Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
«НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / РЕГУЛИРУЮЩАЯ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» / «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА» / «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» / «АГЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ» / «МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цветикова Татьяна Викторовна, Оксамытный Виталий Васильевич

Для повышения правовой культуры будущих сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации на общественном и государственном уровнях, необходимо уделять повышенное внимание образовательному процессу и содержанию учебных материалов в организациях, осуществляющих подготовку соответствующих кадров. В данном случае речь идет не только о качестве обучения и отношении к нему конкретных индивидов, но и об их желании впоследствии применять полученные компетенции на практике. Нельзя здесь не учитывать и степень совершенствования профессионального правосознания: именно его незрелость приводит к инцидентам, связанным с именами таких недобропорядочных сотрудников правоохранительной системы, как Евсюков Д. В., работники ОП «Дальний» в Татарстане, участкового 75-го отдела полиции по Невскому району Д. Назарова и т.д. Из приведенных примеров следует, что в формировании профессиональной правовой культуры будущих правоохранителей должны участвовать не только агенты ближайшего окружения (родители и иные родственники, друзья и знакомые), но также преподаватели и должностные лица тех структур, в которых предоставляются места для прохождения учебных и профессиональных практик студентам и выпускникам специализированных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цветикова Татьяна Викторовна, Оксамытный Виталий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LEGAL CULTURE IN THE TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In order to improve the legal culture of future law enforcement officers of the Russian Federation at the public and state levels, it is necessary to pay increased attention to the educational process and the content of educational materials in organizations that train relevant personnel. In this case, we are talking not only about the quality of training and the attitude of specific individuals to it, but also about their desire to subsequently apply the acquired competencies in practice. It is impossible not to take into account the degree of improvement of professional legal awareness here: it is his immaturity that leads to incidents related to the names of such dishonest law enforcement officers as Evsyukov D. V., employees of the OP “Dalny” in Tatarstan, the precinct 75th police department in the Nevsky district D. Nazarov, etc.From the examples given, it follows that not only agents of the immediate environment (parents and other relatives, friends and acquaintances) should participate in the formation of the professional legal culture of future law enforcement officers, but also teachers and officials of those structures in which places for training and professional practices are provided to students and graduates of specialized educational institutions.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Роль правовой культуры в подготовке сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации

Цветикова Татьяна Викторовна,

аспирант, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского» E-mail: tatyna.76@inbox.ru

Оксамытный Виталий Васильевич,

д.ю.н., профессор, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова E-mail: Oxamytnya@mail.ru

Для повышения правовой культуры будущих сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации на общественном и государственном уровнях, необходимо уделять повышенное внимание образовательному процессу и содержанию учебных материалов в организациях, осуществляющих подготовку соответствующих кадров. В данном случае речь идет не только о качестве обучения и отношении к нему конкретных индивидов, но и об их желании впоследствии применять полученные компетенции на практике. Нельзя здесь не учитывать и степень совершенствования профессионального правосознания: именно его незрелость приводит к инцидентам, связанным с именами таких недобропорядочных сотрудников правоохранительной системы, как Евсюков Д.В., работники ОП «Дальний» в Татарстане, участкового 75-го отдела полиции по Невскому району Д. Назарова и т.д.

Из приведенных примеров следует, что в формировании профессиональной правовой культуры будущих правоохранителей должны участвовать не только агенты ближайшего окружения (родители и иные родственники, друзья и знакомые), но также преподаватели и должностные лица тех структур, в которых предоставляются места для прохождения учебных и профессиональных практик студентам и выпускникам специализированных образовательных учреждений.

Ключевые слова: «нормативно-правовая база, регулирующая процесс формирования правовой культуры сотрудников правоохранительной системы»; «профессиональная правовая культура»; «образовательный стандарт подготовки сотрудников правоохранительной системы»; «агенты формирования правовой культуры сотрудников правоохранительных органов»; «меры по предупреждению и предотвращению противоправных деяний сотрудников правоохранительных органов».

сч о см

Введение

Сотрудники правоохранительных органов играют ключевую роль в обеспечении, как общественного порядка, так и национальной безопасности Российской Федерации. Поэтому властные структуры и специализированные организации и учреждения уделяют повышенное внимание процессу формирования правосознания и профессиональной правовой культуры этих субъектов.

