УДК 340.11 ББК 67.05 Х 16
И.Б. Хаконова
Роль правосознания в правовой жизни общества
(Рецензирована)
Аннотация:
Статья посвящена исследованию правосознания как формы общественного сознания, его роли в современной общественной жизни.
Правосознание и его роль в жизни общества несомненно огромны. Правосознание является органичной составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль их механизма и инструмента. Ведь чем выше уровень правосознания, тем крепче законность и правопорядок.
Ключевые слова:
Право, сознание, правовое сознание, функции правосознания.
Сознание представляет собой форму отражения (познания) человеком окружающего его мира, а также его отношения к этому миру в форме разного рода оценок и предложений по усовершенствованию, изменению конкретных социальных и природных явлений, процессов, созданию новых материальных или духовных благ. Правосознание является частью, видом сознания. Правовое сознание - это совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.
Сознание возникает в процессе и результате деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты по результатам деятельности его субъектов.
Согласно теоретической концепции основные функции правосознания - это познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие практически охватываются ими, например, информативная или прогностическая.
Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний (идей, категорий, взглядов, представлений), являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка». Значения
всегда вызывают у человека определенное отношение, т.е. они оцениваются.
Оценочная функция вызывает к жизни определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и целью деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.
В содержание правосознания входят четыре вида оценочных отношений: к праву (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам или правонарушителям); к правоохранительным органам и их деятельности (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел); к своему правовому поведению -самооценка. [1]
В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование - интеллектуально-эмоционально-волевое, или правовая установка. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность
личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно, правовая ориентация - это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.
Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и т.п. и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения. Это позволяет определить в целом роль правосознания как внутреннего, личностного механизма регулирования поведения (деятельности) людей в юридически значимых ситуациях.
В литературе сформулированы три правила функционирования правосознания.
Первое правило: «Соблюдай добровольно действующие законы и борись лояльно за новые, лучшие». Человек призван к внутреннему самоосвобождению в пределах закона, а не к внешнему самоосвобождению от них, как это имеет место в период революции, анархии и деспотизма и ведет к гибели государства. Второе правило: «освободи себя внутренне посредством добровольного самообязывания и ищи свободы только через закон, под законом, что действительно необходимо для личности и общества, если этот закон правовой, т. е. нормативно закрепляющий справедливость». Третье правило связывается с творческим характером правосознания, который проявляется тогда, когда создаются новые качественные и эффективные правовые законы, и тогда, когда они применяются к живым отношениям людей в соответствии с их подлинным смыслом и правовой совестью! Кроме того, для определения должного качества правосознания необходимо учитывать степень практического владения этими знаниями, умение применять право, действовать в соответствии с правовыми предписаниями.
Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.
Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.
Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка. [2]
Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Современное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.
Все исследователи единодушны в том, что чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок (при условии его положительной направленности). Тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Регулирование означает, с одной стороны, побуждение к действию, приказ или сти-
муляцию соответствующего поступка, поведения, с другой - установление границ поведения, запрещение выхода за их рамки, дозволение действовать в их пределах. Указанная роль правосознания вытекает прежде всего из основного социального назначения права -управлять деятельностью людей в различных видах общественных отношений в соответствии с государственной воле народа и (или) элиты, выраженной в законе и обеспечивающей сочетание интересов личности, общества, государства. Одна из особенностей правосознания состоит в том, что оно является нормативно-предписывающим, обязывает к определенным действиям на основе и по результатам возможных вариантов поведения с правовыми принципами и нормами, общий, абстрактный характер правовых норм порождает трудности, так как закон имеет всеобщий характер, а ситуация - конкретна. Единичное подводится под всеобщее с помощью суждения. Суждение же чаще и проблематично, и вероятно. Это требует предвиденья в рамках самой нормы, а, следовательно, участия правосознания и его высшего проявления - мышления.
Правосознание играет регулирующую роль и в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов, всех видов конкретных юридических решений. Здесь действует профессионально-юридическое правосознание как разновидность правосознания.
