Научная статья на тему 'Роль преподавателей кафедры физики Калининградского педагогического института в становлении системы регионального физического образования'

Роль преподавателей кафедры физики Калининградского педагогического института в становлении системы регионального физического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / КАФЕДРА ФИЗИКИ / KALININGRAD PEDAGOGICAL INSTITUTE / PHYSICAL EDUCATION / FORMATION / TEACHING STAFF / PHYSICS DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнева Ирина Павловна

Рассматривается история становления высшего физического образования в Калининградском государственном педагогическом институте в первые годы после его возникновения (с 1948 по 1953 гг.). Калининградский государственный педагогический институт в 1967 г. был преобразован в Калининградский государственный университет. В настоящее время вуз является современным региональным университетом Балтийским федеральным университетом им. Иммануила Канта. Вуз является уникальным учебным заведением в самом западном регионе России. Показана роль преподавательского коллектива кафедры физики в организации учебного процесса в молодом педагогическом вузе. Подготовка дипломированных специалистов для Калининградского региона в послевоенные годы была стратегической задачей. Эта задача была успешно решена благодаря самоотверженной работе педагогов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TEACHERS OF THE DEPARTMENT OF PHYSICS OF THE KALININGRAD PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE FORMATION OF THE SYSTEM OF REGIONAL PHYSICAL EDUCATION

This work discusses the history of the formation of higher physical education at the Kaliningrad State Pedagogical Institute in the first years after its creation (from 1948 to 1953). In 1967, the Kaliningrad State Pedagogical Institute was transformed into the Kaliningrad State University. Currently, the university is a modern regional university the Immanuel Kant Baltic Federal University. The university is a unique educational institution in the westernmost region of Russia. The publication shows the role of the teaching staff of the Physics Department in the organization of the educational process in a young pedagogical university. The training of diploma specialists for the Kaliningrad region in the post-war years was a strategic task. This task was successfully solved, thanks to the selfless work of university teachers.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателей кафедры физики Калининградского педагогического института в становлении системы регионального физического образования»

УДК [378:53](091) ББК 74.489 К 67

И.П. Корнева

Кандидат технических наук, профессор кафедры прикладной физики Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, г. Калининград; E-mail: ipk05@mail.ru

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ КАЛИНИНГРАДСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматривается история становления высшего физического образования в Калининградском государственном педагогическом институте в первые годы после его возникновения (с 1948 по 1953 гг.). Калининградский государственный педагогический институт в 1967 г. был преобразован в Калининградский государственный университет. В настоящее время вуз является современным региональным университетом - Балтийским федеральным университетом им. Иммануила Канта. Вуз является уникальным учебным заведением в самом западном регионе России. Показана роль преподавательского коллектива кафедры физики в организации учебного процесса в молодом педагогическом вузе. Подготовка дипломированных специалистов для Калининградского региона в послевоенные годы была стратегической задачей. Эта задача была успешно решена благодаря самоотверженной работе педагогов университета.

Ключевые слова: Калининградский педагогический институт, физическое образование, становление, педагогические кадры, кафедра физики.

I.P. Korneva

Candidate of Technical Sciences, Professor of the Applied Physics Department, the Baltic Fishing Fleet State Academy, Kaliningrad; E-mail: ipk05@mail.ru

ROLE OF TEACHERS OF THE DEPARTMENT OF PHYSICS OF THE KALININGRAD PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE FORMATION OF THE SYSTEM OF REGIONAL PHYSICAL EDUCATION

Abstract. This work discusses the history of the formation of higher physical education at the Kaliningrad State Pedagogical Institute in the first years after its creation (from 1948 to 1953). In 1967, the Kaliningrad State Pedagogical Institute was transformed into the Kaliningrad State University. Currently, the university is a modern regional university - the Immanuel Kant Baltic Federal University. The university is a unique educational institution in the westernmost region of Russia. The publication shows the role of the teaching staff of the Physics Department in the organization of the educational process in a young pedagogical university. The training of diploma specialists for the Kaliningrad region in the post-war years was a strategic task. This task was successfully solved, thanks to the selfless work of university teachers.

Keywords: Kaliningrad Pedagogical Institute, physical education, formation, teaching staff, Physics Department.

В последнее время возрос интерес к историческим и историко-пе-дагогическим исследованиям [1]. В августе 2019 г. исполнилось 475 лет со дня основания Кёнигсбергского университета, академические традиции которого продолжает Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта) [2-4]. Отчасти этим обусловлено внимание к данной проблеме. Исследовательских работ, посвященных становлению физического образования в Кенигсберге и Калининградской области, немного, поэтому необходимо восполнить данный пробел.