В системе образования государства имеются учреждения, которые непосредственно занимаются подготовкой кадров для сферы, связанной с правоприменительной деятельностью. Они существуют в структурах ФСБ, МВД, таможенных органов и т.д.. Несмотря на то, что выпускники соответствующих заведений должны быть примером законопослушного поведения для других граждан, в последние годы участились случаи, когда именно сотрудники правоохранительной системы становятся на преступный путь, что делает актуальным рассмотрение методов и подходов, используемых образовательными учреждениями специализированного типа в подготовке специалистов данной категории.

Целью данной публикации является рассмотрение сущности правовой культуры будущих блюстителей закона. Она реализуется через постановку следующих задач: а) рассмотрение специфики методов формирования правовой культуры будущих сотрудников правоохранительных органов; б) проведение сравнительного анализа указанного процесса с подходами развития указанного элемента у других граждан; в) представление рекомендаций по формированию правовой культуры сотрудников специализированных подразделений в современных условиях в Российской Федерации, в т.ч. с учетом зарубежного опыта.

Объектом исследования является категория «правовая культура» в целом; предметом рассмотрения в рамках представленной статьи можно отметить процедуру становления данного элемента в сознании и поведении сотрудников органов правоохранительной системы.

Требования к профессиональной подготовке соответствующих специалистов устанавливаются образовательным стандартом, а также нормативно-правовыми актами, в частности Федеральными законами РФ «О полиции»; «О Федеральной службе безопасности»; «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и т.д..

Историография проблемы представлена в статьях Оксамытного В.В., Белецкой Я.А., Бавсун И.Г.,

Баландина А.Л., диссертационном исследовании Павлова О.Ф. и т.д..

Методологическая база данной публикации включает в себя такие приемы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, прогнозирование.

Через исследование уровня правосознания и правовой культуры служителей закона можно сделать вывод о состоянии данных элементов у обычных граждан. Неслучайно специалисты уделяют повышенное внимание разработке и внедрению квалификационных требований к профессиональной подготовке специалистов этой группы.

Разработчики выделяют как общие, так и специальные параметры при организации образовательного процесса будущих правоохранителей. Все они регулируются Федеральным государственным образовательным стандартом 40.02.02. Правоохранительная деятельность. Данный документ предполагает подготовку соответствующих должностных лиц как в организациях среднего профессионального образования, так и в высших учебных заведениях.

Квалификация будущих специалистов затрагивает юридическую специализацию либо в сфере осуществления оперативно-служебной работы, либо в организационно-управленческих подразделениях.

Кроме унифицированных к другим специальностям требований, для юриста в области осуществления правоохранительной деятельности имеют место такие общие компетенции, как установление психологического контакта с окружающими; выполнение профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного долга; проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважение права и закона; наконец, организовывать свое существование, согласно понятиям о здоровом образе, что предполагает систематическую физическую подготовку, которая является необходимым элементом для выполнения субъектом возложенных на него социальных и профессиональных обязанностей.

Помимо общих компетенций, выделяются профессиональные стандарты по двум вышеуказанным направлениям. Так, оперативно-служебная деятельность предполагает, что субъект должен, во-первых, точно квалифицировать факты, события и обстоятельства, чтобы разграничивать преступные посягательства от проступков; а также вычленять ситуации необходимой обороны, крайней необходимости, тяжелого стечения обстоятельств и профессионального риска, которые освобождают гражданина от юридической ответственности; во-вторых, все рабочие действия указанных сотрудников должны подчиняться действующим законодательным нормам, как материальным, так и процессуальным (подобные требования связаны с тем обстоятельством, что сама деятельность подразделений специализируется на стимулировании населения к соблюдению и исполнению актуальных норм права).

Далее указываются объекты защиты сотрудников правоохранительной системы: сюда относят общие законность и правопорядок; безопасность

личности, общества и государства; общественный порядок.

Основные функции указанного подразделения обусловлены выявлением, раскрытием и расследованием преступлений и иных правонарушений, согласно профилю подготовки; выполнением оперативно-служебных мероприятий; осуществлением технико-криминалистического и специального технического обеспечения данных операций.

Для их реализации допускается также применение мер административного пресечения правонарушений с использованием при необходимости физической силы и средств специального назначения (газового или огнестрельного оружия; резиновых дубинок; электрошокеров и т.д.).

При необходимости сотрудники оперативных подразделений должны обладать навыками оказания первой медицинской помощи не только потерпевшим, но и задержанным.

В своей повседневной работе данные специалисты обязаны соблюдать режим секретности, установленный законодательством Российской Федерации. Это положение предполагает, в частности, защиту сведений, составляющих государственную тайну и иной конфиденциальной информации.

