Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Таким образом, появление в АПК интегрированных структур позволяет не только преодолеть антагонизм интересов между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, но и обеспечить экономическую координацию рынка в целом. Интегрированные формирования восполняют недостаток в организационном, финансовом и материальном обеспечении АПК, повышают конкурентный потенциал аграрного сектора, расширяют возможности продвижения сельхозпродукции на рынок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ рынка услуг, предоставляемых элеваторными комплексами по приемке на хранение зерна и продуктов его переработки http://fas.gov.ru/
2. Осипов А. Время собирать активы: Игроки рынка концентрируют мощности // Агробизнес. 2006. № 6. С. 45-47.
3. Осипов А., Магомедов А.Н., Пролыгина Н. Тенденции развития системы хранения зерна // АПК: экономика, управление. 2006. № 7. С. 24-27.
4. Родионова О., Борбухов Н. Крупный агробизнес в АПК: современные формы и эффективность // АПК: экономика, управление. 2006. № 4. С. 28-30.
роль предприятий стройиндустрии в возрождении экономики депрессивного региона (ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
ДАУТХАДЖИЕВА М.Х.
Грозненский государственный нефтяной институт, старший преподаватель каф. «Экономика и управление в нефтяной и газовой промышленности», e-mail: [email protected].
В настоящее время довольно часто приходится сталкиваться с понятием «депрессивный регион», «депрессивная территория». К сожалению, чаще всего данный термин применяется к регионам России, в том числе и к Чеченской Республике. В послевоенный период перед ЧР остро стоит вопрос о приоритетных направлениях восстановления экономики и социальной сферы региона.
Ключевые слова: территориальная дифференциация Депрессивными территориями строительной индустрии
Коды классификатора JEL: R 33, R 58
Обязательной задачей любого государства является недопущение особо острых кризисных социальных, экономических, экологических и иных ситуаций в отдельных регионах (или снятие их остроты) как повода к появлению аномально высокой территориальной дифференциации, нежелательной ни в одном нормально функционирующем государстве. Подчеркнем, что речь идет именно об аномалиях, поскольку территориальная дифференциация как таковая - явление обычное и распространенное. В каждой стране есть относительно процветающие и, безусловно, отсталые регионы, почти в каждом городе - кварталы богатых и бедноты, «хорошие» и «нехорошие» районы. Так, на территории Чеченской Республики сложилась неординарная ситуация в связи с прошедшими военными действиями в течение долгих 10 лет, приведшими высокоразвитый регион к полной экономической и социальной разрухе.
Как свидетельствует мировой опыт, естественные территориальные различия даже общественно полезны, поскольку именно они вносят динамизм в экономически и социально оправданное размещение мест приложения труда, в структуру поселений и т.п. Государство и конкретных людей тревожат не сами территориальные различия, во многом формируемые природно-климатическими условиями, социально-историческим фактором и т.п., а именно мощная динамика спада или отставания от других регионов.
Что есть норма, и что есть аномалия территориальной дифференциации решают не столько ученые и правительства, сколько само население соответствующих регионов. Оно активно реагирует на неприемлемые региональные различия стремлением к перемене места жительства и работы, политическими выступлениями и т.д. И это вполне понятно, так как социальными индикаторами территориальных депрессий и снижения уровня жизни становится сокращение (по сравнению с другими регионами) рождаемости и продолжительности жизни, искажение демографической структуры, рост преступности и т.п. [3].
Наиболее остро территориальная дифференциация ощущается тогда, когда прежнее благополучие сменилось безнадежным упадком (кризис производства, экологическая катастрофа, военная разруха и т.д.), а люди не имеют возможности изменить место жительства и работы и перебраться в другой, более благополучный регион. Именно в таких случаях начинают говорить о депрессивных территориях и необходимости государственной селективной поддержки определенному региону.
