Научная статья на тему 'Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста'

Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислицына Валентина Васильевна

В настоящее время возрастают требования работодателей не только к профессиональному уровню вновь приходящих в организацию сотрудников, но и к уровню их социального развития, умению отвечать за выполняемые действия и производить их оценку. Все это определяет необходимость осознанного введения молодых людей в социально-экономические отношения еще в школьном возрасте. Довольно полно данной задаче отвечает преподавание экономики. Вместе с тем, анализ учебных планов общеобразовательных школ России позволил выявить недостаточное внимание разработчиков к предмету «Экономика». В новом Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования «Экономика» также отнесена к профильному уровню в перечне предметов по выбору области «Общественные науки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста»

КОНЦЕПТ

Кислицына В. В. Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1205. - Ки-

научно-методический электронный журнал ^эл N°~ФС77 4h6t2i://WwWjC2225Olf.l8/kOnCePt/2012/1205'htm' ~

ART 1205 УДК 372.8:330.101 рег л - ■ - ■

Кислицына Валентина Васильевна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой коммерции и маркетинга ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров

valvaka2008@vandex. ru

Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста

Аннотация. В настоящее время возрастают требования работодателей не только к профессиональному уровню вновь приходящих в организацию сотрудников, но и к уровню их социального развития, умению отвечать за выполняемые действия и производить их оценку. Все это определяет необходимость осознанного введения молодых людей в социально-экономические отношения еще в школьном возрасте. Довольно полно данной задаче отвечает преподавание экономики. Вместе с тем, анализ учебных планов общеобразовательных школ России позволил выявить недостаточное внимание разработчиков к предмету «Экономика». В новом Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования «Экономика» также отнесена к профильному уровню в перечне предметов по выбору области «Общественные науки».

Ключевые слова: экономика, социальное развитие, экономическое обучение, субъект развития.

В настоящее время представители высших слоев управления организациями различных сфер общественного производства отмечают возросшие требования к своим сотрудникам: молодые люди должны уметь правильно воспринимать ценности компании, вести себя в соответствии с корпоративной культурой, брать на себя ответственность за свою жизнь и совершаемые действия и, соответственно, уметь производить оценку данных действий - затрат, усилий и ресурсов. Все это определяет необходимость осознанного введения молодых людей в социальноэкономические отношения еще в школьном возрасте.

Словарь по общественным наукам трактует социальное развитие как совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов, развертывающихся в обществе [1]. Соответственно, социальное развитие школьника означает развитие его личности в процессе установления разнообразных социальных отношений. Данный процесс является наиболее осознанным в старшем школьном возрасте, то есть после 14-15 лет, когда физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и открывает широкие возможности для выбора своего будущего.

По результатам исследований, у 84% пятнадцатилетних детей раздумья о будущем занимают большое место в их внутреннем мире. В числе наиболее действенных мотивов поведения - индивидуалистические мотивы, направленные на самореализацию себя как личности (52%); мотивы, ориентированные на нужное для людей дело и мотивы коллективисткой и групповой солидарности отметили 30 и 18% опрошенных соответственно [2].

Индивидуалистические побудительные силы детей старшего школьного возраста включают индивидуально-общественные, такие, как стремление к самопознанию, самосовершенствованию, реализации себя в общественно полезном и ценимом обществом труде (96%), и чисто индивидуалистические, ориентированные на

f\j ■Л f\j

КОНТ TFTTT

Кислицына В. В. Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1205. - Ки-

научно-методический электронный журнал ^эл N°~ФС77 4h6t2i://WwWjC2225Olf.l8/kOnCePt/2012/1205'htm' ~

ART 1205 УДК 372.8:330.101 рег л - ■ - ■

извлечение из труда только личной выгоды (4%), а одним из наиболее важных факторов для старшеклассников при выборе будущего рода деятельности становится материальный.

Таким образом, актуальной задачей воспитания старшеклассников является поиск такой социально заданной формы жизнедеятельности, которая обеспечивает каждому возможность стать реальным субъектом социальной жизни, а значит, субъектом собственного развития. Довольно полно данной задаче отвечает преподавание экономики.

