятся; оппозиционера А. Навального, по словам которого, американская политика не является гоночным автомобилем, которым управляет один-единственный человек .

Существующая в США система сдержек и противовесов способна заставить президента корректировать свой политический курс с помощью ФБР, спецпрокурора и медиа, как в случае с Трампом, причём настолько, что вектор предвыборных обещаний поменялся ровно на противоположный. Если европейцы после победы республиканца опасались, что он пойдёт на союз с Путиным за их спиной, то расследование спецпрокурора Р. Мюллера потенциальных / нелегальных контактов сотрудников Трампа с представителями России «настолько загнало американского президента в оборону, - по словам М. Гебауэра, Р. Нойкирха и К. Шульта, - что он сейчас не может себе позволить идти на какие-либо уступки Путину»14.

Такая динамика и взаимное разочарование глав двух государств нашли отражение в ярких и броских заголовках, выполняющих функцию информирования, привлечения внимания и формирования у реципиента отношения к проблеме на самом начальном, предварительном этапе знакомства с текстом: «Дональд Трамп и Владимир Путин: признание в любви», «Медовый месяц с Дональдом», «Дональд Трамп: президент милостью Путина», «Министр иностранных дел России Сергей Лавров: человек, понимающий Трампа», «США и Россия: дружба врозь», «Трамп идёт на конфронтацию с Путиным», «Трамп требует вернуть Крым Украине», «Как Трамп стал скептиком по отношению к России», «Что означают угрозы Трампа для Путина», «Кремль разочаровался в Трампе».

Вместе с тем журналисты отмечали отсутствие у Трампа чёткой позиции в отношении вмешательства России в президентские выборы в Америке. Он то сравнивал подоб-

ные заявления с «охотой на ведьм», то соглашался с ними, потом вновь начинал сомневаться. Это стало ещё одним штрихом к негативному имиджу президента, оттенившим такие отрицательные его характеристики, как непостоянство, непредсказуемость и тщеславие. Самым вопиющим случаем проявления такой непоследовательности журналист Der Spiegel Ш. Кузмани рассматривает поведение Д. Трампа на встрече с В. Путиным в Хельсинки и сразу после неё, когда президент сначала заявил, что «не видит причин, почему это могла бы быть Россия» (имея в виду её вмешательство в выборы), позже утверждал, что оговорился, пропустив частицу «не» перед глаголом «могла», а через несколько предложений добавил фразу: «Возможно, это были и другие люди, есть много разных людей», - исказившую смысл сказанного с точностью до наоборот. На таком фоне оценки Трампа в статье носят не просто отрицательный, а уничижительный характер, начиная с названия «Слишком глуп, чтобы лгать» и первых предложений «Как только подумаешь, что этому человеку падать уже некуда, Дональд Трамп доказывает обратное» до использования сниженной лексики: «дурачок» и «простофиля». Обосновывает Кузмани и нежелание президента признать российское вмешательство, поскольку оно поставит под сомнение его грандиозную победу на выборах. И вывод, подчеркивающий такое качество Трампа, как тщеславие: «Для него важна не его страна, а собственное величие»15.

Немецкий социолог Макс Вебер называл тщеславие одним из главных врагов профессиональных политиков, подразумевая под ним стремление привлечь внимание к собственной персоне в ущерб существу дела [3, с. 690]. Журналист еженедельника Вейт Мэдик фиксирует проявление этого качества (без его названия) у Трампа сразу же после его вступления в должность и обвинения американских медиа в распространении «фейковых новостей» относительно его инаугурации: «Его солдаты вовлечены в опасные миссии, весь мир ждёт его первых конкретных предложений... - пишет журналист. - Но чем интересуется Трамп? Количеством людей на его инаугурации. <...> .Он забывает о действительно важном»16.

В целом, проблематика российского вмешательства в американские выборы на страницах Der Spiegel внесла весьма существенную лепту в создание негативного имиджа Трампа, корректировка которого в обратном направлении уже была невозможной даже несмотря на выводы комиссии спецпрокурора Мюллера об отсутствии доказательств сговора Дональда Трампа или организаторов его избирательной кампании с российскими властями.

Внешняя политика США при 45-м президенте - это третья тема, в рамках которой конструировался и презентовался европейскому сообществу его имидж.

Основной вопрос этого блока публикаций: «Какую роль в мире будет играть Америка при Дональде Трампе?» Ответ на него прошёл эволюцию от первых впечатлений журналистов в 2017 г. о том, что «самый влиятельный человек в мире не имеет об этом ни малейшего представления»17 до утверждения Хайка Мааса ровно год спустя, что США при Трампе не будут играть ту же роль, что и в прошлом. Главный аргумент министра иностранных дел Германии: «...для того, кто занимается политикой под девизом "Америка превыше всего", международные обязательства не стоят на первом месте»18.

В еженедельнике представлены статьи, анализирующие различные аспекты внешнеполитического курса американского президента: устранение от участия в решении глобальных проблем, в деятельности международных институтов, политика наращивания гонки вооружений, отношения с партнёрами и союзниками Америки, в первую очередь с Европейским Союзом, и др.