Характеристика «депрессивность» применительно к району, региону, территории, городу и т.п. территориальным образованиям впервые получила хождение в период мирового экономического кризиса в 20-30-е годы XX в. Некоторые авторы публикаций по рассматриваемой проблеме выделяют три главных критерия депрессивности региона: спад производства, низкий душевой доход и высокая безработица.
Депрессивными территориями как объектами государственной поддержки могут считаться такие территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития; эти территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, социально организуемой поддержки извне, со стороны государства в целом. В этом должно быть заинтересовано и само государство, потому что точки депрессии рано или поздно становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений в масштабах всей страны [3].
В конкретных кризисных условиях России, когда депрессия становится общерегиональной и общехозяйственной, вышеперечисленное определение пришлось бы распространить практически на все производственно-хозяйственные структуры и на все регионы и, следовательно, выхолостить специфическое содержание проблемы. Поэтому в настоящее время российскими депрессивными территориями, могущими претендовать на государственную поддержку, следует считать только те, в пределах которых темпы спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии, предоставлении социальных услуг и т.п., - выше как общероссийских, так и макрорегиональных. Степень же такого превышения (степень депрессивности) есть показатель аномальной остроты проблемы
и, одновременно, приоритетности ее решения.
Не менее важным в понятии «депрессия» является его прямой смысл - «спад», «подавление» (лат. - depressio), то есть ухудшение после периода подъема или нормального функционирования. Истинная трагедия депрессивных территорий, не в том, что это по определению «гиблое место», а в том, что ранее это место не было «гиблым». Поэтому депрессивность должна оцениваться одновременно по двум шкалам аномальных ухудшений: по сравнению с другими территориями и по сравнению со своим собственным прежним состоянием.
В большинстве современных исследований определение «депрессивный» (а, следовательно, и необходимость конкретной государственной поддержки) распространяется на регион (субъект федерации), а иногда и на группу сопредельных регионов. При этом более локальные депрессивные образования рассматриваются как допустимый, но не основной объект, учитывая ранее высказанные соображения об общероссийской депрессии и о высокой внутрирегиональной дифференциации состояния и условий территориального развития. Отнесение к числу депрессивных таких крупных территориальных образований, как субъект федерации или группа субъектов федерации, лишь зафиксирует сам факт крупномасштабности проблемы, но не позволит результативно применить для изменения ситуации специфические методы борьбы с депрессиями.
Опираясь на все вышесказанное, на наш взгляд, Чеченскую Республику с полным правом можно отнести к разряду депрессивных территорий.
До известных событий 1994 г. Чеченская Республика обладала мощнейшим промышленным потенциалом на Северном Кавказе, были развиты нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, строительная индустрия, машиностроение, приборостроение, пищевая и легкая промышленность.
Сложившаяся к началу 90-х годов ХХ в. специализация промышленности республики определялась нефтедобычей и нефтехимией.
В г. Грозном находилась половина промышленных предприятий, включая все нефтеперерабатывающие, нефтехимический и химический заводы, а также большая часть машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий.
Дестабилизация политической обстановки и военные действия 1994-2000 гг. привели к развалу экономики, социальной сферы и обнищанию населения. Экономике Чеченской Республики был нанесен колоссальный ущерб. До 70% был разрушен ее экономический потенциал, особенно нефтепереработка, нефтехимия и машиностроение. Существенные разрушения получили инфраструктура и социальная сфера [1].
В этой ситуации неоспоримо встает вопрос о возрождении экономики и социальной сферы ЧР и поиска путей выхода республики из депрессивного состояния.
Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2001 году (на 2002 год и последующие годы) (далее именуется - Программа). В Программе определены первоочередные меры восстановительных работ, которые разрабатываются и утверждаются на год.