Экономическое обучение в общеобразовательной школе - совокупность образовательно-воспитательных усилий, направленных на то, чтобы вооружить выпускников знаниями и навыками, позволяющими осмыслить экономические условия их существования на индивидуальном, производственном, региональном и других уровнях и научить экономическим действиям в настоящем и будущем [3].

Ученики средней школы ежедневно сталкиваются с экономикой: сообщения о доходах, безработице, инфляции, конкурентоспособности, структурных изменениях и прочем стали частью повседневной жизни. Потенциальный и реальный выпускник школы выполняет различные функции в экономических процессах страны: потребителя, работника, собственника, предпринимателя и пр. Поэтому экономическое обучение может рассматриваться в качестве необходимого интеллектуального ресурса как для понимания, так и для активного участия в рыночных отношениях.

Независимо от выбранной сферы деятельности - бизнес или наука - всегда будет существовать проблема оценки результатов своего труда и принимаемых решений не только в социальном, но и экономическом аспекте. Преподавание экономики, как одной из общественных наук, должно быть неотъемлемым элементом в общеобразовательной системе России. Необходимость экономического воспитания в школе вызвана требованием воспитания членов общества, способных правильно оценивать экономические процессы. Многогранный характер современного общества, который является результатом структурных взаимосвязей между экономикой, обществом, техникой, политикой, природой не может быть ясен школьнику только из его повседневного опыта. Речь идет не о специальных профессиональных знаниях, а о знаниях, необходимых для понимания экономических процессов, происходящих в современном обществе.

Актуальность и необходимость этого подтверждается результатами ежегодного фестиваля «Открытый урок» [4]. Если в 2003-2004 учебном году на фестиваль было представлено 28 образовательных авторских программ и уроков раздела «Преподавание экономики», то в 2010-2011 году их число составило 75 единиц (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменения количества образовательных авторских программ и уроков раздела «Преподавание экономики» ежегодного российского фестиваля «Открытый урок»

Годы Количество программ и уроков

2003-2004 28

2004-2005 27

2005-2006 28

2006-2007 56

2007-2008 101

2008-2009 106

2009-2010 98

2010-2011 75

«VI *5 IX»

Кислицына В. В. Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1205. - Ки-

научно-методический электронный журнал ^зл N°~ФС77 4^2l://WwWjCO2enO,^lS/kOnCePt/2012/1205"htm" ~

ART 1205 УДК 372.8:330.101 ^ рег л - ■ - ■

Следует отметить изменение в тематике курсов (табл. 2). Если в 20032004 учебном году упор делался на основы экономических знаний и общие темы (удельный вес которых составлял 60%-70%), то в 2010-2011 году налицо тенденция углубления и специализации в преподавании экономики.

Таблица 2

Тематика отдельных авторских программ в 2003-2004 и 2010-2011 учебных годах

2003-2004 учебный год 2010-2011 учебный год

Основы потребительских знаний Заработная плата и ее виды. Расчеты заработной платы с помощью MS Excel

Основы рыночной экономики Какие налоги должно платить малое предприятие

Внешние экономические связи Маркетинг и его основные элементы

Экономическое устройство России Основные фонды предприятия

Основы экономики Анализ экономического развития страны

Основы экономической культуры и т.д. Издержки фирм и их влияние на себестоимость продукции в условиях рыночной экономики и т.д.

Вместе с тем, анализ учебных планов общеобразовательных школ России позволил выявить недостаточное внимание разработчиков к предмету «Экономика». В большинстве случаев «Экономика» наряду с «Правом» рассматривается в составе обязательного предмета «Обществознание», на которое отводится от 1 до 2 часов в неделю в зависимости от года обучения, что составляет от 3 до 5% от общего количества занятий в неделю. В основном данная дисциплина преподается в старших классах и, к сожалению, вопрос организации экономического образования школьников решается согласно с материальными, кадровыми и другими возможностями образовательного учреждения. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования «Экономика» также отнесена к профильному уровню в перечне предметов по выбору области «Общественные науки».

Ситуацию отражают результаты представления работ в раздел «Преподавание экономики» на фестиваль «Открытый урок». Удельный вес программ данного раздела составляет 0,84% от 132 835 работ накопленным итогом (табл. 3). Меньший удельный вес занимают только разделы «Преподавание ОБЖ» - 0,49% и «Преподавание астрономии» - 0,1 %.