Свою деятельность сотрудники правоохранительной системы осуществляют во взаимодействии со служащими других профильных структур, должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, активистами трудовых коллективов и отдельными гражданами.

Для того, чтобы качественно выполнять возложенную на них миссию, сотрудники правоохранительной системы указанного подразделения сами должны быть примером высокой правовой грамотности и культуры.

Что касается организационно-управленческой структуры, то для ее сотрудников характерна координация работы малых групп для выполнения ими служебных задач, в т.ч. в нестандартных и экстремальных ситуациях. Кроме того, они осуществляют документированное обеспечение осуществления оперативных мероприятий, т.е. от их добросовестности зависит своевременность отправления материалов в надзорные и судебные инстанции, что позволяет исполнить в реальности принцип неотвратимости наказания, с одной стороны, и не допустить к наложению санкций на невиновного человека.

Таким образом, уже в самом образовательном стандарте по подготовке специалистов среднего звена в области правоохранительной деятельности закладывается необходимость формирования у них высокого уровня правосознания и правовой культуры. [1]

В дальнейшем положения образовательного стандарта по данной специализации находят свое отражение в утвержденных квалификационных требованиях к уже действующим сотрудникам. [2, с. 35-41 ]

Они разрабатываются с учетом вида трудовой деятельности, обладающего определенной степенью точности, сложности и ответственности, что

5 -о

сз

<

см о см

закрепляется тарификацией. Также рассматривается конкретный вид работы, что уже указывалось при представлении положений образовательного стандарта для сотрудников правоохранительной деятельности.

Среди общих квалификационных требований к действующим сотрудникам правоохранительной системы фигурируют российской гражданство; владение русским языком; а также отсутствие ограничений, установленных законодательством государства: в частности, отсутствие противопоказаний по физическому или психическому состоянию здоровья, непогашенной и неснятой судимости, как у самого соискателя, так и у его ближайших родственников.

Далее квалификационные требования разделяются на 6 категорий, начиная от руководителей и старшего (начальствующего) звена любого органа правоохранительной системы и заканчивая оперативными структурами.

Так, для первой категории сотрудников рассматривается в качестве обязательного критерия опыт работы по выбранному профилю; они также должны обладать навыками координации и осуществлять контроль за работой подчиненных. Для лучшего выполнения возложенных на них функций руководителям подразделений необходимо воспитательными приемами и обладать коммуникативными навыками для взаимодействия с сотрудниками не только собственной, но и других структур.

Для остальных сотрудников в большей степени является актуальным пригодность к активным действиям, включающим применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия любых марок.

Особо пристальное внимание специалисты уделяют квалификационным требованиям по направлению «Сотрудник органов внутренних дел». Предполагается, что лица, занятые в указанной сфере должны активно осуществлять противодействие терроризму и экстремизму, прежде всего в подразделениях дознания и кинологической службе.

Помимо разграничения требований для различных категорий сотрудников правоохранительной системы, имеется градация должностных обязанностей по половому признаку. Прежде всего, это касается видов оперативных мероприятий, к которым могут быть привлечены мужчины или женщины, а также к проблемам применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Несмотря на представленные разграничения в квалификационных требованиях сотрудников разных подразделений органов правоохранительной системы, они в обязательном порядке предполагают формирование у соответствующих лиц высокого уровня правосознания и правовой культуры, что подтверждается необходимостью осуществления любых оперативных операций в соответствии с законом. Только законопослушные сотрудники органов правоохранительной системы могут сформировать вокруг себя высококвалифицированные кадры соответствующих служб и сами стать их частью.

Разработанные требования по подготовке сотрудников правоохранительной системы подчиняются основам законодательства РФ, регулирующим работу соответствующих подразделений. Так, целями деятельности служб УВД являются: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; если цель исправления правонарушителя достигнута, то любые манипуляции, связанные с ограничением прав и свобод конкретного лица прекращаются; наконец, в ходе расследований противоправных деяний следственным органам запрещается прибегать к пыткам, насилию, жестокому или иному унижающему человеческое достоинство обращение к подозреваемому или осужденному субъекту. [3, ст. 5].

Имеются определенные нюансы в работе более специализированных подразделений органов правоохранительной системы. Так, сотрудники Федеральной службы безопасности, помимо указанных положений, в своей работе должны соблюдать принципы конспирации и сочетания гласный и негласных методов и средств деятельности. [4, ч. 1 ст. 5].