Программа направлена на:
- восстановления системы жизнеобеспечения в республике, в том числе объектов энерго-, газо- и водоснабжения, здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и транспортной инфраструктуры, связи и средств массовой информации;
- обеспечение социальных гарантий, в том числе выплаты пенсий, пособий, заработной платы жителям республики;
- обеспечение занятости значительной части населения ЧР;
- восстановления базовых отраслей экономики республики - агропромышленного и нефтегазового комплексов, строительной индустрии.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
К сожалению, на сегодняшний момент (т.е. к началу 2008 г.) далеко не все задачи, предусмотренные Программой, выполнены.
Актуальность возрождения и развития строительной индустрии обусловлена теми колоссальными масштабами строительно-восстановительных работ, которые предстоит осуществить в ЧР. Особая роль здесь принадлежит промышленности строительных материалов.
В настоящее время к промышленности строительных материалов, которая является материальной базой стройиндустрии, предъявляются требования по обеспечению потребности капитального строительства в экологически чистых, экономичных, современных по дизайну видах продукции повышенного качества и эксплуатационной стойкости.
Промышленность стройматериалов и изделий потребляет более 20 видов минерального сырья, используя при этом свыше 100 наименований горных пород, и относится к крупнейшим горнодобывающим отраслям экономики России [2].
Сырьевые ресурсы являются одним из важнейших факторов, влияющих на развитие промышленности стройматериалов и стройиндустрии. Сырьевая база в значительной мере определяет размещение предприятий большинства подотраслей.
В Чеченской Республике в довоенный период функционировала развитая производственная база стройиндустрии и промышленности строительных материалов, в том числе цементный завод мощностью 1200 тыс. тонн цемента в год, заводы крупнопанельного домостроения и железобетонных конструкций мощностью 200 тыс. кв. метров жилья и 160 тыс. куб. метров, заводы железобетонных конструкций № 1 и 2 в г. Грозном мощностью 210 тыс. куб. метров железобетона, цех столярных изделий объемом производства 54 тыс. кв. метров, цех керамзитового гравия мощностью 110 тыс. куб. метров; два комбината стройматериалов в г. Грозном, завод силикатных строительных материалов и кирпичный завод в г. Гудермесе общей мощностью 230 млн. штук условного кирпича, 10 тыс. тонн извести, 9 тыс. тонн гипса в год, карьероуправление мощностью 1570 тыс. куб. метров нерудных строительных материалов и ряд других объектов[4]. Степень разрушения этих предприятий в ходе военных действий превысила 50% и в настоящее время идет процесс их восстановления, который, к сожалению, пока целиком и полностью зависит от финансирования из «центра».
Одной из важнейших проблем, в ходе восстановления стройиндустрии и ее материальной базы, является оценка и анализ имеющегося ресурсного потенциала и, прежде всего, природных ресурсов.
Как известно, главным источником для получения строительных материалов являются горные породы, их используют как сырье для изготовления керамики, стекла, металла, тепло- и гидроизоляционных материалов, а также для производства неорганических вяжущих веществ - цементов, извести и строительного гипса. Песок, гравий и щебень применяют в качестве заполнителей для бетонов и растворов.
В Чеченской Республике имеются сырьевые ресурсы для производства многих видов строительных материалов. В частности, республика наиболее обеспечена керамзитовым, песчано-гравийным и цементным сырьем, кроме того, довольно значительны запасы кирпично-черепичного сырья. Однако следует отметить, что геологическая оценка соответствующих запасов не производилась с 1992 года, и сегодня довольно остро стоит вопрос об определении размеров потерь и перспектив разработки соответствующих месторождений [4].
Важнейшим фактором, который необходимо учитывать при разработке программы восстановления стройиндустрии республики, является удовлетворение собственных потребностей в строительных материалах, а также перспективы их реализации за пределами республики.
Как видно из данных таблицы 1, стройиндустрия ЧР способна обеспечить себя практически всеми видами строительных материалов, за исключением кровельных, теплоизоляционных материалов, линолеума и металлоконструкций [4]. Дефицит в данных строительных материалах может быть сведен к минимуму в случае введения в эксплуатацию на коротком временном интервале необходимых производственных мощностей, а также развития частных предприятий малого и среднего предпринимательства, поставок из соседних регионов России.