Одной из проблем экономического образования в школе является то, что практически повсеместно наблюдается чисто теоретический подход к преподаванию экономических дисциплин: очень слабой остается связка «учебный материал - практическая деятельность». Слишком много внимания уделяется макроэкономическим вопросам. Отсутствует понимание того, что экономические знания - это оперативный инструментарий, позволяющий человеку принимать быстрые и правильные решения в разнообразных ситуациях предпринимательской деятельности.

До сих пор остается нерешенным вопрос о том, с какого возраста может (должен) получать ребенок экономические знания. Положительным примером является учебный план муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 17» г. Кемерово, где изучение экономики идет непрерывным курсом со 2 по 11 класс. Начальный курс экономики ставит своей целью формирование экономического мышления и восприятия культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников. При проведении исследования «Мое отношение к учению» у выпускников

(V Q ли

КОНТ TFTTT

Кислицына В. В. Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1205. - Ки-

научно-методический электронный журнал ^эл N°~ФС77 4h6t2i://WwWjC2225Olf.l8/kOnCePt/2012/1205'htm' ~

ART 1205 УДК 372.8:330.101 рег л - ■ - ■

Таблица 3

Удельный вес учебных программ и тематических уроков по разделам

№ п/п Название программ и тематических уроков Количество, ед. Удельный вес, %

1 Преподавание в начальной школе 23 598 17,76

2 Внеклассная работа 14 812 11,15

3 Преподавание математики 10 884 8,19

4 Преподавание иностранных языков 8 898 6,70

5 Работа с дошкольниками 8 238 6,20

6 Преподавание литературы 6 541 4,92

7 Преподавание русского языка 5 882 4,43

8 Преподавание информатики 4 822 3,63

9 Преподавание истории и обществознания 4 623 3,48

10 Преподавание биологии 4 245 3,20

11 Презентация к уроку 3 972 2,99

12 Преподавание физики 3 944 2,97

13 Классное руководство 3 301 2,49

14 Общепедагогические технологии 3 134 2,36

15 Преподавание химии 3 062 2,31

16 Преподавание географии 3 041 2,29

17 Преподавание технологии 2 677 2,02

18 Преподавание МХК и ИЗО 2 241 1,69

19 Школьная психологическая служба 2 223 1,67

20 Спорт в школе и здоровье детей 2 098 1,58

21 Администрирование школы 1 932 1,45

22 Работа с родителями 1 778 1,34

23 Преподавание музыки 1 670 1,26

24 Преподавание экономики 1 117 0,84

25 Логопедия 1 093 0,82

26 Социальная педагогика 761 0,57

27 Преподавание ОБЖ 645 0,49

28 Коррекционная педагогика 553 0,42

29 Преподавание экологии 532 0,40

30 Организация школьной библиотеки 382 0,29

31 Преподавание астрономии 136 0,10

Всего: 132 835

начальной школы выяснилось, что отрицательного отношения к данному предмету нет ни у одного ученика. У всех обучающихся активно-положительное или положительное отношение к предмету. Качественная успеваемость составила 87%-100%.

При этом следует избежать ошибки выбора неверного подхода к преподаванию экономики. В настоящее время довольно четко проявились следующие подходы:

- не включать экономику в учебные планы (что практически встречается крайне редко). Использование данного подхода лишает школьника возможности адекватно воспринимать условия жизни в стране, развивающейся по принципам рыночной экономики, не позволяет формировать личную экономическую культуру, необходимую для нормального развития и становления личности;

- растворение основ экономических знаний в других учебных дисциплинах (как было отмечено ранее);

- академический подход, активно принимаемый органами управления школьным образованием, о чем свидетельствует содержание «официальных» учебников, в рамках которого происходит подмена экономического воспитания заучиванием экономической терминологии в больших объемах, так что изучение дисциплины

гм yj nj

КОНЦЕПТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кислицына В. В. Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1205. - Ки-

научно-методический электронный журнал ^зл N°~ФС77 4^2l://WwWjCO2enO,^lS/kOnCePt/2012/1205"htm" ~