Широкий перечень ограничений предусматривается для статуса сотрудника таможенной службы. Так, он не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогики, науки и иного творчества; не может совмещать свои функции с законотворческой миссией; заниматься предпринимательством, как самостоятельно, так и через доверенных лиц; быть членом коммерческой организации; состоять поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных структурах; использовать материально-техническую базу, информационное обеспечение, финансовые средства, другое государственное имущество для удовлетворения личных потребностей; получать гонорары и вознаграждения за выступления, связанные со служебной деятельностью; получать от физических и юридических лиц какие-либо подарки, денежные вознаграждения, ссуды, средства на оплату отдыха, развлечений, предметов роскоши; принимать без разрешения Президента РФ награды и специальные и почетные звания иностранных государств, представительств международных и иностранных организаций; использовать средства физических и юридических лиц при выезде в служебные командировки, за исключением случаев, когда подобное предусматривается двусторонними договорами меду государствами. [5, ч. 2 ст. 7]

К сожалению, в последние годы нередко фиксируются случаи нарушения законодательства указанными лицами. Особо много правонарушений в правоохранительной системе, по оценке отдельных специалистов, совершается сотрудниками органов внутренних дел (до 95% преступных посягательств в правоохранительной системе) [6, с. 91-99]. В частности, указывается ряд случаев сокрытия материалов оперативных разработок или уголовных дел для будущего шантажа или угроз в адрес виновного лица.

Как отмечают специалисты, крупные российские банки не находятся под контролем бандитских

группировок, т.к. выполняют роль мест сосредоточения дополнительного дохода для неблагонадежных правоохранителей.

Нередко сотрудники правоохранительных органов совершают посягательства в составе преступных группировок. Это, несмотря на то, что еще в 2008 г. был разработан и принят приказ МВД «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». Данный документ оказался неэффективным с первых дней внедрения, поскольку руководство данной структуры предпочитает использовать репрессивные, а не предупредительные меры, что повышает уровень латентности в сфере должностных правонарушений указанных лиц.

Для того, чтобы как-то исправить ситуацию было предложено разработать и внедрить следующие квалификационные требования, как к начальствующему, так и к оперативному составу органов внутренних дел, которые могут быть распространены и на другие подразделения [7, с. 74-78]. Они включили в себя внедрение квалификационных параметров для начальствующего состава и нижестоящих сотрудников; конкурсный отбор кандидатов на конкретные должности, включая проведение квалификационного экзамена; периодическая аттестация личного состава подразделений органов, входящих в правоохранительную систему государства. Указывается, что сотрудники правоохранительной системы личного состава, помимо профессиональных знаний и компетенций, должны обладать высокими личными, деловыми и моральными качествами.

Более конкретные требования разрабатываются, исходя из профессиональной работы конкретного лица (в настоящее время в органах внутренних дел существует 26 подразделений, которые включают структуры штабного и следственного характера; кадровые, тыловые, финансовые, правовые и иные службы). Для каждой из них существуют свои требования, утвержденные единой системой МВД России.

Помимо повышенного внимания к образованию и профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов как гарантии формирования у них высокой правовой культуры, предусматриваются специфические меры содержания провинившихся субъектов, осуществлявших свою работу в соответствующей системе [8]. В зависимости от совершенных правоохранителями противоправных деяний различают места их содержания облегченного или строгого характера. Первая разновидность содержания арестантов предполагает нахождение в корпусах с комнатами на 4-х человек. На средства заключенных подобные места благоустраиваются оранжереями, зонами досуга и т.п.. Лица, находящиеся на подобном режиме содержания, могут ходатайствовать о переводе их в колонию-поселение. Если арестант неоднократно нарушает правила содержания, он может быть переведен в места строгого режима, в т.ч. к рецидивистам, которые размещаются, как правило, в бараках.

Для телефонных звонков родным и близким в соответствующих учреждениях устанавливается телефон-автомат. При этом для каждого отряда устанавливается график переговоров и их продолжительность в расчете на одного человека. Телефон-автомат адаптирован к городским телефонным картам, которые могут послать как родственники в составе посылок или передач, так и приобрести сам заключенный. В колониях общего режима для бывших сотрудников правоохранительных органов сняты также ограничения на использование мобильных телефонов.

Из числа наиболее активных и законопослушных арестантов администрация соответствующих учреждений формирует сектор помощников, которые следят за дисциплиной и порядком в отдельных подразделениях заключенных.