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта образован на основе первого регионального высшего учебного заведения - Калининградского государственного педагогического института (КГПИ). Педагогический институт был организован в молодой Калининградской области по постановлению Совета Министров СССР в 1947 году. В момент образования педагогического института возникла система высшего физического образования в Калининградском регионе.

Заселение Калининградской области происходило в соответствии с переселенческой кампанией, проводимой правительством страны в 1946 -1948 гг. В регион съезжалось население почти из тридцати областей Российской Федерации и других республик СССР. Области требовались квалифицированные учительские кадры, которые должен был подготовить педагогический институт. Получить профессию учителя физики и математики можно было на физико-математическом факультете КГПИ.

Изначально физико-математический факультет состоял только из одной кафедры - физики и математики. Заведующим кафедрой был назначен Александр Владимирович Юровский - выпускник Ленинградского педагогического института

им. Герцена [5; 6]. В 1948 г. Юровский А.В. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. В Калининградском пединституте он приступил к чтению дисциплин математического цикла и исполнению обязанностей заведующего кафедрой.

В октябре того же года кафедра пополнилась молодым преподавателем, окончившим Московский государственный университет, Генераловым Константином Алексеевичем. Преподавание ряда математических курсов вошло в его обязанности.

На кафедре физики и математики, согласно штатному расписанию, были запланированы три ставки профессорско-преподавательского состава (ППС): заведующий кафедрой (доцент), доцент и преподаватель [7]. Однако в конце октября 1948 г. преподаватель-физик на кафедре все еще отсутствовал. Обеспечение молодого Калининградского пединститута профессорско-преподавательскими кадрами было сложной задачей. В Калининградскую область посылали педагогов со всей страны, но решить проблему дефицита квалифицированных специалистов-предметников было чрезвычайно затруднительно.

Руководство Калининградского педагогического института проводило работу по комплектации штатов ППС, направляя запросы в Министерство просвещения, а также используя личные приглашения. В итоге для чтения курса общей физики на кафедру физики и математики прибыл преподаватель Швецов. Однако он не соответствовал занимаемой должности и был уволен. Во втором семестре физику читал приглашенный преподаватель на условиях почасовой оплаты.

В это время становления системы высшего физического образования в новом вузе молодого советского региона преследовалась цель обеспечить квалифицированными педагогическими кадрами школы

города и области. Дефицит преподавателей, имеющих опыт работы в вузе, и их отсутствие сказывались на учебной работе Калининградского пединститута. Вследствие этого часть дисциплин у студентов-физиков переносилась на другой семестр, например, в первом семестре было введено черчение вместо физики. Не было учебников, учебных пособий по математике и физике весь осенний семестр первого учебного года.

В штатном расписании кафедры физики и математики в следующем 1949-50 учебном году уже было пять человек: заведующий кафедрой Юровский Александр Владимирович, ассистент Генералов Константин Алексеевич, доцент Макагон Александр Власович, старший преподаватель Рутштейн Лев Давидович, ассистент Волнина Нина Владимировна. Преподавателями физики являлись Макагон А.В. и Рутштейн Л.Д.

В 1950 г. на физико-математическом факультете кафедра физики и математики разделилась на кафедру математики, которую возглавил к.ф.-м.н. А.В. Юровский, и кафедру физики, заведующим которой стал к.х.н. А.В. Макагон [8]. На кафедре физики, кроме заведующего кафедрой, учебную работу вели старшие преподаватели Л.Д. Рутштейн и Г.И. Никитенко, окончивший в свое время физико-математический факультет Иркутского университета (был переведен с кафедры основ марксизма-ленинизма) [9].

Становление физического образования в педагогическом институте происходило в трудное для страны время. Молодежь предпочитала поступать на инженерные специальности, поэтому для обеспечения набора преподаватели института ездили в другие города для отбора на физико-математический факультет абитуриентов, сдавших экзамены, но не прошедших по конкурсу. Педагоги вели агитационную работу в школах области.

Руководство института делало акцент на обеспечении

оборудованием кафедры физики и кабинетов. За два первых года работы сотрудниками кафедры были созданы учебные лаборатории общего физического практикума, специального практикума, кабинет по методике физики и учебная мастерская. Однако, вследствие недостатка помещений, постоянно действующей лабораторией была только оптическая, другие лаборатории размещались на один семестр. Преподавателям и учебному персоналу приходилось заниматься налаживанием лабораторных установок каждые полгода.