ART 1205 УДК 372.8:330.101 ^ рег. л - ■ - ■

больше походит на знакомство с экономическим словарем. Проблема заключается в том, что школьники, поступающие далее в вузы экономического профиля, теряют интерес к получению знаний, уверенные в том, что «уже все это знают». Кроме того, в процессе обучения в школе экономика воспринимается как некий абстрактный материал, далекий от реальной жизни;

- профессионально-ориентированный подход, предполагающий выработку навыков поведения в хозяйственной жизни и часто представляющий своего рода систематизацию полезных советов. Эти советы не всегда работают применительно к российской экономике, поэтому у школьников часто складывается мнение об абстрактности такого подхода и ненужности получаемых знаний. При использовании данного подхода часто делается акцент на преподавании прикладных бизнес-ориентированных дисциплин, что чревато излишним насыщением рынка труда в будущем менеджерами и экономистами [5]. Специалисты отмечают, что некая преподавательская эйфория в уверенности сделать каждого ученика предпринимателем, грозит крахом необоснованно воспитанных надежд, ибо даже решение очень трудной задачи воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей, не обеспечит тот набор случайностей или обстоятельств, которые часто независимо от воли или образованности человека делают его успешным бизнесменом. При этом узкая ориентированность экономического бизнес воспитания закроет перед бывшим учеником другие возможности самореализации на рынке труда, подчас более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств.

Наиболее приемлемым является культурно-функциональный подход, главными задачами которого являются формирование общей экономической культуры; привитие функциональной экономической грамотности; формирование способности к развитию, системы ценностей и развитие индивидуальности; выработка практических навыков хозяйственной деятельности с использованием принципов сквозного экономического образования.

Также необходимо расширить перечень изучаемых тем в рамках предмета «Экономика». При существующей ориентации на «Основы экономической теории» и «Экономики организации» необходимо достаточное внимание уделять вопросам менеджмента, что позволит выпускнику грамотно строить процесс управления как личной деятельностью, так и взаимоотношениями с окружающими, и маркетинга, что является необходимым в условиях рыночных отношений.

Таким образом, социально-экономическая направленность школы синтезирует базовые инвариативные характеристики социально-гуманитарного, информационнотехнологического, физико-математического профилей и предполагает формирование у учащихся качеств и характеристик, значимых для представителей практически всех профессий: способность к саморазвитию, социальная активность, независимость убеждений, креативность, способность к самоанализу, информационную культуру, коммуникабельность, эстетический вкус, умение принимать нестандартные решения.

В заключение хотелось бы сказать, что независимо от преподаваемой дисциплины, главным является то, чтобы процесс обучения был интересным для учащихся, ставил перед ним конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

ixi С <х»

Кислицына В. В. Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1205. - Киров, 2012 г. - U7L: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1205.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

Ссылки на источники

1. Словарь по общественным наукам [Электронный ресурс]. - URL: http://www.businessvoc.ru.

2. Социальная ситуация развития [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusmedserver.ru.

3. Методика преподавания экономических знаний [Электронный ресурс]. - URL: http://econom.nsc.ru/ jep/books/001/2.pdf.

4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - URL: http://festival. 1september.ru/articles.

5. Берман Л. Э. О перспективах и проблемах преподавания экономики в школе [Электронный ресурс]. - URL: http://vmoisto.narod.ru/ber.htm.

Kislitsyna Valentina,

сandidate of economic sciences, associate professor, chief of the commerce and marketing chair Federal public budgetary educational institution of higher professional education of Vyatka State Humanitarian University,

[email protected]

A role of economic disciplines’ teaching in social development of schoolchildren in senior age Abstract. Presently the requirements of employers increase not only to the professional level of again coming in organization employees but also to the level of their social development, ability to be responsible for executable actions and produce their estimation. All of it determines the necessity of the realized introduction of young people for socio-economic relations as early as school age. Full enough this task is answered by teaching of economy. At the same time, the analysis of curricula of general schools of Russia allowed to educe insufficient attention of developers to the object «Economy». In the new Federal state educational standard of secondary general education «Economy» is also attributed to the profile level in the list of objects on the choice of area «Social sciences».

Keywords: economy, social development, economic educating, subject of development.

КОНТ TF.TTT

научно-методический электронный журнал ART 1205 УДК 372.8:330.101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.