В перечне таких публикаций можно выделить две, которые в концентрированном виде содержат характеристику внешней политики Трампа и её оценку в отношении Европы и мира в целом.

В первой из них, с весьма говорящим названием «Чревовещатель Трампа», журналист Константин фон Хаммерштайн «препарирует» речь вице-президента США Майка Пенса на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2019 г. с позиций его подобострастного отношения к главе государства (отсюда и название статьи) и представления о сути мирового лидерства: не вести,

а раздавать указания и требовать их безоговорочного исполнения - в данном случае в отношении Европы. Императивный тон, жёсткую риторику и угрозы как характеристики новой стилистики поведения США в отношении партнёров Хаммерштайн дополняет указанием на изменения в политическом лексиконе, из которого, по словам одного из высокопоставленных американских дипломатов, произнесённых на полях конференции, практически исчезло слово «союз-

19

ник» .

Обращение к авторитетному международному форуму значительно усилило негативную составляющую имиджа Трампа, поскольку в статье речь идёт о мнении не отдельно взятого человека, даже очень статусного и хорошо известного, а о совокупной позиции европейской политической элиты, высказанной в неофициальной дискуссии, что НАТО в состоянии пережить ещё два года Трампа у власти, а вот шесть лет альянсу никак не вынести.

Вторая статья - «Америка, как низко ты пала» Рональда Неллеса, с одной стороны, приурочена к 50-летнему юбилею высадки американцев на Луну, с другой, - вероятно, является реакцией на официальное заявление действующего президента о начале кампании по переизбранию на новый срок. Два события в публикации пересекаются, так как журналист рассматривает первое из них как реперную точку для сравнения Америки при Трампе и Америки до его прихода к власти. При этом Неллес не просто сравнивает, он противопоставляет американское общество на разных его этапах, используя приём повторения в отношении его ценностной системы как на уровне страны в целом, так и её президентов, усиливая таким образом эмоционально-оценочную составляющую восприятия текста, в основу построения которого положен принцип бинарной оппозиции. Образ США как образца свободы, плюрализма, прогресса, открытости миру в разных вариациях повторяется в статье 5 раз. Президенты дотрамповского периода, по словам журналиста, олицетворяли мир, в котором люди трудятся бок о бок, а не против друг друга. На втором полюсе бинарной оппозиции - система ценностей современной Америки и её президента, который апеллирует к

самым низменным инстинктам людей; олицетворяет национальный, эгоистический капитализм, в котором каждая страна, каждый человек борются в одиночку; объявляет другие страны врагами; игнорирует проблемы, требующие решения совместными усилиями. Заключительная часть выполняет ударную роль - в ней не просто подводятся итоги, фактически в ней делается вывод об аномальном типе лидерства Трампа, неспособного выполнить важнейшую интегративную функцию политического лидера: «У Трампа, - пишет журналист, - нет большой вдохновляющей идеи, которая могла бы сплотить людей, как некогда высадка на Луне. Америка, сияющий символ свободы и открытости миру, тонет в клоаке вражды и ненависти». Отсюда формулировка запроса на востребованный тип лидерства демократической Америки: «Стране нужен не смутьян, а миротворец в Белом Доме» .

Статья являет собой буквально сгусток негатива в отношении Трампа. Вместе с тем журналист идеализирует Америку второй половины ХХ в., забывая о делении мира на две системы и «холодную войну» между ними, об антивоенных движениях, направленных против внешнеполитического курса США. Кроме того, Неллес разделяет современную Америку на две части: лучшую, т. е. демократическую, и ту, которая поддерживает Трампа, - и при этом обвиняет действующего президента в расколе американского общества.

В целом, проведённый нами анализ ме-диатекстов в Der Spiegel показал, что имиджевые составляющие Д. Трампа имеют преимущественно негативные характеристики. Важнейшими имидж-факторами конструирования образа 45-го президента США в еженедельнике являлись его личные качества, тема предполагаемого российского вмешательства в американские выборы и внешнеполитический курс Д. Трампа. Формируя и презентуя европейскому сообществу имидж действующего президента США, журналисты использовали разнообразные источники, среди которых мнения представителей различных статусных и профессиональных групп, противников и сторонников Трампа, результаты научных исследований, оценки зарубежных СМИ. Вместе с тем голос при-

верженцев американского президента в материалах еженедельника представлен весьма скромно. Поэтому неудивительно соотношение публикаций в зависимости от их тональности (отрицательная, положительная, чётко не обозначенная), которое составляет 45:1:22 соответственно. Количество публикаций не было линейным, имело свои тематические волны, связанные с победой Трампа на выборах и «российским следом» в её обеспечении. Вступление Америки в новую президентскую предвыборную гонку в феврале 2020 г., очевидно, приведёт к очередной волне публикаций, особенно с учётом того, что вероятности победы Трампа, которого Европа не жалует, аналитики не исключают, а возможности Der Spiegel оказывать влиять на формирование общественного мнения в регионе весьма серьёзные.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Трамп и СМИ: борьба не на жизнь, а на смерть // Газета.ru. - 2017. - 20 июля. - URL: https://news.rambler.ru/articles/37443868-tramp-i-smi-borba-ne-na-zhizn-a-na... (дата обращения: 18.01.2020).