Подобно обычной системе функционирования колоний, в них предусмотрена организация различных видов работ для лиц, не задействованных в административной службе. Так, имеется швейное производство, столярные мастерские, подсобные хозяйства, некоторые лица заняты уборкой помещений.

Постепенно производственная система в колониях заменяется Центрами трудовой адаптации осужденных (ЦТАо), что является нововведением в сравнении со старой системой воспитания заключенных. Привлечение к трудовой деятельности в основном предусматривается для субъектов, отбывающих наказание за какие - либо долги или в качестве штрафных санкций, а также различных видов материальных взысканий.

Продолжительность трудовой деятельности для бывших силовиков составляет 7 часов в день. Отмечается, что оборудование ряда предприятий пенитенциарных учреждений устарело, в связи с чем сокращается численность лиц, привлекаемых к выполнению трудовых функций производственного характера.

Организуется соответствующим образом и досуг заключенных: имеются библиотеки, комнаты воспитательной работы, где находятся телевизор, столы с настольными играми; если предусмотрены клубы, то в них организуются различного рода кружки, в частности, по рисованию или обучению игре на каком-нибудь инструменте.

Для культурного просвещения в конце каждой недели проводятся концерты или кинопоказы.

Количество свиданий с родными и близкими и их продолжительность в течение года также регламентируется: если лица находятся на обычном содержании, то они имеют право на 3 краткосрочных и столько же длительных встреч; при облегченном режиме предусматривается по 4 краткосрочных и долгосрочных свидания; наконец, субъекты, находящиеся на строгом содержании могут р рассчитывать только на 2 краткосрочных и 1 дол- Д госрочное свидания за год. Е

Исключение из указанных правил составляют К заключенные колоний - поселений, где количество ё свиданий с родными и близкими не ограничено, у как и их продолжительность. А

В принципе для привилегированных мест содержания бывших сотрудников правоохранительной системы также устанавливается деление на касты, хотя оно намного проще, чем для обычных арестантов, и касается, прежде всего, уволенных за правонарушения сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

Наиболее привилегированным подразделением являются активисты, в состав которых входят помощники администрации, в функции которых включается поддержание дисциплины и порядка в среде осужденных.

Основную массу составляют работяги, которые задействованы на производственных службах по установленным графикам.

Наконец, низшую ступень заключенных оставляют «отделенные», которые совершают постыдные преступления в глазах даже криминального сообщества. В эту категорию попадают как лица, совращающие несовершеннолетних или занимающиеся гомосексуализмом, так и субъекты, замеченные в кражах имущества у сокамерников.

Решение о перемещении лица в столь низкую категорию принимается заключенными, повторно попавшими в места заключения («второходами»). Эти субъекты выполняют самые грязные работы, сокамерники предпочитают не здороваться с ними и не сидеть за одним столом.

Имеются и такие осужденные из числа бывших сотрудников органов правоохранительной системы, которые живут автономно и не относятся к какой-либо из указанных категорий.

Таким образом, можно сказать, что для заключенных из состава бывших служителей закона предусматриваются более льготные условия содержания, чем для обычных арестантов, что не всегда способствует деятельному исправлению указанных лиц.

Причем статистика все чаще фиксирует правонарушения сотрудников правоохранительных органов в отношении своих коллег. Так, один из инспекторов ДПС Санкт-Петербурга во время следственных действий причинил телесную травму дежурной оператив-нице.[9] Данное деяние предусматривает ответственность за превышение должностных полномочий.

В Тверской области во время охоты, в которой участвовал генерал - лейтенанта О. Баранова. егеря подстрелили человека. Свидетелем данного происшествия был начальник Главного управления МВД по Москве. Однако, сам «потерпевший» об этом случае не указал в отчете за 2021 г.. Как подозревают, его проступок не был предан огласке, поскольку О. Баранов является хорошим знакомым главы МВД Колокольцева. [10]

Наконец, наиболее вопиющий пример беззакония со стороны правоохранителей, произошел в г. Уфа, где еще в конце октября 2018 г. руководи-5= телю одного из полицейских участков изнасилова-— ли свою коллегу -дознавательницу Гульнар Фатх-^ лисламову. Два виновных при этом получили нака-^ зание в виде 7-ми лет лишения свободы, а третий Ц участник ограничился пятилетним сроком, ввиду

наличия смягчающего обстоятельства - беременности жены. [11]

Еще более диким является то, что в кассационной инстанции в ноябре 2020 года суд общий юрисдикции полностью отменил обвинительное решение Верховного Суда Башкирии, фактически оправдав насильников в погонах.