Кафедре физике были необходимы семь помещений под лаборатории и зал для чтений лекций. Оснащение лабораторий и учебных кабинетов продолжалось постоянно: было приобретено новое оборудование и учебно-наглядные пособия для оптической, ме-ханической и других лабораторий [10].

В состав кафедры физики вошли старший преподаватель Г.А. Ленкин и ассистент А.М. Кучеров, однако штат кафедры продолжал оставаться недоукомплектованным. Как было отмечено в отчете о работе Калининградского государственного педагогического института за 19511952 учебный год, нехватка педагогов и недостаток учебных площадей осложняли нормальную организацию занятий.

Слабым местом работы кафедр физико-математического факультета, как и пединститута в целом, была научно-исследовательская работа. Обособленное положение Калининградской области, отсутствие научно-исследовательской базы и опытных научных работников не давали возможности проводить серьезные научные исследования.

В 1952 г. физико-математический факультет Калининградского государственного педагогического института выпустил первых специалистов очной формы обучения. На начало июля 1952 г. на данном факультете обучалось 195 человек (общее количество студентов КГПИ

было 533 человека). К государственным экзаменам в институте были допущены 37 студентов физико-математического факультета, итоговую аттестацию из них прошли лишь 35 человек (8 физиков и 27 математиков). Наиболее способные выпускники оставались преподавать в пединституте уже с 1952-1953 учебного года [11].

Пятым учебным годом Калининградского государственного педагогического института стал 195253 год. Всего в вузе на тот момент обучались 585 студентов на очном отделении. На семи кафедрах работали 44 преподавателя, 14 из которых имели ученые степени и звания.

Кафедра физики по-прежнему не была полностью укомплектована. На кафедре в этом учебном году работали 6 человек: А.В. Макагон (к.х.н., заведующий кафедрой), доцент Ф.Ф. Федоров, старшие преподаватели Ф.Г. Лепехин, Л.Д. Рут-штейн, Г.И. Никитенко, ассистент А.М. Кучеров. Число студентов КГПИ неизменно росло как на физико-математическом факультете, так и в пединституте в целом.

В работе физико-математического факультета в течение первых пяти лет наблюдался большой отсев студентов, причем на первом курсе это проявлялось наиболее остро. Слабая школьная подготовка по математике и физике, отсутствие мотивации в обучении негативно сказывались на успеваемости студентов-физиков.

Неоднократно руководство пединститута отмечало, что лекции некоторыми преподавателями читались «на низком идейном и научном уровне. В лекциях слабо показан

приоритет русских и советских ученых, слабо разоблачаются философские буржуазные взгляды, не раскрываются связи науки и практики, недостаточно марксистское обобщение и выводы [12: 23]. Идеологией были пронизаны все сферы жизнедеятельности Калининградского пединститута, что достаточно сильно осложняло преподавательскую работу.

Силами преподавательского коллектива были организованы лаборатории физического практикума, учебные кабинеты, мастерские, проведено их оснащение доступным оборудованием. Институт выпустил первых дипломированных учителей, в которых остро нуждались школы и другие учебные заведения области.

Несмотря на трудности, которые сопровождали деятельность педагогического института, вуз выполнил свою миссию [13]. Кафедра физики Калининградского педагогического института за пять лет укрепила свои позиции, появился постоянный профессорско-преподавательский состав, а также учебно-вспомогательный персонал. Все это происходило в условиях сложной адаптации педагогических кадров в Западном регионе страны [14].

Учебный процесс стараниями преподавателей-физиков вошел в свое русло, первые трудности были позади. Однако предстояла дальнейшая работа по укомплектованию лабораторий, укреплению материальной базы, совершенствованию методики преподавания физики, поиску новых методов и средств обучения, усовершенствованию профессиональных навыков.

Примечания:

1. Булах К.В., Жукова Н.Н. История развития дуальной системы профессионального образования в странах Европейского Союза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2017. Вып. 4 (208). С. 57-64.

2. Cahan D. The Institutional Revolution in German Physics, 1865-1914 // Historical Studies in Physical Sciences. 1985. Vol. 15. P. 1-65.

3. Clark W. Academic and the Origins of the Research University. Chicago: University of Chicago Press, 2006. 576 p.

4. Olesko K. M. Physics as a Calling: Discipline and Practice in the Königsberg Seminar for Physics. Ithaca; London: Cornell University Press, 1991. 489, XVIII p.