2 Афонский А. Ни «Денег», ни «Власти». «Коммерсант» закрывает два журнала // Профиль : сетевой журн. - 2017. - URL: https:// profile.ru/society/kommersant-8034/ (дата обращения: 18.01.2020).

3 Брингбоймер К., Зандберг Б. Джон Подеста: «Я чувствую себя ужасно!». - URL: https://www.inopressa.ru/article/08May2017/spiegel /podesta_trump.html (дата обращения: 18.01.2020).

4 Хоффман К., Гуйер М. «Мартин Шульц хочет этого непременно». - URL: https://inosmi.ru/ politic/20170403/239032866.html (дата обращения: 18.01.2020).

5 Шульт К., Хоффман К. Кто опаснее для мира во всем мире - Трамп или Путин? - URL: https://inosmi.ru/politic/20180417/241998875.html

( дата обращения : 18.01.2020).

6 Малер А., Декштайн Д. Элиты востребованы. - URL: https://inosmi.ru/economic/20170927/ 240374607.html (дата обращения: 18.01.2020).

7 Политический сатирик Армадо Ианнуччи: «Горькие времена всегда стимулировали юмор». -URL: https://inosmi.ru/culture/ 20180406/241905420.html (дата обращения: 18.01.2020).

8 «Многое произойдёт». - URL: https:// inosmi.ru/politic/20170116/238536161.html (дата обращения: 24.01.2020).

9 Фляйхшауэр Я. Неужели Дональд Трамп страдает от слабоумия? - URL: https:// www.inopressa.ru/article/07Jul2017/spiegel/ trump_01.html (дата обращения: 24.01.2020).

10 Штекер К. Дональд Трамп: президент милостью Путина. - URL: https://www.inopressa.ru/

pwa/article/16oct2017/spiegel/trump_putin01 (дата обращения: 24.01.2020).

11 Эш К. Медовый месяц с Дональдом. - URL: https://www.inopressa.ru/article/07Feb2017/spiegel /donald.html (дата обращения: 24.01.2020).

12 Хебель К. Кремль разочаровался в Трампе. -URL: https://inosmi.ru/politic/20170217/ 238745559.html (дата обращения: 24.01.2020).

13 Эш К. Указ соч.

14 Гебауэр М., Нойкирх Р., Шульт К. Визит Меркель в Москву - попытка предотвратить худшее. - URL: https://www.inopressa.ru/article/ 10Apr2017/spiegel/merkel.html (дата обращения: 24.01.2020).

15 Кузмани Ш. Слишком глуп для лжи. - URL: https://inosmi.ru/politic/20180719/242782284.html (дата обращения: 24.01.2020).

16 Мэдик В. Президентство Трампа: пять наблюдений. - URL: https://inosmi.ru/politic/ 20170124/238584650.html (дата обращения: 24.01.2020).

17 Майритц А., Питцке М. Спутанный курс. -URL: https://inosmi.ru/politic/20170421/ 239189616.html (дата обращения: 24.01.2020).

18 Шульт К., Хоффман К. Указ. соч.

19 Хаммерштайн К. Чревовещатель Трампа. -URL: https://inosmi.ru/politic/20190218/ 244594710.html (дата обращения: 24.01.2020).

20 Неллес Р. Америка, как низко ты пала. -URL: https://inosmi.ru/politic/20190724/ 245517495.html (дата обращения: 24.01.2020).

ЛИТЕРАТУРА

1. Боброва Г. Е., Комарова И. Н. Трансформация имиджа В. Путина в еженедельнике «Spiegel» (на примере трёх президентских избирательных кампаний) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2014. - № 3. - С. 83-96.

2. Политическая имиджелогия / под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной и др. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 400 с.

3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произведения. - М. : Прогресс, 1990. - С. 644-706.

Информация о статье

Дата поступления 20 февраля 2020 г.

Дата принятия в печать 10 июля 2020 г.

Сведения об авторе

Боброва Галина Евгеньевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и обществознания Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета (Новокузнецк, Россия) Адрес для корреспонденции: 654041, Россия, Новокузнецк, ул. Циолковского, 23

E-mail: g.bobrova@bk.ru

Article info

Received

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

February 20, 2020

Accepted July 10, 2020

About the author

Galina E. Bobrova - PhD in Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of History and Social Science of the Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia) Postal address: 23, Tsiolkovskogo ul., Novokuznetsk, 654041, Russia

E-mail: g.bobrova@bk.ru

Для цитирования

Боброва Г. Е. Имидж Дональда Трампа в Der Spiegel // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 2 (26). С. 70-77. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(2).70-77.

For citations

Bobrova G.E. The Image of Donald Trump in "Der Spiegel". Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 2 (26), pp. 7077. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(2).70-77 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.