Естественно, что органически присущую роль инструмента оценки действий и их результата при осуществлении правоохранительной функции законодатель закрепил за правосознанием в уголовно-процессуальном праве. Законодательство требует, чтобы государственные органы, ведущие судопроизводство при разрешении уголовных дел и оценке доказательств руководствовались правосознанием. В сложном процессе правоприменения в правосознании правоохранителей вырабатываются образцы поведения в типовых ситуациях, которые объективируются в принимаемых ими индивидуально-правовых актах. Так осуществляется перевод явлений сознания в собственно право и обязанности конкретных субъектов права. Это свидетельство того, что правосознание существует и действует параллельно с пра-
вом, иногда заменяет и всегда отражает его «всю правовую действительность».
Оценка результатов деятельности и каждого решения в правовой сфере также производится с помощью такого инструмента (механизма) как правовое сознание. Результатом оценки является признание поведения (деятельности) правомерным или противоправным, а если противоправное поведение совершается специальным субъектом - должностным лицом, работником правоохранительных органов на службе или в связи со службой - нарушением законности.
Таким образом, правосознание является органичной составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль их механизма и инструмента.
Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, наиболее чувствительным к всяким подвижкам, играющим определяющую роль в выборе варианта поведения, соответствующего правовому предписанию или правонарушающего являются ценностные отношения к праву в целом, к отдельным его нормам и институтам, к практике их применения, соблюдения и нарушения, к собственному правовому поведению.
Вывод об определяющей роли ценностных отношений к правовой действительности в настоящее время, по существу, является общепризнанным. Для юристов-профессионалов, для государственных и муниципальных служащих одинаково значимыми являются правовые знания или правовая подготовка, устойчиво положительное отношение к праву и практике его реализации, т. е. ценностное отношение и умение применять право.
Устойчиво положительное отношение к праву и практике его реализации в наибольшей мере чем правовые знания, подвержено деформации (нежелательным изменениям). Ценностно-нормативная сфера личности выступает в качестве интегративной характеристики субъективного (духовного) мира личности.
Деформация (перерождение) правосознания, ее виды:
1. Правосознание испытывает влияние правовой сферы.
2. Нет эталонного правосознания, по которому пристало судить об искажении существующего правосознания.
3. В твердом теле деформация проявляется в изменении расположения отдельных его точек, в юриспруденции деформацию правосознания можно контролировать по изменению социальной ценности права.
Классификация правосознания по аксиологическим (оценочным) критериям весьма обширно. Ее крайними позициями являются:
1. Правовой нигилизм - это правовое сознание, построенное на тотальном отрицании какой бы то ни было социальной ценности права и его способности быть сколько-нибудь приемлемым средством регулирования общественных отношений.
2. Правовой фетишизм - это правосознание, расценивающее право как предмет слепого положения, приписывающее закону, праву магическое влияние.
Все остальные виды деформированного правосознания - правовой идеализм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой конформизм и тому подобное - располагаются внутри указанного диапазона.
Наиболее опасная деформация - правовой нигилизм, ведущий к правовой анархии, правовому беспределу. В литературе высказываются
различные точки зрения на причины возникновения и способы его «лечения». Наиболее основательным представляется совет И.А. Ильина: «Россию спасет патриотическое объединение людей и народностей на основе веры в Бога, верности, чести, служения и жертвенности при постоянном привлечении творчески сильных и идейно талантливых людей снизу».
Профессиональному правосознанию юристов угрожает стереотипизация - устойчивое, стандартизированное отношение юриста-
практика к тем или иным правовым явлениям, субъектам права, сформировавшееся под влиянием накопленного опыта и сложившихся условий (обвинительный уклон, презумпция собственной непогрешимости, ориентация на ужесточение наказаний, стереотип секретности и закрытости и тому подобное). [3]
Примечания:
1. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура, // Юрист. - 1998. - №11/12.
2. Окара А.Н. Правосознание - центральная катего-
// .1999. - №6.
3. . .
сознания // История государства и права. - 2004.