Уже, согласно анализу данных за 2016 г., за вынесение неправосудных приговоров (ст. 305 УК РФ) были осуждены два человека; за незаконное освобождение от уголовной ответственности по ст. 300 УК РФ приговорены к мерам воздействия три человека; за фальсификацию доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности подвергнуты санкциям 100 человек; по ч. 1 ст. 312 УК РФ «Растрата, отчуждение, сокрытие, передача имущества, подвергнутого описи или аресту» наказано 600 человек. [12, с. 32-37].

В преступлениях, связанных с коррупцией, за 2017 г., по официальным данным было осуждено 12 тыс. человек из общего числа преступников данной категории в 1 млн 117 тыс.. [13]. Наибольшее количество правонарушений указанного типа было зафиксировано в Центральном и СевероЗападном федеральных округах (811 и 761 случай, соответственно); по 500 примеров выявлено в Приволжском и Южном федеральных округах.

Лидируют в списке преступников в погонах служащие МВД (28,8%); затем идут представители Федеральной службы исполнения наказаний и судебные приставы (на их долю приходится, соответственно, 8,3% и 6,9%).

Менее значительное число правонарушений приходится на госпожнадзор в составе МЧС (2,6%) и представителей таможенной службы (1,7%).

Наконец, на последнем месте по совершению противоправных деяний находятся служащие ФСБ (105 случаев) и СКР (72 эпизода), что в общей сложности составляет менее 1% от всех преступных посягательств.

Хотя приведенные цифры не значительны, в целом подобные примеры свидетельствуют не только о необходимости повышения уровня правовой культуры у служителей закона, но также и заставляют проанализировать систему субординации внутри отдельных подразделений, в которых представители руководящего состава не гнушаются унижать своих подчиненных. Они могут выругаться на нижестоящих сотрудников и это при том, что в подразделениях предусмотрена психологическая служба, работающая над предотвращением нервных срывов и психологического давления. Следовательно, ее роль фактически сведена к «нулю».

Положение можно исправить, по мнению ряда экспертов, если разработать мероприятия по обеспечению чистоты рядов сотрудников правоохранительной системы. Решение проблемы будет более эффективным, если в его разработку и принятие вмешается Президент Российской Федерации.

Для укрепления законности и правопорядка в рядах сотрудников правоохранительных орга-

нов, прежде всего, нужно обеспечить совершенную нормативно-правовую базу, которая, с одной стороны разграничит функции между различными подразделениями правоохранительной системы, с другой стороны, обеспечит реализацию теоретических положений в реальных условиях. [14, с. 3-7].

Кроме того, обращается внимание на методики формирования профессиональной правовой культуры в специализированных учебных центрах подготовки сотрудников правоохранительных органов, действующих, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Нижним Новгороде, Омске и т.д.. [15] Актуальность проблемы формирования соответствующего поведения у служителей закона видится автору, прежде всего, потому, что были сломлены ценности, существовавшие в советское время, когда выполнение нормативных положений было долгом каждого гражданина и отступление от них жестоко пресекалось уполномоченными государственными структурами.

Геополитические тенденции современного мира предполагают знакомство служителей закона не только с основами национального законодательства, но и с правилами, существующими в других странах. Таким образом, профессиональная правовая культура современного сотрудника правоохранительной системы связана не только с наделением конкретного субъекта определенными полномочиями и созданием условий для их реализации, но также и с формированием ответственности за последствия своих действий.

Наконец, в широком смысле профессиональная правовая культура может быть рассмотрена, с одной стороны, как часть общекультурных ценностей, с другой стороны, в качестве меры ограничений поведения лица, которое осознает, что в обществе разрешено только то, что прямо не запрещено законом. [16]

Вывод

Хотя, согласно официальным данным количество правонарушений в среде сотрудников правоохранительных органов в целом незначительно, но сам факт подобного явления не приемлем: ведь указанные лица должны быть примером для рядовых граждан в соблюдении норм закона и правопорядка.

Поэтому, исследователи и специалисты предлагают ряд мероприятий теоретического и практического характера для повышения профессиональной правовой культуры у сотрудников правоохранительной системы.

Во-первых, рекомендуется тщательно подходить к разработке и утверждению Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Правоохранительная деятельность» и квалификационных требований к должностным лицам, функции которых входят в указанную систему.