При формировании перечня восстанавливаемых предприятий стройиндустрии ЧР следует принимать во внимание ранее существовавшие и подлежащие восстановлению объекты и потребность в организации новых. При этом следует учитывать:
- необходимую номенклатуру продукции, возможной к производству в республике;
- необходимые объемы продукции, исходя из общих параметров Программы и других целевых программ;
- размещение производств с учетом наличия сырьевых баз, трудовых ресурсов, инфраструктуры.
Из приведенного перечня основных строительных материалов две позиции (цемент и паркет) могут производиться на территории республики с экспортной перспективой. В связи с этим данные предприятия могут быть признаны приоритетными при формировании бюджета для финансирования восстановления и развития строительной индустрии ЧР.
31 э
Таблица 1
Анализ соответствия потребности в строительных материалах и оптимальной мощности предприятий строительной индустрии Чеченской Республики (в период до 2010 г.)
Наименование строительных материалов 5 го и Ч Ш Прогнозируемые производственные мощности предприятий стройиндустрии ЧР Потребности в расчете на строительство ЖФ, ЖКХ и СИ Потребности в расчете на строительство ЖФ, ЖКХ и СИ, промышленные объекты и непредвиденные строит. работы Экс-порт Импорт
объем доля,% объем доля,%
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Керамзит тыс. м3 300 261 87 366 122
Кирпич млн. усл. шт. 600 480 80 672 112
Сантехоборудование тыс. компл. 250 214 86 299 120
Кровельные материалы тыс. м2 300 11927 3976 16698 5566 11627
Паркет тыс. м.2 600 132 22 185 31 415
Линолеум тыс. м.2 1200 2609 217 3653 304 1409
Керамич. плитка тыс. м.2 1500 2197 146 3076 205
Цемент тыс. т. 1200 759 63 1062 89 138
Известь тыс. т. 290 242 83 339 117
Сборн. железобетон тыс. м3 350 329 94 461 132
Товарный раствор тыс. м3 1390 1514 109 2120 152
Металлоконстр. тыс. т. 22 192 873 269 1224 170
Теплоизоляция тыс. м3 4 307 8780 430 12292 303
Щебень тыс. м3 2100 1904 91 2665 127
Песок тыс. м3 2700 2433 90 3407 126
ЛИТЕРАТУРА
1. Гранберг А.Г., Грудинин М.Ю. Доклад. Анализ и оценка современной социально-экономической ситуации в Чеченской Республике. М, 2004.
2. Казас М.М. Экономика строительных материалов и конструкций: Учебное пособие.- М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2004г. 320 с.
3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. Изд. Стереотипное. М.: Эдиториал УРСС, 2003. 368с.
4. Материалы Департамента промышленности строительных материалов и стройиндустрии при Правительстве ЧР.
ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТА НЕЧЕТКИХ КАТЕГОРИЙ В УПРАВЛЕНИИ экономикой региона
ГАМАЛЕЙ Я.В.
Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», доцент кафедры банковского дела, кандидат экономических наук, 344006, г. Ростов-на-Дону ул. Б. Садовая ул. 69.
Обосновано применение нечетких категорий при решении задач управления регионом. Предложена методика построения нечетких регрессионных уравнений с разными уровнями принадлежности и решены задачи управления регионом на этой основе.
Ключевые слова: управление регионом, неопределенность среды, нечеткие категории, множественная регрессия, нечеткая цель, нечеткие ограничения
Коды классификатора JEL: C 35
Региональная экономика функционирует в неполностью определенной среде, что создает трудности принятия обоснованных решений. Основные модели региональной экономики носят детерминированный характер [2, 4], но практика управления регионом ставит новые задачи выбора решений в условиях неоп-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2