5. Государственный архив Калининградской области. Ф. Р-65 (Калининградский государственный педагогический институт). Оп. 1. Д. 1. Приказы по институту.

6. Научная сессия в пединституте // Калининградская правда. 1948. 1 июня. С. 2.

7. Государственный архив Калининградской области. Ф. Р-65 (Калининградский государственный педагогический институт). Оп. 1. Д. 21. Планы работы кафедр на 1950-51 учебный год.

8. Львов А. Деловое содружество // Калининградский комсомолец. 1951. 17 мая. С. 3.

9. Государственный архив Калининградской области Ф. Р-65 (Калининградский государственный педагогический институт). Оп. 1. Д. 24. Отчет о работе Калининградского государственного педагогического института за 1950-51 учебный год.

10. Зеленов Я. Педагогический институт перед новым учебным годом // Калининградская правда. 1951. 28 авг. С. 3.

11. Баранова Е.В., Курганский А.А. Процесс формирования профессорско-преподавательского коллектива Калининградского педагогического института (19481950-е годы) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 2. С. 76-86.

12. Государственный архив Калининградской области Ф. Р-65 (Калининградский государственный педагогический институт). Оп. 1. Д. 49. Отчет о работе Калининградского государственного педагогического института за 1952-53 учебный год.

13. Российский государственный университет имени Иммануила Канта. История и современность/ отв. ред. А.П. Клемешев. 2-е изд., исправ. и доп. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. 440 с.

14. Никулина Н.Ю. 60 лет народному образованию Калининградской области // Калининградские архивы: материалы и исследования: науч. сб. / отв. ред. В.Н. Маслов; Министерство культуры Калининградской области. Калининград: Изд-во КГУ, 2006. Вып. 7.

References:

1. Bulakh K.V., Zhukova N.N. History of the development of the dual system of vocational education in the countries of the European Union // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3. Pedagogy and Psychology. 2017. Iss. 4 (208). P. 57-64.

2. Cahan D. The Institutional Revolution in German Physics, 1865-1914 // Historical Studies in Physical Sciences. 1985. Vol. 15. P. 1-65.

3. Clark W. Academic and the Origins of the Research University. Chicago: University of Chicago Press, 2006. 576 pp.

4. Olesko K. M. Physics as a Calling: Discipline and Practice in the Konigsberg Seminar for Physics. Ithaca; London: Cornell University Press, 1991. 489, XVIII p.

5. The State Archive of Kaliningrad area. F. P-65 (Kaliningrad State Pedagogical Institute). Op. 1, D. 1. Orders for the institute.

6. Scientific session at the Pedagogical Institute // Kaliningradskaya Pravda. 1948. June, 1. No. 106. P. 2.

7. The State Archive of the Kaliningrad Region. F. P-65 (Kaliningrad State Pedagogical Institute). Op. 1, D. 21. The work plans of the departments for the 195051 academic year.

8. Lvov A. Business community // Kaliningradsky Komsomolets. 1951. May, 17. No. 39. P. 3.

9. The State Archive of Kaliningrad Area F. R-65 (Kaliningrad State Pedagogical Institute). Op. 1, D. 24. Report on the work of Kaliningrad State Pedagogical Institute for the 1950-51 academic year.

10.ZelenovYa. Pedagogical Institute before the newschool year // Kaliningradskaya Pravda. 1951. August, 28. No. 169. P. 3.

11. Baranova E.V., Kurgansky A.A. The process of formation of the teaching staff of Kaliningrad Pedagogical Institute (1948-1950) // Bulletin of the Baltic Federal University of I. Kant. Ser.: Humanitarian and Social Sciences. 2019. No. 2. P. 76-86.

12. The State Archive of Kaliningrad Area F. P-65 (Kaliningrad State Pedagogical Institute). Op. 1, D. 49. Report on the work of Kaliningrad State Pedagogical Institute for the 1952-53 academic year.

13. Immanuel Kant Russian State University. History and Present / ed. by A.P. Klemeshev. 2nd ed., rev. and enl. Kaliningrad: Publishing House of I. Kant Russian State University, 2008. 440 pp.

14. Nikulina N.Yu. 60 years of public education in Kaliningrad Area // Kaliningrad Archives: Materials and Research: Scientific Collection / ed. by V.N. Maslov; Ministry of Culture of Kaliningrad Area. Kaliningrad: KSU Publishing House, 2006. Iss. 7. 253 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.