Во-вторых, предлагаются методики формирования в комплексе профессиональных правосозна-

ния и правовой культуры соответствующих специалистов, когда они не только будут знать законы и подзаконные акты, но и понимать их значимость в окружающей действительности, руководствоваться ими в своей повседневной жизни.

Далее предлагается отделить места содержания осужденных силовиков от других категорий заключенных. Но при этом бывшим правоохранителям нужно создавать не льготные, а более жесткие условия содержания. Только тогда можно надеяться на действенное раскаяние и исправление заключенных правоохранителей.

Наконец, нельзя не учитывать и положительные черты зарубежного опыта формирования профессиональной правовой культуры, что подразумевает и совершенствование специальной нормативно-правовой базы, и оптимизацию рабочего времени и его оплаты, и обязательное введение основ профессиональной этики. [17, с. 107-113].

В целом же современные западные идеологи предлагают формировать профессиональную правовую культуру любого рабочего или служащего, включая сотрудника правоохранительной системы, на личной ответственности и сознательности, которая постепенно будет распространяться на все общество.

Если же число правонарушений в среде служителей закона не только по официальной статистике, но и по существу будет сведено к нулю, то и общий уровень правовой культуры в скором времени будет повышен.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность от 12.05.2014 г. № 509;

2. Белецкая Я.А. Квалификационные требования к сотрудникам органов внутренних дел, нормативные критерии их установления. // «Полицейская деятельность», 2019, № 3. - С. 35-41;

3. Федеральный закон РФ «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3 - ФЗ (ред. от 21.12.2021 г. № 424 -ФЗ) - Ст. 5;

4. Федеральный закон РФ № 40-ФЗ от 03.04.1995 г. (ред. от 04.08.2022 г.) «О Федеральной службе безопасности» - ч. 1 ст. 5;

5. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 30.04.2021 г.) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» - ч. 2 ст. 7;

6. Баландин А.Л. Понятие профессиональных преступлений, совершаемых сотрудниками внутренних дел. // «Вестник Омского универ- 5 ситета». Серия «Право». 2020. Т. 17, № 2. - д С. 91-99; Ц

7. Бавсун И.Г. Перспективы формирования про- К фессионального стандарта сотрудника органов ё внутренних дел. // «Вестник Омской юридиче- А ской академии». 2016, № 2 (31). - С. 74-78; А

8. «Как отбывают наказание бывшие сотрудники-силовики, правоохранители». // [Электронный ресурс]: URL: fsin.ru (Дата обращения: 22.09.2022 г.);

9. «Набат для Колокольцева: почему тревожные новости о «подвигах» сотрудников МВД уже не удивляют». // [Электронный ресурс]: URL: t.me (Дата обращения 22.09.2022 г.);

10. «Охота в Тверской губернии: Генеральская охота обернулась трагедией». // [Электронный ресурс]: URL: vk.com. (Дата обращения: 22.09.2022 г.);

11. «Летопись мерзости: дело об изнасиловании дознавательницы в Уфе противоречит приговору». // [Электронный ресурс]: URL: mkset.ru (Дата обращения: 22.09.2022 г.);

12. Грудинин Н.С. Уголовная статистика преступлений должностных лиц в сфере осуществления правосудия. // [Электронный ресурс]: URL: cyberleninka.ru. (Дата обращения: 22.09.2022 г.);

13. «У правоохранителей стабильная преступность». // [Электронный ресурс]: URL: comer-sant.ru. (Дата обращения: 22.09.2022 г.);

14. Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности (теоретические и методологические проблемы) (Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук). // Киев, 1990. - 374с. - С. 3-7;

15. «Рейтинг вузов МВД в 2022 году - все институты, академии, университеты, России». // [Электронный ресурс]: URL: institut-mvd.ru (Дата обращения: 22.09.2022 г.);

16. Павлов О.Ф. Профессиональная правовая культура в сфере правоохранительной службы (на примере сотрудника милиции) (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук). // Нижний Новгород, 2005. // [Электронный ресурс]: URL: Dis-sercat. (Дата обращения: 22.09.2022 г.);

17. Абдрасулов Е.Б., Ибрагимов Ж.И., Толеуха-нова Г.А. Формирование и укрепление профессиональной правовой культуры: опыт зарубежных стран. // «Вестник Института законодательства и правовой информации РК», № 2(56), 2019. - С. 107-113.

THE ROLE OF LEGAL CULTURE IN THE TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Tsvetikova T.V., Oxamytny V.V.

Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, Institute of International Law and Economics named after A.S. Griboyedov

In order to improve the legal culture of future law enforcement officers of the Russian Federation at the public and state levels, it is necessary to pay increased attention to the educational process and the content of educational materials in organizations that train ^ relevant personnel. In this case, we are talking not only about the ^ quality of training and the attitude of specific individuals to it, but also — about their desire to subsequently apply the acquired competencies oj in practice. It is impossible not to take into account the degree of im-еч provement of professional legal awareness here: it is his immaturity ° that leads to incidents related to the names of such dishonest law z enforcement officers as Evsyukov D.V., employees of the OP "Dal-

ny" in Tatarstan, the precinct 75th police department in the Nevsky district D. Nazarov, etc.

From the examples given, it follows that not only agents of the immediate environment (parents and other relatives, friends and acquaintances) should participate in the formation of the professional legal culture of future law enforcement officers, but also teachers and officials of those structures in which places for training and professional practices are provided to students and graduates of specialized educational institutions.

Keywords: "regulatory and legal framework regulating the process of formation of the legal culture of law enforcement officers"; "professional legal culture"; "educational standard of training of law enforcement officers"; "agents of formation of the legal culture of law enforcement officers"; "measures to prevent and prevent illegal acts of law enforcement officers".

References

1. Order on approval of the Federal State educational standard of secondary vocational education in the specialty 40.02.02. Law enforcement activity dated 12.05.2014 No. 509;

2. Beletskaya Ya.A. Qualification requirements for employees of internal affairs bodies, regulatory criteria for their establishment. // "Police activity", 2019, No. 3. - p. 35-41;

3. Federal Law of the Russian Federation "On Police" dated 07.02.2011 No. 3 - FZ (ed. dated 21.12.2021 No. 424-FZ) - Article 5;

4. Federal Law of the Russian Federation No. 40-FZ of 03.04.1995 (ed. from 04.08.2022) "On the Federal Security Service" - Part 1 of Article 5;

5. Federal Law of the Russian Federation No. 114-FZ dated 21.07.1997 (as amended on 30.04.2021) "On Service in the Customs Authorities of the Russian Federation" - Part 2 of Article 7;

6. Balandin A. L. The concept of professional crimes committed by employees of internal affairs. // "Bulletin of Omsk University". The series "Law". 2020. vol.17, No. 2. - pp. 91-99;

7. Bavsun I.G. Prospects for the formation of a professional standard of an employee of the internal affairs bodies. // "Bulletin of the Omsk Law Academy". 2016, No. 2 (31). - pp. 74-78;

8. "How former security officers and law enforcement officers serve their sentences." // [Electronic resource]: URL: fsin.ru (Accessed: 22.09.2022);

9. "Alarm bell for Kolokoltsev: why disturbing news about the "exploits" of the Interior Ministry employees are no longer surprising." // [Electronic resource]: URL: t.me (Accessed 22.09.2022);

10. "Hunting in the Tver province: The General's hunt turned into a tragedy." // [Electronic resource]: URL: vk.com. (Accessed: 22.09.2022);

11. "Annals of abomination: the case of the rape of an investigator in Ufa contradicts the verdict." // [Electronic resource]: URL: mkset. ru (Date of appeal: 09/22/2022);

12. Grudinin N.S. Criminal statistics of crimes of officials in the field of justice. // [Electronic resource]: URL: cyberleninka.ru. (Accessed: 22.09.2022);

13. "Law enforcement officers have stable crime." // [Electronic resource]: URL: comersant.ru. (Accessed: 22.09.2022);

14. Oxamytny V.V. Lawful behavior of a person (theoretical and methodological problems) (Dissertation for the degree of Doctor of Law). // Kiev, 1990. - 374s. - pp. 3-7;

15. "Rating of universities of the Ministry of Internal Affairs in 2022 -all institutes, academies, universities, Russia". // [Electronic resource]: URL: institut-mvd.ru (Date of application: 22.09.2022);

16. Pavlov O. F. Professional legal culture in the field of law enforcement (on the example of a police officer) (Abstract of a dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences). // Nizhny Novgorod, 2005. // [Electronic resource]: URL: Dissercat. (Accessed: 22.09.2022);

17. Abdrasulov E.B., Ibragimov Zh.I., Toleukhanova G.A. Formation and strengthening of professional legal culture: the experience of foreign countries. // "Bulletin of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan", № 2(56), 2019. - Pp. 107-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.